Штольц и Ольга

Содержание:

Развитие отношений

Штольц и Ольга, отношения которых привели к браку, вначале испытывали друг к другу просто дружеские чувства. Андрей Иванович, как состоявшийся человек, был этим интересен девушке. Ольга воспринимала его как учителя и общаясь с ним, раздвигала рамки своего сознания, узнавая новые факты о жизни и окружающем мире. Разница в возрасте ее не смущала, ведь ее отец — помещик Ильинский давно умер и девочке не хватало поддержки более зрелого мужчины.

В свою очередь, Штольц относился к Ольге как к благодарной ученице. Андрей Иванович решает познакомить девушку с Обломовым и искренне переживает за их любовь и последующее расставание. Он их общий друг, поэтому чувствует вину за происходящее.

После сложных переживаний Ольга уехала за границу. Туда же последовал и Штольц. Он постарался пробудить девушку к жизни, отвлекая от горестных мыслей. Проводя с ней все свободное время, мужчина постепенно влюбляется в Ольгу и предлагает выйти замуж.

Предложение она принимает с большой радостью, считая, что союз будет счастливый и прочный. Ведь они понимают друг друга и готовы поддержать в трудную минуту.

Но трагедия в том, что молодые люди по-разному относятся к браку. Штольц, воспитанный в традициях классической немецкой семьи, хочет видеть рядом с собой женщину, которая будет заниматься домом, станет матерью его детей и хранительницей очага. Она, по его мнению, должна обладать следующими качествами:

  1. Быть заботливой и нежной с мужем.
  2. Иметь хорошее образование.
  3. Отличаться умом и манерами.
  4. Всегда оставаться истинной аристократкой.

Но молодая женщина не желала оставаться только любимой женой. Она хотела учиться, жить полной жизнью, испытывать новые эмоции и чувства и полностью удовлетворить свои мечты.

По ее мнению, муж должен во всем поддерживать жену, оставаться ее учителем и при этом быть чувственным и любящим мужчиной.

Трагическое окончание любви

Испытание браком привело супругов к осознанию невозможности дальнейших отношений. Если Штольц устал от необходимости соответствовать мужскому идеалу, то Ольга страдала от излишней рациональности и недостаточного выражения чувств мужа. В ее понимании нежный и трепетный Обломов гораздо больше подходит для роли идеального мужчины. К тому же любовь, которая была у них с Ильей Ильичом, в семейных отношениях отсутствует. Зачем так жить, если нет желания любить, считает она. Долг и обязанности вытеснили это великое чувство, что и стало началом разрушения отношений между супругами.

Проведя сравнительный анализ произведения, можно понять, что если история была посвящена семейным проблемам Ольги и Штольца, конец был бы иным. Гончаров обязательно закончил бы ее разводом супругов. И проблема не в том, что Андрей Иванович — слишком сдержанный на чувства и приземленный в житейском смысле человек, а женщина не способна оценить его достоинства. Просто они слишком разные в духовном плане:

  1. Хотя сам Штольц осуждает Обломова за потребительское отношение к жизни, но сам не замечая, стремится именно к такому существованию.
  2. Женившись, он копирует все черты жизни друга в собственной семье.
  3. Для себя он стал считать обломовщину новым этапом жизни, надеясь обрести тихое и уютное счастье.

Сопротивление Ольги, которой такая судьба кажется неприемлемой, им не берется в расчет, поэтому женщина начинает ощущать себя запертой в клетке, это убивает оставшиеся чувства. Несмотря на чувство долга, молодая женщина, скорее всего, уйдет от мужа, так же как ранее она решила предпочесть его Обломову.

В романе Гончарова показана подробная характеристика отношений Штольца и Ольги и то, почему они потерпели крах. Сочинение, тема которого строится на линии любви и противоречиях в семейной жизни этой пары, должно учитывать мнение автора и традиции того времени. Автор показывает, что только ответная любовь и сходство интересов может сделать брак счастливым.

Например, несмотря на то что причиной смерти Обломова стал его семейный союз с Пшеничной, герой до конца своих дней ощущал себя человеком счастливым. Только когда люди понимают друг друга и принимают их, какими они есть, можно говорить о прочности отношений.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

План

  1. Введение
  2. Особенности отношений Ольги и Штольца
  3. Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?
  4. Заключение

Введение

Важной сюжетной линией романа «Обломов» являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака. Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Особенности отношений Ольги и Штольца

Отношения Ольги и Штольца начинаются с хорошей дружбы и взаимоуважения. Молодой девушке интересен взрослый состоявшийся мужчина, помогающий ей узнавать все больше об окружающем мире и развиваться как полноценной интеллектуальной личности. Штольц же видел в Ольге благодарную ученицу, ему нравилось, что девушка восхищается им как наставником и учителем. Именно Андрей Иванович и знакомит Ольгу со своим другом Обломовым, а затем искренне переживает о том, что возлюбленные расстались.

После того как девушка, тяжело переживая расставание с Ильей Ильичем, уехала в Европу, Штольц, на правах лучшего друга проводит с ней практически все свободное время, постепенно очаровываясь Ольгой не как интересным собеседником и ученицей, а женщиной, поэтому и решается сделать ей предложение. Девушка с радостью соглашается выйти за надежного, вдохновляющего ее Андрея Ивановича и, казалось бы, их ждет счастливый союз двух стремящихся вперед и поддерживающих друг друга личностей, но оба героя не были готовы к классическому браку, так как вкладывали в это понятие абсолютно разные смыслы.

Воспитанный в семье немецкого бюргера и русской дворянки Штольц с детства впитал образ женщины-хранительницы очага – своей матери, нежного и чувственного создания, искушенного в науках и искусствах. Идеалом Андрея Ивановича была женщина, которая, не смотря ни на что, всегда будет заботиться о нем, окружать его теплом и любовью, всю себя направляя на семью – именно это он ждал и от яркой, артистичной Ольги.

Девушка же не хотела ограничивать себя семьей и домом, не желала жить по привычному сценарию женской судьбы 19 века. Ольге нужен был вдохновитель и учитель, который смог бы бесконечно удовлетворять ее неуемную жажду знаний, при этом оставаясь чувственным, эмоциональным и любящим человеком, то есть практически идеальным мужчиной.

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова. Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал «обломовщину» с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге. И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает «ненавистную» Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая «обломовщину» просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям «обломовщины», ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

Заключение

Изображая отношения Ольги и Штольца, автор хотел показать, что счастливая семья невозможна без обоюдной любви, даже если супруги имеют общие интересы и схожие характеры. Сравнивая их брак с браком Обломова и Пшеницыной (который хотя и привел к смерти Ильи Ильича, но сделал героя счастливым), Гончаров подчеркнул, что истинная гармония отношений возможна только тогда, когда люди имеют общие жизненные ценности и принимают друг друга такими, какими они есть.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»

В 

Штольц и Ольга. Две истории любви. В то время, как эти события разворачиваются в домишке на Выборгской стороне, в далекой Швейцарии параллельно вершится другая любовная история. Встретив за границей Ольгу с теткою, Штольц вновь принимает на себя миссию старшего друга и учителя, и вдруг с изумлением понимает, что скорее она может его научить, как В«не позволять душе ленитьсяВ» (эти строки Заболоцкого, хоть и написаны позднее, как нельзя лучше передают доминанту характера Ольги – вечный поиск). В«Он (Штольц) с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни<…>. Обстановив Ольгу цветами, обложив книгами, нотами и альбомами Штольц успокоивался, полагая, что надолго наполнил досуги своей приятельницы <…> и вдруг на лице ее заставал уже готовые вопросы…» Зная историю временного воскрешения флегматичного Обломова, мы верим, что даже рациональный Штольц не устоял перед очарованием этой ищущей души и уязвлен ее дружеским равнодушием. В«С него <…> спала спесивая уверенность в своих силах; он уж не шутил легкомысленно, слушая рассказы, как иные теряют рассудок, чахнут <…> от любви…В» В«А что же Ольга! Она не замечала его положения или была бесчувственна к нему?В» Штольц, таким образом, оказывается в положении Онегина, который В«сохнет, и едва ль / Уж не чахоткою страдаетВ», в то время как светской даме Татьяне «…иль не видно, иль не жаль…»

Ольге, как и пушкинской героине, на самом деле В«видноВ» и В«жальВ»; но героиня Гончарова – как Татьяна – ощущает на себе цепи долга. Да, она не замужем, но она уже пережила любовное увлечение, а согласно строгой пуританской морали того времени, и это уже считалось изменой, низостью: В«Она (Ольга) порылась в своей опытности: там о второй любви никакого сведения не отыскалось. Вспомнила про авторитеты <…> – со всех сторон слышит неумолимый приговор: “Женщина истинно любит только однажды”». Конечно, ханжески настроенные светские девы, вроде пресловутой Сонечки, хитростью избавляли себя от мук совести: В«Сонечка не задумалась бы сказать и про Обломова, что пошутила с ним, для развлечения, что он такой смешной, что можно ли любить В«такой мешокВ», что этому никто не поверитВ». Но этот вариант не для честной Ольги, ей было бы ближе другое – В«…потом, может быть, нашла бы В«приличную партиюВ», каких много, и была бы хорошей, умной, заботливой женой и матерью, а прошлое сочла бы девической мечтой…В». То есть опять уподобилась бы Татьяне, В«была бы верная супруга и добродетельная мать…В».

Но минута неизбежного объяснения наступила. В«Я вам помогу… вы …любили?..В» – насилу выговорил Штольц – так стало больно ему от собственного словаВ». Силу переживаний персонажа, его ревности, его боли подчеркивают паузы и ремарки: В«на него опять пахнуло ужасомВ», В«сам чувствовал, что у него дрожат губыВ». Однако боль сменилась В«изумлениемВ», а затем В«по нему пробежала радостная дрожьВ» – когда узнал, что предметом первой любви был Обломов. В«Ах, если б только я мог знать, что герой этого романа – Илья! Сколько времени ушло. Сколько крови испортилось! За что?В» – несколько раз повторяет он. Преданный друг, он, однако, не видит в Обломове достойного соперника; человека, в которого можно по-настоящему влюбиться. В«Но для любви нужно что-то такое… чего не определить, ни назвать нельзя и чего нет в моем несравненном, но неповоротливом ИльеВ», – с торжеством заявляет Штольц. Не подозревая, что почти дословно повторяет Сонечку с ее высокомерными заявлениями о том, что невозможно В«любить такой мешокВ». Думается, не будет ли преувеличением сказать, что Андрей Иваныч в это миг, произнося эти слова, предал старого друга.

Так же ведет себя Ольга. Убедившись, что ее будущему счастью со Штольцем ничего не угрожает, она В«старалась сама обвинять себя затем только, чтоб он жарче защищал ее, чтоб быть все правее и правее в его глазахВ». Наконец, Ильинская задает решающий вопрос: В«Но если б он… изменился, ожил, послушался меня и… разве я не любила бы его тогда?В» В«Но это другой роман и другой герой, до которого нам дела нетВ». Читатель, как Ольга, знает, что все было далеко не так просто. Но героине и самому Штольцу, легче поверить и согласиться с В«задним числомВ» выведенной мудростью: В«У вашей так называемой любви не хватало и содержания; она дальше пойти не могла. А вы еще до разлуки разошлись и были верны не любви, а призраку ее, который сами выдумали…» Пред нами счастливое объяснение, предвещающее благополучный супружеский союз, но если вдуматься, одна из самых страшных и безотрадных страниц романа.

Потрясающим контрастом этому эгоистически-гордому счастью становится сцена, в которой Обломов узнает, что его лучший друг женился на любимой (все еще любимой им) девушке. В«Милый Андрей! – произнес Обломов, обнимая его. – Милая Ольга… Сергеевна! – прибавил он <…> – Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив! Скажи же ей…В» «“Скажу, что другого Обломова не знаю!” – перебил его глубоко тронутый ШтольцВ». Эта повторяющаяся пауза перед тем, как назвать любимую официально – по имени-отчеству – многое может сказать о его скрытых чувствах. В величии души персонаж Гончарова сравнялся здесь с пушкинским лирическим героем: В«…Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другимВ».]

Объяснение происходило вдали от России, в очаровательной, но чужой Швейцарии, и поселяются на житье молодые Штольцы вдали от российской глубинки – в Крыму. В«Сеть из винограда, плющей и миртов покрывала коттедж сверху донизуВ». В том же ключе дается Гончаровым описание внутреннего убранства очаровательного коттеджа. Все гармонично (рояль на почетном месте), функционально (В«высокая конторкаВ», В«перчаткиВ», В«образцы разных глин, товаров и прочегоВ»), и – холодно читателю от этой В«правильностиВ». Как только герой или героиня входит в В«поле притяженияВ» Обломова, роман расцветает красками. И наоборот: стоит Обломову уйти, меняется способ повествования: диалоги, жанровые сценки уступают место авторскому суховатому анализу.

В«Снаружи все делалось у них, как у другихВ», – констатирует повествователь, рассказывая об их семейном житье-бытье, и рисует обыкновенный распорядок дня – В«вставали… раноВ», В«любили долго сидеть за чаемВ», В«обедалиВ», В«ездил в поляВ», В«занимались музыкойВ». В итоге автор вынужден признаться, что протекают их дни, В«как мечтал и ОбломовВ». В«Только не было дремоты, уныния у них…», – как бы спохватившись, оговаривается он. Будем справедливы, переносясь в иную эпоху. Для своего времени равноправие, подобное тому, что царит в семействе Штольцев, было явлением редким. Чтобы понять это, достаточно обратиться к одной из ранних повестей Л.Н. Толстого о семье. Героиня В«Семейного счастияВ» Машенька так же выходит замуж по любви за благородного, достойного, увлеченного своими сельскими делами человека, помещика Сергея Михайлыча. Но в счастливом поначалу браке ему и в голову не приходило посвятить жену в свои заботы и дела. Итог печален – молодая жена тоскует, скучает, бросается в омут светской жизни. Лишь в финале автор выражает надежду на гармонизацию отношений между супругами – через общие заботы о воспитании детей. С этой исторической точки зрения отношения Штольца к жене приближаются к идеалу: В«Какая-нибудь постройка, дела по своему или обломовскому имению, компанейские операции, – ничто не делалось без ее ведома или участияВ». В конце концов подводит радостный итог автор: В«…Два существования, ее и Андрея, слились в одно русло…»

И вдруг неожиданно для супруга (но не для читателя) в кругу жизненного изобилия, посреди счастливых семейных забот Ольга начинает скучать, томиться. В«Не больна я, а …мне грустно <…>. Вдруг как будто найдет на меня что-нибудь, какая-то хандра… мне жизнь покажется… как будто не все в ней есть <…>. Или мучусь глупою мыслью: что ж будет еще?В» Нервный, спотыкающийся ритм признания Ольги отражает мучительную работу самопознания, попытки разобраться в собственной душе. Сама она склонна определять свое недовольство жизнью, как В«мечтательностьВ», В«глупостьВ»: В«Все тянет меня куда-то еще, я делаюсь ничем недовольна… Боже мой! мне даже стыдно этих глупостей…»

Но Андрей оказался в состоянии быстро схватить и поэтически обрисовывать суть ее терзаний: В«Нет, твоя грусть, томление <…> – скорее признак силы… Поиски живого, раздраженного ума порываются иногда за житейские границы, не находят, конечно, ответов, и является грусть… временное недовольство жизнью… Это грусть души, вопрошающей жизнь о ее тайнеВ». Однако и зная, что В«если так – это не глупостиВ», что горит в ней В«Прометеев огоньВ» познания и жажды деятельности на благо людям – какие пути Штольц предлагает ей? В«Мы не Титаны с тобой <…>, – внушает он. Склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. И опять потом улыбнется жизнь, счастье…В» Мало того, деловой рациональный Штольц вдруг вспоминает о гневе богов. В«Смотри, чтоб судьба не подслушала твоего ропота, – заключил он суеверным замечанием <…>, – и не сочла за неблагодарность! Она не любит, когда не ценят ее даровВ». Он дает ей житейски мудрый, но пошлый с бытийной точки зрения совет – дорожить настоящим: В«Вот погоди, когда <…> настанут горе и труд… а они настанут – тогда… не до этих вопросов…В» Долгие паузы здесь несут противоположный смысл: не разобраться в себе, а закрепить в уме собеседницы свои рассуждения. Понятно, почему после такого разговора Ольга начинает видеть В«определенные и грозные сныВ», «…видела она цепь утрат…» И, конечно, теснее привязалась к мужу, как единственному защитнику от грядущих бед: «…Одна только любовь не изменяла ей и в этом сне…»

Многие читатели не согласились с тем, что это заключительный этап отношений Ольги со Штольцем. Слишком уж это запуганное счастье противоречит логике характера героини и В«Прометееву огнюВ», который действительно горит в ней. Такой тонкий критик, как Добролюбов, видел неизбежность их разрыва, если бы действие романа продолжилось: В«А она (Ольга) готова на эту борьбу, тоскует по ней <…>. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты… Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ееВ».

Таким образом, и Штольца нельзя назвать одним из лучших людей своего поколения. Казалось, в отличие от Обломова, Андрей Иваныч выполнил все для этого условия. Многие его сверстники рвались В«заглянуть в германские университетыВ» – он же В«сидел на студенческих скамьях в Бонне, Иене, в ЭрлангенеВ». Когда другие В«сбирались… изъездить вдоль и поперек ЕвропуВ» – Штольц В«выучил Европу как свое имениеВ». Совесть повелевала им поднять достоинство женщин, сделать их равными мужчинам, В«очистить их вкусВ» – он осуществил это в своей семье, с Ольгой. Он забыл главное – все эти условия должны были вести к главной цели – В«служитьВ» своей стране, поскольку В«России нужны руки и головыВ». Андрей же, получив согласие Ильинской, с удовлетворением подводит итог: В«Ольга – моя жена… Все найдено. Нечего искать, некуда идти большеВ». Добролюбов выразил мнение большинства читателей, когда недоумевал, как Штольц В«мог удовлетвориться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье…». Размышления о настоящем Штольца позволяют по-иному взглянуть на Обломова. Он не нашел в своей жизни великой цели. Но герой, по крайней мере, искал ее, боролся. Он даже пытался противопоставить себя обществу, хотя бы в форме В«домашнегоВ» протеста. И убедился, что ничего сделать не может. Илья Ильич не обольщается относительно горьких итогов прожитой жизни.

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Мельникова Ольга

Брак Ольги и Штольца был определенно НЕ счастливым. К Штольцу Ольга не испытывала любви (как, например, к Обломову), а испытывала скорее уважение. Для немца-Штольца примером идеалом была «женщина-хранительница очага», в то время как Ольга не имела любви к ведению хозяйства. Она была еще молода, хотела увидеть жизнь, а не сидеть все время дома. Несмотря на то, что на первый взгляд Ольга и Штольц похожи, в принципах семейной жизни они абсолютно разные, это и делает их брак не счастливым.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/olga-i-shtolts.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/olga-i-shtolc-v-romane.html
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2765-shtolc_i_olga.html
  • https://vashurok.ru/questions/brak-olgi-i-shtoltsa-schastliviy-li-on

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт