Образ Коробочки в поэме «Мертвые души»

Скачать:

Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:

Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Крестьяне деревни

Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.

Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.

Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.

Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.

Мертвые души

У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:

Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

История создания

Краткая биография Чичикова

Образ и характеристика Чичикова

Образ и характеристика Ноздрева

Образ и характеристика Манилова

Образ и характеристика Собакевича

Образ и характеристика Плюшкина

Образ и характеристика Коробочки

Образы помещиков

Образ России в поэме

Образ и характеристика города NN

Крестьянская русь в поэме. Сочинение

Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Добавить в избранноеKorobochka-Hudozhnik-P-Boklevskij-gogol.jpg

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания персонажа Чичикова, но и главной мысли поэмы.

Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.

Оглавление:

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

00e168fedb298297750a1d503b7c7e5271159252.jpgС почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая».  Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку.  Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Отношение к окружающим

Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.

Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные — денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Жизненные цели

Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».

В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Первое впечатление о помещице

Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Заключение

Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.

Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.

Рубрики Это интересно

Среди помещиков, посещенных Чичиковым, есть один женский персонаж. Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» появляется как будто бы случайно: Павел Иванович заблудился в поисках поместья Собакевича. Женщина-помещица не становится исключением, в ней, как и в мужчинах, верх взяли деньги, и умерла душа.

Мелкая помещица

В имении Настасьи Петровны Коробочки всего 80 крепостных. Даже у Плюшкина крестьян больше. Но количество людей не уменьшает ее деловитости и практичности. Для нее их даже много: «…без малого восемьдесят». Автор называет ее небольшой помещицей. Женщина привыкла прибедняться, она ждет сострадания и помощи. В речи ее много причин, по которым ее следует жалеть:

  • «…времена плохи»;
  • «…такой неурожай, что Боже храни…»;
  • убытки от невыгодных торгов.

Коробочка – торговка. Причем на продажу идет множество товаров:

  • Мед;
  • Сало;
  • Перья;
  • Пенька.

Настасья Петровна предлагает купцам все, чем заняты крепостные. Каждый раз женщина боится продешевить. Кратко об образе Коробочки можно сказать, что это типичный представитель целого класса помещиц.

Индивидуальность или типичность

Автор, описывая образ, постоянно говорит о типичности помещицы. Таких много на Руси. Голову женщина держит набок, как бы прячет взгляд от собеседника. Истинное положение дел у помещиц не такое уж плохое. Денежки складываются в мешочки, убираются в комод. Они греют душу, но не тратятся.

Помещицу нельзя назвать верующей женщиной. Она одновременно верит Богу и черту. Коробочка гадает на картах, так занимают свое время во всех глубоких деревнях и крупных городах. Внешне, кажется, что женщина глупа и беззащитна, но это только первое впечатление. У помещицы огромный опыт судебных тяжб. Любые проблемы она решает через суд. Все черты индивидуальности оказываются типичными. Коробочки наполнили глубинку, встречаются в столице.

Особенность персонажа

Помещица не удивлена предложением гостя приобрести мертвые души. Ее волнует только вопрос цены. Как продать, чтобы не остаться внакладе. Предприимчивый ум работает быстро. Помещица хочется повременить с торгами. Она планирует добраться до города и узнать настоящую цену на новый товар. Душа женщины так закостенела, что становится страшно. Классик называет ее дубинноголовой. В этом эпитете все: черствость, отсутствие веры, пустота, ограниченность взглядов. Классик дает мертвым душам Коробочки странные прозвища. Их можно признать не именами, а дополнениями к характеру: кирпич (крепкий), корыто (пьяница), колесо (умелый). Прозвища придуманы народом. Они яркие и жизненные, в отличие от помещицы, для которой стала говорящей фамилия. Душа спрятана в коробочку, где хранится она неизвестно. Возможно, глубоко в комоде.

Положительные черты образа

Можно попробовать назвать положительные черты характера:

  • Бережливость: в доме все скромно, нет излишеств и изящных предметов;
  • Экономность: мешочки с деньгами укладываются в комод и берегутся на неизвестные цели;
  • Скрытность: никто не знает, каков достаток помещицы;
  • Умение разжалобить: купчиха прибедняется перед всеми. Никому она не представляется крепкой хозяйкой.
  • Смелость: женщина знает, где найти защиту, она пишет просьбы в суды, не боясь последствий и потерь.
  • Умение вести хозяйство: ухоженный господский дом, крепкие избенки крестьян, запасные телеги.

В поместье Чичиков видит бойких крепких крестьян. Они все заняты делом, выполняют порученное им занятие качественно, это подтверждает умение Коробочки вести хозяйство.

Вокруг дубинноголовой хозяйки летает огромное количество мух. Переносчики грязи и микробов олицетворяют ее мир. Нет настоящих чувств и эмоций, все продается. Написать сочинение «Образ Коробочки» поможет информация предложенного текста.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка)Содержание:Образ этой помещицы довольно интересен – он отражает один из характерных для того времени представителей общества.

Характеристика образа Коробочки

Дом Коробочки стоит в уединенном месте, вдали от основных дорог. Это указывает на удаленность и замедленность жизни в имении, которая кажется практически застывшей. Коробочка показана как больная старая женщина, которая не заботится о внешности и постоянно жалуется на болезни и бессонницу. Настасья Петровна не относится к бедным помещикам, но все же очень любит прибедняться.Деревня помещицы не маленькая и ухоженная. Она помнит наизусть имена всех крестьян, даже тех, кого уже нет в живых. Всего ее деревня насчитывает около 80-ти душ.Помещица Коробочка считает должным отстаивать свои интересы в суде и не брезгует для личной выгоды подкупом чиновников. Когда Чичиков хочет разузнать у нее о соседях, из боязни упустить выгоду она притворяется, что никогда не слышала о Манилове и Собакевиче. Рис. 1. Настасья Петровна Коробочка. В. Е. Маковский, 1901 год</figcaption>Наиболее яркими чертами характера Коробочки являются:

  • Гостеприимство. Изначально хозяйка создает неплохое впечатление, радушно приняв неизвестного гостя, несмотря на обстоятельства, и позаботившись о нем. Она предлагает Чичикову еду, растереть спину после падения и даже почесать пятки. Также она приказывает прислуге вычистить его одежду. Обед у помещицы был очень хорош.
  • Меркантильность. С развитием событий раскрывается глупость Коробочки и ее меркантильность. Она не понимает, зачем гостю понадобились мертвые души крестьян, отчаянно пытаясь рассчитать, в чем выгода. Про себя Чичиков называет ее “дубинноголовой” и “крепколобой” (цитатная характеристика). Однако она не упускает возможности заработать, считая мертвые души таким же товаром, как мука, мед или пенька. Она отчаянно торгуется, выбивая цену повыше. После заключения сделки она все-таки угощает гостя яствами.

Важно! Ее кругозор ограничен хозяйственными проблемами и зарабатыванием денег, которые она стремится просто сложить в комод и хранить. Коробочка озабочена накопительством – в разные мешочки она собирает полтиннички, четвертачки, целковые на пестрядевые платочки и прячет их в комод.

  • Хозяйственность. Несмотря на болезни и почтенный возраст, она не сидит сложа руки, а все время занимается своим небольшим имением. Дом Коробочки невелик, но хорошо устроен – в нем много птицы, вдоль границ поместья тянутся огороды и сады, хотя по всему имению полно мух.

Рис. 2. Чичиков и Коробочка в гостиной Коробочки. В. Е. Маковский, 1901 год</figcaption>

Духовность и интересы Коробочки

Коробочка показана как невежественный и очень суеверный персонаж. Она верит, что если гадать после молитвы, присниться черт и т.п. Ее манера говорить очень примитивна, а вкусы – старомодны. Они отражаются в обстановке, которая не менялась со времен Павла Петровича, часах, которые уже не бьют, а шипят и т.д.Ничто в ее доме и разговоре не указывает на активную жизнь и другие интересы, кроме денег.

Важно! Гоголь поставил персонаж Коробочка на низшие ступени лестницы человеческого совершенствования. По мнению автора, она недалеко ушла от Манилова и Собакевича.

Рис. 3. Чичиков и Коробочка. В. Е. Маковский, 1901 год</figcaption>Поэма “Мертвые души” — яркий пример классической русской литературы. Н. В. Гоголь создал красочную панораму общества чиновников и помещиков России того времени, раскрыв типичные характеры, особенности менталитета и шокирующие парадоксы этих людей. Центральной мыслью проходит утверждение гибели духовности человека и расцвет меркантильности и ограниченности. Внутренний и внешний облик помещиков ярко указывает на самые большие пороки помещиков и их пагубные страсти.Более наглядно поможет понять этот образ предложенное видео.

Еще статьи по поэме «Мертвые души»:

Тест для закрепления материала

  1. 1Коробочка была женщиной:
    • <label>Молодой</label>
    • <label>Средних лет</label>
    • <label>Преклонного возраста</label>

    Вопрос 1 из 7

  2. 2На что Коробочка якобы копила деньги?
    • <label>На дом</label>
    • <label>Чтобы купить еще крестьян</label>
    • <label>На пестрядевые платочки</label>

    Вопрос 2 из 7

  3. 3Сколько крестьян у Коробочки?
    • <label>30</label>
    • <label>50</label>
    • <label>80</label>

    Вопрос 3 из 7

  4. 4Умственные способности помещицы Чичиков описывает как:
    • <label>Умна</label>
    • <label>Дубинноголовая</label>
    • <label>Достаточно сообразительна</label>

    Вопрос 4 из 7

  5. 5Обстановка в доме Коробочки:
    • <label>Все новое и чистое</label>
    • <label>Красивая и небогатая</label>
    • <label>Все старое и давно не обновлялось</label>

    Вопрос 5 из 7

  6. 6Главной ценностью для помещицы является:
    • <label>Деньги</label>
    • <label>Семья</label>
    • <label>Вера</label>

    Вопрос 6 из 7

  7. 7К предложению продать мертвые души Коробочка отнеслась:
    • <label>Крайне отрицательно</label>
    • <label>Не поняла зачем, но продала</label>
    • <label>Согласилась сразу</label>

    Вопрос 7 из 7

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

статьи

obraz-korobochki.jpg

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям  – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Скупая

Мелочная

Алчная

Лицемерная

Подозрительная

Глупая

Ограниченная

Упрямая

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.

Похожие статьи:

obraz-manilova-mertvye-dushi-gogol-229x300.jpg

Анализ образа Манилова

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Сюжетно-композиционные особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Творчество Джорджа МартинаИван Алексеевич Бунин — жизнь, творчество и любовьТоп-3 лучших книг для родителей по воспитанию детейОбраз Андрея Болконского, Л. Толстой «Война и мир»Книги о дружбе для малышейИспользуемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1388-harakteristika-korobochki-mertvye-dushi.html
  • https://101student.ru/literatura/obraz-korobochki-mertvye-dushi.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obraz-korobochki-kratko.html
  • https://nauka.club/literatura/korobochka-iz-mertvyx-dush-n-v-gogolya-xarakteristika-personazha.html
  • https://chitatelnica.ru/stati/obraz-korobochki-mertvye-dushi.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт