Содержание
Автор: · 24.01.2021
(527 слов) Не многие из нас обращали внимание на описание пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Природа играет значительную роль в романе, как и во многих произведениях Тургенева и других авторов того времени. Отношение к ней характеризует героев с той или иной стороны, а значит, помогает выразить авторскую позицию. Описание пейзажа создает атмосферу, которая настраивает читателя на определенный лад и создает контекст для развития событий. Наконец, пейзаж передает настроение героев, а его описания позволяют лучше понять тех, кого он окружает. Разберем эти функции поподробнее.
В произведение «Отцы и дети» природа помогает некоторым героям отвлечься и переключить свое внимание с общественных проблем, насладиться красотой и гармонией. Их отношение к окружающему миру служит верной характеристикой, позволяющей нам разобраться в характере персонажа. Так, например, Аркадий любуется красотой наступающей весны, пробуждением природы и возрождением силы, и все его мысли о необходимости реформ и нигилизме постепенно ослабевают. На лоне деревенского пейзажа он постепенно забывал о столичных амбициях и отдалялся от Базарова. Таким образом, действие природы на Аркадия — это критерий, позволяющий нам определить его истинное отношение к взглядам своего приятеля. Кирсанов-младший, тонко чувствующий красоту пейзажа, не был потенциальным «разрушителем мира» и нигилистом. Природа и вечная красота окружающего мира противопоставляются социальным волнениям, теориям и различным укладам общества. Гармонию герои всегда ищут в окружающем природном мире. Отношение к нему помогает читателям лучше представить характер и самого персонажа. Невосприимчивые к красоте природы люди не способны сочувствовать поэзии и живописи. Тот же Базаров не мог наслаждаться пейзажем, а потому был глух к искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» — говорил он.
Пейзаж в романе «Отцы и дети» не только характеризует героев, но и демонстрирует авторскую позицию. Если следить за сюжетом, то можно обратить внимание на то, что почти каждое столкновение антагонистов Базарова и Павла Петровича сопровождается подробным описанием природы. Она выступает непоколебимой и безмятежной красотой на фоне противоестественных поступков героев. Она подчеркивает суету и тщетность их споров. Она одним своим вечным величием опровергает их высокие заявления о будущем мира, который не угодит ни одному из них.
Роль пейзажа состоит и в демонстрации нужного контекста. Так, сад Анны Одинцовой, всегда одинаково подстриженный, всегда загнанный в рамки, всегда усеянный мертвыми статуями из мрамора, погружает читателя в сонную и однообразную атмосферу жизни героини. Она также загоняет свою женскую природу в узкие рамки комфорта и не позволяет сердцу выплеснуться в любви и заботе хоть о ком-нибудь, кроме себя самой.
Обращая внимание на последнюю главу романа, где описывается могила Базарова, мы можем наблюдать подробную картину пейзажа. Она словно теряется во времени и уходит в вечность, показывая читателю, что все человеческие теории – ничто, по сравнению с силами природы.
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Пейзажи, описания природы и окружающей действительности помогают Ивану Сергеевичу Тургеневу наполнить роман «Отцы и дети» не только социальными проблемами, но и вечными философскими вопросами поиска красоты и истины. Автор призывает читателей задуматься не только об общественных установках, проблемах и теориях, но и о жизни в целом, о ее ценности и безмятежности на фоне происходящих изменений среди множества людей.
Автор: Майя Лаошвили
Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживание, душевное состояние и души героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям.
Один из лучших пейзажистов в мировой литературе – Тургенев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.
Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса – первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо, зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах деревушки. Сколько русской души, воображения взято из этих Спасских лет!
В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в третьей главе романе, что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили “отцы” и “дети”. Ответ на этот вопрос автор дает пейзажем: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописным…
Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крыши. Как нарочно, мужички встречались обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам”.
Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразований. “Но как их исполнить, как приступить?..” – думает он.
И это был действительно главный вопрос эпохи.
Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к родной стране. “Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы”.
Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит.
В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа. пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
“Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… Солнечные лучи, со своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималась бледно – голубое небо, чуть обрумяненное зарей. “Как хорошо, боже мой!” – подумал Николай Петрович”. Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что “можно сочувствовать природе”, наслаждаться ее неумирающей красотой.
Посредством этого пейзажа автор показывает свое несогласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, о которой трудится человек.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием “славного свежего” утра, росы, которая “блистала серебром на паутинках”, неба, с которого “сыпались песни жаворонков”, фигурой крестьянина, гнавшего “двух спутанных лошадей”.
В 25-й, 26-й главе рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высокого ясеня. Ясень выбран не случайно: “ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он”. История любви и женитьбы Аркадия – это история ясная, спокойная. “Слабый ветер”, “бледно-золотые пятна света”, “ровная тень” – характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей.
Пейзаж подчеркивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику и судьбе.
Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище “являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли”, “два – три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на “немой камень”, под которым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела.
С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает, мысль о том, что “страстное, грешное, бунтующее сердце” его героя билось во имя временных преходящих целей: “цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют… о вечном примирении и о жизни бесконечной”.
В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина “белой зимы с жесткою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом” в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроения Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения.
Картины природы в “Отцах и детях” занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева (“Рудин”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа.
В пейзаже – в заключительном аккорде книги – Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, “изумительно просто и о-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тургенев”. Проза его звучит как музыка.
Описание природы и ее роль в романе Тургенева “Отцы и дети”« Биография Проспера МеримеКраткое содержание притчи Джонсона “Где мой сыр?” » Опубликовано вкл 14.01.2019 — 0:13Автор: Артёмова Екатерина
Цель работы: выявить особенности использования пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() |
62.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комаровская школа»
Исследовательская работа
Функции пейзажа в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
<spg src=»https://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/2018/01/10/vor1.jpg»>
Самый богатый воробей на свете
3 загадки Солнечной системы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Именинный пирог
Автор: · 17.12.2020
Ивана Сергеевича Тургенева недаром считают писателем, пейзажные зарисовки которого сделаны мастерски. Знаменитый автор писал изумительные пейзажи в произведениях, и до сих пор его считают непревзойденным автором, тематика произведений которого актуальна и важна по сей день.
Пейзажные зарисовки – это не только фон произведения. Описание природы является способом, которым передаются внутренние переживания персонажей, и создается атмосфера. Фон имеет смысл, поскольку является еще и средством выражения авторского мнения на сложившуюся ситуацию.
Первая зарисовка приведена в описании поездки Базарова с людьми в деревню Марьино. В этом пейзаже природа показывает, как обстоят дела у Кирсановых. Кроме того, зарисовка олицетворяет проблемы, которыми была озадачена большая часть населения России в то время.
Пейзажная зарисовка показывает бедность и нищету – они выражены голыми деревьями и серой землей. Это описание является образом, показывающим жизнь помещика.
Кроме того, пейзаж еще и показывает нам психику персонажей. Писателю удалось создать персонажей, которые существуют гармонично с окружающей их природой, они реагируют на ее явления. По сути, состояние природы является отражением состояния персонажей. Например, отличное описание поместья Кирсановых ставится рядом с душевным состоянием Николая – в этом случае в пейзажной зарисовке преобладает зеленый цвет, который символизирует молодость. И в таких красках писатель показал, как проснулся Николай Петрович. А кусты и деревья, которые подстрижены, показывают, как однообразна и скучна жизнь Анны Сергеевны.
Представляют особый интерес подробности, которыми дополнено описание образа Евгения Базарова. Ему особенно нравятся осины, что показывает, как он одинок. Кроме того, он по-особому относится к природе – он считает, что природа является своеобразной мастерской, в которой человек является работником. Но одновременно с этим он проявляет тягу к прогулкам по лесу, он смотрит на березы. Он кажется более равнодушным к природе, но это не так. Красоту природы не ценят Одинцов и Павел Петрович. Остальных Тургенев описал как людей, которые любят природу.
Пейзаж показывает, каково на душе у персонажей произведения. Так, дождливая или солнечная погода показывают, что персонаж грустит или радуется.
По сути, свою основную функцию природа, а точнее, ее описание, выполняет в финальной главе – именно тогда будет обнажена вся несостоятельность теории о нигилизме, которой придерживался Базаров. Конец написан в соответствии с непреклонным законом природы – теории гибнут, а природа существует всегда.
Для того чтобы понять, насколько важна роль пейзажа в романе «Отцы и дети», достаточно всего лишь перечитать первую и заключительную главы произведения Ивана Тургенева. С помощью описания природы автор передает читателю чувства, эмоции своих героев.
Пейзаж в романе «Отцы и дети» присутствует, конечно же, не только в начале и эпилоге. Изображение бескрайних русских полей, уютных старинных имений, длинных ухабистых дорог – все это повсеместно встречается на страницах книги великого классика.
Пейзаж в литературе
О сереньких тучах, холодном ветре, пожатых полях, красных и желтых листьях — писали Карамзин, Пушкин, Гоголь и другие авторы. Прежде чем разобраться, в чем же заключается роль пейзажа в романе «Отцы и дети», нужно понять, для чего мастера слова используют описания природных явлений. Для того чтобы увеличить объем произведения? Или, быть может, дабы отвлечь читателя от основной сюжетной линии?
Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.
Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым. Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери. Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».
Майские дни
С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая. В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова. Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.
Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.
В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.
Новый взгляд на помещичий уклад
Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.
Русский пейзаж в произведении «Отцы и дети», о роли которого немало написано критических статей, является едва ли не главным образом в романе. Тем не менее сама книга создана писателем, проведшим большую часть своей жизни за границей.
Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.
Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.
Бедные деревеньки
Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.
В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало. Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность. Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.
Видеть недостатки своих соотечественников — не значит не любить Родину. Замечать нищету русской деревни — не значит не ценить красоту родного пейзажа. Даже современные читатели, открывая романа «Отцы и дети», созданный более полутора века назад, понимают боль автора. Русская провинция сочетает в себе красоту и уродство, богатство и нищету, яркие живописные пейзажи и страшные картины запустения.
Неисправимый романтик
Вернемся к Николаю Петровичу – герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.
Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.
Базаров
Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»? Это средство выразительности дает полную характеристику героям. Николай Петрович видит красоту природы. Аркадий украдкой любуется полями и заходящим солнцем. Для Базарова прекрасный русский пейзаж — это всего лишь пустяки.
В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.
Базаров не слышит утреннее пение птиц, а серые ивы, печально наклонившиеся у пруда, не вызывают у него эмоций. Но все же он не окончательный циник. Как бы ни пытался Базаров убить в себе романтика, он видит и чувствует прекрасное.
Павел Петрович
Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.
Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.
Сельское кладбище
Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма. Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни. Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.
Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.
Похожие статьи
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/rol-pejzazha-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/
- https://lit.ukrtvory.ru/opisanie-prirody-i-ee-rol-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/
- https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/01/14/issledovatelskaya-rabota-funktsii-peyzazha-v-romane-i
- https://literaguru.ru/sochinenie-osobennosti-pejzazhnyh-zarisovok-v-romane-i-turgeneva-ottsy-i-deti/
- https://www.syl.ru/article/370898/kakova-rol-peyzaja-v-romane-ottsyi-i-deti