Нравственные искания Андрея Болконского

Все лучшие герои Толстого никогда не останавливаются в развитии, они проходят трудный путь духовных исканий, ошибаясь и падая, меняя нравственные приоритеты, но продолжая искать своё предназначение. В чем же заключались духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»?

Жизненный путь Болконского

Жизненный путь Андрея Болконского, а значит и его искания, складывается из сложных поисков смысла жизни, смены приоритетов и ценностей, разочарований, побед, надежд.

Впервые в романе «Война и мир» мы видим его в салоне Анны Павловны Шерер. Уже тогда он разочарован в пустоте светской жизни, он презирает ничтожные светские разговоры, его кумиром является Наполеон. Накануне Аустерлицкого сражения Андрей признаётся себе, что мечтает быть известным людям, любимым ими, он жаждет славы, подобной славе гениального французского императора.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей совершает подвиг: видя бегство союзного войска, он бросается вперёд со знаменем в руках, увлекая за собой солдат. Раненый, князь Андрей падает и, почти теряя сознание, видит над собой вечное, бесконечное, прекрасное небо, далёкое от людской суеты. Андрей Болконский понимает бессмысленность гибели людей на этой войне, мелочность своего кумира. Наполеон теперь кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с величественным и спокойным небом. Разочарованием заканчивается первый этап исканий Андрея Болконского.

Второй этап жизненных исканий Андрея Болконского

В дальнейшем он решает жить для себя и семьи, заниматься воспитанием сына, оставшегося без матери, умершей во время родов. Нравственные искания Болконского претерпевают изменения. Не может забыть Андрей и укоризненное лицо своей мёртвой жены, как будто говорившее: «Ах, что вы со мной сделали?» Чувство вины по отношению к жене за равнодушие к ней усиливает подавленность и разочарованность героя.

Важный этап на пути духовных исканий Андрея Болконского – разговор с Пьером. Князь Андрей многое сделал в имении Богучары: создал больницы и школы, улучшил жизнь крестьян, но он всё равно не видит смысла жизни. Пьер Безухов убеждает его, что «надо любить, надо верить».

Важным этапом поиска жизненных смыслов становится поездка в Отрадное, когда он услышал разговор Наташи и Сони. Князь убеждается, что Пьер Безухов был прав, надо жить и верить в жизнь. Неслучайно зазеленевший старый дуб становится для него символом возрождения.

Путь исканий Андрея в романе «Война и мир» делает новый виток: князь служит в Петербурге, принимает участие в реформаторской деятельности Сперанского. Однако довольно скоро герой разочаровывается в нём, понимая, что слишком далёк Сперанский от народных нужд, слишком увлечён самолюбованием.

Новое пробуждение к жизни связано с любовью к Наташе Ростовой. В ней Андрей находит идеал подлинной искренности чувств, непосредственности и внутренней красоты. Однако предательство Наташи, её попытка бегства с Анатолем Курагиным становится сильным ударом для Андрея Болконского. Разочарование в любимой, жажда мести Анатолю мучат его. Вместе с разочарованием приходит ощущения того, что жизнь окончательно разрушена.

Сложное испытание в жизни Болконского

Отечественная война 1812 года стала новым испытанием для князя Андрея, как и для всякого русского человека. Он теряет отца, тяжело переживает отступление русской армии, но считает своим долгом быть так, где он наиболее нужен в данный момент – на поле сражения. Во время Бородинской битвы князь Андрей тяжело ранен и по стечению обстоятельств его увозят из Москвы вместе с другими ранеными на подводах Ростовых. Наташа преданно ухаживает за Андреем.

Заключительный этап духовных исканий Андрея Болконского длится в мучительные дни страданий от ран. В это время Андрей чувствует в своём сердце христианскую любовь к людям, он прощает Анатоля и Наташу. В последние минуты Андрей постигает истину христианской любви и понимает, что прожил жизнь не зря. Таким образом заканчиваются нравственные, жизненные и духовные искания князя Андрея и весь его путь.

Таким образом мы рассмотрели, какой долгий путь прошел Андрей Болконский в романе «Война и мир» ища свое предназначение в жизни и меняя свои взгляды на людей. В своем романе, Лев Толстой отвел князю Андрею важную смысловую роль.

Что такое нравственные искания?

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка) Опубликовано 10.05.2020 — 18:50 —

В рамках дистанционого обучения составила лекцию для учащихся 10-го класса по образу Андрея Болконского (использован материад из интернета). Отправляла данную лекцию через беседу в ВК, комментировала. её.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngАндрей Болконский (лекция) 465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андрей Болконский

ПОРТРЕТ, МАНЕРЫ, ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

—  В какой сцене впервые предстает А. Болконский?

( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П. Шерер: «В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» )

— Как описывает его автор?

(Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило ему. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)

<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-399528-1391692888.jpg»>Презентация «Пути исканий Андрея Болконского».

Любимые герои Л.Н.Толстого, подобно другим,  совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти своё место в жизни, стремятся к нравственному совершенству….

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого «Война и мир».

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого «Война и мир»….

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского&raquo…

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

конспект занятия по литературе на тему : «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.&quot…

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого.

конспект занятия…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://reedcafe.ru/blogs/duhovnye-iskaniya-andreya-bolkonskogo-v-romane-voyna-i-mir
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/nravstvennye-iskaniya-andreya-bolkonskogo.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/05/10/zhiznennye-iskaniya-andreya-bolkonskogo

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт