Грачи прилетели. Почему пейзаж Саврасова стал культовым

IMG_3350.jpg?fit=589%2C767&ssl=1

Старые березы. Неказистые дома. Облупившаяся штукатурка на церковной колокольне. Чёрные грачи. Потускневший снег. Тёмная талая вода.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие. 62 на 48,5 см.

Однако, картина стала культовой. Это самый известный русский пейзаж. По ней пишут сочинения в школе. Мимо неё не пройдёт ни один гид в музее.

Как же пейзаж Саврасова стал таким популярным? Что в нем такого особенного? Есть ли у Саврасова ещё шедевры? Или это его единственное достойное творение?

Необычная композиция

Вот вы взглянули на картину “Грачи прилетели”. На что вы смотрите в первую очередь?

Большинство посмотрит на грачей в ветвях берёз. Потому что это композиционный центр картины. Художник намеренно “ведёт” ваш взгляд сюда. Тонкие полупрозрачные ветки на синем небе совсем не отвлекают наше внимание от птиц.

Важно другое. Это не центр картины. В центре – церковь и дома. Но не они главные герои. В этом “изюминка” работы Саврасова. Смещённый центр композиции в правый верхний угол полотна.

У Саврасова есть ещё одна картина “Грачи прилетели”, написанная 10 лет спустя. На ней берёзы с грачами находятся как раз по центру.

Как вы понимаете, это работа почти не известна. Хотя на ней те же детали. Та же церковь. Те же дома.

IMG_3355.jpg?fit=602%2C768&ssl=1
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1880-е гг. Астраханская картинная галерея. Wikipedia.org

Эффект бескрайнего пространства

Несмотря на малые размеры полотна, на картине изображено большое пространство. За церковью – бескрайние просторы с талым снегом. Скорее всего, вы их даже не сразу заметите. Настолько ваше внимание будут удерживать грачи и берёзы.

Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы ощущаете величие природы. И перестаете замечать, что картина небольшая.

Саврасов был мастером в изображении пространства. Ничего удивительного, что бескрайняя даль появляется и в его “Грачах”.

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г. Нижегородский художественный музей. Wikipedia.org

Ещё один важный момент. По бокам картины часть берёз “срезаны” рамой.

Этот приём придуман не Саврасовым. Такой эффект “занавеса” можно увидеть ещё у первого русского пейзажиста Семёна Щедрина (18 век).

Семён Щедрин. В царскосельском парке. Конец 18 века. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Русскость пейзажа

Есть в картине много деталей, которые придают ему так называемую «русскость».

Как ни крути, наша сельская глушь всегда немного неряшлива, с налётом старины. Мы и сейчас в деревне вряд ли увидим ряды аккуратных домиков с разукрашенными заборчиками.

Но эта потрепанность как раз и мила русскому человеку. Это нам ближе, чем яркие сады и весёлые домики французских или итальянских пейзажей.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Красивое в неприглядном

Саврасов как будто специально выбирает самое неприглядное время года. До него раннюю весну русские художники не изображали.

Согласитесь, проще написать куст цветущей сирени на фоне аккуратного заборчика и дорожки с гравием. Чтобы было приятно смотреть. А тут слякоть, потемевший снег, кривые деревья.

Зачем же художник намеренно усложнил себе задачу? Выбрав для пейзажа конец марта.

Возможно, чтобы мы ощутили настроение художника. Которое легче обозначить как раз на таком фоне.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях. Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени.

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Слева: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

(Э. Терешкин)

Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.

Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.

Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним  шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

«Грачи прилетели» – шедевр А.К. Саврасова (1830-1897), вошедший в историю как открытие, новый взгляд в русское пейзажное искусство. Картина написана маслом на холсте размером 62 х 48,5 см в 1871 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Содержание

Автор

Алексей Кондратьевич Саврасов – коренной москвич. Родные просторы Замоскворечья долгое время были его излюбленной натурой. Период 1870-х стал венцом творческого расцвета художника – он открыл для себя Поволжье. Путешествуя с семьёй по его городам, создал десятки замечательных полотен – Саврасов «Грачи прилетели» начал писать именно в одну из таких поездок.

История создания картины Саврасова «Грачи прилетели»

Лето 1870 года художник провёл в путешествии по приволжским городам. Он был на подъёме – полон восторженных впечатлений и вдохновлён новыми темами. Вернувшись в Москву, он делился своими восторгами со всеми знакомыми. Блеск в глазах живописца предвещал рождение чего-то значительного, и Третьяков сделал заказ на зимние пейзажи на Волге. Художник взял отпуск до начала мая (он преподавал в Училище живописи и ваяния) и с семьёй отправился в Ярославль, старинный красивейший город, воодушевляющий не только природными видами, но и архитектурой с историей. Здесь семья сняла просторную квартиру и тихо, размеренно наслаждалась счастьем и ожиданием пополнения. Сохранились письма, в частности, Третьякову, в которых живописец делится бодрым настроением и жизнерадостными планами, надеждами.

Идиллия оборвалась внезапно. Только родившаяся в феврале дочка внезапно умерла – это была третья смерть ребёнка в семье. Жена, Софья, тяжело заболела. Сам живописец горько страдал, проводя много времени на кладбище у свежей могилки и рисуя последний приют дочери.

Источником сил стала сама природа, дав импульс к преодолению горя – весна, пробуждение жизни вокруг воскресили художника, а уж когда грачи прилетели, автор будущего шедевра уже вовсю писал подготовительные этюды, испытывая что-то вроде творческого экстаза.

Замысел завладел живописцем, и он точно знал, чего хочет. Позже, когда нужная натура ушла, он подался севернее, в село Молвитино Костромской губернии (с 1939 года Сусанино). Именно местная Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, изображена в картине «Грачи прилетели».

Вернувшись в Москву, художник закончил картину в мастерской и в конце 1871 года представил её на суд зрителей.

Успех на выставках в России

Публика обеих столиц одна за другой увидела картину:

  1. В октябре в Москве, на выставке Московского общества любителей художеств. Кто написал картину «Грачи прилетели», зрители уже не удивлялись – Саврасов и прежде оживлял деревья и воздух на своих картинах. На этот раз глубокие ценители искусства отметили, что из всех экспонатов «душа есть только в «Грачах».
  2. В конце ноября в Санкт-Петербурге. Примечательно, что ставший впоследствии знаменитым пейзаж Саврасова «Грачи…», т.е. первый по известности среди его работ, был показан на Первой выставке Товарищества передвижников (организации, одним из учредителей которой был Саврасов, в те годы активный и популярный).
  3. В 1872 и 1873 гг. – на выставках МОЛХ и Академии художеств.

Картина понравилась даже зрителям, побывавшим на выставках мельком, как Салтыков-Щедрин, писавший о положительном впечатлении от произведения. Критики и публика восхваляли автора.

Востребованность

Ещё перед выставками, летом, картина обсуждалась в узком кругу допущенных в мастерскую. Привело сюда любопытство и Павла Третьякова, который восхитился картиной и предложил художнику 500 рублей (или 600 – данные разнятся). Саврасов всегда соглашался с предложенной суммой, не отказался и на этот раз.

По желанию императорской семьи Саврасов написал повторение.

Выставки за рубежом

Алексей Кондратьевич Саврасов и «Грачи прилетели» в 1870-е составляли гордость русской живописи, поэтому вопроса не стояло, что представлять на Международных выставках:

  1. В 1873 году картина, а именно её авторское повторение для царской семьи, экспонировалась на Всемирной выставке в Вене.
  2. В 1878 году в Париж отправился оригинал, принадлежащий Третьякову.

Высочайшее мастерство автора «Грачей» покорило Европу.

Описание картины «Грачи прилетели»

Картина представляет собой сельскую панораму, на переднем плане которой из снежных сугробов тянутся вверх корявые стволы тонких берёз. Тёмные снизу от сырости и возраста, сверху они черны от стаи прилетевших грачей, суматошно снующих и кричащих в хлопотах обустройства. Они облюбовали верхушки этих берёз и, громко переговариваясь по-птичьи, таскают строительный материал для своих гнёзд – веточки, палочки, чудом уцелевшие сухие листочки. Вся суета происходит на фоне храма, маковки которого виднеются между берёзами, слева стоящей колокольни и

хозяйственных построек у забора вокруг церковного двора. Крыши темны от только стаявшего снега и медленно нагреваются под скудными ещё лучами солнца, которое с каждым часом отвоёвывает у зимы всё больше новых территорий – всюду тает ноздреватый посеревший снег, низина справа у берёз уже превратилась в большую лужу. Луга и поля вдали за церковью кое-где ещё белы, но там, на просторах, земля уже задышала, наполнив воздух ароматами пробуждающейся природы. Снеговые облака теряют плотность, открывая сияющую голубизну неба – навряд ли они уже способны на снегопад, а дождь только ускорит приход весны, которой так рада природа и сама жизнь.

Композиция

Для усиления впечатления и эффекта всеохватности пространства Саврасов в написанной картине применил приём нарушения перспективы. Ближний план написан художником с низкого уровня, будто живописец стоит на земле. Но такой ракурс сделал бы низкой линию горизонта, тогда как она расположена довольно высоко, разрезая холст посередине. Но художнику было важно на небольшом холсте изобразить как можно больше поверхности земли, далей, ведь они несут важную смысловую нагрузку – всё пространство вокруг чувствует поступь весны. И хотя картина небольшая, благодаря этому приёму с перспективой, зритель в полной мере ощущает и глобальность смены времени года, и невероятно свежий воздух, и будоражащую влажность. На картине – самый точный момент межсезонья, дающий полную уверенность в победе солнца, тепла и добра. И оживляют её именно грачи, шумные и хлопотливые, которые своим существованием и трудом утверждают, что жизнь продолжается.

Смотрите также Сюжет-описание картины Васнецова «Царевна-лягушка»Батальная картина Авилова М.И. «Поединок Пересвета с Челубеем»Загадка Царевны-Лебедя Михаила ВрубеляПриродная красота, запечатлённая Б.М. Кустодиевым («Красавица», 1915 г.)

Публикации раздела Музеи

Алексей Саврасов, любитель лиричных пейзажей, учил молодых художников чувствовать природу. Живописец использовал сдержанные краски и писал обыденные для средней полосы России пейзажи, однако его особенные приемы делали полотна воздушными и поэтичными. Рассматривайте известную картину «Грачи прилетели» и узнавайте, как и где Саврасов ее создал.

Любовь к волжским пейзажам

До начала 1870-х годов Алексей Саврасов в основном работал в окрестностях Москвы, а после стал ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга — он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, и на целых пять лет волжские пейзажи стали главным предметом его живописи. В первый год художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над картиной Саврасову помогал Василий Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.

Наброски к «Грачам» в селе Молвитино

В декабре 1870 года у художника возник конфликт с училищем — его упрекнули в том, что у него мало учеников, и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов отпросился на полгода в отпуск, взял заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге» — скорее всего, от Третьякова — и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль.

В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем», отправился на поиски нового пейзажа. Они привели живописца в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Там он и создал первые этюды, которые позже легли в основу «Грачей».

Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну — она смогла приобрести только копию полотна.

Весенние этюды

«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — говорил художник своим ученикам. Один из них, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино — изучать природу и писать делать пейзажные наброски. Вся мастерская в первые же весенние дни отправлялась за город.

Прозрачный воздух пейзажа

7 работ Валентина Серова и их историяОт «Девочки с персиками» до театральных афишОчереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом5 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»8 экспонатов малых музеев Третьяковской галереиСамые интересные картины, скульптуры и эскизыМорские пейзажи Константина КоровинаСеверные и южные моря на полотнах русского импрессионистаМосква на картинах Юрия ПименоваДостопримечательности, городские пейзажи и новостройкиНеизвестный Петров-ВодкинЦерковные росписи, портреты и театральные декорацииУсадьба Абрамцево в русской культуреКак один дом объединил Аксакова и Гоголя, Репина и ВаснецоваМатери на картинах русских художниковКак рисовали женщин с детьми Брюллов, Венецианов и Петров-ВодкинТайны известных картинКакие секреты хранят полотна Репина, Шишкина и КоровинаТанец на холсте: 5 картин русских художниковИскусство сквозь искусствоКартина в деталях: «Забытая мельница» Александра КиселёваСдержанные краски, лиричная малороссийская природа и рыбак, который пропал с полотна6 фактов о картине Федора Васильева «Вид на Волге. Барки»Как художник создавал полотно и почему оно не попало в Третьяковскую галереюКузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником сталОт Богоматери с младенцем до петроградской МадонныОсенние пейзажиЗолотые дни на картинах русских художниковМладший ВаснецовХудожник и ученый, историк и поэт русской природы

Используемые источники:

  • https://www.arts-dnevnik.ru/savrasov-grachi-prileteli/
  • https://topkartin.ru/kartiny/grachi-prileteli
  • https://www.culture.ru/materials/110552/kartina-v-detalyakh-grachi-prileteli-alekseya-savrasova

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт