Нравственные проблемы рассказов Б. Екимова «Ночь исцеления» и «Родня»

Содержание:

Краткое содержание

Баба Дуня — пожилая женщина, пережившая войну. Она одиноко живёт в деревне. Недавно к ней приехал погостить внук Гриша. За последние 2 года он вытянулся, повзрослел. Бабушка была очень рада его приезду: суетилась по дому, готовила щи да пирожки, доставала варенья и компоты. Подросток почти не бывал дома, бегал с ребятами то на лыжах кататься, то на коньках, то на зимнюю рыбалку, но для старушки это было не одиночество, повсюду валялись его вещи, книжки, она не чувствовала себя покинутой.

Её сын и дочь переехали в город и приезжали к ней раз в год или того реже. Она к ним тоже ездила редко: во-первых, боялась оставлять свою хату, а во-вторых, она тревожно спала, причиной тому были война и голод. Во сне она кричала, что потеряла карточки в синем платочке, а дома троих детей кормить нечем, винила себя, спрашивала, не видел ли их кто. Это событие, произошедшее с ней во время войны, она снова и снова переживала в кошмарах.

Сын и дочь водили её по врачам, те прописывали лекарства, но ничего не помогало, поэтому, чтобы не пугать детей, она почти перестала к ним ездить.

Перед сном она предупредила внука, что будет шуметь во сне, но он её уверил, что спит мёртвым сном. Однако, когда она начала кричать: «Помогите, люди добрые! Карточки потеряла!», он всё-таки проснулся. Разбудил её, успокоил, но бабушка чувствовала себя очень виноватой. В следующий раз она кричала: «Не отнимайте мешки!» Когда Гриша разбудил её, она рассказала, что в войну собирала за Доном жёлуди, чтобы растолочь, перемешать немного с мукой и испечь чуреки, чтобы прокормиться, а лесники на пароме отнимали мешки с желудями, так как не положено.

Гриша очень жалел её и думал над тем, как помочь ей. Мать советовала ему крикнуть: «Молчать!», и тогда старушка прекращала, но он понимал, что это не выход. Он придумал свой способ.

Когда очередной ночью бабушка снова начала причитать про карточки и плакать во сне, Гриша принялся успокаивающе говорить ей: «Вот ваши карточки, в синем платочке, я нашёл, возьмите», и она успокоилась. Во второй раз он тоже успокоил её беседой во сне. Он понимал, что наяву нельзя говорить ей об этом способе излечения: она должна поверить, что карточки действительно нашлись во сне. Он собирался успокаивать её так ещё несколько ночей — и тогда придёт итоговое исцеление.

Характеристика главных героев

Главные герои «Ночи исцеления» — бабушка и внук. Их описание и характеристика:

  1. Баба Дуня — деревенская жительница, одинокая старушка, пережившая тяжёлые военные годы. Она имеет хату и небольшое хозяйство, а её взрослые дети переехали в город и редко её навещают. У неё была очень тяжёлая жизнь, что отразилось на её психике: теперь ей снятся кошмары о военном времени, но самое страшное, что все эти ужасы она пережила когда-то наяву — и потерю карточек, и голод, и другие невзгоды. Она чувствует себя очень виноватой, что своими криками будит близких людей, поэтому даже перед сном заранее извиняется перед ними, предупреждает. С приездом внука она преображается, молодеет душой, забывает про свои хвори: теперь у неё есть о ком заботиться, с кем поговорить.
  2. Гриша — внук бабы Дуни, подросток, приезжающий к ней на зимние каникулы и на праздники. Высокий, красивый, смуглый, весёлый, увлекающийся рыбалкой и лыжами. У него очень доброе сердце, он наделён способностью сострадать близкому человеку. Когда он узнаёт о тревожных снах бабушки, он искренне хочет помочь ей, жалеет её, волнуется за её состояние. С каждой ночью он всё больше и больше проникается её бедой, она становится его собственной проблемой, хотя о войне он знает только по рассказам взрослых. Он — изобретательный и находчивый: ему удаётся придумать собственный действенный способ, как помочь старушке.

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Темы, основная мысль и проблематика

Жанр произведения — рассказ, направление — реализм. Проводя анализ «Ночи исцеления» Екимова, можно выделить несколько важных тем, которые затрагивает автор. Все они переплетаются между собой в единую картину. Среди них:

  • отголоски военных лет в сердцах людей;
  • важность сочувствия, сострадания и милосердия;
  • помощь пожилым людям.

Очень жутко читать рассказы бабы Дуни о голоде, что ей приходилось толочь жёлуди и добавлять в них немного муки, чтобы испечь чуреки. Нынешнему поколению непросто поверить в то, что такое было на самом деле, вот и Гриша, слушая об этом, удивляется: снится ли это бабушке или это было взаправду. А потеря карточек в военное время и вовсе была равносильна смерти, их не восстанавливали в случае утери.

Ещё одна важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.

Героями произведений Бориса Екимова очень часто становятся школьники, подростки. Неслучайно центральной темой в его творчестве являются проблемы самовоспитания и самоопределения в жизни. По мнению самого автора, важно с самого детства учить ребёнка проявлять сочувствие, быть опорой для близких, с теплотой и пониманием относиться к беспомощной старости, помогать любому живому существу.

Приехав погостить к бабушке, Гриша уже делает её жизнь лучше одним своим присутствием: он помогает ей справиться с одиночеством, она слушает его разговоры о рыбалке, заботится о нём, готовит для него щи, пирожки, варенье. Подросток проявляет себя очень хорошим и любящим внуком. Излечивая старушку, он действует гипнотически, словно переносясь в её сон, в её тревожный внутренний мир, действительно проникаясь её страданием и желая исцелить от тягостного душевного состояния.

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

  • днём — обычные каникулы, рыбалка, катание на лыжах;
  • ночью — он будто переносится в военное время, попадает в тревожные сны, которые переживает бабушка.

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Отзывы читателей

Согласно словарю Ожегова, доброта — это отзывчивость, стремление делать добро другим. Она проявляется в наших поступках. Главный герой рассказа «Ночь исцеления», подросток Гриша, является отличным примером доброго человека. Неслучайно автор несколько раз употребляет слово «сердце» по отношению к нему. Это является аргументом, что он сердечный и отзывчивый человек.

У Гриши болит душа, когда он вспоминает бабушкины слёзы. Сам он тоже плачет, жалея «бабу Дуню и кого-то ещё» — он оплакивает судьбу не только родной бабушки, но и многих других людей, по жизням которых пронеслась война.

Гриша отличается от своих родителей, которые обращаются с проблемой бабушки к врачам и пытаются излечить её лекарствами. Мальчик понимает, что душевное участие — это лучшее лекарство. Его поступок вызывает уважение, с него хочется брать пример. В наше время не так уж много подростков, которые могут по-настоящему прочувствовать всю боль войны.

Этот рассказ тронул меня до глубины души. Работая над сочинением по «Ночи исцеления», мне хочется о многом задуматься и углубиться в рассуждения — прежде всего о войне. О женщинах следует поговорить отдельно. Без них и их неоценимого вклада не было бы Победы. Они взваливали на себя всю тяжесть мужской работы, голодали, воспитывали маленьких детей и внуков. У многих не вернулись с фронта мужья. И даже в послевоенное время память возвращает их к испытаниям, через которые они прошли.

Баба Дуня — именно такая женщина. Она с трудом преодолела голод, не дала погибнуть своим детям, именно благодаря ей они выросли, продолжился род, появился и сам Гриша. В войну она совершила настоящий подвиг. Конечно, в пожилом возрасте она заслуживает уважения и внимания к себе.

Мне очень понравился этот рассказ с необычной и оригинальной идеей, живыми героями, которым хочется сопереживать и сочувствовать, красивым слогом. Немаловажную роль здесь играет пейзаж: в начале произведения — зима, холодное и мёртвое время года, ночь — тёмное время суток, когда всё страшное выбирается на поверхность. Всё это ассоциируется с войной и её ужасами.

Но в конце, когда Гриша находит верный путь исцеления, луна светит в окно, а снег посверкивает живыми искрами — даже природа радуется выздоровлению бабушки. Я рада, что финал этого произведения светлый и даёт надежду, что у героев всё будет хорошо.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь Исцеления.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» ЕГЭ» Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь Исцеления

В данном тексте русский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны.

Автор рассказывает нам о мальчике, бабушка которого пережила Великую Отечественную войну. Во сне она мысленно возвращалась в те времена, поэтому не могла спать спокойно. Бабушка Дуня каждое утро просыпалась в слезах. Борис Петрович замечает: «Она казалась такой слабой и одинокой, а тут еще эти ночи…, словно наказание». Пережитые события оказали огромное влияние на эмоциональное состояние героини. Даже спустя десятилетия она отлично помнит страх и голод, которые испытывала во время войны. «Все люди прожили горькое и забыли, а у нее оно снова и снова, » — говорит Б.П. Екимов. Сны бабы Дуни показывают, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут быть причиной психологических страданий человека.

Борис Петрович Екимов считает, что война сильно изменяет психику человека. Трудно с ним не согласиться, ведь люди, увидевшие ужас сражений, пережившие страх и голод, меняются навсегда.

Данная проблема затрагивается во многих произведениях художественной литературы. Как не вспомнить повесть Леонида Андреева «Красный смех», в которой рассказывается, как война влияет на эмоциональное состояние людей. Рассказчик — молодой литератор, призванный в действующую армию. Его охватывает безумие и ужас, он сходит с ума от ужасных событий, происходящих на войне. Главный герой лишился ног во время боевых действий и, вернувшись домой, хотел снова заниматься писательской деятельностью. Однако война перевернула его сознание и помутила рассудок, поэтому он уже не мог заниматься литературой.

Хочется обратиться к рассказу М.А. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов был советским солдатом. Ему пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы и терзания. Вся его семья погибла, а дом был разрушен. Главный герой после увиденного ужаса войны, смерти близких людей изменился и прежним ему уже никогда не стать.

Действительно, последствия войны ужасны, ведь она не только причиняет физическую боль, но и меняет человека, оставляя в душе глубокие раны.

Полезный материал по теме: Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь ИсцеленияЕГЭСтр. 1 Скачать Сочинение-рассуждение Борис Петрович Екимов поднимает проблему памяти войны в рассказе Ночь Исцеления

<legend>Tags</legend>Сочинение-рассуждениеБорисПетровичЕкимовподнимаетпроблемупамятивойныврассказеНочьИсцеления

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Категория: Сочинения ОГЭ (ГИА)

Сочинение ОГЭ по тексту

Перед нами фрагмент  текста советского публициста Б. П. Екимова. Автор рассказывает о желании главного героя,   Гриши, помочь своей бабушке забыть о страшных месяцах  блокады Ленинграда. В финале текста Б. П. Екимов описывает состояние мальчика таким образом: «Он не спал, но находился в странном забытье…»

Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я считаю, что Б.Екимов хотел передать читателю   внутренние переживания героя, не дающие ему возможности забыть увиденное ночью. Действительно, узнав о тяжёлой жизни в оккупированном Ленинграде, о потерянных хлебных карточках, о голодающих детях,    Гриша был подавлен, как написано в предложении № …, сердце его «облилось жалостью и болью» — именно поэтому он не мог заснуть. Из текста мы узнаём, что герой не только жалостлив и добр — он   хочет помочь бабушке забыть те страхи и кошмары. И ему это удаётся: после мягких, ласковых, успокаивающих  слов баба Дуня смолкла, «ви­ди­мо, там, во сне, она всё слы­ша­ла и по­ни­ма­ла».

В заключение хочу сказать, что у каждого человека в жизни бывают тяжёлые времена и очень хорошо, когда рядом есть тот, кто способен понять тебя и постараться помочь.

Текст Б. Екимова:

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей? (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло. (9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. (11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии. – (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!.. (24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала: – (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка! (30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали. (31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка. – (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. (34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите. (43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!» (51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет. – (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите. (59)Баба Дуня смолкла. (60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.  

(По Б. Екимову)*

<legend>Похожие материалы</legend>

В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» речь идет о взаимосвязи человеческой судьбы с войной, оставившей в душе неизгладимый след. Главное действующее лицо – деревенская женщина, которую все зовут «баба Дуня». Когда к ней в гости приезжает внук Гриша, бабушка суетится, радуется, она постоянно готовит и что-то затевает.

Дуня круглый год ждет приезда любимого внука, но сама редко навещает детей, так как не хочет быть им в тягость. У бабушки серьезная проблема: ночью ее преследуют кошмары. Дети знают об этом, но помочь не в силах. Родная дочь (мать того самого Гриши) не принимает активного участия в жизни пожилой женщины.

Когда бабушка засыпает, она видит во сне сюжеты войны. Ночью Дуня будто заново переживает тяжелые времена. Самый страшный сон – тот, в котором бабушка теряет карточки на продукты. Пожилую женщину преследует страх оставить детей голодными.

Все, кто читает произведение «Ночь исцеления», могут представить, через какие испытания люди прошли в период войны. Страх остается с теми, кто застал тяжелые времена. Дуня видит сны. Читатель понимает, что карточки на получение еды были настоящим спасением, потому что помогали выжить. Чувствуется душевная боль главной героини, ее страдания будто бесконечны.

Гриша – мальчик, ради которого бабушка отдаст все. Он поминает, что его счастливое существование – заслуга любимой родственницы. Юноша знает: близкий человек страдает и никто не в силах ему помочь. Родители Гриши не могут ничего предпринять, не могут найти панацею от «болезни». Мать мальчика холодно, грубо относится к бабушке. Внук Дуню действительно любит. Мальчик не следует советам своей родительницы, считает, что она бесчеловечна по отношению к бабушке.

Гришу читатель воспринимает как чуткого, доброго, заботливого, находчивого юношу. Он очень хочет помочь бабушке. Гриша решил действовать как психолог. Мальчик попытался заглянуть в душу бабушки. Внук будто переместился во времени, пережил боль своей родственницы. Юноша всего лишь сказал, что карточки нашлись и бабушке не о чем тревожиться. Она успокоилась. Впредь Дуню не преследовали кошмары, спала она спокойно.

Внук взял на себя роль ангела-хранителя, сделав любимую бабушку счастливой. Мальчик исцелил близкую родственницу. Сам заплакал, потому что мысленно погрузился в трагические события былых времен. Сердце Гриши облилось слезами. Автор произведения подчеркивает: именно из таких людей как этот юноша вырастают герои.

У Гриши появляется непреодолимое желание поговорить с бабушкой утром. Он будто бы хочет похвастаться исцелением, рассказать Дуне, какие страхи она испытывала. Но мальчик понимает, что дорогой ему человек будто живет в двух мирах. В глубине души Гриша не считает себя настоящим спасителем, однако делает все для того чтобы полностью избавить бабушку от видений.

Автор будто сравнивает мальчика с его матерью и подчеркивает, что у Гриши развиты истинные человеческие качества. Юноша изъявляет желание каждую ночь спасать бабушку от страшных снов.

Каждый по-своему воспринимает понятие «Старость». Екимов доносит мысль, что далеко не все относятся к стрикам с должным почетом. Кто-то не уважает пожилых, даже пытается их унизить, показать некое превосходство. А главный герой Гриша – заботливый, умный, чуткий, сострадательный. Он обливается слезами, когда видит, что родной бабушке плохо.

Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» об одной из тысячи человеческих судеб, в которой оставила свой неизгладимый след война и для которой эти страшные годы не прошли бесследно.

Главными героями рассказа являются пожилая женщина. Живущая в деревне, и её внук Гриша. С приездом внука в жизни бабы Дуни всё оживало, она «суетилась», « варила», «доставала», «затевала» (глаголы действия). Как замечает автор, «живым духом веяло в доме». Можно предположить, что это оживление вызвано радостью: старушка теперь не одна. Семантический ряд синонимов, использованных в рассказе: «одна» -«одинокая» -«одиночество»,- передаёт трагедию бабы Дуни. Есть родня, а она одна и живёт лишь ожиданием приезда внука.

С каждый годом баба Дуня всё реже ездила в город к детям, потому что не хотела быть для них обузой, не хотела им мешать. Она стыдилась своей болезни(ночных кошмаров), от которой её дети не могли найти лекарства. Глаголы и деепричастия передают душевное состояние героини, привыкшей думать о других: « горевала», «совестясь», «чувствовала себя такой виноватой».

Ночь была для бабы Дуни мучением. Именно в своих снах она возвращалась в то далёкое военное время, о котором её внук знает лишь по рассказам и фильмам. Ей снилось то, что много лет назад было страшной реальностью, а теперь стало кошмаром, мешающим забыть тот ужас: она потеряла продуктовые карточки и теперь беспокоилась, чем ей накормить детей. И мы можем представить, насколько тяжёлые испытания уготовила война обычным людям, насколько это запало им в души, если, спустя годы, тот страх, та боязнь не покидает человека.

Из снов бабы Дуни можно понять, что продуктовые карточки были на вес золота. В них спасение от голода, надежда на выживание. Ужас от потери самого дорогого, карточек, старушка испытывает по ночам, возвращаясь в ту жизнь. И вновь боль- и «рыдания», «крик», ошеломление.

Автор не случайно даёт описание бабушки и внука рядом. Он – «красив», у него «милое лицо, смуглое, с румянцем». У неё « согбенное, оплывающее тело», «седая голова», «в глазах <> что –то нездешнее». Видя рядом бабушку и внука, мы понимаем, что молодость и счастье Гриши куплены страданиями старости. Гриша чувствует это и вспоминает лицо бабушки в слезах после ночных кошмаров. Это воспоминание «резануло по сердцу».

Гришу не покидает мысль о страданиях родного человека. Но самое страшное, что он не знает, как помочь бабушке. Он бы мог воспользоваться советом матери: «Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни : «Молчать!» Она перестаёт». Так делала его мать, когда баба Дуня гостила в городе. Но мальчик не принимает такого бесчеловечного совета. Он нежнее и совестливее своих родителей. Видя бабушкины страдания, он хочет облегчить их, но не ценой собственного спокойствия. Здесь нужно действовать по –другому: криком можно было только навредить.

Сердце Гриши «обливалось жалостью и болью», которые и подсказали ему верный выход. «В душе что –то теплело и таяло, что –то жгло и жгло». Перед нами чуткий, благородный мальчик. Он нашёл другой выход: он «стал убеждать мягко, ласково». Как истинный психолог, мальчик проник в сон бабушки и, переживая вместе с ней её трагедию, утешил её, решил её проблему по –человечески, как можно было решить в те военные годы: он сказал, что карточки нашлись. Успокоенная старушка больше не вскрикивала ночью, «не выговаривала со слезами, в тяжкой муке», а «облегчённо вздохнула», «смолкла» и заснула. Гриша стал её ангелом –хранителем. Ночь исцеления нелегко далась Грише. Он плачет, но не только из –за жалости к бабушке, а ещё и потому, что он сам прочувствовал состояние людей в те далёкие военные годы, стал на одно мгновение одним из тех, кто всё это пережил. Поэтому его «бьёт озноб», « холод пронизывает до костей», «слёзы катились и катились», «сердце болело и ныло», «он плакал». Автор понимает, что из таких детей вырастут настоящие люди, и радуется за Гришу.

Первое желание Гриши – утром рассказать бабушке о её страхе и своей «помощи». Рассказать со смехом. Но чуткая совесть подсказывает, что этого делать нельзя, что всё можно разрушить, потому что его бабушка живёт во сне другой жизнью и по другим законам. Эта мысль «обожгла» его. Он понял, что спаситель из снов его бабушки не должен превратиться в Гришу, это должен быть человек из её тяжёлого военного времени. Чтобы спасти бабушку от ночных кошмаров, нужна помощь из того времени. Гриша это понял. Гриша хочет исцелить бабушку не столько от физических мучений, сколько от психологических, душевных терзаний. Он хочет избавить её от горьких воспоминаний и от чувства вины перед детьми.

Ночь исцеления не только для бабы Дуни, которая избавилась от своих тревожных снов, это ночь исцеления и для Гриши. Она помогла открыть в нём человека большой души, избавить от эгоизма. Гриша готов на маленькие еженочные подвиги ради исцеления бабушки. Он порядочнее своей матери.

Проблему, поднятую в рассказе «Ночь исцеления», Б. Екимов продолжает в другом рассказе, «Родня». От его названия веет чем –то тёплым, уютным.

Родня –это люди, связанные родственными узами, кровными отношениями. Но, несмотря на такое важное и простое значение этого слова, в рассказе оно звучит как –то иронически, парадоксально.

Семья старинного друга Лунякина – обыкновенная городская семья, плохо знающая деревенскую жизнь. Встреча друзей детства тоже была самой обыкновенной: « хозяин пошёл вниз», « хозяйка готовила скорый ужин», «дочка хрустела гостинцем». Беседа началась с «рядовых», стандартных вопросов( о жизни, о работе) и протекала легко, непринуждённо. Но при чтении создаётся неприятное ощущение от иронических, а иногда и невежливых реплик хозяйки: «передразнила», «добавила насмешливо». Но один, вроде бы простой вопрос, который Лунякин задал хозяевам неожиданно, нарушил спокойное течение беседы. Вопрос о «дедуле», который вырастил обоих друзей, а теперь живёт в городе у одного из них. Этот вопрос заставил хозяев смешаться, растеряться, замереть и замолчать в растерянности. Чем же вызвано смущение? Дедуля уже не живёт в доме своего сына –он в доме престарелых. Очень спокойно, как о чём –то само собой разумеющемся, об этом говорит дочь. Пытаясь как –то сгладить неловкость, хозяйка поправляет: « В доме ветеранов войны». Это звучит солидно, но сути не меняет: деда отправили подальше, сбыли с рук, потому что очень с ним хлопотно.

На все вопросы Лунякина хозяин отвечает нехотя, понимая, что говорит глупые вещи в своё оправдание. Он рассказывает о новом жилье деда: « кафель югославский», «пластик», «красочка импортная», но не хочет понимать, что для пожилого человека самое главное не паркет, не ковры, а любовь и забота близких, домашнее тепло. А Лунякин видит совсем другую картину: «невзрачная комнатёнка» «больничная коечка», «серое казённое одеяло», — лишённую тепла и уюта.

Хозяин в своё оправдание ссылается на решение самого деда переехать в дом престарелых: «Ему там понравилось. Вокруг такие же старики. Есть с кем поговорить, не скучно». И делает вывод: «Ему там лучше!»,не понимая, что домашнего общения не заменит ни один старичок.

На вопрос Лунякина, для кого лучше, продолжает твердить своё: про врачей, про уход. А Лунякин понимает истинную причину: от старичка избавились, он был в тягость. Значит, когда в голодные годы растил и своего, и чужого ребёнка, это не считалось тяжестью, а теперь, когда пришло время платить долги, забеспокоились о собственном благополучии.

Пытаясь достучаться до совести своих друзей, Лунякин приводит примеры из деревенской жизни: «Люди и не таких стариков держат», на что получает один ответ: «Ему там лучше. Там уход, врачи». Так постепенно рушатся связи между родными. Родной становится чужим. Дед в доме своего сына – чужой, и виноват в этом только сам хозяин дома.

Случай с дедом разбередит совесть Лунякина. Он невольно проводит параллель: «Недавно ещё босиком бегал теперь уж сам отец глядишь, и дед». Да и сам себя Лунякин упрекает в том, что порой не было времени навестить родителей: « жизнь, суета, спешка, дурная работа», но время прошло, и теперь «вспоминать горько», « сердце щемило». Подвоя итог своим размышлениям, Лунякин понимает, что связь с домом друга теперь порвётся, потому что его друг так и не понял простой истины: надо проявлять милосердин к старости, мы все будем старыми.

Лунякин решает навестить деда(чужого человека) просто потому, что они «столько лет знались», просто из чувства человеческой жалости, от стыда за поступок друга, и берёт с собой дочь друга. Комната, в которой находился дед, была светлая и чистая. Но в одном Лунякин не ошибся: душевное состояние деда никак не соответствовало тому радостному чувству, о котором говорил друг. «Дед лежал, устремив глаза в потолок», но когда увидел гостя, «старика словно подбросило». Видимо, редко навещали здесь деда родные, и поэтому Лунякин был дороги и нежданным гостем. И не повернулся дед сразу только потому, что не рассчитывал никого увидеть.

Самая кульминационная и эмоциональная сцена –встреча с дедом. Он начинает принюхиваться к запаху, вспоминая прежнюю жизнь. Ностальгически звучат его слова: «Хутором пахнет», «печной дым», «скотье тепло» «родины дух». Автор даёт столь полное и подробное описание запахов, чтобы сильнее передать тоску деда по родной стороне, по дому, его одиночество. А от слов деда о том, что он лежи, «привыкает к могилам», мурашки бегут по спине. Жизнь в доме престарелых для деда –репетиция смерти, ожидание его медленного прихода. У этого старого человека отняли надежду на жизнь, на радость. И никакие яркие шторы не смогут продлить жизнь человека, которого оттолкнули родные. Никакие заморские фрукты не радуют старика, потому что нет в них души. А простая деревенская репка вышибла у него слезу.

Единственно правильное решение принимает Луняким: забрать деда. Дедуля напоминает ребёнка, обидеть которого- великий грех. Лунякин утирает стариковские слёзы, как утирал их ему когда –то теперь уже одинокий старик. Лунякие несёт старичка к машине. Как несут самое дорогое, а рядом идёт девочка. За всё время свидания она не произнесла ни слова, но получила хороший урок милосердия, гуманного отношения к старости. Она, как и Гриша из первого рассказа Б. Екимова явилась свидетелем совершенно разного отношения к старости, и хочется верить, что сможет сделать правильные выводы.

ТЕЗИСЫ СТАТЬИ

Безразличие и гуманное отношение к старости, равнодушие и милосердие – такую проблему рассматривает Б. Екимов в своих рассказах. Анализ «вслед за автором», проведённый ученицей, помогает раскрыть эту проблему и показать отношение молодого поколения к данному вопросу. Ученица смогла проследить столкновение двух жизненных позиций и показать, как решается проблема выбора героями.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-noch-istseleniya.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/boris-petrovich-ekimov-podnimaet-problemu-pamyati-vojny-v-rasskaze-noch-isceleniya
  • https://vopvet.ru/news/sochinenie_po_tekstu_b_ekimova_noch_iscelenija/2016-09-14-5830
  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/problematika-rasskaza-borisa-ekimova-noch-isceleniya/
  • http://www.microanswers.ru/article/nravstvennie-problemi-rasskazov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт