Содержание
Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:
Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности.
Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.
История создания
А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет.
Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью.
Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя.
Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.
Композиция
Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.
Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.
Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.
Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.
Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.
Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.
Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.
Основная мысль и идея
Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.
Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.
Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.
Главные темы
В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.
Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.
Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем.
В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.
Характеристика главных героев
Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.
Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.
Средства художественной выразительности
Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.
Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.
Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.
Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.
Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.
Жанр произведения
Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).
Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.
Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.
Размер и ритм
Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.
Заключение
Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа.
В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Основная тема знаменитого произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» — предопределённость человеческой жизни.
К моменту написания этой оригинальной, созданной на материале русских летописей баллады (март 1822 года) поэт находится в самом начале своего творческого пути и только начинает размышлять о «превратностях судеб».
Но он уже ощущает трагическую заданность основных событий, определяющих личную судьбу каждого из живущих.
Та же тема прозвучит в поэме «Цыганы», над которой Пушкин будет работать осенью 1824 года. Поэт завершит её словами: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет…».
Беззащитным перед всемогущей судьбой оказывается в балладе прославленный великими победами, воинской доблестью и мудрой предусмотрительностью князь Олег.
Летописец наделяет князя прозвищем Вещий, что на языке русичей означает «обладающий ясным умом».
Эпитет «вещий» также намекает на причастность к некой вести, небесному посланию, особому пути князя.
Быть может, и ему, избранному среди многих, открыто знание, не доступное простым смертным. Но волхву, которого Олег именует «кудесником», «любимцем богов», открыто больше. Он и предсказывает князю гибель.
На примере Олега мы видим, что обмануть судьбу нельзя, каким бы мудрым, великим и прекрасным ни был человек. «От судеб», действительно, «защиты нет».
Кроме того, в балладе «Песнь о вещем Олеге» Пушкиным впервые затронута тема поэтического избранничества.
Волхв, предсказавший князю верную смерть от коня, символизирует пророка, прорицателя, поэта – человека, которому открыт высший смысл бытия. Он противостоит земному владыке – князю Олегу.
В столкновении двух этих величественных фигур Пушкин видит противостояние общественно важных сил: государственной (управленческой) и духовной.
Олег с неодобрением отнёсся к предсказанию волхва, однако, поверил ему и «принял меры по предотвращению» предначертанного. Но обмануть судьбу не удалось.
Когда князь узнал о гибели любимого животного, он разгневался и начал хулить предсказателя, обвиняя его в обмане. Но тут и поджидала князя гибель.
Возможно, то была месть небес за то, что Олег посмел осуждать старика, возможно, — знак неумолимости судьбы, одинаково жестокой и к малым, и к великим мира сего.
Тема поэта и власти ещё не раз прозвучит в произведениях Пушкина.
Её итоговым аккордом станет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором Пушкин не без иронии скажет о собственном памятнике: «Вознёсся выше он главою непокорной // Александрийского столпа…».
Поэт в очередной раз подчеркнёт, что власть, данная поэту, значительнее, чем удел царя, ибо царь приходит на время, а дела поэта остаются в вечности.
Основная идея баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» состоит в том, что люди одинаково беззащитны перед волей небес. Уйти от судьбы не удастся даже самым великим, мудрым и прозорливым.
Прославленный князь Олег, повесивший свой легендарный щит на ворота Цареграда, думал, что сможет избежать нелепой гибели «от коня своего», узнав предсказание волхва.
Но судьба оказалась мудрее: предначертанное сбылось в самый неожиданный момент, когда Олег пришёл попрощаться со своим любимцем и наступил на его череп, в котором пряталась смертоносная змея.
Это поэтичное летописное предание не могло не вдохновить Пушкина, находящегося в Кишенёвской ссылке, на создание собственного оригинального произведения.
Именно тогда поэт начинает задумываться об особенностях путей жизни разных людей.
Высланный из Петербурга по обвинению в распространении вольнолюбивых стихов, имеющих умысел настроить народ против царя, Пушкин, вероятно, чувствует, что его протест, ссылка, весь этот резко завязавшийся, как бы мы сейчас сказали, «диалог с властью» — это уже Судьба.
В южной ссылке его посещают мысли о расплате за поэтический дар, за дерзость всенародно говорить правду.
В образе балладного кудесника, которого и сам князь Олег признаёт «любимцем богов», легко угадывается образ поэта вообще, пророка в своём отечестве, которому не избежать княжеского гнева.
Узнав о том, что любимый конь умер, Олег, обрекший себя на пожизненную разлуку, не на шутку рассердился: выходит, что волхв обманул его, что не стоило расставаться с любимым животным, чтобы избежать смерти. Но тут-то и настиг его неумолимый рок.
Олег погибает от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Змея как древний символ смерти и пророческого знания исполняет волю небес и словно мстит за то, что князь посмел бранить кудесника.
Выходит, что мистическая власть пророка больше, чем земное могущество князя. Первому открыто больше. Несмотря на величие Олега, уйти от судьбы ему не удаётся. Тайное же знание, данное волхву, оказывается правдой.
«Песнь о вещем Олеге» представляет собой одно из первых размышлений Пушкина о поэте и власти, о божественной справедливости и неспособности простых смертных постичь её законы.
Используемые источники:
- https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
- https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
- http://hronika.su/tema-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/
- http://hronika.su/ideya-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/