Серебряный век русской культуры (1900-1922) — особенности развития живописи, литературы, архитектуры

Гесиод
В.В. Розанов
В.В. Розанов
В.В. Розанов

«Переадресация» произошла в двадцатых годах ХХ века.

В 1925 году литературовед и критик Р.В. Иванов-Разумник в статье-памфлете «Взгляд и нечто» выделил в русской литературе первой четверти ХХ века две эпохи — «золотой» и «серебряный» век. К писателям золотого века он отнес старших символистов, а также А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького и других, к серебряному — пришедших в литературу в 1910-1920-гг — младосимволистов, И.Г. Эренбурга, Вс.В. Иванова, «Серапионовых братьев» и так далее.

Р.В. Иванов-Разумник

Поэт, критик и переводчик В.А. Пяст в мемуарной книге «Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическую эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: золотой и серебряный, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В XIX веке поэты золотого века родились в 1800-1810 гг., серебряного — в 1817-1824 гг. Среди своих современников — поэтов рубежа XIX-ХХ веков — Пяст выделяет тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя последних представителями серебряного века.

В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к рубежу XIX-ХХ веков поэт и критик Николай Оцуп в статье «Серебряный век» (1933 г.).

В.А.Пяст
В.А.Пяст

И в российских, и в эмигрантских статьях формула «серебряный век» имела оценочный характер.

В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты эпигонства, вторичности, и в то же время утонченности. Особый акцент делался на преемственности двух эпох, в противоположность нигилистическому разрыву традиций, провозглашенному молодой советской литературой.

В более поздних работах формула «серебряный век» употреблялась как синоним формулы Н.А. Бердяева «русский культурный ренессанс». Подчеркивалось, что эпоха рубежа веков в России — время небывалого культурного подъема.

Н.А. Берляев.

Философ Ф.А. Степун в статье «Памяти Андрея Белого» писал:

«За несколько лет <…> облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства символистов сознание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось, как вглубь, так и вширь. На выставках «Мира искусства» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живопись. Крепли музыкальные дарования — Скрябина, Метнера, Рахманинова.

От достижения к достижению, пролагая все новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театр. Через все сферы этого культурного подъема, свидетельствуя о духовном здоровье России, отчетливо пролегали две линии интересов и симпатий — национальная и сверхнациональная. С одной стороны, воскресали к новой жизни славянофилы: Достоевский, Соловьев, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Тютчев, старинная икона (журнал «София»), старинный русский театр (апокрифы Ремизова), Мусоргский (на оперной сцене — Шаляпин, на концертной эстраде — М. А. Оленина-д’Альгейм). С другой стороны, с одинаковым подъемом и в значительной степени даже и теми же людьми издавались и изучались германские мистики <…> и Ницше. В театрах, и прежде всего на сцене Художественного театра, замечательно шли Ибсен, Гамсун, Стриндберг, Гольдони и другие, не говоря уже о классиках европейской сцены. Собирались изумительнейшие, мирового значения, коллекции новейшей французской живописи и неоднократно выслушивались в переполненных залах доклады и беседы таких «знатных иностранцев», как Верхарн, Матисс, Гоген. Провинция тянулась за столицами. По всей России читались публичные лекции и всюду, даже и в отдаленнейших городах, собирались живые и внимательные аудитории, которые не всегда встретишь и на Западе».

Ф.А. Степун

Н. Бердяев, называвший это явление «русским культурным ренессансом» (или «русским духовным ренессансом»), так описал его:

«Сейчас можно определенно сказать, что начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время».

Д. Мережковский

Но ведь ни эта лекция, ни все, что за ней последовало, не появились сами по себе из ниоткуда. Если принимать в расчет не только конкретные культурные или общественные события, но и процессы, при изучении Серебряного века имеет смысл отталкиваться, по крайней мере, от 1881 года.

Это — некий point, узловая точка в общественном, политическом, культурном развитии России.

Убийство Александра II, реакция власти и общества, «Бесы» Достоевского, именно в этом году увидевшие свет, были только внешними выражениями сложных процессов, коренных преобразований политического и общественного развития, общественного и культурного сознания, приведших, в конечном счете, к кризису десятых годов, революции и гражданской войне.

В марте 1881 года произошло не просто политическое убийство – были расшатаны и сломлены вековые устои, традиции, на которых базировалось русское общество. Взрывная волна 1 марта 1881 марта породила смуту рубежа веков, докатилась до 1905, а затем и 1917 годов.

Набережная Екатерининского канала 1 марта 1881 года

Отталкиваясь от фактов культурной жизни, мы снова упираемся в 1922 год – дату высылки за границу 160 представителей русской культуры и науки (так называемый «Философский пароход»), начало издания газеты «Безбожник», борьбы с церковью.

К этому времени Серебряный век в России исчерпал себя как явление, окончательно разрушилась и ушла атмосфера, делавшая возможным его существование. Большинство наиболее ярких его представителей были уже либо в могиле, либо за границей. Те же, кто остались на Родине, оказались в рамках иной реальности, политической, общественной и культурной.

Философы И. Ильин и С. Трубецкой на боту «Философского парахода»

В истории русской литературы особое место занимает литература Серебряного века. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы в старших классах, рассмотрим, что значит этот термин.

Определение

Серебряный век – это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX – начала XX вв.

Образное название дано по аналогии с термином «золотой век».

В широком смысле термин «Серебряный век» обозначает литературную обстановку конца XIX – начала XX вв. Если смотреть, что такое Серебряный век в узком понимании этого термина, то это литература писателей, принадлежавших к модернистским течениям.

Течения

Серебряный век тесно связан с теми литературными направлениями, которые появились в то время. Рубеж веков родил огромное количество поэтов.

К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.

Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.

В соответствии с традициями символизма творили А. А. Блок, В. Я. Брюсов; имажинизма – раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф; акмеизма – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризма – В. В. Маяковский, В. В. Хлебников.

Рис. 1. Модернистские течения.

Модернизм приходит на смену реализма, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).

Модернизм предполагал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.

Каждое модернистское течение имело ряд отличительных черт.

Декаданс

В произведениях Серебряного века часто отражались проблемы обреченности и неминуемости конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Писатели в своих работах демонстрировали настроение тревоги и одиночества, ощущалась надвигающаяся катастрофа.

Что мы узнали?

Серебряный век – период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX – начала XX вв. Данный термин связан с модернистскими литературными направлениями, которые выходили за рамки реалистического направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников). Данные литературные течения имели отличительные черты. Все они сосуществуют с реализмом (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Серебряный век также связан с понятием декаданса (проблемы обреченности и неминуемости конца века, настроение тревоги и одиночества, надвигающейся катастрофы).

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Какой период охватывает Серебряный век?</h3>

    • <label>Конец XIX – начало XXI вв.</label>
    • <label>Конец XIX – начало XX вв.</label>
    • <label>Конец XX – начало XXI вв.</label>
    • <label>Конец XVIII – начало XIX вв.</label>

(новая вкладка)07 Ноя 2014

Серебряный век датируется рубежом двух столетий — 19 и 20. Этот рубеж считается периодом небывалого подъема во всех направлениях искусства. Бердяев утверждал, что это возрождение после длительного упадка в философии, поэзии. Это время, когда вознеслась духовная жизнь народа — это серебряный век русской литературы, давший истории много новых имен и течений мышления. Восьмидесятые годы 19 столетия характеризовались большой депрессией и спадом в культуре. Все же восьмидесятники того периода смогли вырыть яму для залива фундамента будущего века развития культуры, где за дело взялись декаденты.

Новые течения

С приходом нового периода приходят и новые течения. Таким течением на рубеже веков стал авангардизм (от французского военного термина). Характеризовалось это течение своей драматичностью из-за невостребованности и не популярности. В нем ощущалось стремление выйти из теперешнего строя и сделать все на новый лад. Авангардисты не были согласны с текущими стереотипами культуры и выказывали свою несогласованность в произведениях литературы. Авангардизм имел несколько направлений. Одним из таких был футуризм.

Особенности серебряного века. Основной особенностью того периода стали отчаянные настроения, которые вылились в появлении символизма. Эти годы характеризуются экспериментаторской деятельностью поэтов. Литература не согласия становилась все радикальней и загадочней. Частым явлением стали знаки, символика, намеки, а не прямые высказывания. Серебряный век русской литературы дал таких великих поэтов, как Маяковский, Ахматова, Пастернак, Есенин, Цветаева и другие. Мережковский отмечает несколько особенностей серебряного периода:

  1. Употребление символов (символизма);
  2. Содержание произведений становилось все более мистичным и загадочным;
  3. Выразительной стала художественная впечатлительность на страницах произведений.

Развитие архитектуры. Заметным в то время, стало развитие и других направлений, особенно архитектуры, которая все больше поддавалась тенденции к синтезу с другими витками искусства: с живописью и скульптурой. Чем более синтезированным было произведение архитектора, тем больше оно тогда ценилось. Зодчий ставил следующие задачи: органично совместить формы, конструкции и материал. В архитектуры появились новые направления:

  1.  Модерн;
  2.  Новорусский стиль;
  3.  Неоклассицизм.

Ко второму десятилетию 20 века заметным стало развитие символизма и авангардизма. В последним, в связи с влиянием социальной культуры, преобладающим стало движение к абсолютизации «я» и основной задачей авангардистов теперь стало определение духовных «абсолютов» через максимально возможные глубины психологического восприятия. Символизм же, в свою очередь, выделил новое движение — акмеизм.

Акмеисты настойчиво утверждали на значительности материального и предметного мира. Новым течение, которое не было официально выделено, стало новокрестьянская поэзия, характеризующаяся деревенскими настроениями России и преобладанием описаний связи человека с природой. Развитие серебряного века было сменено его упадком. Причиной стало стремление к новому в религии, философии, а также потребность в развитии государства и в реформах.

Несмотря на то, что многие кружки и течения не сохранились с того времени, но литература серебряного века считается сильным, если не сильнейшим, звеном в становлении русской культуры. К тому же, на рубеже веков ни одна, кроме русской, культура не ощутила на себе столь стремительного развития. Все по-разному оценивают значение того периода: кто-то считает это сплавом предшествующего романтизма и реализма, а кто-то считает, что это небывалый полет мышления и идей для русской культуры.

​Об особенностях Серебряного века и его поэтах

В конце 19-го — начале 20-го веков Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии.

Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. По словам его современника, Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век».

По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века).

Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере, не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления.

Серебряный век на рубеже двух столетий — 19 и 20 считается периодом небывалого подъема во всех направлениях искусства.

Бердяев утверждал, что это возрождение после длительного упадка в философии, поэзии. Это время, когда вознеслась духовная жизнь народа — это серебряный век русской литературы, давший истории много новых имен и течений мышления.

А литература серебряного века считается сильным, если не сильнейшим, звеном в становлении русской культуры. На рубеже веков ни одна, кроме русской, культура не ощутила на себе столь стремительного развития.

В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия 20-го века.

Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий.

Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им.

Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.

Мережковский отмечает несколько особенностей серебряного периода:

*Употребление символов (символизма);

*Содержание произведений становилось все более мистичным и загадочным;

*Выразительной стала художественная впечатлительность на страницах произведений.

Основной особенностью того периода стали отчаянные настроения, которые вылились в появлении символизма. Эти годы характеризуются экспериментаторской деятельностью поэтов.

Литература не согласия становилась все радикальней и загадочней. Частым явлением стали знаки, символика, намеки, а не прямые высказывания.

Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и другие.

Серебряный век русской литературы дал таких великих поэтов, как Маяковский, Ахматова, Пастернак, Есенин, Цветаева и других.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле.

Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы.

Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества».

А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя».

Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения.

Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию.

Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо закончили.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов».

Развитие серебряного века было сменено его упадком. Причиной стало стремление к новому в религии, философии, а также потребность в развитии государства и в реформах.

Все по-разному оценивают значение того периода: кто-то считает это сплавом предшествующего романтизма и реализма, а кто-то считает, что это небывалый полет мышления и идей для русской культуры.

фото из интернета

Catovania вышла в Steam

18.04.201923:54 9514

Автор: · Опубликовано 11.06.2020 · Обновлено 11.06.2020

«Серебряный век» — непродолжительный, но очень яркий и значимый период в истории русской литературы. Как же появилось такое метафоричное название? Первое упоминание принадлежит литератору Глебу Мараеву, о котором практически ничего не известно. В начале XX века вышла брошюра с подписью автора, в ней были такие строки: «Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь». После этого сравнения другие писатели постепенно привносили свои метаморфозы в термин. Со временем понятие становилось привычнее и стало чаще употребляться.

История возникновения

Период Серебряного века — это рубеж XIX-XX веков. Большие споры возникают при установлении временных границ периода. Многие считают, что началом был 1880-1890г. , а конец — в 1920-х. Вот более подробное описание начала этого периода.

Почему возник серебряный век? В это время не только в России, но и во всем мире были сделаны величайшие открытия. Это дало мощный толчок к расцвету во всех сферах, в том числе и в искусстве. Более подробный ответ на этот вопрос изложен в эссе.

Понятие «Серебряный век»— это не только период времени, или новые литературные течения. Этот термин описывает образ мышления и особенную атмосферу, возникшую во времена интеллектуального расцвета в России.

Основные черты и особенности

Особенности серебряного века можно изложить в трех пунктах:

  1. Отличающей чертой нового века становится космологизм — привнесение нового в общую картину мира и осмысление его. Такой космический вектор пролагает путь к поиску свежих решений в русской поэзии.
  2. Новая философия основывается на критицизме, что подразумевает переосмысление опыта прошлых лет. Русская интеллигенция озадачивается вопросом, которые волновали веками, и пытается найти пути решения в новой культуре. Теперь главным выступает вера, а разум отходит на второй план.
  3. Превозносится поиск вечных ценностей — мудрость, красота, добро.
  4. Демократизация культуры открыла дорогу в творчество многим людям, которые раньше не могли выражать себя по бесправию рождения. Например, Сергей Есенин был родом из крестьян, но стал знаменитым поэтом. Такое было бы невозможно во времена А.С. Пушкина. Кстати, творчество Есенина в русле серебряного века рассмотрено в эссе.
  5. В литературу и другие сферы творчества потоком хлынули темы и проблемы, которые раньше не застраивались или не проникали к широкой массе читателей. Табу были сняты: в поэзии мы видим просторечия, неологизмы, жаргонизмы, мат, в живописи — игнорирование базовых навыков рисования, в театре — отсутствие интриги и действия как такового.

Направления и течения

В литературе складываются новые течения. Здесь мы разберем только основные: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество серебряного века воплотилось в этих формах в наибольшей степени.

Символизм

Символисты наполняли свою тексты смыслом, доступным только художнику, тайными истинами и интуитивными описаниями. Символисты серебряного века открыто выражали неприязнь к буржуазии и мещанству. Чаще всего они высказывались против войны и других насильственных акций. Главными ценностями были провозглашены свобода личности и ценность внутреннего мира.

Основными темами для размышлений были любовь, смерть, страдание. В целом повествование имело больше пессимистичный оттенок.

Примеры работ символистов:

  1. «Незнакомка» А. Блока;
  2. «Ночь, улица, фонарь, аптека» А. Блока;
  3. «О, я хочу безумно жить!» А. Блока;
  4. «Скифы» А. Блока;
  5. «Снег», И. Анненского.

Акмеизм

В 1910 году символизм сменил акмеизм. Направление отличалось трезвым взглядом на жизнь, крайней аполитичностью, тщательно избегалось описание общественных проблем. Авторы пытались наделять своих героев меньшей эмоциональностью, и вводить больше конкретики.

Эти стихи уже более понятны и предметны, в них нет религиозного или эзотерического восторга откровения. Если акмеисты описывали любовь, то там так и было сказано, а вот символисты тщательно скрывали подлинный смысл своих произведений и были более манерными.

Вот примеры акмеизма:

  1. «Сжала руки…» А. Ахматовой;
  2. «Конквистадор» Н. Гумилева;
  3. «Капитаны» Н. Гумилева;
  4. «Реквием» А. Ахматовой;
  5. «Песня о последней встрече» А. Ахматовой.

Футуризм

Следом начал активно развиваться футуризм. Писатели прибегали в метафоричным описаниям, слова все чаще приобретали не только прямое, но и переносное значение. Отрицались старые нормы и уклады, предыдущий художественный опыт полностью игнорировался. Присутствовала некая агрессия, были свойственны идеи насильственного переустройства мира.

Вот примеры футуризма:

  1. «Нате» В. Маяковского;
  2. «Облако в штанах» В. Маяковского;
  3. «Лиличка» В. Маяковского;
  4. «Прозаседавшиеся» В. Маяковского;
  5. «О дряни» В. Маяковского.

Основные представители и родоначальники

Самым ярким представителем символизма в России считается Валерий Брюсов. Вдохновленный французскими символистами, он сделал огромный вклад в развитие стиля и воодушевил много последователей. Одним из таких стал Александр Блок. Есть и другие не менее значимые, но менее известные авторы — Андрей Белый, Леонид Андреев, Фёдор Сологуб.

Николай Гумелёв — основатель акмеизма, в историю вошел прежде всего, как поэт. Красота слов и отменный эстетический вкус стали основой для творчества. Анна Ахматова и Осип Мандельштам тоже творили в этом стиле. Их стихи характеризуются предельной ясностью и лаконичностью.

Родоначальником российского футуризма принято считать Велимира Хлебникова, который придумал особенное название для этого стиля —«будетлянство». Футуристам свойственно было придумывать новые слова и использовать нецензурную лексику. Среди поэтов-футуристов родилось творчество Владимира Маяковского. Перечислять авторов, которые появились в это плодотворное время, можно до бесконечности: Есенин, Бунин, Бальмонт, Цветаева, Пастернак и многие другие. Вот список основных представителей серебряного века.

Автор: Ася Александрова

Используемые источники:

  • https://zen.yandex.com/media/id/5e82997c8b13cf0c2d5b142a/kogda-i-kak-vozniklo-poniatie-serebrianyi-vek-primenitelno-k-russkoi-kulture-rubeja-xixhh-vekov-5ea4de529f8dc519e8676a39
  • https://obrazovaka.ru/literatura/serebryanyy-vek.html
  • http://www.nturbina.ru/literature/serebryanyj-vek-russkoj-literatury-i-ego-osobennosti.html
  • http://obshe.net/posts/id1996.html
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/chto-takoe-serebryanyj-vek-v-russkoj-kulture/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт