В данной статье вы найдете краткое содержание второй части по главам. Если вы искали краткий пересказ другой части – воспользуйтесь навигацией ниже:
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 |
Перед вами краткое содержание второй части романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Краткое содержание Второй части дается по главам.
«ОБЛОМОВ» ЧАСТЬ 2. ГЛАВЫ 1-2. Краткое содержание.
«Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская…»
Отец Штольца был управляющим в селе Верхлеве, агрономом, технологом, учителем, обучался в университете в Германии, шесть лет странствовал по Швейцарии, Австрии, двадцать лет назад попал в Россию.
С восьми лет Штольц сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и знакомился с творчеством прочих русских литераторов.
Андрей рос очень живым, озорным и самостоятельным мальчиком. После занятий он бежал с деревенскими мальчишками разорять птичьи гнезда, лазил в чужой сад, порой мог вообще исчезнуть из дома на целый день, а то и на неделю. В то же время родители были строги с сыном. Отец брал его с собой на фабрику, объяснял принципы производства. Это было трудовое, практическое воспитание. Мать Штольца была против этого.
Когда пришло время, отец отправил Андрея получать университетское образование. По окончании курса отец заявил, что сыну нечего делать в родном поместье. К тому времени мать Андрея умерла.
Отец сказал Штольцу, что имеет капитал, но не советует надеяться на него, вместо этого следует делать карьеру. Сухое прощание — и младший Штольц уезжает в большую жизнь.
В то время, когда происходит действие, Штольц — ровесник Обломова, ему за тридцать. Отслужив, он вышел в отставку, занялся делами и нажил дом и деньги, участвуя в компании, отправляющей товары за границу. Штольц много работает, успевая при этом бывать в свете и читать.
«ОБЛОМОВ» ЧАСТЬ 2. ГЛАВА 3.Краткое содержание.
Илья Ильич жалуется Штольцу на проблемы в имении. Андрей Иванович советует открыть ему там школу, но Обломов считает, что для мужиков это рано. Упоминает Илья Ильич и о необходимости съехать с квартиры и недостатке денег. Штольц не видит проблемы в переезде и удивляется с того, как Обломов погряз в лени. Андрей Иванович заставляет Захара принести Илье одежду, чтобы вывезти его в люди. Также Штольц приказывает слуге выпроваживать Тарантьева каждый раз, когда тот приходит, так как Михей Андреевич постоянно просит у Обломова деньги и одежду, не собираясь их возвращать.
«ОБЛОМОВ» ЧАСТЬ 2. ГЛАВА 4.
Неделю Штольц возит Обломова по различным обществам. Обломов недоволен, жалуется на суету, необходимость целый день ходить в сапогах и шумность людей. Обломов проговаривается Штольцу, что идеал жизни для него – Обломовка, но на вопросы Андрея Ивановича, почему он туда не уедет, Илья Ильич находит множество причин и отговорок. Обломов рисует перед Штольцом идиллию жизни в Обломовке, на что друг говорит ему, что это не жизнь, а «обломовщина». Штольц напоминает ему о мечтах юности, что нужно трудиться, а не проводить дни в лености. Они приходят к выводу, что Обломову нужно наконец съездить за границу, а потом в деревню.
«ОБЛОМОВ» ЧАСТЬ 2. ГЛАВЫ 5-6.
Спасением Обломова от пагубного существования, которое он ведет, могла бы стать девушка по имени Ольга Ильинская. Их познакомил Штольц перед отъездом за границу, как бы поручив девушке присматривать за его другом. Ольга пытается перевоспитать Илью, даже преуспевает в этом, он признается ей в любви.
Поначалу Ольга действительно верит, что Обломов любит ее, укоряет его за праздно убитые годы, потом переходит к деспотическому проявлению воли. Обломов же бился, ломал голову, изворачивался, чтобы не упасть в глазах ее. Чтобы быть рядом с Ольгой, Обломов снял дачу неподалеку от нее.
О любви рассуждают и Ольга, и Обломов. Оба пытаются понять, действительно ли это то самое чувство, о котором слагают поэмы, или они себе это внушили. Оба сомневаются и не желают идти на компромисс, отдаваясь всепоглощающему чувству. Обломов пишет Ольге, что то, что она испытывает, — не настоящая любовь, а лишь бессознательная потребность любить. Он желает оставить ее в сердце как чистое воспоминание. При встрече Ольга упрекает Обломова за неправильное понимание ее чувств, они мирятся. По возвращении домой Обломов находит письмо от Штольца, в котором тот приглашает его приехать непременно в Швейцарию и Италию, а если он не желает отправляться за границу, то пусть съездит в деревню и наладит наконец дела.
Однако Обломов не хочет никуда ехать. Штольцу ответа на письмо он не послал.
«ОБЛОМОВ» ЧАСТЬ 2. ГЛАВА 7.Краткое содержание.
Изменения затронули не только Илью, но и весь его дом. Захар женился на Анисье – живой и проворной женщине, которая на свой лад меняла устоявшиеся порядки.
Пока вернувшийся со встречи с Ольгой Сергеевной Илья Ильич переживал о случившимся, его пригласили на ужин к тете девушки. Обломова мучают сомнения, он сравнивает себя со Штольцем, думает не кокетничает ли с ним Ольга. Однако при встрече девушка ведет себя с ним сдержанно и серьезно.
«ОБЛОМОВ» ЧАСТЬ 2. ГЛАВЫ 8 — 12.
Между тем Ольга все яснее понимает, что Обломов не столь сильно увлечен ею, как бы того хотелось. Он же вдруг обеспокоился тем, что могут подумать о нем и об Ольге соседи. Чтобы не испортить ничью репутацию, Обломов делает Ольге предложение. В ответ не получает ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия. О помолвке Обломов вознамерился рассказать Ольгиной тетке, однако его возлюбленная требует, чтобы прежде он завершил всяческие хозяйственные дела. Обломову грустно слышать такие речи, он ожидал продолжительного шепота и таинственного уговора слить обе жизни в одну.
Перейти к краткому содержанию части 3.
(4)
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 |
Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 |
Глава 9 | Глава 10 | Глава 11 | Глава 12 |
Штольц — немец только по отцу, мать его была русской. Отец дал ему трудовое воспитание, учил всем наукам. Как всякий ребенок, Андрей любил шалить, играл с другими мальчиками, ему нередко разбивали нос, но отец никогда не ругал его за это.
Мать, которая была гувернанткой в богатом доме, хотела, чтобы из сына вышел настоящий русский барин, но не немецкий бюргер. Она завивала Андрюше кудри, читала стихи, пела песни, играла на рояле.
Глава 2
Штольц — ровесник Обломова, ему уже за тридцать лет. По жизни он идет твердо и бодро, воспринимая все ясно и прямо. Больше всего он боится воображения, подвергая все строгому анализу.
Глава 3
При встрече Обломов жалуется Штольцу на здоровье, на несчастья, на то, что «жизнь трогает». Штольц советует Обломову встряхнуться, поеха ть за границу, а в Обломовне снять старосту, отпустить мужиков, завести школу в деревне. Обломову все это не нравится.
Глава 4
Штольц заставляет Обломова бывать вместе с ним в обществе. Некоторое время спустя Обломов восстает против всей этой суеты. Он критикует свет, справедливо говорит, что в обществе не найти интересов ума, сердца, там нет живых людей, они спят всю жизнь, у них нет ни радушия, ни доброты.
Штольц отвечает, что это неизбежно, ведь что-то должно занимать свет: такова жизнь. Речь заходит об идеале жизни. Обломов говорит, что уехал бы в деревню, причем с женой. На вопрос Ш тольца, что же ему мешает, Обломов отвечает, что не кончен план, но описывает другу то, что уже обдумал: он утром просыпается, идет в оранжереюза букетом для жены, затем они пьют чай.
После — прогулка по аллее в саду, природа, речка, они плывут в лодке, жена «правит весло» … Штольц называет Обломова поэтом. Илья Ильич соглашается: жизнь, считает он, есть поэзия.
Илья Ильич искренно уверен, что вся суета Штольца и других, их труд имеют только одну цель — достичь покоя. Но Штольц отвечает, что трудится он для самого труда, а иначе жить не может.
Глава 5
Илья Ильич размышляет над словом «обломовщина», которое, как он решил, «ядовитое». Ему захотелось в один час сделать все, чего не сделал за десять лет. Что же теперь: идти вперед или остаться там, где он сейчас? Этот вопрос для него мучительней гамлетовского.
Через две недели Штольц уезжает в Англию, взяв с Обломов а слово, что тот приедет в Париж. Но Обломов не сдвинулся с места ни через месяц, ни через три. Накануне отъезда у него раздулась губа: муха укусила. Но теперь у Ильи Ильича в жизни все переменилось: Тарантьев отвез его вещи к куме, на Выборгскую сторону, но сам Обломов живет на даче. Он не лежит, а пишет, читает.
В его жизни появится Ольга Ильинская. Штольц познакомил Обломова с ней перед отъездом. Ольга-чудесная девушка «с благоухающей свежестью ума и чувств».
Она проста и естественна, в ней нет ни жеманства, ни кокетства, ни доли лжи. Она любит музыку и прекрасно поет. Штольц рассказал ей об Обломове, попросил приглядывать за ним. При первом визите к Ильинским Обломов, испытывая неловкость, съел за столом кучу сухарей, Ольга это заметила. Илье Ильичу под ее взглядом становится ужасно противен его халат, обычная домашняя пыль.
Глава 6
Ольга сначала оскорблена дерзостью Обломова, но затем понимает, что это доказательство его необыкновенной души. Ильинская сама не может себя вести так, как ее подружка Сонечка, светская девушка, которая знает, что сказать в любой момент.
Глава 7
Дома Обломов ругает Захара за пыль, называя это обломовщиной. Но Захару теперь помогает появившаяся у него жена — Анисья, другая прислуга Обломова. Анисья ловкая, ничего не роняет, Захар понимает, что она умнее, и часто ее за это ругает.
Глава 8
Весь этот день Обломов проводит не наедине с Ольгой, а в компании тетки Ольги и барона, опекуна небольшого имения девушки. Появление в доме Ильинских Обломова тетку не беспокоит: она слышала о просьбе Штольца не спускать с Обломова глаз, помочь пробудить его.
Ольга заставляет себя делать то, что делают другие. Она поет, но так, как светские девицы, которых просят спеть. Обломов несколько дней не ходит к Ильинским. Расстроенный, он хочет уехать в город.
Глава 9
Ольга для Обломов а становится главным человеком, он мысленно разговаривает с ней, начиная разговор при встрече, а потом продолжая в мыслях дома. Он уже не живет прежней жизнью: читает, не спит днем, не ужинает, даже написал письма в деревню и сменил старосту.
Ольга требует от него движения, она сама духовно растет, и он должен быть готов дать ответ на все вопросы ее взыскующего ума. Она гордится своей силой и властью над Обломовым, любуется им, сбросившим лень и поверженным к ее ногам.
Однако любовь героев постепенно превращается в обязанность, появляются какие-то права. Обломов мечтает испытывать только теплоту любви — без всяких тревог. Он не очень доволен, что вынужден по милости Ольги ездить в город, снимать сапоги без Захара и проч.
Глава 10
На следующее утро Обломов просыпается в дурном настроении. Какой-то строптивый голос говорит ему, что надо жить так, как бог велит, а не так, как хочется, нельзя бредить счастьем.
И Обломов решает исполнить долг и расстаться с Ольгой. Он понимает, что таких, как он, не любят, и пишет девушке письмо, в котором говорит, что это ошибка Ольги, это не любовь, а лишь предчувствие любви. Когда придет тот, другой, она очнется, а ему, Обломову, будет очень тяжело.
Письмо передано Ольге, но Обломов идет в парк, чтобы еще раз издали посмотреть на нее. Он видит, как Ольга плачет. Илья Ильич спрашивает, что он может сделать, чтобы она не плакала, но Ольга просит лишь уйти и взять письмо.
Обломов говорит, что у него тоже болит душа, но он отказывается от Ольги ради ее же счастья. Однако Ильинская доказывает Обломову, что это эгоизм. Он поражен справедливостью ее слов. Но Ольга прощает Обломов а, потому что в письме все же видна вся нежность и забота Ильи Ильича, его пламенное сердце — все то, за что она его полюбила.
Глава 11
Дома Обломов нашел письмо от Штольца с требованием приехать в Швейцарию. Илья Ильич не отвечает, занятый своими отношениями с Ольгой. Но время идет, а он, в сущности, так и не сдвигается с места. Ольга чувствует, что чего-то ей недостает в этой любви, но чего — не может понять.
Однажды Обломов и Ольга встречаются с компанией светских людей — с Сонечкой и ее приятелями. Обломов ловит на себе странные взгляды. Это обстоятельство заставляет его еще раз подумать об их любви.
Глава 12
Обломов нашел Ольгу в роще. Он говорит, что его мучает совесть: они видятся наедине. Но Ильинская ничего не боится, она уже отвечала на вопросы Сонечки. Обломов в нерешительности молчит, Ольга хочет уйти, но герой умоляет ее воротиться, ибо без нее он «мертвый человек». Ольга иронизирует: а вдруг кто-нибудь увидит? Тогда Обломов на коленях просит Ольгу стать его женой.
Илья Ильич спрашивает, смогла бы она, как некоторые женщины, пожертвовать всем ради него, бросить вызов свету. Ольга говорит, что никогда не пойдет таким путем, потому что он ведет к расставанию. Она целует Обломова, и он в состоянии невыразимого счастья падает к ее ногам.
В основе сюжета романа И.А.Гончарова история жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В основе трагедии главного героя — обломовщина, то есть существование многих поколений дворян помещиков, которое было основано на паразитизме.
Композиция романа как отражение замысла писателя
Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.
Логика деления на части:
- 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
- 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
- 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Тихоновной.
- 4 часть — конец Обломова.
Первая часть романа — отображение характер героя
По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.
- 1 глава — портрет героя, обстановка, характеризующая его. Захар как альтер эго своего барина;
- 2-4 главы — характеристика жизни, от которой отказывается Обломов
( Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;
- 5-6 главы — рассказ о службе, причины отвращения к жизни у героя, рассказ о его учении. Внутренняя жизнь Обломова
(» Так пускал он вход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнется с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы, когда день склонится к вечеру… Тогда он опять проводит его мучительным взглядом и печальной улыбкой и мирно опочиет от волнений»);
- Характеристика Захара и его отношений с барином
( » Он принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов» ,»старинная связь была неистребима между ними»);
- главы 2-8 — невозможность для Обломова действовать и решать практические дела: чтение письма из имения, обращение героя ко всем, даже доктору, за советом и помощью — неспособность к деятельности.
- 9 глава — Сон Обломова — центральное место романа, объясняющее суть обломовщины как явления.
- 10-11 главы — проясняют характер слуг, в частности показывают преданность Захара барину, подготавливают приезд Штольца, который и появляется в конце 10 главы.
Вторая часть романа «Обломова» — любовная линия сюжета
2 часть романа в общей композиции посвящена истории любви героя и Ольги Ильинской, а также отображению испытания героя любовью, попытке вырвать его из обломовщины. Девиз этой части — «теперь или никогда».
- 1-2 главы — о Штольце как альтернативе Обломову, соединение немецкого (отец) и русского (мать) —
» Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…», «…сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…», у Обломова «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»
- 3-4 главы — диалоги главного героя и Штольца. Обломовская критика современной жизни
(«это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала человеку природа», обломовская идиллия — покойная жизнь, без суеты, без войн, карьеры).
Программа Штольца
(» Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»). Обломовщина — диагноз Штольца.
- 5 глава — Знакомство Обломова и Ольги Ильинской. Цель Штольца и Ольги -спасти Илью Ильича от обломовщины. Пение Ольги
(» Давно не чувствовал он такой бодрости и такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».)
- Отношение Ольги к Обломову. Сначала только цель пробудить его к жизни
(«Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее»).
Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя , но и Ольги.
- 7 глава — Преображение жизни Захара как отголосок жизни барина.
- 8-12 главы — развитие любви: встречи. Сомнения, объяснение, письмо Ильи Ильича, упоение счастьем. Ольга
«А теперь она поняла, что только что начала жить».
Обломов —
«Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут». «Для меня любовь эта — все равно что…жизнь… Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг; мне как будто бог послал ее — и велел любить».
Преображение героя
(«Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали».)
Третья часть композиции «Обломова» — крах героя
В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.
- 1-4 главы — вмешательство жизни, требующей от него действия: ситуация с квартирой не разрешена, Обломов остается. Внимание Обломова к Агафье Тихоновне
(«Деревню напоминают, Обломовку»).
Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова
(«Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе…»)
- 5-6 глава -начало конца любви (в ответ на предложение Ольги покататься по Неве —
«Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…» ),
на разговоры о свадьбе —
» Погоди, Ольга: к чему так торопиться?»
Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-
«…но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».
- 7 глава — объяснение с Ольгой, последний взлет
(«Вы увидите, ты и Андрей, до какой высоты подниает человека любовь такой женщины, как ты!»)
- 8-10 главы — столкновение Обломова с жизнью ( письмо из имения, разговор с Иваном Матвеевичем, наивность в практических делах, стремление избавиться от них с чужой помощью)
- 11 глава — последнее объяснение с Ольгой- конец отношений
(«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего больше не хочешь… да я не такая»)
Четвертая часть — общий итог «Обломова»
В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.
- 1 глава — любовь Агафьи Тихоновны
(«… полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»). «Его отношения к ней были гораздо проще:… воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».
- 2 глава — объяснение со Штольцем . Штольц :
» Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».
- 4 глава — Штольц и Ольга
(«Дружба утонула в любви»).
- 5-7 главы — Штольц утраивает дела Обломова (раскрывает интригу Тарантьева и Ивана Матвеевича). Решительный поступок героя — пощечина Тарантьеву — ответ на оскробления Штольца.
- 8 глава — жизнь Штольца и Ольги. Духовный рост Ольги. Женщина в русской литературе — духовно выше героя. Ольга об Обломове —
«никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно…»
- 9 глава — Последняя встреча Штольца и Обломова.
» Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины». Последний поступок героя. На слова Штольца об Агафье Тихоновне Обломов с достоинством говорит, что это его жена.
- 10-11 главы — своеобразный эпилог — жизнь после смерти героя. Достоинство Агафьи Тихоновны
(» Она на все отвечает достоинством своей скорби и гордым молчанием»).
Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.
Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.
Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»
В
В«Сон ОбломоваВ». Истоки одной личности и всей страны. К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – В«Сон ОбломоваВ». Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему В«тяжелый камень брошен на <…> тропе его существованияВ», кто В«украл <…> принесенные ему в дар миром и жизнью сокровищаВ».
Литературные герои часто видят сны… Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, В«тревожимыйВ» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – В«ему легко, веселоВ». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке.
В Обломовке, как и в Грачах, живут люди с патриархальным сознанием. В«Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки… Как что делалось при отцах и дедах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в ОбломовкеВ». Оттого-то всякое проявление личной воли и интересов, даже самое невинное, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев.
Даже время по-иному течет в Обломовке. В«Они вели счет времени по праздникам, по временам года <…>, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. Может быть, это происходило оттого, что <…> все путали и названия месяцев, и порядок чиселВ». Линейному течению событий – от числа к числу, от события к событию – они предпочитали круговое, или циклическое, время по сезонам года, по повторяющимся церковным праздникам. И в этом залог всеобщей стабильности.
Сама природа, кажется, поддерживает их: В«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краюВ», <…> не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…» Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние природе, готовность отразить ее атаки, (как бы мы сказали, В«катаклизмыВ»). Природа помогает жить в Покое, В«на авосьВ»: В«Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной ногой в воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно было войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилищеВ». Но может быть, у крестьянина Онисима просто нет денег, чтобы починить свое жилище? Автор вводит парный эпизод: то же самое происходит на барском дворе, где ветхая галерея В«вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…». В«Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!В» И здесь проявляет себя эта психология В«авосяВ»: В«Старик Обломов < …> озаботится мыслью о поправке: призовет плотникаВ», да тем и кончится.
К историческим истокам В«обломовщиныВ» Гончаров относит также сказки, былины, страшные рассказы о мертвецах, оборотнях и т.п. Писатель видит в русском фольклоре не просто В«преданья старины глубокойВ». Это свидетельства определенного этапа развития человеческого общества: В«Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следовВ». Перед человеком стояла первостепенная задача: выжить физически, пропитаться. Оттого в Обломовке царит культ Еды, идеал сытого, полненького дитяти – В«стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние материВ». Первостепенную важность для людей приобретают не индивидуальные события (любовь, карьера), а те, которые способствуют продолжению Семьи – рождения, похороны, свадьбы. При этом имелось в виду не личное счастье новобрачных, а возможность через извечный ритуал подтвердить вечность Рода: В«Они (обломовцы) с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, церемонии, а потом, <…> женив <…> человека, забывали самого человека и его судьбу…»
Непонимание законов окружающего мира ведет к расцвету фантазии: В«Ощупью жили бедные предки наши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природыВ». Запугивая самих себя действительными и мнимыми опасностями, люди воспринимали далекий мир как изначально враждебный, и всячески старались укрыться от него в своем Доме. Гончаров был уверен, что В«обломовскийВ» период прошли все страны мира. Признаки обломовской пугливой замкнутости писатель обнаружил на Японских островах. Но каким же образом Обломовка сохранила прежний уклад сквозь века и десятилетия? По-своему она тоже располагалась на далеких островах – В«крестьяне <…> возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами <…> и более никаких сношений ни с кем не имелиВ». В«Сон ОбломоваВ» рассказывает о непроглядной российской глуши. Всего два века назад поволжские, заволжские земли были последним форпостом цивилизации (почти как фронтира в Америке). Далее простирались уже пространства, населенные полудикими нецивилизованными племенами – казахами, киргизами.
Нежелание выглядывать за переделы Обломовки было своего рода заповедью: В«Счастливые люди жили, думая, что иначе не должно и не может быть, уверенные, что <…> жить иначе – грехВ». Но обломовцы не только не желали, они не испытывали потребности выходить за грань самодостаточного мирка. В«Они знали, что в восьмидесяти верстах от них был В«губернияВ», то есть губернский город <…>, потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался <…> темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами…» Враждебно может быть чужое, незнакомое, а всякому родившемуся в пределах маленького мира Обломовки обеспечены любовь и ласка. Здесь нет внутренних конфликтов и трагедий. Даже смерть, окруженная множеством старинных обрядов, предстает как печальный, но не драматический эпизод в бесконечном течении поколений. Здесь сохраняются черты земного рая, сказки наяву. Согласно законам сказки все важные философские вопросы о смысле бытия или не ставятся, или решены удовлетворительно отцами и дедами (в Обломовке царит неоспоримый культ Дома, Семьи, Покоя). Зато все обычные предметы и явления приобретают поистине сказочные, грандиозные размеры: В«невозмутимое спокойствиеВ», исполинские трапезы, богатырский сон, ужасные кражи (В«однажды вдруг исчезли два поросенка и курицаВ»). И вот что интересно: другой современный исследователь В.А. Недзвецкий предположил, что мысль описать быт и нравы патриархального народа хоббитов пришла Толкиену после прочтения книги русского писателя. Пока это гипотеза и, следовательно, не претендует на абсолютную достоверность. Но и сбрасывать со счетов то, что любимые всеми зарубежные писатели брали уроки у русской литературы, тоже нельзя.
К тому времени, когда Гончаров писал эти строки, Обломовка далеко еще не исчезла с карты России. Исчезала плоть, а дух оставался. Слишком уж правила бытия Обломовки приспособлены к укладу русской жизни, мировоззрению русского человека. Дружинин полагал, что В«Сон ОбломоваВ» <…> тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателяВ». Старый мир был хранителем вечных ценностей, заботливо отделяя добро от зла. Здесь царствует любовь, здесь каждому обеспечены тепло и ласка. Кроме того, В«обломовскийВ» мир – неиссякаемый источник поэзии, из которого Гончаров щедро черпал краски на протяжении всего творческого пути. Писатель часто прибегает к сказочным сравнениям, противопоставлениям, формулам (чтобы войти в избу к Онисиму, необходимо попросить стать к лесу задом, а к нему передом; испуганный Илюша В«ни жив ни мертв мчитсяВ» к нянюшке; когда галерея рухнула В«начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному – напомнить, другому – велеть поправить, третьему – поправитьВ»). Исследователь Ю. Лощиц назвал творческий метод писателя сказочным реализмом.
Одно лишь тревожит русского писателя в этом исконном нравственном укладе Обломовки. Это – отвращение, органическое неприятие всякого рода труда; всего того, что требует мало-мальских усилий. В«Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должнымВ». Может показаться, что писатель имел в виду барскую Россию. Действительно, если старики Обломовы могут сосредоточить заботы на обдумывании и поглощении обеда, крестьянам приходится работать, и пахарь В«гомозится на черной ниве, обливаясь потомВ». Но идеал счастья как лени и ничегонеделания – у них общий. Об этом свидетельствуют символические образы грозящего обрушиться жилища, всеобщего сна или В«исполинскогоВ» праздничного пирога. Пирог поглощали все как свидетельство сопричастности барскому укладу. Оттого так популярны у всех жителей уголка сказки про героев, подобных Емеле, сумевших В«по щучьему веленью всего добиться не трудясьВ».
Среди этого В«благословенногоВ» покоя растет маленький человек. Хлопоты матушки, В«деловыеВ» разговоры отца с дворней, ежедневный распорядок барского дома, будни и праздники, лето и зима – все как кадры фильма проносится перед глазами ребенка. Бытовые эпизоды перемежаются ремаркой: В«А ребенок слушалВ», В«ребенок видит…», В«а ребенок все наблюдал да наблюдалВ». Вновь, как в В«Обыкновенной историиВ», Гончаров предстает в обличье педагога. Он приходит к смелому для своего времени выводу. Воспитание ребенка начинается не с целенаправленных усилий, а с раннего, почти бессознательного усвоения впечатлений окружающего. Гончаров рисует своего героя живым, подвижным ребенком, стремящимся исследовать галерею, овраг, рощу, заслужившим от няньки прозвище В«юлаВ». Но влияние страшных сказок, любящий деспотизм родителей привели к тому, что жизненные силы мальчика В«никли, увядаяВ». В свете такого печального вывода эпизоды прерванных проказ Илюши звучат буквально В«смехом сквозь слезыВ»: В«Дома отчаялись уже видеть его, считая погибшим; <…> радость родителей была неописанная <…>. Напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиною <…>, а ему одно могло быть полезно: опять играть в снежкиВ». И, конечно, не забудем о знаменитых чулочках, которые Обломову-младшему натягивают сначала няня, затем Захар. Вновь старшие внушают ему норму безделья; как только мальчик забудется до того, чтобы сделать что-то сам, раздается родительский напоминающий голос: В«А Ванька, а Васька, а Захарка на что?В»
В категорию ненавистного труда попадает и ученье, которое тоже требует умственных усилий и ограничений. Какому современному школьнику не понятны такие, например, строки: В«Как только он (Илюша) проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:
– Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!
Сердце дрогнет у него. <…> А не то как мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да скажет:
– Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты? – и покачает головой.
Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.
– Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она, – а там – что Бог даст.
Со времен Митрофанушки просвещение сделало шаг вперед: В«Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду…» Необходимость трудиться хотя бы для того, чтобы сделать карьеру, споткнулась о поистине сказочную мечту добиться всего В«по щучьему веленьюВ». Приходит В«обломовскоеВ» решение попробовать ловко обойти положенные правила, В«разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них <…>. Учиться слегка <…>, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусстваВ». В сказочной Обломовке даже эта мечта отчасти сбылась. В«Сын Штольца (учителя) баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводыВ». Немецкого мальчика не минуло обаяние Обломовки, пленило В«чистое, светлое и доброе началоВ» характера Ильи. Чего еще желать? Но такие отношения дают преимущества и Андрею. Это В«роль сильногоВ», которую Штольц занимал при Обломове В«и в физическом и в нравственном отношенииВ». Барство и рабство, по наблюдению Добролюбова, две стороны одной медали. Не умея трудиться, приходится отдать свою самостоятельность на волю другого (как позднее Захару). Сам Штольц знаменитой формулировкой подведет суровый итог воспитательным методам Обломовки: В«Началось с неумения одевать чулки, а кончилось неумением житьВ».
В
в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»:
в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»
Используемые источники:
- https://sochinenie-rus.ru/oblomov-kratkoe-soderzhanie-vtoroj-chasti-chast-2-po-glavam/
- https://info-shkola.ru/oblomov-kratkoe-soderzhanie-2-chasti/
- http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-a-goncharov-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-oblomov
- https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2761-son_oblomova.html