Содержание
- 1 Описание Митрофана из комедии «Недоросль»
- 2 Воспитание Митрофанушки
- 3 Образование
- 4 Речевая характеристика главного героя
- 5 Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана
- 6 Учителя Митрофана
- 7 Кто страшнее — Простакова или Митрофан
- 8 Смешон ли Митрофан
- 9 Современные Митрофанушки — кто они
- 10 Еще тесты
- 11 Читайте также
- 12 Цитаты
- 13 О пьесе
- 14 Примечания
- 15 Знаменитые фразы из комедии
- 16 ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
- 17 Другие материалы по комедии «Недоросль»
Митрофан Простаков — один из центральных героев комедии «Недоросль» Фонвизина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание внешности, личности и характера Митрофана Простакова.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова
Митрофанушка Простаков является единственным сыном помещиков господина Простакова и его жены, госпожи Простаковой. Митрофан — потомственный дворянин и помещик:
«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» (действие 1 явление V)
Митрофанушка Простаков является 15-летним подростком, недорослем:
«…шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» («зимний Никола» отмечается 19 декабря по новому стилю, действие 3 явление V)
Полное имя Митрофанушки — Митрофан Терентьевич Простаков.Госпожа Простакова любит своего сына Митрофана безумной любовью, по мнению Правдина:
«Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.» (Правдин — Митрофану, действие 5 явление последнее)
Митрофанушка является «маменьким сынком», по его собственным словам и по словам его дяди Скотинина:
«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!..» (Скотинин о нем, действие 1 явление IV)
«А я матушкин сынок.» (Митрофан о себе, действие 3 явление V)
«Мамушка, заслони меня!» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)
Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его «умным и разумным дитем», что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к Митрофану:
«…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…» (отец о Митрофане, действие 1 явление IV)
По словам госпожи Простаковой, ее 15-летний сын Митрофанушка является «дитем» и «ребенком», которого нужно нежить, баловать:
«Дитя, первое, растет…» (госпожа Простакова, действие 1 явление II)
«…дай позавтракать ребенку…» (госпожа Простакова, действие 1 явление IV)
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…» (госпожа Простакова о сыне, действие 1 явление VI)
Митрофанушка растет жестоким и бессердечным человеком. Так, однажды он видит сон, в котором мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары:
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… […] Так мне и жаль стало… […] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…» (действие 1 явление IV)
Неблагодарный Митрофанушка обижает свою няню (кормилицу) Еремеевну. Например, он называет ее «старой хрычовкой». В то же время няня Еремеевна, несмотря ни на что, готова буквально драться за Митрофана, если его кто-то хочет обидеть:
«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…» (Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV)
«Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю.» (действие 2 явление IV)
Злой Митрофан также обижает своих учителей. Так, своего учителя Цыфиркина он называет «гарнизонной крысой», :
«Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.» (действие 3 явление VII)
Митрофан Простаков уже 4 года учится разным наукам, но учеба не дает результатов. При этом такое положение дел устраивает госпожу Простакову. Ей нравится, что ее любимый сын «не любит шагать вперед»:
«Уж года четыре как учится… […] Троим учителям денежки платим…» (действие 1 явление VI)
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!..» (Простакова, действие 3 явление VII)
Учитель Кутейкин преподает Митрофану грамоту уже 3 года, но тот до сих пор читает по слогам:
«Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин…» (слова Простаковой, действие 1 явление VI)
«Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам…» (Кутейкин о Митрофане, действие 3 явление VI)
Учитель Цыфиркин преподает Митрофану арифметику 2 года, но тот едва умеет считать до трех:
«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин …» (слова Простаковой, действие 1 явление VI)
«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…» (Цыфиркин о Митрофане, действие 3 явление VI)
Немец Вральман обучает Митрофана французскому языку и другим наукам. При этом немец Вральман, кучер по профессии, скорее всего, сам не владеет французским языком, однако это не мешает ему быть учителем Митрофана:
«По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман…» (действие 1 явление VI)
По словам учителя Цыфиркина, Митрофан ничего не перенял от него, ничему у него не научился. Цыфиркин даже отказывается от оплаты за свои услуги, так как Митрофан ничего не перенял:
«…а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…» (Цыфиркин, действие 3 явление VII)
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял.» (Цыфиркин о Митрофане, действие 5 явление VI)
Судя по всему, Митрофан любит поесть и объедается на ночь. По его словам, съесть три ломтика солонины и пять-шесть пирогов — это как почти не ужинать. Вероятно, Митрофан настолько объедается на ночь, что потом не может спать:
«Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.» (действие 1 явление IV)
Несмотря на свои 15 лет, Митрофан уже давно хочет жениться. Его мать пытается женить его на Софье, но их планы рушаться с приездом дяди Софьи, господина Стародума:
«Уж давно, дядюшка, берет охота…» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)
Митрофанушка любит свиней так же, как и его дядя Тарас Скотинин. Это вполне нормально, учитывая, что по материнской линии Митрофанушка тоже принадлежит к роду Скотининых:
«…Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости…» (Простаков о Митрофане, действие 1 явление V)
Митрофан является человеком с мелкой душой. Господин Стародум с иронией говорит о его «большой» душе:
«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…» (Стародум о Митрофане, действие 3 явление V)
Митрофанушка Простаков является ябедой и жалобщиком. Например, он угрожает няне Еремеевне тем, что нажалуется на нее матери и та устроит ей «таску», то есть обругает или побьет ее:
«…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…» (Митрофан — няне, действие 2 явление IV)
Митрофан является тунеядцем, лентяем, по словам его учителя Цыфиркина:
«Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…» (слова Цыфиркина, действие 3 явление VI)
Митрофанушка сам понимает, что он глуп, но это его не расстраивает:
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше…» (действие 3 явление VIII)
По мнению учителя Вральмана, Митрофанушка является посредственностью, заурядным человеком, каких миллионы:
«Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» (слова Вральмана, действие 3 явление VIII)
По словам Софьи, Митрофан уже достиг предела своего развития и на этом уровне останется на всю жизнь:
«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет…» (Софья, действие 2 явление II)
Чтобы добиться своего, избалованный и капризный Митрофанушка способен угрожать матери:
«Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…» (действие 2 явление VI)
«Ты ж меня взманила, пеняй на себя…» (действие 3 явление VII)
В конце концов избалованный Митрофан ведет себя неблагодарно и грубо даже со своей матерью, которая так его любит. Госпожа Простакова понимает, что вырастила неблагодарного сына:
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась.
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)» (действие 5 явление последнее)
Критика об образе Митрофана Простакова
«…сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <…>
Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <…> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее. <…>
…несмотря на свои шестнадцать лет, он отлично умеет командовать крепостными людьми… <…> … Митрофанушка смотрит на науку подобно матери, как на неизбежное зло. <…>
Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. … печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился…»
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина: описание Митрофана Простакова в цитатах.Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»Содержание:
Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает нам глупого бездельника. Денис Иванович Фонвизин описывает главного героя комедии в ироничном ключе.
Рассказ о Митрофанушке имеет актуальность и в наши дни: таких «недорослей» разного возраста встречаешь в обществе любого социального класса.
Вопрос о характеристике Митрофана Простакова часто встречается на экзамене по русской литературе, пригодится при написании сочинения в старших классах.
Описание Митрофана из комедии «Недоросль»
Фамилия «недоросля» Митрофана – Простаков, дворянин по происхождению. Внешность юноши неуклюжа и неприятна.
Простаков-младший любит много покушать, поэтому он полный с пухлыми щеками:
-
«а я почти и вовсе не ужинал <…> солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять»;
-
«квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Кафтан его трещит по швам от постоянного поедания булок.
Автор чётко дает понять сколько лет юноше. Это 16-летний молодой человек, имеющий ум маленького мальчика. Он не имеет интересов и увлечений, ничем выдающимся не отличается.
Митрофан – бездельник и лентяй. Мальчик с детства привык получать все, что захочет, не прикладывая никаких усилий.
Воспитание Митрофанушки
Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.
Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать».
Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться: «я опять нажалуюсь матушке».
Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.
Митрофан – настоящий маменькин сыночек. Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей.
Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».
Образование
Простаков-младший очень глуп, ему трудно дается получение образования. Четыре года обучения не дали никаких результатов.
Мать мальчика тоже необразованная, искренне недоумевает, зачем мальчику получать образование.
Учитель грамоты так отзывается об умственных способностях юноши: «Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Речевая характеристика главного героя
Цитатная характеристика Митрофана в комедии небогатая. Ввиду скудного словарного запаса и слабых умственных способностей речь героя состоит из простонародных слов.
Тип речи героя похож на отцовский: они оба молчаливы, хотя сыну, в отличие от отца, можно говорить все что угодно.
Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана
Простакова, Скотинина и Митрофана делает похожими тот факт, что все они являются отрицательными героями комедии «Недоросль». Всех троих объединяет то, что они не принимают просвещения, глупы, думают лишь о своей выгоде.
Скотинин – брат Простаковой, как и его сестра — не образован. Его умственные способности не развиты совсем. Расчетливый и корыстный, думает лишь о материальной выгоде. Таким же растет Митрофан. Подобен своему дяде: мечтает вкусно поесть и поскорее жениться.
Мальчик до такой степени не способен к учебе, что один из учителей не берет плату, потому что не смог ничему научить недоросля.
Простаков – отец Митрофана, слабо-мыслящий и глупый человек: «помещика дурака бессчетного», «ваше крайнее слабомыслие». Не имеет своего мнения и просто «плывет по течению».
Более того, все три персонажа абсолютно заурядные, не имеют увлечений и интересов. Они не живут, а существуют. Страшнее то, что они этого не способны понять.
Учителя Митрофана
Героя обучают три учителя: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман.
Кутейкин преподает русский и церковнославянские языки. Хитрый и корыстный человек. Его личное образование оставляет желать лучшего, окончил всего лишь первые классы духовной семинарии.
Вральман, немец по происхождению, преподает французский язык. Пойти в учителя решил из-за материальных трудностей, до этого работал кучером. Конечно же французского Вральман не знает, он настоящий проходимец и врун.
Такие малограмотные учителя не способны дать никакого образования юноше, они сами нуждаются в нем.
Кто страшнее — Простакова или Митрофан
Портреты помещицы Простаковой и ее сыночка очень похожи. Митрофан – мужская копия своей матери.
Своей любовью Простакова душит мальчика и убивает в нем все человеческое, ее любовь не здоровая. Матушка защищает юношу от всех и всего. Обычная забота о том, как накормить сына, заканчивается тем, что мальчик не может ходить из-за колик в животе.
Мать жестока по отношению к мужу и слугам, сын жесток по отношению ко всем, в том числе к матери. Так же, как и родительница, не образован, но оба считают себя умнее всех остальных, в них нет и частички эмпатии. Они эгоистичные и самовлюбленные, свои потребности и желания они ставят превыше остальных.
Простакова страшна, ведь воспитала такого ужасного человека, который вдвойне ее страшней.
Смешон ли Митрофан
Младший Простаков смешон и несуразен. Все сцены с ним глупы и комичны. Ведь это ненормально — обжираться всю ночь и с утра жаловаться на голод. Смешно привязывать няньку пятнадцатилетнему парню.
Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна: грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет.
Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.
Современные Митрофанушки — кто они
Имя фонвизинского Митрофанушки давно стало нарицательным. Почему это случилось? Почему его образ актуален до сих пор? Все дело в возрасте героя и его воспитании.
Фонвизин прекрасно преподал урок молодым людям на будущее. Через малолетнего героя показал, какое будущее ждет переставшего развивать свой ум и кругозор человека. Что происходит, когда забываешь и игнорируешь общественные морали и человеческие ценности, не уважаешь окружающих.
Такие «митрофанушки» сплошь и рядом, их количество не уменьшается с каждым поколением. Эти люди вступают во взрослую жизнь неподготовленными к ней. Их потребности только физиологические, а духовное развитие не развивается вовсе. Такие люди проживают целую жизнь впустую, не считая бездельничество и тунеядство изъяном.
Ешё материалы по комедии Фонвизина «Недоросль»:
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
«Не́доросль» — комедияДениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя.
Цитаты
Митрофан
- Не хочу учиться — хочу жениться.
- Да отвяжись, матушка, как навязалась…
- (Цыфиркину): Гарнизонная крыса.
- (Простаковой): Ты так устала, колотя батюшку.
- По мне, куда велят.
- Ночь всю така дрянь в глаза лезла … Да то ты, матушка, то батюшка.
- Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Простакова
- Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича!
- Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала?
- Нашёл деньги, ни с кем не делись!
- Повинную голову меч не сечёт.
Стародум
- Вот злонравия достойные плоды.
- Начинаются чины — перестает искренность.
- Невежда без души — зверь.
- Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
- Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
- Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
- Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
- Честный человек должен быть совершенно честный человек.
- Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
- В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
- (к Софье): Бог дал тебе все приятности твоего пола.
- Я боюсь для вас нынешних мудрецов.
- Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!
- Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Софья
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть
- Как наружность нас ослепляет!
Скотинин
- Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
- Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Правдин
- Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение.
- Прямое достоинство в человеке есть душа.
Диалоги
- Стародум. Это к кому я попался? Скотинин. Это я, сестрин брат. Стародум (увидя ещё двух, с нетерпением). А это кто ещё? Простаков. (обнимая). Я женин муж. Митрофан (ловя руку). А я матушкин сынок.
- Стародум. (к Правдину). Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин. (Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан. (подает ему книгу). Вот, грамматике. Правдин. (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
О пьесе
|
Умри, Денис, лучше не напишешь. |
— наиболее распространённый вариант исторического анекдота, приписываемая фраза Григория Потёмкина Фонвизину |
|
Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе.[1] |
— первый вариант фразы, написанный Иваном Дмитревским в 1805 году |
Примечания
- ↑Словарь русских светских писателей // Друг просвещения. — М., 1805, сентябрь. — С. 250.
Скачать:
Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.
Знаменитые фразы из комедии
«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.
«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.
«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.
«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.
«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
.
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Белены объелся.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
По мне, куда велят!
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Скотинин
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.
Другие материалы по комедии «Недоросль»
Краткое содержание
Анализ комедии
Проблематика произведения
Образ и характеристика Митрофанушки
Образ и характеристика Софьи
Цитаты
Добавить в избранноеМой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда. Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою. Всякая вина виновата. На своё счастье грех пенять. Ученье – вздор. Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. Без нее (без души) просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет. Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же. Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. Вот злонравия достойные плоды.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет. Начинаются чины — перестаёт искренность. Невежда без души — зверь. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить! Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом. Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. Для прихотей одного человека всей Сибири мало. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться? Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Наличные деньги — не наличные достоинства. Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Честный человек должен быть совершенно честный человек. Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь. Бог дал тебе все приятности твоего пола. При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет. Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану. Начинаются чины — перестает искренность. Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться? Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно. Прямое достоинство в человеке есть душа. Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны… Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет. Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство. К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья. Я прошу извинить меня, что вас оставлю… Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры… Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать… Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди… Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя. Золотой болван — все болван. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб… Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой… Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым… Я влюблён и имею счастие быть любим… Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…Как наружность нас ослепляет! Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал? Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее. Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело. А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.. Без наук люди живут и жили. Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!.. Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься. Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же… По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день. Ох ты чушка проклятая! Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/07/mitrofanushka-nedorosl-obraz-harakteristika-mitrofan.html
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-mitrofana-iz-komedii-nedorosl.html
- https://ru.m.wikiquote.org/wiki/недоросль
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1425-citaty-nedorosl.html
- https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-iz-komedii-nedorosl-100-tsitat