«Мертвые души» Н. В. Гоголя: новый век — понты все те же

Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя.

Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков, это и он сам, и его знакомые богатые помещики Собакевич, Ноздрёв, Манилов. Они отдали душевную чистоту за приятные привычки и материальные блага. В их душах не осталось ничего возвышенного.

Содержание

Смысл названия поэмы «Мертвые души» Гоголя

Произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»предполагалась в трех томах. Первоначальное название звучало так «Похождения Чичикова, или мертвые души». Первый том дошел до нас. Судьба второго неизвестна, говорят, будто рукопись сжег автор. А третий так и не был написан.

Главный герой Чичиков Павел Иванович, бывший таможенный чиновник, выдает себя за помещика и втирается в доверие к общественности уездного городка N. Его цель — покупка крепостных крестьян, но не здравствующих, а уже умерших. Смысл этого действия не совсем понятен и тут стоит обратиться к истории. В период с 1857 по 1859 год была проведена перепись населения царской России и посчитано, сколько и кого крепостных крестьян имелось в наличии у каждого помещика. В переписной книге указано, что «крепостных крестьян в России до 23 млн. душ обоего пола». Отсюда понятно появление термина «души».

Крепостное же право было отменено лишь в 1861 году. До этого помещик мог продавать и покупать крепостных крестьян, как вместе с землей, так и без оной, семьями и по одному. А в случае надобности мог и в банк заложить. Так вот, бывший коллежский советник придумал следующую аферу. Он уговаривал недалеких провинциальных помещиков продать ему недорого крестьян, которые уже умерли, но по документам последней переписи считаются живыми (так появляется прилагательное «мертвые»). Получив купчую на людей, Чичиков планировал взять кредит в банке, оставив оных в залог. Понятно, что деньги отдавать он не планировал и банку в собственность переходили заложенные крестьяне. Поскольку те уже были мертвы, то и потерь для Чичикова никаких.11.jpg

Но это если смотреть с финансовой стороны. Если же рассмотреть философскую сторону вопроса, то «мертвые души» это все эти Маниловы, Ноздревы, Собакевичи. Бездуховные, глупые и ленивые люди, живущие сегодняшним днем, погрязнув в своих мелких заботах, пьянстве и игре в карты. Вообще в поэме «Мертвые души» присутствует полтора десятка персонажей. Через них Гоголь описывает практически весь сословный состав России XIX века, с его пороками и «достоинствами».

Ах, Николай Васильевич, что же ты хотел рассказать нам во втором томе?

Про что поэма Мертвые Души

Когда Павел Иванович Чичиков устроился на службу в таможню, он показал себя как кристально честный человек. Работает он безупречно, не берёт взяток, не идёт на сговор с контрабандистами. Благодаря своей неподкупности Чичиков получает повышение по службе и новый чин.

Став начальником, Павел Иванович провернул выгодное дело в сговоре с контрабандистами. С его помощью через границу спокойно переправлены были кружева на миллион рублей.

Но Чичиков поссорился с сообщником, попал под суд и потерял деньги и должность.

Бывший чиновник, выгнанный со службы за мошенничество решает поправить своё незавидное финансовое положение. Для этого Павел Иванович Чичиков разъезжает по небольшим городам и за копейки скупает души умерших крестьян, оформляя на них купчую как на живых.

В своих странствиях он знакомится с разными людьми. Домовитая помещица Коробочка, слащавый Манилов, игрок Ноздрёв, жадный до еды Собакевич, скряга Плюшкин — все они проходят красной нитью через всю канву похождений Чичикова.

Когда вскрывается афера главного героя, его знакомые начинают сочинять о Чичикове небылицы. Они считают, что Павел Иванович может оказаться и самим Наполеоном, и капитаном Копейкиным, повесть о котором удачно вплетена в поэму. Их не смущает даже факт, что капитан Копейкин был инвалидом.

В поэме описано и детство Чичикова. Уже в ту пору он показал свой характер. Товарищи считали его подлым человеком.

С самого детства Павел Иванович стремился стать богатым человеком, и готов был на многие неблаговидные поступки. Поведение главного героя взбудоражило тихий мирок провинциального городка. Дошло до того, что обвиняли его даже в будущем похищении губернаторской дочки.

Для Павла Ивановича всё закончилось печально, он попал под гнев высшего начальника. Поэму свою автор не закончил, хотя задумывалось три тома «Мёртвых душ».

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Смысл концовки

Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

portret-gogolja-hudozhnik-je-a-dmitriev-mamonov.png На первый взгляд, смысл поэмы «Мертвые души» кажется совершенно очевидным. Однако сам Гоголь признавался, что далеко не все читатели действительно поняли смысл и идею поэмы.Смотрите: Краткое содержание поэмыВсе материалы по поэме «Мертвые души»

Смысл поэмы «Мертвые души» Гоголя: суть, идея и цель произведения

По словам Гоголя, суть первого тома «Мертвых душ» заключается в том, чтобы показать недостатки, пороки и слабости русского человека:

«…В книге… изображен человек, взятый из нашего же государства… Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях…» (Н. В. Гоголь, «К читателю от сочинителя», предисловие ко второму изданию первого тома «Мертвых душ»)

В «Мертвых душах» Гоголь изобразил то, что люди сами ежедневно видят перед собой:

«…А между тем «Мертвые души» произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкой, и правдой, и карикатурой; коснулись порядка вещей, который у всех ежедневно перед глазами; исполнены промахов, анахронизмов, явного незнанья многих предметов; местами даже с умыслом помещено обидное и задевающее: авось кто-нибудь меня выбранит хорошенько и в брани, в гневе выскажет мне правду, которой добиваюсь. И хоть бы одна душа подала голос! А мог всяк…» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

По словам Гоголя, поэма «Мертвые души» пугает читателей тем, что указывает на их пошлость и ничтожность:

«…пошлость всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести дух бедному читателю и что по прочтенье всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет. 

Мне бы скорей простили, если бы я выставил картинных извергов; но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки. Явленье замечательное! Испуг прекрасный!..» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

По словам Гоголя, идея и смысл первого тома «Мертвых душ» в том, чтобы русские люди взглянули на собственную пошлость, на свои гадкие и ничтожные черты:

«…мне хотелось попробовать, что скажет вообще русский человек, если его попотчеваешь его же собственной пошлостью… <…> 

…для первой части поэмы требовались именно люди ничтожные. Эти ничтожные люди, однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется только в разжалованном виде из генералов в солдаты. Тут, кроме моих собственных, есть даже черты многих моих приятелей… <…> Мне потребно было отобрать от всех прекрасных людей, которых я знал, все пошлое и гадкое, которое они захватили нечаянно…» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

Цель первого тома «Мертвых душ» — вызвать в читателях отвращение от героев и тоску от самих себя:

«…Не спрашивай, зачем первая часть должна быть вся пошлость и зачем в ней все лица до единого должны быть пошлы: на это дадут тебе ответ другие темы, — вот и все! 

Первая часть, несмотря на все свои несовершенства, главное дело сделала: она поселила во всех отвращенье от моих героев и от их ничтожности; она разнесла некоторую мне нужную тоску от самих себя. Покамест для меня этого довольно; за другим я и не гоняюсь…» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

Гоголь признается, что в своих героях он изобразил также и свои пороки, «гадости», «дурные свойства». Таким способом он надеялся бороться с собственными недостатками:

«…Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной <…> 

…во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. <…> …усиливалось во мне желанье избавляться от них; …я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям. <…> 

С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем чем ни попало…» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

Гоголь создал «Мертвые души», прежде всего, для того, чтобы самому побороть свои низости и мерзости. И конечно, автор надеялся, что книга принесет пользу также и другим людям:

«…Не думай, однако же, …чтобы я сам был такой же ур*д, каковы мои герои. Нет, я не похож на них. Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю моих мерзостей и не держу их руку, как мои герои; я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними, и буду воевать, и изгоню их, и мне в этом поможет бог. <…> Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям, обсмеял их в них и заставил других также над ними посмеяться…» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

Во втором томе «Мертвых душ» Гоголь надеялся изобразить совершенно других персонажей — добродетельных, светлых, благородных. По словам писателя, ему не удалось воплотить свою идею, поэтому он сжег второй том:

«…Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведет. Оно возбудит только одну пустую гордость и хвастовство… <…> …бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. Последнее обстоятельство было мало и слабо развито во втором томе «Мертвых душ», а оно должно было быть  едва  ли не главное; а потому он и сожжен…» (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», глава «Четыре письма к разным лицам по поводу ‘Мёртвых душ'»)

Это были цитаты Гоголя о смысле и сути, цели и идее поэмы «Мертвые души» — одного из самых ярких и загадочных произведений литературы XIX века.Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»

Николай Васильевич Гоголь является одним из самых загадочных писателей своего времени. Не только его творчество полно мистики, но и сама жизнь. Одним из ярких произведений является роман «Мертвые души», смысл которого спрятан за тонкой сатирой. Произведение отображает нравы и особенности жизни людей того времени, аккуратно высмеивает человеческие пороки, не исчезнувшие и в 21 веке.

Краткое содержание романа Мертвые души

События разворачиваются в небольшой провинции, куда приезжает главный герой Павел Иванович Чичиков. С первых дней пребывания молодой мужчина начинает расспрашивать о жизни местных жителей, посещает первых лиц города (губернатора, помещиков, чиновников). Благодаря обаянию у него получается всех расположить к себе.

Основной его целью является скупка «мертвых душ» — крестьян, умерших, но официально не зарегистрированных. Купить товар получилось у:

  • помещика Манилова;
  • глупой Настасьи Коробочки;
  • скупого старика Плюшкина;
  • предприимчивого дельца Собакевича.

В это время по городу поползли слухи, Чичиков стал обрастать тайнами и загадками. Всюду шушукались о миллионере с таинственным прошлым. Незамужние девушки и их мамаши стали активно им интересоваться. Так как подобное внимание было нежелательным для Чичикова, он спешно покинул город.

Сомнительные действия Чичикова направлены на достижение им мнимого высокого положения в обществе. Когда-то он уже покрывал контрабанду на таможне, но чудом избежал наказания. Новая афера с мертвыми душамигрозит герою тюремным наказанием, но он, благодаря связям, его избегает.

На заметку! Гоголь не закончил свою историю. Первоначально продумывалось 3 тома, появился на свет один. Читателям остается самостоятельно додумывать, как то,что произошло с главным героем дальше, так и основной смысл произведения «Мертвые души».

Объяснение сюжета

Приступая к работе над произведением, Гоголь стремился показать читателю хотя бы с одной стороны всю Русь. Это и есть основная и задача, и идейный замысел, и смысл «Мертвых душ».

В произведении автор поднимает сразу несколько тем. На протяжении всего романа прослеживается 3 основные сюжетные линии:

  1. Приключения Чичикова, который в целях получения наживы не боится нарушать закон.
  2. Жизнь помещиков на контрасте условий проживания народа.
  3. Деятельность чиновников, которых кроме наживы ничего не беспокоит.

На заметку! Смысл названия «Мертвые души» как прямой, так и переносный. Во времена автора покупка людей, которые умерли, но числились, являлась популярным способом обогащения и поднятия себе статуса в обществе.

На протяжении всего сюжета автор поднимает множество проблем, которые в некоторой степени остаются актуальными и для современного общества:

  • отсутствие нравственности у государственных органов;
  • кризис гуманизма, проявившийся в том, что людей продают, проигрывают, относясь к ним не лучше, чем к животным или вещам;
  • невежество персонажей, нравственная слепота;
  • эгоизм.

Самой главной проблемой, поднятой в произведении, можно считать вопрос, о том, что общество с существующими нравами и традициями существенное тормозит развитие Руси.

Гоголь считает, что преградами стали:

  • инфантильность и бездеятельность дворянства;
  • воровство с казны;
  • взятки чиновников;
  • нищета и невежество крестьян.

На заметку! Персонажи, встречающиеся читателю, отображают тот или иной порок общества. Автор добивался, чтобы люди, читающие произведение, примеряли персонажей на себя и устраняли недостатки, им высмеянные и показанные в сатирической форме.

Мертвые души: смысл концовки

Смысл концовки «Мертвых душ» Гоголя и всего произведения в том, чтобы показать русскому читателю реальную Русь. Автор четко и последовательно указывает на все недостатки общества и людей. Стоит отметить, что Гоголь в первом томе задумал рассказать именно о ничтожных людях, причем их портреты написаны не с конкретных людей, а в каждом герои собраны все возможные недостатки.

Основной смысл концовки поэмы «Мертвые души» заключается в том, что для изменения существующих порядков в Руси требуется работа каждого человека. Если отдельный житель страны будет меняться и улучшаться, то мир будет спасен. Существует мнение, что Гоголь намеренно не написал окончание романа. Он хотел, чтобы читатель додумывал самостоятельно, а также постоянно размышлял, что он хочет изменить в себе.

Судьба человека: смысл повести, объяснение сюжета и концовки
«Гранатовый браслет» Куприна: соната настоящей любви
«Бежин луг» Тургенева: истории, рассказанные на ночь

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Жанр – сам автор дал жанру определение поэмы в прозе. Большинство литературоведов обозначили жанр “Мёртвых душ” как роман.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Тема

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”. Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мертвых душ».

Жанр

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка)

«Мертвые души» — главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ «Мертвых душ» будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения — вовсе не уродливые помещики и не губерния, а «тайна», которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

701868.jpg

«Бледное начало» грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего — это фрагменты грандиозной «постройки», осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ «Мертвых душ», следует понимать, что первый том — это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это «бледное начало» труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к «дворцу» губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла «Мертвых душ». У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать «нечто вроде поэмы». Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем «мысль» была «подсказкой» Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми «мертвыми душами». В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

701734.jpg

«Мертвые души» в России времен Гоголя

«Мертвые души» — крепостные крестьяне, которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей «ревизской сказки». Только после нее они официально считались умершими. Именно после «ревизской сказки» помещики переставали платить подушную подать за них — особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

701753.jpg

Покупатель «мертвых душ» при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, — следствие «вдохновеннейшей мысли», осенившей его, — опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал «анекдот» с «мертвыми душами». Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

701744.jpg

Жанровая модель интересующего нас произведения — это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ «Мертвых душ». Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение «поэма», которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь («Мертвые души»).

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. «Вся Русь явится в нем» — тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла «Мертвых душ» по сравнению с первоначальным стремлением «хотя с одного боку» показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась «одиссея» Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в «Мертвых душах», остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, — тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы «Мертвые души», следует непременно отметить, что Чичиков является человеком «середины». Сам автор говорит про него, что он «недурной наружности», но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно «Мертвые души». Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает «пошлость», заурядность своего героя. Он пишет о том, что «скромно» и «темно» его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова — это «приобретатель», «хозяин».

701756.jpg

Чичиков — «средний» человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет — это так называемый «средний» человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление «человеческой бедности», скудости жизненных целей и духовных интересов — всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ «Мертвых душ» показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения «тайну» его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую «часть Чичикова».

701759.jpg

«Положительные» герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной «пружиной» является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не «совершенства образцом». Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения «Мертвые души», мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают «положительные» герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, «похождениях» героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их «материальный» результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство «зеркалом», отражающим современную Россию в произведении «Мертвые души». Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают «воздух» (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения — на реальную его основу накладываются различные слои других значений — символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков («Мертвые души»). Каждый из пяти персонажей весьма символичен — в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

701870.jpg

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их человеческих качествах. Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает «лавину» авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя «Мертвые души». Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен — он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения «Мертвые души». Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за «предметным» или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение — символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в «Евгении Онегине», сотворчество читателей автору «Мертвых душ». Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения «Мертвые души». Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово «лирического поэта». Рассуждения о двойственной природе явлений жизни — излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ («Мертвые души»). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-mertvye-dushi-gogolya/
  • https://www.literaturus.ru/2016/05/smysl-mertvye-dushi-sut-ideja-cel.html
  • https://o-smysle.ru/knigi/mertvye-dushi-n-v-gogolya-novyj-vek-ponty-vse-te-zhe.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
  • https://fb.ru/article/177208/analiz-mertvyih-dush-analiz-proizvedeniya-mertvyie-dushi-gogolya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт