Тургенев «Накануне» – анализ — Русская историческая библиотека

(2)

Один из самых известных своих романов Иван Сергеевич Тургенев написал в 1859 году. За короткий период в несколько лет он пишет целый ряд гениальных романов, которые стали реакцией Тургенева на эпоху реформ в России: «Рудин», (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862).

Своим творческим взглядом Тургенев уже заметил рождение новой русской женщины — и, как выражение новой эпохи, сделал ее центром следующего общественного своего романа «Накануне».

1.jpg

Накануне

Уже в заголовке его было что-то символическое. Вся русское жизнь была тогда накануне коренных социально-государственных перемен, накануне разрыва со старыми формами и традициями.

Героиня романа, Елена — поэтическое олицетворение новой эпохи реформ, неопределенного стремления к хорошему и новому, нечто новое и красивое. Елена не отдает себе вполне ясного отчета в своих стремлениях, но инстинктивно душа ее куда-то рвется: «она ждет» влюбленного в нее художника Шубина, в уста которого автор вложил большую часть своих собственных комментариев к событиям романа.

Как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в нее молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, а символически — новое течение русской общественности.

Как и Лиза Калитина, Елена от природы великодушна и добра, и ее с детства тянет к несчастным людям. Но любовь ее не только сострадательная: она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему ее воображение так поражено встречей с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок.

Пусть он во многих отношениях хуже талантливого шалуна Шубина, и другого поклонника Елены — ученого и благородно мыслящего Берсенева, будущего преемника Грановского, пусть он, по определению Шубина — «суша», пусть в нем «талантов никаких, поэзии нет».

Но ошибся бедный Шубин, когда утешал себя тем, «что эти качества, слава Богу, не нравятся женщинам. Очарования нет, шарму». Все это было бы верно для прежней женщины: новая русская женщина — и в лице ее новая русская жизнь — искала прежде морального обаяния и практического осуществления идеалов.

«Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно», — восклицает Елена в своем дневнике, припоминая сказанное Инсаровым — и выбор ее сделан. Она презирает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идет с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть.

Когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни». Вернуться на родину она не хочет. «Вернуться в Россию», — пишет она родителям, — «зачем? Что делать в России?» Действие происходит в глухую пору реакции конца дореформенной эпохи, — и, действительно, было делать тогда в России человеку с таким порывом к реальному осуществлению общественных идеалов?

Понял, наконец, теперь Шубин стремление Елены согласовать слово и дело и печально размышляет над причинами ухода Елены с Инсаровым. Обвиняет он в этом отсутствие у людей сильной, определенной воли. «Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все — либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели, да палки барабанные! Нет, кабы были между нами путевые люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа, не ускользнула бы как рыба в воду! »

Но роман недаром называется «Накануне». Когда Шубин кончает свою элегию возгласом: «Когда же наша придет пора? Когда у нас родятся люди?», Его собеседник дает ему надежду на лучшее будущее, и Шубин — верное эхо авторских дум — ему верит. «Дай срок, ответил Увар Иванович, — будут. — Будут? Грунт! Черноземная сила Ты сказал — будут? Смотрите, я запишу ваше слово». — Всего два года отделяют «Накануне» от последующего и самого знаменитого общественного романа Тургенева, «Отцов и детей»; но огромные изменения произошли за этот короткий срок в общественных течениях.

Над своим произведением Тургенев работал полтора года, большую часть из которых провел в Спасского — Литовино, среди самобытной природы. Реакция на его роман был весьма неоднозначной. Толстой раскритиковал его за «сентиментальность» Вообще после выхода романа проходит разрыв Тургенева с «Современником» и с Некрасовым, который даже открыто высмеивал его роман и концепцию, которая изложена в нем.

Благодаря роману и началась Тургеневская полемика с Герценом. Некоторым он понравился, кому-то нет. Кроме того, в романе хорошо описываются национальные меньшинства тогдашней России — немцы, в которых Тургенев видел почему-то несовместимость со своими идеалами.

Но несмотря на существование большого количества мнений на данную тематику известно одно — роман стал своеобразным пророчеством о том, что должен «появиться человек, который выведет Россию из того положения, возможно даже радикальными шагами».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Анализ произведения Накануне

Произведение относится к самым значимым творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве основной проблематики соотношение человеческой деятельности и мыслительного процесса, дела и теории.

Ключевым персонажем романа является Елена, представленная писателем в образе молодой девушки, отличающей живой, сильной натурой, неудовлетворенной окружающей реальной действительностью и стремящейся реализовать себя в общественном деле, которое способно занять все ее мысли и душу. При этом Елена отвергает мечтательность и религиозность.

Характерными чертами девушки писатель представляет ее самостоятельность, активную жажду деятельной самореализации, при этом Елена испытывает душевную неудовлетворенность и беспомощность из-за невозможности реализовать себя. Окружающие девушку люди оказываются чуждыми ей, раздражая беспечной, эгоистичной жизнью, кажущейся Елене сухой и вялой. Поэтому девушка не может доверить им свои потаенные мысли, делясь ими исключительно на страницах собственного дневника.

Елена мечтает о встрече с человеком, обладающим огромной энергетикой и способного на совершение жертв и героических подвигов, имеющего желание и возможность превратить ее жизнь в деятельное, бодрое, радостное существование. Такого героя Елена находит в лице Инсарова, представленного писателем в образе болгарина, сильного, упорного человека, сосредоточенного на достижении поставленной цели. Девушка выходит за него замуж, делая решительный шаг и оставляя позади прошлую жизнь, а также родных и близких людей, не стесняясь первой признаться в сильном чувстве к мужчине.

Активной жизненной позиции главных героев противопоставляются другие персонажи романа, представленные в образах Берсенева и Шубина, начинающих ученого и скульптура, в которых отсутствуют черты Инсарова и Елены, охваченных жаждой общественного переустройства и посвящающих собственную жизнь ради изменения общества в лучшую сторону. Данные персонажи характеризуются идеальным высоким эгоизмом, присущим здоровым и цельным натурам, при этом отличающимся нравственной слабостью и скромностью, плохо понимающими людей, представляющих жизненное практическое дело.

Смысловая нагрузка романа «Накануне» заключается в изображении писателем молодого российского поколения, выражающего необходимую потребность в новом общественном существовании в виде деятельного добра. Свежесть сил, революционное мышление, энергичность, деятельность, служение патриотическим целям оказывают особое значение на ретроградную жизнь, характеризующуюся неподвижностью, предвещая скорые перемены в стране.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ рассказа Свидание↑ ТургеневАнализ рассказа Малиновая вода →

Анализ произведения Накануне

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Павлуши из рассказа Бежин луг Тургенева

    Павлуша сильно выделялся на фоне остальных мальчишек, как внешностью, так и характером. У ребят волосы были светлые, а у него – черные и растрепанные. Крепкий и приземистый, с большой головой он притягивал к себе внимание.

  • Сочинение Письмо Самсону Вырину от лица Дуни (Станционный смотритель)

    Здравствуй, дорогой отец! Пишет тебе твоя дочка Дуня. Я знаю, что ты не забыл меня, и беспокоишься обо мне, как и прежде.

  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (описание)

    Картина Татьяны Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — одна из самых известных ее работ.

  • Сочинение на тему Снег

    Наступила долгожданная зима. Все дети повыскакивали на улицу. Они были такие счастливые. Когда я выглянула в окно на улице кружились снежинки и я решила прогуляться. Выходя на улицу первое, что произошло это снежинка упала мне прям на ладошку

Имя русского прозаика Ивана Сергеевича Тургенева в сознании русского читателя связано не только с «тургеневской девушкой», но и с «дворянским гнездом». Именно эта метафора после появления в печати романа с таким названием стала синонимом всех усадеб русских помещиков. Кроме того, герои романов Тургенева пополнили ряд «лишних» людей в литературе.

После Рудина и Лаврецкого Тургенев задался вопросом: «Из каких слоев появятся «новые люди»? Писателю недоставало такого героя, который будет энергичны, деятельным, готовым к упорной борьбе. «Грозовые» 60-е годы XIX века требовали именно таких — они должны были сменить героев рудинского типа, не сумевших перейти от слов к делу. В это время сосед Тургенева, отправляясь в Крым, отдал писателю рукопись автобиографической повести, одним из героев которой был молодой революционер из Болгарии.

Так прототипом главного героя романа «Накануне» стал Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов. В 1848 году с группой молодых болгар он приехал поступать в Московский университет на историко-филологический факультет. Война Турции с Россией, начавшаяся в 1853 году, пробудила революционные настроения у балканских славян, которые давно боролись за избавление от турецкого ига. Вместе с русской женой Ларисой Николай Катранов отправился на родину, но вспышка туберкулеза вынудила их уехать на лечение в Венецию, где он простудился и умер.

До самого 1859 года рукопись лежала без дела, хотя, прочитав ее, Тургенев и сказал: «Вот герой, которого я искал! Среди русских такого еще не было!» Отчего же писатель обратился к рукописи в 1859 году, когда и в России герои подобного типа уже стали появляться? Почему же образцом для русских сознательно-героических натур Тургенев делает болгарина Дмитрия Инсарова?

По словам одного из героев романа «Накануне», Инсаров — «железный человек», обладающий замечательными качествами: силой воли, настойчивостью, решительностью, самообладанием. Все это характеризует Инсарова как практического деятеля в противовес натурам созерцательным, подобным другим героям романа: философу Берсеневу и скульптору Шубину.

Главная героиня романа, двадцатилетняя девушка Елена Стахова, не может сделать выбор: ее избранником может стать молодой ученый Алексей Берсенев, начинающий скульптор, дальний родственник матери, Павел Шубин, успешно начинающий карьеру на государственной службе чиновник Егор Курнатовский, а еще человек гражданского долга, болгарский революционер Дмитрий Инсаров. При этом социально-бытовой сюжет приобретает символический подтекст: Елена Стахова как бы олицетворяет собой молодую Россию, находящуюся «накануне» предстоящих перемен. Автор решает таким образом важнейший вопрос: кто сейчас больше всего нужен России? Ученые или люди искусства, государственные деятели или героические натуры, посвятившие жизнь служению великой патриотической цели? Своим выбором Елена дает определенный ответ на вопрос, важнейший для России 60-х годов.

Русский критик Н. Добролюбов в своей статье «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману «Накануне», справедливо отметил, что в Елене Стаховой проявилась смутная тоска по чему-то и эта почти бессознательная потребность новой жизни, новых людей, охватывает теперь все русское общество. Что же отличает Инсарова от русских людей, что делает его принципиально «новым» героем?

В первую очередь, цельность его натуры, отсутствие противоречий между красивыми словами и реальным делом. Если Шубин на деньги, выданные ему тетушкой на обучение в Италии, отправился к хохлам «есть галушки», если Берсенев, готовя себя к научному поприщу, вместо поэзии говорит с девушкой о Шеллинге и философии, то Инсаров занят не собой, все его устремления сводятся к одной цели — освобождению своей родины, Болгарии.

Вместе с социальным сюжетом появляется философский подтекст. Роман начинается со спора Шубина и Берсенева о понимании счастья и долга. Молодые люди сходятся в одном: каждый желает себе личного счастья, по-настоящему человек счастлив, когда соединяются понятия «родина», «справедливость» и «любовь», но не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Елене и Дмитрию кажется, что их любовь объединяет личное и общественное, что она одухотворена высшей целью. Однако на протяжении действия романа героев не покидает ощущение непростительности своего счастья, они не могут избавиться от чувства вины перед родными, от страха грядущей расплаты за свою любовь. Отчего возникает такое ощущение?

Елена не может разрешить для себя роковой вопрос: возможно ли совместить великое дело с горем собственной матери, оставшейся в одиночестве после отъезда единственной дочери? Она не может найти ответ на этот вопрос, тем более что любовь к Инсарову ведет и к разрыву с родиной — с Россией. А Инсаров мучается вопросом: может, его болезнь послана ему в наказание? Так общее дело и любовь становятся несовместимы. И Инсаров, будучи изначально цельной личностью, испытывает мучительное раздвоение, источником которого становится любовь к русской девушке Елене.

Именно поэтому так трагичен исход романа. По Тургеневу, человек испытывает драматизм не только во внутреннем своем состоянии, но в отношениях с окружающим миром, с природой. Природа при этом абсолютно не считается с неповторимостью каждого человека: с равнодушным спокойствием забирает она и простого смертного, и выдающегося героя современности — перед нею, матерью-природой, все равны.

Этот мотив универсального жизненного трагизма вплетается в ткань романа внезапной смертью Инсарова и исчезновением Елены на этой земле. Мысль о трагизме существования человека в мире оттеняет чувство любви Елены к Инсарову, отчего роман Тургенева приобретает черты произведения о вечных исканиях человека, о постоянном стремлении человека к социальному совершенству, о его вековом вызове «равнодушной природе».

Однако реальность внесла свои коррективы. Николай Добролюбов в статье о «настоящем дне» противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе, которую описал Тургенев в своем романе. У критика наши отечественные Инсаровы должны были бороться с «внутренними турками», то есть и с консерваторами, и с представителями либеральных партий. Статья шла вразрез со всеми убеждениями Тургенева. Хотя он попросил Некрасова, главного редактора журнала «Современник», не печатать эту статью, она была все-таки опубликована. Тогда Тургенев покинул редакцию «Современника» навсегда.

По произведению: «Накануне»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Имя русского прозаика Ивана Сергеевича Тургенева в сознании русского читателя связано не только с “тургеневской девушкой”, но и с “дворянским гнездом”. Именно эта метафора после появления в печати романа с таким названием стала синонимом всех усадеб русских помещиков. Кроме того, герои романов Тургенева пополнили ряд “лишних” людей в литературе.

После Рудина и Лаврецкого Тургенев задался вопросом: “Из каких слоев появятся “новые люди”? Писателю недоставало такого героя, который будет энергичны, деятельным, готовым к упорной борьбе. “Грозовые” 60-е годы XIX века требовали именно таких – они должны были сменить героев рудинского типа, не сумевших перейти от слов к делу. В это время сосед Тургенева, отправляясь в Крым, отдал писателю рукопись автобиографической повести, одним из героев которой был молодой революционер из Болгарии.

Вместе с русской женой Ларисой Николай Катранов отправился на родину, но вспышка туберкулеза вынудила их уехать на лечение в Венецию, где он простудился и умер.

До самого 1859 года рукопись лежала без дела, хотя, прочитав ее, Тургенев и сказал: “Вот герой, которого я искал! Среди русских такого еще не было!” Отчего же писатель обратился к рукописи в 1859 году, когда и в России герои подобного типа уже стали появляться? Почему же образцом для русских сознательно-героических натур Тургенев делает болгарина Дмитрия Инсарова?

По словам одного из героев романа “Накануне”, Инсаров – “железный человек”, обладающий замечательными качествами: силой воли, настойчивостью, решительностью, самообладанием. Все это характеризует Инсарова как практического деятеля в противовес натурам созерцательным, подобным другим героям романа: философу Берсеневу и скульптору Шубину.

Главная героиня романа, двадцатилетняя девушка Елена Стахова, не может сделать выбор: ее избранником может стать молодой ученый Алексей Берсенев, начинающий скульптор, дальний родственник матери, Павел Шубин, успешно начинающий карьеру на государственной службе чиновник Егор Курнатовский, а еще человек гражданского долга, болгарский революционер Дмитрий Инсаров. При этом социально-бытовой сюжет приобретает Символический подтекст: Елена Стахова как бы олицетворяет собой молодую Россию, находящуюся “накануне” предстоящих перемен. Автор решает таким образом важнейший вопрос: кто сейчас больше всего нужен России?

Ученые или люди искусства, государственные деятели или героические натуры, посвятившие жизнь служению великой патриотической цели? Своим выбором Елена дает определенный ответ на вопрос, важнейший для России 60-х годов.

Русский критик Н. Добролюбов в своей статье “Когда же придет настоящий день?”, посвященной роману “Накануне”, справедливо отметил, что в Елене Стаховой проявилась смутная тоска по чему-то и эта почти бессознательная потребность новой жизни, новых людей, охватывает теперь все русское общество. Что же отличает Инсарова от русских людей, что делает его принципиально “новым” героем?

В первую очередь, цельность его натуры, отсутствие противоречий между красивыми словами и реальным делом. Если Шубин на деньги, выданные ему тетушкой на обучение в Италии, отправился к хохлам “есть галушки”, если Берсенев, готовя себя к научному поприщу, вместо поэзии говорит с девушкой о Шеллинге и философии, то Инсаров занят не собой, все его устремления сводятся к одной цели – освобождению своей родины, Болгарии.

Вместе с социальным сюжетом появляется Философский подтекст. Роман начинается со спора Шубина и Берсенева о понимании счастья и долга. Молодые люди сходятся в одном: каждый желает себе личного счастья, по-настоящему человек счастлив, когда соединяются понятия “родина”, “справедливость” и “любовь”, но не “любовь-наслаждение”, а “любовь-жертва”.

Елене и Дмитрию кажется, что их любовь объединяет личное и общественное, что она одухотворена высшей целью. Однако на протяжении действия романа героев не покидает ощущение непростительности своего счастья, они не могут избавиться от чувства вины перед родными, от страха грядущей расплаты за свою любовь. Отчего возникает такое ощущение?

Елена не может разрешить для себя роковой вопрос: возможно ли совместить великое дело с горем собственной матери, оставшейся в одиночестве после отъезда единственной дочери? Она не может найти ответ на этот вопрос, тем более что любовь к Инсарову ведет и к разрыву с родиной – с Россией. А Инсаров мучается вопросом: может, его болезнь послана ему в наказание? Так общее дело и любовь становятся несовместимы.

И Инсаров, будучи изначально цельной личностью, испытывает мучительное раздвоение, источником которого становится любовь к русской девушке Елене.

Именно поэтому так трагичен исход романа. По Тургеневу, человек испытывает драматизм не только во внутреннем своем состоянии, но в отношениях с окружающим миром, с природой. Природа при этом абсолютно не считается с неповторимостью каждого человека: с равнодушным спокойствием забирает она и простого смертного, и выдающегося героя современности – перед нею, матерью-природой, все равны.

Этот Мотив универсального жизненного трагизма вплетается в ткань романа внезапной смертью Инсарова и исчезновением Елены на этой земле. Мысль о трагизме существования человека в мире оттеняет чувство любви Елены к Инсарову, отчего роман Тургенева приобретает черты произведения о вечных исканиях человека, о постоянном стремлении человека к социальному совершенству, о его вековом вызове “равнодушной природе”.

Однако реальность внесла свои коррективы. Николай Добролюбов в статье о “настоящем дне” противопоставил задачи “русских Инсаровых” той программе, которую описал Тургенев в своем романе. У критика наши отечественные Инсаровы должны были бороться с “внутренними турками”, то есть и с консерваторами, и с представителями либеральных партий.

Статья шла вразрез со всеми убеждениями Тургенева. Хотя он попросил Некрасова, главного редактора журнала “Современник”, не печатать эту статью, она была все-таки опубликована. Тогда Тургенев покинул редакцию “Современника” навсегда.

“Накануне”, анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева« Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького “На дне”Достоевский и революция »

Роман «Накануне» Тургенева был написан в 1860 году. В произведении автор ввел совершенно нового героя своего времени – умного, деятельного, целеустремленного, способного к решительным действиям. Однако судьба героя оказалась трагичной, и тем самым Тургенев подчеркнул, что Россия не была готова к таким людям, к радикальным переменам.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Накануне» на нашем сайте. Проверить знания можно при помощи специального теста.

Главные герои

Елена Стаховадвадцатилетняя девушка, дворянка, умная, решительная, прямолинейная, способная на самопожертвование.

Дмитрий Инсаровмолодой патриот, демократ, человек революционных взглядов, муж Елены.

Другие персонажи

Николай Артемьевич Стаховотец Елены, эгоистичный, самовлюбленный мужчина, давно живущий с другой женщиной.

Анна Васильевна Стаховамать Елены, очень добрая, жалостливая женщина, которая часто грустила и жаловалась на жизнь.

Павел Шубинмолодой, подающий большие надежды скульптор, влюбленный в Елену, грубоватый, неотесанный.

Андрей Берсеневначинающий философ, кандидат Московского университета, умный, тонкий молодой человек.

Зоямолоденькая немка, подруга Елены, миловидная блондинка с красивым голосом.

Краткое содержание

Главы 1–5

На берегу Москвы-реки «в один из самых жарких летних дней 1853 года» отдыхали двое молодых людей. Один из них, Алексей Берсенев, закончил университет и обещал сделать блестящую карьеру ученого. Его приятель, Павел Шубин, был начинающим скульптором. Друзья спорили о любви, о природе, о том, какую роль играет в ней человек.

После смерти матери Павел Шубин жил в семье троюродной тетушки Анны Васильевны Стаховой. Женщина не была счастлива в браке. Ее супруг , Николай Артемьевич, женился на ней ради денег и вскоре сошелся с вдовой-немкой.

«Сердце у ней было очень любящее и мягкое», и однажды Анна Васильевна даже дала Павлу деньги на поездку в Италию, но он отправился в Малороссию. Павел был влюблен в дочку Анны Васильевны, Елену, но это не мешало ему иногда флиртовать с ее подругой Зоей. Елена не отвечала взаимностью Павлу, с которым у нее не было ничего общего. Умная и глубокая девушка по достоинству оценила Берсенева. Общаясь с ним, она чувствовала, что «что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем».

Главы 6–10

Во всем облике Елены присутствовало «что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных». Это была прямая, решительная девушка, которая не прощала ложь, не терпела слабость и глупость. Неудивительно, что ей понравился Берсенев.

Алексей отправился в Москву, чтобы купить книги и пригласить к себе на дачу Инсарова. Это был молодой человек, болгарин, очень умный и образованный. Его взгляды были очень близки Берсеневу.

Когда Алексей вернулся на дачу, он встретился с Еленой. Девушка принялась расспрашивать его об учебе в университете, о товарищах. Берсенев рассказал о своем друге Дмитрии Инсарове. Судьба молодого болгарина была весьма печальна. В восемь лет он остался круглым сиротой. Его мать «похитил и убил турецкий ага», а отца, пытавшегося отомстить, расстреляли. Мальчика воспитала родная тетка, которая жила в Киеве. Когда Инсарову исполнилось двадцать лет, он «пожелал вернуться на родину», где объездил все города, заново выучил родной язык. Он приехал в Москву «с намерением образоваться вполне, сблизиться с русскими», чтобы потом бороться за независимость своей страны. Инсаров бы гордым человеком, но при этом по-детски искренним и беззащитным. Этот рассказ глубоко потряс Елену.

Главы 11–14

Спустя два дня Инсаров, «по обещанию, явился к Берсеневу с своею поклажей». Он занял одну комнату, за съем которой заплатил Берсеневу. Он был очень стеснен в средствах, но не собирался жить за чей-либо счет. На следующий день Инсаров встал с зарей, и принялся за работу: «он учился и русской истории, и праву, и политической экономии, переводил болгарские песни и летописи, собирал материалы о восточном вопросе, составлял русскую грамматику для болгар, болгарскую для русских». Вскоре появился Шубин, который в развязной форме познакомился с Инсаровым, и предложил сходить в «трактирчик прескверненький».

Вечером компания отправилась к Стаховым. Елена ожидала большего от знакомства с Инсаровым. Он ей сразу понравился, но что-то «не ладилось с тем образом, который составился у нее в голове от рассказов Берсенева». Она рисовала его возвышенным героем, а он оказался простым человеком.

Инсаров редко бывал у Стаховых. Однажды он навестил Елену, и девушка поинтересовалась, как сильно он любит свою родину. Молодой человек оживился, и стал с воодушевлением рассказывать о Болгарии, о ненавистном турецком иге. Елена иными глазами взглянула на Инсарова, который с тех пор стал навещать ее все чаще и чаще.

Главы 15–20

Однажды Анна Васильевна решила провести необыкновенный пикник в Царицыно. После грандиозных приготовлений вся компания отправилась на отдых. Подойдя к Царицынским прудам, все «единодушно захотели покататься по воде». Начали петь, и лучше всех пела Зоя. Ее чистый голос привлек внимание отдыхающих немцев, которые весьма эмоционально выразили ей свой восторг. После водной прогулки все с удовольствием пообедали на траве. На обратном пути к женщинам пристали те самые подвыпившие немцы. Они требовали у Елены и Зои «поцалуйшик». Инсаров не стерпел подобного хамства и бросил главного заводилу в пруд.

Вечером Елена изливала дневнику свои эмоции. Она никак не могла разобраться, кто из трех молодых людей ей больше нравится. В каждом из них она видела недостатки. Однако Елена была вынуждена признаться самой себе, что влюблена в Инсарова.

Глубоким потрясением для Елены стала новость об отъезде Инсарова. Берсенев объяснил ей, что молодой болгарин не хочет «для удовлетворения личного чувства изменить своему делу и своему долгу», и что не нуждается в «русской любви». Инсаров должен был прийти к Стаховым проститься, но так и не пришел. Не в силах ждать его, Елена сама отправилась к даче Берсенева. Она встретила Инсарова и призналась в любви. Молодой человек объяснил, что слишком беден и не может жить в России. Елена была согласна на любые жертвы ради любимого.

Главы 21–25

Елена завершила свой дневник, и была готова покончить со своим прошлым. Ее страшила неизвестность, но вскоре она «немного успокоилась и привыкла к новому своему положению». Елена ожидала приезда Инсарова из Москвы, но вместо него неожиданно приехал отец. Николай Артемьевич считал, что дочери пора «выйти из общества разных артистов, школяров и каких-то черногорцев и сделаться как все», то есть выйти замуж. Кроме того, им был найден и подходящий жених – молодой чиновник из знатного семейства. В тот же вечер Елене был представлен Егор Курнатовский, протеже ее отца. Об этой встрече Елена написала Инсарову.

Стаховы переехали в Москву, и Курнатовский стал регулярно у них бывать. Он очень приглянулся Зое, и молодые люди нашли много общих тем для разговоров. Инсаров сообщил Елене, что ситуация в Болгарии обострилась, и он должен вернуться на родину. Елена хотела отправиться вместе с ним в качестве жены. Дмитрий сказал, что «нужны деньги, паспорт». Он нанес визит Стаховым, но был холодно встречен отцом семейства. От сильных переживаний он свалился в горячке. За больным стал ухаживать Берсенев. Он пообещал Елене, что будет посылать ей записки о состоянии здоровья жениха.

Главы 26–29

В течение восьми дней Инсаров находился между жизнью и смертью. Все это время Елена ни о чем не могла думать, кроме как о самочувствии любимого человека. Она истово молилась о его спасении, и облегчено вздохнула, когда опасность миновала. Однако «силы Инсарова восстанавливались медленно, и доктор поговаривал о глубоком и общем потрясении всего организма». Когда его навестила Елена, он «задыхался от этой близости, от этих прикосновений, от этого счастия». Влюбленные долго разговаривали, строили планы на будущее, клялись друг другу в вечной любви. В тот день они стали по-настоящему близки.

Тем временем отец Елены был крайне раздражен тем, что Курнатовский не спешил делать предложение. Однажды он в присутствии лакея пожаловался Шубину, что Елена все время где-то пропадает. Позже лакей сообщил ему адрес дома, который так часто навещала Елена.

Главы 30–35

Тем временем Турция объявила России войну, и «письма, полученные Инсаровым, неотступно звали его на родину». Он все еще был очень слаб, но «душа его загорелась; он уже не думал о болезни». Елену же ожидало неприятное объяснение с родителями. Отец принялся упрекать ее в отсутствии нравственности и моральных принципов. В ответ Елена призналась, что тайно обвенчалась с Дмитрием Инсаровым. Это известие подкосило отца: он никак не мог поверить, что «дочь столбового дворянина Николая Стахова вышла за бродягу, за разночинца». В гневе он принялся угрожать дочери монастырем, каторгой, лишением наследства.

Шубин, узнав о планируемом отъезде Елены в Болгарию, был потрясен ее смелостью. Эта дальняя страна многим «представлялась чем-то вроде сибирских тундр». По этой же причине в глубокой печали пребывала и Анна Васильевна. При взгляде на несчастную мать Елена испытывала «глубокую, бесконечную жалость, похожую на раскаяние». Она плакала, умоляла простить и принять ее судьбу.

В день отъезда у Инсаровых собрались трое друзей. Каждый из них чувствовал, что в этот миг происходит прощание с их общим прошлым. Когда супруги уже садились в повозку, прибежал запыхавшийся отец Елены и повесил ей на шею образок.

Инсаров чувствовал себя совсем неважно: он «почти беспрестанно кашлял коротким, сухим кашлем, и впалые глаза его блестели странным блеском». Обострение его болезни супруги переждали в Вене, где провели два месяца. Затем они обосновались в Венеции и принялись ждать появления корабля в Болгарию. Все это время Елена ощущала смутное беспокойство, она мучилась от сознания того, что за счастье нужно платить.

Однажды ночью Елена проснулась от крика супруга, который прощался с ней в предсмертных муках. Она позвала на помощь, и прибывший доктор констатировал смерть Инсарова «от аневризма, соединенного с расстройством легких». Елена попросила капитана Рендича, который должен был доставить их в Болгарию, отвезти тело мужа на его родину. Рендич согласился, но он не знал, когда сможет вернуть назад Елену. К его удивлению, она отказалась возвращаться. Елена написала письмо родителям, в котором прощалась с ними навек. Она объяснила, что хочет продолжить дело любимого мужа и служить Болгарии, как сможет.

В течение пяти лет Стахов пытался отыскать дочь, но никак не мог напасть на ее след. Никто так и не узнал, «жива ли она еще, скрывается ли где, или уже кончилась маленькая игра жизни, кончилось ее легкое брожение, и настала очередь смерти».

Заключение

Трагический финал любви главных героев был предопределен с самого начала. Совсем непросто совмещать великое дело с личными эмоциями и переживаниями. Счастье влюбленных было недолгим, но оно оставило глубокий след в жизни героев романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Накануне» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Накануне»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Лев Толстой</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://info-shkola.ru/nakanune-turgeneva-analiz/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/analiz-romana-nakanune
  • https://goldlit.ru/turgenev/722-nakanune-analiz
  • https://lit.ukrtvory.ru/nakanune-analiz-romana-ivana-sergeevicha-turgeneva/
  • https://obrazovaka.ru/books/turgenev/nakanune

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт