Содержание
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».
Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.
Строфа — это…
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.
Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.
Строфа и рифма
В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.
На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).
Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.
Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.
Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:
- ААББ – парная;
- АБАБ – перекрёстная;
- АББА – опоясывающая (кольцевая)
Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.
Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.
В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.
В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:
Виды строф в мировой поэзии
Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:
- Античная строфика:
- по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
- по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
- Европейская строфика:
- по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
- по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
- Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.
Три типа строфики не существуют изолировано.
К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Заключение
Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.
Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха |
Подчиняется трем основным схемам:
Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника. |
Дольник |
— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — / |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие:терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. |
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. (Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие:катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости |
В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни. (Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие |
Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим… (Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. |
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. |
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
- Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
- Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
- Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
- Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
- дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
- амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
- анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
- Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
- Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
- Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
- Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
- Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Смотри также:
Поэзия является крайне интересным искусством, зародившимся еще в древней Греции. Именно там мыслители и ученые отдавали дань выверенному, даже по математическим правилам, рифмованному слову. Тогда и зародились правила стихосложения, и вместе с ними появилась строфика – наука о стихотворных строфах и законах их построения. Что такое строфа в стихотворении? Разберемся по порядку….
Определение понятия
Изучаем теорию поэзии строфы, рифмы
Вывод
Таким образом, ответ на вопрос: «Как определить количество строф в стихотворении?» становится чрезвычайно актуальным для тех, кто собирается анализировать стихотворения. Для подробного рассмотрения поэтических произведений пригодятся такие определения, как строфика – это наука о правилах построения строфической системы, стих, строчка и конечно же, видовое разнообразие, чтобы верно определить стихотворный размер и понять, почему стихотворение построено автором именно так.
Это интересно! Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор
Строфой (др.-греч. strophe – круг, оборот) в стиховедении называют группу стихов, объединенных какими-то общими формальными признаками. Обычно это определенная система рифмовки и общая интонация, придающие строфе завершенность. В редких случаях строфа может заканчиваться переносом, но это исключение, лишь подтверждающее правило. Строфа не должна быть слишком объемной. Обычно она включает в себя от двух до шестнадцати стихов. Отметим наиболее известные из них.
Простейшей строфой являются двустишия парной рифмовки. Они широко применялись в русской поэзии XVII века, не знавшей другой рифмовки, кроме смежной. В классицизме двустишие представлено александрийским стихом. Использовали двустишные строфы и русские поэты XIX–XX веков («Черная шаль» А. Пушкина, «Морская царевна» М. Лермонтова, «Несжатая полоса» Н. Некрасова, «Русалка» К. Мея, «Город на заре» С. Городецкого, «Над окошком месяц…» С. Есенина, «Баллада о синем пакете» Н. Тихонова).
Наиболее известной трехстишной строфой является терцина (итал. terza rima – третья рифма), канонизированная Данте в «Божественной комедии» и вызвавшая многочисленные подражания почти во всех европейских литературах (в России – «В начале жизни школу помню я…» А. Пушкина, «Дракон» А. Толстого, «Змей поезда» В. Хлебникова, многие стихи Вяч. Иванова и В. Брюсова). Размер стихов в терцине – пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему, рифмуются же стихи следующим образом: первый стих рифмуется с третьим, а средний стих выходит из пределов своей терцины, рифмуясь с первым и третьим стихами следующей строфы, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом (aba bcb cdc ded e):
Земную жизнь пройдя до половины, (а)
Я очутился в сумрачном лесу, (b)
Утратив правый путь во тьме долины. (а)
Каков он был, о, как произнесу, (b)
Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (с)
Чей давний ужас в памяти несу! (b)
(Данте, пер. М. Лозинского)
Самым распространенным видом строфы является четверостишие, или катрен (франц. quatrain), в котором, как уже отмечалось, стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно, по принципу «кольца». Как самостоятельное стихотворение, катрен используется для надписей, эпиграмм, эпитафий, изречений. Например:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев)
Пятистишие традиционно рифмуется следующим образом: первый, третий и четвертый стихи рифмуются между собой, а второй – с пятым (abaab). Пример из стихотворения А. Пушкина «Прощание»:
В последний раз твой образ милый (а)
Дерзаю мысленно ласкать, (b)
Будить мечту сердечной силой (а)
И с негой робкой и унылой (а)
Твою любовь воспоминать. (b)
Существуют и другие способы рифмовки. Например, пятистишие «К портрету Жуковского» А. Пушкин зарифмовал следующим образом: ababa. Несколько иное построение пятистишия у А. Майкова в стихотворении «Летний дождь»: abb- bа. У М. Кузмина первое пятистишие в его стихотворении «Бисерные кошельки» зарифмовано: aabba.
Встречаются в русской поэзии шестистишия. Их рифмовка достаточно разнообразна. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, – ababcc. Такими шестистишиями, или секстинами (лат. sex – шесть), написана «Баллада» М. Лермонтова:
В избушке позднею порою (а)
Славянка юная сидит. (b)
Вдали багровой полосою (а)
На небе зарево горит… (b)
И, люльку детскую качая, (с)
Поет славянка молодая… (с)
В основе шестистиший стихотворений «Три пальмы» М. Лермонтова и «Silentium!» Ф. Тютчева лежат попарно зарифмованные три двустишия (aabbcc), а А. Пушкин в своем «Зимнем утре» использовал рифмовку aabccb.
Семистишия сравнительно редко используются русскими поэтами. Среди самых известных стихотворений, написанных семистишиями, знаменитое «Бородино» М. Лермонтова.
По принципу построения восьмистишная октава (лат. oktaП…О± – восьмая) очень близка секстине – фактически это секстина и замыкающее ее двустишие (abababcc). И это не случайно: октава также зародилась в поэзии итальянского Возрождения. Октавами написал свою шутливую поэму «Домик в Коломне» Пушкин:
Четырехстопный ямб мне надоел: (а)
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву (b)
Пора б его оставить. Я хотел (а)
Давным-давно приняться за октаву. (b)
А в самом деле: я бы совладел (а)
С тройным созвучием. Пущусь на славу! (b)
Ведь рифмы запросто со мной живут; (с)
Две придут сами, третью приведут. (с)
Построение классицистической оды традиционно связано с десятистишием. В «Оде торжественной о сдаче города Гданска» В. Тредиаковского (1734), первой классицистической оде в русской поэзии, мы встречаем следующий тип рифмовки десятистишия: ababccdeed. Этот способ рифмовки стал каноническим для русской оды на протяжении всего XVIII века, включая радищевскую оду «Вольность»:
О! дар небес благословенный, (а)
Источник всех великих дел, (b)
О вольность, вольность, дар бесценный, (а)
Позволь, чтоб раб тебя воспел. (b)
Исполни сердце твоим жаром, (с)
В нем сильных мышц твоим ударом (с)
Во свет рабства тьму претвори, (d)
Да Брут и Телль еще проснутся, (е)
Седяй во власти, да сметутся (е)
От гласа твоего цари. (d)
Особый тип строфы создал Пушкин для своего романа «Евгений Онегин». Это четырнадцатистрочная строфа, состоящая из трех четверостиший и замыкающего их двустишия и получившая название «онегинская» строфа. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку, второе – смежную, а третье – кольцевую.
Театр уж полон; ложи блещут; (а)
Партер и кресла – все кипит; (b)
В райке нетерпеливо плещут, (а)
И, взвившись, занавес шумит. (b)
Блистательна, полувоздушна, (с)
Смычку волшебному послушна, (с)
Толпою нимф окружена, (d)
Стоит Истомина; она, (d)
Одной ногой касаясь пола, (е)
Другою медленно кружит, (f)
И вдруг прыжок, и вдруг летит, (f)
Летит, как пух от уст Эола; (е)
То стан совьет, то разовьет (g)
И быстрой ножкой ножку бьет. (g)
Иногда строфическое построение и сочетание строф определяют некоторые малые лирические жанры. Среди них наиболее известными являются триолет и сонет.
Триолет (франц. triolet, от итал. trio – трое) – восьмистишие (схема: abaaabab, возможен вариант abbaabab), написанное чаще всего четырехстопным ямбом. Основан триолет на тройном повторении (рефрене) – первая строчка повторяется как четвертая и седьмая при обязательной общей рифме, а вторая строка повторяется как восьмая, заключительная. Триолет появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к этому жанру испытывали русские поэты серебряного века. Триолеты писали К. Бальмонт и И. Северянин, а Ф. Сологуб и И. Рукавишников выпустили целые сборники триолетов. Вот триолет И. Северянина, написанный шестистопным ямбом:
Мне что-то холодно… А в комнате тепло: (а)
Плита натоплена, как сердце нежной лаской. (b)
Я очарован сна загадочною сказкой, (b)
Но все же холодно, а в комнате тепло, (а)
Рассудок замер. Скорбь целует мне чело. (а)
Таинственная связь грозит своей развязкой, (b)
Всегда мне холодно… другим всегда тепло!.. (а)
Я исчервлен теплом, как сердце – едкой лаской… (b)
Сонет (итал. sonetto – от прованс. sonet – песенка) – лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в XIII веке, и его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из двух катренов и двух терцетов (так иногда называют строфу из трех стихов). Схема рифмовки «итальянского» сонета такова: abab/abab/cdc/dcd (возможен вариант cde/cde). П. Ронсар и поэты «Плеяды» дали «французский» образец сонета со следующей схемой рифмовки: abba/abba/ccd/ eed (ccd/ede). Среди различных отклонений от этих канонических форм наиболее известен «английский» сонет, представленный в поэзии У. Шекспира – abab/cdcd/efef/gg. В русскую поэзию сонет введен В. Тредиаковским. Обращались к сонету В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Лермонтов. Во второй половине XIX века сонет постепенно был вытеснен из поэзии свободными формами поэтического выражения. Интерес к нему вновь оживает в эпоху символизма. В России дань сонету отдали В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт. Вот образец сонета у Бальмонта («Италия») с оригинальной формой рифмовки:
От царственной мозаики Равенны (а)
До мраморов, что скрыл от смерти Рим, (b)
Созданья мы твои благотворим, (b)
Италия, струна и кубок пенный. (а)
Неаполь, шабаш солнца неизменный, (а)
Флоренция, лазурный серафим, (b)
Венеция, где страстью дух палим. (b)
А живопись – цвет золота нетленный. (а)
В Италии повсюду алтари, (с)
И две, в веках, в ней равноценны власти, (d)
Язычество с огнем давнишней страсти (d)
И благовестье в отсветах зари. (с)
Красавица, не снявшая запястий, (d)
В служенье Богу, в красоте – цари. (с)
Некоторые «твердые формы» европейскими поэтами были заимствованы из восточной поэзии, например рубаи и газель.
Рубаи (араб.) – четверостишие, чаще всего рифмующееся по схеме aaba, реже – аааа. Признанным мастером рубаи в иранской поэзии был Омар Хайям. Вот образец рубаи Хайяма в переводе В. Державина:
Кто мы? – Куклы на нитках, а куколыцик наш – небосвод.
Он в большом балагане своем представленье ведет.
Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,
А потом в свой сундук одного за другим заберет.
В XX веке в русской поэзии строфическая форма рубаи стала использоваться и в стихотворениях, совершенно исключающих ориентальные (т. е. восточные) мотивы. Пример тому – поэтическая миниатюра Ю. Мориц «Объяснение в любви»:
Мой друг, мой безумный, мой свет голубой,
Умчалась бы я в понедельник с тобой
Туда, где в классически синей ковбойке
Поет у костра синеглазый ковбой!
Газель (араб.) – небольшое лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, но и не более пятнадцати бейтов (двустиший). В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка по схеме: ba са da… В последнем бейте обязательно упоминание тахаллуса автора, т. е. псевдонима, литературного имени поэта. Наибольшей степени совершенства жанр газели достиг в ирано-таджикской поэзии, в творчестве Рудаки, Саади, Навои, Хафиза. К форме газели обращались и европейские поэты в стихах восточной тематики (например, И. В. Гёте).
Бывают стихи, не членимые на строфы. Такие стихи называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные, кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы, неравные, как в прозе. Примером таких стихов могут служить поэмы «Руслан и Людмила» и «Медный всадник» Пушкина, «Беглец» и «Демон» Лермонтова, «Тишина» и «Коробейники» Некрасова и др.
—>
Строфа (от древнегреч. stropho – кружение, поворот) – сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.
Простейшей строфой является двустишие (дистих). Этот вид строфы сравнительно редко используется в русской поэзии. Приведем несколько двустиший из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»:
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Строфа, состоящая из трех стихов, называется трехстишием (терцетом). Терцет используется в довольно небольшом количестве стихотворений русских поэтов. Гораздо чаще этот вид строфы входит в состав крупных строф. Терцетами написано стихотворение А.А. Блока «Песнь Ада»:
День догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.
Меня там нет. Тропой подземной ночи
Схожу, скользя, уступом скользких скал.
Знакомый Ад глядит в пустые очи.
(Какой кошмар! Брррррр!)
Наиболее популярным видом строфы у русских поэтов является четверостишие (катрен). Сочетание четырех стихотворных строк позволяет достичь невероятного разнообразия ритма, интонации. Четверостишие отличается гибкостью синтаксиса и может, в свою очередь, входить в состав более крупных строф (например, сонета или онегинской строфы). В четверостишии используются все способы рифмовки, однако наиболее часто встречаются перекрестные рифмы.
Особый вид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русской поэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которой используется перекрестная рифма. Кроме этих формальных особенностей, каждая строфа отличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанные стансами: «Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (А. С. Пушкин)
Из других видов строф, которые сравнительно редко использовались в русской поэзии, следует отметить октаву, сонет и особый вид строфы, созданный Пушкиным, — т.н. онегинскую строфу.
Октава – строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужских и женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в котором использована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».
Сонет чаще всего рассматривают как один из лирических жанров. Но с формальной точки зрения он является строфой, состоящей из 14 строк. Сонет состоит из двух частей: первая часть включает два катрена (четверостишия), вторая – два терцета (трехстишия). Стихотворный размер сонетов – пятистопный (реже – шестистопный) ямб. Схема рифмовки даже в строгом, классическом сонете может варьироваться при обязательном условии: в катренах должны использоваться две равнозвучные рифмы, а терцетах – две (реже – три) рифмы, отличающиеся от рифмы в катренах.
Онегинская строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Структурная схема онегинской строфы выглядит так: AbAbCCddEffEgg (прописными буквами обозначены женские клаузулы, строчными – мужские). Эта структура выдерживается во всем тексте романа, за исключением писем Татьяны (гл.3), Онегина (гл.8) и «Песни девушек» в гл.3. При этом каждая строфа представляет собой отдельное законченное произведение. Таким образом, все произведение выглядит именно так, как его описал автор: «собранье пестрых глав». Для подтверждения рекомендую цитировать историю матери Татьяны.
Используемые источники:
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/strofa-chto-ehto-takoe-v-stihotvorenii.html
- https://bingoschool.ru/manual/43/
- https://tvercult.ru/literatura/kak-opredelit-i-chto-takoe-strofa-v-stihotvorenii
- https://studme.org/55069/literatura/vidy_strof
- https://studopedia.ru/10_305202_vopros—ponyatie-strofi-vidi-strof-oneginskaya-strofa-ee-stroenie-proishozhdenie-i-hudozhestvennaya-funktsiya.html