Анализ произведения Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку по литературе в 11 классе, но и к ЕГЭ.

analiz-doktor-zhivago-pasternak-50400.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Тема

Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».

Жанр

Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 13

    Главный герой предстает перед нами маленьким мальчиком. При каком событии?</h3>

    • <label>Наказание мальчика родителями</label>
    • <label>Драка между детьми</label>
    • <label>Учеба в школе</label>
    • <label>Похороны его матери</label>

(новая вкладка)

ХХ век со своими трагическими событиями стал для многих людей временем суровых испытаний. Особенно тяжело пришлось представителям интеллигенции, которые видели весь ужас положения, но ничего изменить не могли. Не случайно ХХ век был назван «веком-волкодавом».

Одним из ярких произведений, раскрывающих отношения человека с эпохой, стал роман Бориса Леонидовича Пастернака«Доктор Живаго». Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года. Почему же произведение вызвало такую реакцию властей? Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху революционных преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя, поэтому сюжет, в первую очередь, связан с судьбой молодого врача Юрия Живаго.

Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях. Живаго — широкий специалист, терапевт, при этом скорее диагност, чем лечащий врач. Он способен предугадывать и ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. При этом такой своеобразный фатализм Живаго не мешает ему сделать необходимый нравственный выбор, в котором и проявляется истинная свобода человека.

С самого начала романа действуют мальчики — Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров и девочки — Надя, Тоня. Только Лара Гишар — «девочка из другого круга». Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки». И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь все, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия — разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня — ровесница Юрия. «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия».

Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня — юристкой, а Миша — филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны — поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий — в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, — пускает себе пулю в лоб.

Живаго же совершает воистину волевой поступок — сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность.

Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества — последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.

По произведению: «Доктор Живаго»

По писателю: Пастернак Борис

Публикации раздела ЛитератураАудиоверсия: Как читать «Доктора Живаго»

Академик Дмитрий Лихачев называл роман «Доктор Живаго» «лирической автобиографией» Бориса Пастернака и считал, что в нем поэт пересказал историю своей души. О том, как Пастернак подвел романом итоги своего жизненного пути и какие темы он хотел обсудить с читателем, порталу «Культура.РФ» рассказал заместитель руководителя Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Павловец.

«Гениальная неудача» Пастернака

obl.jpgБорис ПастернакПисательПоэтРоссия

Пастернак задумал свой роман как произведение, доступное широкой аудитории. «Доктор Живаго» насыщен многочисленными авантюрными поворотами сюжета, случайными встречами, совпадениями, мелодраматическими эпизодами. Так Пастернак стремился увлечь читателя, а потом поговорить с ним о важных для самого писателя темах: о христианстве, о вере, о бессмертии, о смысле жизни. На поэта повлияли и демократические традиции русской культуры (например, позднее творчество Льва Толстого, писавшего книги для простого народа), и литература социалистического реализма, которая стремилась преподнести «высокую художественность» доступно и понятно народным массам.

Впрочем, действительно простой текст Пастернаку создать не удалось: слишком сложно было устроено его мировоззрение. Поэтому важно помнить, что «Доктор Живаго» лишь притворяется авантюрно-приключенческим или психологическим романом. На самом деле это экспериментальный модернистский роман и читать его надо так же, как мы читаем Андрея Белого, Джеймса Джойса или Франца Кафку.

Такой сложный роман по достоинству не оценили ни коллеги, ни оппоненты Пастернака. «Доктора Живаго» характеризовали как «прозу поэта», отмечали слабый сюжет, затянутость и неясность. Критиковали Пастернака и за назидательный тон романа. В этом поэт также шел следом за своим кумиром, писателем, который оказал на него огромное влияние, — Львом Толстым. Потому что совершенно неожиданно в творчестве Пастернака проявилась толстовская привычка не только ставить сложные вопросы, но и давать на них однозначные ответы. Пастернак посчитал, что его жизненный опыт, пройденный путь и талант позволяют ему выступить в роли учителя, — и многих это смутило. После войны, после ГУЛАГа, после Аушвица, после Хиросимы такая претензия на мудрое «учительство» многим казалась неуместной.

Критика лилась на Пастернака со всех сторон, к счастью далеко не всегда достигая его ушей: отрицательно о романе высказывались как Анна Ахматова с Корнеем Чуковским, так и многие просоветские писатели. Например, Михаил Шолохов, считал, что «Доктора Живаго» не стоило запрещать — а надо было издать, чтобы все убедились в том, насколько он был неудачным. А Владимир Набоков открыто смеялся над романом и даже в постскриптуме к русскому переводу «Лолиты» назвал главного героя «лирическим доктором с лубочно-мистическими позывами, мещанскими оборотами речи».

Пастернака отрицательные оценки задевали. Однако самым главным для него было, чтобы «Доктора Живаго» читали. Поэт искренне считал, что книга может изменить мир, — и поэтому много раз заказывал за свой счет перепечатки рукописей и раздавал их всем желающим. Литературоведы предполагают, что до публикации романа его прочитали в рукописи или услышали в чтении самого Пастернака несколько сотен человек, что для самиздатовского произведения было весьма приличной цифрой.

Читайте также:

Христианские мотивы в романе

Доктор ЖивагоДрама2006155 минПермский академический Театр-Театр

В самой фамилии Живаго заключена отсылка к знаменитой цитате из Евангелия: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Пастернак сознательно писал этого героя похожим на Христа: человеком, который отличается от других, который несет свой крест и готов ради этой миссии претерпевать самые тяжкие лишения.

Для Юрия Живаго делом всей жизни является его поэзия. Он мечтает сохранить в творчестве самого себя для многих последующих поколений. В этом заключается еще одна ключевая мысль романа: идея духовного бессмертия, которую Пастернак понимал весьма буквально. Поэт считал, что, личность, «субъективность» человека после его смерти продолжает жить в созданных им книгах, музыке, спектаклях. А также — в сознании и памяти других людей. Чем больше человек знают и помнят твое дело, твое творчество, тем больший след ты оставляешь в мире. Пастернак хотел, чтобы его читатели не могли жить так, будто его, Пастернака, а также его мыслей, стихов, высказанных им взглядов никогда не существовало. Того же хочет и Юрий Живаго — и именно поэтому последние дни жизни он посвящает работе над своей книгой. «Человек в других людях и есть душа человека,» — говорит устами Живаго его создатель, именно так понимая бессмертие.

«Смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»

Борис Пастернак. «Доктор Живаго»Александр Архангельский200926 мин

Может показаться, что в конце романа Живаго опустился. Он носит чуть не лохмотья, оставил профессию и зарабатывает на жизнь тем, что рубит дрова состоятельным людям. Однако, по мнению Пастернака, изменился не Живаго, а мир вокруг него. Юрий по-прежнему пишет стихи, заботится о неофициальной, третьей своей жене Марине — и физический труд позволяет ему творить, не попадая под идеологическое давление. Живаго пишет стихи, и над ними не властны идеология и цензура. Он играет все ту же роль, с которой однажды вышел на сцену жизни, — именно этому посвящено его стихотворение «Гамлет». Так Борис Пастернак видит роль художника: творец может реализовать себя только тогда, когда остается верен своему таланту и предназначению.

Антипод Юрия Живаго в романе — Павел Антипов. В этом герое, с точки зрения Пастернака, нет самого главного — доверия к жизни. Поэт писал Антипова как некоего чеховского «человека в футляре». Павел живет, не доверяя судьбе, не верит, что все в жизни происходит разумно, и постоянно пытается переделать свою жизнь и себя самого. Он родился в семье пролетария — но решает стать интеллигентом и выбирает профессию учителя. Позже отказывается от специализации историка и знатока древних языков в пользу физики и математики, а затем вовсе снимает с себя роли учителя и мужа и отправляется на войну. На войне Антипов бросает вызов всему миру, стремится ему отомстить за то, что однажды мир обидел его жену Лару. И не понимает, что самой Ларе нужно не отмщение, а жизнь с любимым человеком. Однако Антипов считает, что сначала должен переделать мир, а только потом наслаждаться жизнью. И как итог — во время войны он разрушает свою семью, свою любовь и самого себя.

Путь Павла заканчивается самоубийством: логичным финалом для человека, который считал, что все в жизни зависит только от него и который относится к себе как к собственному проекту, оказавшемуся «неудачным». Самоубийство Антипова — знак краха его жизненной философии. Оно подтверждает важную для Пастернака идею о том, что мир устроен правильно с самого начала и все трагедии возникают лишь от того, что человек пытается его перекроить. Подобную мысль высказывал и Михаил Булгаков в «Белой гвардии», когда писал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».

Пастернак и революция

Как читать «Гранатовый браслет» КупринаЧто должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника«Роман «Зулейха открывает глаза» оказался зеркалом»Интервью с автором книги Гузель ЯхинойКак переживали изоляцию русские писатели и их героиРассказываем о затворничестве Лермонтова, Достоевского и НабоковаЧто предсказывали советские антиутопииКонтроль над разумом, коммунизм в Москве и бесчувственные люди20 интересных книг на книжной ярмарке non/fictio№Что не пропустить среди изданий этого года«Я — поэт. Этим и интересен»Отрывки из автобиографии Владимира МаяковскогоСоветские приключенческие романыЧто читали дети революцииОлег Каравайчук: небесный тапёрРассказ режиссера Сергея Ландо о музыканте и человекеЛитературные мастер-классы ЧеховаКак писатель воспитывал Горького, Бунина, Куприна и других известных авторовОт Достоевского до Бродского. 6 фильмов о писателяхВспоминаем кинокартины о русских и советских писателяхТоп-5 современных писателей, которых важно знатьИх книги стали большими событиями в культурной жизни страныВикентий Вересаев. Писатель, военврач, биограф, переводчикПисатель из медицинского вузаЧто почитать на праздниках?Главные литературные открытия за несколько последних летРусская литература накануне РеволюцииЧто писали знаменитые поэты и писатели в 1916 году?Евгений Водолазкин: «Я знал, второго «Лавра» писать нельзя»Эксклюзивное интервью порталу «Культура.РФ»Содержание:

История создания и публикации

Идея написания масштабного произведения посещала Пастернака во время Октябрьской революции, но тогда он еще не чувствовал себя созревшим для подобной работы. Начав писать роман в год окончания Великой Отечественной войны, автор «Доктора Живаго» сделал финальные правки текста в январе 1956 г., то есть основная работа над книгой заняла целое десятилетие и велась в послевоенный период, когда был жив И. Сталин.

Новое произведение Б. Пастернака получилось совершенно свободным от самоцензуры и не вписывалось в рамки канонов советской литературы. Роман о христианстве и любви на фоне подлинной истории России не соответствовал не только стилю социалистического реализма, но и был далек от так называемого хорошего вкуса модернистов, в том числе и раннего Пастернака. По словам писателя, он стремился сделать роман выражением его взглядов на жизнь человека сквозь призму истории, на искусство, евангелие и многое другое, что дает книге исчерпывающую характеристику.

Борис Пастернак, подобно Чарльзу Диккенсу, описавшему события Великой французской революции и революционного террора, противопоставил им идеи христианского милосердия и способности к самопожертвованию. Тем удивительнее, что автор сначала попытался издать свое произведение в Советском Союзе, разослав текст романа в редакции литературных журналов Москвы и Ленинграда. Получив отказ отовсюду и подвергнувшись жесточайшей критике за антисоветское содержание книги, в мае 1956 г. он передает рукопись итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, известному своими коммунистическими взглядами.

Первое издание романа на итальянском языке вышло в ноябре 1957 г. в Милане, второе, пиратское на русском языке, — в 1958 г. в Голландии. В начале 1959 г. Фельтринелли опубликовал русскоязычную версию по тексту, не правленному автором.

В СССР публикация запрещенного ранее произведения состоялась только в 1988 г. в журнале «Новый мир».

Краткий анализ

«Доктор Живаго» — многоплановый роман, проблематика которого касается множества вопросов социального характера, но главной темой книги стало противопоставление человека и эпохальных событий, сопровождающих его на жизненном пути. Произведение имеет сложную композицию, завязанную на переплетении судеб главных героев, а характеры действующих лиц показаны через их восприятие Юрием Живаго.

Смысл названия раскрывается в старославянской форме слова «живой» из цитаты: «Ты есть сын Бога живаго». Таким образом, ведущая роль в произведении отводится проблеме жертвенности, а образ главного героя представлен в свете догматов христианства. Другие важные темы, раскрытые в произведении:

  • вопросы жизни и смерти;
  • поиск себя во вновь образованном обществе;
  • сохранение верности своим идеалам;
  • способность выстоять под ударами судьбы;
  • путь русской интеллигенции;
  • понятие чести, долга, любви и милосердия.

Основная мысль, которая проходит через всю книгу, — человек должен остаться самим собой при любых условиях. Стилистическую канву романа определить довольно сложно, так как в нем переплетаются следующие жанры:

  1. Автобиографический. Текст содержит описание событий, лично пережитых автором.
  2. Философский. В книге изложены размышления, касающиеся серьезных тем.
  3. Исторический. В романе подробно и реалистично описаны важнейшие события, происходившие на территории огромной страны.
  4. Лирический. Содержит множество символов и образов как в прозе, так и в стихах, написанных от лица главного героя.

Композиция романа построена на множестве как бы случайных встреч, которые оказываются судьбоносными. Сюжет «Доктора Живаго» изобилует:

  • чудесными предзнаменованиями;
  • неожиданными встречами и подслушанными разговорами;
  • многозначительными совпадениями;
  • неожиданными поворотами жизненного пути.

Судьбы главных персонажей завязываются в сложный узел уже с первых глав книги. Мотивы героев и сюжетные хитросплетения поначалу могут показаться читателю надуманными, но во время чтения выясняется, что все они имеют особый смысл и предназначение. Своеобразие композиции состоит в необычном приеме, который автор использует в этом произведении, — вводит тетрадь стихов Юрия Живаго, символизирующую бесконечность бытия. Душа героя продолжает жить в прекрасных стихотворных строках и после его смерти.

Пересказ содержания

Книга начинается со знакомства основных действующих лиц друг с другом и повествует о дальнейшем развитии взаимоотношений между ними. Перипетии их независимо развивающихся судеб завязываются на главном герое романа.

Действующие лица

Доктор Юрий Живаго — молодой человек, выросший в семье приемных родителей по фамилии Громеко, куда он попал после скитальческой жизни с дядей. Он счастлив, любим родителями и имеет много друзей. Обладает поэтическим талантом, но, повзрослев, становится врачом. Женится на дочери приемных родителей Тоне, у них рождается двое детей, но возлюбленная у него одна — Лариса Антипова. Всю жизнь Юрий пытается вписаться в стремительно меняющееся общество и понять свое предназначение. Другие персонажи:

  1. Александр и Анна Громеко. Хорошие люди, вырастившие Юрия.
  2. Николай Веденяпин. Дядя мальчика, приютивший его после смерти матери.
  3. Тоня — один из главных женских образов. Жена Юрия, женщина с благородным и терпимым характером, зная о любви мужа к другой, не осуждает его.
  4. Лариса Антипова. Смелая женщина с трудной судьбой.
  5. Павел Антипов, став комиссаром, сменил фамилию на Стрельников. Муж Ларисы, не обретший с ней семейного счастья.
  6. Виктор Комаровский. Влиятельный человек, всю жизнь преследовавший Ларису, связан со смертью отца главного героя.
  7. Марина. Гражданская жена Юрия, с которой он живет в Москве.

Большую роль в жизни Живаго играет его сводный брат Евграф. Он появляется в жизни Юрия лишь время от времени и неизвестно, чем занимается. Евграф является поклонником поэтического таланта Юрия и во многом помогает ему, а после смерти главного героя и его детям, выступая своего рода ангелом-хранителем.

Довоенные события

Громеко взял с собой Юру и Мишу. В гостиничном номере друзья увидели девушку, спавшую в кресле. Из-за ширмы, скрывающей несостоявшуюся самоубийцу, вышел мужчина и разбудил ее. Их перемигивание показалось Юре пугающие волшебным, как будто девушка была марионеткой мужчины-кукловода. Оказалось, что мальчик уже встречал этого человека несколько лет назад. Юра с отцом ехали в поезде, мужчина спаивал старшего Живаго, а позднее тот выбросился на рельсы.

Встреченная девушка оказалась гимназисткой по имени Лариса. Она выглядела несколько старше своего возраста и приходилась мадам Гишар дочерью. Ларе претило то, что ее все еще считали ребенком, поэтому она соблазнилась ухаживаниями Виктора Комаровского, который был ее маменьке не только советником и другом, но и любовником. Испытывая к Ларисе нездоровое влечение, Комаровский закабалил ее.

Связь Лары и Комаровского

Вторая встреча между Юрием и Ларой произошла, когда юноша был студентом-медиком. Живаго и Тоню Громеко уже благословила на брак мать девушки. Юра вовсе не был против, так как считал Тоню близким человеком. Пара ехала в гости на елку, и невеста не мешала Юре любоваться окнами, украшенными морозными узорами и светящимися изнутри. В одном из них была заметна черная проталина, сквозь которую виднелся огонек свечи, смотревший на улицу почти сознательно. Именно в этот момент родились известные строки о сгоревшей на столе свече.

Живаго даже не мог предположить, что именно за этим окном Лара Гишар разговаривала с Пашей Антиповым. Речь шла о том, что если он действительно любит девушку, как утверждает, то должен тотчас жениться на ней. В гостях, куда приехали Юра с Тоней, позже появилась и Лара. Общество веселилось, а за одним из столиков сидел за картами Комаровский. После полуночи в доме прозвучал выстрел. Это Лара стреляла в Комаровского, но ранила другого человека. Когда Ларису уводили конвоиры, Юра узнал его и снова обратил внимание на мужчину, связанного с гибелью отца.

Комаровский помог Ларе избежать суда, но она болела, поэтому к ней никого не пускали. Девушка уже долгое время находилась в затруднительном положении — ее брат наделал долгов и хотел стреляться, кроме того, она помогала деньгами отцу Павла. Лариса не видела выхода, кроме как обратиться за помощью к Комаровскому, но на балу тот игнорировал ее и улыбался другой женщине.

Военное время

Когда Лариса поправилась, она вышла замуж за Пашу, и супруги уехали жить на Урал в Юрятин (его прообразом стала Пермь). Лара все рассказала мужу о своем прошлом. В Юрятине Антиповы преподавали в гимназии, женщина чувствовала себя счастливой, жила в заботах о доме и трехлетней Катеньке.

Поженились и Юра с Тоней, но вскоре грянула война, и доктор Живаго попал на фронт, толком не увидев родившегося сына.

Павел Антипов не верил в любовь жены. Чтобы разорвать неудавшиеся семейные отношения, он тоже отправился на фронт, а позже попал в плен. Лариса стала сестрой милосердия в надежде найти мужа, на фронте ей встретился знакомый Павла, подпоручик Галиуллин, который якобы видел его гибель.

Юрий Живаго был впечатлен развалом армии и бесчинствами дезертиров-анархистов, в Москве же его встретила еще большая разруха. Все пережитое изменило отношение доктора к революции.

Чтобы выжить, он перевозит семью в Варыкино, расположенное неподалеку от Юрятина. По пути супруги узнают о страшном комиссаре Стрельникове, неумолимо преследующем белых.

Жизнь на Урале

В Варыкине семья Живаго сажает огород, оживает дом, Юрий иногда принимает больных. Упрочить положение семьи помогает неожиданно появившийся Евграф. В библиотеке Юрятина доктор встречает Ларису Антипову, которая рассказывает, что Стрельников — это Павел Антипов, сменивший фамилию и не поинтересовавшийся, живы ли его жена с дочерью. У Юрия и Лары завязывается роман, но мужчина мучается тем, что обманывает Тоню. Он решает признаться жене и никогда не встречаться с Ларисой.

Вдруг его остановили вооруженные люди из белогвардейцев и забрали в свой отряд. С этого момента доктор был постоянно загружен работой. Юрий не скрывал, что революционные идеи его не вдохновляют. Два года Живаго был в разлуке с семьей, но в итоге сбежал. Юрятин за это время стал красным, Тоня с детьми уехала в Москву, откуда ее с отцом высылают за границу. В письме жена предлагала Юрию жить по своему разумению, ибо она любит его, а он ее — нет.

Вырвавшись из плена, доктор появляется в доме Ларисы, болеет, но благодаря заботе женщины быстро поправляется. Юрий начинает работать в губздраве, но в нем видят социально чуждого элемента, а в Юрятине свирепствует чрезвычайка. Вдруг объявляется Комаровский. Он направляется в Дальневосточную Республику и приглашает их с собой, так как и Ларе, и Юрию грозит огромная опасность. Живаго, зная о роли Комаровского в судьбе возлюбленной и смерти своего отца, отказывается от предложения.

Пара укрывается в Варыкине. В покинутом селе было страшно, а Лара по всем признакам ждала ребенка, поэтому Юрий просит ее уехать вместе со снова прибывшим Комаровским, который к тому же сообщил, что Стрельникова приговорили к расстрелу. Оставшись один, доктор пил и писал лирические стихи. Мысли о любимой переросли в тяжкие думы об истории и человеке, утраченных идеалах революции.

Однажды вечером в доме у доктора появился живой Стрельников и выяснилось, что Комаровский увез Ларису обманом. Наутро Юрий нашел Павла застрелившимся.

Последние годы

В Москву Живаго вернулся в начале нэпа одичавшим и обросшим, в дальнейшем он постепенно угасал, теряя врачебные и писательские навыки. Со временем он сошелся с Мариной — женщиной, помогавшей ему по хозяйству. Как-то летом Юрий вдруг исчез, оставив письмо, что хочет пожить в одиночестве. Ему снова помог брат Евграф, взявшийся неизвестно откуда, но это не помогло — в августе у Юрия Живаго случился сердечный приступ, и он умер. Прощалось с доктором неожиданно много народу, в числе их неведомо как оказалась и Лариса.

Только в 1943 г. генерал-майор Евграф Живаго выяснил, что родившаяся дочь его брата и Лары была оставлена матерью на железнодорожном разъезде и росла беспризорницей. Евграф Андреевич позаботился о ней, а также собрал все стихи, написанные братом.

Тест для закрепления материала

  1. 1В какие годы был написан роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»?
    • <label>1935 – 1945 г.</label>
    • <label>1941 – 1945 г.</label>
    • <label>1945 – 1956 г.</label>

    Вопрос 1 из 11

  2. 2Кто заботился о Юре в Петербурге?
    • <label>Громеко</label>
    • <label>Бушер</label>
    • <label>Дюран</label>

    Вопрос 2 из 11

  3. 3Первой женой Юрия стала…?
    • <label>Тоня Громенко </label>
    • <label>Лариса Гишар</label>
    • <label>Шура Шлезингер</label>

    Вопрос 3 из 11

  4. 4За кого выйдет замуж Лариса?
    • <label>За Комаровского</label>
    • <label>За Павла Антипова </label>
    • <label>За Громенко</label>

    Вопрос 4 из 11

  5. 5Куда Юрий Живаго перевозит семью, чтобы выжить?
    • <label>В Петроград</label>
    • <label>В Юрятино</label>
    • <label>В Варыкино </label>

    Вопрос 5 из 11

  6. 6Кто из героев попал в плен во время войны?
    • <label>Комаровский </label>
    • <label>Живаго</label>
    • <label>Антипов</label>

    Вопрос 6 из 11

  7. 7Где судьба сведет Юрия Живаго и Ларису Антипову?
    • <label>В Юрятине</label>
    • <label>В Петрограде</label>
    • <label>В Екатеринбурге</label>

    Вопрос 7 из 11

  8. 8Кто приехал к Юрию в Варыкино и застрелился?
    • <label>Антипов</label>
    • <label>Стельников</label>
    • <label>Громенко</label>

    Вопрос 8 из 11

  9. 9Последней женщиной в жизни Живаго стала…?
    • <label>Светлана</label>
    • <label>Марфа</label>
    • <label>Марина</label>

    Вопрос 9 из 11

  10. 10Как умер Юрий Живаго?
    • <label>Погибает от бандитской пули</label>
    • <label>Попадает под трамвай</label>
    • <label>От сердечного приступа </label>

    Вопрос 10 из 11

  11. 11Что стало с дочерью Юрия и Ларисы после рождения?
    • <label>Умерла</label>
    • <label>Была брошена и росла беспризорницей </label>

    Вопрос 11 из 11

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/doktor-zhivago/analiz-proizvedeniya-pasternaka.html
  • https://goldlit.ru/pasternak/433-zivago-analiz
  • https://www.culture.ru/materials/255427/kak-chitat-doktora-zhivago-pasternaka
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/doktor-zhivago.html

</h2>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт