«Шемякин суд» — краткое содержание повести

«Шемякин суд», краткое содержание которого приведено ниже, поможет школьникам подготовиться к уроку. Учителя начальных классов всегда наказывают своим ученикам завести читательский дневник, в котором школьники должны будут записывать пересказ и главные мысли прочитанных ими произведений. 

Но большинство детей не совсем понимают, что от них требуется, да и осилить целое произведение или даже несколько им часто не по силам, а родители загружены работой и им некогда читать книги со своими детьми. Чтение краткого пересказа отнимет у вас всего лишь несколько минут.

Автором этого сказочно-сатирического текста является сам русский народ. Из некоторых источников становится ясно, что данное произведение было написано в еще в XVII веке и повествует оно о несправедливости и корысти раннего правосудия. 

Главные герои повести

Всего в произведении не так много героев: бедный брат, его брат-богач, боярин — человек, пострадавший от бедного брата (третий истец), поп и судья по имени Шемяк.

Бедный брат немного труслив, но в то же время он является очень невезучим и одновременно удачливым человеком. Можно сказать, что он поймал удачу за хвост.

Его брат-богач и боярин скорее всего нейтральные герои, которые просто не любят проблем и им проще от них откупиться, чем вступать в разборки.

Судья — очень алчный человек, который готов присудить что угодно, лишь бы извлечь из этого выгоду.

Краткое содержание повести «Шемякин суд»

Пересказать эту историю можно буквально парой строк. Итак, бедному брату были нужны дрова, но коня у него не было. Тогда он решил одолжить его у богатого. Тот дал лошадь бедному своему брату, но в лесу его настигло невезение — у коня оторвался хвост.

Богатый брат подает на него в суд. После чего бедный падает с моста на отца боярина, вследствие чего тот погибает. Боярин тоже подает на бедняка в суд.

Суд идет, а бедный тихонько показывает судье мешок с камнем. Тот думает, что в мешке золото и решает дело в пользу бедняка. Он присуждает ему держать коня у себя, пока у того не отрастет новый хвост. Но брат решает, что конь ему нужен сейчас и выкупает его у бедняка. 

Боярину же судья говорит, чтоб тот раздавил на коне бедняка, как тот раздавил его отца. Но боярин не любитель насилия и тоже решает откупиться деньгами.

Так наш бедняк еще и денег заработал. В конце произведения судья подходит к нему и просит, чтоб тот отдал ему мешок. На что наш бедный брат ему сказал, что хотел его убить, но судья не расстроился, а даже обрадовался, что жив остался. 

Анализ произведения

Можно сказать, что значение у этого произведения весьма двоякое. С одной стороны автор просто высмеивает героев, которым пришлось еще и заплатить за свое несчастье. А с другой стороны, его смысл заключается в том, чтобы показать всю несправедливость не только ситуации, но и этого мира.

По ходу чтения можно уловить основной конфликт этого произведения — это столкновение между справедливостью и алчностью. С одной стороны судья выбрал не такое уж и плохое наказание, но с другой, если бы бедняк не показывал ему мешок, наказание не было бы таким мягким. К тому же наверняка судья знал, что богатому дорога его лошадь, а боярин милосерден и не станет топтать на лошади человека.

На самом деле эта история достаточно иронична, ведь именно она показывает, что дуракам всегда везет. По сути здесь все остались в дураках. Это может значить только одно. 

В то время народ хотел высмеять суд, так как большинство его решений были не только куплены и несправедливы, но иногда даже абсолютно абсурдны и донельзя смешны. В большинстве своем суд просто-напросто закрывал глаза на правду и оставлял в дураках добропорядочных граждан.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

«Шемякин суд» – сказочная повесть, в которой в сатирическом ключе показана продажность суда и всех тех, кто наделен властью.

Краткое содержание «Шемякин суд» для читательского дневника

ФИО автора: Русское народное творчество

Название: Шемякин суд

Число страниц: 6. «Русская демократическая сатира XVII века». Издательство «АН СССР». 1954 год

Жанр: Сказочная повесть

Год написания: XVII век

Время и место сюжета

Действие сатирической сказочной повести происходит в России, ориентировочно в XVII веке.

Главные герои

Бедный брат – мужчина, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.

Богатый брат – жадный, скупой, расчетливый мужчина, зажиточный крестьянин.

Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.

Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.

Сюжет

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Услышав жалобу попа, Шемяка, польстившись на солидную «взятку» бедняка, порешил отдать бедному крестьянину попадью до тех пор, пока у нее не родится ребенок.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Вывод и свое мнение

Произведение уникально, прежде всего, тем, что в нем нет исключительно положительных или отрицательных героев. Каждый из них имел свою правду, и этим ловко воспользовался судья Шемяка. Он перекрутил историю в своих корыстных целях, и лишь по удачному стечению обстоятельств его решения оказались приемлемым для всех героев.

Главная мысль

Люди, наделенные властью, могут трактовать истину так, как им удобно.

Авторские афоризмы

«…Много тебя я ссужал, а поправить не мог…»

«…И того-то, и хомута у тебя нет своего…»

«…Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!»…»

«…По судейскому указу, как-де, го­ворит, у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь..»

«…Благодарю и хвалю бога, что по нему судил. Когда б не по нем я судил, то он бы меня зашиб…»

Толкование непонятных слов

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни – крестьянские. сани без кузова.

Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.

Чело – лоб.

Челобитная – в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били».

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда – плата, вознаграждение, взятка.

Новые слова

Кнут – тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце.

Поп – православный священник.

Попадья – супруга попа.

Истец – лицо, в защиту прав которого возбуждено судебное дело.

Ответчик – лицо, привлекаемое судом к ответу по заявленному истцом требованию.

(для чтения и изучения в 6, 7-м классах)

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через «царев кабак». Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны.

Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

Рассмотрим в этой связи «Повесть о Шемякином суде». Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.

Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. «Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его». Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.

По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп.

В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем.

Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему «узел злата», во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил.

В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.

К сатирическим повестям относится и известная «Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая в первом десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем отражены реальные условия жизни Руси того времени, сословные отношения.

Лещ и Головль, «ростовского озера жильцы», жалуются в суд на «Ерша, на Ершова сына, на щетинника, на ябедника, на вора, на разбойника», который попросился у них на малое время «пожить и покормиться» в Ростовском озере. Простодушный Лещ и Головль поверили ему, пустили, а он там расплодился и озером завладел. Дальше повествуется о проделках Ерша, «векового обманщика». В конце концов судьи признают, что правы Лещ с товарищами и выдают им Ерша. Но и тут Ерш сумел избежать наказания. Он предложил Лещу проглотить его с хвоста, и Лещ, видя лукавство Ерша, не стал с ним связываться и отпустил на волю. Причем Лещ и Головль называют себя «крестьянишками», а Ерш — «из детишек боярских». Повесть напоминала современникам жизненную ситуацию, когда сын боярский обманом и насилием отнимает у крестьян землю.

В 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, «бытовая личность»)?
  2. Перескажите сюжет «Повести о Шемякином суде».
  3. Выделите элементы сатиры.
  4. Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?
  5. Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений «бедного» мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.
  6. Прочтите по книге «Древнерусская литература» «Повесть о Ерше Ершовиче». Перескажите кратко содержание.
  7. Назовите героев, объясните происхождение их имен, о чем они свидетельствуют, почему автор в качестве персонажей выбрал рыб.
  8. Почему эта повесть может считаться сатирической?
  9. Как изображен автором суд XVII века?
  10. Кто олицетворяет в повести бедняков, «божиих сиротов», и «лихого человека», «ябедника», «разбойника»?
  11. Кто олицетворяет великих судей?
  12. Какой приговор выносит суд Ершу?
  13. Как ведет себя Ерш?
  14. Какие качества на суде он проявляет?
  15. Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?
  16. Почему В.Г. Белинский назвал повести «драгоценнейшими историческими документами» и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью? Обдумайте и объясните его суждения.

В 

в–єЧитайте также другие темы главы «Литература периода укрепления русского централизованного государства»:

в–єПерейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Опубликовано 19.09.2015 — 13:11 —

Урок литературы в 8 классе по теме: «Повесть о Шемякином суде» конспект и презентация

Скачать:

Вложение Размер
povest_o_shemyakinom_sude._urok.docx 31.04 КБ
shemyakin_sud.pptx 1.93 МБ

Предварительный просмотр:

«Повесть о Шемякином суде» Учитель МБОУ «ПСОШ № 1»

«Повесть о Шемякином суде» Учитель МБОУ «ПСОШ № 1»

8 кл. Учебник Коровиной В. Я

Богомолова Ольга Алексеевна

Т

ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

Цели урока: показать идейно-художественное  своеобразие повести как сатирического произведения;

развивать навыки

  • анализа текста,
  • навыки монологической речи,
  • выразительного чтения,
  • описания иллюстраций.

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

2) Слайд 1-2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)[1]

  • Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)
  • Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра  демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась  в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

     В истории русского лит. языка демократическая л — ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.

Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д[2]. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.).

На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам учебника.

V. Дополнительные задания:

  1. План Слайд 4

1-я часть:

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».

2-я часть: Слайд 5

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

VІ.Слайд 8. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный)

Да (за)

Нет (против)

VІІ. Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

  • «Ш. суд» определён как сатирическая повесть,
  • но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.
  • «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.
  • Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

VІІІ. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

ІΧ. Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

2. Прочитать «Недоросль».

Тест по «Повести о Шемякином суде»

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый  много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему:                                                                                                                                                     —  Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.                                                                                     А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:                                                                                                                 — Даже своего хомута  и того у тебя нет!                                                                                             И не дал ему хомута.                                                                                                                               Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь  изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост.                                    Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста.  Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал  поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить  на него  челом в город к Шемяке-судье.

                                                                                («Шемякин суд»)

Тест по «Повести о Шемякином суде»

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка       2) повесть        3) житие             4) поучение

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование
  2. завершает повествование
  3. является кульминацией сюжета
  4. является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга
  2. тема внутренней свободы человека
  3. тема труда
  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть
  2. забота о богатом брате
  3. стремление взять побольше у богатого брата
  4. стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала
  2. показывает небрежение к добру брата
  3. характеризует психологическое состояние героя
  4. подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

А1. 2

А2. 1

А3. 4

А4. 3

А5. 2

В1. Устаревшее слово

В2. Поступок

В3. Рассердился

В4. лоб

[1] Учебник-хрестоматия «Литература. Часть 1. 8 кл. «Просвещение», Москва. 2005 г.

[2] Обратить внимание детей на слайд 7 в презентации, где гравюра на меди из собрания Ровинского

 Использованная литература:

  1. kmspb.narod.ruposobie/shsud.htm
  2. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 8 кл. М., «ВАКО», 2007, стр.24 – 25.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повесть о Шемякином суде» Χ V ІІ век 1

Слайд 2

С. 29 «Повесть о Шемякином суде» (статья) Как вы понимаете, что такое демократическая л – ра ? Кто был героем демократической л – ры ? 2

Слайд 3

Дмитрий Шемяка Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в 1433-1450. Князь Углицкий в 1441- 1448, великий князь Московский в 1446-7. 3

Слайд 4

План повести 1-я часть: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 4

Слайд 5

2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5

Слайд 6

Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку , пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу . 6

Слайд 7

Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского . « Взыди ты на мост , — говорит истцу Шемяка , — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него , такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. 7

Слайд 8

Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .’ НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за ) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8

Слайд 9

Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33? 9

Слайд 10

Д . з . 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение « шемякин суд » как поговорку. 3. Прочитать « Недоросль » . 10

Слайд 11

Ресурсы http://www.peoples.ru/state/king/russia/dmitriy_shemyaka/shemyaka_7.jpg http://wiki.laser.ru/images/thumb/e/e4/%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg/240px-%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg http://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=4951 http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000491396.jpg 11

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Повесть о Шемякином суде» с презентацией и приложением.

Урок предназначен для учащихся 8 класса….

«Где добродетель обитает». Тема праведного и неправедного суда в лирике Г.Р.Державина (на примере стихотворения «Властителям и судьям)

Сопоставительный анализ текста стихотворения и 81 псалома…

Занятие по краеведению «Моё уральское село Суда. Суда купеческая»

Занятие по краеведению в виде экскурсии по улице Школьная с. Суда, на которой находятся памятники архитектуры и градостроительства. Из данного занятия можно узнать о происхождении Суды, её знаменитых …

урок по литературе «Повесть о Шемякином суде»

8 классШемякин судФорма работа в группах, работа экспертовПравосудие должно быть честным?! (записать на доске)1. Скажите, как гимназисты юридической гимназии,  что  в государстве призвано за…

Урок-конспект по литературе «Повесть о Шемякином суде»

План-конспект урака, презентация и текст повести с остановками для обсуждения по ходу чтения….

«Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести — это предназначение и п…

Презентация «Повесть о Шемякином суде»

Для более легкого ознакомления учеников с произведением «Повесть о Шемякином суде» создавалась данная мультимедийная презентация в помощь учителям. Презентация «Повесть о Шемяк…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/shemyakin-sud.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/sud.html
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/54-nachalo_vseh_nachal_drevnerusskaya_literatura/stages/2670-satiricheskie_povesti_xvii_veka.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/19/povest-o-shemyakinom-sude

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт