Иван сусанин краткое. Опера иван сусанин краткое одержание для детей

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

2.jpg

«Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием отечественного искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка. Действие спектакля разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех произведение получило из-за ярких героев, национальных костюмов и замечательной музыки с содержанием народных мелодий.

Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Сусанин бас крестьянский мужик, который завел в чащу леса поляков
Антонида сопрано дочь Сусанина, невеста Собинина
Ваня контральто усыновленный ребенок Сусанина, предупредивший войско Минина об опасности
Богдан Собинин тенор один из русских войнов и жених дочери Сусанина
Сигизмунд Третий бас король поляков
 
 

Краткое содержание «Ивана Сусанина»

173.jpg

Недалеко от костромской области, домой, в село Домнино, возвращаются молодые войны, победившие польское войско, вторгшееся на территорию Руси. Радостные крестьяне устраивают торжественную встречу. Жених Антониды, Богдан Собинин, тоже был в числе участников, защищающих отчизну. Но Иван Сусанин, отец Антониды, рассказывает, что враги лишь на какое-то время отступили, и теперь необходимо готовиться к очередному сражению. Сусанин принял решение о том, что не бывать никакому празднику бракосочетания, пока поляки топчут родные земли. Наконец-то приходит Собинин и приносит отрадную новость: Минина, легендарного народного героя, поставили во главу всего ополчения. В него верит весь народ! Сусанин, обрадовавшийся такой вестью, разрешает сыграть свадьбу возлюбленным.

Польский король Сигизмунд Третий организовывает бал, на котором угощает своих друзей великолепным пиром. Море вина, красивая музыка и танцующие девушки, занимающие внимание гостей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская шляхта все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: Минина поставили во главу ополчения, и он начинает воевать против поляков. Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый.

К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами. Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.

Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев. Русские войны готовы к разгрому армии врагов, и хотят спасти Иван Сусанина. Минин и его люди также идут навстречу полякам.

Уже в лесной чаще Иван перестает вводить в заблуждения врагов и сообщает им, что он их запутал, и теперь они тут умрут. Он готов принять смерть, и начинает прощаться со всем, что ему дорого. Поляки в гневе убивают запутывавшего их русского. Войны во главе с Собининым не успевают спасти Ивана Сусанина, но над поляками они одержали победу. Весь народ горестно вспоминает этот храбрый подвиг.

В Москве перед Кремлем на площади идет победоносное празднование русской армии, которая освободила Родину от поляков. Осиротевшая семья: сын Ваня, дочь Антонида и ее жених Собинин тоже на площади. Начинается колокольный звон и чествование памяти Ивана Сусанина.

 
 
Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
40 мин. 25 мин. 55 мин. 55 мин.

 

Интересные факты

  • Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
  • Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».
  • Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
  • Существует два варианта либретто музыкальной драмы Глинки. Первая — барона Егора Розена, вторая — Сергея Городецкого, редакция которого использовалась в СССР.
  • Композитор гармонично соединил в своем произведение европейские оперные и симфонические нормы с русскими хоровыми интерпретациями.
  • Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
  • Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.
  • Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
  • Владимир Ленин в свое время сказал, что в русской литературе до творчества Л. Толстого нигде не описан подлинный мужик. Музыковеды говорят такое же об Иване Сусанине, что до Глинки в русской музыке нельзя найти образ настоящего мужика.
  • Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
  • Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
  • В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).
  • У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
  • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
  • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

 

Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»

Каватина и рондо Антониды из 1 действия «Ах поле, поле ты мое» (слушать)

Песня Вани из 3 действия «Как мать убили…» (слушать)

Романс Антониды из 3 действия «Не о том скорблю подруженьки» (слушать)

Сцена Сусанина с поляками из 3 действия «Велик и свят наш край родной» (слушать)

Речитатив и ария Вани из 4 действия «Бедный конь» (слушать)

Финальный хор «Славься» (слушать)

Музыка

Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Оперная драматургия и музыкальные номера в опере оказались подлинными и новаторским, что послужило началу создания нового оперного жанра — народная музыкальная драма. Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

История создания

Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «Опера комик» — это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.

На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее… Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

Постановки

1836 — этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер — Катерино Кавос.

Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на «советский» лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер — Борис Мордвинов. В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция — оперная постановка «Иван Сусанин» открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко.На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.

Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.

Опера «Жизнь за царя» — поистине великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающихся о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

М.И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

  1. Энциклопедия
  2. Музыка
  3. Опера Иван Сусанин Глинки

Всем известен великий русский композитор Михаил Иванович Глинка, который родился 1 июня 1804 года в Смоленской губернии. Его мать не хотела утруждать себя воспитанием сына и отдала бабушке, очень избаловавшей ребёнка. Миша рос изнеженным и неспокойным ребёнком. А позже, после смерти бабушки, его мать, разглядев в сыне талант, пожелала, чтобы он занимался игрой на фортепиано и скрипке. И, действительно, она не ошиблась. Глинка стал писать музыку.

Михаил Иванович был знаком с Пушкиным и, подобно ему писал произведения, проникнутые идеей патриотизма, воспевал торжество справедливости, разума, красоты и добра. Почему-то именно вдали от Родины, в Италии к нему пришла мысль о создании русской национальной музыки.

Сюжет его первой оперы был взят из предания о подвиге костромского крестьянина, Ивана Сусанина во время вторжения поляков в Россию. Речь идёт о 1612 – 1613 годах. В основном, тогда уже выгнали поляков, но остались разрозненные отряды. Вот такой отряд заблудился в селе Домнино Костромской губернии. Иван вызвался стать их проводником, но увёл поляков в топкие непролазные болота и сам принял смерть вместе с ними.

В 1836 году закончил работу над оперой на либретто Розена. Эта была первая отечественная опера! Премьера состоялась в этом же году 27 ноября под названием «Жизнь за царя». Но первоначально произведение называлось всё-таки «Иван Сусанин». Оперу восприняли с ликованием и восхищением.

Во II действии мы видим блистательный бал в Польше. Здесь пение и танцы. Исполняется полонез, краковяк, затем лёгкий вальс. И снова смена декораций. Изба Сусанина, где он потчует вином крестьян. Помолвка. Сусанин даёт своё благословение молодым. Но вдруг появляются нежданные гости. Это поляки ищут царя. Иван тянет время, приглашая их на свадьбу. Они предлагают золото в обмен на то, что он станет их проводником. Иван, притворившись, даёт согласие. Звучит дуэт Антониды и Собинина: »Сколько горя в этот день избранный». В IV действии вступает симфонический оркестр, описывая ночной пейзаж. Собинин, руководя крестьянами, готовится выступить на поиски Сусанина.

В финале оперы – сцена в непроходимом лесу. Сусанин и поляки, которые думают, что заблудились случайно. И вот звучит самая известная ария: «Чуют правду!», в которой Иван прощается со своими родными. И завершение! Величайшая массовая сцена! Улица Москвы. Звучит хор. Народ славит царя. Антонида и Собинин печальны. Они скорбят, что Сусанин пал храброй смертью и не увидит никогда это день. Потом звучит хор, грандиозно и мощно! «Славься» поёт уже весь народ на Красной площади.

После такого огромного успеха, Михаила Ивановича Глинку назначили капельмейстером придворной певческой капеллы. Это была большая победа, которую одерживали далеко не все гении при жизни.

Опера Иван Сусанин Глинки

Интересные ответы

  • История создания Ревизора — комедии Гоголя

    Идея комедии Ревизор зародилась у Николая Васильевича Гоголя в начале 1830-ых гг., во время написания повести Мертвые души. Автор хотел написать произведение, в котором полностью бы раскрывались

  • История Древнего Китая доклад, сообщение

    Издавна на обширной территории, между реками Янцзы и Хуанхэ расположилась маленькая страна, которая примерно в 1766 году до нашей эры. получила название Государство Шан-Инь.

  • Полезен ли загар — доклад, сообщение (Окружающий мир 2 класс)

    Загар – потемнение кожи под действием солнечных лучей. Легкий загар придает лицу свежесть, рукам – изящество, а общему облику – аристократизм. Это – признак молодости и активной жизни.

  • В каких продуктах есть йод?

    Йод принимает участие в обеспечении нормального баланса между психическим и физическим состоянием, участвует в формировании костных тканей, активизирует иммунную систему организма, повышает потребление кислорода тканями

  • Классы животных — сообщение доклад

    В мире многочисленное количество животных. И каждое из них приспособлено к той или иной среде обитания, а значит и есть многочисленные классификации этих самых животных.

«Опера Иван Сусанин» доклад по музыке, изложенный в этой статье, расскажет Вам все об этой героической, народной, музыкальной драме и первой русской национальной опере.

Сообщение об опере Иван Сусанин

Автором оперы «Иван Сусанин» является М. Глинка. В основе музыкального произведения лежит предание о героическом проступке старосте села Домнина, крестьянина Ивана Сусанина. Действия происходили в период оккупации польскими захватчиками России.

Музыкальное произведение с первых аккордов переносит слушателя в 1612 – 1613 года. Поляки уже изгнаны из Москвы, только отдельные отряды бродят по стране в поисках Михаила Романова. И вот один из отрядов врага забредает в костромскую губернию, село Домнина. Они обратились к крестьянину Ивану Сусанину, чтобы он стал их проводником на пути в монастырь, куда по слухам собирался идти наследник русского престола. Сусанин согласился сопровождать поляков, однако завел их в самую гущу леса, где располагались непроходимые болота. Враги пытали и избивали крестьянина и, в конце концов, убили его. Он стал настоящим героем для целого поколения.

История создания оперы «Иван Сусанин»

Композитор М. Глинка долго искал подходящий сюжет для своей оперы. Однажды, будучи в гостях у В. Жуковского, он поведал о своих планах. И хозяин дома предложил ему взять за основу героический подвиг Ивана Сусанина. Глинка настолько увлекся предложенной идеей, что с большим вдохновением взялся за ее написание в 1834 году. Опера была закончена в 1836 году и первые репетиции стали проходить в Александринском театре. Премьеру произведения приурочили к грандиозному открытию Большого театра в Петербурге.

Глинка несколько раз менял название своей оперы. Сначала это был «Иван Сусанин», потом «Смерть за царя». Но император Николай I, которому композитор посвятил свое произведение, предложил собственный вариант названия — «Жизнь за царя».

Успех оперы был ошеломляющим. Колоритная и яркая музыка, героический сюжет, величественный финал и прекрасный хор произвели незабываемое впечатление на зрителей.  Многочисленные сцены и сюжеты органично дополняли друг друга, придавая опере трогательности и драматизма.

Надеемся, что доклад на тему опера «Иван Сусанин» помог Вам в подготовке к занятиям. А свое сообщение на тему опера Ивана Сусанина, Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

«Иван Сусанин» — первое оперное произведение Глинки и одновременно первая русская классическая опера. Трудно найти в мировом музыкальном искусстве произведение, в котором идея беззаветной преданности родине и народного героизма была бы выражена с такой драматической силой и вдохновенной глубиной.

Мысль о создании этой оперы появилась у Глинки в начале 30-х годов. «Главное состоит в выборе сюжета, — писал он в одном из писем. – Во всяком случае он будет совершенно национальным, и не только сюжет, но и музыка».

Историческое предание о костромском крестьянине Иване Сусанине, который в грозный для русской земли 1612 год – во время вторжения иноземных захватчиков – пожертвовал жизнью во имя спасения отечества, не могло не волновать людей, переживших героическую эпопею 1812 года. На сцене уже шла опера обрусевшего итальянца Кавоса на этот сюжет, но ее художественное достоинство не отвечало значению темы. Умы и сердца передовых людей того времени горячо волновала одна из «Дум» декабриста Рылеева, в которой он воспел героический образ Сусанина. Поэт вложил в уста Сусанина мужественные слова отповеди врагам:

Глубоко захваченный величественным подвигом крестьянина-патриота, Глинка задумал свое произведение как «отечественную героико-трагическую оперу». Но бездарный либреттист барон Розен придал либретто оперы монархическое направление. В отличие от замысла Глинки опера по «высочайшему повелению» царя Николая I была названа «Жизнь за царя». Однако музыка Глинки отличалась глубокой, подлинной народностью. Недаром в великосветском обществе ее презрительно именовали «кучерской» музыкой.

В «Иване Сусанине» сплетены в неразрывном единстве «судьба человеческая и судьба народная». В отличие от зарубежных опер того времени народ здесь не фон, а действующее лицо. Главный герой связан с народом органическими узами. Он является плотью от плоти народа, выражает его характер и душу. Мусоргский писал: «Сусанин не мужик простой, нет: идея, легенда, мощное сознание необходимости».

Героико-патриотическая идея оперы воплощена в монументальных народных хорах первого действия и эпилога, обрамляющих ее: в широкой и энергичной мелодии начального мужского хора-интродукции и в величественном гимне-марше «Славься», венчающим оперу, а также в партии Сусанина.

Неразрывность связи Сусанина с народом, единство его героического самопожертвования с народным патриотизмом Глинка выражает общностью музыки, характеризующей и Сусанина, и народ. Так, в сцене с поляками в третьем действии, когда Сусанин задумывает погубить их, в его партии проходят обе народные патриотические мелодии – «Славься» и мужского хора-интродукции.

Рисуя Сусанина народным героем, Глинка в то же время показывает его семьянином, нежным и любящим отцом, живым человеком, с присущими ему радостями, страданиями и горем. Духовный облик Сусанина наиболее полно раскрыт в его знаменитой арии в лесу «Ты взойдешь, моя заря».

Ей предшествует речитатив, в котором Сусанин вспоминает о детях, семье; в оркестре в это время проходят отрывки музыкальных тем, звучавших в третьем действии, в минуты семейного счастья. Сама же ария основана на простой, широко льющейся мелодии народно-песенного склада, исполненной глубокой и мужественной скорби.

Партию Сусанина Глинка насыщает не только  народно-песенными интонациями, но вводит в нее и подлинные народные напевы (песня лужского извозчика на словах «Что гадать о свадьбе» в первом действии оперы и «Вниз по матушке по Волге» в оркестровом аккомпанементе на словах «Туда завел я вас» в сцене в лесу).

Антонида, Ваня, Собинин, как и Сусанин, — сильные духом люди, воплощающие лучшие моральные качества русского народа. Образ каждого из них раскрывается в самостоятельных ариях и в сложных совместных ансамблях героев оперы.

Так музыкальный образ Антониды определяют ее «выходная» ария первого действия, состоящая из двух больших частей – протяжной и оживленной, и скорбный романс «Не о том скорблю, подруженьки» третьего действия. Музыкальный портрет Вани рисуется в песне «Как мать убили» из третьего действия, в большой арии-сцене у ворот монастыря, в трио «Ах, не мне бедному». Отвагой, удалью, молодечеством насыщена музыкальная партия Собинина.

Большой мастер ансамблевого письма, Глинка сочетает в ансамблях стройность целого с индивидуализацией партий каждого действующего лица. Ансамбли в его операх выражают действенную ситуацию, углубляют характеристику персонажей. Таковы трио «Не томи, родимый» в первом действии, большой «семейный» квартет (Сусанин, Собинин, Антонида, Ваня) в третьем действии.

Образ народа как единого и могучего коллективного целого, помимо упомянутых интродукции и эпилога, рисуется также в хоровых песнях. Глубочайшим проникновением в стиль протяжной русской народной песни отличается хор «Хороша у нас река» в первом действии. Здесь музыку композитора невозможно отличить от музыки, созданной народом. К подлинно народным свадебным песням близок и светлый, прозрачный хор девушек в третьем действии. Недаром Глинка говорил, что создает музыку народ, котмпозиторы ее только аранжируют.

Сумев обогатить народную музыку высшими достижениями мировой музыкальной культуры, Глинка остался композитором глубоко русским, отобразившим коренные свойства духа и мелодической речи своего народа. По словам Одоевского, Глинка «сумел возвысить народный напев до трагедии».

С наибольшей мощью величие народа выражено в заключительном хоре «Славься». Отдельные интонации этого хора, начиная с интродукции, были «разбросаны» по всей опере. Заключительный хор явился их обобщением. Он стал итогом идейного и музыкального содержания оперы. Истоки музыки «Славься» — в народной песне, торжественном русском канте, боевых песнях 1812 года. Грандиозная сила звучания (хор, оркестр, духовой оркестр на сцене, колокола) создает ощущение ослепительной радости, торжества. По словам Серова, в этом хоре – «вся Москва, вся Русь времен Минина и Пожарского». По сути дела, Глинка в «Славься» создал подлинный русский национальный гимн.

Иными средствами охарактеризованы в опере польские захватчики. «Мысль противопоставить русскую музыку польской» захватила Глинку в самом начале работы над оперой. Это противопоставление стало основой ее музыкально-драматического конфликта.

В отличие от музыкальной характеристики русского народа и его представителей враги обрисованы Глинкой преимущественно средствами инструментальной, а не вокальной музыки. Второе действие «Ивана Сусанина» — почти все танцевальное. Роскошный бал в Польше рисуется средствами балетно-симфонического дивертисмента (полонез, краковяк, вальс, мазурка). Сцена заговора шляхты против Руси в финале этого действия строится на элементах той же мазурки, преобразованной и подвергшейся тематической разработке. К этому приему Глинка прибегает неоднократно. Ритм полонеза и особенно мазурки становится совеобразным лейтмотивом поляков и в последующем третьем действии. В сцене в лесу мотив мазурки звучит в миноре, в тематически трансформированном виде, рисуя образ надломленных, замерзающих шляхтичей. Острым танцевальным ритмам музыки, характеризующей поляков, противостоит широкая, распевная мелодика партии Сусанина, ее суровые и мужественные интонации. Музыка является подлинной носительницей драматического конфликта оперы, ее действия, содержания.

Чайковский назвал «Ивана Сусанина» «первой и лучшей русской оперой». Все русские композиторы-классики опирались на оперные завоевания Глинки и развивали их. Традиции монументальной историко-эпической оперы, основоположником которой явился Глинка, были продолжены Бородиным («Князь Игорь»), Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка», «Сказание о граде Китеже»). К этой линии в развитии русской оперы отчасти примыкает и «Мазепа» Чайковского. Традиции Глинки наследуются также и советскими композиторами при создании историко-эпических опер.

Первая постановка «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года на сцене Петербургского оперного театра и вызвала самое противоречивое отношение к себе со стороны разных общественных кругов. Аристократическое общество во главе с царской фамилией оценило лишь монархическое либретто, а музыка Глинки была окрещена «кучерской». Однако передовыми деятелями русской культуры, в том числе Пушкиным, Гоголем, Одоевским, сразу было оценено значение этой оперы как рождение подлинно русской народной музыкальной драмы.

В первой постановке «Ивана Сусанина» приняли участие выдающиеся певцы: Петров (Сусанин) и Воробьева (Ваня), сыгравшие видную роль в дальнейшем развитии русской музыкальной культуры. В бенефис Петрова «Иван Сусанин» в первом же сезоне прошел в двадцать пятый раз, что свидетельствовало о большом интересе публики к опере.

В 1842 году «Иван Сусанин» впервые был поставлен в Большом театре в Москве. Партию Сусанина исполнил певец Куров. Начиная с 60-х годов прошлого века, «Иван Сусанин» начал ставиться также и в провинции. С тех пор и до наших дней «Иван Сусанин» не сходит со сцен русских театров.

Оперой дирижировали выдающиеся русские дирижеры, среди которых были Направник, Рахманинов. Оформляли «Ивана Сусанина» лучшие художники русского музыкального театра, в том числе Коровин, Головин, Васнецов. Участие в «Иване Сусанине» имело этапное значение в формировании знаменитых русских певцов Шаляпина (Сусанин), Неждановой (Антонида), Ершова (Собинин).

Новое рождение получила гениальная опера Глинки в советское время. Ей было возвращено название, задуманное Глинкой. Новый текст Городецкого соответствует народной сути и патриотической идее музыки Глинки.

Опера Глинки «Иван Сусанин» — одно из популярнейших и любимых советским народом произведений русской музыкальной классики.

Опубликовано 14.11.2016 — 10:01 —

М.И.Глинка » Иван Сусанин»

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngКонспект опера » Иван Сусанин» 3 класс 33.84 КБ
x-office-presentation.pngпрезентация Иван Сусанин 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

Джаманбалаева Гульвинур Куандыковна

Предмет

Музыка

Класс

3 «В»

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

«Опера «Иван Сусанин»»

Цель урока

Формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Дидактическая цель урока

формировать у  обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опере. 

Задачи

Воспитательные:  воспитывать  интерес  к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»;

воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа

  1. Образовательные:Познакомить с  оперным театром , с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

 Развивающие:  развивать  мышление ,воображение, речь ,кругозор на примере  оперы М.И.Глинки, , МУЗ  ПАМЯТЬ,ВОСПРИЯТИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ

Оборудование

Презентация, технологическая карта урока. Видеофильм «Глинка»;Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;Фонограмма : Хор «Славься», Текст : хор «Славься

Планируемый результат:

  1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
  2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
  3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Формируемые УУД:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.

Этапы урока

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Здравствуйте дети, меня зовут Гульвинур Куандыковна. Сегодня я буду вести у вас урок музыки.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Приветствие. Дети садятся за парты.

2.Повторение

Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Что такое кантата? Кто ее автор?

Какую песню вы учили?

Кантаты обычно исполняют в концертных залах, но также их можно услышать в оперном театре.

Кантата Александр Невский

Муз. произведение

Вставайте, люди русские. Сергей Сергеевич Прокофьев

3.Актуализация знаний

Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Кто был в театре?

А в оперном театре?

Почему его так назвали?

Что такое опера?

Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд —  «Партер», 2 ряд — «Ложа», 3 ряд — «Бельэтаж».( показываю на слайде)

Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

  Отвечают

Рассаживаются поудобнее

4. Новые знания

СЛУШАНИЕ

ария Сусанина

СЛУШАНИЕ заключительный хор  «Славься»

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА заключительный хор  «Славься»

— Итак, как вы думаете, с чем познакомимся, раз мы в оперном театре?(тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»)

— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?

— Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

— Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»

(1. опера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

В опере объединяются различныехудожественные средства: сольное, ансамблевое и хоровое пение, симфонический оркестр, костюмы, декорации .

 Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто (показываю на слайде, записываем в тетради)

Перед началом оперы обычно исполняется оркестровая пьеса, которая называется увертюра.(записываем в тетради) Увертюра   основана на музыкальных  темах оперы и воплощает ее главную идею.

.

Как вы думаете опера появилась давно или недавно? Опера в России появилась в XVIII столетии.

— Внимание на экран (слайд 2), кого вы там видите?

— Знаком ли он вам?

— ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА(1804 – 1857)

– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. Давайте все вместе повторим ФИО композитора.

М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка — основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал ОДНОИМЕННУЮ  оперу.

— Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?

— крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги- он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу.

— Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

Посмотрите на портрет Ивана Сусанина.  Написанным  Скотти Михаилом Ивановичем

— Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.

-Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века( это было почти 400 лет назад, когда польский король пытался завоевать Россию.

— Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками.

— А кто знает, что такое ария? (на слайде, записываем слово в тетради) Ария- номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания.

— Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.

Вспомним правила слушания.

— Звучит видеофрагмент .

ПОНРАВИЛОСЬ???

Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии?

КАК ЗВУЧИТ МУЗЫКА?    

— Вот такая интересная история про храбрость русских людей.

— Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило  композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?

Люди должны знать героев и быть героями.

А теперь встанем и немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА

Отдохнули?

 А теперь послушаем заключительный хор оперы   «Славься», КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ В ЭПИЛОГЕ(ЗАКЛЮЧЕНИИ) ОПЕРЫ. (ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ  —ЭПИЛОГ)  

ИГРА В ДИРИЖЕРОВ

— РЕБЯТА, ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ДИРИЖЕРЫ ОРКЕСТРА, ПОСТАРАЙТЕСЬ ПЛАСТИЧНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ РУК ПЕРЕДАТЬ СВОИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.

ИТАК, КАК ЗВУЧАЛА МУЗЫКА, КАКОЙ ХАРАКТЕР?(ГРУСТНО,ВЕСЕЛО….)

Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?

Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.

СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ПОПРОБУЕМ СПЕТЬ ЭТОТ ХОР

РАЗУЧИВАНИЕ СЛОВ

Проговариваю  в ритме песни с настроением.

ПО ОДНОМУ КУПЛЕТУ(проговариваю я), ПОТОМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, проверяю, как дружно вместе говорят, если плохо- повторяю ещё раз.

Славься, славься, ты Русь моя,Славься, ты русская наша земля.Да будет во веки веков сильнаЛюбимая наша родная страна.Славься, славься, из рода в род,Славься, великий наш русский народ.Врагов, посягнувших на край родной,Рази беспощадно могучей рукой.Слава, слава, героям-бойцам,Родины нашей отважным сынам.Кто кровь за Отчизну свою прольёт,Того никогда не забудет народ.

КАК МЫ ДОЛЖНЫ ЕЕ СПЕТЬ, С КАКИМ НАСТОРЕНИЕМ???

ПОЕМ СТОЯ, ВСЕ РОВНО

ВЫ в прошлом году пели песню о России, там есть вставка из арии . Можем вспомнить и спеть.

А теперь попробуем спеть. Текст лежит у вас на столе. Внимательно смотрим на меня.НАЧИНАЕМ ПЕТЬ ПО ВЗМАХУ МОЕЙ РУКИ

Исполнение хора «Славься».

Исполнение песни о России

ИЛИ СЛАВЬСЯ ПО РЯДАМ

предполагают

отвечают

Слушают внимательно

Итог. Рефлексия

— А сейчас подведем итог нашего урока.

С каким композитором познакомились?

Итак, что такое опера? С какой оперой мы познакомились на уроке? Какую песню мы учили?

Что такоеЛибретто, УВЕРТЮРА, Ария?

-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?

Дополните предложение:

— Я узнал…

— Самое интересное…

— Я запомнил это произведение, потому что…

— На этом наш урок закончен

ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ

Домашнее задание.

Нарисуйте дома иллюстрации  к хору «СЛАВЬСЯ»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕАТР

Слайд 3

ПАРТЕР

Слайд 4

ЛОЖА

Слайд 5

БЕЛЬЭТАЖ

Слайд 6

тема урока: Опера «Иван Сусанин»

Слайд 7

О пера – это музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

Слайд 8

Либретто УВЕРТЮРА

Слайд 9

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857) – великий русский композитор

Слайд 11

Ария — номер в опере, который исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Слайд 12

Радостно весело, блестяще, легко, ослепительно, искрясь, проворно, ловко, феерично, приподнято, юрко, невесомо, звонко, игриво, полетно , звучно, бойко, задорно, празднично, лучисто, лучезарно, бодро, ярко, живо . Энергично мужественно, крепко, уверенно, неодолимо, непокорно, решительно, твердо, неукротимо, напористо, смело, упруго, неотступно, отважно, независимо, молодцевато, гордо, настойчиво, маршеобразно, необратимо, самозабвенно, сильно.

Слайд 13

Славься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна. Славься, славься, из рода в род, Славься, великий наш русский народ. Врагов, посягнувших на край родной, Рази беспощадно могучей рукой. Слава, слава, героям-бойцам, Родины нашей отважным сынам. Кто кровь за Отчизну свою прольёт, Того никогда не забудет народ.

Слайд 14

Р ЕФЛЕКСИЯ Дополните предложение: — Я узнал… — Самое интересное… — Я запомнил это произведение, потому что…

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПОВТОРИТЬ СЛОВА ХОРА «СЛАВЬСЯ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-493040-1463416252.jpgПроект «Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»

Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар…

picture-439600-1398011490.jpgПрезентация «Опера «Иван Сусанин». М.И. Глинка»

На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин». Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название «Польский ак…

урок музыки 3 класс на тему:»Опера Иван Сусанин»

Конспект урока музыки 3 класс на тему «Опера Иван Сусанин»…

picture-1006833-1520164405.jpgконспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ…

picture-986671-1513277778.jpgТехнологическая карта по музыке в 3 классе на тему «Опера Иван Сусанин»

Предмет: МузыкаКласс: 3Тип урока: открытие нового знанияТема урока: «Опера «Иван Сусанин»»Цель урока: Познакомить с  оперным театром, с музыкальным и литературным содержан…

picture-1260171-1596117711.jpgОпера «Иван Сусанин»

В работе представлен конспект и технологическая карта урока в 3 классе по теме: Опера «Иван Сусанин»….

picture-1283967-1604003576.jpgОпера «Иван Сусанин» 3 класс

Презентация к уроку музыки в 3 классе. Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинка…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://soundtimes.ru/opera/spektakli/ivan-susanin
  • http://sochinite.ru/otvety/muzyka/opera-ivan-susanin-glinki
  • https://kratkoe.com/doklad-ivan-susanin-po-muzyike/
  • http://diafon.ru/ivan-susanin/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/11/14/opera-ivan-susanin

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт