Вера Павловна — образ и характеристика героини в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Содержание:

Судьба прототипа героини

Чернышевский еще до написания романа не скрывал, что прототипами главных героев будут его «добрые знакомые». Прообразом Веры Павловны стала Мария Александровна Обручева, дочь генерала А. В. Обручева, потомственного дворянина. Сразу после окончания Крымской войны он получил отставку и поселился с семьей в одной из деревень Тверской губернии. Кроме Марии у него еще было двое сыновей — Афанасий и Владимир. Впоследствии Владимир вошел в организацию «Земля и воля» и стал работать в журнале «Современник».

Владимир стал близким другом Чернышевского. Через него писатель и познакомился с историей жизни его сестры. И. М. Сеченов, ее второй супруг, профессор Петербургской медицинской академии, сторонник демократических взглядов, сошелся с некоторыми членами «Земли и воли». Среди них был врач П. И. Боков, друг Н. Г. Чернышевского. В России в это время зародилось активное движение за права женщин. Для многих из них служение медицине стало единственным делом, где женщина наравне с мужчиной могла приносить пользу обществу.

В то время высшее образование было доступно только для мужчин. Но весной 1861 года на лекциях в академии появились вольнослушательницы, среди которых была и Мария Александровна. Так как посещать занятия женщины могли лишь по разрешению мужа, девушка, как и Вера Павловна из романа, заключила фиктивный брак с Петром Ивановичем Боковым. Теперь она могла уйти из родительского дома и получить образование. Позднее брак перешел в настоящий, но вскоре у супругов начались разногласия из-за измен мужа.

Осенью женщина познакомилась с И. М. Сеченовым и стала работать у него в лаборатории. Вскоре она стала его гражданской женой. Только в 1888 году пара смогла обвенчаться официально, когда Синод дал согласие на развод с Боковым. Марии удалось успешно окончить Цюрихский университет и защитить докторскую диссертацию.

Она тяжело пережила смерть мужа, а после революции осталась без средств к существованию и скончалась в доме престарелых в 1929 году. Могилы ее и мужа Сеченова находятся сейчас на Новодевичьем кладбище.

Жизнь Веры Павловны

В романе Чернышевского Вера Павловна Розальская — одна из главных героинь. Портрет женщины описан довольно подробно. Это высокая стройная девушка с темными волосами и черными глазами («глаза хорошие, даже очень хорошие»). Лицо у нее смуглое, «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, только очень холодное, это уж не по-южному». Такой девушка предстает впервые перед Лопуховым. Воспитание она получила обыкновенное, хотя с детства отличалась особенными поступками:

  1. В двенадцать лет была определена в пансион и стала обучаться игре на фортепьяно у вечно пьяного, но доброго и хорошего немецкого учителя.
  2. С четырнадцати лет вела домашнее хозяйство и шила одежду себе, матери и брату Федору.
  3. Когда Верочка стала старше, мать, мечтая подобрать для дочери выгодную партию, стала кричать, чтобы девочка «отмывала рожу-то…такая чучела уродилась».

Из-за этих упреков Верочка считала себя некрасивой и очень хотела стать «хорошенькой». В шестнадцать начала давать уроки в пансионе, позднее мать нашла ей и другие занятия. Вера была удивлена, когда та сшила ей сразу два платья, купила новые ботинки и даже бить ее перестала. Оказалось, Марья Алексеевна решила выдать дочь замуж за хозяйского сына Сторешникова, болтуна и ловеласа, который сначала ухаживал за Верой для развлечения, а потом предложил выйти за него замуж, но она отказала.

Зрелость характера юной девушки показана в разговоре с Жюли Ле-Теллье, когда та посоветовала принять предложение Сторешникова, чтобы в будущем ни в чем не нуждаться. Вера ответила ей, что хочет быть независимой и жить по-своему: «Чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Но ей нехорошо оттого, что, отказав жениху, обидит его. Лопухов раскрывает ей глаза на истинные чувства и намерения этого человека.

Когда жизнь в семье становится невыносимой, девушка пытается устроиться гувернанткой, но места для нее не нашлось. Героиня начала задумываться о самоубийстве. Друг Веры Лопухов, по-настоящему ее полюбивший, предлагает заключить с ним фиктивный брак. Они договариваются жить в раздельных комнатах, как друзья, и встречаться лишь за обедом, чтобы поговорить о делах.

Вера Павловна с помощью Лопухова устраивает швейную мастерскую в форме товарищества, где прибыль девушки распределяют поровну. Занимаясь любимым делом, она понимает, что живет неправильно: состоит в браке с Лопуховым, но любит Кирсанова.

Не желая видеть мучения любимой женщины, Лопухов уходит, инсценируя самоубийство и оставляя ей право выбора. Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова.

Сны в романе и их значение

Сны в композиции романа и для характеристики образа Веры Павловны имеют большое значение. Прослеживая их содержание, читатель видит, как героиня духовно обогащается и нравственно взрослеет.

Сначала она оказывается запертой в каком-то незнакомом сыром подвале, не может двигаться, ноги разбиты параличом. Вдруг она чувствует, как чужие теплые руки дотрагиваются до ног, после чего выздоравливает.

Выйдя из подвала, на поле героиня замечает девушку, у которой постоянно меняются черты лица, волосы, походка. Вера интересуется, кто она. Незнакомка говорит, что у нее много имен, но главное — это «любовь к людям». Во втором сне Вере видится то же самое поле, по которому прогуливаются Лопухов и Мерцалов, разговаривая о реальной и гнилой (фантастической) грязи:

  1. В реальной грязи происходит постоянное движение, где все живут и трудятся.
  2. Гнилая грязь не содержит ни жизни, ни труда.

Здесь же героиня видит свою мать нищей, жалкой, бледной и нездоровой, но очень доброй. Девушка, назвавшаяся «любовью к людям», пытается втолковать ей, что не нужно обижаться на мать, а быть ей благодарной. Злой ее сделали условия, в которых пришлось жить. Когда изменятся условия жизни для людей, то и злые подобреют.

В третьем сне Вера вместе с певицей Бозио читает свой дневник, которого она никогда не вела. То, что было написано в нем, касалось ее жизни с Лопуховым. На последней странице, которую сама героиня читать не хочет, певица видит сомнения Веры в любви к Лопухову. Это уважение и доверие, общее дело и дружба, но не любовь, которая нужна женщине. Сердце ее отдано Кирсанову.

В четвертом сне перед героиней появляются женщины-царицы, среди которых Вера узнает себя. Она свободная женщина, богиня, которая любит и любима. Перед ней стоит хрустальный дворец, расположенный в цветущем саду, кругом поля, благоухающие спелым хлебом.

Люди весело работают и весело отдыхают. Это образ прекрасного будущего, зародышами которого, по мнению Чернышевского, являются счастливая семья и любимое дело.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Характеристики   /   Чернышевский Н. Г.   /   Что делать

Смотрите также по произведению «Что делать»

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «…Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее…» — такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж.

Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, В. П. просит его обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут — как брат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на «нейтральной территории» для совместной трапезы или разговора. В. П. организует на новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами) мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-то момент В. П. понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасные отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако это — лишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов Лопухов исчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить В. П. для нового союза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.

В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».

Просмотров: 52818

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Характеристка и образ Веры Павловны в романе Что делать

Главной героиней романа «Что делать?» является Вера Павловна.

Девушка довольно красивая, стройная, похожа на южную принцессу. Она обладатель густых черных волос и смуглой кожи. Вера Павловна невероятно обаятельная, женственная, одевается со вкусом.

Вера выросла в мещанской семье, где была ужасная атмосфера пошлости и разврата. Ее отец – трусливый и безнадежный человек, а матушка – женщина с крутым нравом, сложным характером, очень корыстная. В какой-то степени воспитание матерью можно назвать тираническим.

Вера Павловна – это светлый персонаж произведения. Она невероятно чуткая, добрая, имеет душевную гармонию. Так же она очень творческая личность: обожает играть на фортепиано и петь. Голос у нее просто чудесный, который заставляет влюбляться всех, кто его услышал.

Главная героиня поставила целью своей жизни обрести свободу и независимость. Она не хочет никому подчиняться, ведь с самого детства она обязана была обшивать всю семью. Девушка не боялась грязных работ, не была белоручкой.  Вера – это идеал того времени. Гордая, игривая, независимая от чужого мнения. Свобода для нее на первом месте. Этот человек постоянно самосовершенствуется и растет, развивая свои навыки.

Когда Вера узнала о том, что ее мать-тиран хочет ее « продать», то есть выдать «удачно» замуж за какого-то пошлого и ужасного мужчину,  девушка решается на отчаянный шаг – покончить жизнь самоубийством. Ведь ее пылкий характер и воля к свободе гораздо важнее, чем прихоти матери. Она не готова мириться с такой несправедливостью, по ее мнению, лучше умереть, чем жить с тем, кого не любишь.

Избежать нежеланной свадьбы помогает учитель брата, Лопухов. Он организовал фиктивный брак.  Вера, в свою очередь, устраивает швейное производство. Главный его принцип  — это равенство работающих девушек, она хочется научить их свободе.

Образ Веры – это стремление к свободе и настоящему счастью без каких-либо рамок.  Эта та героиня, которая добивается того, чего хочет. Она не остановится на своем пути ради заветной цели.

Сочинение на тему Вера Павловныа

Чернышевский оставил наследие своим  потомкам в виде романа о «новых людях». Роман «Что делать?» задает вопросы читателю и заставляет анализировать происходящее. Здесь можно встретить и революционера, и просветителя, и «новых людей» и человека, который не готов к новому. Вера Павлова Розольская – женщина, которая на протяжении всего романа показывает свою силу и уверенность. Она даже в сложных обстоятельствах совершенствуется, становиться хозяйкой швейной мастерской и врачом. Этот образ написан с любовью, поскольку Чернышевский отображает в ней свое мировоззрение писателя-революционера.

Вера Павловна родилась и провела детство в мещанской семье. Родители не отличались высокими нравственными чувствами. С самого детства она была вынуждена работать. Поэтому бросила занятия на фортепиано с учителем. Но на уговоры матери выйти замуж за состоятельного мужчину – не согласилась и оформила фиктивный брак с Лопуховым. В этом эпизоде показан бунтарский дух девушки. Она не готова примиряться с устарелыми законами, выступает против фальши и ложи. И даже в этой семье все по новым правилам: основным в быту является равноправие, никто не переходит границы. Вера Павловна убеждена в том, что главное – независимость, которая проявляется не только в возможности делать то, что хочешь, но и по отношению к другому человеку и в отношениях в целом.

Но её борьба сводится не только к эгоистичному желанию быть равной с мужчиной. Она спасает от бедности молодых девушек. В новой квартире организовывает швейную мастерскую, нанимает работников, с которыми делит прибыль поровну. Вместе с девушками не только работает, но и ходит на пикники, общается на важные темы. Для Веры Павловны очень важно дарить счастье другим.  

Вера Павловна любит музыку и театр, много читает классической и современной литературы. Занимается своей внешностью, поэтому всегда имеет опрятный вид и выглядит женственно. Но при этом у нее сильный характер и стойкая жизненная позиция. Чернышевский в образе Веры Павловны соединил черты свой жены и «новых женщин» того времени.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина↑ ДругиеОбраз и характеристика Лели в рассказе Елка Зощенко →

Характеристка и образ Веры Павловны в романе Что делать

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Фриды в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Однако из персонажей следует выделить особенно трагичную и интересную для анализа женщину. Имя ей Фрида. Фрида – женщина из свиты Воланда

  • Герои произведения Вий Гоголя

    Главным героем произведения Гоголя является Хома Брут, философ из одного монастыря, мужчина очень любит компании, так сам веселый и задорный. Он любит веселое времяпровождение и слушать музыку.

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

  • Сочинение Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

    Испокон веков люди желали перемен и готовы были делать шаги в неизвестность, чтобы достичь своих целей. Хоть и впереди ожидало неизвестное будущее. Возможно, не всегда перемены вели к желаемому результату

  • Анализ повести Пожар Распутина

    Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристка Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского

Основным положительным персонажем произведения является Вера Павловна Розальская, представленная писателем в образе сильной, уверенной женщины.

Героиня описывается в романе в качестве высокой, стройной девушки, отличающейся густыми волосами, черными глазами и смуглой кожей, напоминающими кавказский тип внешности, а также обладающей невероятным обаянием, женственностью и отменным вкусом. Девушка изображается творческой личностью, поскольку увлекается игрой на фортепиано и вокалом, демонстрируя окружающим свой чудесный голос, а также значительное количество времени проводит за чтением литературных классических и современных произведений.

Вера Павловна является уроженкой Петербурга, происходящей из семьи мещан, в которой отец девушки проявляется трусливым и безнадежным человеком, а мать характеризуется женщиной крутой натурой, чрезмерной корыстью и тиранией по отношению к дочери, заставляя последнюю с детских лет трудиться ради блага семьи.

Отличительными чертами характера Веры Павловны писатель отображает ее веселый, общительный нрав, горделивую натуру, независимость от мнения окружающих. Главной целью своей жизни Вера Павловна считает обретение свободы и независимости, поэтому девушка решительно отказывается связывать свою судьбу с избранным матерью пошлым и ужасным женихом, раздумывая даже о самоубийстве, но принимает помощь со стороны преподавателя брата Лопухова, заключив с ним фиктивный брак и организовав собственное предприятие в форме швейного производства, где главенствует принцип равноправия всех сотрудников.

С началом знакомства с другом Лопухова Кирсановым в Вере Павловне просыпается чувство любви и женской нежности, которые оказываются взаимными. Фиктивный муж не мешает счастью влюбленных и инсценирует собственную гибель для устранения помехи в заключении брака Веры Павловны с Кирсановым.

Читайте также:  «Некрасивая девочка»: нравственная красота сквозь призму творчества Николая Заболоцкого

Писатель демонстрирует в образе Веры Павловны идеальный образец особенной женщины, сумевшей постичь истинное женское счастье, при этом характеристику героини автор подкрепляет описанием ее снов, в которых отражается духовная и нравственная эволюция Веры Павловны в форме ее уверенности в собственной самодостаточности.

Образ Веры Павловны представляет новое поколение русских женщин, не желающих жить по устаревшим общественным порядкам, наполненным лживой фальшью.

Вариант 2

Ключевым персонажем произведения является Розальская Вера Павловна, о жизни которой и ее развитии в плане духовности ведется повествование писателем.

Вера Павловна описывается в романе в виде красивой, стройной девушки, имеющей южный тип внешности с черными густыми волосами и смуглой кожей, одевающейся со вкусом, отличающейся женственностью и обаятельностью.

Вера Павловна выросла в мещанской семье, в которой царила отвратительная атмосфера пошлости, поскольку отец Веря являлся жалким, трусливым человеком, а мать — женщиной с крутым нравом, отличающейся деспотизмом, грубостью, корыстью.

Девушка характеризуется духовной гармоничностью, веселым нравом, обладает музыкальными талантами, прекрасно умея петь и играть на фортепиано, увлекается театром и чтением литературы.

С ранних лет Вера вынуждена приобщиться к труду, вынужденная обшивать всю семью, поэтому главным характерным качеством героини является ее стремление к свободной жизни и независимости. Вера Павловна описывается писателем как гордый, решительный и свободолюбивый человек, который не может обманывать ни себя, ни окружающих, постоянно стремящийся к духовному совершенствованию и росту.

Не в состоянии перебороть жестокость матери, готовой продать свою дочь, отдав замуж богатому светскому пошляку, Вера Павловна решает завершить жизнь самоубийством, нежели покориться решению родителей.

Вере Павловне помогает избежать навязываемого замужества учитель ее брата, Лопухов, заключив с ней фиктивный брак. Имея организаторские способности, Вера Павловна устраивает швейное производство, в котором устанавливает принцип равноправия для работающих девушек, пытаясь научить их внутренней свободе, создав прототип коммуны.

В дом молодых людей начинает заглядывать друг Лопухова Александр Кирсанов, с которым у Веры Павловны завязываются нежные, искренние отношения, основанные на взаимном чувстве любви. Лопухов, понимая, что Вера и Кирсанов обрели друг друга, исчезает из их жизни, давая влюбленным возможности обретения настоящего семейного счастья.

В образе Веры Павловны писатель отражает стремление своих современниц к счастью, основанному на свободе, независимости и взаимной любви.

ОБРАЗ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ — ВЕРА

Детство и юность Веры Павловны прошли в отвратительной обстановке пошлой мещанской семьи. Отец ее — жалкий, трусливый человек, мать — женщина крутая и деспотичная, грубая, готовая из-за корысти продать даже собственную дочь.

Как большинство «новых людей», Вера Павловна знакома с нуждой, она рано начала работать. «Когда ей был четырнадцатый год, она обшивала всю семью… Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки». Важнейшей чертой характера Веры Павловны является глубокое отвращение ко всякого рода угнетению, стремление к независимости и свободе. «Я знаю только то,- говорит она Жюли,- что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обязанной ничем, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». То же самое говорит она и Лопухову: «Главное — независимость! Делать, что хочу,- жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Я так хочу жить!»

Другой характерной чертой Веры Павловны является способность к практическому действию, организаторский талант, умение преодолевать трудности и невзгоды, Выйдя из «подвала», она начинает бороться за освобождение других женщин, устраивает швейные мастерские, организует по-новому жизнь и труд многих девушек. Освободив себя, она освобождает других.

Она отличается гордым, свободолюбивым и решительным характером. Её невозможно заставить подчиниться тому, что ей кажется нелепым и отвратительным.

Читайте также:  Краткое содержание по главам рассказа «Левша» Лескова

Исчерпав все возможности борьбы с матерью, готовившейся её продать или насильно выдать замуж за богатого светского пошляка, Вера Павловна решается скорее покончить с собой, чем уступить.

Ей свойственно постоянное стремление к духовному росту, совершенствованию, она не удовлетворяется сделанным, чужда застою. Как и другие «новые люди» Чернышевского, она может быть счастлива только тогда, когда приносит радость и счастье другим людям. Она знает, что личное счастье «невозможно без счастья других». Как и все «новые люди», Вера Павловна непоколебимо верит в торжество народного дела, в то, что «это непременно так будет, что этого не .может не быть».

Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и первая рассказывает о овоём чувстве Лопухову. Ей недостаточно личного счастья, и, выйдя замуж за горячо любимого человека, Вера Павловна продолжает предъявлять к себе новые требования, становится женщиной-врачом, ревнителем науки.

Она гармоничный человек: много читает, страстно любит музыку и театр, прекрасно поёт, умеет не только плодотворно и с увлечением работать, но и от души веселиться.

Вера Павловна — не «синий чулок», она заботится о своей внешности, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность.

Вера Павловна — не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая ебе путь, ведут за собой других к свободе и счастью.

РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?» →

Еще по данной теме::

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО Художник, по мнению Чернышевского, не может и не должен огр…

  • ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ССЫЛКЕ

    ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ССЫЛКЕ 20 мая 1864 г., на следующий после гражданской казни, Чернышевский был …

  • ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА

    ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА Осенью 1853 г. Чернышевский начинает работу в некрасовс…

  • ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В КРЕПОСТИ

    ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В КРЕПОСТИ Арест Чернышевского потряс всё передовое общество. Правительство боялось …

  • РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

    РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Чернышевский, заключённый в Алексеевский равелин Петропавловской крепости…

</td>

Сочинение про Веру Павловну

Вера Павловна стала отражением идеалов Чернышевского. В романе «Что делать?» очень ярко проявилась революционная патетика. Данное произведение стало самым ярким творческим подвигом Чернышевского.

Вера довольно рано начала трудиться, она обладает организаторскими способностями. Вера Павловна Розальская провела детство на Гороховой улице. С 12 лет главная героиня ходила в пансион, где училась шитью.

Она всегда демонстрирует зрелость характера. Довольно рано героиня выходит замуж за учителя брата фиктивно. Потом она открывает швейную мастерскую. Теперь шитье — главное дело жизни.

Читайте также:  Сочинение: Почему «Вишневый сад» – комедия? (А.П. Чехов)

Постепенно Вера понимает, что предпочитает не Лопухина, а его друга Кирсанова. Вера Павловна — положительный персонаж. Ей присуще стремление к духовному совершенствованию. Чернышевский хотел показать, что в эмансипации нет ничего противоестественного. Вера знает, что «личное счастье нереально без счастья других людей».

Полюбив Кирсанова, она рассказывает Лопухову все. Она много читает и любит музыку, умеет хорошо работать и веселиться от всего сердца. Вера Павловна не только трудолюбива, но и добра сердцем. Она всегда сохраняет женственность, обаяние и стремится осчастливить других.

Сначала Кирсанов и Вера не знают, что делать. Потом Лопухов инсценирует самоубийство. На некоторый период он исчезает из их жизни. Лопухов уезжает за рубеж, где долго изучает промышленное производство. Вера винила во всем случившемся себя. Вскоре Кирсанов делает ей предложение, а в доме появляется пара Бьюмонт. Не сразу становится понятно, что Чарльзом был Лопухов.

Теперь жена Лопухова Екатерина. Две пары уже дружат семьями. У Чернышевского в романе любовь становится проверочной стадией, из которой персонажи выходят с честью. Признание прав женщины с точки зрения Чернышевского — хорошо и правильно. Хотя свободная любовь может иметь место лишь в том в обществе, где есть истинное освобождение женщин.

Несколько интересных сочинений

В русской литературе известен типичный пример социалистической фаланги — сакраментальная швейная мастерская Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?». Роман этот чрезвычайно ценил Ленин: уж явно не за его литературные достоинства, а, во-первых, за изображение революционеров как «людей нового типа», во-вторых, за тщательное внимание автора к рациональной организации производства, за попытку совместить человеческое начало с капиталистическим развитием. Это же стремление двигало Лениным при создании лучших своих политических манифестов: «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция». Первая книга — апокалиптична, она описывает всю глубину человеческого падения. Вторая — показывает выход из бездны путем организации, «учета и контроля».

Швейная мастерская у Чернышевского полностью выдумана. «Есть в рассказе черта, придуманная мною: это мастерская. На самом деле Вера Павловна хлопотала над устройством не мастерской; и таких мастерских, какую я описал, я не знал: их нет в нашем любезном отечестве. На самом деле она хлопотала над чем-то вроде воскресной школы или — ближе к подлинной правде — вроде ежедневной бесплатной школы не для детей, а для взрослых». Значит ли это, что мы имеем дело с голой утопией? Почему такой прекрасный проект неосуществим? И будучи осуществим, не может ли он прекратить свое существование по тем же причинам, что и фаланги в Западной Европе? Неужели любая попытка создать что-либо человеческое, антропоцентричное на базе капиталистических отношений, замешанных на отчуждении, механистичности, — любая такая попытка окажется смехотворной? Стоит ли отвергать «швейные мастерские» как радикализм, напрасные выкрутасы?

Нет! Напротив, чтобы победить, параллельные объединения должны быть куда более радикальны. Тут уже одной организацией труда не обойдешься, «учета и контроля» явно мало. Необходимы более значительные устремления, более широкий горизонт и более амбициозные цели.

Швейная мастерская в романе «Что делать?» создается с одной целью: улучшить отвратительные условия наемного труда. Это удается, но только в воображении автора. Да и сам он, впрочем, склонен рассматривать «предприятие нового типа» как временную подмогу для той части общества, которая наиболее подвержена соблазнам и падениям. Мастерская при этом не берется в расчет как нечто принципиально отличное от мира, отличное по самой своей глубинной сути. Туда идут не за справедливостью, а за удобством. Приехавший из Америки делец о. Трудятся в мастерской по той же модели, что и на всех других предприятиях. Швейная мастерская Веры Павловны включена в общую конкуренцию и отличается от остальных фабрик лишь одним: условия труда там легче и отношение со стороны хозяев более человеческое. Несмотря на то, что хозяевами формально являются все работницы, на деле в мастерской существует строгая централизация. Такая коммуна — это даже не кооператив или артель, это, скорее, мелкое предприятие с просвещенными владельцами.

Партизанский отряд только по своей внешней форме похож на швейную мастерскую Веры Павловны. Но по сути они совершенно разные. Партизанский отряд существует не для улучшения условий труда (хотя может и должен их улучшить), а для предоставления ищущим возможности другого труда, труда по призванию. Этот труд в сегодняшнем мире немыслим. Обладая условиями для его обеспечения, отряд навсегда привяжет людей к себе. Они уже никогда не смогут вернуться в клоаку денежного тоталитаризма и снова надеть на себя цепи бессмысленного кредита и бесконечного круговращения от кризиса к кризису, от банкротства к банкротству, от ошибки к ошибке.

Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.

Центральной сюжетной линией книги является любовная история с положительным концом. Параллельно в произведении затрагиваются социальные, экономические и философские идеи того времени, темы любви, отношений отцов и детей, просвещения, важности человеческой силы воли. Кроме того, в романе есть множество намеков на грядущую революцию.

Вера Павловна Розальская — главная героиня романа В«Что делать?В» (1863 г.) русского писателя Чернышевского Николая Гавриловича.

Вера Павловна Розальская выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещала пансион. Вера Павловна рано научилась хорошо шить. Уже в четырнадцать лет она шьет на всю семью, а в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. Вера Павловна весела и общительна.

Мещанская обстановка в родном доме гнетет Веру Павловну. Желая покинуть дом она выходит замуж за учителя своего брата — Лопухова Дмитрия Сергеича, который любит Любит Веру Павловну. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах.

Вера Павловна открывает швейную мастерскую, которая вскоре стала очень успешным предприятием. Прибыль в мастерской распределяется между работницами.

Вера Павловна влюбляется в друга Лопухова — Кирсанова Александра Матвеича, который любит ее взаимно. Лопухов освобождает ее от семейных отношений и Вера Павловна находит свое счастье с Кирсановым.

Вера Павловна Розальская (художник Милашевский В. А.)
7971s.jpg

Описание Веры Павловны глазами Лопухова Дмитрия Сергеича приведено в главе 2 «Первая любовь и законный брак» романа (I):

Раз пять или шесть Лопухов был на своем новом уроке, прежде чем Верочка и он увидели друг друга. Он сидел с Федею в одном конце квартиры, она в другом конце, в своей комнате. Но дело подходило к экзаменам в академии; он перенес уроки с утра на вечер, потому что по утрам ему нужно заниматься, и когда пришел вечером, то застал все семейство за чаем.

На диване сидели лица знакомые: отец, мать ученика, подле матери, на стуле, ученик, а несколько поодаль лицо незнакомое — высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — В«густые, хорошие волосаВ», с черными глазами — В«глаза хорошие, даже очень хорошиеВ», с южным типом лица — В«как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип; ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по южному; здоровье хорошее: нас, медиков, поубавилось бы, если бы такой был народ! Да, румянец здоровый и грудь широкая, — не познакомится со стетоскопом. Когда войдет в свет, будет производить эффект. А впрочем, не интересуюсьВ».

Дополнительно

Чернышевский Николай Гаврилович

«Что делать?» (1863 г.)

Цитаты из романа В«Что делать?В» Чернышевского Н.Г.

Сны Веры Павловны (из романа Что делать?, Н. Г. Чернышевского)

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/vera-pavlovna.html
  • https://lit-helper.com/p_chto_delat-_harakteristika_obraza_veri_pavlovni_rozal-skoi
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/harakteristka-i-obraz-very-pavlovny-v-romane-chto-delat
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/masterskaya-very-pavlovny.html
  • https://dslov.ru/txt/404/t404vera.htm

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт