Анализ эпизода литературного произведения

Опубликовано 23.03.2013 — 18:26 —

Материал из интернета. Предназначен моим ученикам для подготовки к урокам.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngАнализ эпизода художественного произведения. 37 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

  • Мне нравится

 

Анализ эпизода литературного произведения

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

Читайте также:  Зачет №3-2 литература 9 класс 2020 методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Великий писатель высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» вспоминается яркостью эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, первый бал Наташи, лунная ночь в Отрадном и девочка на окне, встречи князя Андрея со старым дубом… Так отдельными яркими эпизодами встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат общей связи романа, вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.

Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни и её борьба.

Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остаётся.

Итак жизненный путь определён? Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь узким кругом. Недаром его «взгляд был потухший, мёртвый» и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».

Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд, поэтому он и выделил на первый план силу жизни.

Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения – встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», – всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.

Читайте также:  Сочинение ЕГЭ – Проблема раскаяния по тексту А. Грина

В общем плане романа этот эпизод важен не только как определённая ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», — он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.

Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом – символом радостной веры в счастье.

При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».

Герой находит в роще то, что созвучно ему, — нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные, безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея.

Дуб – параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещённые с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой прелестью.

Эта картина почти с зыбкой игрой

Информация о работе «Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4543 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 1

Похожие работы

Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

38819

… островок Св. Елены в Атлантическом океане. Там Наполеон провел последние шесть лет жизни, угасая от тяжелой болезни и мелочных издевательств своих тюремщиков. И в 1821 году 5 мая он умер. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы познаём Наполеона из различных событий и сражений. Битву у Аустерлица Наполеон, как ни странно, выиграл. Возможно, это произошло из-за слишком большой уверенности наших …

Читайте также:  Память сильнее времени. Война глазами детей

Образ автора в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

11527

… : «Цель художника… в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную». Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию «света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на …

«Мысль народная» и «мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

11723

… различных мнений. Единение, приобщенность остаются желанным идеалом, но эпилогом Толстой показывает, как труден путь к нему. По свидетельству Софьи Андреевны, Толстой говорил, что любит в «Войне и мире» «мысль народную», а в «Анне Каренине» — «мысль семейную». Понять суть обеих толстовских формул нельзя без сопоставления этих романов. Подобно Гоголю, Гончарову, Достоевскому, Лескову Толстой …

«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

7697

… полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, в духе «простоты, добра и правды» видит Толстой «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью — борьбой за свободу отечества. Поэтому я …

Сцены любви

Эпизод признания в любви забавен. Если бы Гоголь показал только одну женщину, не понял бы зритель, насколько развратен и низок герой. Хлестаков волочится за женщинами без чувств. Нет в его мыслях и желания жениться. Хлестаков и муж – два несоизмеримых понятия. Иван Александрович не задумывается, в одну минуту он перескакивает от дочери к матери, затем от матери к дочери. Речь персонажа скачет как муха по столу. Ветер разметает его мысли и поступки: стул двигается по сцене, сорокой скачут слова. Упусти автор самый незначительный эпизод, и Хлестаков стал бы иным, менее пошлым. От поцелуя в плечо мужчина переходит к падению на колени. Он может «от любви свихнуть с ума».

Глагол у Гоголя – свихнуть, а не свихнуться. Хлестаков сам не способен на любовь, а вот вертлявую кокетку, жеманную женщину легко ввел в заблуждение. Сватовство прошло буквально за несколько минут. Причем герой признался в любви замужней женщине, легко перескочил к другой, появись в комнате третья, возможно, его бы понесло дальше.

Каждое слово писателя несет свое значение. Небольшие сцены заставляют задуматься, к ним возвращаются и разбираются в их смысле.

Написать сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении «Ревизор», значит понять гениальность текста комедии. Предлагаемое рассуждение поможет раскрыть сложную тему творческой работы.

Символизм бала

Бал происходит 31 декабря. Эта дата сама по себе является волшебной и символичной. Это конец старого года и начало нового. Тоже самое можно сказать и про жизнь – здесь заканчивается старая жизнь персонажей и начинается новая.

Сцена наполнена символичными деталями, нюансами и моментами. Например, Андрей Болконский одет в белый мундир. Это является символом перехода в новую жизнь – светлую, чистую, «белую». князь освобождается от груза потери жены. Наташа тоже одета в воздушное белое платье. Сам автор указывает, что платье напоминает саму Наташу – такое же чистое и воздушное.

Символична и подготовка к балу. Если в доме Ростовых подготовка идет в счастливой суете, ведь это первый бал для юной прелестницы, то приготовления Пиронской показаны на контрасте – внешне все происходит «также», но при этом автор часто упоминает слово «старая», что говорит о том, насколько привычным является бал для хозяйки.

Ярким символом становится и поездка Наташи на бал. Она происходит в полутьме, в карете, где Наташа много размышляет о предстоящем. Примечательно, что такая же полутьма будет сопровождать ее на всех переломных этапах: перед встречей в Курагиным, перед встречей с Андреем, освобождением и прощением.

Характеристика Жилина – героя произведения Льва Толстого “Кавказский пленник”

Именно Пьер предложит Андрею пригласить на танец Наташу, тем самым положив начало их большой и светлой любви. В этом также есть доля символизма, смешная шутка, ведь Пьер будет любить Наташу всю жизнь, приняв и простив их любовь с Андреем.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение. Правда и ложь в пьесе А.М.Горького «На дне».

Будет Символична и сама оценка происходящего. Вот только этот символизм является обратным, противоположным действительности. Хозяйка бала дает отрицательную оценку главному персонажу Андрею, ей не нравится Пьер.

Хлестаков

Гоголь дает яркую характеристику главному персонажу комедию. Хлестаков «тоненький, худенький». Зачем два близких по смыслу эпитета. В эпизодах, где встречается герой, такое описание помогает представить вертлявость движений и пустоту внутреннего мира. Тоненький – это внешняя характеристика. Худенький – и внешняя, и внутренняя. Он «хамелеон», меняющийся в облике. С одними лжив и труслив, с другими развязен и нагл. Упусти сцены общения с Осипом, станет непонятна суть Хлестакова.

Осмелев, «лживый ревизор» становится груб в разговоре с городничим и трактирщиком. Хлестаков – пошлый человек. Сцены, где он оказывается в доме городничего, короткие, но так же значимые. Поведение мужчины меняется на глазах. Из испуганного гостя он превращается в хозяина дома, грозит городничему: «под суд отдать» хочет. Автор расставляет акценты на каждом движении. Хлестаков живет по принципу: «куда случай выведет». Мечты передают истинную суть чиновника. Он хочет быть на виду, «с Пушкиным на дружеской ноге». Зритель поражен такой наглостью. Недоросль, плут и лжец пытается встать на одну ступень с самым творческим и образованным человеком. Поэт и тот, кто не умеет писать, не понимает, зачем писать: «Я и так их знаю». Тупость и ум в одной фразе Хлестакова раскрывают порок лени, захватившей «золотую» столичную молодежь. Комедия и трагедия в одном эпизоде.

Почему Татьяна влюбилась в Онегина – сочинение на тему

Анализ эпизода – метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Анализ эпизода – это сочинение-рассуж­дение, требующее особого внимания к тексту произведения. Сочинение – анализ эпизода актуально на сегодняшний день в связи с письменным эк­заменом по литературе в форме изложения. Данная форма письменного экзамена предполагает не только полное или сжатое изложение предложенно­го текста с сохранением авторского стиля, но и его анализ в виде ответа на проблемный вопрос.

В данном виде работы важно подчеркнуть роль эпи­зода в контексте всего произведения.

Анализ эпизода как один из видов школьного сочинения считается сложным по причине того, что при анализе эпизода необходимо:

1) определить основное содержание эпизода;

2) назвать персонажей данного эпизода;

3) определить взаимоотношения героев, охарактеризовать их поступки, чувства, настроения;

4) проследить и охарактеризовать авторскую позицию и логику развития авторской мысли в мотивировке поведения героев;

5) рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

7) показать роль данного эпизода в контексте всего произведения; пока­зать роль данного эпизода в раскрытии авторского замысла.

Сочинение – анализ эпизода предполагает и внимание к деталям, и синтез: выводы и обобщения.

Сочинение – анализ эпизода« “Путешествие на край ночи” Селина в кратком изложенииОбщая территория чтения, или Восемь разных почему »Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie/2013/03/23/analiz-epizoda-literaturnogo
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/kak-nachat-analiz-epizoda.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-analiz-epizoda/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт