Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа

Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»

В 

Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: В«Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной… Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема В«Обломов и мужикиВ» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики В«убегаютВ», В«просятся на оброкВ». Вряд ли им лучше стало под властью Затертого. Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что В«он, пожалуй, и пахать не станет…В» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что В«Обломовка не в глуши больше <…>, на нее пали лучи солнца!В» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги <…>, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится <…> хлеб к пристани… А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей (В«Счастливая ошибкаВ»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких В«плановВ» (В«Фрегат “Паллада”»).

В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – В«настоящее и прошлое слились и перемешалисьВ». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: <В«Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!В» – настаивал Штольц…

В«Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь… теперь поздно…В» Даже Ольга не в состоянии воскресить его: В«Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!В»

Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:

– Что там? – спросила Ольга…

– Ничего!..

– Он жив, здоров?

– Да.

– Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

– Нельзя!

– Что же там делается?… Разве В«бездна открыласьВ»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?

– Обломовщина!

И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. В«Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости <…>В». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату…В»; В«Хорошо бы к этому пирог!В» – В«Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!В» – схитрила Агафья МатвеевнаВ». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. И. Анненский обобщает читательские впечатления, говоря, что В«мы прочли о нем 600 страниц, мы не знаем человека в русской литературе так полно, так живо изображенного. А между тем его смерть действует на нас меньше, чем смерть дерева у Толстого…» Почему? Критики В«серебряного векаВ» единодушны, потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. В«Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”». (Д. Мережковский).

Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: В«Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его <…>. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон егоВ».

Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: В«Она поняла, что <…> Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасноВ».

В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить В«неугодливойВ» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

– Отчего же? Какая причина?

– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. В«И он рассказал ему, что здесь написано.В»

Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. В«Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» В«Нет, не забуду я твоего Андрея <…>, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти <…> и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечтыВ».

***

Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломов໠– любого, которое Вы держите в руках. Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова В«Что такое обломовщина?В» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора. Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. ГончароваВ».

Критики единодушны в восхищении образом Ольги. Но если Добролюбов видит в ней новую героиню, главного борца с обломовщиной, Дружинин видит в ней воплощение вечной женственности: В«Нельзя не увлечься этим светлым, чистым созданием, так разумно выработавшим в себе все лучшие, истинные начала женщины…»

Разногласия между ними начинаются с оценки Обломова. Добролюбов полемизирует с самим автором романа, доказывая, что Обломов – ленивое, испорченное, никчемное существо: В«Он (Обломов) не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один. Так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый. Иван Матвеич – брр! какая отвратительная гадость начинается около ОбломоваВ».

Истоки характера Обломова критик проницательно угадывает в его детстве. У обломовщины он усматривает в первую очередь социальные корни: «…Он (Обломов) с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнениеВ». Приводит в пример символический эпизод с натягиванием чулок. Он рассматривает и Обломова как социальный тип. Это барин, владелец В«трехсот ЗахаровВ», который В«рисуя идеал своего блаженства, … не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники… и с какой стати будет он ими пользоваться?В»

И все же психологический анализ персонажа и значения всего романа не так интересен критику. Он постоянно прерывается В«более общими соображениямиВ» об обломовщине. В герое Гончарова критик прежде всего сложившийся литературный тип, генеалогию его критик проводит от Онегина, Печорина, Рудина. В литературной науке его принято называть типом лишнего человека. В отличие от Гончарова, Добролюбов сосредоточивается на его отрицательных чертах: В«Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней…»

Добролюбов прозорливо угадывает, что причиной непробудного сна Обломова стало отсутствие высокой, по настоящему благородной цели. Эпиграфом избрал слова Гоголя: В«Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед?..”»

Посмотрим теперь статью Дружинина. Будем откровенны: читать его намного труднее. Едва мы развернем страницы, имена философов и поэтов, Карлейля и Лонгфелло, Гамлета и художников фламандской школы так и запестрят у нас перед глазами. Интеллектуал высочайшего кругозора, знаток английской словесности, Дружинин и в своих критических работах не снисходит до среднего уровня, но ищет равного себе читателя. Между прочим, так и можно проверить степень собственной культуры – спросить себя, какие из упоминаемых имен, картин, книг мне знакомы?

Вслед за Добролюбовым, он уделяет много внимания В«Сну…В» и видит в нем В«шаг к уяснению Обломова с его обломовщинойВ». Но, в отличие от него, сосредоточивается на лирическом содержании главы. Дружинин увидел поэзию даже в В«заспанном челядинцеВ», и поставил в высшую заслугу Гончарову то, что он В«опоэтизировал жизнь своего родного краяВ». Таким образом, критик слегка коснулся национального содержания обломовщины. Защищая любимого своего героя, критик призывает: В«Окиньте роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его…» Ведь это неспроста!

В«Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец…В» Чтобы подчеркнуть нравственную ценность героя, Дружинин задается вопросом: кто в конечном счете полезнее для человечества? Наивное дитя или усердный чиновник, В«подписывающий бумагу за бумагойВ»? И отвечает: В«Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич … оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человекеВ». Люди В«не от мира сегоВ» так же необходимы, поскольку В«посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше… целой толпы дельцов, его окружающихВ». Критик уверен в том, что Обломов – тип общечеловеческий, и восклицает: В«Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова!В»

В отличие от Добролюбова, не забывает он и про Агафью Матвеевну. Дружининым сделано тонкое наблюдение о месте Пшеницыной в судьбе Обломова: она поневоле была В«злым гениемВ» Ильи Ильича, В«но этой женщине все будет прощено за то, что она много любилаВ». Критик увлечен тонким лиризмом сцен, рисующих горестные переживания вдовы. В противоположность ей, критик показывает эгоизм четы Штольцев по отношению к Обломову в сценах, где В«ни житейский порядок, ни житейская правда… нарушены не былиВ».

Вместе с тем в его рецензии можно найти ряд спорных суждений. Критик избегает разговора о том, почему гибнет Илья Ильич. Отчаяние Штольца при виде опустившегося друга вызвано, по его мнению, только тем, что Обломов женился на простолюдинке.

Как и Добролюбов, Дружинин выходит за рамки рассмотрения романа. Он рассуждает об особенностях таланта Гончарова, сопоставляет его с голландскими живописцами. Подобно нидерландским пейзажистам и создателям жанровых сценок, детали быта под его пером обретают бытийный масштаб и В«творческий дух его отражался во всякой подробности… как солнце отражается в малой капле воды…»

Мы увидели, что два критика в суждениях про Обломова и роман в целом спорят и отрицают один другого. Так кому же из них верить? На этот вопрос дал ответ И. Анненский, заметив, что ошибочно В«останавливаться на вопросе, какой тип Обломов. Отрицательный или положительный? Этот вопрос вообще относится к числу школьно-рыночных…» И подсказывает, что В«самый естественный путь в каждом разборе типа – начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубивВ». Для этого В«углубленияВ» и нужна критика. Чтобы донести реакцию современников, дополнить самостоятельные выводы, а не заменять свои впечатления. Вообще-то Гончаров верил в своего читателя, и на замечания, что его герой непонятен, парировал: В«А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей? Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателяВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Содержание:

Создание романа

Работу над произведением Гончаров начал в 1847 году и писал его в течение двенадцати лет, но придумано оно было ещё раньше. Создание романа приостановилось из-за странствий Ивана Александровича на корабле «Палада». Но жарким летом 1857 года писатель продолжил свою деятельность.

В 1848 году в одном издании распечатана часть со «Сном Обломова» как независимое сочинение. После этой главы, которая окончательно была завершена летом 1849 года, Иван Александрович отправился в Симбирск.

В готовом виде произведение в первый раз выпустили лишь в 1859 году. Но, подготавливая произведение к публикации, Александр в 1858 году опять переделал его, несколько изменив сюжет и сократив его. Закончив свой роман, автор изрёк следующую цитату:

Я описал собственную жизнь и то, что в ней приживается.

После того как произведение вышло в свет, оно сразу стало довольно популярным. Спустя некоторое время творение Гончарова стали анализировать и литературоведы, и поэты. Главный герой и его друг Штольц сравниваются друг с другом, и читатели пытаются найти у них похожие черты характера.

Содержание произведения

Если говорить кратко, то в произведении идёт повествование о судьбе тридцати трёхлетнего дворянина-помещика Ильи Ильича Обломова, живущего в Петербурге на улице Гороховой со своим преданным слугой Захаром. Он с самого детства привык к ничегонеделанью и из-за этого не может самостоятельно натянуть на себя даже чулки. Справиться с этим делом мужчине помогает Захар. Хотя он иногда ворует, но очень предан Обломову. Временами поднимает руку на собственную супругу Анисью, думает, что намного мудрее женщины, хотя это не так.

Илья нечасто встаёт с диванчика. Он ничего не делает и ни с кем не общается, только ест и спит. Любит мечтать о том, как он жил раньше, об уютной безопасной жизни в своём имении. Никакие несчастья не могут заставить его подняться с места. Из эпилога можно выделить несколько черт его характера:

  • добр;
  • ленив;
  • простодушен;
  • неглуп;
  • доверчив.

Его давний друг, немец Штольц, являющийся антиподом главного героя, приезжает к нему в гости и пытается вернуть Илью из дремоты обратно в реальность. Это самый дорого́й человек для Обломова. О нем можно сказать следующее:

  • добрый;
  • благородный;
  • честный;
  • энергичный.

С каждым днём все заботы героя передаются женщине, а Обломов увязает в бездействии. Она кормит и штопает его старый халат, который, казалось бы, нельзя восстановить. Из этого можно сделать вывод, что женщина очень добрая и ласковая.

По городу начинаю распространять слух о скорой помолвке Обломова и Ольги, но мужчина, услышав это, недоумевает, ведь как он говорит, пока что ничего не готово. К мужчине в гости наведывается Оля и поняв, что ничего не изменится, расстаётся с ним.

Все обязанности героя забирает Мухояров, брат Пшеницыной, циничный и бессовестный человек. Из-за этого Обломов слёг с горячкой. Но на помощь приходит Штольц, который делает все для того, чтобы героя окончательно не обобрали.

Спустя один год Пшеницына влюбляется в Илью и рожает ему сына Андрюшу. А Ольга выходит замуж за Штольца, в котором разглядела гордого и трудолюбивого мужчину. Но когда-нибудь беззаботная жизнь должна закончиться.

В один день уже совсем больной и умирающий из-за инсульта Обломов с виноватым выражением лица просит Штольца не покидать его ребёнка. Спустя несколько лет после этого разговора Илья спокойно засыпает и умирает. Наследника забрали к себе Андрей и Ольга. А Захар из-за потери своего помещика и друга спился и решил, что лучше будет просить милостыню рядом с церковью.

Смерть героя

Описание болезни и смерти Обломова неподробное, лишь поверхностное. Читатели прочли об Илье около шестисот страниц, он изображён красочно и ярко. Но смерть героя действует на них меньше, чем смерть дерева у Толстого. Ведь всё самое ужасное произошло с ним в возрасте тридцати трёх лет.

Теперь можно точно сказать, почему же погиб Обломов. Причиной стала духовная смерть, подкравшаяся незаметно, опередив физическую. Лентяйство взяло верх, мужчина расслабился настолько, что не заметил, как деградировала его душа. Штольц начал называть это явление «обломовщиной».

Даже после всех козней, устроенных недругами, он остаётся чистым и нравственно, и морально; думает о будущем своего сына. Последним желанием было спасти его. Прося позаботится своего близкого друга о будущем ребенка, Обломов, наконец, может спокойно уйти в мир иной.

Мужчина погиб не напрасно, оставил частичку себя — своего сына. Андрюша унаследовал от папы мягкосердечность, а от приёмных родителей — энергию и весёлость.

Если сравнивать сына и отца, то можно понять, что они всё-таки разные люди и с Андреем не случится такого же несчастья, как с Ильёй.

Сонный Обломов показывал уснувшую Россию того времени в прямом смысле этого слова. Ведь главной и неотъемлемой частью героя было честное и чистое сердце. А его погубить очень легко или оно может просто болеть, долго и больно.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Обломов
255px-%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpg
Жанр социально-психологический роман
Автор Иван Александрович Гончаров
Язык оригинала Русский
Дата написания 1847—1859
Дата первой публикации 1859
Предыдущее Обыкновенная история
Следующее Обрыв
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
15px-Wikiquote-logo.svg.pngЦитаты в Викицитатнике

«Обло́мов» — роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Впервые был опубликован в 1859 году.

Роман входит в трилогию вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.

История создания

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 12 лет. В 1848 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.

Работа над романом шла медленно, в конце 1840-х годов Гончаров писал издателю Андрею Краевскому:

«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить <…> У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело».[1]

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, и добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план „Обломова“». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвёртой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году.

Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом: любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году роман был встречен как важнейшее общественное событие. В газете «Правда» в статье, посвящённой 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писалось: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Сюжет

Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича Обломова, который вместе со своим верным слугой, Захаром, живёт в Петербурге, на Гороховой улице. Илья Ильич редко поднимается с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места.

Его друг детства, Андрей Штольц из обрусевших немцев, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться и окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в талантливую и прогрессивно мыслящую Ольгу Ильинскую и впоследствии, после долгих раздумий и отступлений, делает ей предложение.

Однако, поддавшись интригам подлого Тарантьева, Обломов переезжает в нанятую ему квартиру на Выборгскую сторону (в то время дальняя сельская окраина города), попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно всё хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в бездеятельности и безволии. По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, но, узнав об этом, сам Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный «сон», и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной, Иван Мухояров (в отличие от сестры, человек бесчестный и жестокий), который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. Добродушная Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. В расстроенных чувствах Илья Ильич заболевает горячкой. От того, чтобы ему не стать полностью обобранной жертвой мошенничества, его спасает лучший друг Штольц.

Через год Пшеницына влюбляется в Илью Ильича, и впоследствии у них появляется сын Андрей, названный в честь Штольца. В то же время Ильинская, разочаровавшаяся в первой любви, выходит замуж за Штольца; он же, спустя некоторое время, посещает Обломова. Больной и рано разбитый инсультомиз-за малоподвижного образа жизни, предчувствуя скорую смерть, Илья Ильич просит своего друга не оставлять его сына. Через два года Обломов тихо и незаметно умирает во сне; на его могиле цветет сирень и пахнет полынью. Его сына выпросили на воспитание Андрей и Ольга Штольц (бывшая Ильинская); Пшеницына сосредоточила все свои чувства на сыне, а верный слуга Захар — старик, переживший своего молодого хозяина, — с горя запил и начал просить милостыню.

Действующие лица и некоторые цитаты

Главные герои

  • Илья Ильич Обломов — помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, ничем не занимаясь, кроме размышлений и мечтаний в постели и поедания жирной пищи, поэтому, будучи ещё довольно молодым человеком (30—33 года), имеет тучное, заплывшее тело. Несмотря на это, Обломов далеко не глуп: он получил хорошее образование европейского уровня, читал сочинения философов и современных поэтов (хотя ко времени действия романа уже потерял интерес к чтению). Главные достоинства Обломова отмечают другие персонажи. Например, друг героя, Андрей Штольц, говорит:
«Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».
Несмотря на внешние недостатки, нерешительность и некоторую неуклюжесть, Обломов — любимец женщин. Сначала в него влюбляется Ольга Ильинская, а затем — Агафья Матвеевна Пшеницына. Хотя и кажется, что Обломов неспособен ни на какие решительные действия, он даёт пощёчину приятелю Тарантьеву, когда тот оскорбляет достоинство Ольги. По мнению ряда критиков, Обломов — жертва феодальной эпохи; яркий образец крепостничества, неспособный к действию как представитель теряющего силы дворянства. В детстве о герое заботятся крепостные крестьяне, поэтому в 30 лет он уже не может сам надеть на себя чулки. Он беспомощен, прежде всего, как помещик, который не знает своё собственное хозяйство и надеется на умения третьих лиц (приказчиков, поверенных).
  • «Жизнь есть поэзия».
  • «Трогает жизнь, везде достаёт».
  • «Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку».
  • «Человека, человека давайте мне!».
  • «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».
  • «Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве».
  • «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нём самого себя и обращайтесь с ним, как с собой».
  • Захар Трофимович — слуга Обломова, верный ему с детства. Неуклюжий, ворует по мелочам, но невероятно предан своему барину. Воспитан в старых патриархальных традициях. Замахивается кулаком на свою жену Анисью, считая себя умнее её, хотя Анисья доказывает обратное.
  • Андрей Иванович Штольц — друг детства Обломова, наиболее близкий ему человек. Наполовину немец, практичный и деятельный. Практичность Штольца настолько велика, что он просчитывает каждое своё действие, но в то же время он добр, благороден и честен, хорошо знает человеческое сердце. Эти качества привила герою его мать, русская поместная дворянка. Штольц задуман Гончаровым как совершенный герой, образец для подражания. Современники писателя считали, что образ Штольца неубедителен и отказывали ему в совершенстве. В частности, славянофилы упрекали героя за излишнюю рациональность. Фамилия Штольц (нем. Stolz) в переводе означает «гордость».
  • «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
  • «Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
  • «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».
  • Михей Андреевич Тарантьев — знакомый Обломова, грубый и хитрый. Разрабатывает мошенническую схему, в которую втягивает наивного Обломова вместе со своим сообщником — братом Агафьи Пшеницыной — чиновником Мухояровым. Однако Штольц срывает их планы, после чего Обломов ссорится с Тарантьевым, и больше они не встречаются.
  • Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка; возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. По замыслу Гончарова, совершенная героиня, которая гармонично совмещает в себе «ум» и «сердце». Обломова она любит за чистую, благородную душу; в Штольце же ценит, прежде всего, его решительность, трудолюбие. Ольга — сирота, до замужества живущая на попечении у тетки. Признаваясь Штольцу, что доверяет ему «безгранично, как матери», отмечает высокую роль, которую он играет в её жизни. С образом Ольги связана проблема права женщины на вторую любовь. Расставшись с Обломовым, Ольга верит, что больше любить не будет потому, что это было бы безнравственно: «Любят только однажды». Однако Штольц уверяет её, что любовь к Обломову была ошибкой, приготовлением к настоящей любви, то есть к союзу с ним, Штольцем. Не все критики соглашаются с позицией героя, утверждая, что Ольга была предназначена именно Обломову. На это указывает её фамилия — Ильинская, которая дублирует имя и отчество Обломова. После свадьбы со Штольцем Ольга меняет фамилию на Штольц.
  • Анисья — кухарка Обломова. Анисья — хорошая хозяйка, трудолюбивая, проворная женщина; довольно неглупа. Она выходит замуж за слугу Обломова Захара, но спустя несколько лет умирает от холеры. Находит родственную душу в Агафье Пшеницыной; вместе они занимаются хозяйством.
  • Агафья Матвеевна Пшеницына (фамилия досталась от первого мужа) — вдова, хозяйка квартиры, в которую переехал жить Обломов. Впоследствии становится женой Ильи Ильича. Необразованная, но хозяйственная и добрая женщина. Пшеницына закладывает жемчуг, полученный ею в приданое, чтобы заботиться об Обломове — вкусно кормить и поить его. Пшеницына — своеобразный антипод Ольги; если образ последней раскрывается через её душевные качества, то Пшеницына «высказывается» через телесность: Обломов заглядывается на её голые локти и полные белые ноги. Пшеницына рожает Обломову сына Андрюшу, которого после смерти Обломова отдаёт на воспитание Ольге и Штольцу. Этот поступок говорит многое о её социальной психологии: Андрюша, как и его почивший отец, — барин, дворянин; ему не пристало жить в бедном чиновничьем доме, не иметь возможности пользоваться своими дворянскими правами и привилегиями.
  • Иван Матвеевич Мухояров — брат Пшеницыной, чиновник. Типичный «винтик» бюрократической машины: подлый и безнравственный человек, пускающийся в аферу, чтобы красть деньги у сестры и Обломова. В этом деле ему помогает Тарантьев. После вмешательства Штольца теряет своё место, пытается заниматься коммерцией, но разоряется. В конце концов, ухитряется возвратиться на старое место.

Герои второго плана

  • Волков — гость в квартире Обломова. Живёт светской жизнью.
  • Судьбинский — гость. Чиновник, начальник отделения. Противоположность Обломова.
  • Пенкин — гость. Писатель и публицист.
  • Иван Алексеевич Алексеев — гость в квартире Oбломова, «безликий намёк на людскую массу». Точно неизвестно, какова его настоящая фамилия: кроме Алексеева, его называют, например, Андреевым.
  • Марья Михайловна — тётка Ольги Ильинской.
  • Сонечка — подруга Ольги Ильинской.
  • Барон фон Лангваген — друг Ильинских.
  • Андрей Ильич Обломов — сын Обломова и Пшеницыной.
  • Катя — горничная Ольги Ильинской.
  • Ваня — сын Пшеницыной от первого брака.
  • Маша — дочь Пшеницыной от первого брака.
  • Акулина — кухарка в доме Пшеницыной.

Критика

Известный критик Николай Александрович Добролюбов написал об этом романе свою знаменитую статью «Что такое обломовщина?», в которой описал основные идеи романа со своей точки зрения. Статья Добролюбова во времена СССР часто публиковалась в одной книге вместе с романом. Добролюбов называл «Обломова» «знамением времени»[2].

Более разносторонне роман рассмотрен в статье «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова» другого известного критика Александра Васильевича Дружинина.

  • Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»).
  • Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. Стр. 454-522. ISBN 978-5-91304-151-7.

Адаптации

  • Обломов (телеспектакль)
  • Несколько дней из жизни И. И. Обломова — кинофильм из двух частей Никиты Михалкова по мотивам романа.

См. также

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 7 января 2021 в 01:45. Используемые источники:

  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2767-zhizn_i_smert_oblomova_epilog_romana.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/smert-oblomova.html
  • https://wiki2.org/ru/обломов

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт