Сочинение: Спор Луки и Сатина о правде

Автор: · Опубликовано 10.05.2020 · Обновлено 11.05.2020

Социально-психологическая драма Максима Горького “На дне” в основе своего главного конфликта ставит столкновение мечты и действительности. Сюжет пьесы построен вокруг нескольких незатухающих споров вокруг одной темы, но на нескольких уровнях: между людьми из ночлежек и хозяевами Костылёвыми, личные конфликты героев, любовные конфликты, а также конфликт человека и среды. И именно конфликт человека со средой становится основным, вокруг него строится сюжет, в ходе которого мы можем наблюдать за спором между двумя идейными людьми — Сатиным и странником Лукой.

Главный вопрос, который обсуждают герои — что лучше для человека: жалость или истина? Жалость порождает ложные надежды и иллюзии, которые со временем тускнеют и опускают человека ещё глубже в уныние. Истина же, хоть и жестоко, но твердо даёт надежду всё исправить и даёт шанс пойти новой дорогой. Среди действующих лиц пьесы нашлось много людей, которые поддерживали одну или другую сторону, все словно разделяются на два противоборствующих лагеря «скептиков» и «мечтателей», спор обсуждается всеми героями в разных обстоятельствах и ситуациях.

К “скептикам” или людям, которые считают, что истина дороже всего относится Сатин и Бубнов. Они неоднократно говорят, что человеку нужно знать всю горькую правду, понимать ситуацию и осознавать трагичность своего существования. Только это поможет бороться с ситуацией и оценивать реальную картину происходящего, понимать свою ценность. «Человек- это звучит гордо!» — вот девиз “ячейки” Сатина и Бубнова.  

С другой стороны стоит Лука, который уверяет, что «ложь во спасение» и сострадание к любому человеческому существу — вот что делает нас настоящими людьми. Он говорит: «ни одна блоха — не плоха», имея в виду то, что все мы рождаемся одинаковыми и изначально ни один из нас ни плох, ни хорош. Только социальные обстоятельства вынуждают нас быть теми, кто мы есть. Кого-то опускают “на дно”, а кого-то поднимают до небес. Другими словами, “ячейка” Луки считает, что если человек вор, то он совсем неплох, вором его сделала нужда, а сам он ни при чём.

Следуя своей логике, странник Лука утешает обитателей ночлежки, рассказывает им о лучшей, светлой и сытой жизни. Актёр, который там находится, даже начинает чувствовать себя гораздо лучше благодаря вере в лечебницу, он визуализирует свои мечты о ней, и она становится для него почти реальностью, он даже описывает это светлое, чистое место с мраморной плиткой на полу.

Однако, после ухода Луки исчезли все мечты и надежды, которые он строил вместе с обитателями ночлежки. Бедные люди снова одни, в горе и отчаянии своего реального положения. Мы можем наглядно видеть, как рушится теория Луки, делая людям в итоге только хуже. «Поманил их куда-то.. А сам дорогу не сказал», — говорит Клещ, и после его слов становится понятно, что людям из ночлежки всегда будет необходима поддержка с внешней стороны, без неё они не справятся. Однако, когда Сатин говорит о причинах, побудивших Луку обманывать и давать людям лишние призрачные надежды, он приходит к выводу, что возможно, некоторым это было действительно необходимо. Он признает необходимость в поддержке тех, кто «слаб душой». И приходит к выводу, что путь истины не для всех —  «Правда -вот бог свободного человека!».

Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что в поэме Горького “На дне” идёт спор между двумя философскими воззрениями, которые имеют право на существование до сих пор. И свою борьбу две эти точки зрения всё ещё не закончили и мы не можем с точной уверенностью сказать, кто победит: скорее всего, правда где-то посередине. Однако, каждая из этих точек зрения так или иначе примиряет человека с действительностью. Лука и его сторонники делали это при помощи лжи. Сатин предлагает нам полное осознание своего положения и борьбу за лучшую жизнь. Выбор для себя каждый делает сам.

400.jpg

На дне

Максим Горький

Краткое изложениеЧитается примерно за 4 минутыСочинения273 сочиненияГлавные героиИ их характеристикаСочинение

Другие сочинения по этому произведению

«Без имени — нет человека» (По пьесе М.Горького «На дне»)«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне»Дно жизни» или в тупике ли герои пьесы «На дне«Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»;«Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».)«Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».)«Что лучше истина или сострадание» (По пьесе М Горького «На дне»)Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне«Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне»«Дно жизни» — трагический образ пьесы.«Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»«Есть — люди, а есть — иные — и человеки»«На дне»«НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА«Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне»)Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе)В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького)Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького ‘На дне»Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?Концепция человеческой личности в произведениях М. ГорькогоКритика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»Лука и Сатин в драме Горького «На днеЛюди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)М. Горький «На дне»Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький «На дне»)Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне»)Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом?Немного о пьесе Горького «На дне»Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»)Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».Помог или навредил ночлежникам Лука?Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне»)Правда и ложь в драме Горького «На дне»Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне»)Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90х годовПроблематика пьесы Горького «На дне»Проблематика пьесы М. Горького «На дне»Пьеса «На дне» как социально-философская драмаПьеса «На дне» как философская драма.Пьеса «На дне» М. Горького как философская драмаПьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драмаПьеса М. Горького “На дне” как философская драмаРаздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне”Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)Реалистическое изображение Горьким дна обществаРелигия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне»)Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)Спор о человеке (по пьесе «На дне»)Спор о человеке в драме М. Горького «На дне»СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. ГорькогоТолько ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?Три правды в пьесе «На Дне»Три правды в пьесе М. Горького «На дне»Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»Человек в творчестве М. ГорькогоЧеловек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»).Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне»)Что лучше – истина или состраданиеЧто лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе <nobr>А. М. Горького</nobr> «На дне»)Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»Обитатели ночлежкиСудьбы героев пьесы «На дне» ГорькогоОбраз Луки в пьесе М.Горького «На дне».Какова же правда СатинаЛюди «дна» характеры и судьбыШкольное сочинение на тему правда героев в пьесе «На дне»«Есть — люди, а есть — иные — и человеки…» (По пьесе М.Горького «На дне».).Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне».«Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»)Ложь во спасение ЛукиГолая правда Бубнова в пьесе «На дне»Правда СатинаСПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»Правда Сатина в пьесе «На дне»Роль женских образов в пьесе М. ГорькогоОписание персонажей: трагический образ пьесы “На дне”Проблема пьесы Горького «На дне»Сочинение по пьесе М. Горького “На дне”Что есть правда и что есть ложьАнализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизниФилософия ЛукиТема любви в пьесе Горького «На дне»Сатин, Барон и БубновПоиски правды в пьесе М.Горького «На дне».Лука и Сатин в пьесе «На дне»Характеристика образа БубноваРассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького «На дне».)СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»Появление Луки в ночлежкеОбраз и характер Луки и СатинаАНАЛИЗ IV ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫФилософский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне»История создания и анализ драмы «На дне»Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне»О жанре, сюжете и композиции «На дне»Характеристика образа АктераО монологе СатинаПоявление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»)Дно жизни — трагический образ пьесы А. М. Горького «На дне»Система персонажей пьесы. Место образа Луки в нейЛука и СатинСочинение на тему личность человека в пьесе М. Горького «На дне»Спор ночлежников о человекеОписание персонажей: ЛукаСюжет пьесы «На дне»Философский спор о правде «На дне»Люди дна (по пьесе М. Горького «На дне»)Сатин и Бубнов – художественный анализРазмышления над пьесой Горького «На дне»Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»)«На дне» как философская драмаОбразы Луки и СатинаСовременность пьесы Горького «На дне»Философия Луки — вера в человекаДраматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне»Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»Социально философский смысл драмы М. Горького «На дне»Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне”Характеристика образа ЛукиЧеловек в пьесе М.Горького «На дне»Рассказ Луки про «праведную землю»Нравственность философии и нравственная философия в пьесе М. Горького «На дне»Есть ли истинная правда в пьесе Горького «На дне»Характеристика образа Сатина КонстантинаИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГОПервая проблема пьесы «На дне» — философский спор о правдеЖизнь ночлежников до появления ЛукиСоциально-философская драмаЧто есть правда и что есть ложь в пьесе Горького «На дне»Наташа и Васька ПепелСочинение по пьесе Максима Горького «На дне».Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М. Горького «На дне»)Ложь — якорь, держащий людей на «дне»Пьеса «На дне» социально-философская пьесаЗачем врет Лука«На дне» — пьеса о силе человекаРазмышления над страницами пьесы Горького «На дне»Судьбы ночлежников обвинение бесчеловечному обществуЧто для меня правильнее спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека»Человеческие чувства в пьесе М. Горького «На дне»Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”Дно» как основной мотив пьесы А. М. Горького «На днеМрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне»Социально философский конфликт — основа пьесы Горького «На дне»Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (3)Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования«Униженные и оскорбленные» в русской классике (по пьесе Горького «На дне»)По пьесе М.Горького «На дне»С кем вы: С Лукой или с Сатиным?Ложь во спасение Луки (образы Луки и Сатина)Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (4)«Правда святая» иль «сон золотой» (по произведению М.А.Горького «На дне»)Пестрая галерея персонажей пьесы «На дне»Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»Идейно художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (5)Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»Гуманистический пафос пьесы Горького «На дне»Бесчеловечные условия буржуазной России в пьесе «На дне»Острая критика действительности в пьесе М. Горького «На дне»Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького «На дне»Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»)Близорукие гуманисты (М. Горький «На дне»)Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького «На дне»Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького («На дне»)Драма «На дне» этапное произведение в творчестве ГорькогоЛука — выражение того гуманизма, за который ратовал ГорькийМир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)Художественный мир пьессы «На дне»Анализ IV действия пьесы Горького «На дне»Лука и Сатин (по пьесе «На дне»)Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (2)Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (6)Анализ финала третьего действия пьесы Горького «На дне»Идеи Луки в пьесе «На дне»Отображение дествительности в пьесе «На дне»В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне»Ненависть к пошлости скуке жизни в пьесе «На дне»Мир бывших людей в философской драме Максима Горького «На дне»Дно жизни» — трагический образ пьесы А.М.Горького «На днеРоль женских образов в пьесе Горького «На дне»Первая проблема пьесы «На дне»Мир ночлежки — это мир «бывших людей»Проблематика пьесы А. М. Горького «На дне»Пьеса М. Горького «На дне» как социально философская драмаБродячий философ ЛукаОбщие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»Изображение «дна»Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и ФогельОсобый сюжетный узел в пьесе «На дне»Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…Какой основной вопрос драмы «На дне»Судьбы персонажей пьесы «На дне»Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант)Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне»Философский спор о человеке в драме Горького «На дне»Тема веры и безверия в драме Горького «На дне»Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» (1)Идейно-художественное содержание пьесы Горького «На дне»Истинный и ложный гуманизмОткрыть человеку глубины его души по пьесе М. Горького «На дне»Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов в пьесеТрагический образ пьесы “На дне”«Дно жизни» трагический образ пьесы А. М.Горького «На дне»Главный мотив пьесы «На дне»О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке обществаРеалистическое изображение Горьким днаМнимые и подлинные хозяева жизни в изображении романаГуманизм пьесы М. Горького «На дне». На дне ГорькийТема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне»О замысле и постановках пьесы «На дне»Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»ПРАВДА — БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКАПьеса «На дне» это иносказание о правде и жизниИдейно художественное содержание пьесы Горького “На дне”

Автор: · Опубликовано 31.03.2020 · Обновлено 31.03.2020

(328 слов) В основе социально-психологической драмы Максима Горького «На дне» лежит проблема столкновения мечты с действительностью. Конфликт в ней представлен на нескольких уровнях: в отношениях между ночлежниками и хозяевами Костылёвыми, личный конфликт каждого героя, традиционный любовный конфликт, а также конфликт человека со средой. Именно последний и является основным сюжетообразующим компонентом, в ходе которого происходит спор между двумя идеологами произведения — Сатиным и странником Лукой.

Столкновение между героями происходит во время разговора о том, что лучше для человека: жалость или истина? Вслед за ними остальные тоже словно разделяются на два лагеря: «скептиков» и «мечтателей», отчего спор приобретает полифонический характер. По мнению первых, к которым относятся Сатин и Бубнов, человек должен знать горькую правду, понимать свое истинное положение. Барон также полагает, что, только осознав трагедию своего существования, человек может бороться и понять истинную свою ценность. «Человек- это звучит гордо!» — вот девиз этого «лагеря». Лука же проповедует «ложь во спасение», и сострадание любому человеческому горю, ведь, по его словам, «ни одна блоха — не плоха». Лука считает, что человек изначально хорош, и лишь социальные обстоятельства опускают его «на дно», делают несовершенным. Он утешает обитателей ночлежки, отчего каждый из них обретает мечту и о лучшей жизни. Так, Актёр возрождается благодаря вере в лечебницу, даже приукрашивает свои представления о ней, говоря о светлом и чистом месте с мраморным полом.

Однако философия Луки терпит поражение в конце пьесы: после его ухода все надежды, рожденные в сознании героев благодаря ему, рушатся. Лишившись его поддержки, они снова погружаются в пучину отчаяния. «Поманил их куда-то.. А сам дорогу не сказал», — замечает Клещ, и тогда становится ясно, что ночлежникам всегда будет необходима внешняя поддержка, опора, ею и был для них странник. Понимая причины, заставлявшие Луку обманывать, Сатин говорит, что ложь необходима лишь тем, кто «слаб душой»: «Правда -вот бог свободного человека!».

Таким образом, в драме сталкиваются два философских воззрения на жизнь, каждый из которых так или иначе примиряет человека с действительностью. В первом случае это происходит из-за незнания истины, ложных надежд. Другое же предполагает полное осознание своего положения и борьбу против мироздания.

Автор: Софья Брудкова

icnHouse.png   Сочинения / Горький М.Ю. / На дне

1.История появления пьесы М. Горького «На дне».2.Новаторство пьесы.3.Общая характеристика жильцов ночлежки.4.Позиция Луки.5.Противопоставление идей двух героев — Луки и Сатина.Человек — свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек — за все платит сам и потому он — свободен!..М. ГорькийПьеса «На дне» М. Горького является одним из самых ярких и драматических произведений писателя. Пьеса впервые была показана на сцене Московского Художественного театра в 1902 году. Пьеса имела крупнейший успех в театральной жизни того времени. Со временем она была поставлена уже и в других театрах России и Западной Европы. Главные проблемы творчества М. Горького в начале 1900-х годов показаны в пьесе «На дне». Здесь писатель вновь, как и в ранних произведениях, обращается к миру отверженных, хотя уже и рассматривает их немного по-другому.В чем же заключается новаторство пьесы М. Горького «На дне»? Сама по себе тема человеческого «дна» не является новой в литературе и новизна этой пьесы заключается не в самой теме, а в новом ее решении. М. Горький изображая страдания людей «дна» обличает буржуазно-собственнический мир и показывает все общество в миниатюре. Так же изменилась и позиция писателя к босякам, он уже пытается заглянуть в их судьбы и понять суть существования, раскрыть социальную психологию. Описывая страшные картины жизни обитателей ночлежки, М. Горький одновременно показывает мощную силу этих людей, которая способна противостоять социальным условиям, влияющим на человека и уродующим его. Герои пьесы «На дне», пытаются разобраться и понять — каковы же причины и смысл той судьбы, которая предписана им. Они спорят о правде, о простом человеческом счастье и главное о самой личности, о ее месте в этом мире. У каждого героя пьесы свое мнение и свой ответ на эти вопросы.Живущие в ночлежке люди с абсолютно разными характерами, различного происхождения и возраста, но все они сведены вместе одной судьбой. И столь же по-разному они воспринимают свое положение. Смертельно больная Анна и Татарин смерились со своим положением. Единственное, что может сделать Барон — это никчемная насмешка над такими же, как и он, людьми «дна». Настя злобствует, бунтует вор Васька Пепел, Лука пытается утешить всех обитателей ночлежки, а Сатин много философствует, но абсолютно ничего не делает, чтобы хоть как-то осуществить свои идеалы в жизни. Клещ больше всех переживает за свою судьбу, он постоянно мечтает когда-нибудь вырваться из плена ночлежки и начать жить честным трудом.Но один из важнейших споров в пьесе «На дне» ведется между двумя жителями ночлежки — между Лукой и Сатиным.Для самого Луки все люди эгоистичны, жалки, никчемны, и они в своей жизни нуждаются лишь только в утешении. Роль Луки как раз и есть роль утешителя для всех обитателей ночлежки. Для самого Луки существует огромное количество истин, столько, сколько людей на свете. Жителям ночлежки он рассказывает различные истории: о необычайной любви, о праведной земле «в той, дескать земле — особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают… — помогают», Анне он говорит о прекрасной жизни на том свете «…и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет и бояться — ничего! Тишина…». Актеру старец сообщает о бесплатной лечебницы, где вылечивают алкоголиков: «…от пьянства нынче лечат,… Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена… чтобы, значит, даром их лечить…». Но такая ложь Луки не помогла жителям ночлежки, а наоборот, только навредила. Так, Актер, на мгновение поверивший в сказку Луки о необычайной лечебнице, очень скоро понял, чего стоят его выдуманные истории. И не зря Актер цитирует П. Ж. Беранже:Господа! Если к правде святойМир дорогу найти не умеет, —Честь безумцу, который навеетЧеловечеству сон золотой!Эти стихи Беранже из уст Актера звучат как насмешка над иллюзиями. Он не желает жить в вымышленном мире и как итог заканчивает жизнь самоубийством. В результате получается, что все проповеди Луки не улучшают жизнь человека, а наоборот, только подталкивают его к краю. Постепенно сама жизнь и суровая действительность обличает всю утешительную ложь Луки. В пьесе М. Горького позиции Луки противопоставлен монолог Сатина. Он призывает к тому, чтобы каждый человек раскрыл глаза на жизненные проблемы и увидел настоящую реальность, а не вымышленную, которую предлагает Лука. По мнению Сатина, «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!». Но все герои, этой пьесы абсолютно не похожи на свободных людей. Эти люди-неудачники, они глупы, они те, «кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого, зачем тому ложь?..». Но постепенно становиться понятно, что пьесе нет никого, кто бы смог стать самому себе хозяином.Сатин выступает против Луки, против его проповедей — терпения и утешения: «У меня из головы не идет… этот старик!.. Не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…». Сатин утверждает, что не стоит унижать человека жалостью к нему, его нужно просто уважать. Для Сатина человек «это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Этот — огромно!… Чело-век!… Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью.., уважать надо!».Такой монолог Сатина не делает его положительным героем пьесы. Да этот герой в определенных отношениях находиться намного выше всех остальных жителей ночлежки. Он действительно протестует против вымысла и неправды жизни, он умен, и яснее видит реальное положение многих вещей. Ему свойственно чувство человеческого достоинства. Но одновременно с этим Сатин еще и скептик и индивидуалист. Он не способен к труду, и его протест против паразитов не заходит дальше простого бунтарства в словах. Главный призыв Сатина сводиться к ничегонеделанию. Одному из героев пьесы слесарю Клещу, который мечтает найти работу и купить себе наконец-то слесарный инструмент, Сатин советует: «…ничего не делай! Просто — обременяй землю!».

В пьесе «На дне» М. Горький попытался показать, как различные социальные условия жизни, несовместимые противоречия действительности могут толкнуть каждого человека «на дно». Выход из сложившейся ситуации М. Горький видит только в решительной и беспощадной борьбе против всех этих жизненных условий.

Просмотров: 50848

Автор: · 19.12.2018

(375 слов) Пьеса «На дне» — одно из наиболее известных произведений М. Горького. Современники ругали или хвалили эту драму, но равнодушных зрителей и читателей точно не оставалось. В чем же секрет успеха книги, которая интересует нас до сих пор? Я думаю, в том, что автор затронул очень важную тему, говоря о правде и лжи во благо. Истину защищает шулер Сатин, а обман – странник Лука. Именно их спор притягивает внимание человека, который сталкивается с данной дилеммой каждый день. Значит, стоит разобрать его поподробнее.

В чем же суть мировоззренческих позиций этих героев? Сатин считает, что «ложь – религия рабов и их хозяев». Он не видит смысла в жалости и обещаниях, когда за ними скрывается пустота, а у кого-то даже расчет. Только правда может дать человеку стимул лучше жить, она же возвышает его, тогда как обман «во благо» унижает его достоинство. В истине и плате за нее персонаж видит подлинную свободу личности. Лука же никогда не говорит прямо о своих убеждениях: «Во что веришь, то и есть». Он стремится утешить обитателей дна лживыми фантазиями: охотно выслушивает историю проститутки о большой любви, советует Актеру выдуманную больницу для алкоголиков, рассказывает Анне об отдыхе на том свете. Так он облегчает сиюминутные муки, но на деле лишь растравляет душевные раны, ведь после его ухода все остается по-старому, и вчерашние надежды разбиваются о повседневность. Но старик думает, что вера в несуществующую праведную землю необходима для того, чтобы «терпеть жизнь».

Открытых столкновений героев в тексте мы не наблюдаем. В отличие от многих персонажей, Сатин весьма уважительно относится к старцу и в финале даже хвалит его, хоть и не принимает его сторону. Как признается сам шулер, Лука подействовал на него «как кислота на старую и грязную монету». Пока он не начал врать Анне, Пеплу, Наташе и Актеру про счастливое будущее, Сатин и не задумывался о том, что «правда – бог свободного человека». Свою позицию он сформировал, когда почувствовал несогласие со стариком и увидел последствия его «лжи во благо». Поэтому именно в четвертом акте концентрируется весь драматизм столкновения двух сторон: прекрасные обещания Луки уходят вместе с ним, а горькая, но единственно верная правда жизни остается в ночлежке, вылетая из уст шулера.

Таким образом, автор не делает вывод за нас: правых и виноватых мы определяем сами. Но я считаю, что только правда достойна человека, ведь слабым как раз-таки не хватает ее силы.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/sochinenie-spor-luki-i-satina-po-pese-m-gorkogo-na-dne/
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/17651
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/spor-luki-i-satina-po-pese-m-gorkogo-na-dne/
  • https://m.lit-helper.com/p_glavnaya_problematika_p-esi_m__gor-kogo_na_dne__sut-_spora_luki_i_satina
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/spor-luki-i-satina-o-pravde/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт