Изучаем художественные особенности русских былин

Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нем обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь.

События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведется медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах.

Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение ее более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.

Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира. Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского ксня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется прием гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнет правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой – переулок.

Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснет, то “богатырский сон на двенадцать ден” (дней). Под стать богатырю и его конь: “первый скок коня – на много верст, а второй скок – и найти нельзя”. Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг.

Несметные силы врага “серому волку ТфА дня не обскакать, черному ворону в день не облететь”. В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно.

В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты – красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами.

В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки каленые.

Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона. Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях, Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком рыскать во чистых полях. Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой…

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: “Стал Вольга растеть-матереть”; “А орать да пахать да крестьяно-вати”; “Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось…

” Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю.

У него “стрелочки каленые”, “седе-лышко”, “уздечки”, “войлочки”, “потнички” и т. д.

Художественные особенности русских былин?« Анюта – М. И. ПоповХарактеристика героя Раневская, Вишневый сад, Чехов »

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка (В«то старина, то и деяниеВ», В«на том старина и покончиласьВ»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – В«Три поездки ИльиВ», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова В«Поэтика и генезис былинВ». Исследователь считал, что В«былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителяВ».1

Д.С. Лихачев в книге В«Поэтика древнерусской литературыВ» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху В«вечноВ» княжит князь Владимир, В«вечноВ» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.2

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме «Русский героический эпос. Былины»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество»

  1. Сочинения
  2. 7 класс
  3. Художественные особенности русских былин

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

7 класс

<glav>Другие сочинения:</glav>← Вода красота всей природы↑ 7 классКому не знакомы особая тишина музея →

Художественные особенности русских былин

Несколько интересных сочинений

  • Перро

    Сочинения по произведениям Перро

  • Сочинение Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» представляется мне не как поучительная история, а как типичная юмористическая миниатюра тех лет. Автор изображает рядовую ситуацию, которая случается в российской провинции тех лет

  • Сочинения по картинам

    В этом разделе собраны сочинение по картинам художников. Чтобы найти картину выберите автора или воспользуйтесь поиском.

  • Отношение и реакция Собакевича к предложению Чичикова

    В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души», большую роль играет проблема «омертвления человеческой души». Главный герой повествования, чиновник Чичиков, колесит по селам с целью приобрести бумаги на право обладания людьми

  • Анализ поэмы Коробейники Некрасова

    Поэма написана для аудитории из простого народа, на что указывает посвящение ее одному крестьянину. В ней Некрасов, используя род занятия главных героев — странствующих торговцев, рисует картины нелегкой жизни крестьян.

Большое значение для фольклора имеют былины. Школьной программой по литературе заложено изучение этого жанра в 7-х классах. Наша статья поможет школьникам изучить художественные особенности русских былин. Но прежде чем изучать этот вопрос, необходимо рассмотреть определение данного жанра, а также многие интересные факты, связанные с ним.

1803220.jpg

Термин «былина» и его происхождение

Былина – это эпическая песня, в ней воспеваются события и их герои, а также многие эпизоды из истории Древней Руси. Изначально былины оформились в период ранней Киевской Руси. В них выражалось мировоззрение восточных славян. Благодаря былинам исторические события XI-XVI веков навсегда запечатлены в устном народном творчестве. Таким образом, начинать писать сочинение на тему «Художественные особенности русских былин» необходимо с определения термина.

Читатели в этом жанре видят образы храбрых и сильных богатырей, а также их удивительные подвиги. Благодаря художественному слову в героическом эпосе соединились реальность и фантастическое вымысел. Былину и волшебную сказку объединяют мифические образы супостатов (врагов), параллельно читатель наблюдает метаморфозы (перевоплощение) персонажей, а также взаимодействие главных героев с животными. Однако элементы фантастики в эпических песнях оказались подчинены историческому видению, а также отображению действительности. Все эти элементы составляют художественные особенности русских былин.

1803223.jpg

Когда былины оказались на бумаге

Многие ошибочно считают, что былина относится к русской литературе, отчасти это так. Однако изучением былин занимается фольклор (устное народное творчество). Это означает, что они передавались из поколения в поколение, из уст в уста. На бумаге их зафиксировали не раньше XIX века в Карелии, на берегах Белого моря, а также в городах Архангельской губернии. В Сибири и на Урале былины записывали с XVIII века. В это время героический эпос активно переписывали в центральных губерниях нашей Родины (Воронежской, Московской, Калужской, Новгородской, Петербургской, Владимирской и так далее). Многообразны художественные особенности русских былин. Сочинение школьника должно их отразить как можно полнее. Поэтому переходим к особенностям сюжета и содержания эпоса.

Содержание и сюжеты

В своих исследованиях филологи пишут, что былины по содержанию достаточно разнообразны. На сегодня фольклористике известно около сотни сюжетов, а зафиксировано больше 3000 вариантов и версий текстов. Как правило, эпические песни имеют новеллистический или героический характер. Идейный замысел героической былины заключён в прославлении, единении, а также независимости русской земли. Новеллистические былины прославляют верность супругов, настоящую дружбу, осуждение дурных качеств человека. Кроме того, есть и такие произведения, в которых народ осуждал несправедливость социальную, которая заключалась в произволе властей. Цель всех былин заключается в возвеличивании социальных, национальных, а также нравственно-этических идеалов русского народа.

«Старинушка»

Возможно, вы удивитесь, но наши предки не использовали термин «былина». Этот жанр они называли «старинка», «старинушка». Из этого названия было понятно, что в песне речь идет о событиях, которые происходили очень давно. В первой половине XIX века отечественный фольклорист, этнограф, палеограф и археолог Сахаров Иван Петрович предложил называть старинки былинами. Эту идею он взял из «Слова о полку Игореве».

Поэтика, а также художественные особенности русских былин (7 класс, русская литература)

Художественный мир былины сильно отличается от других жанров и обычной жизни. Язык и поэтика подчиняются задаче грандиозного и значительного изображения. Певец, который сказывает эпос, душевно сливается с небесами и морем, а также с бескрайними просторами русской земли. Поэтизация молодецкой удали, степенной воли, облика русского богатыря, а также его верного коня переносит слушателей и читателей в воображаемый мир эпохи Древней Руси, который величаво возносится над заурядной и обыденной действительностью.

Композиция

Продолжаем рассматривать художественные особенности русских былин. Композиционная основа данного жанра в основном строится на антитезе, где главный герой противопоставляется противнику. Так, например, Алёша Попович сражается с Тугариным, Добрыня Никитич выступает против Змея Горыныча. Существует еще один прием в композиции – это утроение. Данная особенность существует и в волшебных сказках, но в отличие от них герой былины действует самостоятельно. Если школьникам необходимо указать художественные особенности русских былин в сочинении (7 класс такое задание предполагает), то обязательно напишите об этом.

Сюжеты былин строятся по классической схеме:

  • зачин,
  • завязка,
  • развитие,
  • кульминация,
  • развязка.

Основное средство, создающее образы

А мы продолжаем изучать художественные особенности русских былин. Сочинение школьника на данную тему должно содержать в себе разнообразие приемов, которые использовались при создании былин. Собиратель былин А. Ф. Гильфердинг воспринимал гиперболу (преувеличение) как реальное изображение в максимальном проявлении черт и качеств. Например, богатыри во время пира у князя Владимира выпивали чарку вина, которая по объему приравнивалась к большому ведру! Данный прием сказители применяли для того, чтобы идеализировать образ богатыря.

Средства художественной выразительности

Художественные особенности русских былин заключаются еще и в тропах. Все дело в том, что сказители принимали их как достоверные и исторические события. Этот фактор и повлиял на поэтику эпоса. Удивительно, но в былинах отсутствуют метафоры! Зато они изобилуют эпитетами и сравнениями. Часто богатыря сравнивали с ясным соколом. Почти всегда в эпосе поле чистое, стрела бывает каленой, богатырь – сильный, а вражеская сила – поганая.

Как видите, изучить художественные особенности русских былин в 7 классе не так сложно. Важно своевременно и осознанно читать тексты.

Изучать историю можно не только при помощи учебника, но и благодаря литературе. Читайте, расширяйте кругозор!

  • Михайлова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Разделы:Литература

Класс:6

Цели: </ul>повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста;</li>

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.

Ход урока

I. Постановка цели и задач урока

II. Беседа — актуализация знаний

  • Что такое былина? (Cлайд №2. Презентация)
  • Чем былина отличается от сказки?
  • Как связана былина с реальными историческими событиями? (Cлайд №3)
  • Кто является персонажами былины? (Cлайд №4)
  • Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
  • Что вы знаете об особенностях былины? (Cлайды №5-9)

(Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):

  • “Илья Муромец и Калин-царь”;
  • “Алёша Попович и Тугарин”;
  • “Добрыня Никитич и Змей!

Слово “былина” образовано от слова “быль”, другое название былины – старина.

  • Что такое речитатив?

III. Проверка домашнего задания.

Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.

По ходу — вопросы учителя:

  • О чем былина? Понравилась вам?
  • Кто из героев запомнился? Почему?
  • Какие герои вступают в противоборство?

IV. Особенности изображения былинного героя.

1. Беседа (слайд 10)

  • Как обычно называют былинных героев?
  • Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.
  • Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?
  • Аукцион “Кто больше?” (Назвать подвиги былинных героев) (вернуться к слайду №4)
  • За что и с кем сражаются богатыри?

2. Викторина “Узнай героя”

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)

3) А … своей матушки не слушался. Как он едет далече во чисто поле, А на тую гору Сорочинскую, Потоптал он младыих змеенышей, Ай повыручил он полонов да русских

(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)

(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)

5) В вышину он трёх сажён, Промежу плечей – косая сажень, Промежу глаз – калена стрела, Конь под ним как лютый зверь

(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )

V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)

В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты:

  • зачин;
  • завязка действия;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязкаю

В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).

Гипербола – главный художественный приём в былине.

Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).

VI. Обобщение

  • Назовите художественные особенности былины.
  • Для чего они используются в былине?
  • Любого ли героя былины можно назвать богатырём?
  • Кто такие богатыри?

Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.

VII. Рефлексия

Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?

Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?

Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.

VIII. Домашнее задание

На выбор учащихся:

  1. Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.
  2. Составить кроссворд или викторину по теме “Былины”.

23.06.2011

Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/xudozhestvennye-osobennosti-russkix-bylin/
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2550-osobennosti_zhanra_bylin.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/7-klass/hudozhestvennye-osobennosti-russkih-bylin-po-russkoj-literature-7-klass
  • https://fb.ru/article/317334/izuchaem-hudojestvennyie-osobennosti-russkih-byilin
  • https://urok.1sept.ru/articles/599118

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт