Топ 10 известнейших героев русских былин

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о В«старшихВ» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир В«светелВ» и В«солнеченВ», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. В«Не силой возьмет, так хитростьюВ» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация5 и идеализация6. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

В«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народаВ».8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – В«Красно СолнышкоВ».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с В«купцами богатымиВ», В«мужиками (мужами) новгородскимиВ», вступает в поединок со В«старцемВ» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он В«дерется-бьется день до вечераВ». Посадские мужики В«покорилися и помирилисяВ» и обязались платить В«на всякий год по три тысячиВ». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине В«Как Васька Буслаев молиться ездилВ» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что В«смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибельВ».9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина В«СадкоВ». В.Г. Белинский определил былину В«как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз10 НовгородуВ».11Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме “Русский героический эпос. Былины”:

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество»

Былины и предания издавна стали неотъемлемой частью русской самобытной культуры. Народ воспевал в них силу, справедливость и мужественность богатырей, ум, ловкость и иные качества человека.

Многие сказания имели историческую основу и были описаны в древних летописях. Богатырей прославляли за совершаемые подвиги, защиту жителей Руси от набегов вражеских войск и иные благие поступки.

Ознакомиться со списком из десяти известнейших героев русских былин можно, прочитав нашу статью.

10. Микула Селянинович

10-160.jpg Новгородский цикл былин прославляет богатыря по имени Микула Селянинович. Легенда гласит, что он был простым крестьянином по происхождению. Силу его приумножала матушка сыра Земля. Имя его было производной народной формой от современного имени Николай.

Чудесной силой обладал не только сам богатырь, но и его лошадь. У русского богатыря, согласно сказаниям, были две дочери,

Василиса и Настасья, которые также были наделены чудесной силой. Их имена также часто фигурируют в русских былинах.

Образ Микулы Селяниновича часто связывают с христианским святым Николаем Чудотворцем.

9. Ставр Годинович

9-159.jpg Черниговский боярин приходился мужем знаменитой Василисы Микулишны (старшая дочь Микулы Селяниновича).

Сюжет известной былины с этими персонажами рассказывает слушателям о том, что Ставр на пиру у князя Владимира (Красное солнышко) стал хвалиться красивой женой, за что был отправлен в темницу.

Услышав про это, Василиса переодевается в мужскую одежду, собирает дружину и отправляется к князю, которому представляется сыном короля Ляховитского и сватается за дочь княжескую.

Она успешно проходит все заданные ей испытания, состоится свадебный пир, на который приводят Ставра играть на гуслях. Василисе удается его увести с пира.

Далее она переодевается снова в свою одежду, вместе с супругом они отправляются к князю, который признает, что Ставр не просто так чествовал свою жену у него на пиру.

8. Василий Буслаев

Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.

Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.

В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.

7. Садко

Герой новгородских былин не является богатырем, он богатый купец, в литературе считается олицетворением богатства Новгорода.

Сюжет наиболее известного варианта былины повествует о том, что Садко удалось разбогатеть с помощью морского царя из Ильмень-озера, до этого он был бедным гусляром.

Разбогатев, купец снаряжает корабли и отправляется за море вести торговлю. Но море не благосклонно к нему, разразилась буря, во время которой решается принести в жертву морскому царю Садко.

На дне морском купец играет на гуслях из-за чего царь устраивает пляску, вследствие которой гибнет много людей, так как море начинает снова волноваться, помогает вернуться на землю Садко святой Микола Можайский, он учит его, как вести себя с царем.

6. Никита Кожемяка

Богатырь является одним из любимейших героев восточнославянского эпоса. В былинах Никита Кожемяка защищал русский народ от печенегов.

Первое упоминание о богатыре датируется 992 годом, обнаружено в «Повести временных лет». Прозвище Кожемяка Никита получил благодаря своей небывалой силе, он с легкостью разрывал бычьи шкуры.

Сюжет наиболее распространенной былины о богатыре повествует о том, что он побеждает змея, похитившего дочь князя Киевского.

5. Вольга Святославич

Вольга Святославич был не простым богатырем, у него имелись магические способности. Он умел понимать язык животных, птиц и рыб, менял свой облик.

Богатырь является одним из древнейших образов русского фольклора. Некоторые литературоведы считают, что прототипом героя былин был князь Всеслав Полоцкий.

Популярностью на Руси пользовались несколько сюжетов былин, в которых Вольга Святославич являлся центральным персонажем.

Одна из них повествует о рождении богатыря, другая о его походе на Индийское царство, третья о встрече Вольги с Микулой Селяниновичем.

4. Святогор

Одним из самых больших и сильных богатырей восточнославянских русских былин являлся Святогор. Был великаном. Согласно древним сказаниям он черпает силу от Матери – Сырой Землицы, когда он едет на своем коне, то земля дрожит, леса колышутся, а реки выходят из берегов.

Службу свою богатырь несет у дальних святых гор. Одна из легенд гласит, что перед смертью Святогор передал часть своей силы Илье Муромцу.

3. Алёша Попович

Алеша Попович был самым юным богатырем из известной и любимой всеми тройки силачей Руси.

В отличие от своих соратников Алеша не обладает сверхсилой, но он смекалист и ловок, а также смел. Но он легкомыслен и хвастлив, за что его часто осуждают старшие товарищи.

Образ его фигурирует в более, чем 50 сюжетах старинных былин. Самой известной является былина «Алеша Попович и Тугарин».

2. Добрыня Никитич

Добрыня Никитич имел знатное происхождение, на Руси занимал второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Его женой была Настасья Микулишна, сам богатырь состоял на службе Киевского князя.

Историки и литературоведы считают, что прототипом образа героя послужил воевода Добрыня, который приходился дядей князю Киева и был братом его матери.

Согласно сюжетам былин, Добрыня Никитич был образованным человеком, хорошо пел и играл на гуслях, обладал добрым нравом. Имя богатыря упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, в 6 былинах он был центральным персонажем.

1. Илья Муромец

Самый известный и сильный герой русских былин. Согласно сюжету одного из сказаний, Илья был калекой до 33 лет, а после с помощью волхвов сумел не только встать, но и приобрел недюжинную силу.

На Руси образ богатыря пользовался популярностью, так как богатырь всегда оберегал народ и землю русскую от завоевателей. Он воплотил в себе общий народный идеал богатыря-воина.

Впервые имя Ильи Муромца было услышано в 1574 году в письме. Богатырь упоминается в 53 сюжетах древнерусского эпоса, в 15 из них он является центральной фигурой. Некоторые ученые отождествляют имя героя со святым Илией Печерским Чеботком.

Публикации раздела Традиции

В русских былинах упоминается более 30 богатырей. Среди них были герои с древними мифологическими корнями, такие как Святогор и Волх Всеславьевич, и заезжие гости — например, Дюк Степанович и Чурило Плёнкович. Были даже женщины-воительницы, которых называли поленицами: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья-королевишна и другие. Они считались ровней богатырям-мужчинам, а иногда и превосходили их. Но больше всего народ любил былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Ученые выделяют от 53 до 100 сюжетов русского героического эпоса, около 26 из которых связаны с подвигами легендарной троицы. «Культура.РФ» рассказывает об истории самых известных русских богатырей.

Ростовский Попович

Алеша Попович изображался самым молодым из богатырей. В былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из Ростова (ныне город в Ярославской области). Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, чьи мощи находятся в ростовском Успенском соборе, или Феодор, первый епископ Ростова.

Несмотря на религиозное воспитание, Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость всегда граничила с дерзостью. В некоторых былинах он изображался «бабьим пересмешником», а в более поздних текстах и вовсе стал отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывалось, как Алеша солгал о смерти Добрыни и обманом попытался жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнал об этом и в последний момент успел остановить венчание. В XX веке исследования доказали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим богатырям, а был воплощением истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.

В былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» богатырь увидел на княжеском пиру врага — Тугарина. Князь Владимир Красное Солнышко привечал его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа оказывала Тугарину недвусмысленные знаки внимания. Алеша стал насмехаться над таким поведением, напрашиваясь на бой, — и победил Тугарина хитростью. Разные версии описывают, как Попович притворился тугим на ухо, чтобы Тугарин приблизился, либо обманом заставил противника отвернуться, либо нанес удар, спрятавшись за гриву коня. Голову Тугарина Алеша в шутку предложил князю как посуду:

Считается, что образ богатыря Алеши восходит к реальному ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо. Это был осознанный шаг летописцев в эпоху становления централизованного Русского государства.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть вскоре после крещения Руси, потому что в это время священнослужители еще не воспринимались как далекое от простого люда привилегированное сословие. В более позднюю эпоху сын священника не смог бы стать в глазах народа дерзким смельчаком, насмехающимся над властьимущими, поминающим в прибаутках даже собственного отца-попа.

На этот же период — XI век — косвенно указывает имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича. В то время с Русью воевал половецкий хан Тугаркан, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI–XII веках князья нередко заключали соглашения с половцами и выступали с ними против других русских княжеств. Народ осуждал дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и именно такой «дружбе» и положил конец Алеша, убив Тугарина.

Рязанский княжич

Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына. Мать Амелфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он поспевал быстрее сверстников, в возрасте 12 (в некоторых вариантах — 15) лет освоил ратные премудрости. Владимир Пропп писал:

Читайте также:

Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.

Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня. Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: реальный воевода Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Муромский крестьянин

Илья Муромец, «сын Иванович», — крестьянин, плоть от плоти своего народа. Ему посвящено 18 разнообразных сюжетов, это рекорд для русского эпоса.

Былинная биография Ильи достаточно подробна. Он родился в селе Карачарове под Муромом, до 30 лет не владел ни руками, ни ногами, был парализован. Однажды, когда вся семья работала в поле, а Илья лежал на печи, в дом постучали калики перехожие. Странники попросили чарочку водицы, Илья ответил, что не может принести воды. Калики стали уговаривать его подняться, и случилось чудо: Илья пошел. Когда он принес каликам воды, они предложили выпить и ему, после чего у богатыря появилась невиданная сила. Исцеленный герой поспешил на помощь родственникам, выкорчёвывавшим деревья. Увидев, как Илья легко выворачивает дубы с корнем, родители поняли, что его призвание не крестьянский труд, а защита Отечества.

Образ Ильи, по мнению исследователей, стал вершиной русского эпоса. Он сформировался позже, чем образы Алеши и Добрыни. Илья — зрелый воин, убеленный сединами, терпеливый, держащий себя с достоинством. Исследователь былин Александр Гильфердинг охарактеризовал его силу как «скромную, чуждую всякой аффектации и хвастовства, но требующую к себе уважения».

Один из центральных сюжетов о подвигах Ильи Муромца — его победа над Идолищем поганым. Богатырь пробрался в захваченный врагом Киев в одежде странника и стал просить милостыню под окнами дворца. Идолище, запрещавшее просить во имя Христа, тут же приказало привести неизвестного и стало расспрашивать его о прославленном герое:

Услышав, что «ест Илейко по калачику, пьет Илейко по стаканчику», Идолище заключило, что такой соперник ему не страшен, и тогда Илья убил его ударом шелепуги — выменянного у калики кнута.

В образе Идолища явно отразились черты монголо-татарских завоевателей XIII–XV веков, а войско, окружившее Киев, в сознании народа слилось с татарскими захватчиками. Это подтверждает гипотезу о более позднем формировании образа Ильи в русском эпосе, хотя само имя героя могло быть известно уже в XII веке.

В некоторых былинах Муромца называли Муравленином. Это дало повод предположить, что родиной богатыря мог быть Моровийск (ныне Моровск) под Черниговом.

Традиционно былинного Илью соотносят с преподобным Илией Печерским, иноком Киево-Печерской лавры. До принятия пострига он прославился как воин по прозвищу Чоботок, то есть Сапожок: предание гласит, что однажды Илья отбился от врага сапогом. Он умер в 1188 году и был канонизирован в 1643 году. Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры.

В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. Она показала, что при жизни Илия Печерский был исключительно сильным человеком, ростом около 177 сантиметров, и по меркам Средневековья считался вполне высоким. У него обнаружились признаки заболевания позвоночника, а причиной смерти ученые назвали рану, нанесенную острым оружием в грудь. На момент гибели воину было 40–55 лет. В Киево-Печерском патерике — сборнике о ранней истории монастыря — нет жития этого преподобного. Это косвенно подтверждает, что в монашестве Илия провел недолгое время. Предполагается, что он принял постриг уже после полученного в бою смертельного ранения.

Фольклорист Владимир Пропп писал: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя. При всем их отличии они объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь».

Автор: Екатерина Гудкова

Смотрите также

Страшные истории в русской литературеКлассические произведения, герои которых повстречались с русалками, ведьмами, лешими и прочей нечистьюКак появился человек: легенды разных народовКто лепил людей из творога и у какого этноса первым человеком была девушкаРусские писатели с иностранными корнямиКто считал себя прямым потомком Чингисхана, у кого в роду были датчане и какие мифы строили писатели вокруг своего происхождения«С именем — Иван, без имени — болван»Почему у русских было по два имени и чем отличались отчества у князей и простолюдиновЖенщины-богатырши в русских былинахКакими они были и с кем боролисьМагия словаКак наши предки лечили болезни, добивались любви и успокаивали младенцевТри рождественских дедаКак Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом и Дедом Морозом. Загадочный мирКак собирали русские народные загадкиРусские романы эпохи «Евгения Онегина»Вспоминаем русские романы, которые были популярны в первую треть XIX векаЛетопись земли Русской: семь исторических фигур в картинах Василия…Разбираемся, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинахИлья Муромец: Богатырь силы и духаИстория главного русского богатыряЖизнь князя Владимира в зеркале книжной миниатюрыРассказываем о самых важных деяниях князя, запечатленных миниатюристамиНи одного доброго слова. Михаил Салтыков-Щедрин о коллегах«В критике необходимо предельное обнаружение сути резким словом, без никаких смягчений вежливости»Бородино глазами очевидцев: сражение 1812 года в русской литературе5 произведений про Бородинскую битвуСамые необычные смерти русских писателейДуэли, чахотка, репрессии, самоубийства — а что еще?

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2549-geroi_bylin_russk
  • https://top10a.ru/top-10-izvestnejshix-geroev-russkix-bylin.html
  • https://www.culture.ru/materials/244761/dobrym-lyudyam-na-poslushane

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт