Валерий Брюсов — Творчество: Стих

Рубрика: Краткие биографии

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.

На биографии Брюсова отразились те глобальные исторические перемены, которые сотрясали мир на стыке двух веков.

Итак, предлагаем вашему вниманию краткую биографию Валерия Брюсова. Интересные факты о нем читайте здесь.

Valeriy-Bryusov-2.jpg

Биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве. Его отец, Яков Кузьмич, писал стихотворения, некоторые из которых были опубликованы в разных журналах.

Будучи азартным человеком, он серьезно увлекся скачками, что сыграло с ним злую шутку, ведь со временем он промотал целое состояние на тотализаторе.

Детство и образование

Родители Валерия Брюсова почти не занимались воспитанием сына, в результате чего он был предоставлен сам себе.

Помимо этого они не верили в Бога, и строго следили за тем, чтобы Валерий не читал какую-либо религиозную литературу.

В будущем Брюсов признается в том, что об атеизме и теории эволюции он узнал раньше, чем научился перемножать числа.

Несомненно, это отразилось не только на мировоззрении поэта, но и на всей его биографии.

В 1885 г. Брюсов стал учеником частной гимназии Ф. И. Креймана. Однако доучиться в ней ему так и не удалось, поскольку его отчислили за пропаганду атеистических идей.

Следующим учебным заведением в биографии Брюсова была гимназия Л. И. Поливанова. В этот период у него проявился особенный интерес к математике.

Личная жизнь

Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.

По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.

Вероятно, виной этому была генетика отца, а также то воспитание, которое дали ему родители.

Творчество Брюсова

В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.

Valeriy-Bryusov-3.jpg

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок (см. интересные факты о Блоке), Сергей Соловьев и Андрей Белый.

В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как Бальмонт, Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

В этом издании ему удалось опубликовать множество рецензий и критических статей относительно русских поэтов.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Исторические романы и концепции

История всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Переводческая деятельность

В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.

Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был Владимир Ленин, Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Последние стихи

В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.

Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.

К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».

Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.

Наследие Брюсова

За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.

Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.

Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Если вам понравилась биография Брюсова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей – обязательно подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Copyright © 2021

MAXCACHE: 0.58MB/0.00123 sec

TopВалерий Яковлевич Брюсов (1873–1924 гг.) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма. Подготовил сборник армянской национальной поэзии, за что был награжден званием народного поэта Армении.

Детство и юность

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 года Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.

Университетские годы

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)». Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894–1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».

В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901–1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904–1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905–1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905 г.). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911–1912 гг.), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913 г.).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Последние годы жизни

С приходом к власти большевиков, в 1917–1919 годах, Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919–1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Брюсова по датам, советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Брюсова.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В отроческие годы Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
  • Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился еще в университетские годы.
  • В 24 года Брюсов женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.
  • Краткая биография Брюсова была бы незавершенной без упоминания его заслуг переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественным читателям Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Уальда и многих других.
  • За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении.
  • посмотреть все

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Брюсова?

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком из вариантов указаны годы жизни Валерия Яковлевича Брюсова?</h3>

    • <label>1871–1920 гг.</label>
    • <label>1872–1924 гг.</label>
    • <label>1873–1924 гг.</label>
    • <label>1875–1928 гг.</label>

(новая вкладка)

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

Краткое содержание эпизода Олега Лекманова из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»

Стихотворение Брюсова «Творчество», датированное 1 марта 1895 года, — манифест раннего символизма. Оно было рассчитано на эпатаж и вызвало скандал: автора обвиняли в бессмыслице. На самом деле, напротив, оно построено чрезвычайно рационально.

Мы видим, что образы последней строфы варьируют образы первой строфы с очень существенной разницей: в первой строфе говорится «Тень несозданных созданий», в последней строфе — «Тайны созданных созданий». Сопоставив это с заглавием, мы можем прийти к выводу, что в стихотворении представлен процесс творчества: автор описывает, как создает это самое стихотворение.

Начнем читать его сначала.

Загадочное слово «латания» — это пальма, а эмалевая стена — это стена печки. Лирический герой находится в полусне в комнате, где топится печь, и видит пальмовые листья-лопасти, отражающиеся в изразцах.

Тени пальм начинают напоминать ему руки: мир двоится на реальный и тот, который полусонный поэт создает своим воображением. Звонко-звучная тишина — оксюморон, отсылающий к расхожему выражению «звенящая тишина».

Киоски — это беседки; конечно, из комнаты герой никаких киосков видеть не может, а значит, он расширяет мир стихотворения. Этот воображаемый мир становится воинственно-захватывающим, он побеждает мир реальный.

За эту строфу над Брюсовым издевались пародисты, предлагая посадить его в сумасшедший дом или предполагая, что поэт пьян. Однако на самом деле месяц при луне — это всего лишь отражение луны в эмали. В строфе очень важно слово «ластятся»: воображаемый мир стихотворения — это мир, в котором поэт является демиургом и все ему подчиняется.

Последняя строфа — торжествующая: поэт-демиург досоздал свой мир. Стихотворение полно фонетических и синтаксических повторов, что делает его еще больше похожим на заклинание. 

Валерий Брюсов – лидер символизма

Подробности
Категория: Русская поэзия рубежа XIX-XX веков
Опубликовано 11.09.2020 14:22
Просмотров: 638

QuNGPLmpwZyZ3PTIwMCZoPTIwMCZxPTkw.jpg

Литературная деятельность Валерия Брюсова многогранна.

Но самым важным и значительным в его обширном литературном наследии является поэтическое творчество. 

Краткая биография В.Я. Брюсова (1873-1924)

Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из крепостных крестьян Костромской губернии.Его отец был довольно образованным человеком: посещал вольнослушателем Петровскую сельскохозяйственную академию, был близок к народникам.Валерий Брюсов окончил московскую гимназию и в 13 лет уже понимал, что его будущее будет связано с поэзией. Самые ранние его стихотворные опыты относятся к 1881 г.; позже он начал писать и прозу (рассказы).После окончания гимназии Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzLzgwMHB4LVZhbGVyeV9Ccnl1c292X3Bob3RvXzE4OTkuanBnJnc9MjAwJmg9MjAwJnE9OTA=.jpg

В. Брюсов в 1899 г.

На рубеже XIX-XX вв. Брюсов был одним из главнейших представителей символизма. Он был очень трудолюбив и эрудирован: его считали поэтом, историком, литературоведом, беллетристом, переводчиком, драматургом, теоретиком литературы, исследователем творчества Пушкина, он читал лекции по истории математики. Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом.Вопреки мистическим установкам символистов, поэтическое мышление Брюсова зрелых лет весьма реалистично. Для него характерен чеканный стих, разнообразие форм, постоянный поиск новых тем и средств художественной выразительности.Брюсов ввёл в русскую поэзию образ большого современного города со всеми его атрибутами. Ему была близка общественно-гражданская тема. Он принял и революцию 1905 г., и Октябрьскую революцию, встав на путь сотрудничества с советской властью. В 1919 г. вступил в Компартию, вёл большую культурно-просветительскую работу, руководил литературно-художественным институтом.

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzLzgwMHB4LU1vc2Nvd19NaXJhUHJvc3Bla3RfYXN2MjAxOC0wOV9pbWcxLmpwZyZ3PTIwMCZoPTIwMCZxPTkw.jpg

Дом, в котором жил В. Брюсов в 1910-1924 гг. Сейчас здесь музей Серебряного века

Важнейшие сборники стихотворений В. Брюсова:

«Tertia vigilia» («Третья стража»), 1897-1900«Urbi et orbi» («Граду и миру»), 1900-1903«Stephanos» («Венок»), 1903-1905«Зеркала теней» (1912)«Семь цветов радуги» (1916)«Mea» («Спеши»), 1924.

В. Брюсов умер 9 октября 1924 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творчество В. Брюсова

Начало

В гимназические годы Валерий Брюсов издавал рукописный журнал, в нём он помещал также и свои стихи. Его литературными кумирами были Н. Некрасов, а позже – С. Надсон.Путь к символизму у поэта начался с увлечения стихами французских символистов Бодлера, Верлена, Малларме. Первые произведения Брюсова созданы под впечатлением этих поэтов. Он мечтает распространить символизм в России, а себя хочет видеть основоположником этого течения.

Главным мотивом творчества поэта был повторяющийся образ пути, путника, скитаний или неустанного движения вперед, трудного восхождения:

Молодой Брюсов хотел как-то оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с её трафаретной моралью и шаблонным искусством, он хотел найти какие-то новые пути, новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказали ему французские символисты.

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzL1ZhbGVyeV9Ccnl1c292X2MuXzE5MDAuanBnJnc9MjAwJmg9MjAwJnE9OTA=.jpg

В. Брюсов в 1900 г.

Брюсов был честолюбив, он решил стать вождем и организатором новой поэзии в России. В 1894-1895 гг. под псевдонимом Валерий Маслов он издал три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами).В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено однострочное стихотворение Брюсова «О закрой свои бледные ноги», которое было воспринято очень неоднозначно. Долгое время имя Брюсова ассоциировалось именно с этим стихотворением.Затем последовали персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными названиями: «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse («Это – я», 1897).Свою тогдашнюю эстетическую позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении «Юному поэту»:

Это стихотворение стало манифестом декадентской поэзии с её индивидуализмом, оторванностью от общественной жизни, откровенным аморализмом и отказом от гуманистических принципов, с культом самодовлеющего искусства.

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzL2JydXNvdi12cnViZWwuanBnJnc9MjAwJmg9MjAwJnE9OTA=.jpg

М. Врубель. Портрет В. Брюсова (1906)

Ранняя поэзия Брюсова полна недомолвок, неясных видений, бесплодных фантазий, болезненных переживаний. В ней много экзотики и причудливых образов. М. Горький еще в 1900 г. сказал о Брюсове, что он «является перед читателем в одеждах странных и эксцентрических, с настроениями неуловимыми».

«Урбанистический» этап творчества Брюсова

QktCw0LvQtdGA0LjQuS5qcGcmdz0yMDAmaD0yMDAmcT05MA==.jpg

В. Брюсов в 1910-х годах

Этот этап начался в 1900 г. Брюсов воспевает темп жизни большого города, его социальные противоречия, городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный в кучи грязный снег. Хотя и до него поэты писали о жизни большого города (Пушкин, Некрасов), но это были эпизодические картины. Брюсов одним из первых в полной мере раскрыл в русской лирике урбанистическую тему. Ключевая тема сборника «Tertia Vigilia» («Третья стража») – становление новой культуры – культуры Города, предчувствие перемен. Город, по мнению Брюсова, должен стать «царём Вселенной».

В сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру») урбанистическая тема получает бо́льшее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia». Поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики является стихотворение «Каменщик»:

Это стихотворение о рабочем, вынужденном воздвигать тюрьму, в которую может попасть и его сын.

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzL0JydXNvdjE5MjAuanBnJnc9MjAwJmg9MjAwJnE9OTA=.jpg

С. Малютин. Портрет В. Брюсова (1920)

В сборнике «Stephanos» («Венок», 1905) гражданская позиция поэта особенно сильна. В этот год произошло вооружённое Декабрьское восстание, и Брюсов выразил творчеством своё презрение к буржуазным либералам, постепеновцам, которые соглашались с жалкими уступками со стороны царского правительства.

В. Брюсов «Довольным»

Творчество Брюсова 1900-1910 гг. очень противоречиво. Об этом стихотворение 1904 г. «Молния» («Опять душа моя расколота…».

В. Брюсов «Молния»

Постепенно в поэзия Брюсова жизнеутверждающее начало берёт верх над декадентством.

В. Брюсов «Хвала Человеку» (отрывок)

Он первым воспел профессию авиаторов, выразил веру в силу науки, в возможность покорения космоса. Но при этом Брюсов продолжал считаться лидером символистов, был редактором ведущего символистского журнала «Весы». Но, возможно, он никогда и не был настоящим символистом, а только хотел таковым быть. В 1907 г. в одном письме он высказался так: «Хотя я извне и кажусь главарем тех, кого по старой памяти называют нашими декадентами, но в действительности среди них я как заложник в неприятельском лагере. Давно уже все, что я пишу, и все, что я говорю, решительно не по душе литературным моим сотоварищам, а мне, признаться, не очень нравится то, что пишут и говорят они». Символисты действительно упрекали его за реализм в символизме, за материализм в идеализме.

Творчество В. Брюсова 20-х годов XX века

Li4vLi4vLi4vLi4vaW1hZ2VzL0JydXNvdjE5MjAtMi5qcGcmdz0yMDAmaD0yMDAmcT05MA==.jpg

В. Брюсов в последние годы жизни

В своём раннем творчестве Брюсов пренебрегал пейзажной лирикой. Он создал для себя мир идеальной природы, что было свойственно символистам.Но с каждым новым сборником тема природы начинает занимать у него всё бо́льшее место, в стихах 20-х годов он сознательно полемизирует с декадентским мировоззрением. Его сборник «Зеркало теней» открывается эпиграфом из А. Фета:

Сборник «Семь цветов радуги» начинается жизнерадостным убеждением:

В его творчестве этого периода появляется новая тема – дружба народов России. Он переводил армянских поэтов, составил книгу «Поэзия Армении» и написал к ней вступительную статью.Но своим творчеством поэт никогда не был удовлетворён. В 1907 г. он записывает в дневнике: «Временами я вполне искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые, начать всю жизнь сызнова».Октябрьская революция сильно изменила мировоззрение поэта: «Я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после неё».Весной 1918 г., когда значительная часть интеллигенции занимала еще враждебные или выжидательные позиции по отношению к Советской власти, Брюсов пришёл к наркому просвещения А.В. Луначарскому и предложил свое сотрудничество. Не Октябрь открыл способности Брюсова к общественно-организаторской деятельности, они у него были всегда. Теперь же эти способности получили возможность реализоваться во всей своей полноте. Он вёл работу в Наркомпросе, возглавлял научные библиотеки, литературный отдел, художественное образование; был членом Государственного ученого совета, депутатом Московского совета, профессором Московского университета, редактором журнала «Художественное слово», председателем Всероссийского союза поэтов; работал в Госиздате, создал и возглавил первое в мире высшее учебное заведение для подготовки молодых литераторов – Высший литературно-художественный институт, которому было присвоено его имя.При этом Брюсов не оставил поэтическое творчество и за 7 лет после революции выпустил 6 сборников новых стихов. В сборнике «В такие дни» выражено его отношение к этому событию, которое он признал великим. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее; теперь же он может «возродить жизнь». Некоторые его стихи этого времени – настоящие восторженные гимны революции.В сборниках 20-х годов («Дали», 1922), «Mea» («Спеши!», 1924) обновляется его поэтика, ритмика стихов, синтаксис, появляются неологизмы, стихи насыщаются аллитерациями. В. Ходасевич оценил этот период творчества Брюсова попыткой через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». А исследователь творчества поэта М. Гаспаров назвал его манеру «академическим авангардизмом». В стихах этих сборников Брюсов откликался на новые открытия в области физики, математики и астрономии, размышлял о теории относительности, рассуждал о развитии Вселенной и т.д.Но в эпоху построения советской поэзии опыты Брюсова показались слишком сложными и «непонятными массам», а модернисты также отнеслись к ним отрицательно.

В. Брюсов «Машины»

Стремление поэта соответствовать времени говорит о его неуспокоенности, о его нежелании почивать на заслуженных лаврах, о стремлении постоянно двигаться вперёд и совершенствовать поэзию. Он не стеснялся всю жизнь учиться новому, а также заимствовать новое у поэтов младшего возраста (Маяковского, Пастернака).Поэтическое творчество Брюсова вошло в историю русской литературы блестящей страницей. Оно проникнуто героическим пафосом, стремлением неустанного движения вперёд; оно раскрывает широкую панораму мировой культуры, показывает преемственность человеческой мысли. Его поэзия проникнута раздумьями о судьбах человечества.У него молодые поэты учились культуре стиха и самоотверженному отношению к любому труду, в том числе и поэтическому.Отдельные стихотворения Брюсова положены на музыку композиторами Владимиром Ребиковым, Сергеем Василенко, Александром Гречаниновым, Рейнгольдом Глиэром и другими. Вокальный цикл «Четыре картины на стихи Валерия Брюсова» для голоса и фортепиано (2005 г.) написала московский композитор Марина Чистова.Стихотворение Брюсова «Крысолов» положено на музыку Сергеем Рахманиновым.

Используемые источники:

  • https://interesnyefakty.org/valeriy-bryusov/
  • https://obrazovaka.ru/alpha/b/bryusov-valerij-yakovlevich-bryusov-valery-yakovlevich
  • https://rustih.ru/valerij-bryusov-tvorchestvo/
  • https://arzamas.academy/materials/749
  • http://ency.info/slovesnost/poeziya/istoriya-razvitiya-russkoj-poezii/russkaya-poeziya-rubezha-xix-xx-vekov/1129-valerij-bryusov-lider-simvolizma

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт