Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V.jpg

Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе «Гроза» А. Н. Островского. В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города, быт и нравы обитателей

Действие драмы «Гроза» происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги:

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <…> Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»

О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев «Грозы». По его мнению, в городе царят «жестокие нравы», «грубость и бедность»:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.»

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха. Купец Дикой — богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.» (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого. Малограмотный Дикой, например, называет электричество «елистричеством». Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Кулигин . Электричество.  

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! 

В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

«Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают «день и ночь»:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.»

В городе Калинов люди с деньгами стараются «закабалить» бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…»

Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников:

«А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…»

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его «проглотят живым»:

Борис . А вы умеете стихами? <…> Вы бы и написали. Это было бы интересно. 

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

«Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. <…> А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.»

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным «просветителям». Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала. <…> 

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

«А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…»

Богатые жители Калинова «поедом едят» своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

«…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! <…> Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.» 

К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

«А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.»

Это было описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Калинов – маленький купеческий волжский городок, где которое уже поколение живут по домостроевским правилам. Слушают странниц, верят их сказкам, боятся перечить старшим, жизнь неспешна и нетороплива, как слабо текущая застоялая вода. Здесь сопротивляются новшествам изо всех сил, особенно те, кто имеет власть над людьми. «Своя выгода – главнее» и «Пусть соседу будет плохо» – основные принципы человеколюбия и добрососедства, которые исповедуют жители. На беде и недоплате богатые зарабатывают деньги, правды здесь не сыщешь, кто богаче – тот и прав. Вседозволенность власть имущих не имеет границ и управы.

У Дикого семь пятниц на неделе. Встал не с той ноги – целый день издевается над теми, кто от него зависит. Он важная величина – богат, влиятелен, даже начальник управы не приказывает ему, а просит: заплатил бы ты, мол, мужикам, чтоб не бузили. На что Дикой без стеснения отвечает, что доброта и порядочность не выгодны. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются». И богатеет, обманывая, обсчитывая, и дальше. Конечно же, он не станет делиться наследством с племянником и племянницей, напрасно Борис надеется.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Дикому нужен только повод, чтобы забрать все деньги себе, а повод Борис предоставил, вступив в связь с замужней. Так же он нагл и в разговорах с просителями – на Кулигина он смотрит как на надоедливого просителя, хотя учёный хочет лишь благоустроить город, ничего не требуя за свои услуги. Боится Дикой одну лишь Кабаниху – умную, жестокую, лицемерную купчиху.

Кабаниха – почитательница прежних традиций: мужа жена должна бояться, речь о любви даже не идёт. Когда муж уезжает, он должен при всех ей дать наказ, а она должна «выть», прощаясь. Вдовая свекровь должна быть для невестки даже главнее мужа – старших надо уважать и бояться. «Воля» для нее приравнивается к нецензурному слову, это нарушение смысла её существования, короткого поводка, на котором она всех держит.

Невестка Кабановой, Катерина, попав в дом мужа, ощущает, что болото затягивает её, высасывая жизненные силы, а деспотичная свекровь безнаказанно унижает, и никакой надежды нет. Кабаниха здорова и проживёт долго, но возможным упоминанием о своей смерти она все время мучает близких. И Катерина от безысходности влюбляется в такого же зависимого человека, который, все же, кажется ей достойнее мужа.

Для замужней женщины города Калинова выйти замуж – значит стать безгласной рабой в доме мужа, возможное утешение – только дети. Измена Катерины мужу – единственный вызов, возможный для нее, чтобы защитить ежедневно унижаемые честь и достоинство.

Менее всех принадлежат себе сыновья купцов и купчих Калинова. Их судьбой распоряжаются к своей выгоде и обогащению, они товар.

Конечно, Дикой и Кабаниха любят детей. По-своему. Пытаясь держать их в постоянном сознании их ничтожности, контролируя и манипулируя. Дочери Дикого ещё не взрослые, но он уже хочет ограбить племянников в их пользу, а Кабаниха постоянно попрекает сына тем, сколько она из-за него испытала.

Варваре Кабановой зато даётся полная воля, и она по ночам гуляет с любовником, привыкнув лицемерить и соглашаться с матерью внешне и ставя на своем на деле. «Шито-крыто» – это одно из основных правил Калинова. Делай, что заблагорассудится, только чтоб люди не узнали. Истинные чувства, если они есть, прячь, не показывай. Но Катерина признанием обрекла Варвару на побег, хотя бежать Варвара не планировала. В девках ей было раздолье, и она не думала о завтрашнем дне, её все устраивало. Но запрет на вольную жизнь заставил её пойти наперекор матери – характер Варвары таков, как и у родительницы. Она сбегает с Кудряшом, которого побаивается сам Дикой, и, возможно, из этой связи выйдет толк.

Для верующей Катерины такого выхода нет. Теперь бы жить ей вечно в положении, оскорбившей семью ослушницы. Ей не у кого просить помощи – она знала, на что идёт, но честность не позволяет ей смолчать. И она тоже «сбегает», по-своему.

Калинов уже не будет таким же – слишком многое тайное стало явным. И скоро не один Кулигин будет видеть красоту родных просторов – вот только хлынет очищающая гроза…

Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955–1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться всё активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека социум. Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет «Бедных людей», в которых показывает бедность и безысходность низших слоёв населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов. Н. А. Островский в «Грозе» жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.

Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века. В Калинове можно узнать и Нижний Новгород, и города Поволжья, и даже Москву. Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в «Грозе» монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.

Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове. Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться. Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги. Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег. Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело — городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань. Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишён культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нём будто нет тех качеств, которые делают человека человеком. При этом находятся и те, кто смеётся над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.

Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» творит жестокие вещи. Её манипуляции и обращение с семьёй может привести в ужас любого человека. Кулигин характеризует её так: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой. Её моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это — её дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится её гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.

Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы тёмного царства в «Грозе». Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы. Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.

В «Грозе» жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха — Дикой. Кроме этого, автор вводит ещё несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь всё ещё сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых — последний рай на земле. Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают «скотского» обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены. Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той «бла-а-адати», которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.

Безусловно, жестокие нравы города Калинова в «Грозе», характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастётся до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе всё, окончательно убрав даже возможность развития.

Приведенное описание нравов жителей города Калинова может быть полезно 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Жестокие нравы города Калинова». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Главная / Сочинения / Островский Александр Николаевич / Гроза / Быт и нравы города Калинова

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу — спокойная широкая Волга, вдали — мирные селенья и поля Заволжья. Таков вид на окрестности, открывающийся из обще¬ственного сада города Калинова. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» — восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесятлетлюбуется и все не может налюбоваться знакомым пейзажем.

Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.

Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе — Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.

Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».

Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.

Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.

Рекомендовано 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза»». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/06/gorod-kalinov-groza-ostrovskij.html
  • https://sochinyalka.ru/2014/11/byt-i-nravy-goroda-kalinova.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/zhestokie-nravy-goroda-kalinova.html
  • https://biblioman.org/compositions/ostrovsky/groza/bit-i-nravi-goroda-kalinova/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/byt-i-nravy-goroda-kalinova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт