Анализ комедии «Ревизор» Гоголя: анализ сюжета и героев произведения

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

analiz-revizor-gogol-50376.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Тема

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора».

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

    В каком году был написан «Ревизор»?</h3>

    • <label>1799</label>
    • <label>1935</label>
    • <label>1835</label>
    • <label>1996</label>

(новая вкладка)

Кадр из фильма «Ревизор» (1952)

Основная мысль комедии заключается в том, что те люди, которые должны служить Отечеству (дворяне, чиновники) занимаются лишь угождением своим страстям. Гоголь выставил в сатирическом свете чиновничество и дворянство, с помощью освещения следующих проблем.

Отношение чиновников к своей службе

Все чиновники в комедии пользуются своим положением только для того, чтобы нещадно грабить казну или подвластное им население. У них нет в мыслях исполнять свою прямую обязанность — служить обществу, принося ему пользу, работать над улучшением жизни города. Во второй части комедии Гоголь показывает тяжелое положение народа и проблемы людей, связанные с таким «правлением» начальствующих.

Высказывания почтмейстера и городничего смешны именно тем, что выдают полное отсутствие совести.

Так, почтмейстер советует городничему начать читать чужие письма, поскольку это интересное развлечение. Городничий даже и не думает попрекать почтмейстера за такое увлечение.

Отношения чиновников между собой

Здесь царит чинопочитание, корыстная взаимовыручка и лицемерие.

Обирая тех, кто ниже, чиновники считают нормальным давать взятки всем тем, кто выше по чину. В этом негласный закон чиновничества, как его показывает нам Гоголь. Все приходящие к мнимому ревизору Хлестакову держат при себе деньги для взятки. Например, судья Аммос Федорович, который так выражает свои переживания во время визита:

«А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне».

Взяточничество соседствует с таким пороком, как чинопочитание (подобострастие перед высшими чинами).

В присутствии «ревизора» Хлестакова все чиновники заикаются и подобострастничают. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ, ярко выразил понятие чинопочитания одним своим признанием :

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул».

Пустота внутреннего мира дворян

Гоголь высмеивает высокое мнение представителей дворянства о самих себе, которое ничем не заслужено.

О Хлестакове рассказывает его слуга Осип, который, по словам автора, «умнее своего барина»:

«делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Герой проводит свою жизнь тем, что прожигает отцовские деньги, присылаемые «из деревни», проигрывая их в карты.  Хлестакову не за что себя уважать. Но он о себе очень высокого мнения, лишь потому, что он дворянского звания и чиновник. Например, он возмущается насчет трактирщика, который «смеет» требовать с него оплаты:

«Да что он, как он смеет в самом деле? Что я ему, разве купец или ремесленник?»

Смысл его жизни ничтожен — получать всевозможные блага жизни, причем даром, ничего для этого не делая. Хлестаков уверен:

« Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия ».

Именно потому и стали возможными события данной комедии,  что Хлестаков очень высокого мнения о том, что ему причитается, не представляя из себя ровным счетом ничего.

Высокие почести, принимаемые ни с того ни с сего от городничего и от других чиновников, удивили бы любого трезвомыслящего человека, но они не смущают Хлестакова. Он их принимает по своей глупости как должное, видимо привыкнув к такому угождению его желаниям с детства, как избалованный дворянский ребенок:

«…я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Хлестаковщина (жизнь для одного себя и своего удовольствия) – это сатирическое изображение сути всего дворянского сословия. С помощью образа Хлестакова изобличается безделье, тщеславие и высокомерие дворян.

Но может быть, другой, настоящий ревизор, который приехал в конце произведения, наведет справедливость и порядок, и не будет брать взятки, а будет судить мошенников со всей строгостью и справедливостью? Вспомним такую художественную деталь, как сон, который снился городничему перед самым началом действия. В нем были две огромные черные крысы, которые «пришли, понюхали и ушли».

Огромные черные крысы — что они символизируют во сне городничего?

Две крысы, вероятнее всего, символизируют двух ревизоров: один фальшивый (Хлестаков),  другой настоящий (в финале), но оба они должны быть похожи друг на друга. Как крысы, они ищут лишь выгоду, ни капли не интересуются реальными делами города и лишь готовы обобрать каждого. В этом, кстати, чиновники из Петербурга очень похожи на чиновников уездного города, в который приезжают.

Появление Хлестакова послужило зеркалом, в котором отразились все пороки чиновников. Он обобрал тех, кто принял его за другого, и высмеял затем всех в своем письме другу. Но Хлестаков — не особый плут и не мошенник. Он просто дурачок, человек безо всякого внутреннего содержания,  без царя в голове, воспользовавшийся случайной ситуацией. Виноваты во всем происшедшем прежде всего сами чиновники уездного города. Поэтому Гоголь поставил такой эпиграф к свой комедии :

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.

«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику. Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение. А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по «косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок. На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков. Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.

Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело». В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке. В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».

По произведению: «Ревизор»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Рассмотрим известную пьесу, которую Николай Васильевич создал в 1836 году, проведем ее анализ. Гоголь «Ревизор» (произведение) оценил как скопление всех несправедливостей, непрестанно творившихся по местам, в особенности в то время, когда справедливость была крайне необходимой. Автор описал все плохое, что он наблюдал в обществе (в чиновничьей сфере) и посмеялся над этим. Кроме смеха, однако, читатель видит и то, что происходящие события с горечью описывает Гоголь («Ревизор»).

Анализ пьесы начнем с указания основного конфликта.

Конфликт в пьесе

На забавном совпадении основано построение конфликта этого произведения. Оно сопровождается паникой чиновников, которые боятся, что могут быть раскрыты их аферы. Город в скором времени посетит ревизор, поэтому наиболее оптимальным вариантом для них является выявление и подкуп этого человека. Действие произведения разворачивается вокруг обмана, столь привычного для чиновников, как показывает анализ.

Гоголь «Ревизор» создал для того, чтобы вскрыть пороки власть имеющих, типичные для того времени. Основной конфликт в произведении — между чиновничьим миром, который воплощает самодержавный строй, и угнетенным им народом. Враждебность чиновников к народной массе ощущается уже с первых строк. Народ подвергается насилию и притесняется, хотя данный конфликт в комедии прямо не показал Гоголь («Ревизор»). Анализ его развивается подспудно. В пьесе этот конфликт осложняется еще одним — между «ревизором» и чиновничьим аппаратом. Раскрытие данного конфликта позволило Гоголю остро разоблачить и выпукло описать как представителей местной уездной власти, так и мелкого столичного чиновника, заехавшего в город, а также показать одновременно их антинародную сущность.

Взяточничество и коррупция в произведении

Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь («Ревизор») отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков — ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь — ложь — демонстрирует Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.

Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь «ревизорщина» в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.

К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом — они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.

Глупость и необразованность чиновников

Хлестаков понимает, что чиновники, встретившие его, не образованы и глупы. Это позволяет главному герою пьесы даже не трудиться запоминать сказанную им ложь. Чиновники всегда вторят ему, преподнося в правдивой форме обман Хлестакова. Это всем выгодно, никого не смущает ложь. Главное, что Хлестаков может получить деньги, а чиновники — перевести дыхание.

Широта обобщений характеров, внесценические образы

С письма, уведомляющего о грядущей проверке, начинается пьеса, которую создал Н. В. Гоголь («Ревизор»). Анализируя ее, можно отметить, что им же она и завершается. Финал произведения становится лаконичным — правду открывает письмо Хлестакова. Остается только дожидаться настоящего ревизора. Нет сомнений при этом, что чиновники еще раз повторят льстивый подкуп. Перемена персонажей на исход не повлияет — до того дошла безнравственность. Чиновники сменятся со временем себе подобными, так как развращение человека происходит от личной неуправляемости, а не от власти.

Проводя анализ комедии Гоголя «Ревизор», отметим, что широта обобщения характеров в пьесе выражается в тонкой отделке действующих в комедии персонажей. Кроме того, введением внесценических образов расширяется галерея действующих лиц. Это яркие жизненные характеры, которые способствуют углублению характеристик лиц, выведенных на сцене. Например, это отец Хлестакова, его петербургский приятель Тряпичкин, ключница Авдотья, сын и жена Добчинского, трактирщик Влас, дочь Земляники, пехотный капитан, который обыграл в Пензе Хлестакова, приехавший ревизор, квартальный Прохоров и другие.

Типичные для николаевской России жизненные явления

Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.

Злоупотребления чиновников

О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.

Отсутствие положительного героя

Нужно заметить, что читатели узнают о преступных действиях, совершенных чиновниками, из уст их самих, а не из показанных на сцене действий произведения «Ревизор» (Гоголь). Анализ героев позволяет выявить и некоторые другие интересные особенности. Подтверждением того, что в чиновничьем мире творятся противозаконные поступки, являются и жалобы притесняемых чиновниками людей, особенно городничим. На социально-политические явления переносится центр тяжести. Гоголь не ввел в свою пьесу положительного героя, резонера и носителя добродетельных качеств, являющегося рупором мыслей автора. Самым положительным героем является смех, который разит общественные пороки и устои самодержавного режима.

Образ Хлестакова

Образ Хлестакова является центральным в произведении. Проведем его анализ. Гоголь «ревизора» изобразил легко ориентирующимся в создавшейся обстановке. Например, желая покрасоваться перед своей невестой, Марьей Антоновной, он себе приписывает сочинение «Юрий Милославский» Загоскина, однако девушка вспоминает его истинного автора. Безнадежное, казалось бы, создалось положение. Однако Хлестаков и здесь быстро находит выход. Он говорит, что есть другое сочинение с таким же названием, принадлежащее ему.

Отсутствие памяти

Отсутствие памяти является важной чертой образа Хлестакова. Для него не существует будущего и прошлого. Он сконцентрирован лишь на настоящем. Хлестаков в силу этого неспособен к эгоистическим и корыстолюбивым расчетам. Герой живет лишь одной минутой. Его естественным состоянием является постоянное превращение. Проведя действенный анализ «Ревизора» Гоголя, вы увидите, что Хлестаков, принимая тот или иной стиль поведения, мгновенно в нем достигает высшей точки. Однако легко теряется то, что легко приобретается. Заснув фельдмаршалом или главнокомандующим, он просыпается ничтожным человеком.

Речь Хлестакова

Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет «дураком» и «скотиной», а хозяину трактира кричит «подлецы!», «канальи!», «бездельники!». Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.

Два центра пьесы

Хлестаков в произведении является лицом влекомым. Он действует и живет по логике развития отношений, в которые городничий поставил его. Вместе с тем проявляющиеся в поступках и речах этого героя неожиданности также обусловливают развитие действия пьесы. Это, например, «сцена вранья», объяснения Хлестакова в любви дочери и матери одновременно, сделанное им предложение Марье Антоновне, безвозвратный и неожиданный его отъезд. В пьесе Гоголя есть два центра и два лица, которые направляют и ведут развитие действия: Хлестаков и городничий. Анализ пьесы «Ревизор» Гоголя продолжим характеристикой образа последнего.

Образ городничего

Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) — глава города, в котором происходит действие интересующей нас комедии. Это «очень неглупый», «постаревший на службе» человек. Его черты лица жестки и грубы, как у всякого, который с низших чинов начал тяжелую службу. Городничий в начале пьесы зачитывает письмо своим подчиненным. В нем сообщается о приезде ревизора. Эта весть очень напугала чиновников. В страхе городничий приказывает «обустроить» город к его приезду (выгнать из больницы лишних больных, привести преподавателей в училищах в надлежащий вид, прикрыть недостроенные здания заборами и т. д.).

Антон Антонович предполагает, что ревизор уже прибыл и живет инкогнито где-нибудь. Помещики Бобчинский и Добчинский находят его в лице Хлестакова, мелкого чиновника, ни о чем не подозревающего. Городничий, поверив, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, не может разубедить себя в этом. Он верит во все, даже в фантастические враки «ревизора» — до такой степени сильно раболепство в городничем.

Когда к его дочери, Марье Антоновне, сватается Хлестаков, чиновник стал размышлять о том, какие выгоды сулит ему родство с «важным человеком», и решил, что «славно быть генералом». До глубины души оскорбляет городничего неожиданное разоблачение Хлестакова. До него наконец доходит, что он принял «тряпку», «сосульку» за важного человека. Городничий, пережив унизительное потрясение, духовно прозревает, впервые в жизни. Он говорит, что впервые видит вместо лиц «свиные рылы».

Завершая анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», добавим, что комическая фигура его в финале комедии перерастает в трагическую. Трагизм наиболее явным становится в немой сцене, когда становится известно о прибытии настоящего ревизора.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Анализ произведения Ревизор

История создания:

В 1835 году Н.В. Гоголь решил написать пьесу и за идеей пришел к А.С. Пушкину. Тот рассказал ему анекдот о лже-ревизоре, который приехал в город Устюжна и обворовал всех жителей. Такой рассказ вдохновил Н.В. Гоголя на создание пьесы из пяти актов «Ревизор». Автор собрал все то дурное, что происходило в его стране, все общественные недостатки и осмеял это в книге. Все писатели одобрили его пьесу.

Жанр – комедия

Сюжет и тема:

Городничий Сквозник-Дмухановский собирает всех чиновников, чтобы сообщить весть о прибытии в их город инкогнито из Петербурга – ревизора. Все напуганы и тому есть причина: их могут наказать за многочисленные нарушения.

Бобчинский и Добчинский – помещики, ошибочно принявшие молодого мужчину, который ругался с работниками трактира и отказался платить за обед, за ревизора. Они думают, раз этот человек не платит за еду и не уезжает никуда, следовательно, это их пренеприятный «гость». Помещики бегут с новостью к городничему. На самом деле тот молодой человек – глупый Иван Александрович Хлестаков, который из-за проигрыша в картах не смог расплатиться за обед.

Тема пьесы – показать пороки и проблемы того общества, глупость, низость и лицемерие чиновников, бездуховную составляющую общества. 

Главные герои:

Хлестаков – мелкий, глупый  чиновник, которого все приняли за ревизора

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий

Анна Андреевна – жена Антона Антоновича

Марья Антоновна – дочь городничего

Бобчинский и Добчинский – помещики

Жители города

Композиция:

Отличительной особенностью композиции пьесы является то, что она начинается с завязки, а экспозиция отсутствует. Структура произведения кольцевая: в начале и в конце пьесы сообщают о приезде ревизора. Хлестаков сам того не понимая оказывается важной персоной и с удовольствием принимает правила «игры». Впервые, главный герой произведения – лживый, низкий, аморальный человек.

Вариант 2

Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы. Элементы комизма присутствуют во всем произведении, включая героев.

Ничтожный образ Хлестакова держит в страхе весь город, в котором местные чиновники успели набрать себе грехов. Хлестаков способный враль, он верит в то, что говорит и это заставляет верить ему других. Хлестаков не собирается покидать город и не испытывает страха от возможного раскрытия обмана. Он ведёт себя рискованно. И смеет приударять за привлекающими его взгляд особами.

Осип хитрый прислужник Хлестакова, который быстро ориентируется в ситуациях. Он же даёт совет хозяину скорее покинуть город. Осип понимает, что хозяин без него не сможет существовать и поэтому позволяет себе вести с ним фамильярно.

Автор вырисовывает типичную ситуацию в обобщенном образе города N. Чиновники живут свободно, согласно своим интересам.

Произведение Гоголя по настоящее время остаётся актуальным в существовании типичных проблем, когда власть на верхах не делает ничего, чтобы способствовать улучшению жизни своего народа.

Писатель указывает на отрицательные качества каждого. Богатые женщины — это пошлые, алчные и лживые создания. А в простых людях автор высмеивает готовность потакать прихотям господ.

Гоголь не случайно эпиграфом произведения выбирает строку: » На зеркало не нужно пенять, если рожа крива». Произведение насыщено злободневными образами, но не каждый способен принять и согласится, что это присутствует и в его эпоху.

Автор не делает ни одного героя пьесы идеальным. Это говорит, что каждый виновен по своему. Чиновники обирают народ, который позволяет это делать и продолжает жить в нищенских условиях.

Гоголь призывает, прежде чем осуждать, следует искоренить зло в себе и тем самым сузить этот круг зла и невежества.

Подробнее

В реалистической общественной комедии Гоголя рассказывается о необычном случае в уездном городе N. Местные чиновники по ошибке приняли молодого человека по имени Иван Александрович Хлестаков за ревизора.  Стремясь произвести на него впечатление и скрыть все недочеты, они обнажают все проблемы русского бюрократического аппарата того времени.

Интересен тот факт, что повествование начинается с завязки: чтения городничим письма о скором приезде ревизора. Эта новость ошеломляет всех присутствующих, ведь положение дел в N. далеко от идеала. По воле случая, в этот момент в городе приезжает Хлестаков, проигравший все свои деньги в карты.  Ему даже нечем заплатить за обед, но местные жители видят в нем черты столичного гражданина, сопоставляя это с недавним письмом. Таким образом, они принимают его за ревизора, о котором сообщалось в письме городничему.

Далее следует развитие действия, связанное с Хлестаковым  ¬- «ревизором».  Движимые страхом, чиновники задабривают мнимого «ревизора» так, как только могут. Например, платят хозяину трактира за обед и проживание Хлестакова и дают ему денег взаймы. Изначально они хотели дать ему взятку, но подумали, что он скрытно получает ее с помощью займа. Интересны рассуждения персонажей о коррупции. Например, городничий в серьез размышляет, будет ли являться получение взятки борзыми щенками преступлениями. Основном прием автора  ̶  сатира. В произведении гротескно изображается чиновничество и все русское общество с его основными пороками. В комедии представлен конфликт между широкими слоями населения и самодержавным бюрократическим аппаратом. Уездный город  N.  ̶  собирательный образ всей Руси.

Отдельного внимания заслуживает финал комедии. Немая сцена позволяет прочувствовать всю глубину досады чиновников, только в самом конце они осознают невежество.

Таким образом, автор в своем произведении поднимает социальные проблемы, которые не потеряли актуальность и по сей день: коррупция, чиновничий произвол, невежество. Хлестакову даже не пришлось врать, чтобы стать мнимым ревизором. Местные жители сами были готовы накормить его и предоставить все, что он захочет.

Ревизор — Анализ

В основу сюжета «Ревизора» Н. В. Гоголя легло предложенное А. С. Пушкиным действие: городничий получает письмо, в котором говорится, что в город в любую секунду может приехать ревизор. Жители города думают, что ревизор – приехавший Хлестаков. Они начинают льстить герою и ублажать его. Вся ситуация доходит до нелепой комичности.

Сюжет произведения достаточно прост, важнее сами образы, благодаря которым строится повествование.

Главный герой – Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Пустой внутри, он задолжал огромную сумму денег. Хлестакова принимают за ревизора, и тогда он с легкостью обводит вокруг пальца весь город N. Его ложь чиста и наивна до крайности. Героя все слушают, и это восхищает его. Поэтому обман Хлестакова увеличивает размеры. Герой сам верит во все истории, которые он придумал. Удивительно, что сам Хлестаков до последнего не понимал, почему у жителей к нему такое отношение. Он готов остаться в городе, не понимая, что обман скоро раскроется. И только после того, как он понял, что жители города принимают его за кого-то другого, Хлестаков пишет письмо литератору Тряпичкину, чтобы он посредством этой истории высмеял ошибку данных людей.

Образ главного героя дополняет его слуга Осип. Хлестаков не может позаботиться о себе сам, поэтому этим занимается его слуга. Осип хитер и намного умнее Хлестакова. Понимая, что героя принимают не за того, он советует хозяину покинуть город.

Хлестаков – это олицетворенный обман. Хвастовство и глупость присущи этому герою. Отдельные черты хлестаковщины можно обнаружить в любом человеке.

Город N – собирательный образ всех провинциальных городов России того времени. Чиновники все как один, но у них есть свои индивидуальные черты.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий. Он мог бы быть хорошим управленцев, если бы не заботился о своем материальном положении. Он хочет что-нибудь ухватить и никогда не упускает своего шанса.

В прибытии ревизора городничего скорее пугает неожиданность, нежели сама проверка. Он думает, что здесь можно удачно обставить дельце и даже что-нибудь для себя здесь выиграть. Городничий мечтает о видном положении в Петербурге.

Жена и дочь городничего — основные женские образы комедии. Они любят, когда ими увлечены окружающие. И Хлестаков появляется как некстати вовремя. Он привозит новости из высшего света столицы, рассказывает множество удивительных и занятных историй, а главное проявляет интерес и к матери, и к дочери. Каждая пытается добиться расположения ревизора.

Важны для понимания образы Бобчинского и Добчинского. Они городские помещики, которые похожи друг на друга. Это любители пустословить и сплетничать.  Именно они принимают Хлестакова за ревизора и пускают этот слух.

Таким образом, в каждом герое комедии Н. В. Гоголь показал различные пороки человеческого общества.

Образец 4

Сатирическая пьеса Гоголя даже сегодня звучит современно. Временами кажется, что это нынешние бюрократы, переодетые в старинные одежды, разыгрывают на сцене знакомые ситуации. Герои комедии во все времена останутся актуальными. Русской земле, наверное, уготовано щедро производить тунеядцев, желающих пышно паразитировать на чужом труде. Российская государственная служба отличается произволом, казнокрадством, взяточничеством. Эти недостатки разоблачены в пьесе «Ревизор».

В комедии изображена широкая картина деградации чиновничьего сообщества. В уездном городе царит беззаконие. Местный глава – покровитель коррупционеров. Средства, выделенные на организацию помощи нуждающимся гражданам, немедленно расхищаются. Больницы похожи на морги. Каждый чиновник – взяточник. Незаконные деяния они совершают не таясь.

События, описанные в комедии, происходят в вымышленном городе, но выглядят они типичными для всей России. Такие города сотнями разбросаны по стране. В них имеются суды, учебные заведения, полицейские участки, больницы, почтовые отделения. Но состояние всех этих структур плачевное. Больным не помогают, полицейские не заботятся о порядке, а сами учиняют бесчинства.

Своим появлением Хлестаков сподвигает чиновников соблюсти внешнюю благопристойность, которая всегда помогала им пускать пыль в глаза. Комично выглядят административные хлопоты: приукрашивание дороги, по которой предстоит проехать ревизору. О полезных изменениях никто не помышляет. Город готовится встретить проверяющего и радостно проводить. Затем общество снова погрузится в оцепенение, изредка вздрагивая от незначительных происшествий.

Действия пьесы характеризуют обитателей города как напыщенных и чванливых лицемеров.  Город, населенный вырождающейся человеческой породой, теряет надежду на будущее. Печальная перспектива. Уездные чиновники опасаются расплаты за злодеяния, но надеются выкрутиться, подкупив ревизора.

К их радости петербургский проверяющий выглядит сговорчивым душой-человеком: подношения принимает, от дружеских застолий не отказывается, с дамами флиртует с удовольствием. Безграничная радость: теперь чиновникам нечего опасаться, можно по-прежнему собирать урожай с общественной нивы. Однако справедливого возмездия в этот раз им не избежать. В финале появляется истинный ревизор, посланный изобличить преступную шайку. Хочется верить, что данный социальный анекдот завершится справедливым судом, которого Россия ожидает сотни лет.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Критика о творчестве Гоголя↑ ГогольИстория создания повести Невский проспект →

Анализ произведения Ревизор

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Гранатовый браслет Куприна (прототипы героев, история написания)

    Произведение, ключевой темой которого является извечный любовный вопрос, представляется собой повесть, написанную на основе реальных событий, пережитых матерью приятеля писателя Любимова.

  • Анализ рассказа Куприна Юнкера сочинение

    В этом романе Куприн описывает традиции Александровского 3 юнкерского училища. Молодой парень поступил в пехотное училище, и решает стать офицером. Куприн пишет, что перед уходом он заходит к своей девушке, которую так сильно любит.

  • Сочинение Отношение автора к Чичикову

    Чичиков Павел Иванович является одним из самых противоречивых персонажей русской литературы. С одной стороны, он предстаёт перед читателями, как человек новой эпохи. В то же время, с иной

  • Жизнь современной молодежи — сочинение для 9 класса

    С каждым молодым поколением изменяются жизненные ориентиры. Остается неизменяемым – это осуждение старшего поколения и их жизненных ориентиров. Осуждения и поучения родителей и бабушек с дедушками.

  • Сочинение Описание Хлестакова из комедии Ревизор

    Иван Александрович Хлестаков — главный герой комедии Н.В.Гоголя Ревизор. В начале произведения в авторском замечании для актеров дана краткая характеристика персонажа

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5dcbb6b7525c952780f981b9/analiz-komedii-gogolia-revizor-osnovnaia-mysl-proizvedeniia-5fb521866bd43436fcd39bb6
  • https://goldlit.ru/gogol/639-revizor-analiz
  • https://fb.ru/article/197321/revizor-analiz-gogol-revizor-harakteristika-geroev
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/analiz-proizvedeniya-revizor

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт