Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин)

Автор: · 31.03.2019

А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» затронул многие темы, которые неразрывно связаны со всем творчеством автора. В произведении звучат сквозные темы поэта и толпы, свободолюбия, природы, социальной несправедливости. Многомудрый Литрекон поможет вам разобраться в идейно-тематических особенностях произведения и понять его, дабы внести свой вклад в Ваши познания о пушкинской лирике, являющейся литературном богатством нашей страны.

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста. В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки. В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

Жанр, направление, размер

  • В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
  • Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
  • Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

  • Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни. Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.
  • Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.
  • Образ «барства дикого» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы.Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
  • Образ крестьянства нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
  • Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

  1. Основная тема — двойственность деревенской жизни. С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.
  2. С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы. Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.
  3. Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.
  4. Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания, сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
  5. Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии. Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.
  6. Настроение в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

  • Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.
  • Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
  • В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
  • Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
  • Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

Автор: Анастасия Сметанова

1. История создания

Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.

Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.

Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к двум литературным направлениям.

В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.

Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род

По роду это гражданская лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания.

Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика

Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

8. Пафос

Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.

С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.

С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.

Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию.

Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.

Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой

Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина.

Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.

Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.

Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция

Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.

В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».

Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.

Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.

Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.

Размер – шестистопный ямб.

В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

  • перекрестная (АБАБ),
  • опоясывающая (ВГГВ),
  • парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д.

Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».

Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».

А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения

Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность

Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение

Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.

20. Чему учит

Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.

Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

analiz-stihotvoreniya-derevnya-pushkina-48465.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Деревня.

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.

Жанр – послание с элементами элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Метафоры«приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Эпитеты«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная».

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

Тема

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку», наслаждаясь его умиротворенностью. Мужчина признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи них выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирическое «Я» рассказывает, что лоно природы – лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает на то, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.

Жанр

Жанр произведения – послание с элементами элегии. Автор описывает пейзажи, переплетая их с раздумьями, в то же время лирический герой обращается к деревне. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение «Деревня» А. С. Пушкина?</h3>

    • <label>1812 г.</label>
    • <label>1819 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>

(новая вкладка)

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина

Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли декабристы. В 1819 г. Пушкин ненадолго посещает с. Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня». В нем он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов. Произведение написано в жанре элегии, но во второй части появляются элементы гражданской лирики.

Поэт описывает реальный пейзаж с. Михайловское («двух озер… равнины» — Маленец и Кучане). Он не жалеет красок в описании великолепного поэтического уголка. Автор противопоставляет «тишину полей» «роскошным пирам», безмятежному покою на лоне природы суете столичной жизни. Первый восторженный взгляд ценителя искусства отмечает только положительные моменты. Картина патриархальной идиллии ничем не нарушена. На фоне великолепного пейзажа повсюду видны «следы довольства и труда».

В этом райском саду поэт отдыхает от всех забот и волнений, связанных со столичным обществом. Его посещает настоящее вдохновение. Душа лирического героя открыта для постижения высшей «Истины».

Вторая часть нарушает сложившуюся гармонию. Поэт не остается праздным наблюдателем. Спокойное размышление приводит его к «ужасной мысли» о том, что скрыто за картиной благополучия. Пушкин осознает, что вся идиллия основана на беззаконии. Власть помещиков является грубым произволом по отношению к простым крестьянам. Свобода личности втоптана в грязь. Простой народ не вправе распоряжаться не только своим трудом, но и своей судьбой. Вся жизнь крестьянина направлена на удовлетворение потребностей своего хозяина. Юное поколение, которое исполнено радужных надежд, не имеет будущего. Прекрасные девушки становятся жертвами разврата, а юноши пополняют ряды «измученных рабов».

Произведение написано «высоким стилем». Автор применяет множество торжественных слов и выражений («оракулы веков», «роптанью», «внемля»). Особую выразительность стихотворению придает использование заглавной буквы для придания слову большего значения («Закон», «Судьбой», «Владельца»).

В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания.

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин) открывает читателям в авторе художника и борца за свободу. История создания этого произведения непростая. Написано оно в 1819 году, когда в России остро стоял крестьянский вопрос. Пушкин в это время увлекается революционными идеями декабристов, его взгляды на общественный строй такие же революционные, но пока еще поэт не попал в опалу Александра I, поэтому император одобряет «Деревню». Но опубликовать стихотворение в тот же год не получилось, а после декабристского восстания деятельность поэта была под жестким контролем власти. Впервые свет увидел анализируемое произведение только в 1826 году с внесенными поправками и под названием «Уединение». Сегодняшний же вариант был опубликован уже 1829 году, тогда же вернулось к нему и первоначальное название.

Пушкин всей душой болел за простых крестьян, столетиями притесняемых помещиками. В начале 19 века многие писатели касались темы крепостничества в своем творчестве. Не смог обойти стороной ее и Пушкин. И «Деревня» – далеко не единственное произведение, раскрывающее тему несправедливости власти по отношению к народу. Будь то власть императора или помещика, который с молчаливого согласия монарха творил произвол над своими крестьянами. Пушкин раскрывает главную тему через тему природы, тему творчества и проблемы невежества русского человека. Основная же мысль стихотворения заключается в том, чтобы показать, что именно крепостной строй тормозит Россию в развитии. Ведь помещики, пользуясь богатствами земли, разоряют ее из-за своего невежества, угнетают народ, который, в свою очередь, такой же невежественный, потому что ему не дают возможности развиваться.

         Стихотворение написано шестистопным ямбом, а его композицию можно разделить на две части, противоположные по эмоциональной и смысловой составляющим.

         В первой части автор восхищается деревенскими пейзажами и наслаждается состоянием покоя и умиротворения, которого поэту так не хватало, когда он жил в городе. Мы читаем эти строки, и перед глазами возникают картины неспешной сельской жизни: раскиданные крестьянские «хаты» вдали, сад, который дает прохладу в жаркий день, ручьи, «лазурные равнины», поля, стада, мельницы, рыбак на берегу. Автор называет эти картины неподвижными, наверное, потому, что жизнь в деревне протекает неспешно, и порой кажется, что она совсем застыла.

На самом деле есть и в деревне своя динамика. Только деревня живет в одном ритме с природой. Здесь более естественная среда для человека. Поэтому и работается, и отдыхается в деревне легче.

Для Пушкина деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Поэт целиком отдается упоению тишиной и забвению. Здесь во всем гармония, поэтому и вдохновение Пушкина посещает чаще.

Но Пушкин не только создает прекрасные картины природы, но противопоставляет деревню городу. Для него это два совершенно разных мира. В городе автор был будто бы скован «суетными оковами», стал заложником общественного мнения. Деревня же дает ему все, что нужно для спокойной и безмятежной жизни.

Совсем другим настроением окрашена вторая часть стихотворения. Ее открывает противительный союз «но», который сразу дает понять читателям, что чем-то душевная гармония лирического героя нарушена и в деревне:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

     Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Невежами поэт называет помещиков, которые присвоили себе труд земледельца. Истинным же хозяином земли поэт считает крестьян. Это они возделывают поля, они отдают себя работе на земле. «Барство дикое» – так называет поэт помещиков и всех, кто потворствует рабству. Поэт считает это незаконным, хотя в действительности крепостничество было разрешено. Но не о том законе говорит лирический герой. Он говорит о законе Божьем. Это против него идет власть.

Пушкин сочувствует нелегкой крестьянской жизни. Ему невыносимо больно за то, что юные девушки «цветут» лишь для удовлетворения барской прихоти, ими пользуются, как вещью. Жаль поэту и молодых и крепких юношей, которые вынуждены потратить свое здоровье, ломая спину ради благополучия барина, и ждет их только участь «измученных рабов».

В основе второй части тоже лежит антитеза. Автор противопоставляет «барство дикое» «рабству нищему». И та и другая социальная прослойка прозябает в невежестве, но разница лишь в том, что крестьянский талант задушен уже в самом его зародыше. А вот барство добровольно отказывается от внесения вклада в просвещение русского человека.

Последние строки больше похожи на мольбу лирического героя. В них он выражает надежду на то, что когда-то придет конец рабству народа, вот только увидит ли он это, доведется ли автору увидеть свободного крестьянина?  

Пушкин щедро снабдил стихотворение средствами художественной выразительности. Метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» и эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы» в основном служат автору для передачи настроения автора и его отношения к проблеме.

«Деревня» – это боль поэта за судьбу русского человека, выраженная в прекрасных стихах. Крепостной строй официально отменен уже больше ста лет назад, но думаю, что и сейчас бы Александр Сергеевич вряд ли смог бы сказать, что его мечта сбылась. Наверное, поэтому оно не теряет своей популярности до сих пор.

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/derevnya-pushkin/
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-derevnya-vnov-ya-posetil-po-planu/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/derevnya.html
  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-derevnya/
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-derevnya-a-s-pushkin.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт