ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ

««Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»»

В романе Г. Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени — Рахметовым. «Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается…» «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.

Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, — считает Г. Н. Чернышевский, — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность». По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»).

Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение. Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, Г. Н. Чернышевский подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.

Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение Г. Н. Чернышевский отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).

С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества». В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.

Читайте также:  Краткое содержание романа «Три мушкетера» А. Дюма

Таким образом, Г. Н. Чернышевский точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа — Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.

К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.

Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.

Жизнь нового человека, по утверждению Г. Н. Чернышевского, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, Г. Н. Чернышевский идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.

Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.

«Новые люди» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (2)

Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения.

Революционер-демократ Чернышевский, последователь Белинского, близок и дорог всем честным людям земли своей верой в лучшее будущее трудового человечества, своим историческим оптимизмом. Роман Чернышевского “Что делать?” явился политическим завещанием, обращенным к революционной молодежи. Сила романа заключается в том, что он убеждает в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни. Он отвечает на самый главный вопрос эпохи: что делать людям, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное завтра своей Родины и всего человечества. Герои Чернышевского — прогрессивные люди России. Они убежденные социалисты, конечная цель их деятельности — народная революция. В них воплощены черты характера зарождавшихся в России революционеров с их непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и Родине. В героях романа — лучшие черты самого Чернышевского и его друзей.

Лопухов и Кирсанов — типичные демократы-разночинцы, своим трудом создали себе возможность получить образование. Они атеисты и материалисты по мировоззрению. “Новые люди” Чернышевского не только разрушают старый мир, но и сами строят новое общество. Они признают искусство, эстетическое воздействие на человека красоты природы, свято верят в дружбу и проявляют товарищеское отношение к женщине. Всю свою жизнь они отдают народу, работают на благо его, не щадя сил, и находят в этом огромное удовлетворение. Герои Чернышевского готовы даже на то, чтобы люди осудили их поведение, если это нужно для общего блага.

Герои Чернышевского страстно защищают свое право на самоуважение. Это и есть их “выгода”, их “эгоизм”. Как настоящие революционеры, Лопухов и Кирсанов хотят счастья, равенства, братства для всех народов. Так Лопухов, попав в Америку, активно включается в борьбу за освобождение негров.

Чернышевский дал в своем романе образ “новой женщины”, Веры Павловны, которую Лопухов спас из “подвала мещанской жизни”. Вера Павловна гармонически развитый человек. Она активно помогает своим товарищам во всех их начинаниях. Особенно замечательно в ней стремление совершенствоваться — она решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям.

Мы видим, что вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы тогда России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения.

Чернышевский осознавал, что изображенные в романе люди -его мечта. Но эта мечта в то же время оказалась пророчеством. “Пройдут года, — говорит автор романа о типе нового человека, — и он возродится в более многочисленных людях”.

Дело Чернышевского продолжили другие люди. Они во многом ушли от него вперед, но они исходили из тех основ, которые он закладывал, живя и работая в крепостнической России.

“Новые люди”, о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. “Новые люди” в произведении – разночинцы.

Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. “Главное их стремление – чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве”. “Новые люди” верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…” Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели – развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич – более спокойный, Александр Матвеевич – эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой.

Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других.

Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать “новых людей”. Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, “новых людей” станет больше. Вера Павловна – иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов – особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой – “соль соли земли, двигатель двигателей”.

Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели. Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: “Рахметов – натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог”.

“И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов – люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела”. “Новые люди” – люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все “новые люди” жили по “теории разумного эгоизма”.

Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, “новые люди” во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. “Новые люди” – не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу.

Вот почему любовь у них чиста и благородна.

“Новые люди” в романе Николая Чернышевского “Что делать?”« Тема любви и дружбы в произведениях ЛермонтоваРазвитие художественной прозы в последние десятилетия XIX века »400.jpg

Что делать?

Николай Гаврилович Чернышевский

Краткое изложениеЧитается примерно за 10 минутыСочинения116 сочиненийГлавные героиИ их характеристикаСтатьи критиковСочинение

В романе <nobr>Г. Н. Чернышевского</nobr> особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени — Рахметовым. «Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается…» «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений. Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, — считает <nobr>Г. Н. Чернышевский</nobr>, — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность». По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»). Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение. Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, <nobr>Г. Н. Чернышевский</nobr> подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу. Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение <nobr>Г. Н. Чернышевский</nobr> отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе). С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества». В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих. Таким образом, <nobr>Г. Н. Чернышевский</nobr> точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа — Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни. К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство. Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве. Жизнь нового человека, по утверждению <nobr>Г. Н. Чернышевского</nobr>, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, <nobr>Г. Н. Чернышевский</nobr> идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой. Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.

Другие сочинения по этому произведению

«Без великодушных идей человечество жить не может». <nobr>Ф. М. Достоевский</nobr>. (По одному из произведений русской литературы. — <nobr>Н. Г. Чернышевский</nobr>. «Что делать?».)«Величайшие истины — самые простые» Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский «Что делать?»)Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?«Новые люди» ЧернышевскогоОсобенный человек РахметовПошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?«Разумные эгоисты» Н. Г. ЧернышевскогоБудущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Н.Г.Чернышевский «Что делать?»Новые люди (по роману «Что делать?»)Новые люди в «Что делать?»Образ РахметоваОбраз Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»От Рахметова до Павла ВласоваПроблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Проблема счастья в романе <nobr>Н. Г. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Рахметов — «особенный» герой романа Н. Чернышевского «Что делать?»Рахметов в ряду героев русской литературы XIX векаРахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать»)Рахметов как «особенный человек» в романе <nobr>Н. Г. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автораРоман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношенияхСны Веры Павловны (по роману <nobr>Н. Г. Чернышевского</nobr> «Что делать?»)Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Теория «разумного эгоизма» в романе <nobr>Г. Н. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Художественное своеобразие романа «Что делать?»Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?»Ответ автора на вопрос в заглавииСистема образов в романе «Что делать»Роман «Что делать?»Анализ эволюции литературных героев на примере образа РахметоваРоман Чернышевского «Что делать»Композиция романа Чернышевского «Что делать?»Главная тема романа «Что делать?»Творческая история романа “Что делать?”Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?»Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Новое отношение к женщине в романе «Что делать?»Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанраХарактеристика образа Мерцалова Алексея ПетровичаО человеческих отношенияхКакие ответы дает роман «Что делать?»«Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот терминЧернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философЧерты утопии в романе Николая Чернышевского «Что делать?»ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»Чем близки мне нравственные идеалы «новых людей» (по роману Чернышевского «Что делать?»)Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы»Николай Гаврилович ЧернышевскийРахметов и новые люди в романе «Что делать?»Что привлекает меня в образе РахметоваГерой романа «Что делать?» РахметовРеалистический роман в Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Сочинение на тему труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать?»Характеристика образа Марьи Алексеевны в романе «Что делать?»Русский утопический социализм в романе Чернышевского «Что делать?»Сюжетное построение романа «Что делать?»Чернышевский Н. Г. «Что делать?»Есть ли истина в романе Чернышевского «Что делать?»Отражение гуманистической идеи автора в героях романа «Что делать?»Любовь в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать»Рахметов — «особенный» герой романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»Руководство к действиюОбразы разночинцев в романе И.С. Тургенева «Отцы и Дети» и в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романеОбщество будующего в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и наша современностьМЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКАПублицистичность в романе Чернышевского «Что делать?»«Без великодушных идей человечество жить не может» Ф.М.Достоевский (Поодному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский «Что делать?»)Что значит быть «особенным» человеком?Развитие общественной мысли в литературе XIX векаЭПОХА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II И ПОЯВЛЕНИЕ «НОВЫХ ЛЮДЕЙ», ОПИСАННЫХ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГОПоявление «Новых людей»«Особенный человек» как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Что я понял, прочитав роман «Что делать?»Творческое сочинение: Роман Чернышевского «Что делать»Центральный персонаж произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?»Публицистичность в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Авторское сочинение: Система образов в романе «Что делать»Н. Г. Чернышевский и роман «Что делать?»Роман Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношенияхОбраз Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»В чем сила романа Н.Чернышевского «Что делать?»Кто они «новые люди» в романе «Что делать?»Социалистический идеал Н. Г. ЧернышевскогоГде роскошь, там гнусность! (сочинение по роману «Что делать?»)«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе Н. Г Чернышевского «Что делать?»Роль личного начала в созидании собственной судьбыБогатство умственной жизни «новых людей»Противопоставление «новых людей» старому мируНравственный облик, душевная красота «новых людей»Смысловые пласты романа романа «Что делать?»Сны Веры Павловны в романе ЧернышквскогоХарактеристика образа АвтораХарактеристика образа Мерцаловой Натальи АндреевныХарактеристика образа Розальского Павла КонстантинычаХарактеристика образа Сторешникова Михаила ИванычаСоциалистический утопизм Чернышевского и роман-антиутопия XX векаОбщество будущего в четвёртом сне Веры ПавловныЛопухов и Кирсанов в романе «Что делать?»«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе «Что Делать?»Жанр и композиция романа «Что делать?»Роман Чернышевского «Что делать?» и наша современностьРомантический пафос романа «Что делать?»Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского Что делать и наша современностьХарактеристика образа Рахметова400.jpg

Что делать?

Николай Гаврилович Чернышевский

Краткое изложениеЧитается примерно за 10 минутыСочинения116 сочиненийГлавные героиИ их характеристикаСтатьи критиковСочинение

Другие сочинения по этому произведению

«Без великодушных идей человечество жить не может». <nobr>Ф. М. Достоевский</nobr>. (По одному из произведений русской литературы. — <nobr>Н. Г. Чернышевский</nobr>. «Что делать?».)«Величайшие истины — самые простые» Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский «Что делать?»)«Новые люди» в романе <nobr>Г. Н. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?«Новые люди» ЧернышевскогоОсобенный человек РахметовПошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?«Разумные эгоисты» Н. Г. ЧернышевскогоБудущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Н.Г.Чернышевский «Что делать?»Новые люди (по роману «Что делать?»)Новые люди в «Что делать?»Образ РахметоваОбраз Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»От Рахметова до Павла ВласоваПроблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Проблема счастья в романе <nobr>Н. Г. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Рахметов — «особенный» герой романа Н. Чернышевского «Что делать?»Рахметов в ряду героев русской литературы XIX векаРахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать»)Рахметов как «особенный человек» в романе <nobr>Н. Г. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автораРоман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношенияхСны Веры Павловны (по роману <nobr>Н. Г. Чернышевского</nobr> «Что делать?»)Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Теория «разумного эгоизма» в романе <nobr>Г. Н. Чернышевского</nobr> «Что делать?»Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Художественное своеобразие романа «Что делать?»Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?»Ответ автора на вопрос в заглавииСистема образов в романе «Что делать»Роман «Что делать?»Анализ эволюции литературных героев на примере образа РахметоваРоман Чернышевского «Что делать»Композиция романа Чернышевского «Что делать?»Главная тема романа «Что делать?»Творческая история романа “Что делать?”Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?»Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Новое отношение к женщине в романе «Что делать?»Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанраХарактеристика образа Мерцалова Алексея ПетровичаО человеческих отношенияхКакие ответы дает роман «Что делать?»«Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот терминЧернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философЧерты утопии в романе Николая Чернышевского «Что делать?»ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»Чем близки мне нравственные идеалы «новых людей» (по роману Чернышевского «Что делать?»)Николай Гаврилович ЧернышевскийРахметов и новые люди в романе «Что делать?»Что привлекает меня в образе РахметоваГерой романа «Что делать?» РахметовРеалистический роман в Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Сочинение на тему труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать?»Характеристика образа Марьи Алексеевны в романе «Что делать?»Русский утопический социализм в романе Чернышевского «Что делать?»Сюжетное построение романа «Что делать?»Чернышевский Н. Г. «Что делать?»Есть ли истина в романе Чернышевского «Что делать?»Отражение гуманистической идеи автора в героях романа «Что делать?»Любовь в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать»Рахметов — «особенный» герой романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»Руководство к действиюОбразы разночинцев в романе И.С. Тургенева «Отцы и Дети» и в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романеОбщество будующего в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и наша современностьМЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКАПублицистичность в романе Чернышевского «Что делать?»«Без великодушных идей человечество жить не может» Ф.М.Достоевский (Поодному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский «Что делать?»)Что значит быть «особенным» человеком?Развитие общественной мысли в литературе XIX векаЭПОХА ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II И ПОЯВЛЕНИЕ «НОВЫХ ЛЮДЕЙ», ОПИСАННЫХ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГОПоявление «Новых людей»«Особенный человек» как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Что я понял, прочитав роман «Что делать?»Творческое сочинение: Роман Чернышевского «Что делать»Центральный персонаж произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?»Публицистичность в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Авторское сочинение: Система образов в романе «Что делать»Н. Г. Чернышевский и роман «Что делать?»Роман Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношенияхОбраз Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»В чем сила романа Н.Чернышевского «Что делать?»Кто они «новые люди» в романе «Что делать?»Социалистический идеал Н. Г. ЧернышевскогоГде роскошь, там гнусность! (сочинение по роману «Что делать?»)«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе Н. Г Чернышевского «Что делать?»Роль личного начала в созидании собственной судьбыБогатство умственной жизни «новых людей»Противопоставление «новых людей» старому мируНравственный облик, душевная красота «новых людей»Смысловые пласты романа романа «Что делать?»Сны Веры Павловны в романе ЧернышквскогоХарактеристика образа АвтораХарактеристика образа Мерцаловой Натальи АндреевныХарактеристика образа Розальского Павла КонстантинычаХарактеристика образа Сторешникова Михаила ИванычаСоциалистический утопизм Чернышевского и роман-антиутопия XX векаОбщество будущего в четвёртом сне Веры ПавловныЛопухов и Кирсанов в романе «Что делать?»«Добрые, сильные, честные и умеющие» в романе «Что Делать?»Жанр и композиция романа «Что делать?»Роман Чернышевского «Что делать?» и наша современностьРомантический пафос романа «Что делать?»Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского Что делать и наша современностьХарактеристика образа РахметоваИспользуемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/starye-lyudi-v-romane-chto-delat.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/novye-lyudi-v-romane-nikolaya-chernyshevskogo-chto-delat/
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/8557
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/28969

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт