Образ и характеристика матери Базарова (Арина Власьевна) в романе Отцы и отцы Тургенева

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Мать Базарова (Арина Власьевна) в романе Отцы и отцы

Арина Власьевна – мама Евгения Базарова одна из персонажей второго плана. Живут они с мужем, отцом Евгения, в далеком селе. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины, живущей в то время. Даже читателю кажется, что ее образ соответствует женщине далекой, чуть ли не средневековой России.

Одной из главных особенностей матери Базарова была ее набожность. Она верила в приметы и гадания, была чувствительна и внимательна, какой и должна быть настоящая мать. Тургенев уделяет внимание подробному описанию того, во что верила эта женщина, подробно описывая каждую деталь. Как любой набожный человек, она строго постилась, однако в другое время любила плотно покушать.

Она была умна и, должно быть, поэтому с мягкостью и добротой относилась к тем, кто служил у них. Ведь она прекрасно понимала, что есть люди, которые должны указывать и приказывать, а есть те, которые должны молча повиноваться.

В молодости Арина Власьевна была стройна и красива, знала французский язык и играла на клавикордах. Но, живя в глубинке с нелюбимым мужем, она потолстела, перестала поддерживать свои знания, как французского языка, так и навыка игры на инструменте.

Странные были у нее отношения с сыном: она безмерно его любила, и так же сильно боялась. Любила она причитать как при сыне, так и при слугах, которые вынуждены были стоять и кивать на причитания хозяйки.  

Аркадий, гостивший у Базаровых, отмечал, что мать Евгения – премилая женщина. Он видел, что Арина Власьевна не ласкает сына, так как необходимо матери, должно быть потому, что он не позволяет. Вместо этого она томно вздыхает, сидя в кресле и подпирая подбородок кулачком. Она молча слушает сына, боясь пошевелиться, прервав тем самым свой рассказ.

Когда Анна Одинцова привезла с собой врача для Базарова, мать посчитала ее ангелом, последней надеждой для сына. Она упала перед ней на колени и взорвалась рыданиями. Когда же Евгений умер, она обняла мужа и повисла на его груди безутешная теперь до конца своих дней.

На кладбище к сыну муж с женой ходят только вдвоем, поддерживая и утешая друг друга. Таким образом, мать потеряла единственное своё утешение в жизни.

2 вариант

Важным персонажем второстепенного плана является мать главного героя, Арина Власьевна. Так же у матери Евгения есть муж, который ее очень любит, но любовь эта не взаимна. Живут они в далеком селе. Арина Власьевна не была похожа на женщин тех времен, скорее ее образ соответствовал женщине более далекого времени.

Главной особенностью в ней было, то что она верила в Бога. Эта вера зародилась в ней с самого детства от родителей. Она была дворянского рода и к религии ее приучали с детства. В ней были все те качества, которые должны быть у настоящей матери, она была внимательна к своему сыну, чувствительна, умна, в отличие от сына она не была нигилисткой, верила в приметы и гадания. Автор подробно описал, то как проявлялась ее вера, она соблюдала все посты, а в свободное от них время любила плотно поесть. К людям служившим у них, Арина относилась по доброму и с мягкостью.

К чтению Арина Власьевна относилась не с особым желанием и любовью, за всю свою жизнь она прочитала не много книг, от силы пару книг. Ее познания в домашних делах были прекрасны, но сама она этим никогда не занималась, на то у нее были слуги.

Как было сказано ранее, Арина Власьевна верит в приметы и очень суеверна, и когда выпавшее из ее рук зеркальце разбилось. Арина уже готовила себя к тяжелому удару судьбы. Вера в приметы не подвела ее, вскоре заболел Евгений. По приезде Анны Одинцовой мать Евгения обрадовалась, она считала Анну ангелом и последней надеждой, ведь она привезла с собой хорошего врача. Арина бросилась перед ней на колени и начала рыдать. После смерти сына жизнь ее стала безутешна и потеряла всякий смысл, она потеряла единственное свое утешение.

Сочинение Арина Власьевна мама Базарова

Арина Васильевна Базарова являлась матерью главного героя. Читатель ее видит как добрую полненькую старушку, которая видя сына, сразу бросается ему в объятия. Рождена она в благородной семье и воспитывалась и росла в послушании и вере в религию. Она являлась очень суеверным человеком, и верила в потусторонние силы и всякую нечисть. Также, недуги она лечила только лишь народными средствами. Поскольку она очень сильно всегда искала силу в травах и природе. Она также верила во разнообразные знаки природы, и не ела некоторую еду из-за своих личных предрассудков. Она была на редкость очень мнительной женщиной, всегда ждала какого-то великого несчастья, и сразу начинала рыдать, если вспоминала о чем-то грустном. Таких женщин как она уже нигде не встретишь это точно, но главное, не понятно плохо ли это.

Например, она не употребляла в пищу телятину, сыр, картофель и зайцев, арбуз. Но ей нравилось кушать от души, как говорит ее внешность, но она также регулярно постилась. В своей жизни она много чего страшилась, например, мышей, рептилий, даже грома, и много чего еще.

Спала она где-то около 10 часов в день, кроме тех дней когда у ее мужа была головная боль, она не могла уснуть.

Ей не нравилось читать, за всю свою долгую жизнь она прочитала всего лишь пару книг, и то вряд ли до конца. Она хорошо знала домашнюю работу, закупку продуктов, но сама никогда этим не занималась, а отправляла своих слуг.

Будучи воспитанной в благородной семье, она очень хорошо понимала зачем нужны слуги, и где их место. Хоть и с уважением относилась к слугам, и часто подавала милостыню бедным.

Будучи еще молодой, Арина Васильевна была очень милой и красивой девушкой, которая всей душой радовалась жизни, и даже немного говорила на французском языке и играла в свое удовольствие на клавикордах. Но сразу после, как ее родители, не спросив у нее, выдали ее замуж за нелюбимого ей человека, да еще и против ее воли, она тотчас перестала радоваться жизни, да и говорить на мелодичном французском языке, да и играть перестала, жизнь превратилась для нее в скучное действие. После брака всеми делами в их имении полностью занялся ее супруг — Василий Иванович.

Самой большой радостью для нее был ее сын.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети↑ ТургеневОбраз и характеристика отца Базарова (Василий) в романе Отцы и дети →

Мать Базарова (Арина Власьевна) в романе Отцы и отцы

Несколько интересных сочинений

  • Чичиков приобретатель или предприниматель? сочинение

    Кто же такой Чичиков? Долгое время автор оставляет читателей в неведенье какие цели преследует главный герой, покупая у помещиков

  • Подарки феи — анализ сказки Перро

    В сказке Шарля Перро «Подарки феи» рассказывается о двух сёстрах. Одна из них была злой и грубой, другая же скромной и доброй. Однажды волшебница решила проверить девушек. Она обернулась нищенкой

  • Анализ произведения Тургенева Бирюк

    Одним из ярких повествований И. С. Тургенева о жизни крестьянского народа является небольшой по объему рассказ «Бирюк». Он не сложен в восприятии, так как сюжет прост.

  • Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

    Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

  • Григорий Мелехов и Аксинья Астахова в романе Тихий Дон сочинение

    Роман «Тихий Дон» считался романом — эпопеей заслуженно. В этом романе ярко показаны поступки, жизнь, быт и судьбы обычных людей. Эти люди жили в непростое для России время.

k-i-rudakov-mat-bazarova-1947.jpgМать Базарова является одним из второстепенных персонажей романа «Отцы и дети» Тургенева. Ниже представлен цитатный образ и характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера Арины Власьевны Базаровой.Смотрите: Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Образ и характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети» (Арина Власьевна Базарова)

Мать Евгения Базарова зовут Арина Власьевна Базарова. Это пожилая дворянка, владелица небольшого имения. Вместе с мужем Василием Ивановичем Базаровым старушка живет в своем имении в глубинке России:

«…Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена.» 

«…– Сколько у твоего отца душ? – спросил вдруг Аркадий. 

– Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. 

– И все двадцать две, – с неудовольствием заметил Тимофеич…» 

О внешности матери Базарова известно следующее:

«…Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове…»  

«…она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь…» 

«…повел в дом ослабевшую старушку…» 

«…Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами…» 

«…свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала…» 

«…на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке… <…> Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи…»  

В молодости мать Базарова была очень милой девушкой, играла на клавикордах и говорила по-французски, но с возрастом расплылась и забыла музыку и французский язык:

«В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык.»

Арина Власьевна — умная и добрая женщина. Она ведет себя ласково и кротко с подчиненными и всегда дает подачки нищим:

«…Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…» 

«Арина Власьевна была очень добра и, по своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, – а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас.» 

Мать Базарова является набожной и чувствительной старушкой. Она верит в разные заговоры, нечистую силу, приметы и т.д.:

«…в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу…»  

«…Арина Власьевна сперва помолилась всласть, потом долго долго беседовала с Анфисушкой, которая, став как вкопанная перед барыней…» 

«Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого ж*да на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием…»

«Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном… Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает – следует ли радоваться этому!..»  

 Она любит покушать, но при этом строго постится, когда это положено:

«…любила покушать – и строго постилась…»

Старушка Базарова любит поспать, но при этом она не ложится спать, если муж плохо себя чувствует:

«…спала десять часов в сутки – и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова;

За свою жизнь она прочла только одну книгу:

«…не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу», писала одно, много два письма в год…»

Арина Власьевна Базарова — прекрасная женщина, по мнению Аркадия: 

«…– И мать твоя, кажется, прекрасная женщина, – заметил Аркадий.

– Да, она у меня без хитрости. Обед нам, посмотри, какой задаст…» 

«…подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все вздыхала…» 

Старушка очень любит своего единственного сына Евгения:

«Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу – и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах.

«…но глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор…» 

Старушка боится ласкать сына Евгения, так как тот не одобряет проявления ласки:

«…Она по прежнему сидела возле сына (в карты она не играла), по прежнему подпирая щеку кулачком, и вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое яство. Она боялась ласкать Базарова, и он не ободрял ее, не вызывал ее на ласки…»

Мать Базарова знает толк в хозяйстве, хотя своими руками ничего не делает и не любит двигаться с места:

«…а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места.»

Она все время занята какими-то делами по хозяйству:

«…и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда; а я…»

Мать Базарова умеет устраивать вкусные обеды для семьи и гостей:

«Обед нам, посмотри, какой задаст…» 

Старушка Базарова (а точнее ее кухарка) готовит удивительный борщ, который очень нравится Евгению:

«…Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..»

В конце романа родители Евгения Базарова переживают страшное горе: их сын скоропостижно умирает от болезни. Похоронив сына, несчастные старики часто ходят на его могилу:

«…Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын…»

Это была характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание внешности и характера героини.Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и отцы»

Среди второстепенных персонажей родители Базарова в романе «Отцы и дети» занимают особое место.

Смысл названия произведения И. С. Тургенева истолковать можно по-разному. Это и противостояние поколений, и столкновение мировоззрений. Изображение отношений между детьми и родителями занимает в произведении не последнее место. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров – молодые люди, только вступающие в самостоятельную, взрослую жизнь. Тургенев много внимания уделяет их семьям, показывает их взаимоотношения с родителями.

Евгений Васильевич Базаров, друг Аркадия Кирсанова, по происхождению разночинец. Так в России 19 века называли представителей интеллигенции, не имевших знатного происхождения. Его отец, Василий Иванович Базаров, когда-то был полковым лекарем. Как выяснилось, он служил в бригаде у дедушки Аркадия. Он много повидал на своем веку, общался с разными людьми. Выйдя в отставку, Василий Иванович поселился в имении, доставшемся жене в приданое. Говоря его словами, «в агрономы попал».

Это высокий, худощавый человек с тонким орлиным носом шестидесяти лет. У него с Евгением очень похожи черты лица, только у отца лоб был ниже, а рот шире.  Отставной лекарь по привычке одевался в военную форму.

Василий Иванович почти отказался от лечебной практики, но иногда все-таки он принимает больных. Люди приходят, отказать нельзя, особенно если из бедных. Он следит за достижениями медицины, читает журнал «Друг здравия».

Василий Иванович считает себя мыслящим человеком и старается не отстать от века. Он отдает предпочтение наукам и образованию. Даже хозяйством управляет, используя передовые методы. Он посадил на оброк мужиков и «отдал им свою землю исполу». Евгений считает, что отец великодушничает с крестьянами. На самом деле, Василий Иванович очень ценит свободу, поэтому не отнимает ее у людей.

Сам Василий Иванович не гнушается физического труда. Он сам сажает деревья, ягоды в саду. Есть в его саду и лекарственные травы. В огороде он сам разбивает грядки, выращивает овощи.

В отличие от Евгения Василий Иванович любит природу, приглашает молодых людей «полюбоваться красотой вечера». Сам иногда философствует на закате. Он глубоко верующий человек.

Отец любит сына и ничего для него не жалеет. В разговоре с Аркадием Василий Иванович признается, что боготворит Евгения. Он гордится им и верит, что сын многого добьется в жизни. Василий Иванович рассказывает, в чем заключается его честолюбие. Он хотел бы, чтобы в биографии Евгения было указано то, что он смог разглядеть в сыне недюжинные способности и ничего не пожалел для его воспитания.

Несмотря на то, что очень скучает о сыне, при расставании он старается не подавать виду, как тяжело ему прощание с ним. Только дрожащие руки, трясущийся подбородок и прерывающийся голос выдают его волнение.

Мать Базарова Арина Власьевна происходила из столбовых дворян. В молодости она была хороша собой, «играла на клавикордах», немного знала французский. Теперь же она превратилась в кругленькую, низенькую старушку, забыла о музыке, иностранных языках.

Арина Власьевна неглупая и добрая женщина. Ее характер очень противоречив. Она набожна, соблюдает посты и любит покушать. В то же время верит гаданиям, приметам, снам. Она не прочла ни одной книги, писала несколько писем в год. Арина Власьевна «знала толк в сушенье, варенье», хотя сама не любила ничего делать. Она была уверена в том, что простой народ должен служить господам, принимала земные поклоны и была ласкова с крестьянами. Арина Власьевна никого не осуждала, хотя иногда грешила сплетнями. Из-за своей мнительности всегда ждала какого-то несчастья и плакала, вспоминая о чем-нибудь грустном. Разговоры мужа о хозяйственных преобразованиях не поддерживала. День ее, по словам сына, полон разных занятий, охов и ахов.

Она так же, как муж боготворила своего Енюшу и боялась его. В ее взгляде, обращенном на сына, были видны преданность, нежность, любопытство, страх и «какой-то смиренный укор».

Евгений Базаров представлен в романе как нигилист, не признающий никаких авторитетов и того, чего нельзя потрогать руками. Он отрицает любовь, проявление чувств, музыку, поэзию, красоту природы. Тургенев развенчивает взгляды своего героя. Описание жизни Евгения в родительском имении занимает несколько глав. Отношения с родителями показывают, что Базаров не тот, кем хочет казаться. Его чувства к ним доказывают наличие в его душе любви, которую он пытается отрицать. За внешней грубоватой манерой в обращении со стариками скрывается привязанность и сыновья нежность. Базаров понимает, что он последнее и единственное утешение престарелых родителей.

Евгений любит своих родителей. «Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный», – говорит он Аркадию. Базаров ценит в матери ее бесхитростность, умение принять и накормить гостей. Проявление сантиментов не свойственно Евгению. Он не позволяет и матери проявлять ласку по отношению к себе, но в душе очень любит родителей, ценит и уважает их. По его мнению, таких людей, как они, в светском обществе не найти.

Второй приезд в родительскую усадьбу показывает Евгения с другой стороны. Он поначалу обрадовал родителей, но потом, заметив задумчивость и грусть сына, они забеспокоились. Евгений, действительно, остыл по отношению к работе, похудел, часто молча курил с отцом. Василий Иванович попробовал окольными путями выведать причину печали сына, но тот быстро разгадал его маневры и с досадой упрекнул в этом отца.

Однажды Евгений помог отцу в лечении больного, с тех пор, посмеиваясь над его методами, стал постоянно участвовать в его медицинской практике. Отец расценил это как хороший знак, он решил, что сын избавился от хандры. Недолго родители радовались прежнему Евгению. Он заразился тифом и вскоре умер. Не случайно автор приводит своего героя умирать в родительское имение. Перед смертью герой снимает маску, он ведет себя искренно. Он жалеет родителей, просит приехать любимую женщину, чтобы попрощаться с ней. Читатель видит настоящего Базарова, не циника, который не прячется за умные фразы.

Тургеневу симпатичны милые старики Базаровы, он искренне сочувствует их горю. Последние строки романа посвящены именно им. Смерть сына была большим ударом для стариков Базаровых. Они часто приходят к нему на могилу, поддерживая друг друга. Старички подолгу молятся, плачут и не могут уйти с кладбища. Им кажется, что здесь они ближе к сыну.

Тургенев показывает силу родственных связей. Никакие разногласия не в состоянии разрушить связь детей и их родителей. И не важно, как внешне выглядят их отношения, важно, что они любят друг друга, и сильнее этой любви нет ничего на свете.

Меню статьи:

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Уважаемые читатели! Рекомендуем вам прочитать драматическое произведение “Му-му” Ивана Тургенева.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.

Evgenij-Bazarov.-Otcy-i-deti.jpg

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой. Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением. Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Павла Кирсанова” в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.

Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.

Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.

Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении. Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой. Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями. Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево. Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.

В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность. Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел. Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».

Тургенев с чувством глубокой симпатии описывает семью, из которой вышел герой его романа.

Не очень подробно Тургенев говорит о матери главного героя – Арине Власьевне. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. «Русская дворяночка прежнего времени», она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья заговоры, сны; «в молодости она была очень миловидная, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски. Замуж она вышла «против воли» и всю свою любовь и ласку обратила на сына. Видна огромная любовь матери при встрече Базарова с Ариной Власьевной: «Енюша, Енюша», раздался – трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания.» Арина Власьевна очень любила «Енюшу» и несказанно боялась. Она трепетала перед ним, всей душой с тремилась сблизиться с ним, но боялась его, боялась как великого ученого, не решалась тревожить его. Ей постоянно приходилось бороться с материнскими чувствами, которые толкали её обнять, поцеловать и приласкать своего сына. «Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все вздыхала: ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить она боялась. «Ну как скажет — на два дня», думала она, и сердце у ней замирало». Со своей матерью повзрослевший и выучившийся в университете Базаров груб, даже подчеркнуто груб. Само присутствие матери его раздражает, и он старается поскорее отделаться от неё. И тем не менее способность любить у непримиримого нигилиста не исчезла совсем. Быть может, только благодаря матери он способен ещё полюбить по-настоящему сильно.

«Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тот час плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном… Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает, следует ли радоваться этому!» А радоваться тому, что женщины подобные Одинцовой сменяют тип женщин, таких как Арина Власьевна не стоит. Ведь это приведет к тому что женщины станут пассивными, без какого- либо стремления к жизни, также пропадет и стремление к любви.

Автор допускает легкую иронию, рисуя Арину Власьевну, но относится к ней с явной симпатией. Пусть ей чужды высокие стремления и активная жизненная позиция, но она чиста душой, умеет глубоко чувствовать, её любовь к сыну истинно «святая материнская». Просто она слишком велика, поэтому тяготит Базарова, но о своих родителях он высокого мнения. «Отец в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей, великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом; и матери моей хорошо: день её до того напичкан всякими занятиями, охами да ахами, что ей и опомнится некогда…» Автор не любит Базарова и, кажется, хочет показать его духовно бедным, но побеждает справедливость, и Тургенев находит место для сыновьей любви в душе своего героя.

</td></tr>Используемые источники:

  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/mat-bazarova-arina-vlasevna-v-romane-otcy-i-otcy
  • https://www.literaturus.ru/2015/08/mat-bazarova-otcy-i-deti-turgenev.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/roditeli-bazarova-v-romane-otcy-i-deti-i-s-turgenev.html
  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-roditeli-bazarova.html
  • http://www.ivan-turgenev.ru/referats/157-6.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт