Описание картины «После дождя» А.Герасимова

«После дождя» или «Мокрая терраса» – картина замечательного советского художника А.М. Герасимова, написанная в 1935 году маслом на холсте размером 78 х 85 см. Экспонат Государственной Третьяковской галереи.

Содержание

Автор

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – русский и советский художник, заслуживший своим творчеством множество наград и званий. К 1935 году, написав немало портретов советских руководителей и добившись успеха и официального признания, стал крупнейшим мастером соцреализма. За долгую жизнь создал немало полотен на разные сюжеты, но в конце пути, с высоты прожитых лет признавал картину «После дождя» самой значительной своей работой. Художник – приверженец ярких и насыщенных красок, которые словно заимствует у самой природы на родине – в старинном зелёном Козлове (сейчас Мичуринск Тамбовской области).

История создания картины «После дождя»

Герасимов написал произведение именно в родном городе. Приехав летом домой отдохнуть, художник стал свидетелем необычайно сильного ливня. Распахнув дверь на террасу, когда всё утихло, Александр Михайлович ахнул – он был потрясён открывшейся картиной. Воздух благоухал свежими ароматами трав и цветов, вода сверкала зеркальными лужами со скамеек, пола и стола, обильно умытая зелень играла яркими красками, за деревьями светлело небо.

Подняв на ноги помощника, художник молниеносно принялся за работу. Кисть мелькала между палитрой и холстом – надо было спешить, ведь с течением времени чудесные лужицы становятся всё меньше, а сверкающие капли с крыши и веток деревьев всё реже. Через три часа картина была готова.

Несмотря на спонтанность возникновения картины, она не случайна. Ещё в годы учёбы в Училище живописи Герасимова привлекал мотив природы, обновлённой дождём. Ему удавалось живописное изображение мокрых строений, предметов, листвы и травы. Возможно, сам того не подозревая, художник неосознанно стремился к подобному произведению долгие годы, ведь родные места, впечатления детства играют в жизни человека важнейшую роль. Быть может, сокровенная история взросления Герасимова или становления его как художника связана с романтичными дождями, и вот теперь она вылилась в создание долго вынашиваемой картины. В противном случае живописец мог просто взглянуть на залитую безжалостным ливнем террасу и поёжиться.

Описание картины Герасимова

«После дождя» на первый взгляд представляет собой повседневный вид обычной деревянной веранды, мало чем примечательной. Зритель смотрит из её глубины наружу, на улицу, где перед ним открывается мокрый сад – только что закончился проливной дождь.

Дощатый пол, обшивка веранды из ровных дощечек с просветами между ними, деревянные перила и скамейка вдоль них, навес на бревенчатых опорах – всё натурального тёплого цвета дерева, который усилен и преображён тем, что повсюду следы недавнего ливня. По-видимому, не обошлось без ветра – пол мокрый даже под крышей навеса, да к тому же опрокинут стакан на тёмном столе. Этот старинный стол с резными изогнутыми ножками и замысловатой столешницей стоит у края беседки, крыша которой его не спасла от водопада с неба. Поэтому изрядно досталось от дождя и цветам в стеклянном кувшине, и стакану, который чудом не скатился и не разбился.

Букет крупных пионов – отдельный акцент цвета, в котором розовый чуть разных оттенков оживляет колорит букета и картины в целом. Лишь несколько лепестков потерял букет под струями дождя, они белыми кляксами лежат на мокром столе. Благоухающие шапки пионов, кстати, указывают время отпуска художника в 1935 году – на Тамбовщине пионы цветут в июне.

Всё ощутимо влажное, блестит глянцем и переливается. Ещё часто срываются капли с перил, крыши, листвы. Все поверхности на террасе подобны зеркалам, в которых отражения удивительно накладываются на тени, делая всё изображение сочным и невероятно приятным для глаза. В просвет между листвой поодаль виднеется невысокое деревянное строение с трубой, вероятно, баня. Наверное, каких-то полчаса назад она и не была видна из-за стены дождя. Обновление, чистота и свежий влажный воздух чрезвычайно мастерски переданы художником – хочется не отрывая взгляд дышать полной грудью и вдыхать ароматы трав и цветов, петь, делать что-то хорошее и просто жить!

Второе имя произведения

«Мокрая терраса» – второе название этого произведения, лирического и бодрящего одновременно. При его созерцании любознательный и внимательный непременно заинтересуется тенями и отражениями, впечатлительный и чуткий услышит пение птиц, фантазёр придумает рассказ о жильцах дома, например, как они спасались от ливня. Главное, что картина рождает приятные воспоминания, смутные или явные, и добрые эмоции. Дети разного возраста выражают их тоже по-разному. Важно, чтобы они были.

Размышления над сочинением на тему картины Герасимова с дождём в качестве главного виновника открывшейся картины позволяют по-новому взглянуть на привычные вещи, совершить открытия в повседневной действительности и переворот в собственной душе.

Пример сочинения по картине Герасимова «После дождя»

На картине крупным планом изображена простая деревянная веранда в летний день, пристройка к дому. Буквально первые минуты после сильного ливня. Всё сверкает водой, которая совсем недавно свежими сильными струями лилась с неба. Пол, лавка, перила, стол – всё стало мишенью для них. Повсюду лужи, в которых ломаные отражения предметов и зелени. Влажно блестит красивый тёмный стол на изогнутых ножках. На нём стоит прозрачная ваза с большим букетом розовых и белых пионов. Дождь и ветер сорвали с пышных цветов несколько лепестков, которые прилипли к мокрой столешнице. Рядом лежит стеклянный стакан. Его, наверное, опрокинули сильные струи дождя и ветер. Незамутненность стекла этих предметов посуды удивительно перекликается с хрустальной чистотой воды, которая повсюду. Эту общую прозрачность живописец подметил очень точно.

Деревья будто пропитались влагой, их ветки склонились к земле под тяжестью сочной листвы. И дождь будто продолжается, но уже не из тучи, а стекая каплями с тысяч листочков. Вся зелень в саду посвежела, стала чистой и яркой. Небо неуклонно светлеет. Солнце пока не яркое, сквозь тучи пробиваются первые его лучи. Но оно скоро в полную силу озарит умытый и обновлённый сад и заиграет в каплях и лужах тысячами искр. Воспрянут затаившиеся птицы, отряхнут свои пёрышки и запоют. Сначала робко, потом бодро, на все голоса, радуясь свежести природы.

В глубине сада виднеется мокрая стена невысокой баньки с белеющей крышей. Её отделяет от дома широкая зелёная лужайка. Дождь напоил травы на ней, теперь они буйно разрастутся на радость детворе. Хорошо здесь играть и кувыркаться. Или просто поваляться на мягкой травке с интересной книжкой.

Картина Герасимова «После дождя» впечатляет красками и блеском, великолепно переданной свежестью и чистотой. Она поднимает настроение. Ведь тихая погода после дождя всегда радует, приносит покой и светлые мысли. Невозможно равнодушно смотреть на эту картину. Вспоминаются похожие моменты чудесных летних дней и на душе становится тепло.

Смотрите также tsarevna-165x110.jpgСюжет-описание картины Васнецова «Царевна-лягушка»Peresvet-165x110.jpgБатальная картина Авилова М.И. «Поединок Пересвета с Челубеем»Загадка Царевны-Лебедя Михаила Врубеля«Неизвестная» Крамского – таинственный образ незнакомки

Работы известного советского художника А. М. Герасимова относятся к реалистическому направлению в изобразительном искусстве. В его творческой копилке много портретов, натюрмортов и пейзажей. Пейзажи Герасимова на первый взгляд просты, однако в каждом из них обнаруживается нечто такое, что затрагивает душу и надолго запоминается зрителю. Картина «После дождя» отличается от других работ художника.

Созерцание картины «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.

Описание и анализ

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов. Здесь и была создана любимая многими картина.

Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании. Вместе с тем она не является сиюминутным творением. Художник длительно готовил себя к созданию этой работы. Он выполнял зарисовки с натуры листвы, травы и различных предметов, мокрых от дождя. Знакомые Герасимова признавали, что этот опыт давался ему особо хорошо.

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо — вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо.

Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя? На картине изображен на первый взгляд обыденный пейзаж – уголок веранды с резными перилами и небольшой скамеечкой вдоль них.

Справа, немного нарушая композиционный баланс, художник поместил старинный столик и вазу с цветами. На левом плане мы видим пол, а также лавку и перила веранды. На всех изображенных предметах блестят и переливаются капли воды. Сразу за верандой проглядывается сад – мокрый от только что прошедшего ливня.

Краски на картине кристально чисты и мажорны – сочная зелень намокшей листвы, темная бронза влажного дерева, небесная лазурь, отразившаяся в лужах, разлитых на полу веранды. Отдельным цветовым акцентом выделен букет цветов в вазе – интенсивный розовый цвет удачно сочетается с зелеными и белыми мазками.

Картина не вызывает ощущения надуманности. Созданные художником образы свежи и правдивы, отличаются непринужденностью и чистотой – в них чувствуется виртуозность кисти живописца. Благодаря чему достигнута такая потрясающая достоверность?

При работе над картиной Герасимов использовал высоко отточенную технику рефлексов. Этот изобразительный прием предполагает тщательную проработку небольших, но важных деталей композиции.

В случае картины «После дождя» ключевыми моментами, благодаря которым достигается особое состояние свежести и чистоты, являются отблески света и отражения: сочные зеленые мазки на стенах веранды – отражения зеленой листвы; розовые и голубые пятна на столе – отсветы, оставляемые на мокрой поверхности букетом цветов.

Все живописное полотно как будто пронизано замысловатыми переплетениями света и тени. При этом теневые участки не вызывают гнетущего ощущения у зрителя, поскольку выполнены многоцветно и красочно. В картине очень много серебряных и перламутровых оттенков – таким способом художник передает многочисленные солнечные блики на влажной листве и мокрых поверхностях предметов. Работая над созданием изобразительного эффекта мокрых поверхностей, художник применил технику лессировки. В процессе использования этого приема краска наносится на холст в несколько слоев. Первый мазок является основным, последующие – облегченные полупрозрачные штрихи. Благодаря этому изображенные поверхности выглядят блестящими, словно покрытые лаком. Это особенно заметно при рассмотрении фрагментов картины, на которых изображены участки дощатого пола, скамья, крышка стола.

Букет цветов в виде контрастного яркого пятна написан подчеркнуто широкими пастозными мазками, благодаря чему цветы в вазе смотрятся объемно и естественно.

Заслуживают внимания также правильно расставленные световые акценты. Они делают изображение на полотне живым и немного торжественным. Источники света расположены вне плоскости полотна – где-то за деревьями. Свет в картине рассеянный неяркий, он не бьет в глаза, благодаря чему создается эффект проглядывающего из-за туч летнего солнца, которое перевалило за полуденную черту и начало клониться к закату.

Деревья, изображенные на заднем плане, кажутся сотканными из огромного количества мерцающих зеленоватыми оттенками витражных стеклышек. Они освещены по контуру и тем самым выделены из общей композиции. В данном случае Герасимов удачно использовал специальный прием, называемый в изобразительной технике контражуром – подсветка обратной стороны изображения.

В картине преобладает свежее приподнятое настроение. Художнику удалось достоверно передать поэтичность и особую прелесть самых обычных вещей.

Искренность чувств, которые Герасимову удалось выразить в своем произведении, заряжает зрителя особой энергией свежести. За эту картину мастер был удостоен Гран-при на выставке в Париже. Позже художник вспоминал, с каким восторгом он работал над созданием этого полотна. Возможно, поэтому работа получилась настолько восхитительной и правдивой.

</span>Картины11027318 Ноября 2014А. Герасимов «После дождя»

Работы известного советского художника А. М. Герасимова относятся к реалистическому направлению в изобразительном искусстве. В его творческой копилке много портретов, натюрмортов и пейзажей. Пейзажи Герасимова на первый взгляд просты, однако в каждом из них обнаруживается нечто такое, что затрагивает душу и надолго запоминается зрителю. Картина «После дождя» отличается от других работ художника.

Созерцание картины «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.

Описание и анализ

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов. Здесь и была создана любимая многими картина.

Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании. Вместе с тем она не является сиюминутным творением. Художник длительно готовил себя к созданию этой работы. Он выполнял зарисовки с натуры листвы, травы и различных предметов, мокрых от дождя. Знакомые Герасимова признавали, что этот опыт давался ему особо хорошо.

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо — вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо.

Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя? На картине изображен на первый взгляд обыденный пейзаж – уголок веранды с резными перилами и небольшой скамеечкой вдоль них.

Справа, немного нарушая композиционный баланс, художник поместил старинный столик и вазу с цветами. На левом плане мы видим пол, а также лавку и перила веранды. На всех изображенных предметах блестят и переливаются капли воды. Сразу за верандой проглядывается сад – мокрый от только что прошедшего ливня.

Краски на картине кристально чисты и мажорны – сочная зелень намокшей листвы, темная бронза влажного дерева, небесная лазурь, отразившаяся в лужах, разлитых на полу веранды. Отдельным цветовым акцентом выделен букет цветов в вазе – интенсивный розовый цвет удачно сочетается с зелеными и белыми мазками.

Картина не вызывает ощущения надуманности. Созданные художником образы свежи и правдивы, отличаются непринужденностью и чистотой – в них чувствуется виртуозность кисти живописца. Благодаря чему достигнута такая потрясающая достоверность?

При работе над картиной Герасимов использовал высоко отточенную технику рефлексов. Этот изобразительный прием предполагает тщательную проработку небольших, но важных деталей композиции.

В случае картины «После дождя» ключевыми моментами, благодаря которым достигается особое состояние свежести и чистоты, являются отблески света и отражения: сочные зеленые мазки на стенах веранды – отражения зеленой листвы; розовые и голубые пятна на столе – отсветы, оставляемые на мокрой поверхности букетом цветов.

Все живописное полотно как будто пронизано замысловатыми переплетениями света и тени. При этом теневые участки не вызывают гнетущего ощущения у зрителя, поскольку выполнены многоцветно и красочно. В картине очень много серебряных и перламутровых оттенков – таким способом художник передает многочисленные солнечные блики на влажной листве и мокрых поверхностях предметов. Работая над созданием изобразительного эффекта мокрых поверхностей, художник применил технику лессировки. В процессе использования этого приема краска наносится на холст в несколько слоев. Первый мазок является основным, последующие – облегченные полупрозрачные штрихи. Благодаря этому изображенные поверхности выглядят блестящими, словно покрытые лаком. Это особенно заметно при рассмотрении фрагментов картины, на которых изображены участки дощатого пола, скамья, крышка стола.

Букет цветов в виде контрастного яркого пятна написан подчеркнуто широкими пастозными мазками, благодаря чему цветы в вазе смотрятся объемно и естественно.

Заслуживают внимания также правильно расставленные световые акценты. Они делают изображение на полотне живым и немного торжественным. Источники света расположены вне плоскости полотна – где-то за деревьями. Свет в картине рассеянный неяркий, он не бьет в глаза, благодаря чему создается эффект проглядывающего из-за туч летнего солнца, которое перевалило за полуденную черту и начало клониться к закату.

Деревья, изображенные на заднем плане, кажутся сотканными из огромного количества мерцающих зеленоватыми оттенками витражных стеклышек. Они освещены по контуру и тем самым выделены из общей композиции. В данном случае Герасимов удачно использовал специальный прием, называемый в изобразительной технике контражуром – подсветка обратной стороны изображения.

В картине преобладает свежее приподнятое настроение. Художнику удалось достоверно передать поэтичность и особую прелесть самых обычных вещей.

Искренность чувств, которые Герасимову удалось выразить в своем произведении, заряжает зрителя особой энергией свежести. За эту картину мастер был удостоен Гран-при на выставке в Париже. Позже художник вспоминал, с каким восторгом он работал над созданием этого полотна. Возможно, поэтому работа получилась настолько восхитительной и правдивой.

Загрузка…

Вам может быть интересно:

К. Петров-Водкин «Купание красного коня» IIIКартины11584К. Петров-Водкин «Купание красного коня» III

Картина «Мальчик-всадник» выполнен с натуры, и мальчик уже сидит на крупе…

Руки противятся емуКартины4240Руки противятся ему

По утверждению художника, дверь на полотне символизирует некую линию между…

В. Васнецов «Богатыри»Картины41322В. Васнецов «Богатыри»

Картину Виктора Васнецова «Богатыри» считают самой яркой и сильной картиной…

Ф. Васильев «Мокрый луг»Картины24090Ф. Васильев «Мокрый луг»

Картина Фёдора Васильева «Мокрый луг» написана в 1872 году. Картина…

И. Шишкин «Три медведя»Картины76759И. Шишкин «Три медведя»

Пожалуй, самая известная картина Ивана Ивановича Шишкина — «Три медведя» или…

И. Шишкин «Корабельная роща»Картины39540И. Шишкин «Корабельная роща»

«Корабельная роща» стала последней картиной И.И. Шишкина. Картина находится…

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/posle-dozhdya
  • https://5sec.info/kartiny/kartina-gerasimova-posle-dozhdya/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт