Княжна Марья Болконская — характеристика, образ, описание

Лев Николаевич Толстой особое внимание уделяет Марье Болконской в «Войне и мире». Это любимый автором образ милосердной девушки с добрым и искренним сердцем.

Характер

Внутренние качества Марьи Болконской описываются Л. Н. Толстым с помощью приема контраста. Хотя внешность героини не отличается привлекательностью и красотой, душевные качества делают героиню приятной в общении девушкой, которая привлекает к себе внимание окружающих.

Несмотря на то что робкая и скромная княжна Мари чуждается общества, она умеет строить отношения с другими людьми. Героиня дружественно настроена относительно всех тех, кого встречает на своем пути.

Героине свойственно милосердие и сострадание. Княжна Марья никогда не обманывает других людей, она не способна и на предательство. Важным в ее жизни является помощь знакомым и незнакомым ей людям. Марья Болконская в тайне от своего отца принимает в доме «божьих людей», которым от всей души старается помочь. К религии девушка относится очень трепетно. Для Марьи Болконской именно религия, а также семья являются главными в жизни.

Отношение к семье

Образ Марьи Болконской в «Войне и мире» во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Героиня всю жизнь провела в деревне рядом со своим строгим отцом. Несмотря на то что он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее», она уважала, ценила своего отца и искренне его любила. Она не представляла жизни без него и была по-своему счастлива.

Сам отец понимал, что гнев его «беспричинный», он знал, что причиняет своей дочери очень много боли. Но это не значит, что он не любит княжну Марью. Маска строгости и жестокости скрывала настоящие чувства героя: он искренне любил свою дочь. Николай Болконский смог это показать лишь в финале своей жизни, когда прощается с Марьей.

Отец научил героиню трепетному отношению к собственной семье. Чтобы ни случилось, семейство всегда защищало друг друга. Княжна Марья смогла сохранить теплые отношения со своим братом Андреем. А когда он умирает, Марья Болконская берет на воспитание его сына – Николеньку. Для нее мальчик становится целым миром.

Любовь

Марья Болконская всю свою сознательную жизнь жила с отцом, ухаживала за ним и помогала ему. Семья для героини была всем в жизни. Поэтому она мечтала, чтобы у нее был муж, который бы ее любил, и дети, которым она бы отдавала всю себя. Внешне некрасивая, героиня не имела возможности выбирать себе жениха. И когда она встретила Анатоля Курагина, все ее мечты и желания воплотились в его образе. Он понравился ей, но, возможно, потому что она хотела кого-то полюбить.

Предательство Курагина не сломило ее характер, а, наоборот, показало всю душевную доброту героини. Она прощает и Анатоля Курагина, и мадемуазель Бурьен и даже хочет устроить их счастье вместе.

Встретившись с Николаем Ростовым, когда он фактически спас ее, она понимает, что именно в нем соединились все черты, которыми должен был владеть ее будущий муж. Еще одним сближающим фактором было то, что встреча героев произошла в трудное время для Отечества, которое играло большую роль в жизни и княжны Марьи, и Николая Ростова.

Брак с Николаем сделал княжну Марью по-настоящему счастливым человеком. Любовь между героями отличается своей чистотой и искренностью.

В эпилоге романа Л. Н. Толстого Марья предстает перед читателем как любящая жена и заботливая мать. То, о чем она мечтала, воплотилось в реальную жизнь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Марья Болконская», рассмотрит характер героини, ее отношение к семейным ценностям.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка)

История персонажа

С помощью череды женских образов в романе «Война и мир» Лев Толстой постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.

01_5CkPf0Y.jpg
Писатель Лев Толстой

Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна», — думал про нее Анатоль Курагин.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.

02_GVJsNBm.jpg
Марья Болконская и Наташа Ростова

Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.

Мари Болконская вместе с Наташей Ростовой противопоставлены в романе алчной эгоистичной распутнице Элен Курагиной. При этом отношения с Наташей поначалу складываются непросто. Избранница брата раздражала княжну живостью характера, непосредственностью и жизнерадостностью, но в дальнейшем девушек сблизила смерть Андрея.

Марья Болконская и ее отец Николай Болконский

Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.

Марья Болконская

Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Жизненный путь

В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.

Марья Болконская и Андрей Болконский

Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.

Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает Анатоля Курагина за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.

Анатоль Курагин

Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.

Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.

Марья Болконская и Николай Ростов

На помощь княжне пришел Николай Ростов – единственный мужчина, сумевший искренне полюбить эту женщину, обнаруживший внутреннюю красоту и богатство души. Но сначала герой не осознавал влюбленности, испытывал к девушке непонятный трепет и даже страх.

Судьба подарила Марье Болконской то, о чем она так мечтала: девушка вышла замуж за Николая и счастливо растила детей. Из героини получилась преданная, мудрая жена, которую ценит и уважает супруг, и замечательная мать – Мари с удовольствием уделяет время воспитанию наследников и даже ведет дневник, куда записывает примечательные эпизоды жизни детей.

Экранизации

Роман «Война и мир» поселился в кинематографе с 1913 года. Сначала произведение Толстого в урезанном виде экранизировали российские пионеры немого кино, а в 1956 году зрители увидели эпопею в цвете. Тогда героев «Войны и мира» оживил американский режиссер Кинг Видор. В роли Мари Болконской выступила Анна-Мария Ферреро.

Анна-Мария Ферреро в роли Марьи Болконской

Заметной работой, получившей «Оскар» и лестные отзывы критиков, стал советский сериал «Война и мир», снятый Сергеем Бондарчуком в 1965 году. Кроткую, запуганную отцом девушку сыграла Антонина Шуранова, а образ Николая Ростова воплотил Олег Табаков.

Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской

Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.

Валентина Черви в роли Марьи Болконской

Роль будущего мужа девушки исполнил Дмитрий Исаев. В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.

Джесси Бакли в роли Марьи Болконской

Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2016 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой Пола Дано (Пьер Безухов), Лили Джеймс (Наташа Ростова), Джеймса Нортона (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и Джек Лауден.

Цитаты

«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».

«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».

«Кто все поймет, тот все и простит».

«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

«Прекрасное сердце <…> это то качество, которое я более всего ценю в людях».

«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

Княжна Марья Болконская (Мари) является одной из центральных героинь романа «Война и мир» Льва Толстого. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир»: описание внешности, личности и характера в цитатах.Смотрите: — Все материалы о княжне Марье— Все материалы по роману «Война и мир»

Княжна Марья Болконская — характеристика, образ, описание в романе «Война и мир» Толстого

«…Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей.» (том 1 часть 1 глава XXII) 

«Возьмут за связи, за богатство…» (том 1 часть 3 глава IV)

Марья — дочь богатого влиятельного князя Николая Болконского:

«Отец очень богат и скуп…» (том 1 часть 1 глава I)

Она родилась в Кишиневе. Судя по всему, в то время ее отец Николай Болконский нес там службу:

«Няня-Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница-княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянскою бабой-молдаванкой, вместо бабушки.» (том 2 часть 1 глава VIII)

Марья является родной сестрой одного из главных героев роман, Андрея Болконского:

«У нее брат, вот чтó недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова…» (том 1 часть 1 глава I)

О внешности княжны Марьи известно, что она является некрасивой девушкой:

«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо.» (том 1 часть 1 глава XXII)  

«…делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…» (том 1 часть 1 глава XII) 

«Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.» (Марья о своей внешности, том 1 часть 3 глава III)

«…к злому старику и к богатой уродливой наследнице…» (том 1 часть 3 глава III)

«Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…» (том 1 часть 3 глава III) 

«…а ей уродовать себя нечего — и так дурна.» (старик Болконский о Марье, том 1 часть 3 глава IV) 

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство.» (старик Болконский о Марье, том 1 часть 3 глава IV) 

«Бедняга! Чертовски дурна!» (Анатоль Курагин о Марье, том 1 часть 3 глава IV)

При этом у некрасивой княжны Марьи прекрасные, большие и лучистые глаза:

«Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…» (том 1 часть 1 глава XXII)  

«…в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…» (том 1 часть 1 глава XXIII) 

«…сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея…» (том 1 часть 1 глава XXIII) 

«Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…» (том 1 часть 1 глава XXV) 

«Княжна Марья… с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь…» (том 1 часть 1 глава XXV)

У княжны Марьи тяжелая походка:

«…тяжело ступая, перешла к столу…» (том 1 часть 1 глава XXII) 

«…тяжелые ступни княжны Марьи …» (том 1 часть 1 глава XXIII)  

«Это были тяжелые шаги княжны Марьи…» (том 1 часть 1 глава XXV) 

«…она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки…» (том 1 часть 3 глава IV) 

«…княжна Марья, своими тяжелыми мягкими шагами подбегая к невестке…» (том 2 часть 1 глава VIII)

Княжна Марья является неловкой, неграциозной девушкой:

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство…» (том 1 часть 3 глава IV) 

«…сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали…» (том 2 часть 1 глава VII)

Марья Болконская получила домашнее образование. Ее отец сам обучал ее математике:

«Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, — радостно отвечала княжна Марья…» (том 1 часть 1 глава XXIII) 

«Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки…» (том 2 часть 2 глава VIII)

Княжна Марья является прелестной девушкой, несмотря на свою некрасивую внешность, по мнению губернаторши Воронежа:

«Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна…» (том 4 часть 1 глава V)

Марья является очень чистой, невинной девушкой, по мнению ее подруги мадемуазель Бурьен:

«Но вы презираете меня, вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти…» (том 1 часть 3 глава V)

Княжна Марья — добрая девушка. Например, она не держит обиду на свою подругу мадемуазель Бурьен за то, что та флиртовала с Анатолем Курагиным, который приехал свататься к Марье. Более того, добрая Марья готова помочь Бурьен выйти замуж за Анатоля:

«Я всё сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою…» (том 1 часть 3 глава V)

Княжна Марья является кроткой, спокойной девушкой:

«…в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила…» (Жюли о Марье, том 1 часть 1 глава XXII) 

«…с кроткою и робкою княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом…» (том 2 часть 2 глава XIV)

Марья Болконская — робкая девушка:

«Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь …» (том 1 часть 1 глава XXII) 

«…сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь…» (том 1 часть 1 глава XXII)

Она является глубоко верующей девушкой:

«Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею…» (том 1 часть 1 глава XXV) 

«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия…» (том 2 часть 3 глава XXV) 

«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…» (том 2 часть 3 глава XXV)

Княжна Марья прежде всего ценит в людях их душевные качества, их «прекрасное сердце»:

«…прекрасное сердце… это то качество, которое я более всего ценю в людях…» (Мари о себе, том 1 часть 1 глава XXII)

Марья терпит много обид от своего сурового отца, старого князя Николая Болконского, который отличается тяжелым характером. Несмотря на это княжна Марья любит и почитает отца:

«…все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее.» (том 2 часть 3 глава XXV) 

«Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью…» (том 2 часть 3 глава XXV)

Княжна Марья не любит порядок. Она содержит свой письменный стол в беспорядке:

«…села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен…» (о порядке в доме, том 1 часть 1 глава XXII)

Она умеет играть на клавикорде (предшественнике фортепиано):

«Между двенадцатью и двумя часами, сообразно с заведенным порядком дня… княжна играла на клавикордах …» (том 1 часть 1 глава XXII) 

«…из-за затворенных дверей слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты…» (том 1 часть 1 глава XXIII) 

«…слышался опять и опять повторяемый пассаж…» (о клавикордах, том 1 часть 1 глава XXIII)

Княжна Марья всю жизнь живет в деревне. Ей нравится деревенская жизнь:

«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни…» (том часть глава )

Княжна Марья помогает «божьим людям» — юродивым и странникам, которые посещают ее в тайне от сурового старика Болконского:

«Это Машины божьи люди, — сказал князь Андрей. — Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.» (том 2 часть 2 глава XIII) 

«…этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю…» (том часть глава )«Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя…» (том 2 часть 3 глава XXVI)

У княжны Марьи есть лучшая подруга Жюли Карагина, с которой она много лет переписывается. Наконец, когда подруги снова встречаются лично в Москве, они оказываются чужими друг для друга. Их дружба, судя по всему, прекращается:

«…ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина…» (том 1 часть 1 глава XXII)

«…Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично.» (том 2 часть 5 глава II) 

«…Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю.» (том 2 часть 5 глава II)

<o> Марья Болконская также с детства знает одного из главных героев романа Пьера Безухова. Она очень хорошо к нему относится и дорожит его мнением:

«…о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях…» (том 1 часть 1 глава XXII) 

«И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!» (том 2 часть 5 глава IV) 

Из-за тяжелого характера своего отца княжна Марья долго не может выйти замуж. Отец всячески пытается удержать дочь при себе. В результате Марья становится «старой невестой» и уже теряет надежду на замужество:

«Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? — думал он, — наверно, быть несчастною.» (том 1 часть 3 глава IV)

«Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом.» (том 2 часть 5 глава II)

«Решительно, это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche одна, княжна Болконская другая.» (о старых невестах, том 3 часть 2 глава XVII)

Только после смерти отца и брата княжна Марья наконец выходит замуж за Николая Ростова, у супругов рождаются дети. Выйдя замуж, княжна Марья Болконская становится графиней Марьей Ростовой (см. История любви Марьи Болконской и Николая Ростова):

«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.» (эпилог часть 1 глава VII)

Это была цитатная характеристика и образ княжны Марьи Болконской (Мари) в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности, характера и личности героини.Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»<o>Содержание:

Происхождение Марьи Болконской

Княжна имеет дворянские корни, которые идут от самого Рюрика. Семье Мэри удалось сберечь всё, что было им завещано. Они весьма влиятельны в светских кругах и богаты.

Князь Николай (отец Марьи) — в прошлом военный. У него весьма сложный характер и очень крутой нрав. Княгиня (мать) рано умерла, поэтому воспитанием девочки занимался князь Николай.

У княжны есть старший брат — Андрей Николаевич Болконский. Он был женат на Лизе Мейнен. Однако их брак закончился весьма трагично. Во время родов Лиза умерла. Опеку над маленьким племянником взяла Марья. Она повела себя как неравнодушная сестра, став для сына Андрея практически матерью. Отношения Мари и Андрея можно характеризовать как тёплые, дружеские, нежные. Для неё брат — отрада и лучик света.

Внешний вид

Мари Болконская не была красавицей. Толстой намеренно не наделил её привлекательной внешностью, чтобы через этот изъян показать всю драму её истории.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна»

— думал о Мэри Курагин (герой романа — светский человек, который прослыл дамским угодником).

«Ей и портить ничего не надо — они и без того безобразна».

— таким образом отзывались о девушке и другие персонажи.

Если говорить кратко, то портрет Мэри выглядит так:

  • худощавый стан;
  • низкий рост;
  • болезненный вид;
  • бледная кожа;
  • худое лицо;
  • отсутствие грациозности и пышных женских форм;
  • тяжёлая походка.

Единственное, что было привлекательно в её внешности — глаза. Вот цитатный ряд, который затрагивают тему этой прекрасной черты внешности княжны:

  1. «В прекрасных глазах её были и любовь, и грусть…».
  2. «…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходи́ли из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

«И кто её возьмёт из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство»

— говорили люди.

Характер и таланты

За дурной внешностью девушки скрывался интересный внутренний мир. Она отличалась добротой, благородными стремлениями и душевностью. В её поступках много искреннего добродушного отношения к этому миру.

Характеристика Марии Болконской указывает и на то, что она была весьма неглупа. Она получила образование дома. Особенно ей нравились математические науки. Ещё одной страстью Мэри была религия. Она веровала в Бога и искала в нём отраду.

Хоть княжну и окружают множество вспыльчивых людей, её нрав позволяет ей сдерживаться и оставаться спокойной. Она всегда старалась понять людей, узнать, что происходит у них в душе. Девушка не являлась красавицей, но была прекрасным добрым человеком.

Отношение к любви

Хоть о Мэри и говорили, что ей не найти чистой любви, а в жены возьмут её только из-за денег, она хотела быть счастливой и найти любимого человека.

Марья влюбляется в Анатолия Курагина, беспечного молодого человека. Его отец посчитал, что этот брак пойдёт на пользу сыну. И если княжна наивно полагала, что между ними есть светлые чувства, то сам Анатоль преследовал в этих отношениях личную выгоду. Но всё расставил на места случай. Анатоль наплевал на все старания отца и начал приударять за компаньонкой Марьи Николаевны.

Вторая любовь княжны — Николай Ростов. Этот мужчина оценил внутренний мир девушки, однако, это произошло не сразу. Но, несмотря на внутренние барьеры со стороны Николая, через некоторое время начали проявляться его искренние чувства. Пара обрела настоящее счастье. Ростов стал верным и заботливым супругом княжны Марьи.

«Война и мир» — легендарный роман. Если выделять в нём персону Марьи Николаевны, то, можно сказать, что это история преодоления преград.

Через упрёки и страдания она пришла к счастью, о котором грезила всю жизнь, и обрела земную любовь.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Меню статьи:

Происхождение Мари Болконской

Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

Болконским удалось сохранить не только предания о древности своего рода, но и влияние в аристократических кругах и финансовую независимость.

Семья Марьи Болконской

Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

Матери Марии уже нет в живых.

Mariya-Bolkonskaya-v-romane-Lva-Tolstogo-Vojna-i-mir..jpg

Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием первой части первого тома“ романа Льва Толстого “Война и мир”.

Внешность княжны Мари

Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Морально-нравственный облик княжны

Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

Отношение Мари к членам семьи

Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.

Mariya-Bolkonskaya-v-romane-Lva-Tolstogo-Vojna-i-mir-1.jpg

Отношение Мари к высшему обществу

Готовность проявлять дружеские отношения

Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.

Mariya-Bolkonskaya-v-romane-L.-Tolstogo-Vojna-i-mir.jpg

Мари Болконская и Анатоль Курагин

Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

Брак с Николаем Ростовым

Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

Мари имеет влияние на своего мужа и учит его поступать с крепостными не по порядкам принятым на службе – в ее понятии грубость и жестокость – это низкие чувства.

Подведем итог: в образе Мари Болконской, впоследствии Ростовой, воплотились высокоморальные порывы к достижению идеала человека . Благородство и добропорядочность – вот главные критерии, определяющие сущность Мари.

Девушка не только придерживается сама этих принципов, но и пытается объяснить окружающим, почему проявление грубости и несдержанности является проявлением низких чувств.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/marya-bolkonskaya-obraz.html
  • https://24smi.org/person/1501-maria-bolkonskaia.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/09/knjazhna-marja-bolkonskaja-harakteristika-vojna-i-mir.html
  • https://nauka.club/literatura/marya-bolkonskaya.html
  • https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-marya-bolkonskaya.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт