«Гроза» — краткое содержание и пересказ по действиям драмы А. Н. Островского

Гроза
269px-Groza_1860.jpg
Жанр драма
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1859
Дата первой публикации 1860
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2]. Изображаемые автором события развертываются летом в вымышленном городе Калинове на Волге. Между третьим и четвёртым действиями пьесы проходит 10 дней.

Сюжет

В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Катерина, главная героиня, с детства жила в обстановке любви и ласки у своей матери, но после того как вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикóго (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки тайно встречаются. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязненной натуре, признаётся мужу — в присутствии его матери — в измене, после чего жизнь молодой женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу[3].

История создания

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: она состояла в браке, да и он был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[4][5].

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Персонажи

Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»

  • Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе.
  • Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна КабановаКабаниха»), богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов , сын Марфы Кабановой.
  • Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова.
  • Варвара, сестра Тихона.
  • Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.
  • Шапкин, мещанин.
  • Феклуша, странница.
  • Глаша, девка в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола.

Первые постановки

Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев, Черкасов, Кабаниха — Рыкалова, Катерина — Никулина-Косицкая, Варвара — Бороздина 1-я, Кулигин — Дмитревский, Кудряш — Д. Ленский, Феклуша — Акимова.

2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи; Дикой — Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — Мартынов, Катерина — Снеткова 3-я, Варвара — Левкеева, Кулигин — Зубров, Кудряш — Горбунов, Феклуша — Громова.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ») и Владимир Лакшин.

Адаптации

  • Гроза (фильм, 1912) — фильм режиссёра Кая Ганзена
  • Гроза (фильм, 1933) — фильм режиссёра Владимира Петрова
  • Гроза (телеспектакль, 1977) — фильм-спектакль режиссёров Феликса Глямшина и Бориса Бабочкина
  • Гроза (фильм, 2019) — фильм Григория Константинопольского по мотивам пьесы

На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (значения)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]

Примечания

  1. 12Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963
  2. А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399—401
  3. Признание Катерины. Финал драмы «Гроза» (неопр.). licey.net. Дата обращения: 10 ноября 2019.
  4. Островский Александр Николаевич, Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ (неопр.). tonnel.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019.
  5. 100 великих писателей (недоступная ссылка) // автор Любовь Калюжная
Internet Broadway Database
Словари и энциклопедии Treccani
Нормативный контроль GND: 4271225-7 · VIAF: 176864012 · WorldCat VIAF: 176864012
Пьесы Александра Островского

Эта страница в последний раз была отредактирована 21 декабря 2020 в 11:15. Опубликовано вкл 08.09.2017 — 15:38Автор: Никитина Анна

Существует мнение о том, что прототипом Г. Калинова в пьесе А.Н. Островского «Гроза» стали 4 провинциальных города: Кострома, Кинешма, Осташков, среди которых не последнее место занимал и Торжок. 

Скачать:

Вложение Размер
issledovanie.docx 31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Торжка Тверской области»

Уездный город в литературном наследии

А.Н. Островского «Гроза»

Работу выполнила: Никитина Анна, 10 класс

                                           Руководитель работы: Родионова А.А.,

                                       учитель русского языка и литературы    

Торжок

2017                

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Биография…………………………………………………………………..5

Основная часть……………………………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………….11

Введение

Существует мнение о том, что прототипом г. Калинова в пьесе «Гроза» стали 4 провинциальных города: Кострома, Кинешма, Осташков, среди которых не последнее место занимал и Торжок.

Прочитав драму А.Н. Островского «Гроза», мы задумались над тем, насколько высока вероятность того, что события, пейзажные зарисовки, образы купечества с его «жестокими нравами» имеют место быть в Торжке.

Вследствие этого решили взять следующую тему нашего исследования.

Тема: уездный город в литературном наследии А.Н. Островского «Гроза».

Актуальность исследования состоит в том, чтобы создать высказывания на определенную тему, необходимо владеть не только  знанием содержания литературного произведения, но и обладать информацией об истории создания, о месте, где разворачивались  действия в драме «Гроза».

Объектом  исследования является уездный город, его жизнь и нравы жителей.

Предметом исследования является текст драмы А.Н. Островского «Гроза» и дневниковые записи автора.

Цели исследования:

  • выяснение роли уездного города в произведении А.Н. Островского «Гроза»;
  • расширение читательского кругозора, через вовлечение в исследовательскую деятельность;
  • развитие познавательных навыков критического мышления;
  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

Гипотеза: мы предполагаем, что если Калинов – обобщенный образ уездных городов России, в число которых входит Кострома, Кинешма и Торжок, то используя такие методы как аналитический, частично – поисковый, сравнительный, мы можем утверждать, что «жестокие нравы», описанные автором в драме присущи жителям нашего города той эпохи.

Задачи:

  • провести аналогии;
  • проанализировать текст произведения;
  • систематизировать полученные результаты.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогают расширить научный кругозор.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по литературе.

Данная работа опирается на содержание драмы «Гроза» А.Н. Островского, литературно-критические статьи, исследования творчества Островского, а также использованные электронные образовательные ресурсы.

  1. Биография.

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843)В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза»«Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений.

Интересные факты

Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.

Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году. Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

2. Основная часть

Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации.

Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Прототипами города Калинова было множество уездных городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Кострома, Кинешма,  Торжок, Осташков и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Из записей в дневнике.

Драматург Александр Николаевич Островский посетил Торжок 10-15 мая 1856 г. Это был один из пунктов путешествия по Волге, предпринятого по приглашению Морского ведомства. Путевые заметки драматурга переросли в очерк «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».

Островский прибыл в Торжок в два часа ночи. Остановился в гостинице. А ранним утром начал знакомиться с городом. Первые впечатления были  восторженны: «Торжок один из красивейших городов Тверской губернии…  Ходили по городу, который расположен на горах. Вид с бульвара на ту сторону Тверцы выше всякой похвалы».

В Торжке Островский вел дневник, встречался с именитыми горожанами и краеведами, предоставившими ему множество сведений по истории города. Так у купца Е.М. Елизарова – «законника и собирателя разных древних рукописей о Торжке» А.Н.Островский читал «Описание города, учиненное по указу царя Михаила Федоровича в 1625 году». Неоценимую помощь в сборе материалов о городе оказал Островскому местный учитель И.И. Новоселов.

«Литературная экспедиция», сделанная Островским в 1856 и 1857 гг. повлияла на создание пьесы “Гроза”. Каждый из городов, который посещал Островский, восхищал его чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел сходство в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

«Гроза» представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то конкретные лица изображены в Грозе. Нравы и быт жителей Торжка, типы, встретившиеся Островскому в Кинешме, рассказы старожилов Костромы, прежние наблюдения над жизнью Замоскворечья -все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в типичные картины русской жизни.

«Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом», — читаем мы на первой странице пьесы. Этой ремаркой драматург не просто ставит нас в известность, как называется город, в котором живут его герои. Нет, эту ремарку надлежит понимать в самом буквальном смысле: действие пьесы действительно происходит в городе. Недаром академик П. А. Плетнев писал в своем отзыве на «Грозу», что «не семья одна с обычными видоизменениями лиц и характеров составляет предмет изучения поэта: ему захотелось воспользоваться в некотором отношении общественною жизнью маленького русского городка…». На первый взгляд, может показаться, что «общественная жизнь маленького русского городка» почти не сливается с трагической судьбой героини. Но драматург показывает нам гнетущую силу калиновского общественного мнения, которая в конечном счете и привела героиню к обрыву. Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Вспомним его же не менее знаменитый монолог о слезах невидимых и неслышимых, что льются за запорами. Вспомним, как озабочена Кабаниха тем, что люди скажут: «Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут». Не может не думать об этом и Борис: «Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!» Об этом же говорит и Кудряш: «А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят».

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Кулигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша.

Всё описанное драматургом в пьесе, говорит о том, что жестокие нравы жителей, пейзажные зарисовки указывают на события, заимствованные в нашем городе.  «Гроза» — это пьеса жизни, где показан жестокий мир купечества. На наш взгляд, это могло происходить в нашем городе. Купцы города Калинова враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…»

Воображение художника переносит нас в небольшой уездный городок – с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам, напившись чаю «до третьей тоски», чинно гуляют обыватели,  с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы.

Ритм жизни – медлительный, сонный, скучный, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы. Не нужно особой наблюдательности, чтобы увидеть в описанных выше деталях, что небольшой уездный городок — это Торжок.

Заключение.

Таким образом, в ходе исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, что если Калинов – обобщенный образ уездных городов России, в число которых входит Кострома, Кинешма и Торжок, то используя такие методы как аналитический, частично – поисковый, сравнительный, мы можем утверждать, что «жестокие нравы», описанные автором в драме присущи жителям нашего города той эпохи.

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что выдвинутая нами гипотеза — оправдана.

Список литературы

1. Островский А.Н. Гроза. М.: Дрофа, 2012.

2. Григорьев А.А. После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. Впервые опубликовано: Русский мир. 1860. N 5, 6, 9, 11.

3. Кулешов В.И. История русской литературы 20 века: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, Трикста, 2004.

4. Творчество А.Н. Островского в критике его современников/Сост. А.Р. Верницкий. — Краснодар: Кубань, 1988.

5. И давний-давний спор//Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

Электронные ресурсы:

1. http://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index.html

2. http://www.ostrovskiy.org.ru/lib/ar/author/883

Рисуем крокусы акварелью

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Ледяная внучка

Девчата

Золотая хохлома

Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе «Гроза» А. Н. Островского. В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города, быт и нравы обитателей

Действие драмы «Гроза» происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги:

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <…> Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»

О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев «Грозы». По его мнению, в городе царят «жестокие нравы», «грубость и бедность»:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.»

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха. Купец Дикой — богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.» (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого. Малограмотный Дикой, например, называет электричество «елистричеством». Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Кулигин . Электричество.  

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! 

В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

«Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают «день и ночь»:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.»

В городе Калинов люди с деньгами стараются «закабалить» бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…»

Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников:

«А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…»

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его «проглотят живым»:

Борис . А вы умеете стихами? <…> Вы бы и написали. Это было бы интересно. 

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

«Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. <…> А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.»

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным «просветителям». Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала. <…> 

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

«А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…»

Богатые жители Калинова «поедом едят» своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

«…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! <…> Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.» 

К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

«А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.»

Это было описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Костин Павел

События пьесы Николая Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинов, расположенном на живописном берегу реки Волги.

В первом явлении Кулигин ведёт разговор о великолепии предстающего перед ним пейзажа. Он говорит о том, что душа его радуется от разлитой кругом необыкновенной красоты. Драматург намеренно ввёл описание природы в начале пьесы, используя этот образ в контрасте с образом «тёмного царства» и олицетворяя им свободу, которой так не хватает жителям Калинова.

Пожаловаться

АН-Островский-Гроза-краткое-содержание-драмы.jpg

Второе краткое содержание «Гроза», Островский

Краткое-содержание-Гроза-Островский-300x123.png

Все действия произведения происходят в городе, который находится на берегу великой реки Волги. Жизнь города омрачена темными людьми. Главной героиней произведения является добрая и отзывчивая девушка, по имени Катерина. В детстве ее жизнь, складывалась как нельзя лучше. Рядом с ее прекрасным домом находился прекрасный сад с цветами и рядом всегда была любящая мать. Однако ее счастью не суждено было долго длиться. Ведь еще совсем в юном возрасте ее просватали и выдали замуж за нелюбимого.Ее свекровь не давала ей жить спокойной и счастливой жизнью. За вредный и скверный характер, ее свекрови дали прозвище, Кабаниха. Это была темная и злая женщина. А также, кроме сына у нее была дочь по имени Варвара. Она была очень похожа на свою мать. Умела врать, изворачиваться и делать все лишь для своей выгоды. Но проходило время и Катерина, более не могла жить рядом со своей злобной свекровью и трусливым мужем. Именно поэтому, по счастливой случайности она влюбляется в Бориса, который ко всему прочему, является племянником Дикого. А позже изменяет своему мужу.Но она была девушкой честной и не смогла долго выдерживать душевных терзаний. Из-за чего она признается своему мужу в измене на глазах у всех. Несмотря на измену, ее трусливый и безвольный муж готов все забыть и простить свою неверную жену. Но его мать не готова, забывать о предательстве невестки по отношению к своему сыну. Кабаниха всячески укоряет и обвиняет Катерину. А та, не в силах сдержаться и простить себя за измену, в порыве грозы бросается в реку и погибает. В тот самый момент как Борис, сбегает из города. Дочка Кабаниха, Варвара, сбегает со своим возлюбленным Кудряшом. Так и остался один Тихон, жить вместе со своей матерью.

Третье краткое содержание (выбирай любое):

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/гроза_(пьеса)
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/09/08/uezdnyy-gorod-v-literaturnom-nasledii-a-n-0
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/gorod-kalinov-groza-ostrovskij.html
  • https://vashurok.ru/questions/gde-proishodit-deystvie-pesi-ostrovskogo-groza-pochemu-pesa-nachinaetsya-slovami-kuligina
  • https://rus-shkola.ru/literatura/a-n-ostrovskij-groza-kratkoe-soderzhanie-dramy/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт