ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Одним толчком согнать ладью живую…»

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета

В позднем периоде творчества Фет отходит от традиционного жанра пейзажной лирики. В его произведениях все чаще появляются философские размышления о смысле собственной жизни и роли поэта в обществе. Он выступает убежденным сторонником импрессионизма. Своеобразным творческим манифестом Фета является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887 г.).

Фет был настоящим «жрецом чистого искусства». Он считал, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к грубой действительности. Задача поэта заключается в воспевании искусства ради искусства. Свое творчество Фет оценивал очень высоко. Он утверждал, что в области чистой лирики далеко опережает всех своих современников. Поэтому описывая в произведении идеального служителя искусства, поэт имеет в виду самого себя.

Фет продолжает традиционную для русской поэзии тему о призвании и значении творца. В его трактовке эта роль претерпевает значительные изменения по сравнению с предшественниками. Пушкинский пророк стремился ко благу всего человеческого рода. Творец у Лермонтова испытал разочарование в обществе. Гражданский поэт Некрасова был призван обличать общественное зло и пороки. При этом их всех сближало осознание царящей в жизни людей несправедливости. Единственное, что связывает фетовского поэта с ними – противопоставление толпе. Творец у Фета живет в своем собственном воображаемом мире. Ему нет никакого дела до реальных земных проблем. Он также владеет божественным даром, но не стремится использовать его ради других.

По мнению Фета, идеальный поэт ценен сам по себе. Он обладает уникальными умениями и возможностями: «тоскливый сон прервать», «дать жизни вздох». Все свои силы он направляет на поддержку искусства, которое становится самоцелью. Влияние творца на общество заключается в пробуждении любви к прекрасному, в умении заставить забиться «бестрепетные сердца».

В финале Фет твердо указывает на верность своих размышлений: «вот чем», «вот в чем». Он не сомневается в том, что всю свою жизнь посвятил служению искусству и с полным правом заслуживает торжественного «венца». Фет абсолютно прав в оценке собственного творчества. Он значительно обогатил «чистое искусство». Но реальная жизнь уже давала ему о себе знать в виде смерти М. Лазич, которая существенно повлияла на творчество поэта. Фет жил в относительно спокойное время и мог без проблем существовать в воображаемом мире. Неизвестно, остались бы его взгляды неизменными в другую историческую эпоху, когда от суровой действительности спрятаться было невозможно.

Содержание:

Немного об авторе

Афанасий Фет (1820−1892) — один из замечательных деятелей литературы, знаменитый своими упоительными строками о природе, любви и творчестве. Писатель является поздним романтиком, оставившим неоценимый вклад в культурное наследие России в виде своих самобытных произведений, а также переводов книг зарубежных авторов. Среди работ А. Фета можно выделить обе части «Фауста» Гёте, переведенные на русский язык, а также опусы Байрона, Беранже, Гейне, и Шиллера.

Классик обучался в немецком частном пансионе Крюммера, где и зародился его интерес к филологии, после чего окончил и словесное отделение Московского университета. Переводам именно немецких авторов, так как прекрасно владел языком оригинала, писатель уделял большую часть своего внимания. Однако А. Фет занимался и произведениями античных творцов:

  • Ювенала;
  • Катулла;
  • Тибулла;
  • Вергилия;
  • Овидия.

За одну из таких работ поэт стал лауреатом Пушкинской премии в 1884 году. Будучи филологом, переводчиком и писателем, А. Фет прекрасно понимал тонкости мира искусства, поэтому тема творчества знакома ему не понаслышке и довольно близка.

Стихотворение Фета «Одним толчком» посвящается философским думам о жизни, воспоминаниям о промахах молодости и выборе своего пути. Произведение было написано в последние годы творчества поэта, когда он сожалел о совершенной в юности непоправимой ошибке.

История создания

Находившийся в состоянии глубокой депрессии А. Фет в 1887 году решает написать стихотворение о том, как он сожалеет о сделанном когда-то выборе — в юности Фет отказался жениться на женщине, которую любил из-за материальных соображений. Возлюбленная молодого А. Фета Мария Лазич была бесприданницей, поэтому поэт не стал брать девушку в жены.

Судьба наказала классика за меркантильный бездуховный выбор — женитьба его состоится в позднем возрасте, а супругой станет некрасивая и нелюбимая им Мария Боткина из зажиточной семьи. Своей истинной возлюбленной Фет посвящал множество строк, однако уже не мог повлиять на течение жизни. Умудренный сединами писатель глубоко сожалеет о содеянном, ведь финансовое благополучие не принесло ему счастья. Душа поэта страдала от отсутствия истинного романтического ответного чувства и вины за неверный поступок.

Стихотворение было опубликовано после смерти писателя. В отличие от других классиков русской литературы (Лермонтова, Некрасова, Пушкина) Фет имеет свое обособленное мнение о предназначении поэта.

Наиболее схожими с писателем мыслями о творческом кредо обладали Ф. Тютчев и В. Жуковский, разделяя идею о том, что талант — это небесный дар, и только художник может донести прекрасное до народа, находясь несколько обособленно от общей массы людей.

Средства выразительности

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. По композиции произведение представляет собой целостный монолог лирического героя. Стих относится к жанру элегии. А. Фет в стихотворении «Одним толчком согнать ладью» использует яркие художественные литературные приемы:

  • эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец»;
  • метафоры: «упиться вдруг неведомым родным», «одной волной подняться в жизнь иную».

«Цветущие берега» и упоение «неведомым, родным» — отражение романтических чувств писателя к Марии Лазич. Автор соединяет в одной фразе сразу два контрастных эпитета — «неведомым», но «родным», тем самым говоря, чем эта женщина как и прежде любима им, но при этом так далека и недоступна теперь. С любовью Фет сравнивает понятие «вдох жизни», словно без взаимного светлого чувства может задохнуться и погибнуть. Заключительная строчка второй строфы «чужое вдруг почувствовать своим» также обращена к первой и единственной любви писателя.

Третье заключительное четверостишие переносит читателя от образа неразделенного чувства к теме искусства. Говоря о «бое бестрепетных сердец» во множественном числе, автор подразумевает массы, к которым в конечном итоге поступает продукт творческого деятеля. Именно их сердца должны забиться сильнее, если произведение создано истинным художником и дарованием. Фет словно отображает в каждой из строф этапы своей жизни, оглядываясь на прожитые годы:

  • первая строфа — возможности, открытые перед юнцом;
  • вторая — сожаления зрелости об упущенной любви;
  • третья — заключения мудрого литератора об истинном искусстве.

Идейный посыл

Стихотворение А. Фета «Одним толчком согнать ладью» — одно из финальных произведений замечательного лирического автора и талантливого переводчика. Как и любой человек, писатель мог оступиться в молодости и пожалеть об этом в зрелости. Поэт поделился своими переживаниями и жизненным опытом с читателями и потомками и, возможно, предостерег тем самым кого-то от аналогичных ошибок.

Темы, затронутые в стихотворении, являются вечными. Материальная сфера во все времена довлеет над человеком, зачастую одерживая победу на его духовностью. Лишь сильным духом людям дано противостоять соблазнам и оставаться верным истинным идеалам, таким как верность, подлинная любовь и преданность. Рассуждения писателя о предназначении поэта и любого творца также нашли свое отражение у многих других великих людей. Действительно, у человека искусства есть определенная миссия, кредо и принципы, будучи верным которым он заслуживает право называться истинным художником.

Смысл жизни и творчества поэта писатель видит в умении научить других людей видеть прекрасное. Избранному постулату А. Фет верен и сам — все его стихотворения обладают уникальной красотой слога, богатством литературных сравнений и мелодичностью.

Многие стихотворения классика в соавторстве с талантливыми композиторами стали литературной основой замечательных русских романсов. Примерами могут служить: «На заре ты ее не буди» (Варламов А.), «Тихая звездная ночь» (П. Булахов), «Я тебе ничего не скажу» (П.И. Чайковский и С. Рахманинов), «Шепот, робкое дыханье» (М.А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков), «Не здесь ли ты легкою тенью» (П.И. Чайковский) и другие.

Таким образом, в столь кратком поэтическом произведении А. А. Фет сумел в красивых эпитетах и образах воплотить мудрые мысли и высказать собственные мучительные переживания. Как и остальное огромное литературное наследие автора, эти строки представляют собой образец классической русской лирики XIX века.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История написания
Стихотворение было написано в последние годы жизни поэта , в 1887 году, и было опубликовано лишь после его смерти.В этот период поэт находился в депрессии. Он понимал, что его жизнь не сложилась. В молодости он отказался от сильной любви, так как отец девушки не мог дать ей хорошего приданого. Поэт женился поздно, не по любви( на богатой, некрасивой Марии Боткиной) Трагедия заключалась в том, что к нему пришло прозрение: не деньги, а любовь правит миром. Если её нет, то нет и счастья.
Род литературы

Лирика.

Жанр

Лирическое стихотворение

История написания
Стихотворение было написано в последние годы жизни поэта , в 1887 году, и было опубликовано лишь после его смерти.В этот период поэт находился в депрессии. Он понимал, что его жизнь не сложилась. В молодости он отказался от сильной любви, так как отец девушки не мог дать ей хорошего приданого. Поэт женился поздно, не по любви( на богатой, некрасивой Марии Боткиной) Трагедия заключалась в том, что к нему пришло прозрение: не деньги, а любовь правит миром. Если её нет, то нет и счастья.
Литературное направление

«Чистое искусство». Особенность этого направления в том, что поэзия должна быть далека от социальных проблем. Только чувства, переживания людей , вечные человеческие ценности должны быть описаны в ней.

В стихотворении соединены черты романтизма и реализма.

Композиция.

Всё стихотворение — это одно предложение, разделённое на строфы.

Размер стиха

Пятистопный ямб.

Перекрёстная рифма. Чередование женской и мужской рифмы.

Тема, идея, проблемы
Стихотворение принадлежит к философской лирике. Оно наполнено размышлениями о жизни, стремлении изменить её, уйти от проблем и уплыть в «жизнь иную». Желание вырваться из обыденности, снова испытать сильные чувства, заставить сильнее биться сердце от новых эмоций и ощущений переполняют поэта. Несмотря на сложный период в жизни, в данном стихотворении поэт оптимистичен. Он верит, что ещё всё можно изменить, начать жизнь сначала.Это произведение и о поэте и его поэзии. Лишь испытывая сильные чувства, избавившись от мрачных мотивов, поэт может создавать свои творения, наполнять свои стихи лёгкостью, жизнерадостностью.
Художественные средства
Развёрнутая метафора. « …согнать одним толчком ладью живую…», « …одной волной подняться в жизнь иную» — изменить жизнь.«Дать жизни вздох…» — начать новую жизнь.
Эпитеты: «тоскливый» сон«бестрепетные» сердца
Возвышенная лексика: «венец», то есть предназначение поэта; «упиться» родным.
Анафора: «вот чем», « вот в чём»- две последние строки.«Одним толчком», «одной волной».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого – стихотворение, о котором пойдет речь в статье. В школе его изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Одним толчком согнать ладью живую» по плану.

+

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одним толчком согнать ладью живую.

История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.

Тема стихотворения – человеческое умение менять свою жизнь.

Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Эпитеты«тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда мужчина пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости. Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней мужчина чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить женщину по-настоящему.

Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нем нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки. А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.

Тема

Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализированном стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую». Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.

Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремиться поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.

В последней строфе появляется еще один мотив: предназначение поэта и его творчества. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как мысли в нем плавно перетекают друг в друга. Формально стихотворение состоит из четырех катренов. Текст состоит из одного предложения, что усиливает эффект непрерывного потока мыслей

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой провозглашает свои мысли с ощутимой грустью, ведь осознает, что тратил жизнь впустую, пока не понял, в чем истинное предназначение поэта. Стихотворный размер – пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетет» из метафор: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам». Большинство метафор построено на символических образах. Выразительности описанному придают эпитеты: «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный». Сравнений автор не использует.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано стихотворение А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» ?</h3>

    • <label>1855</label>
    • <label>1862</label>
    • <label>1879</label>
    • <label>1887</label>

(новая вкладка)afanasiy-fet-odnim-tolchkom-sognat-ladyu-zhivuyu-15735.jpg Читать стих «Одним толчком согнать ладью живую…» Фета Афанасия Афанасиевича невозможно без знания биографии поэта, так как это произведение – своеобразный итог его жизни.

Стихотворение было написано Фетом в зрелом возрасте, когда он, осознав ошибки молодости, понял, что прожил жизнь не так. Больше всего поэт жалел, что в молодости отказался от настоящей любви из-за материального «барьера», но он надеялся, что все еще можно исправить. Именно в таком душевном состоянии появились на свет стихи «Одним толчком согнать ладью живую…». В них автор выражает свое желание одним махом изменить свою жизнь, так как ему подсказывает сердце. В тексте стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» отчетливо проявляются нотки оптимизма, хотя для позднего его творчества такой настрой нехарактерен.

Учить стих на уроках литературы в старших классах рекомендуется после того, как ученики ознакомятся с биографией Фета. На сайте вы можете прочитать произведение полностью онлайн или скачать его по ссылке.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано стихотворение А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» ?</h3>

    • <label>1855</label>
    • <label>1862</label>
    • <label>1879</label>
    • <label>1887</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://rustih.ru/afanasij-fet-odnim-tolchkom-sognat-ladyu-zhivuyu/
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/odnim-tolchkom-sognat-ladyu-zhivuyu.html
  • http://literatura-ege.ru/егэ-литература-анализ-стихотворений/егэ-литература-анализ-стихотворений-2/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/odnim-tolchkom-sognat-ladyu-zhivuyu.html
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/fet/odnim-tolchkom-sognat-ladyu-zhivuyu-stih

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт