«Облако в штанах» — анализ поэмы В.В. Маяковского

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

analiz-poemy-oblako-v-shtanah-mayakovskogo-45047.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.

Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.

Оксюморон – “пульс покойника“.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
  • метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
  • гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
  • сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
  • оксюморон – “пульс покойника“.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Тест по поэме

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение В. Маяковского «Облако в штанах»?</h3>

    • <label>1911 г.</label>
    • <label>1913 г.</label>
    • <label>1915 г.</label>
    • <label>1917 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 29.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.

Суть поэмы

В начале произведения Маяковский описывает, как мучительно ожидает герой свою возлюбленную, он так предвкушает эту встречу, что даже, « у нервов подкашиваются ноги!». Его не слушаются мысли, и он не в силах совладать с собой, ему начинает казаться, что даже дождинки гримасничают, будто издеваются. Внутри него бушует неудержимый накал эмоций, время течет немыслимо долго, настолько долго, что он перестает его чувствовать, и хочется просто кричать.

Долгожданная встреча с возлюбленной мимолетно опустошает его сердце, ведь герой узнает, что Мария в скором времени выходит замуж. В один момент девушка смогла потушить величественный пожар эмоций в его груди. Внешне кажется, что он ничего не чувствует, но в его душе образовалась дыра, он называет это «пульсом покойника»

Влюбленный юноша не хочет забывать Марию, говорит, что боится забыть её имя, так же, как поэт боится забыть слово, равное величием Богу. Так он разочаровывается в любви и переходит к политике.

Далее высмеиваются исторические личности, государственный строй и бездарная ведомая толпа, герой убежден, что все эти жалкие людишки не умеют по-настоящему любить, они путают любовь с грязью и похотью. Он хочет забыться в гневе обличения, но все равно наступает на больное.

В конце концов, лирический герой разочаровывается в Боге, Творец является для него бессильным, даже он не может его понять, увидеть, как кровоточит его сердце, как его настигают отчаяние, разочарование и одиночество.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик

Но мысли о Марии все еще продолжают отравлять его сознание, он кричит о своей любви, хотя уже понимает, что это напрасно, так как вместе с чувствами в нем рухнули все сдерживающие его основы мировоззрения. Герой грезит о революции во всех сферах жизни и готов посвятить всего себя перестройке всего живого.

Смысл названия

Название «Облако в штанах» Маяковский дал поэме после того, как изначальное не пропустила цензура. Сперва произведение имело название «Тринадцатый апостол», но, не захотев оказаться на каторге, автор его изменил. «Облако в штанах» — это сочетание легкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни, поэт гениально совместил несовместимые характеры и образы.

Сильный и уверенный в себе мужчина под действием мучительных эмоций и горячего чувства любви в один миг становится мягким и невесомым, легким и бесформенным. Внешне он все так же суров и спокоен, эти качества присущие мужскому полу, Маяковский приводит в сравнении с грубыми штанами. Облако, которое в них одето, является отражением внутреннего мира лирического героя, который находится в подвешенном состоянии. Он нежен и чуток, у него нет сил на то, чтобы изменять то, что происходит вокруг.

Композиция и жанр

Поэма состоит из предисловия, в которое автор закладывает основную идейную мысль произведения, и четырёх частей. Каждая из частей обозначает главные темы, о которых и пойдёт речь. Основной мыслью являются, так называемые, четыре крика героя: «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!» — именно этот лозунг автор помещает в предисловие. Начало поэмы очень лирично, оно повествует нам о душевных переживаниях героя, именно оттуда мы узнаем о его настоящих чувствах к Марии.

Образ лирического героя

Герой в поэме «Облако в штанах» насыщен настоящими чувствами и переживаниями самого автора. Маяковский позволяет ему перенять многие его черты, получается, что, поэт таким способом пытается выразить собственное «Я». Рассказчик представлен нам романтичным и чутким, нежным и ранимым, но в то же время он сильный мужчина, который имеет свою личную и уверенную позицию. Образ построен на неком контрасте, который характеризует его, как яркого и эмоционального человека, который не собирается терпеть людскую ничтожность, он будет упорно кричать и бороться за счастье и лучшее будущее не только для себя, но и для других. Он намеревается повести их за собой, обагрив сердца кровью своего сердца, которое болит за судьбу отечества.

Но его образ нельзя называть исключительно бунтарским, ведь им также движут горячие чувства к любимой девушке, к жизни, он переживает огромный внутренний взрыв, который ранит его до глубины души. Это значит, что герой умеет по-настоящему любить, и любит так, как никто из его окружения.

Характеристика главных героев

В поэме «Облако в штанах» не так много действующих героев, они уникальны, образы некоторых из них даже можно назвать двойственными. Маяковский неспроста называет лирическую героиню Марией. В четвёртой главе происходит ненавязчивое сравнение её образа с библейскими образами Девы Марии и Марии Магдалины, то есть имя возлюбленной рассказчика олицетворяет божественную, неземную любовь. Но девушка отвергает героя, она заставляет страдать его душу, кричать и молить о любви, и, по сути, предает его, продает, как Иуда. Для нее деньги играют важную роль, она понимает, что герой не сможет одарить её богатством, поэтому, она меняет настоящие чувства на материальные блага.

Такая особенность представления образа также касается образа Бога в поэме. В самом начале герой просит у него помощи, он считает его величественным, способным подарить ему право на взаимную любовь. Но выходит так, что небеса предают его, к герою приходит разочарование в их силах. Творец уже не так могуч и всевластен, как раньше.

Религиозные аллюзии

Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.

Тематика

  1. Безусловно, первой и самой главной темой поэмы Маяковского «Облако в штанах» является тема любви, безответной и мучительной. Она напрямую пересекается с остальными темами, которые автор рассматривает в произведении: одиночество, отвержение морали и политики и даже атеизм. Лирический герой страдает от неразделенной любви, и эти мучения приводят его к отрешению от собственных мыслей и убеждений.
  2. В третьей части поэмы поднимается тема несогласия с политическим устройством, герой буквально кричит «долой ваш строй!». Рассказчик остро ощущает, как масса серых и очень похожих друг на друга людей своими руками порождает войны и насилие, но он противопоставлен этому миру, в его сознании идет борьба со всем, что его окружает.
  3. Кризис религии в начале 20 века тоже занял свое почетное место в лирике русского модерниста. Он иронически снижает образ Бога, сводит его вымышленную власть до абсурда. Герой верит теперь только в свои силы и смиряться не собирается.
  4. Также поэт поднимает тему искусства, заявляя о своей эстетической позиции: он хочет стать голосом улицы, а не элит с их розами и соловьями. В новом веке есть проблемы поважнее. Он воспевает народ и его пролетарскую сущность, а классиков (Гомер, Гете) за авторитет признавать отказывается: прошло их время. «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» — автор хочет сказать, что насущные, реальные проблемы трудяг с улиц гораздо важнее абстрактных философских вопросов. Их он и будет описывать.
  5. Не может остаться незамеченной и тема революции, автор называет себя ее предтечей. Он «распял себя на кресте» ради того, чтобы очистить душу кровью страдания и взять в руки как знамя. То же он намеревается делать с читателями поэмы, чтобы они встречали переворот с очищенными помыслами.
  6. Можно заметить, что в каждой из частей поэмы ведущей является тема любви, однако её дополняют и другие мысли. Сперва лирический герой разочаровывается в своей возлюбленной, затем в окружающем его искусстве, после он теряет веру во власть и, наконец, в религию. Таким образом, основная тема поэмы «Облако в штанах» — это все-таки разочарование. Поэт устал от окружающей его обстановки и протестует против нее, критикуя все сферы бытия. Возможно, любовная линия вообще была придумана для отвода глаз цензоров.

В чем смысл произведения?

Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии. Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима. Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.

Своеобразие поэмы

Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название. Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.

Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы. Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства. Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая статья о новаторстве Маяковского.

Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».

Изначально поэма вышла с потерями, цензор из неё изъял несколько страниц. Только в Москве в начале 1918 года «Облако в штанах» было полностью восстановлено и выпущено под собственным издательством Маяковского, а в самом начале он указал, что первое название «Тринадцатый апостол» было перечеркнуто цензурой, но возвращать его он не станет. Такая авантюрная история создания тоже придает произведению революционной романтики.

Проблематика

  1. В поэме «Облако в штанах» главной является проблема страдания народа в созданном капиталистами мире. Маяковский на протяжении всего произведения удивляется образу жизни своих современников. Все образы кажутся низкими и безликими на фоне лирического героя. Те чувства, которые в нем кипят, уверенно обобщают остроту социального конфликта.
  2. Также в поэме присутствует проблема борьбы с личными внутренними переживаниями. Мучения души связаны с несбыточными лирическими мечтами, столкновением нежности, которую воспитали в сердце, и убогой, несправедливой реальности, где нежность никто в грош не ставит. Герой за секунду лишается последней надежды на взаимные чувства, а это не что иное, как полное опустошение, а значит, внутренняя смерть.
  3. На фоне столь острых переживаний возникают новые, не менее волнующие проблемы. Катастрофа, которая произошла с героем, подталкивает его на мысли о проблеме безнравственности общества и впоследствии он отвергает мораль.
  4. Проблема фальшивого искусства тоже беспокоит его. Творцов не волнует то, как повлияют их произведения на людей, им важны каноны и изящество. Поэт не может понять лицемерных правил, вопросы о предназначении поэта мучают и терзают его. Он находит решение в полной откровенности, от него остаются «одни сплошные губы».
  5. Политический застой автор также не оставляет без внимания. Несправедливое правительство, зацикленное только на собственной прибыли, не может быть полезным для общества, не может служить его развитию.
  6. И, конечно, его волнует проблема религиозного толка. Он считает, что сказка про Бога только одурманивает народ, ведет его к регрессу, но нисколько не помогает ему на пути к самосовершенствованию и развитию.

Автор: Мария Онилова

Содержание:

Краткий смысл

«Облако в штанах» вначале описывает, как мучительно ждет герой свою возлюбленную, он настолько мечтает об этом свидании, что даже «у нервов начинают подкашиваться ноги». Его не слушаются мысли, он не может совладать с собой, ему кажется, что даже капельки дождя корчат ему гримасы, как бы издеваясь. В нем бушует множество чувств, время проходит настолько долго, что он его уже не ощущает, ему просто хочется закричать. Цитата:

Упала полночь, как с плашки голова казненного.

Встреча с любимой начинает опустошать сердце героя, так как ему известно, что Мария собирается стать супругой другого человека. В один миг женщина потушила огромный пожар эмоций в его сердце. По внешнему виду создается впечатление, что влюбленный мужчина ничего не чувствует, но все же его сердце размягчилось, и в душе появилась огромная дыра. Это состояние поэт назвал «пульсом покойника».

Герой не хочет выбрасывать из мыслей Марию, в своем рассказе он говорит девушке, что боится забыть, как ее зовут. Этот резкий поворот событий полностью разрушает его мнение о настоящей любви, и он решает войти в политику.

Затем поэт кратко и очень хорошо высмеивает бездарную ведомую толпу, государственный режим и исторических персонажей. Герой уверен, что все эти жалкие и мелкие людишки не умеют действительно любить, они путают красивую любовь с похотью и грязью. Он пытается утвердиться и забыться в гневе обличения, но все-таки наступает на больное.

Лирический герой начинает разочаровываться в Боге, Господь для него — это бессильное существо. Даже Творец не сможет его понять, увидеть, как его начинают настигать одиночество, разочарование и отчаяние, как обливается кровью его сердце.

Я считал, ты всесильный божище, а ты недоучка, мелкий божок.

Однако мысли о Марии все равно отравляют его сознание, он выучил этот урок, но кричит о любви, хоть уже осознает, что зря, поскольку одновременно с чувствами рухнули все сдерживающие его основные понятия о мировоззрении. Герой мечтает о революции во всех проявлениях его жизни и готов себя посвятить перестройке существующего мира.

Название и жанр

Название «Облако в штанах» поэт дал произведению после того, как его манеру написания и стих не пропустила цензура. Сначала поэма называлась «Тринадцатый апостол», но власти запретили это название, и поэт его изменил. Автор в стихотворении гениально совмещает разные образы и характеры.

Непоколебимый в себе и сильный главный персонаж под влиянием любви и мучительных переживаний в одно мгновение становится слабым и легким, невесомым и размягченным. Внешне он по-прежнему спокоен и груб. Эти качества, которые присущи мужскому полу, Маяковский описывает, сравнивая их с грубыми штанами. Облако, в них одетое, — это отражение внутреннего мира героя произведения, который находится в подвешенном состоянии. Персонаж чуток и нежен, у него не хватает сил, чтобы поменять то, что начинает происходить вокруг.

Жанр «Облака в штанах» — поэма. Но нужно знать, что это произведение написано в форме тетраптиха, оно содержит четыре части, которые объединены одной смысловой линией и сюжетом. Главная мысль прослеживается в нескольких криках героя:

  1. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Такой лозунг поэт размещает в предисловии. Начало рассказа довольно лирично, оно описывает душевные переживания главного персонажа. Отсюда читатель узнает о настоящей любви к Марии.
  2. Во второй главе произведения речь заходит о творчестве и поэзии, погибающих в буржуазии, но Маяковский уверен, что когда закончится революция, поэты спасут искусство.
  3. В последних двух частях автор протестует старому строю, он считает его причиной всех бед людей.

Образ героя

Герой в произведении наделен переживаниями и настоящими чувствами самого поэта. Автор так решил выразить свое «Я». Рассказчик представляется душевно ранимым и чрезвычайно нежным, невероятно чутким и удивительно романтичным, но это не значит, что он слаб. Поэт является сильным мужчиной, имеющим уверенную личную позицию.

В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.

В то же время его образ сложно называть только бунтарским, так как им движут чувства к любимой женщине, к жизни, герой переживает огромнейший внутренний взрыв, ранящий глубоко его душу. Это означает, что автор действительно умеет любить, как никто из людей, которые его давно окружают.

Характеристика остальных персонажей

В произведении не очень много второстепенных действующих персонажей, все они являются уникальными, образы некоторых из них даже двойственны. Поэт не зря дал имя Мария лирической героине. В последней части ее ненавязчиво сравнивают с библейскими образами Магдалины и Девы Марии, так имя любимой героини — это олицетворение неземной и божественной любви.

Однако женщина отвергает героя, заставляя его душу страдать, молит и кричит о любви, а затем предает. Для девушки деньги имеют большое значение, она осознает, что герой не может дать ей материальные блага, потому меняет свои реальные чувства на богатство.

Эта особенность описания образа относится и к Богу. Сначала герой пытается попросить у него помощи, он убежден в его величестве, способности дать ему право на любовь и взаимопонимание. Но получается так, что Господь предает его, из-за чего у главного персонажа происходит разочарование в моще Творца, он уже не настолько властен и могуч, как до этого.

Религиозные ценности

Возможно, иронизируя над библейскими героями и именами, Маяковский пытается выразить собственный антиклерикальный протест. В переживания по поводу любви он виртуозно привносит политический строй нового времени, что показывает тщетность надежд на Бога. К сожалению, говорит автор, нужно быть реалистами: в любовных делах, да и в остальных, Господь нам не является помощником, а все рассказы и стихотворения — вымысел.

Основная тема поэмы

Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:

  1. В третьей главе начинает подниматься тема несогласия с политическим строем, персонаж просто кричит «долой ваше устройство!». Герой остро чувствует, как большое количество серых и похожих людей собственноручно порождают насилие и войны, но наш рассказчик противопоставлен такому миру, в его подсознании происходит борьба со всем, что находится в его окружении.
  2. Кризис религии в конце XIX столетия также занимает определенное место в лирике поэта. Он с иронией пытается принизить образ Господа, приводит его наигранную власть до полнейшего абсурда. Рассказчик теперь уверовал лишь в собственные силы, но смириться с этим не хочет.
  3. Маяковский начинает поднимать тему искусства, которое заявляет о собственной эстетической позиции: герой пытается стать уличным голосом, а не их элитой с собственными соловьями и розами. В «современном» веке существуют более важные проблемы.

Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.

Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.

Поэт пытается сказать, что реальные и насущные проблемы «работяг» с улиц намного важней философских и абстрактных вопросов.

Нельзя не заметить тему революции, Маяковский хочет ее назвать предтечей. Христос «себя распял на кресте», чтобы кровью очистить душу страданиями. То же поэт пытается сделать с читателями произведения, чтобы те встретили переворот с чистыми мыслями.

Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.

Главная тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.

Оригинальность и своеобразие

Поэт призывает обездоленных и бедных настойчиво требовать и добиваться человеческого счастья прямо тут и прямо сейчас. Также автор готов поддерживать и восхвалять протест, пытаясь отречься от классических поэтов буржуазии.

Он отвергает старый режим, который не может дать возможности людям жить свободно и достойно. Писатель хочет выступить против буржуазии и бюрократии, он чувствует революцию и способен принести ее в народные массы. Переживания и ощущения героя можно сопоставить с волнениями людей. Все чувства он смог отобразить в едином образе.

Искусство, любовь, религия и политический режим обязаны быть разными. Автор не пытается понять, что происходит сегодня (в то время), он убежден, что пролетарии унижаются и деградируют перед жизнью из-за неверного толкования искусства, несправедливого государственного строя и лживой религии. Но создатель поэмы не теряет веру в светлое будущее, он убежден в перевороте во всех сферах человеческой жизни. Он верит, что если разрушить старое и убогое, получится создать совершенное и яркое.

Композиция и размер

Оригинальность произведения читателю становится заметна уже в самом начале — достаточно прочитать название.

Композиция и размер не были неординарными для русской литературы того времени. Построение стихотворения в виде лесенки придумали в Италии. Впервые его применил в своих произведениях Маринетти Филиппо. Он был разработчиком тематических и идейных принципов футуризма. Не секрет, что Владимир являлся большим поклонником этого направления, поэтому принял особый литературный стиль.

Но Филиппо был теоретиком, а не практиком. У русского автора получилось усовершенствовать его идеи:

  1. В содержании произведения «Облако в штанах» Маяковский смог передать дух революции модернизма, а также начать новую страницу в русской литературе и искусстве, употребив окказионализмы, инновационный ритм, новый размер.
  2. Маяковский становится автором, который негативно отзывается о Господе и религии. Немногие авторы могли последовать его примеру.

Сначала произведение продавалось в сокращении, цензура из него удалила ряд страниц. Лишь в Москве в конце 1917 г. «Облако в штанах» полностью восстановили и выпустили под личным контролем Маяковского. Авантюрная история написания и издания поэмы придала ей дух революционной романтики.

Еще материалы по творчеству В. Маяковского:

  • Владимир Маяковский — биография, кратко о главном
  • Тема родины и революции в творчестве В.В. Маяковского
  • «Послушайте» — анализ стихотворения В.В. Маяковского
  • Любовная лирика В.В. Маяковского — особенности и своеобразие темы
  • «Прозаседавшиеся» — анализ стихотворения В.В. Маяковского
  • «Хорошее отношение к лошадям» — анализ стихотворения В.В. Маяковского
  • «Нате!» — анализ стихотворения Владимира Маяковского
  • Хронологическая таблица В.В. Маяковского — основные этапы жизни и творчества
  • Футуризм в творчестве Владимира Маяковского — особенности и основные черты 

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Первоначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол» вЂ“ было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: В«Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»В»1.

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: В«»Облако в штанах»… считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частейВ».

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика В«Долой!В». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим В«Долой!В», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из В«ОблакаВ» имели подзаголовок В«трагедияВ»).

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: В«как больной с кровати, спрыгнул нервВ», затем нервы В«скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ногиВ».

Автор поэмы мучительно спрашивает: В«Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?В» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: В«Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердцаВ». Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; В«Приду в четыреВ», – сказала Мария2. / Восемь. / Девять. / Десять… Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как В«нате!В», / муча перчатки замш, / сказала: В«Знаете – / я выхожу замужВ»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: В«Мария! Поэт сонеты поет Тиане3, // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней В«сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному…В» В«Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”… Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда детьсяВ».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: В«улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговариватьВ». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Я над всем, что сделано,  Ставлю В«nihilВ».  

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

а во рту  умерших слов разлагаются трупики.

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик (В«Мы от копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпиВ»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой  вытягивалось пропитое лицо Северянина.  Как вы смеете называться поэтом  И, серенький, чирикать, как перепел.  Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.  

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с В«чистой поэзиейВ»:

От вас, которые влюбленностью мокли,  От которых / в столетие слеза лилась,  уйду я, / солнце моноклем  вставлю в широко растопыренный глаз.  

Еще одно В«долойВ» поэмы – В«долой ваш стройВ», ваших В«героевВ»: В«железного БисмаркаВ», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона. В«На цепочке Наполеона поведу, как мопсаВ», – заявляет автор.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Идите! / Понедельники и вторники  окрасим кровью в праздники!  Пускай земле под ножами припомнится,  кого хотела опошлить!  Земле, / обжиревшей, как любовница,  которую вылюбил Ротшильд!  Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,  как у каждого порядочного праздника –  выше вздымайте, фонарные столбы,  окровавленные туши лабазников.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя В«тринадцатым апостоломВ», В«предтечейВ» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Я, обсмеянный у сегодняшнего племени,  как длинный скабрезный анекдот,  вижу идущего через горы времени,  которого не видит никто.  Где глаз людей обрывается куцый,  главой голодных орд,  в терновом венце революций  грядет шестнадцатый год.  А я у вас – его предтеча!  

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих – В«шестнадцатым годомВ».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной. В«Мария! Мария! Мария!В» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – В«рожденное слово, величием равное БогуВ». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – В«недоучки, крохотного божикаВ». Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Отчего ты не выдумал,  чтоб было без мук  целовать, целовать, целовать?!  

Лирический герой поэмы – В«красивый двадцатидвухлетнийВ». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют В«миллионы огромных чистых любвейВ». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение. Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького В«поразила в поэме богоборческая струяВ». В«Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал… и что господу богу от Маяковского здорово влетелоВ»4.

Я думал – ты всесильный божище,  а ты недоучка, крохотный божик.  Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища   достаю сапожный ножик.  Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю!  Ерошьте перышки в испуганной тряске!  Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою   отсюда до Аляски!  ...Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду!  Глухо.  Вселенная спит,  положив на лапу  с клещами звезд огромное ухо.  

Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста В«тринадцатого апостолаВ» – она спит!

Особенности поэтики Маяковского

Поэме В. Маяковского «Облако в штанах» (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что В«Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много естьВ».

На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще К.И. Чуковский: В«Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого таланта не хватит. В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник, затем – вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на флейте. Это ошеломляет. Но когда на других страницах он выдергивает у себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться. А когда он затем наряжает облако в штаны (поэма «Облако в штанах»), спрашивает нас:

Вот, / хотите, / из правого глаза / выну  целую цветущую рощу?!  

читателю уже все равно: хочешь – вынимай, не хочешь – нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенелВ»5. В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.

Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский – это неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И. Чуковский написал статью о поэзии А. Ахматовой и В. Маяковского – В«тихойВ» поэзии одного и В«громкойВ» поэзии другого поэта. Совершенно очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны. Кому же отдает предпочтение К.И. Чуковский? Критик не только противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их объединяет присутствие в них поэзии: В«Я, к своему удивлению, одинаково люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои. Для меня не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна другую, они обе необходимы равноВ»6.

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме “Анализ творчества Владимира Маяковского”:

в–єВ Анализ произведений других поэтов XX века

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskiy/oblako-v-shtanah.html
  • https://literaguru.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanah/
  • https://nauka.club/literatura/oblako-v-shtanakh-analiz.html
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/66-russkaya_poeziya_xx_veka__ocherki_poetiki_analiz_tekstov/stages/3063

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт