Содержание
Пестов Захар
Сила Катерины из драмы «Гроза» в её нравственной чистоте, поэтичности, способности любить и быть любимой.
Хотя Катерине часто ставят в упрёк то, что она изменила мужу, когда Тихон уехал по купеческим делам, мы видели, что она пыталась остаться верной: просила мужа взять её с собой, взять с неё клятву в верности. Но Тихон почти ей даёт понять, что не любит её.
В «Тёмном царстве» ханжества и «жестоких нравов» мы слышим монологи героини, полные романтичности и тоски по прекрасному.
Несмотря на то, что её хотят заставить притворяться, постоянно подчиняться чужой воле, Катерина хочет любить и быть любимой, то есть быть счастливой.
Ещё сила её характера в том, что она открыто бросает вызов «тёмному царству». Больше никто из героев пьесы не решается на это: ни Варвара, ни Тихон, ни Борис, ни Кудряш, ни Кулигин.
Слабость не личная Катерины, а уязвимость её положения в том, что никто из двух любящих её мужчин не способен нести ответственность за любимую женщину. Потому Катерина и спрашивала: «Отчего люди не летают так, как птицы?»
Пожаловаться
А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно смотреть. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, которая покончила жизнь самоубийством, не сумев выдержать давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе «Гроза» Островского, а также её душевные переживания являются основными движущими силами сюжета.
В списке действующих лиц Островский обозначает Катерину как жену Тихона Кабанова. С развитием сюжета читатель постепенно раскрывает образ Кати, понимая, что функцией жены этот персонаж не исчерпывается. Характер Катерины в драме «Гроза» можно назвать сильным. Несмотря на нездоровую ситуацию в семье, Катя сумела сохранить чистоту и твёрдость. Она отказывается принимать правила игры, живя по собственным. Например, Тихон во всём подчиняется своей матери. В одном из первых диалогов Кабанов убеждает мать, что своё мнение у него отсутствует. Но вскоре тема разговора меняется — и вот уже Кабаниха как бы между делом обвиняет Катерину в том, что Тихон любит её больше. До этого момента Катерина не участвовала в разговоре, но теперь она оскорблена словами свекрови. Девушка обращается к Кабанихе на ты, что можно расценивать как скрытое неуважение, а так же как некое равенство. Катерина ставит себя вровень с ней, отрицая семейную иерархию. Катя вежливо высказывает своё недовольство клеветой, подчёркивая то, что на людях она такая же, как и дома, и притворяться ей незачем. Эта реплика на самом деле говорит о Кате как о сильном человеке. По ходу повествования мы узнаём, что тирания Кабанихи распространяется только на семью, а в обществе старуха рассказывает о сохранении семейных порядков и правильном воспитании, прикрывает свою жестокость словами о благодетели. Автор показывает, что Катерина, во-первых, осведомлена о поведении свекрови; во-вторых, несогласна с этим; и, в-третьих, открыто заявляет Кабанихе, которой не может возразить даже собственный сын, о своих взглядах. Однако Кабаниха не оставляет попыток унизить невестку, заставляя её становиться перед мужем на колени.
Удивительно, что обладая такой внутренней силой, Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишённая возможности расти, развиваться», но сама себя она таковой не считает. Через «жернова неприязни и злобной зависти» она старается пройти достойно, не утратив и не опошлив свою сущность.
Катю с лёгкостью можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с чувствами, которые вспыхнули у неё к Борису, но всё же решила встретиться с ним. Катя берёт на себя ответственность за свою судьбу и решения. В некотором смысле на время тайных свиданий с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни людского суда». Наконец-то девушка может поступать так, как велит её сердце.
Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать об отношениях с племянником Дикого не радуют Бориса. Он надеется, что девушка промолчит, затягивая её в сети «тёмного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы, Мельников-Печерский, удивительно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попав под гнёт этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознаёт, что бог вложил в неё сердце пылкое, что в молодой груди её бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина».
Ни признание в измене, ни разговор с Борисом не оправдал надежд Катерины. Для неё разница и несоответствие реального мира и представлений о будущем оказались фатальными. Решение броситься в Волгу не было спонтанным — Катя давно чувствовала приближающуюся смерть. Она боялась надвижения грозы, видя в ней расплату за грехи и дурные помыслы. Откровенное признание Катерины становится похожим на отчаянное причастие, желание быть честной до конца. Примечательно, что между событиями признание в измене — разговор с Борисом — самоубийство проходит некоторое время. И все эти дни девушка терпит оскорбления и проклятия свекрови, желающей закопать её в землю живьём.
Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Грозе». Тем не менее даже совершив такой грех, Катя остаётся такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.
Рассуждение о силе или слабости характера Катерины может быть полезно ученикам 10 классам при написании сочинения на тему «Характер Катерины в пьесе «Гроза»». Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка) Опубликовано 07.01.2014 — 21:50 —
Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского «Гроза».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() |
20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 35. Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ.
Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского;
раскрыть силу и слабость характера Катерины;
развивать умение анализировать образы-персонажи;
совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения;
определить, в чем смысл заглавия пьесы.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по вопросам:
- Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?
- Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
- Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
- Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
В детстве |
В семье Кабановых |
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) |
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие |
Для Катерины главное — жить согласно своей душе |
Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему |
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
- В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
- Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
- Докажите, что смерть Катерины — это протест. Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:
— Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
— Бежать с любимым человеком- Борисом
— Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.
Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?
Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.
Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.
Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах, кабы ночь поскорее!”
Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?
Работа в группах:
- Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
- Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
- Третья группа: анализ д.5 – явл.2
Вывод: надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).
В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”
“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”
В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.
В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”.
- Сможет ли город Калинов жить по-старому?
Вывод: Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.
Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.
Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.
Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.
Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.
Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.
«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев [1. С. 76].
Домашнее задание.
Конспект статей Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы» (по вариантам). Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция «СПИД — это…»
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции…
Из опыта работы уроки с использованием ЦОР
При изучении нового материала по обществознанию в 9 классе на уроке «Конституция России» использованы информационный, практический и контрольный модули ЭОР.Урок закрепления знаний и формиров…
Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Урок литературы в 10 классе по повести Гоголя «Портрет»….
Из опыта работы. Урок. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.
Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения….
Из опыта работы. Урок. Драма «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров героев.
Урок литературы в 10 классе. Драма «Гроза». Система образов. Смысл названия…
Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?
Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против «тёмного царства», в чём трагедия героини. (по пьесе Островского «Гроза»)…
Статья из опыта работы «Великая сила литературы»
Статья поможет в выборе интересных форм работы как по русскому языку, так и по литературе. Возможно кого-то просто подтолкнет ек реализации своих задумок….
- Мне нравится
Используемые источники:
- https://vashurok.ru/questions/v-chyom-sila-i-slabost-katerini-v-proizvedenii-ostrovskogo-groza
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/harakter-kateriny-v-pese.html
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/07/iz-opyta-raboty-urok-sila-i-slabost-kharaktera-kateriny