Краткий анализ стихотворения «Вольность» по плану

Содержание

Автор: · 11.04.2018

А. С. Пушкин привлек своим смелым стихотворением многих прогрессивно мыслящих читателей. В эпоху абсолютной монархии такое открытое обвинение царя было недопустимо, однако поэт не побоялся отстоять свое мнение, а потом и понести наказание. В 1820 году «Вольность» стала одной из причин ссылки автора.

История создания

Это стихотворение могло вообще не увидеть свет, так как было слишком свободолюбиво. А. С. Пушкин рисковал, так открыто выражая свои мысли о власти, хотя в силу возраста еще не полностью понимал угрозу цензуры.

Само произведение он писал на квартире братьев Тургеневых. Из окон этой квартиры был виден Михайловский замок, где был убит Павел I (вот, о ком пишет Пушкин в стихотворении «Вольность»). Это произошло в 1817 году, сразу после того, как он окончил Царскосельский лицей. Видя обитель самодержавия, и размышляя над его деспотической природой, автор сочинил одно из самых значимых своих творений, относящихся к вольнолюбивой лирике. «Вольность» так и не была опубликована при жизни Александра Сергеевича. После смерти Пушкина либеральный публицист Герцен опубликовал стихотворение в сборнике «Полярная звезда».

Жанр, размер, направление

Безусловно, «Вольность» — это вольнолюбивая лирика поэта, являющаяся реалистическим произведением, так как показывает все несовершенства социального устройства России пушкинского времени. Автор называл свободу своим кумиром, поэтому данная тематика особенно важна для автора. Для того чтобы передать это, автор выбрал необычный жанр – ода. Деспотия самодержавия обличается в «Вольности» с такой экспрессией именно благодаря своеобразному жанру.

Ода написана в форме лирического монолога высоким, торжественным стихом, что акцентирует внимание на большом значении проблемы. Размер – четырехстопный ямб. Рифма – женская. Рифмовка – смешанная.

Композиция

«Вольность» можно разделить на три части.

  1. Начало является преамбулой, в которой поэт только знакомит читателя со своими мыслями: «Хочу воспеть свободу миру».
  2. В основной части Пушкин рассуждает о разных самодержцах и их судьбах.
  3. Заключение можно назвать самым эмоциональным. Здесь автор горячо призывает монархов склониться перед законом и отказаться от самодеятельности.

Основные образы и их характеристики

  1. Монарх в стихотворении сравнивается с тираном, который стоит выше закона, и которому власть «дает Закон – а не природа». Пушкин окружает царя не самыми приятными обращениями: «Самовластительный Злодей», «Владыки», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле». В его представлении правитель России захватил страну не по справедливости и управляет ею недостойно. Высшие силы не назначали его на этот пост, но ведет он себя так, как будто земной владыка – это и есть центр мира, равных которому нет. Это неправильно, ведь такая позиция ведет к безответственности и абсолютной власти, растлевающей душу.
  2. Лирический герой – зеркало идей и переживаний Пушкина. Сразу заметно, что, несмотря на то, что поэту на период создания «Вольности» было всего восемнадцать лет, он – сознательный гражданин и патриот. Ему важна судьба Родины и народа, он хочет бороться с несправедливостью ради общего блага, в его речах чувствуются юношеская страсть, гнев, возмущение и надежда одновременно. По первой строфе становится ясно, что он больше не хочет иметь отношения к «изнеженной лире». Теперь его волнуют более важные проблемы государственного масштаба.

Темы и проблемы

  1. Проблема тирании и безответственности властей. Пушкин верил, что главное в человеке – его индивидуальность и свобода. Общество и власть, по мнению автора, только ограничивали личность и мешали ей создавать нечто новое. Проблема, затронутая с «Вольности», касается именно государства, как инструмента подавления гражданской инициативы. Поэт считает своей миссией разжечь сердца людей и восстать против ограничения мысли с помощью глагола, который может разжечь сердца. Он призывает «падших рабов» восстать против «тиранов мира».
  2. Тема свободы. Пушкин возмущен ограничением своей свободы, внутренней и политической, и свободы остальных людей. Он критикует самодержавие, и не желает жить по указке монарха, который попирает права своих подданных.
  3. Проблема социальной несправедливости. Поэт говорил, что власть не должна передаваться по наследству, а должна доставаться лишь самым достойным.

Идея

Таким образом,  смысл стихотворения «Вольность» — это протест против абсолютной монархии. Один человек не может полностью владеть и распоряжаться судьбами других, особенно если он получает эти безграничные права по наследству, а не достоинству. Александр Пушкин в своем осуждении ссылается на несправедливость законов, перед которыми не все равны. Поэтому главная идея «Вольности» может быть сформулирована так: монарх должен чтить закон, но он этого не делает, так как имеет слишком много власти, из-за чего страдает общество. Если же правитель не может соблюдать закон и продолжает ограничивать свободу народа, он должен быть свергнут.

Также поэта очень волнуют внутренняя свобода (нет цензуре, любая идея и мысль должны уважаться), это и есть главная мысль стихотворения, отрицающего любое идеологическое давление на личность.

Средства художественной выразительности

Для того, чтобы не упустить ни одну деталь из описываемой ситуации, А.С. Пушкин использует анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»). Среди других средств художественной выразительности можно заметить:

  • Метафоры (например, «молчит закон»);
  • Эпитеты («гибельный позор», «благородный след», «в сгущенной мгле предрассуждений», «изнеженная лира»);
  • Риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!»);
  • Олицетворения («молчит закон», «спящий средь тумана Пустынный памятник», «спокойный сон отягощает»).

Также в «Вольности» преобладают глаголы, что помогает автору создать сильную динамику в произведении и призвать читателей к действию.

Автор: Полина Батраева

Содержание:

История создания

Ода «Вольность» — образец раннего творчества Александра Сергеевича Пушкина. Будущий поэт учился в Царскосельском лицее до 1817 г. включительно. В этом же заведении обучали и воспитывали детей дворян. Впоследствии выпускники становились верными подданными императора и чиновниками разных рангов. В лицее работали прекрасные педагоги, благодаря которым в подростках развивались качества, отличающие порядочных людей от безнравственных. Понятия, обладающие для А. С. Пушкина и других выпускников, глубоким смыслом:

  • равенство;
  • свобода;
  • честь;
  • справедливость.

До 1812 г. общество лояльно относилось к самодержавию, однако после войны с Наполеоном настроения поменялись. Образованная прослойка населения, к которой принадлежали и молодые лицеисты, стала задумываться о том, что государство должно быть другим: просвещённым, сплочённым, свободным. Люди начали понимать, что без знаний и умения мыслить придётся трудно, если случится ещё одна война, да и в мирное время малограмотным и забитым гражданам сложно строить сильную страну.

В таких условиях формировалась личность А. С. Пушкина, и юношеский максимализм только усиливал стремление к свободолюбию. Все ранние произведения характеризуются особой пылкостью и неподдельной страстью. Поэт верил, что человеку под силу оказать значительное влияние на ход истории. Ода «Вольность» — одно из самых значимых и ярких творений молодого Александра Сергеевича.

Стихотворение получилось довольно смелым. В тот вечер, когда оно было написано, юный поэт был в гостях у Тургеневых. Из окон питерской квартиры, расположенной на Фонтанке, был виден Михайловский замок. В 1801 году в этом здании был осуществлён заговор с участием гвардейских офицеров, и тогда же убили Павла I. Размышляя о гибели российского императора и любуясь живописным пейзажем, Пушкин за несколько минут написал стихотворение, в котором воспел свободу.

Поэту не удалось дождаться публикации оды. Кроме того, создание «Вольности» послужило причиной отправки Пушкина в ссылку, которую он отбывал в Одессе. Впервые произведение было опубликовано в 1856 г. в сборнике «Полярная звезда», издававшемся в Лондоне под руководством Герцена.

Центральная тема

В стихотворении «Вольность» Пушкин описывает актуальную для того времени проблему — бесправие простых граждан. Поэт выступает против абсолютной монархии, бичует её за «довольность» творящимся беззаконием, проповедует равенство и гуманное отношение к людям, воспевает свободу и торжество закона. Такова тематика произведения. Главные пороки, которые автор вскрывает в «Вольности»:

  • вседозволенность правящих особ;
  • тирания;
  • беззаконие.

Эти явления были характерны для начала и середины XIX века, и у населения не было никаких рычагов давления на монарха. Законы составлялись так, чтобы с их помощью можно было защищать интересы власти и карать простого русского человека.

Гражданская позиция в оде прослеживается довольно отчётливо. Пушкин выразил свои убеждения, не думая о том, что его может настигнуть гнев особы, восседающей на троне. Государственные проблемы волновали его больше, чем собственное благополучие. Поэт видел выход в установлении законов, которые распространялись бы на все слои общества и защищали интересы не только знати, но и бедного населения деревень.

А. С. Пушкин не просто хотел лучшей доли для населения — он призывал к переменам остальных. «Вольность» можно охарактеризовать как гимн, побуждающий к активным действиям. Поэт был уверен, что сообща можно изменить жизнь к лучшему.

Жанр и композиция

Жанр стихотворения «Вольность» А. С. Пушкина — ода. Согласно определению, это отдельное произведение, посвящённое какому-либо событию или персонажу. Структурно стих представляет собой монолог лирического героя.

Чтобы передать динамику и наполнить произведение экспрессией, А. С. Пушкин выбрал четырёхстопный ямб, который отличается богатством и разнообразием. Это прославленный ямбический размер, любимый Александром Сергеевичем. Произведения, написанные четырёхстопным ямбом:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Полтава»;
  • «Медный всадник».

В стихотворении применяются смешанные строфы и безударные рифмы. Всё вместе усиливает эмоциональный накал.

Ода «Вольность» состоит из вступительной, основной и заключительной частей. Повествование начинается с того, что лирический герой обращается к «грозе царей», певице «свободы вольной» и рассказывает о своей миссии — искоренить пороки. Развитие основной мысли продолжается в центральной части произведения. Герой возмущается беззаконием и говорит, что народ не страдает лишь там, где правит закон. Монархи, которых упоминает рассказчик:

  • Павел I («Калигула»);
  • Наполеон («самовластительный злодей»);
  • Людовик (его смерть поэт сравнивает с гибелью российского императора).

Герой красочно изображает, каким ему видится будущее российского императора, уточняя, что с радостью предвкушает гибель самодержца и его детей. В заключительной части поэт призывает царей склониться «под сень надёжную Закона».

Средства выразительности

Пушкин мастерски использовал средства выразительности в стихотворных и прозаических произведениях, и ода не стала исключением. «Вольность» читается на одном дыхании, при этом текст вызывает отклик в душе читателя, заставляет сопереживать угнетённым и испытывать презрение к властителям. Средства художественной выразительности, использованные автором:

  • Олицетворения. «Сон отягощает», «молчит закон».
  • Метафоры. «Грозой царей», «свободы гордою певицей».
  • Эпитеты. «Изнеженная», «благородный», «гибельный», «роковая».
  • Риторические вопросы. «Где ты, где ты».
  • Обращения. «Падшие рабы», «владыки», «царица», «певица», «мученик», «Злодей».

Влияние творения Радищева

Ранее оду с таким же названием написал Александр Николаевич Радищев. Его произведение очень похоже на пушкинское. Сам Александр Сергеевич говорил, что образцом для него послужила одноимённая ода, а ещё он вдохновился строкой из стихотворения «Памятник». Оба поэта прославляют торжество закона и свободомыслие, но поводом для создания творений послужили разные события.

А. Н. Радищев написал оду в честь революции, свершившейся в Англии в XVII в. Это событие также известно как Английская гражданская война. В произведении Пушкина прослеживается отсылка к более позднему перевороту — Великой французской революции 1789 г. Оба поэта считали, что страна может быть свободной лишь в том случае, если в ней соблюдаются законы.

Ключевое различие между двумя произведениями состоит в том, что Радищев призывал народ восстать и свергнуть действующую власть, а Пушкин был против тиранов, не уважающих закон. Анализ оды показывает, что Александру Сергеевичу были близки убеждения декабристов, движение которых в то время только зарождалось. Поэт видел, что общество живёт в ожидании значимых событий, и отражал это в лирике.

Краткое содержание

Форму написания поэт выбрал, следуя примеру Радищева, который был для Пушкина образцом для подражания. Сначала он обращается к музе — мифическому существу. Автор называет её певицей свободы и развивает тему, говоря, что пороки должны быть повержены. Основная мысль состоит в следующем: чтобы народу жилось хорошо, воля должна сочетаться с торжеством закона.

Далее Пушкин приводит несколько исторических примеров, из которых следует, что он с одинаковой неприязнью относится и к тиранам, и к тем, кто жестоко расправился с ними. Поэт считает, что беззаконие недопустимо, независимо от того, исходит ли оно от правящих особ или простого люда. Он не согласен и с французскими предшественниками, которые убивали священников, замеченных в переодевании в церковные одежды. Уничтожение поработителей для него не подвиг, а такой же бесславный поступок, как угнетение бесправного населения. Кровопролитие может погубить и граждан, и страну в целом.

Завершая свою пламенную речь, поэт обращается к государям, к их самосознанию. Он побуждает их прислушаться к сказанному и извлечь пользу из уроков истории. Стихотворение можно назвать образцом композиционной стройности и выразительности. Средства, которые помогают передать мысли и чувства поэта, подобраны очень точно, они соответствуют смене динамики повествования.

Особенности поэтики и революционное значение

Для поэтической речи Пушкина характерны живость, экспрессия и эмоциональность. От начала до конца эмоции сменяют одна другую. В первой строфе автор выражает стремление к свободе, во второй — возмущается беззаконием, творящимся с одобрения монархов. Далее он скорбит, будучи сознательным гражданином, и предлагает путь к улучшению ситуации.

В своём гимне поэт обращается к свободе, которая является для него музой. Он возвышенно называет её «грозой царей» и «певицей», показывая трепетное отношение к свободомыслию и воле.

Революционное значение оды проявилось в том, что её текст использовался для агитации в декабристских кругах. Современники прониклись убеждениями Александра Сергеевича и охотно перенимали его представления о том, как можно ускорить перемены. Однако вскоре А. С. Пушкин сам разочаровался в идеалах. Он понял, что монарх отнюдь не стремится всеми силами исправить положение крестьян.

Александру Первому достаточно было провести несколько реформ, чтобы народ вздохнул свободнее. Но ему не хватало решимости для принятия законов, кардинально изменяющих положение дел. Друзья Пушкина, большую часть которых составляли образованные и прогрессивно мыслящие дворяне, создавали различные кружки и сообщества. Целью этих организаций было насильственное свержение самодержавия.

Хотя формально поэт не входил ни в одну революционную организацию, он разделял образ мыслей тех, кто там состоял. «Вольность» — первое произведение, в котором отражено стремление к переменам. В дальнейшем Пушкин написал ещё много стихотворений, из которых следует, что он осознавал невозможность либеральных изменений бесконфликтным путём.

Работа на уроке

В рамках школьной программы это произведение А. С. Пушкина изучают в 9 классе. На уроке литературы учащиеся определяют идею оды «Вольность», анализируют композиционные и стилистические особенности. Задача преподавателя — донести до подростков эмоциональное содержание стихотворения и показать идейную близость с убеждениями декабристов.

Ученики знакомятся с нравственными идеалами, которыми жило пушкинское поколение. Они делятся впечатлениями, рассказывают, чем поразила ода. В свою очередь, преподаватель помогает выяснить, против каких явлений протестовал поэт. Подростки, разбившись на группы, выбирают из произведения цитаты, подтверждающие теоретический материал. Затем учащиеся отвечают на вопросы или готовят доклады, придерживаясь предложенного плана. Домашнее задание — сочинение, причём тему подростки выбирают из тех, что предлагает учитель.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 06.06.2019

Чаще всего мы думаем, что стихи для поэтов – это своеобразный способ выговориться, излить душу и выплеснуть собственные эмоции. Однако стихотворения – это не только красивые признания в любви или описания изящных чувств, но и призывы к решению серьезных проблем. Посредством своих произведений авторы могут выражать противостояние злу, лозунг к свободе, борьбу против несправедливости и так далее. Так, Александр Сергеевич Пушкин горел идеей всеобщего равенства и братства, потому написал ряд произведений, которые сумели оказать влияние на будущих декабристов. Среди них ода «Вольность», разбор которой представлен Многомудрым Литреконом ниже.

История создания

Ода «Вольность» написана в период окончания Пушкиным Царскосельского лицея. Этот ранний этап творчества Александра Сергеевича охвачен вольнолюбивыми настроениями. Он не раз прибегает к данной теме в своих произведениях. В пример можно привести такие стихотворения, как «Памятник», в каком он гордится, что в свой «жестокий век» восславил свободу, «Арион», «К Чаадаеву», «Дельвигу», в котором мы видим тонкое переплетение идей вольности и патриотизма.

Возможно, Вы сочтете мнения Пушкина довольно наивными, потому как он верит в существование некого высшего Закона. Поэт тверд в своих высказываниях по отношению к несправедливой власти и несвободе. С ранних лет он понимал, что его поэтический дар может что-то изменить. Потому Александр Сергеевич хотел воспользоваться этим и создать такие литературные произведения, которые смогут подтолкнуть народ к сопротивлению, к принятию гражданской позиции.

Стихотворение «Вольность» написано в 1817 году, но опубликовано только спустя 39 лет в Лондоне. Цензура не могла пропустить его, а царь, зная о вольнодумстве поэта, готовил для него ссылку.

Жанр, направление, размер

Жанр – ода. Стихотворение написано в приподнятом тоне и отличается возвышенными фразами. Александр Сергеевич не зря выбрал этот жанр, ведь «Вольность» выступает как торжественная песнь или воззвание к активным действиям народа.

Направление – что-то среднее между классицизмом и реализмом. Поэт обращает внимание читателей на несовершенство социального устройства России XIX века, затрагивает реальные проблемы. Но в то же время он выбирает форму, типичную для классицизма — оду. Язык стихотворения, отягченный словами «высокого штиля», тоже указывает на традиции классицизма.

Размер – четырехстопный ямб. Рифма – смешанная, женская.

Образы и символы

Стихотворение «Вольность» насыщено яркими образами и символами. Главными персонажами выступают свобода и сам лирический герой. Свобода представлена в оде, скорее как символ, к которому необходимо стремиться каждому человеку, чтобы добиться всеобщего равенства. В образе лирического героя мы видим патриота, готового на многое ради совершенствования своей родины. Он охвачен сочувствием к своему порабощенному народу, но не оправдывает радикальных мер бунтовщиков. Он хочет пойти по пути реформ и свои надежды возлагает на представителей высшего общества, которые должны употребить свое влияние во благо народа.

Также немаловажно отметить образы Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с Законом и управляли государствами единолично. Пушкин приводит в пример их казнь. Любой «самовластительный», «увенчанный злодей» должен быть наказан, и народ имеет право прекратить несправедливость. Однако народная расправа тоже подлежит осуждению. Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла, в свою очередь, с людьми, которые «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».

Темы и проблемы

  1. Основная тема свободы и вольности является ключевой. Свобода для поэта – это важнейшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – это основа, на которой должно строиться мировоззрение человека. Без этого высшего блага никто не сможет стать по-настоящему счастливым.
  2. Не менее важна тема поэта и поэзии. Изначально Пушкин просит свободолюбивую лиру помочь ему вложить в стихотворение общественно важный смысл. Он свято верит в то, что вдохновение должно быть особым: тем, что еще в древности вселяло в души творцов огонь справедливого гнева. Он гонит прочь изнеженную музу, ведь хочет посвятить себя обществу.
  3. Тема закона тоже заняла свое место в тексте. Автор заявляет, что власть дает закон, а не природа, и что закон всегда будет выше воли монарха. Это и есть гарантия развития общества и государства. Без законности и порядка человек не чувствует себя защищенным, он уязвим, а значит, слаб. А как слабые люди смогут сделать сильное государство?
  4. Основная проблема — произвол и тирания власть имущих. Горе тем народам, пишет автор, которые забыли верховенство закона. Несправедливость обернется против самих же королей, как это произошло с Людовиком и Павлом Первым. Их убийцы пойдут против закона также, как пошли и сами монархи, и порядок не удержит их, ведь его нет. Поэтому каждый тиран падет жертвой своей же деспотичной власти: общество поступит с ним так, как поступал со страной он.
  5. Иная проблема — порочность государей. «Страсть славы» губит их, они заботятся не о народе, а о своем месте с истории. Их ослепляют тяга к роскоши, признанию, абсолютной власти. Они не видят дальше своих покоев, а за ними уже формируется их смерть — бунтующий и доведенный до крайности народ.

Основная идея

Мотив вольности святой возникает в творчестве Александра Сергеевича после осознания того, что он не согласен с тем, что происходит в стране. Он стремится разорвать цепи рабства среди низшего сословия, ведь ни один монарх не вправе ограничивать самое святое – личную свободу. Пушкин выделяет государства, в которых правители подчиняются «Вольности святой». Он мечтает о таком же строе, где нет места несправедливости и обману, преступлениям и неволе. В этом и заключается главная мысль оды «Вольность». Композиция произведения лишний раз подчеркивает мысли автора: сначала поэт излагает свою миссию, после говорит о Законе, и в конце – призывает монархов образумиться и прислушаться к идеалам «Вольности святой».

Смысл оды «Вольность» заключается в том, что любой король падет жертвой своей власти, если закон не будет охранять его. А как он будет его охранять, если сам монарх и его свита не передерживаются правил? Рано или поздно народ сметет их с лица земли, ведь на его пути не будет ничего, кроме тирании, которая является источником нищеты и унижения. Значит, самым надежным хранителем трона выступает благоденствие в стране, когда люди в большинстве своем счастливы и довольны жизнью. Этого можно достичь только в государстве, где главным является закон, а не человек на троне.

Средства выразительности

  1. Александр Сергеевич на протяжении всего стихотворения употребляет массу эпитетов: «гибельный», «роковая», «благородный» и так далее;
  2. Ода изобилует также и метафорами: «грозой царей», «свободы гордою певицей» и другие;
  3. Поэт использует прием олицетворения: «молчит закон», «сон отягощает»;
  4. Важную роль играют риторические вопросы и обращения к читателю.

Автор: Алина Пак

1. История создания

Стихотворение было написано практически сразу по окончании Лицея – в 1817 году.

На просвещенную молодежь того времени сильнейшее влияние оказала война с Наполеоном, окончившаяся совсем недавно: в 1812 году.

На борьбу с опасным врагом встал народ, от дворян до крестьян, образовались партизанские отряды. Ради победы сплотились все. Не зря ее назвали Отечественной.

Такое единодушие, храбрость простого народа, отвага заставили передовые умы того времени задуматься над социальным устройством страны.

Впервые зазвучали разговоры об освобождении крестьян, об отказе от крепостничества.

Потом будет восстание декабристов и многое другое, но истоки этого движения зародились сразу после 1812 года, когда победа над наполеоном далась только общими усилиями всего народа.

Пушкин, воспитанный в Лицее умнейшими, честными и справедливыми педагогами, впитал эти смелые мысли.

Он, подобно многим сверстникам и людям старшего поколения, желал видеть родную страну свободной, сбросившей оковы крепостничества, просвещенной.

Под этим настроением и родилась «Вольность».

При жизни автора такой смелый текст, насквозь пропитанный юношеским максимализмом, не был напечатан. Более того, именно из-за этого стихотворения великий поэт отправился в ссылку – в Одессу.

Опубликовали «Вольность» только в 1856 году, после смерти Пушкина. Это сделал Герцен, поместив оду в состав лондонского сборника «Полярная звезда».

2. Литературное направление

Произведение относится к классицизму.

3. Род

Род – торжественная лирика.

4. Жанр

Поэт сам определил жанр своего произведения: это ода.

5. Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую проблему, которая пройдет практически по всей русской литературе и истории XIX века: освобождение крестьян от крепостничества.

Причем, затрагивая такие сложные вопросы, Пушкин переворачивает весь смысл одического жанра. Он не восхваляет, а, наоборот, осуждает правящую верхушку, выказывает недовольство сложившейся социальной ситуацией. Это был смелый и решительный поступок!

6. Тематика

Основная тема оды «Вольность»: ужасающая вседозволенность и безнаказанность не только правителей, но и дворян, которые могли поступать с народом, как им вздумается.

Кроме того, автор затрагивает вопросы свободы, равноправия, справедливой власти, защищающей, а не мучающей своих подданных.

7. Идея

В произведении можно услышать прямое обращение к народу: пора действовать, восстать, защитить себя, если правитель этого не делает.

Поэт открыто выражает собственные свободолюбивые взгляды и, не скрываясь, прямо осуждает существующий порядок.

8. Пафос

Эмоции, которыми пропитано произведение, разнообразны и порой противоречивы.

Тут улавливается и торжественность, как будто этот текст произносится с трибуны, и слова звучат грозно, обличительно, но вместе с тем пылко и вдохновенно.

Слышится искренне возмущение, негодование, которыми наполняется речь оратора при обращении к сильным мира сего. И в то же время ощущается страх за народ, сопереживание бедным людям.

9. Система образов

Стихотворение, как и любая ода, наполнено художественными образами.

Прежде всего, пред нами предстает образ некого Монарха, который мнит себя властителем мира, однако законы природы выше него, и Пушкин не раз подчеркнет эту мысль в своем произведении.

Собирательный образ настоящего Тирана, Деспота, не думающего о бедах и печалях народа, пугает. Автор характеризует его самыми нелестными, обвиняющими словами: «тираны мира», «неправедная Власть», «самовластительный злодей», «ужас мира, стыд природы».

Ему противопоставляется образ страдающего народа, который молчит – и тем самым продолжает беззаконие.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится обобщенный Монарх, который угнетает и мучает своих подданных. Он получил власть по закону, а не от Бога, но ведет себя, как единственный земной правитель, которому все дозволено и все простится.

В спор с ним со своей обличительной речью вступает лирический герой – тот, который желает

Именно он открывает истинное лицо кровавого владыки, призывая народ, наконец-то, прекратить терпеть мучения и восстать:

11. Лирический герой

Лирический герой, подобно зеркалу, отражает весь тот спектр эмоций, чувств и переживаний, которые испытывал Александр Сергеевич, создавая свое неординарное произведение.

Его можно назвать своеобразной художественной проекцией автора. Он открыто протестует против устоявшегося государственного порядка.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета тут нет.

Автор просто выражает собственные эмоции: гнев, недовольство, раздражение, подкрепляя его разными доказательствами и обвинительными конструкциями.

13. Композиция

Четких композиционных точек (завязки, кульминации и развязки) тут нет, однако можно выделить три смысловые части.

В первой лирический герой отказывается от «изнеженной лиры» и гневно заявляет, что отныне он будет обличать существующее беззаконие.

Вторая часть раскрывает политические воззрения автора. Именно в ней Пушкин говорит о том, что закон, справедливый и защищающий каждого гражданина страны, должен быть превыше царского самоуправства.

Здесь же молодой поэт красочно рисует незавидную судьбу мировой монархии, вспоминая Павла I, Наполеона Бонапарта, Людовика. Он не всегда открыто называет их имена, но по контексту становится понятно, о ком говорит гений.

В третьей части великий поэт призывает власть имущих остановиться и обратиться к закону. Закону, который станет единым для всех граждан страны и будет защищать, а не потворствовать самодурству.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения изобилует глаголами: «беги», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей», «хочу воспеть», «поразить». Семь слов-действий только в первой строфе!

За счет такого обилия глагольной лексики картина развивается стремительно, динамично. Мы не видим статичного пейзажа, наоборот, в стихотворении постоянно что-то происходит.

А если еще учесть, что многие глаголы имеют явные оттенки агрессии, злости, гнева, то легко можно понять, в каком эмоциональном состоянии находился автор, когда писал оду.

15. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это любимый размер зрелого Пушкина, однако, и в юношеских произведениях он встречается часто.

Строфы представляют октавы – восьмистишия. У каждой наблюдается четкая организация: первые четыре стиха написаны перекрестной рифмовкой (АБАБ), вторые – опоясывающей (ВГГВ).

16. Средства художественной выразительности

Анализируя богатство средств художественной выразительности, начнем с того, что это ода. Она по жанровой принадлежности должна быть написана ярким, выразительным и торжественным языком.

Несмотря на то, что пушкинская ода разительно отличается от классической, автор наполнил свое произведение различными художественными средствами.

Тут очень много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира» (это выражение можно назвать и олицетворением), «благородный след», «возвышенный галл» и т.д.

Текст оды пропитан метафорами: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор».

Автор использует многочисленные олицетворения, чтобы лишний раз показать: власть – это люди, а не отвлеченное понятие («молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа»).

Стихотворение состоит из эмоционально окрашенной лексики: «порок», «тираны», «позор», «рабство».

17. Значение произведения

Произведение имело огромное значение для развития всей русской литературы, а также стало одним из двигателей отечественной истории.

Именно с него и подобных творений началось переосмысление существующей социальной ситуации. Просвещенная молодежь, проникаясь свободолюбивым духом и жаждой справедливости, обратила внимание на зависимое, невыносимое положение народа.

Пройдет еще несколько десятков лет – и под давлением общественности, воспитанной подобными произведениями, падет крепостная система.

18. Актуальность

Стихотворение отражает взгляды автора. Оно актуально до сих пор, потому что вызывает яркие положительные эмоции.

Несмотря ни на что, все граждане одной страны должны обладать равными правами и подчиняться одному закону.

19. Моё отношение

Мне нравится «Вольность», потому что оно честно, правдиво и открыто.

20. Чему учит

Стихотворение учит смело высказывать собственные мысли и не мириться с несправедливостью, если она возникает.

Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится стихотворение «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.

История создания – Стих написан в 1817 году, но издан лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Композиция условно разделена на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Тема

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своем стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества образца первой половины 19 века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора, и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение – настоящий революционный гимн, побуждающий сделать жизнь лучше и справедливее.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – «воспеть свободу миру».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон «выше венца и трона». Лирический герой упоминает о таких монархах как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

Жанр

При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достиг благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности, поэт использует эпитетыгибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный»). Также в произведении встречается немало ярких метафор свободы гордою певицей», «грозой царей») и олицетворений молчит закон», «сон отягощает»), риторических вопросов и обращений.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. С. Пушкин написал стихотворение «Вольность»?</h3>

    • <label>1815 г.</label>
    • <label>1817 г.</label>
    • <label>1820 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-volnost/
  • https://nauka.club/literatura/odв-volnost.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/volnost-pushkin/
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-volnost-po-planu/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/oda-volnost.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт