Интерьер Обломова и Штольца

illjustracija-oblomov-L-Krasovskij.jpg

Квартира, кабинет и диван Ильи Ильича Обломова являются важными деталями в характеристике этого персонажа. В этой статье представлено описание квартиры и кабинета Обломова в романе Гончарова «Обломов»: описание интерьера, комнат, дивана и т.д.Смотрите: — Все статьи об Илье Обломове— Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Обломов» 

Квартира Обломова на Гороховой улице

Квартира Обломова расположена в большом, многоквартирном доме в центре Петербурга на Гороховой улице. Обломов уже 8 лет снимает эту квартиру:

«…В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город…» 

«…Ведь восемь лет жил на квартире…»

Квартира находится на 2-ом этаже дома и состоит из 4 комнат. Однако Обломов проводит все свое время в одной комнате, а в остальных трех комнатах мебель покрыта чехлами:

«…Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома…»

«…У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал […] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены…»

Обломову нравится его квартира тем, что она сухая, теплая и спокойная. А покой для Обломова — это самое главное:

«…Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится…»

Квартира Обломова выглядит безжизненно, как и сам хозяин:

«…можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия…»

В квартире Обломова грязно и пыльно:

«…пыль везде – ну, мерзость!..»  

«…Я иногда даже вижу клопа на стене!..» 

«…У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар…» 

В шкафах годами хранится изношенная одежда Обломова. В углу можно найти кучу хлебных корок:

«…как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму…»

Кабинет Обломова

Одна из комнат в квартире Обломова служит ему одновременно кабинетом, спальней и приемной:

«…он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной…» 

Кабинет Обломова — запущенный и небрежный, как и сам хозяин. В этой комнате повсюду видна пыль и паутина:

«…пыли то, грязи то, Боже мой! Вон, вон, погляди ка в углах то…» 

«…вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью…» 

«…А пыль по стенам, а паутина?.. – говорил Обломов, указывая на стены…»

«…Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда…»

Окна в кабинете грязные, из-за чего в окно не видно солнце и любой день кажется пасмурным:

«…Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена…» 

Интерьер в кабинете Обломова выглядит красиво. Но при этом заметно, что мебель и другие вещи подобраны без души, для приличия:

«…Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною…» 

«…только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет…»  

Описание интерьера и мебели в кабинете Обломова

Автор дает детальное описание кабинета Обломова, его мебели и интерьера:

«…в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами…»«…Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей…» 

«…Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. 

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи…» 

«…По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка…» 

«…На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха…»«…несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась…»

В романе также упоминаются еще несколько предметов мебели в кабинете Обломова:

«…Обломов […] перейдя на большое кресло, опустился в него…» 

«…Захар взял со столика помаду, гребенку и щетки…» 

«…ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит…» 

Захар поломал почти все вещи в комнате Обломова из-за неуклюжести:

«…У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью…»

Диван Обломова

Любимая мебель Обломова это его диван. Диван Обломова является символом «обломовщины» и лени. В комнате Обломова на Гороховой улице стоят целых два дивана. На одном из них он проводит все свое время:

«…два дивана, обитые шелковою материею…» (в комнате стояло два дивана)

«…Он обыкновенно ложился тут же на диване на спину…»

Диван Обломова широкий и удобный, как и его халат:

«…ехал посидеть на широком диване Обломова…» 

У дивана сломана спинка, но никто не спешит ее чинить:

«…не завалилось ли за диван? Вот спинка то у дивана до сих пор непочинена..» 

Диван Обломова на даче Диван присутствует в жизни Обломова всегда — где бы он ни жил. Но на даче Обломов редко лежит на диване. Он лишь аккуратно присаживается на угол дивана:

«…пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертил по пыли на столе крупными буквами: «Ольга»…»«…задумчиво закурил сигару и сел на диван. Прежде бы он лег, но теперь отвык,..» 

Диван Обломова в доме ПшеницынойВ доме Агафьи Пшеницыной Обломов снова «опускается» после разрыва с Ольгой Ильинской. Он снова лежит на своем любимом диване:

«…приезжая домой, ложился, без ведома Ольги, на диван, но ложился не спать, не лежать мертвой колодой, а мечтать о ней,..» 

«…После обеда, лишь только было он, лежа на диване, начал кивать головой, одолеваемый дремотой…»«…Он три раза перевернулся на диване от этого известия…»

Так выглядит описание квартиры, кабинет и дивана Обломова в романе «Обломов» Гончарова.Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Как описание комнаты Обломова помогает автору в раскрытии образа героя?

Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum 1 неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Исторический фон к уроку «И.А. Гончаров. Роман «Обломов»»

Для понимания ключевых образов романа, особенно Штольца – человека, мечтающего о развитии промышленности и транспорта, – нам важно представлять, что вообще происходило в России в ту эпоху.

Об экономической жизни России до крестьянской реформы вы можете узнать из видеоурока: «Экономика России первой половины XIX в.».

Послереформенная экономика России освещается в видеоуроке: «Александр II. Реформа 1861 г.».

Читайте также:  Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

Из книги «История» П. Самыгина (раздел «Экономическое развитие России в первой половине XIX века») мы узнаём, что в условиях крепостного права процесс зарождения промышленности сталкивался с большими трудностями: «Наиболее значительный рост промышленности в период до реформы 1861 года происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г.» .

Вот так выглядела крестьянская жизнь в дореформенном крестьянском мире.

7e98bf60_c43a_0133_e5b0_12313c0dade2.jpg

А. Попов. «Утро в деревне»

А. Попов, «Деревенский двор»

А. Морозов, «Отдых на сенокосе»

М. Эрасси, «Русская деревня»

А вот как могла проходить повседневная жизнь хозяина имения:

«День помещика делился на две половины: с утра (а утро для многих начиналось в 4–5 часов) до обеда — хозяйственные занятия, с обеда до ужина — отдых и развлечения. Были те, кто вел хозяйство профессионально: держал винные откупа, имел фабрики, управлял удельными волостями или поместьями крупных вельмож. Большинство помещиков хозяйствовали по «должности» владельца земли и крестьян. Приезжая в поместье, они должны были включить в свой ежедневный распорядок две обязательные вещи: выслушивание отчета о делах и присутствие на сельхозработах.

Контроль помещика над трудом крепостных мог быть реальным или представляться одной только видимостью, но его нужно было обозначить, иначе помещик терял уважение соседей, а главное, собственных крестьян, что грозило срывом работ, потравами и прочими убытками. И наоборот, ежедневный выезд барина на «полевые работы» дисциплинировал и крестьян, и тех, кто был поставлен ими управлять.

Самым важным делом помещика почиталась обязанность выслушивать отчет о делах. О серьезности этой процедуры говорит строгая форма отчета, вырабатываемая каждым помещиком в отдельности, и ее неукоснительное соблюдение всеми сторонами. Как правило, отчет заслушивали рано утром: до, во время или сразу после утреннего чая.

Доклад — основная форма контроля помещика над своими главными помощниками руководителями усадебных служб (дворецкий, садовник, секретарь) и крестьянской общины (староста, выборный). При этом только от самого помещика зависело, будет ли этот контроль реальным или доклад сведется к формальному выполнению условия: барин дает указания — все выполняют.

Читайте также:  «Господин из Сан-Франциско»: характеристика героев. Главный герой и его семья

(Константин Соловьев. «Во вкусе умной старины…», Источник)

Как мы видим, Илья Обломов живёт совсем не так. А почему? Ответы будем искать в произведении.

Картины А. Шильдера позволяют нам заглянуть в эпоху Гончарова.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Мой Мир Facebook Livejournal Твиттер

Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]

https://interneturok.ru/article/textfiles/literatura/istoricheskiy-fon-oblomov

Сочинение Портреты и интерьеры в романе Гончарова Обломов

Роман, написанный в 1859 году, с первых дней публикации и по сей день, как и всякое великое и мощное произведение мировой классики, вызывает различные эмоции. Споры и разногласия – равнодушных нет и не было. Отсюда и множество критических статей: Добролюбов, Анненский, Дружинин и другие – каждый из них давал свое, в чем-то схожее, а в некотором и абсолютно не совпадающее, определение Обломова и обломовщины. На мой взгляд обломовщина – это состояние не только внешних характеристик героя, но и всей жизненной организации, их совокупность. В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек — это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё — лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека. То есть для понятия произведения и основного замысла автора необходимо сопоставить как портретные данные героев, так и ту обстановку (её изменение), в которой тот или иной герой непосредственно находиться. Для этого мы сначала рассмотрим определения терминов «портрет» и «интерьер» и далее приступим к непосредственному применению и сопоставлению их в романе А. И. Гончарова «Обломов». Взяв книгу в руки и начав читать рома, уже на первой странице мы обращаем внимание на детальное описание внешности, т. е. портрет героя. Тут же за портретной характеристикой героя следует описание интерьера. Здесь автор использует взаимодополнение портрета интерьером Внимательно прочитаем портрет героя «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки . . . Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения, или воздуха, а может быть, того и другого». Тончайшие детали: глаза, цвет лица, поза. По прочтению этого отрывка сразу же формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою. Этот образ заслуживает уважение и негодование. Образ ленивого, безвольного, потрясающе беспечного и безмятежного, но при этом он чист и открыт душой, он совершенно не способен на подлости. Обломов, осознавая ту «правду», которая есть в этом мире, добровольно отдаляется от большой, активной жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры. Описание квартиры, той ее небрежности схоже с душевным состоянием героя: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей . . . если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. » Весь интерьер , как и сам Илья Ильич мягкий, сонный, убранный лишь для вида и то с чертами лени и безразличия. Но подробнее я хотела бы остановиться на таком предмете интерьера как диван. Да, у каждого человека есть место и обстоятельства, в которых он чувствует себя «как король». Он защищен, свободен, доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой королевский трон – диван. Это не просто предмет мебели, не место отдыха и на после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания. Выстраивается фантастический мир, в котором Обломов не правит – для этого ведь усилия прилагать нужно, — он принимает как должное покой, довольство, сытость. А к услугам Обломова – преданные рабы, если называть вещи своими именами. Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не только лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, — реальная жизнь, которая устроена вовсене к услугам и удовольствию барина. Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Квартира, кабинет и диван Ильи Ильича Обломова являются важными деталями в романе «Обломов» Гончарова. В этой статье представлено описание квартиры и кабинета Обломова в романе «Обломов»: описание интерьера, комнат, дивана и т.д.

Квартира Обломова на Гороховой улице

Квартира Обломова расположена в большом, многоквартирном доме в центре Петербурга на Гороховой улице. Обломов уже 8 лет снимает эту квартиру:

Квартира находится на 2-ом этаже дома и состоит из 4 комнат. Однако Обломов проводит все свое время в одной комнате, а в остальных трех комнатах мебель покрыта чехлами:

Обломову нравится его квартира тем, что она сухая, теплая и спокойная. А покой для Обломова — это самое главное:

«…Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится…»

Квартира Обломова выглядит безжизненно, как и сам хозяин:

«…можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия…»

В квартире Обломова грязно и пыльно:

В шкафах годами хранится изношенная одежда Обломова. В углу можно найти кучу хлебных корок:

«…как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму…»

Кабинет Обломова

Одна из комнат в квартире Обломова служим ему одновременно кабинетом, спальней и приемной:

«…он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной…»

Кабинет Обломова — запущенный и небрежный, как и сам хозяин. В этой комнате повсюду видна пыль и паутина:

Окна в кабинете грязные, из-за чего в окно не видно солнце и любой день кажется пасмурным:

«…Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена…»

Интерьер в кабинете Обломова выглядит красиво. Но при этом заметно, что мебель и другие вещи подобраны без души, для приличия:

Описание интерьера и мебели в кабинете Обломова

Автор дает детальное описание кабинета Обломова, его мебели и интерьера:

В романе также упоминаются еще несколько предметов мебели в кабинете Обломова:

Захар поломал почти все вещи в комнате Обломова из-за неуклюжести:

«…У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью…»

В романе нет точного описания дома Штольца. Портрет Штольца дан по контрасту с портретом Обломова. И контраст этот в определенности, четкости линий и красок.

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные» .

Лейтмотив этого портрета – движение. Штольц прагматичен, деловит: он служит, занимается делами, участвует «в какой-то компании» .

«Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть» .

В образе Штольца писатель подчеркивает рационализм, умственное начало:

Больше всего же Штольц боялся «воображения» , «всякой мечты» .

Таким образом, Штольц представлен в романе не только как внешний антипод Обломова, но и антипод его по своим внутренним качествам.

Источник: http://www.literaturus.ru

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/kvartira-oblomova-kabinet-komnata-divan.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/oblomov-interer-kvartiry.html
  • https://vilingstore.net/knigi-i-zhurnaly/interer-oblomova-i-shtolca/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт