Содержание
Автор: · 04.01.2018
(323 слова) Главная героиня пьесы Островского «Гроза» Катерина – молодая супруга купца. В Калинове она — единственная, кто осмелился открыто противостоять самодурству, ханжеству и лицемерию купеческой жизни. Она мечтает, верит в лучшее, искренне выражает свои эмоции, но читателю приходится мириться с тем, что и такие персонажи, как Катерина, не идеальны. Замужняя героиня попадает в непростую ситуацию: изменяет Тихону, что, конечно, не дает ей покоя. Именно поэтому драму Островского можно назвать трагедией совести.
Дома у Катерины складываются непростые отношения со свекровью. Кабаниха только и делает, что поучает девушку и упрекает. Тихон, не решается заступиться за жену, поэтому ей тяжело вдвойне. Но проблемы главной героини не ограничиваются отсутствием взаимопонимания с родными людьми. Катерина осознает, что небезразлична к Борису, но сомневается в своих действиях. Она понимает, что, будучи женой Тихона, она не имеет право за его спиной встречаться с другим. Однако когда Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы та могла встречаться по ночам с Борисом, девушка не упускает такую возможность.
Совесть играет в пьесе немаловажную роль, именно из-за нее Катерина все-таки решает признаться мужу в измене, догадываясь, что прощением с его стороны, а скорее, со стороны Кабанихи, это не кончится. Когда ее отвергает и Борис, девушка понимает, что назад в дом совесть ей прийти не позволит. Ей остается только один путь – в могилу. На том свете она надеется искупить все свои грехи.
Совесть мучает не только главную героиню, отчаянно борющуюся против кабановских понятий о нравственности. В конце пьесы мы наблюдаем переживания Тихона, который не выдерживает и упрекает мать, что именно она виновна в самоубийстве Кати. Он понимает, что отчасти и на нем лежит вина в погибели жены, ведь он не заступался за нее, а делал лишь то, что велела ему Кабаниха. Наблюдая, как Катерина страдает в муках совести, Тихон осознавал, что не злится на нее, но им опять же помыкала властная Кабанова.
«Гроза» наполнена различными чувствами: любовью, горем, напрасными надеждами, и совесть – не исключение. Именно совесть в трагедии приобретает масштабы разгулявшейся стихии, согласно суеверию, карающей грешников.
Автор: Мария Воробьева
Автор: · Опубликовано 16.12.2019 · Обновлено 16.12.2019
(394 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема трагедии совести красной нитью проходит через все повествование. Она же становится главным фактором, позволяющим полностью раскрыть образ главной героини – Катерины. Каким же образом в произведении раскрывается тема совести, и почему она непременно трагична?
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия совести в пьесе Гроза
В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.
Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.
Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.
Сочинение Трагедия совести в произведение Гроза
В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.
Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.
Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.
Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.
Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.
Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.
Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.
Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы. После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.
Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.
Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Темное царство в пьесе Гроза↑ ОстровскийТрагедия Катерины в драме Гроза →
Трагедия совести в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
- Дубровский — благородный герой сочинение (6 класс)
Все мы любим героев, которые спасают других людей и готовы прийти на помощь в самый неожиданный момент. Но прежде всего мы должны быть честными не только с другими, но с собой.
- Сочинение на тему Моя квартира описание 6 класс
Я с родителями и сестрой живу в однокомнатной квартире. Комната у нас небольшая. Стены оклеены обоями, на полу постелен светло-коричневый линолеум. На одной из стен комнаты расположено окно с подоконником и балконная дверь.
- Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет» 6 класс
Продолжите следующий рассказ: Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный. — Я вчера за полчаса все дрова переколол
- Сочинение Граф Новинский в романе Обыкновенная история Гончарова образ и характеристика
В своем произведении «Обыкновенная история» Гончаров указал несколько героев с отличительными характерными чертами. Граф Новинский является ярким и второстепенным героем. Полное имя героя – Платон Новинский
- Сочинение Героизм как высшее проявление разума
Как часто мы слышим о каком-либо героическом поступке того или иного человека. Среди нас живут люди, которые способны на поступки, отличающие их от большинства людей.
Катерина — главный и, пожалуй, единственный персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза». Всех остальных (хотя действующих лиц в пьесе действительно много) можно смешать с кромешной тьмой, в которой Катерина, волей-неволей вынужденная жить в имении Кабановых, остается единственным «светлым лучом». Только ей автор придал человеческие черты, только ее наделил добродетелью, значительно превышающей по силе человеческие пороки, а именно совестью.
Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины. Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, — это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила. Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, — тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас. Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.
Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>
Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться. Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара — сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом. Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.
Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя. Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств. Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха — свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение. А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.
И что ей делать? Разве может она жить дальше так, как жила? Ведь теперь муж станет ей совсем не мил, а свекровь и вовсе изведет ее за проступок. Так будут идти месяцы и годы, но ничего не изменится, она по-прежнему будет жить в окружении «темного царства» — до тех пор, пока ее собственный, и без того тусклый огонек не померкнет. Нет, не бывать этому!
В тот миг, когда она, ведомая чувством вины и отчаянием, бросается в реку, она не думает о Боге, чьего наказания Катерина так боится. Она сама себя наказывает, ведь это совесть приводит ее на обрыв, с которого она бросается в реку. И там, за чертой, возможно, она все же найдет что-то светлое, как она сама, всю жизнь жившая в страшном и таком чужом для нее «темном царстве».
Используемые источники:
- https://literaguru.ru/tragediya-sovesti-v-pese-ostrovskogo-groza/
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tragediya-sovesti-v-pese-groza-a-n-ostrovskij/
- https://lit.wikireading.ru/44521
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/tragediya-sovesti-v-pese-groza
- https://sochinyalka.ru/2016/12/tragedija-sovesti-v-drame-groza.html