Воспитание в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Тема воспитания в комедии «Недоросль» является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения. «Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714 году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году). Сам Фонвизин, человек, поддерживающий идеалы просвещения, остро реагировал на нежелание дворянской молодежи учиться и устаревшую, нуждающуюся в реформах систему образования в России.

В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.

«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.

Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.

Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.

В комедии Фонвизина «Недоросль» воспитание – это основа праведного, правильного уклада жизни. Это, как мы узнаем из разговора Стародума с Софьей, и дружба между мужем и женой, взаимное уважение, и необходимость делится с нуждающимся, и достижение каких-либо высот только собственным трудом.

Фонвизин кризис воспитания в России видит именно в старой, изжившей себя традиции, которую на тот момент все еще продолжают поддерживать «Простаковы» и «Скотинины», а потом и повзрослевшие «Митрофаны». Несмотря на то, что «недоросль» – это комедия, автор поднимает достаточно трагичные «вечные» темы – вопросы неравного по воспитанию супругов брака (если бы Софья все же вышла замуж за Митрофана или Скотинина), проблему отцов и детей, когда родители сами растят чудовище, остросоциальные темы издевательства над слугами. Особое место занимает и вопрос образования. Автор, описывая учителей, подчеркивает, что образование не может быть хорошим, пока детей учат бывшие конюхи Вральманы и не окончившие семинарию Кутейкины с псалтырем в руках.

Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы на момент создания пьесы читатели обратили внимание на открытые вопросы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям о том, как смешна и трагична человеческая глупость.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:</h3>

    • <label>Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;</label>
    • <label>Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;</label>
    • <label>События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;</label>
    • <label>Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.</label>

(новая вкладка)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Почему в комедии «Недоросль» так важна тема воспитания?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Фонвизин Д. И.» Почему в комедии «Недоросль» так важна тема воспитания? Фонвизин Д. И. все сочиненияФонвизин Д. И. краткие содержания

Комедия «Недоросль» является одной из самых значительных литературных произведений восемнадцатого века. И основная тема в ней – тема воспитания.

Главный герой «недоросль» Митрофан просто воплощение всех отрицательных качеств русского дворянства того времени. Но вина за это по большей части лежит на его матери, от которой он унаследовал все пороки: грубость, жестокость, невежество, презрение к окружающим.

Госпожа Простакова соединила в себе наглость, низость, злобу и бесчеловечность ко всем и при этом чрезвычайную привязанность, нежность к сыну. Она неграмотна, образование почитала за ненужную роскошь. И вся эта атмосфера, в которой рос и воспитывался Митрофанушка, превратили его в такого же жестокого и темного человека как собственная мать. Она была готова на все ради своего чада, поэтому сильно избаловала его.

Учителя, которых подобрала Простакова для сына, также не могли дать недорослю хорошего образования и правильного примера поведения. Они были такими же неучами, как и он сам. Цыфиркин и Кутейкин не заставляли Митрофана заниматься учебой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Вот уже три года как он учился, а ничего нового так и не узнал. Кучер Вральман – тоже один из учителей, единственный, который даже не пытается учить Митрофана; отпускает его, если тот «устает».

Каковы последствия этого плохого воспитания можно увидеть в финальном эпизоде пьесы, когда Митрофан бессердечно отвергает так сильно любящую его мать, а из уст Стародума мы слышим вполне резонный итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Полезный материал по теме: Скачать Почему в комедии «Недоросль» так важна тема воспитания?

<legend>Tags</legend>Почемувкомедии«Недоросль»такважнатемавоспитания?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Автор: · 03.04.2018

(291 слово) В комедии Д.И. Фонвизина тема воспитания является, по сути, основой произведения. В то время, когда автор писал комедию, а это 1782 год, в России была полная вседозволенность для помещиков, что сильно развращало молодое поколение. Именно воспитание было ключевым моментом в становлении личности в ту пору, что и отразил драматург в своем произведении.

В комедии «Недоросль» показаны две стороны одной медали: воспитание консервативное и воспитание эпохи просвещения. Консерваторами можно назвать госпожу Простакову и Скотинина, они не считают нужным иметь образование и гордятся тем, что не умеют ни читать, ни писать. Митрофана же заставляют учиться по веянию моды, чтобы не выглядеть хуже других, но весь этот процесс сложно назвать учебой. «Недоросль» не в состоянии даже сложить простые числа, и говорит, что дверь «прилагательно, потому что она приложена…». Учителя в этом произведении только усугубляют невежество ученика. Например, Кутейкин, преподаватель грамматики, был хитер и жаждал денег, поэтому его целью было не научить Митрофана чему-то стоящему, а нажить капитал. Вральман, учитель истории и географии, а по совместительству и бывший кучер Стародума, — лжец, тут уже все понятно по говорящей фамилии «педагога». Цыфиркин, хотя и был хорошим человеком, ничему не смог научить недоросля из-за его лени. С другой стороны, перед читателем предстают образы Стародума и Правдина, которые предпочли отказаться от консервативных учений и перейти к более передовым методам. Результатом такого подхода являются образованность Софьи и Милона – молодых и культурных людей с благородными целями и намерениями, которые смогут в будущем добиться определенных высот и продолжат нести просвещение в Россию.

В комедии «Недоросль» тема воспитания показана с двух сторон: с точки зрения прошлого и со взглядов эпохи просвещения. Д.И. Фонвизин показывает читателю, что образование человека напрямую связано с его воспитанием, именно эти вопросы и поднимал писатель в своем произведении, но они актуальны и сегодня, а вместе с ними и сама пьеса.

Автор: Татьяна Белкина

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/tema-vospitaniya-v-komedii.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/pochemu-v-komedii-nedorosl-tak-vazhna-tema-vospitaniya
  • https://literaguru.ru/vospitanie-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт