«Заблудившийся трамвай»: Серебряный век и поэзия Гумилева

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Стихотворения, написанные в период «позднего Гумилёва», сложны и символичы. Практически каждое из них — это погружение в себя. «Заблудившийся трамвай» — одно из таких.

Этот стих — погружение автора в себя. Гумилев негативно относился к происходящему в стране. Его не устраивала революция, и он считал, что страна отдана варварам на истерзание. Название абсурдно, ведь трамвай не может заблудиться, но в этом стихотворении трамвай — метафора, которая подразумевает всю страну, погрязшую во вранье и вымышленном патриотизме. «Как я вскочил на его подножку» отмечает поэт. Это связано с тем, что Гумилёв 10 месяцев проживал за границей, а в России оказался случайно во время революции и из-за своих политических убеждений стал невыездным. Сначала поэт не собирался покидать Родину, напротив, считал себя свидетелем событий, которые принесут России настоящую свободу, но спустя несколько лет признал, что теперь ему придётся жить в бесправном государстве, которым управляют бывшие крестьяне.

Поэт отправляется мысленно в страны, любимые им, но одновременно понимает, что не будет счастлив, даже если уедет за границу. Ведь воспоминания об ужасах революции будут всегда его преследовать в любом уголке мира и никуда от них не деться.

Гумилёв предполагает свою смерть, и палачом будет та самая власть крестьян. Но этот его не сильно омрачает. Намного печальнее то, что его прежней Родины, прежней России больше нет и не будет. И он не в силах что-либо изменить.

Машенька, к которой поэт обращается — собранный образ той России до революции, которую Гумилёв так сильно любил, образ его настоящей Родины. И поэтому он не может смириться с тем, что прошлую страну уже не вернуть назад, но все же восклицает, не веря, «Может ли быть, что ты умерла!». Это говорит о том, что Гумилёв до последнего надеялся на то, что крестьянская власть сгинет и все вернется в прежнее русло, но в то же время он прекрасно осознавал, что ничего назад не вернуть.

Это стихотворение доказывает то, что Гумилёв не будет участвовать в фарсе, который те самые крестьяне называли светлым будущем». Он требует: «Остановите трамвай!». Но остановить его никто не может и поэту приходиться ехать дальше, с горечью осознавая, что «дом в три окна и серый газон», которые промелькнули в окне, останутся в прошлом навсегда. Только когда произошла революция, поэт по-настоящему понимает, как дорога ему была та прежняя страна! «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить».

Меню статьи:

Текст стиха

Вступление

Имя Николая Гумилева ассоциируется с периодом в русской литературе, который получил название Серебряного века. В это время бал правит символизм. Образность, метафоричность, символичность усложняют восприятие произведений этих авторов. «Заблудившийся трамвай» изучается в последних классах школы – это свидетельство сложности гумилевского текста. В целом же, это творение – выражение общественной позиции автора.

Из истории написания произведения

Для начала обратимся к истории создания анализируемого текста. Писатель работал над «Заблудившимся трамваем» на протяжении 1919 года. Наконец, через два года, в 1921-м, произведение вышло в «Огненном столпе» – видном литературном журнале того времени.

Поэт утверждает, что кровь и ложь – плохая основа для установления нового порядка. Гумилев не скрывал своей позиции и отношения к революционным событиям. По мнению автора, Россия попала в руки нелюдей, варваров. Эти дикари не понимали ценность исторического и культурного наследия Российской империи. Гумилев намекал, что скоро новая власть разрушит все прекрасное, что осталось от дореволюционных времен.

Социокультурная ситуация начала века

Атмосфера, царившая в России в начале ХХ века, сильно повлияла на творчество писателей Серебряного века. Автор «Заблудившегося трамвая» – не исключение. Общественная ситуация усложнялась. Октябрьская революция перевернула привычный жизненный уклад.

Гумилев не скрывал негативного отношения к революционным событиям.

Zabludivshijsya-tramvaj-Nikolaj-Gumilev..jpg

О рождении идеи стихотворения: воспоминания Одоевцевой

Автор не держал замысел стиха в секрете. Гумилев разделил свою идею с Ириной Одоевцевой. Последняя была известна как поэтесса и автор прозаических текстов. Писательница ярко помнила день, когда Гумилев раскрыл ей замысел будущего шедевра. Поэт неплохо повеселился на вечеринке, выпил, сыграл несколько партий в карты. По дороге домой Гумилев шел через мост над Невой. И вдруг перед глазами писателя пронесся – прямо по небу – трамвай. Русский автор на миг углубился воспоминаниями в прошлое и одновременно задумался о будущем.

Это происшествие толкнуло Гумилева на сочинение первой строфы произведения. Далее возникли и другие катрены – строчка за строчкой. Писатель удивился, что строфы придумывались так легко, словно жили своей, отдельной жизнью. Текст рождался буквально на лету: на его написание потребовалось всего лишь сорок минут.

О тематике текста

Гумилев обращается к описанию социокультурной ситуации в России в ХХ веке. Население страны пережило свержение императора, расстрел императорской семьи.

Zabludivshijsya-tramvaj-Gumilev..jpg

Государство разрывалось революционными кризисами. Наконец, послереволюционная бытность отразилась в произведениях литераторов, тяжело переживавших кровопролития войны.

Детализация: о проблеме произведения

Символ трамвая

Итак, образ трамвая перегружен символическими смыслами. Литературоведы усматривают в образе трамвая зашифрованную аллегорию истории. Писатель детально изображает звуки, сопровождаемые появление трамвая. По сторонам каркают вороны, слышится гром и перезвоны лютни. Подобные звуки ассоциируются с хаосом, в который погрузилась страна в начале ХХ века. Карканье ворон также создает тревожное настроение.

Это один из вариантов трактовки образа трамвая. Литературные критики по-разному интерпретируют этот символ.

От названия текста веет абсурдом. Трамвай курсирует по рельсам, а значит, для него невозможно потерять свой путь. Но трамвай Гумилева все же заблудился. В этом образе писатель скрыл метафору, представив в виде трамвая все государство. Страна погрязла в крови и лжи, утопии идей, фальшивом патриотизме. Сам автор не понимает, как его занесло в этот трамвай.

Образ трамвая как пришельца

Железный транспорт у Гумилева выглядит как пришелец – нечто чужеродное этому миру. Трамвай летит по небу – это уже необычно, против законов природы. Движение трамвая сопровождается массой символов:

  • световые и звуковые символы;
  • вороньи крики символизируют смерть, тревогу, трагедию, катастрофу;
  • лютня намекает на особое призвание поэта (так как этот музыкальный инструмент испокон веков привязан к образу лирика);
  • звуки грома ассоциируются с войной;
  • символы путешествия в загробный мир;
  • символ корабля-призрака (как Летучий голландец) и т. д.

Гумилев и путешествия

Здесь стоит остановиться на образе жизни самого автора. Большую часть времени Гумилев проводил за границами родины. И вдруг – по совершенной случайности – автор оказывается в родных пенатах, да еще и в самый пик революционных действий. Сразу же поэту запрещают выезжать из страны: причина – политические убеждения автора и его благородное происхождение.

В своем стихотворении «Жираф» Николай Гумилев развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Трамвай как образ движения

Гумилев мечтает вновь пуститься в путешествия. Казалось бы, трамвай может легко отвезти писателя в другое место. Но это невозможно. Автор вынужден путешествовать только в собственных мыслях, в своем воображении. При этом поэт осознает, что не найдет счастье вне России. Счастье и душевный покой ушли в небытие, их вытеснила страшная правда.

Развитие сюжета стихотворения

Образ Машеньки-России

Герой вдруг увидел дом. В этом здании когда-то жила девушка – невеста героя. Ее звали Машенькой. Но ныне дом пустует, вместо звонкого женского голоса в здании господствует тишина. Машенька мертва. В гибели возлюбленной герой обвиняет исключительно себя. Герой вспоминает, как девушка стонала перед смертью. Но он ничего не сделал, лишь молча слушал мучения любимой. В то время героя больше волновала репутация, светская жизнь. Литературоведы предполагают, что образ девушки – это символ самой России.

Таким образом, в образе девушки зашифрован образ дореволюционной империи. Гумилев очень любил эту страну – государство, где он родился и вырос. Поэт с болью осознает, что пошлое умерло навсегда. Но Гумилев все еще не может примириться с новой реальностью.

Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» является примером гражданских мотивов в поэзии писательницы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Финал произведения и философские смыслы

Последние строчки текста заключают философское содержание гумилевского творения. Писатель говорит о настоящей свободе. Эту ценность человек обретает лишь после кончины, попадая на небо. В конце произведения герой признается в любви к мертвой девушке, Маше, то есть – России. Последнее четверостишие – это вывод писателя. Автор взывает к двум чувствам – любви и грусти. Гумилев погружается в собственную жизнь, творческие искания, события ушедших лет. В то же время герой-автор винит себя за трагедию, которая случилась. Автор считает себя ответственным за происходящее, чувствует отчаянье, безнадежность.

Смыслы, вложенные автором в этот текст, встречаются и в произведениях других авторов. Однако у Гумилева получилось передать подобное содержание более оригинально и тонко. Следует отметить, что тема и ключевая идея произведения отличаются неоднозначностью. Интерпретация тематики гумилевского шедевра привязана к прочтению текста:

  • как изображения духовных, творческих поисков автора;
  • как образ пережитого опыта, событий прошлого, которое внезапно проносится перед человеком.

Композиционные и жанровые особенности текста

В целом, произведение русского поэта включает пятнадцать четверостиший. В первом фрагменте описывается герой и его положение в реальности. Окружающий мир изображается без фантасмагорий. Далее следуют фантастические элементы: герой путешествует в вагоне волшебного трамвая.

Гумилевский шедевр условно разделяется на несколько смысловых частей:

  • изображение реальности;
  • описание приключений героя, странной поездки;
  • история о продаже мертвых голов и смерти девушки.

О средствах художественной выразительности стиха

Автор оригинально представляет общественные мотивы, внутреннее состояние героя. Для этого писатель применяет уникальные приемы и тропы:

  • в произведении заметно множество метафор: бездна времени, всадник в железных перчатках и т. д.;
  • писатель обращается к эпитетам: дорожка – огненная, взгляд – пытливый, старик – нищий и т. д.;
  • текст отличается обилием сравнений: так, лицо автор сравнивает с выменем.

Автор в контексте развития акмеизма и символизма

Гумилев принадлежал к поколению акмеистов. В этом произведении писатель использовал столько метафор и символов, что текст, скорее, относится к символизму, чем к акмеизму.

Автор обращается к образу космоса, противопоставляя его земному универсуму. Космос, то есть порядок, контрастирует с живым, конкретным, реальным, враждебным миром, с царящим вокруг хаосом. Соответственно, автор противопоставляет акмеизм символизму.

Акмеизм CONTRA символизм

Акмеисты – традиционно – интересовались, скорее, реальным миром. В этом же тексте Гумилев больше обращается к потустороннему миру. Акмеизм призывал писателей изображать красоту вселенной, жизни – во всех возможных формах. Символизм, напротив, отличается туманностью, намеками, минорностью, размытостью композиции. Серебряный век и русский декаданс знаменует расцвет символизма.

Гумилев, как и множество других будущих акмеистов, вначале был близок к символизму. Писатель – частый гость «ивановских сред». Расцвет акмеизма пришелся на 1913–1914 года.

Альтернативная интерпретация сюжета произведения

Темпоральные смыслы стиха

По другой версии, герой путешествует во времени. Гумилев вспоминает несколько периодов своей жизни:

  • 1906–1908 года – жизнь в Париже, около Сены;
  • Начало ХХ века – жизнь с Анной Ахматовой (которая тоже может скрываться под маской Маши);
  • 1913 год – поэт путешествует по Африке, видит Нил;
  • Наконец, 1920 год – прогулка по Неве, жизнь в Петербурге.

Антитезы произведения

Гумилевский стих полнится антитезами. Так, автор противопоставляет Машеньку и императрицу. В этих образах скрывается намек на личные вещи (девушка) и официальное измерение жизни (императрица). Космос противопоставляется природе людей, живые планеты – мертвому дому девушки. Текст наполнен множеством образов смерти.

Произведение отличается биографическим, пророческим характером. Писатель не проводит четкой демаркационной линии между миром живых и вселенной мертвых. Впрочем, земная реальность позволяет разделить символы жизни и смерти. Например, Машенька принадлежит смерти, а герой – жизни. В конце читатель узнает образ Северной столицы: автор изображает Исакиевский собор. Именно здесь писатель мечтает увидеть панихиду, которую проведут по нему.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/nikolaj-gumilev-zabludivshijsya-tramvaj/
  • https://r-book.club/shkolnoe/stihi/zabludivshijsya-tramvaj.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт