Содержание
- 1 Содержание
- 2 Термин
- 3 Морфема и морф
- 4 Типы морфем
- 5 Что мы узнали?
- 6 Тест по теме
- 7 Определение термина
- 8 Специфические особенности
- 9 Типология единиц
- 10 Порядок проведения разбора
- 11 Еще тесты
- 12 Читайте также
- 13 Скачать:
- 14 Предварительный просмотр:
- 15 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 16 Виды морфем (классификация)
- 17 Формообразующие и словообразующие морфемы
- 18 Обязательные и необязательные морфемы
- 19 Морфемный разбор слова
- 20 Примеры морфемного разбора
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
- при- — это приставка, обозначающая приближение;
- -лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)
- -е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;
- -л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;
- -и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.
Дадим точное определение, что такое морфема в русском языке.
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
В русском языке различают несколько видов морфем:
- главная морфема — корень слова;
- аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- интерфиксы и соединительные гласные.
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
- принести — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
- дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
- смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
У некоторых слов окончание является нулевым.
Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.
Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
- глаз-а — основа глаз-;
- уход-и-л-а — основа уходи-;
- свет-ящ-ий-ся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
- простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
- сложная, содержащая два и более корней.
Например:
- словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
- землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Основа слова бывает производная и непроизводная.
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
- сестра;
- гроза;
- пестрый;
- когда;
- чуть.
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
- сестринский — сестринск-;
- предгрозовой — предгрозов-;
- пестрота — пестрот-.
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.
- весна → весенний;
- холодный → холодность;
- петь → певец.
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
- -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
- -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
- -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
- Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
- Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
- ходить — у-ходить, при-ходить, за-ходить, пере-ходить, от-ходить, в-ходить, ис-ходить;
- бежать — при-бежать, за-бежать, у-бежать, пере-бежать, с-бежать, от-бежать, в-бежать, из-бежать.
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов, например:
- гриб → грибник;
- победить → победитель;
- резать → резчик;
- заяц → зайчонок;
- серебро → серебристый.
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
- теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
- плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
- склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
- весело — весел-ее.
Суффикс — морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов или форм слов.
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
- глаза — глазки;
- шар — шарик;
- мешок — мешочек;
- зима — зимушка;
- стекло — стёклышко;
- утро — утречко;
- грязь — грязища.
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.
Например, постфиксы образуют новые слова:
- что — что-то;
- как — как-нибудь;
- где — где-либо.
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
- славить — славиться;
- строить — строиться;
- бросать — бросаться.
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
- улыба-ть-ся — улыба_ся;
- нрави-ть-ся — нрави_ся;
- доби-ть-ся — доби_ся.
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
- сидеть — сиди-те;
- стоять — стой-те;
- плакать — плачь-те.
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями. Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
- сух-о-фрукты;
- овощ-е- хранилище;
- птиц-е-лов;
- пят-и- томник;
- тр-ёх-палубный пароход;
- дв-у-стишие;
- дв-ух-уровневая квартира.
Скачать статью: Оцените статью:Каждое слово имеет определенную структуру. Данная статья поможет понять, что такое морфема в русском языке, рассмотрит определение морфемы, ее взаимосвязь с морфом, а также продемонстрирует типы морфем.+
Содержание
- Термин
- Морфема и морф
- Типы морфем
- Что мы узнали?
- Тест по теме
Термин
Морфема – это неделимая часть слова, имеющая значение. Данное определение показывает, что морфема обладает собственным значением, которое, как правило, реализуется контекстуально. В связи с этим следует отметить, что морфема обладает как формой, так и содержанием.
Морфему следует отграничивать от фонемы, которая не является значимой частью слова. Морфема – неделимая минимальная значимая часть слова.
Несмотря на имеющееся у морфемы значения, морфема не может существовать отдельно. Морфемы не обладают самостоятельностью, а реализуются только в словах.
Морфема и морф
Морф – это не отдельная языковая единица, а разновидность морфемы. Некоторые морфемы в зависимости от морфологических или фонетических процессов реализуются в разных словах или словоформах различно. Например, собирать – соберу (разные слова: и – е), друг – друзья (словоформы: г – з).
Типы морфем
Морфемика как раздел языкознания, изучающий морфемы, демонстрирует то, из чего состоят слова. Это корень, окончание, основа, приставка и суффикс. Реже встречаются постфиксы, соединительные гласные и интерфиксы.
Если говорить кратко, то все морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
К первому типу относятся корни слов, которые являются обязательными для существования слова.
Именно корень закрепляет в себе основное значение слова.
Ко второму типу относятся все аффиксы: окончания, приставки (стоящие перед корнем) и суффиксы (стоящие после корня). Аффиксальные морфемы по-другому называются служебными, так как добавляются к корню слова с определенной целью. Все аффиксы, присоединяющиеся к корню слова, дополняют его значение и конкретизируют его.
Что мы узнали?
Морфема – минимальная значимая единица языка, являющаяся неделимой. Морфема, обладающая формой и содержанием, имеет свое значение и реализуется только в слове. Морфема имеет свою разновидность: морф. Все морфемы формально можно разделить на корневые (выражающие основное значение слова) и аффиксальные (дополняющие и конкретизирующие значение корня).
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
Что такое морфема?</h3>
- <label>Наименьшая звуковая единица</label>
- <label>Неделимая часть слова, имеющая значение</label>
- <label>Совокупность форм одного слова</label>
- <label>Знаменательное слово</label>
(новая вкладка)Содержание:
При подготовке к ЕГЭ и ГИА учащиеся повторяют курс морфемики, получают дополнительную информацию и углубляют свои знания.
Этот раздел лингвистики напрямую связан со словообразованием, поскольку то, какими способами можно формировать слова, зависит от входящих в его состав минимальных компонентов.
Определение термина
Морфема представляет собой минимальную значимую часть любой лексической единицы, далее неделимую на более мелкие значимые компоненты. Слова состоят из морфем, значение каждой из них помогает образовать общее значение лексемы. В русском языке при разборе по составу выделяют основу, в которую включают приставки, корень и суффикс, а также окончание.
Следует отметить, что в звучащей речи минимальной единицей является звук — как гласный, так и согласный.
Однако звуки не являются значимыми компонентами, поскольку сами по себе не несут никакой семантики.
Вот почему самой крохотной значимой единицей принято считать именно морфему. В отличие от слов, она не может существовать самостоятельно, а определенный смысл приобретает только в составе лексической единицы.
Отличительные признаки морфем таковы:
- Имеет значение, этим она непохожа на звуки. При этом обладает и звучанием.
- Не имеет грамматического оформления.
- Не способна члениться на иные значимые компоненты слова.
- Не носит характера коммуникативной единицы.
Существуют специальные морфемные словари, в которых зафиксировано, какие суффиксы и приставки являются универсальными, а какие употребим только в составе конкретных частей речи — существительных, прилагательных, глаголов и иных.
Специфические особенности
Примеры морфемы позволяют убедиться в их разнообразии. Одна группа используется для образования новых слов, прежде всего, это приставки и суффиксы. Вторая же категория помогает образовать только словоформы — формы лица, числа, падежа, рода одного слова, а не новых единиц.
В этих минимальных компонентах могут присутствовать чередования гласных и согласных. Такие изменения появились в ходе исторического развития языка, носят системный характер. Именно этим явлением обусловлены чередующиеся гласные в корнях вида «лаг-лож», «кас-кос».
Каждая морфемы привносит в лексему собственный элемент значения.
Например, глагол «прибежали»:
- Приставка «при» обозначает приближение к чему-либо.
- «Беж» — корень, обозначающий нечто, связанное с процессом бега.
- Суффикс «а» является формообразующим, очень древним, обозначает действие. Образованы от существительных.
- Суффикс «л» обозначает прошедшее время глагола. Указывает на то, что действие свершилось.
- Окончание «и» указывает на то, что действие совершило несколько лиц, то есть определяют форму множественного числа.
Существуют так называемые служебные морфемы, к которым относятся аффиксы, флексии и приставки, используемые для образования новых слов и словоформ.
Типология единиц
В морфемике русского языка существует 6 типов морфем: корень, префикс или приставка, суффикс, флексия или окончание, интерфикс (соединительная гласная) и постфикс. К аффиксальным морфемам относятся все, за исключением корня. Наконец, все элементы слова, кроме окончания, входят в состав основы.
Очень важно научиться верно вычленять морфемы, это поможет при разборе по составу.
Центральной единицей слова, в которой заключается основное его значение (или его элемент) является корень. Например, в слове «кровавый» корнем будет «кров», который указывает на связь с кровью.
В некоторых лексемах возможно более одного корня (садовод, железобетонный). Но слов, в которых эта морфема отсутствует, нет и быть не может. Отсюда вывод: корень — это не только главная, но и обязательная единица состава.
Префикс или приставка — морфема, которая в слове занимает позицию перед корнем. Чаще всего выполняет словообразовательную роль, помогая формировать новые единицы языка.
Есть несколько способов образования:
- Приставочный (анти+утопия, не+классический).
- Приставочно-суффиксальный (под+березо+вик, за+кут+ок).
- Приставочно-постфиксальный (рас+кланять+ся).
- Приставочно-суффиксально-постфиксальный (пере+миг+и+ва+ть+ся).
Однако в ряде случаев приставка исполняет формообразовательную функцию, например, для получения формы глагола совершенного вида от несовершенного: с+писать — списать, про+читать — прочитать.
В словах может быть как одна приставка (про+читать), так две (при+от+крывать) и даже три (не+без+до+казательно).
Характеристика суффиксов
Расположение этой единицы — между корнем и окончанием. Большая часть этих единиц исполняет словообразовательную роль: читать — читатель, коммунист — коммунизм — коммунистический, понятие — понятийный — понятный. Может участвовать в словообразовании при помощи нескольких способов — суффиксального, приставочно-суффиксального, суффиксально-сложном (три звезды — трехзвездник — трехзвездочная гостиница).
В науке есть и нулевой суффикс — не выраженный грамматически и буквенно, однако его отсутствие является значимым для отличия словоформы от иных форм. Примеры: нес, вез — это глаголы прошедшего времени, однако «классический» суффикс «л», указывающий на эту форму, у них не выражен, то есть является нулевым.
Выделяют также бессуффиксальный способ образования: существительные «высь», «синь» образованы путем усечения аффикса от прилагательных «высокий», «синий». Однако от этих же прилагательных образованы и иные слова, но с использованием материально выраженного суффикса: высота, синева.
Также формообразующим является суффикс «л», помогающий получить форму глагола прошедшего времени: править — правил, читать — читал.
Например: Школьник читал предисловие к книге и понимал, что она очень интересная.
Другие формообразующие аффиксы представлены в форме таблицы:
Часть речи | Суффикс | Примеры |
Причастие | -ущ/-ющ, -ом/-ем | Читающий, читаемый |
Деепричастие | -а/-я | Читая |
Глагол несовершенного вида | -ва | Переживать |
Количество суффиксов в словах русского языка может быть различным: один (учение), два (учитель), три — редко (учительница).
Признаки флексий
Окончание — морфема, выходящая за пределы основы и присутствующая только в изменяемых частях речи (прилагательное, существительное, числительное, местоимение, глагол, причастие). Внутри слова может располагаться при наличии постфикса в возвратных глаголах (составляться — составляешься).
Иногда является нулевым, то есть не имеет буквенного выражения, чаще всего это наблюдается у существительных мужского рода, оканчивающихся на согласную (паж, конь, супруг) или женского на мягкий знак (мышь, рожь, запись).
Используется для выражения рода, лица, числа, падежа.
Например:
- Село — окончание «о» говорит о том, что это слово ср. рода, ед. ч., Им. п.
- Красивого — флексия «ого» указывает на муж/ср.род, ед. ч, Р. п.
- Выражаем — «ем» — признак 1 лица, мн. ч.
Еще одна функция, которую выполняет окончание — установка синтаксической связи слов в предложении — управления или согласования: (какой?) волшебный лес (что делает?) дарит (кому?) всем (что?) радость. Иногда применяется для образования новых слов, например, присоединив к слову «физик» (ученый) флексию «а», можно получить лексему «физика» (наука).
Эта часть слова есть у всех частей речи, которые относятся к склоняемым или спрягаемым.
Другие морфемы
Соединительная гласная также относится к числу минимальных значимых единиц языка. В научной литературе можно встретить также наименования «интерфикс», «соединительный аффикс». Ее основное предназначение — соединение двух основ при образовании сложного слова. Чаще всего встречается гласная «о» (паровоз, лесостепь, лесомеханический), однако в ряде случаев используется «е» (нефтедоллар, птицеферма, пешеход). В родительном падеже количественных числительных наблюдаются гласные «и», «а», «у»: пятилетка, полугодие, сорокалетний.
Постфикс — морфема, располагающаяся после окончания.
В русской грамматике их всего 5:
- -ся / -сь — в возвратных глаголах.
- -то, -либо, -нибудь — в местоимениях.
- -те — глаголы множественного числа.
В рамках школьного курса такие единицы рассматриваются как особые суффиксы, однако на филологических факультетах и в науке они выделяются в отдельную группу.
В такой отрасли языкознания как морфемика принято выделять еще одну категорию единиц — аффиксоиды, подразделяющиеся на префиксоиды и суффиксоиды. Они представляют собой части сложных слов, которые постоянно принимают участие в словообразовательном процессе. Примеры: био-, нео-, анти-, псевдо — префиксоиды (биотехнология, неонацизм, антитерроризм, псевдоискусство). Суффиксоиды: -тек, -лог (биолог, зоолог, картотека, фильмотека).
Порядок проведения разбора
Знание морфем необходимо школьникам для того, чтобы правильно проводить разбор слова по составу и делать анализ его структуры.
Конечно, современные онлайн-сервисы позволяют быстро разобраться в том, из каких компонентов состоит любое слово, но ведь в классе ими воспользоваться не представляется возможным.
Вот почему последовательность действий при выполнении разбора следует знать:
- Выделение основы и окончания.
- Характеристика основы. Следует отметить, какая она — производная или нет.
- Описание флексии (нулевое или имеет выражение, какое значение передает).
- Определение корня. Делается это путем подбора однокоренных значимых слов.
- Выявление приставки, определение ее функции (формообразующая или словообразовательная).
- Вычленение суффиксов, установка их грамматической роли.
По данному плану следует проводить морфемный анализ слов. Образец:
Слово «рифма». Основа — рифм-, окончание «а». Основа является непроизводной, флексия — имеет выражение, передает жен. р., ед. ч., Им. п. Для определения корня следует придумать однокоренные слова: рифмовать — рифмовка — рифмоплет — рифмовка. Эта информация позволяет понять, что корнем является «рифм». Приставок и суффиксов слово не имеет.
«Исторический». Основа — историческ-, окончание -ий. Основа является производной, флексия -ий показывает, что прилагательное поставлено в форме муж. р., ед. ч, Им. п. Однокоренные слова: история, историк, историчка. Корень «истор». Приставок нет. Суффикс «ическ» является словообразовательным.
Таковы основные знания о морфемах, которые помогут ученикам успешно выполнять задания в школе и дома.
Важно помнить, что в языке постоянно появляются новые слова, однако формирование новых структурных единиц происходит довольно редко. Причина проста — в заимствованных лексемах используются традиционно русские аффиксы.
Еще тесты
Читайте также
Фонетический разбор слова [листья]Цифры прописью — правила написания в русском языкеМестоимения в русском языкеМорфологический разбор имени существительного — правило, схема и примеры
Опубликовано 23.01.2014 — 19:09 —
Разработка урока русского языка по теме «Морфемы. Значение морфем». 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разарботка урока 5 класс «Морфемы. Значение морфем» | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная школа»
Назаровского района Красноярского края
«Морфемы слова. Смысловые значения приставок, суффиксов. Морфемный разбор слова»
(С использованием блочно-модульной технологии)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Мишукова Лариса Петровна
п. Степной
2014
Разработка урока изучения нового материала (блоком) 5 класс. Русский язык
Тема урока: Морфемы слова. Смысловые значения приставок, суффиксов. Морфемный разбор слова. (2 часа).
Цель:знать понятие всех морфем слова (окончания, основы, корня, приставки и суффикса); знать виды окончаний (звуковое и нулевое), знать, какие слова не имеют окончаний; знать смысловые значения приставок и суффиксов; знать порядок морфемного разбора слова;
Для сильных детей знать значение грамматических категорий, выражаемых окончаниями; знать, что в русском языке существуют слова с омонимичными корнями.
Оборудование: учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, дидактический материал (карточки) по теме.
Ход урока:
I. Актуализация.
-Что объединяет данные понятия? (понятия записаны на доске)
Окончание, корень, приставка, суффикс? (части слова, морфемы)
II. Объявление темы урока. Постановка целей.
Тема нашего урока «Морфемы. Их значение».
— Поставьте для себя цели на сегодняшний урок.
После высказывания детей делаю обобщение. Говорю, что мы не только вспомним, какая морфема называется окончанием, корнем и т.д., но выясним, какие слова вообще не имеют окончаний, какие смысловые значения имеют приставка и суффикс, вспомним и повторим порядок морфемного разбора.
III. Объяснение нового материала.
Поэтапно повторяется каждая морфема, только понятия приставки и суффикса повторяются совместно. По ходу повторения каждой морфемы заполняется таблица. Я записываю её на доске, дети в свои словарики.
Морфемы.
Морфемы |
Основное значение |
функция |
Место в слове |
окончание |
Формообразующая часть слова |
Образует формы слова, служит для связи слов в словосоч. и предложении |
После корня или суффикса рука |
основа |
Часть слова без окончания |
Заключает лексическое значение слова |
думает |
корень |
Главная, значимая часть слова |
Заключает общее значение всех однокоренных слов |
решаю, решение, решённый |
суффикс |
Значимая часть слова |
Служит для образования новых слов |
После корня свисток |
приставка |
Значимая часть слова |
Служит для образования новых слов |
Перед корнем Прилетели |
Окончание.
Раскрытие понятия «Окончание» происходит на основе сравнения пар слов «лесной – лесные, скрываю – скрываешь». Находили сходства и различия. Дети сказали, что слова имеют одинаковое лексическое значение и отличаются друг от друга окончаниями. Сказали, что данные примеры представляют собой формы слова. (Эта тема была изучена на предыдущем уроке).
Далее сравнили окончания у ещё одной пары слов: «снег – снега». Выяснили, что у одного слова окончание нулевое, а у другого – звуковое. Полученные выводы преобразовали в схему:
Окончание
звуковое нулевое
(выражается звуками) (не выражается звуками)
Для нахождения слов, которые не имеют окончаний, мы выполнили следующую работу
-детям были даны слова: «бегаю» и «трава», нужно было образовать разные формы слова при помощи окончаний и эти окончания выделить. Затем я предложила проделать аналогичную работу со словами «вчера» и «пальто». Ребята выяснили, что эти слова не изменяются и имеют «застывшую» форму. Следовательно, они не имеют окончаний, даже нулевых. Полученный вывод вписали в словарь:
В русском языке есть слова, которые не имеют окончаний:
1. Наречия
2. Неизменяемые существительные
Про такие слова надо говорить: «Оканчивается на…, а не имеет окончание».
Следующим этапом была дифференцированная работа:
Слабые ребята получили задание на отработку (карточка)
Выдели окончания в словах:
Пароход, прыгнешь, в синем, шёл долго, вырезал, кенгуру, тапочки, жюри, снежок.
Сильная группа вместе со мной выясняла, можно ли по одним окончаниям определить часть речи и её грамматические значения.
Детям были предложены слова: стол, бегу, машина, белый, синего, пишет.
Задание: выделить окончания в словах, определить часть речи и выяснить грамматические признаки этих частей речи (падеж, число, род и т.д.)
Затем детям были предложены одни окончания: О, АЯ, ИТ, ЫХ, Я, ЕШЬ.
Нужно было придумать слова с такими окончаниями и определить их грамм. признаки.
Дети сделали вывод, что по одним окончаниям можно определить часть речи и её грамматические категории. (вывод записали в словарь).
Основа.
Что называется основой, было выявлено при проверке задания, которое выполняли слабые ребята. (см. выше)
Из курса русского языка начальной школы дети знают, что основа – это часть слова без окончания. Показала её графическое выделение. И предложила ребятам найти основы в словах из выполненного задания. Таким образом, было выяснено, что в словах, где нет окончаний, основой является всё слово (вывод записан в словарь).
Корень.
Определение понятия «корень» начали с того, что выяснили лексические значения слова «корень». Дети говорили, что корень – это:
- подземная часть растений;
- часть волоса или зуба;
- корень уравнения;
- значимая часть слова;
- в переносном значении – начало чего-либо. Например, корень жизни.
Также ребята сказали, что, как растение или зуб не может существовать без корня, так и слово не может обходиться без корня. Корень – это «сердце» слова.
Далее учащимся было предложено придумать как можно больше слов с слов с корнем –езд- (езда, ездить, поездка, подъезд и т.д.). Выяснили, что образованные слова являются однокоренными, у них одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение.
Определили, что для того, чтобы правильно найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. Их общая часть и будет являться корнем.
Выводы внесли в таблицу.
Следующий этап – дифференцированная работа.
Слабые ребята выделяют корни и основы в предложенных словах:
Удалиться, задрожать, приближение, единение, ветви, шар, кофе, скатать, запевать (песню), запивать (лекарство).
Сильные дети выполняют упражнение «Четвёртый лишний»:
-найди лишнее слово и объясни свою точку зрения
1. слепой 2. ослепить 3. ослепнуть 4. слепок
1. гора 2. гористый 3. горе 4. горный
Выделяем корни в словах. Выясняем, что слова в каждой строчке не являются однокоренными, не смотря на то, что у них одинаковый корень, так как корни имеют разное лексическое значение.
Вывод записываем в словарь: в русском языке есть слова с омонимичными корнями, т.е. с одинаковыми по написанию и произношению, но с разными лексическими значениями.
Суффикс и приставка.
Выяснение указанных понятий происходит на основе работы с текстом.
Текст.
Приставки и суффиксы жили в общем-то дружно, делая своё дело. А дело было в том, чтобы образовывать в языке новые слова. Они трудились не покладая рук, каждая морфема по-своему. Приставке было, пожалуй, полегче. Была она действительно приставучая: облюбует слово, приставит себя к нему – готово: ехать – поехать, приехать, заехать… Пошло – поехало!
Суффикс – мужик серьёзный. Он просто так за дело не берётся. Прикинет, подумает, окончание от слова отбросит, а потом соображает, как к слову пристроиться и снова окончание к нему подобрать. Да, разница между ними была, но именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!
Задания к тексту:
— прочитайте текст выразительно;
— найдите в тексте однокоренные слова;
— определите тему текста;
— определите основную мысль текста;
— проанализируйте содержание текста и на основе своих выводов дайте понятие «суффиксу» и «приставке».
Подводится итог, выводы заносятся в таблицу.
Следующим этапом является выяснение значений суффиксов и приставок.
Изучение этого материала происходит на основе наблюдения.
Ребята получили таблицы: «Значение суффиксов» и «Значение приставок», в которых были заполнены лишь колонки «Суффиксы», «Примеры». Аналогично с приставками. На основе наблюдений над суффиксами и примерами слов дети должны выяснить значение морфем. Выясненные значения вписать в таблицу.
Значения суффиксов.
суффиксы |
значение |
примеры |
-ист- -ник- -чик- -щик- -тель- -ач- |
Обозначают профессию людей, род их занятий. |
Баянист Охотник Переписчик Барабанщик Учитель Трубач |
-ец- -ич- |
Название лиц по месту жительства |
Волгоградец москвич |
-к- -ушк- -ышк- -ик- -ек- -ич(к) -иц- -чик- |
Уменьшительно-ласкательное значение |
Дочка Бабушка Крылышки Листик Листочек Водичка Водица стульчик |
Значения приставок.
приставки |
значения |
примеры |
в- |
Движение вперёд, внутрь |
въехал |
вы- |
Движение наружу |
выехал |
пере- |
Передвижение с места на место |
переехал |
при- |
Приближение, присоединение |
приехал, пришил |
у-, от- |
удаление |
убежал |
без- (бес-) |
Отсутствие чего-либо |
бездомный |
Морфемный разбор слова.
Дети под диктовку записывают порядок морфемного разбора. Разбирают образец разбора.
Порядок морфемного разбора слова.
- Выдели окончание. Измени слово. Та часть, которая изменяется, будет окончанием.
- Выдели основу. Это часть слова без окончания.
- Выдели корень. Подбери однокоренные слова. Их общая часть будет явл. Корнем
- выдели приставку. Она находится перед корнем.
- Выдели суффикс. Он находится после корня.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Выясняется, достигли ли дети поставленной цели. Что нового они узнали на уроке. Что было самым сложным на уроке. Как они преодолевали сложности.
Список использованной литературы:
- Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – 33-е ищд., дораб. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с., 4 л. ил.
- Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/ Богданова Г.А. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2000. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме «Сложные слова» ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : «Сложные слова»….
Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы
Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн…
разработка урока русского языка «Обучающее сочинение». 11 класс.
Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)…
Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»
Тема урока: «Имя прилагательное», 5 классЦель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:обучающая: пополнить практический опыт учащихся в уп…
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса «Выделение причастного оборота на письме»
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об…
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС «Школа 2100») по теме «Повторение изученного о деепричастии»
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к…
Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»
Разработка урока по формированию грамотного чтения литературного текста, развивающего умения формулировать тему текста и основную мысль, пон…
- Мне нравится
Морфема (от греч. morphe – форма)–это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.
Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.
Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».
Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.
Виды морфем (классификация)
Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.
Формообразующие и словообразующие морфемы
Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.
К словообразующим морфемам относятся
- суффикс
- приставка
- постфикс.
Окончание (флексия), некоторые суффиксыменяют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называютсяформообразующими.
Окончаниеменяет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
К формообразующим суффиксамотносятся: -Л-, -И-, -Е-, -ЕЕ-, -ЕЙ-
-
-Л- служит для образования прошедшего времени глагола;
- Прошел, поливала, раскладывали
- –И- служит для образования повелительного наклонения глагола;
- Сорви, потерпи, служи, порви
- –Е-, -ЕЕ-, -ЕЙ- служат для образования сравнительной степени имени прилагательного.
- Короче, сильнее, больней
Обязательные и необязательные морфемы
По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.
К обязательным морфемам относится корень.
Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.
Аффиксы(от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательнымиморфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию
Приставка– значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.
Основа – часть слова без окончания.
Морфемный разбор слова
Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.
Порядок морфемного разбора
- Определить часть речи.
- Выделить окончание. У неизменяемых слов окончание не выделяется (наречие, деепричастие, сравнительная степень прилагательного, некоторые иноязычные существительные)
- Выделить основу слова.
- Выделить корень (для этого необходимо устно подобрать однокоренные слова).
- Выделить приставки, суффиксы, постфиксы (если есть)
Для чего нужно определить часть?
При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.
- Налево — наречие (неизм.)
В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.
Прием для правильного выделения приставки и суффикса
Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.
При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.
При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.
Орфограммы в корне:
- «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных»;
- «Правописание звонких и глухих согласных»;
- «Непроизносимые согласные»;
- «Чередование гласных в корне».
Орфограммы в приставке:
- «Правописание З и С на конце приставки»;
- «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Орфограммы в суффиксах:
- «Правописание суффиксов в разных частях речи»
Орфограммы в окончаниях:
- «Правописание падежных окончаний»;
- «Правописание личных окончаний глаголов».
Примеры морфемного разбора
Смотри также:
Используемые источники:
- https://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/morfema-v-russkom-yazyike-opredelenie.html
- https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/morfema.html
- https://nauka.club/russkiy-yazyk/morfema.html
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/23/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-morfemy-znachenie
- https://bingoschool.ru/manual/morfema-v-russkom-yazyike/