Содержание
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Почему доктор Старцев стал превращаться в Ионыча
В рассказе о докторе Старцеве Чехов размышляет о влиянии среды на личность. Автор доносит до читателя мнение, что не в среде, а в самом человеке кроется причина деградации. Обывательщина и пошлость способны засосать любого, кто не хочет им противодействовать.
Каждая новая глава — это очередной этап духовного разложения героя. Поначалу этот молодой земский врач был наивен и доброжелателен. Соскучившись в глуши, он знакомится в городе с самой передовой и одаренной семьей. Проведенное с ними время Старцеву представляется праздником и все выглядит прекрасным и новым.
Но городская жизнь оказалась однообразна и сера. Обнаружилось, что новые знакомые скучны, бездарны, недалеки. Доктор много работает, полный желания быть нужным обществу. Но у общества мало интересов. Эти люди живут бесцельно и поверхностно: играют в карты, едят. С ними нет возможности поспорить о политике или науке – не поймут или оскорбятся.
Постепенно болото обывательской жизни затягивает и доктора. Он уже потерял вдохновение от работы. Приобретя большую практику, поспешно и кое-как ведет прием пациентов. В итоге его практика делается огромной, что позволяет ему обзаводиться имуществом и домами.
Медленно исчезает грань, отделяющая Старцева от остальных обывателей. Он превращается для них в своего и за ним закрепляется примитивное неуважительное прозвище — Ионыч. Окружающие снисходительно воспринимают его потребности и капризы, а тот проводит вечера, играя в карты и о политике с наукой больше не вспоминает. У Ионыча имеется другое увлечение – пересчитывать помятые купюры, принятые от пациентов.
Доктор потерял способность откликаться на чувства, он сделался раздражительным брюзгой. Все живое и страстное в его душе погибло, теперь он безучастен ко всему. Новому Ионычу всегда предстоит убивать вечера за картами, а потом одиноко ужинать. Его сердце окаменело.
Сочинение Как Старцев стновится Ионычем
Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?
Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.
До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.
Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.
Из всего этого можно сделать вывод, что таким он стал только потому, что его изменило положение, в котором он оказался. Он сам поселился в таком месте, где люди никогда и ничему не радуются, а все что их интересует это деньги.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ Анны в рассказе Анна на шее↑ Чехов А.П.Образ Алехина в рассказе О любви →
Почему доктор Старцев стал превращаться в Ионыча
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Бездомные животные
На улицах моего города обитает много бездомных животных. Среди них много собак и кошек, которые оказались на улице по вине бывших хозяев.
- Образ Петербурга в повести Невский проспект Гоголя сочинение 10 класс
Для Николая Васильевича Гоголя Санкт-Петербург всегда был особенным городом. Неудивительно, что автор создал цикл «Петербургские повести», где город является одним из действующих лиц. В этот цикл входит и произведение «Невский проспект».
- Соков в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ сочинение
Роман богат разноплановыми персонажами, как главными, так и второстепенными. Одним из подобных персонажей является Соков Андрей Фокич. Был раскритикован Воландом за некачественные блюда, которые подавались в буфете театра Варьете.
- Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение
Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты — брат и сестра — Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать
- Главные герои повести Путешествие из Петербурга в Москву
Автор — путешественник, дворянского происхождения, человек наблюдательный, размышляющий. Путешественник, хоть человек и не бедный, но имеет лишь одного слугу, с которым хорошо обращается
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Почему доктор Старцев стал Ионычем?
Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных, которая была известна в городе, как очень образованная и счастливая. Иван Петрович Туркин, глава семейства, принимал участие в небольших театральных постановках. Его речь пестрила остроумными шутками и замечаниями, которые он оттачивал ежедневно. Вера Иосифовна Туркина писала романы, которые с удовольствием зачитывала близким и друзьям. Их дочка Екатерина молодая привлекательная девушка, которую домашние ласково называли Котик, играла на пианино и мечтала вырваться из дома и поступить в консерваторию. Когда Старцев нанес визит Туркиным в первый раз, то был очарован девушкой. Вскоре он полюбил ее. Но Екатерина не ответила на его любовь взаимностью, в ее планах не было создания семьи. Будучи весьма амбициозной девушкой, она мечтала стать пианисткой. Вскоре она покинула родительский дом и поступила в консерваторию.
Далее мы видим превращение Дмитрия Ионыча, молодого человека, с целями и планами на жизнь, пылкого и решительного, в достаточно полного мужчину средних лет, лишенного чувств и эмоций. В городе С. Старцева стали просто называть Ионычем. Со времен, вспоминая о своей любви к Екатерине, Ионыч думал, что хорошо, что тогда он не женился на ней. Вслед за физическим ожирением, к Старцеву приходит ожирение моральное. В обществе Ионыч чувствует себя не комфортно, обычно молчит. Он ушел в себя, стал раздражителен и озлоблен.
Когда Котик поняла, что у нее достаточно посредственные умения игры на пианино, она продолжала лелеять в себе надежду на любовь Старцева. Вернувшись в родной город, Екатерина обнаружила не пылкого юношу, отчаянно влюбленного в нее, а человека немного циничного, духовно обленившегося. Человека более не способного на любовь.
Почему же со Старцевым произошли такие сильные изменения. Конечно, можно сказать, что виновата среда. Жизнь проходит бесцветно, лишена радостей, лишена смысла. Но почему она лишена смысла – это совсем другой вопрос. Вот в этом и виноват сам Старцев. Он не смог пережить неразделенную любовь, сдался, поплыл по течению. Именно это и сделало его Ионычем — ожиревшим мещанином, у которого есть все, и в то же время нет ничего. Он пуст духовно, а это самая страшная пустота для человека.
В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его “дорогу вниз”. Рассказ “Ионыч” — это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Это семейство и в самом деле блистало “талантами”. Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря “на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку…”. Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, “что не бывает в жизни”. А дочь Туркиных, которую все ласково звали “Котик”, по слухам, собиралась стать великой пианисткой и “удивляла” гостей своим умением “ударять изо всей силы” по клавишам. На фоне этого, в высшей степени “интеллигентного” и “одаренного”, семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев. В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”, потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей. Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, “упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля”. Но Старцеву было приятно “смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо”. И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных. Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”. Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его “нежному, радостному, мучительному чувству…” примешивается испуг. “К чему поведет этот роман?” — размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же “что скажут товарищи, когда узнают?”. Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого “дадут, должно быть, немало”. Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. “Дня три” Старцев “не ел, не спал”, а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: “как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак”. Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации. По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и “тройка с бубенчиками”) его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. “Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” — жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной. Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…”. И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, цель труда в одном — “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой”, и периодически отвозить их в банк. Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом. Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. “Мещанское болото” окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради “бумажек”. Остальное время он играет в карты и ведет “светские” беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч “еще больше пополнел, ожирел”, обрел внешнее безобразие, и когда он, “пухлый, красный”, проезжает на своей тройке с бубенчиками, “кажется, что едет не человек, а языческий бог”. В рассказе “Ионыч” А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним. Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.
Автор: · Опубликовано 01.11.2019 · Обновлено 01.11.2019
(458 слов) Читая интереснейший, потрясающий по своей глубине рассказ А.П. Чехова «Ионыч», мы можем найти ответ на важный вопрос, который ставит перед нами автор – почему Старцев стал Ионычем?
Основной причиной этого недуга, какую выводит в рассказе автор, является душевная пустота, отсутствие высших устремлений и смысла жизни, обывательское, сытое, бесполезное существование. Такой образ жизни ведёт семья Туркиных, удовлетворяясь низкопробным подражанием искусству и купаясь в лучах мнимой славы. Им даже неинтересно узнать, чего стоят на самом деле их занятия, что мы наблюдаем при ответе Веры Иосифовны Старцеву, на его вопрос, печатает ли она свои сочинения. «Нет, я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу… Ведь мы имеем средства». Таким людям неинтересен смысл, главное, что хорошо им самим наслаждаться этим «искусством» внутри своего устроенного дома.
А.П. Чехов видит в этом проблему не только одного человека или семейства, но и проблему всего русского дворянства, ненужность и бессмысленность их обывательской жизни. Об этом говорит главный герой рассказа, Старцев, когда задаёт себе вопрос после своего последнего посещения дома Туркиных: «Если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть сам город…».
Дмитрий Ионыч изумляется бездарности и бесполезности лучшего в городе семейства, он радуется, что не связал с ним свою судьбу: «А хорошо, что я тогда не женился», — однако сам падает ещё ниже – вовсе теряет интерес к жизни, становится алчным, бездушным и чёрствым. В городе его теперь иронически называют «Ионыч». Ему не хочется даже двигаться, он перестаёт ходить пешком, ездить на лошадях, ни о чём не рассуждает, а свободное время просто убивает за картами. В лечении больных он преследует теперь лишь материальную выгоду, вовсе не прикладывая души к своему делу. Трудно было бы теперь узнать в этом грузном, очерствевшем и ограниченном старике недавнего энергичного, умного, жизнерадостного доктора, желающего помогать людям и приносить пользу.
О прежнем Дмитрии Старцеве остаётся только сожалеть, поскольку он сам довёл себя до такого состояния, омертвения души, поддавшись своей нерешительности, боязни жизни, духовной лени. И если подобное же происходит не только с отдельным человеком, а с целым обществом, то это уже трагедия, беда такому обществу, страдающему духовным параличом, неизлечимой болезнью.
Карьера Старцева начинается в городе, где живут обывательской, пустой жизнью, он не видел перед собой других ориентиров и целей, кроме мещанского счастья. Это сыграло для главного героя определяющую роль – он оказался слаб, малодушен и вял, чтобы стремиться к лучшему, возвыситься над толпой обывателей. При этом, обладая мыслящим умом и чуткой душой, он пал ещё ниже, забыл и отвернулся от самого себя, превратился в бесчувственную оболочку жизни.
Об этой проблеме А. Чехов призывает нас серьёзно задуматься, взвесить свои слова и поступки, общество, в котором мы вращаемся, чтобы понять, не приведёт ли всё это и нас к подобному безрадостному концу? Рассказ «Ионыч» является серьёзным предостережением, как обществу в целом, так и каждому отдельному человеку, желающему для себя качественной жизни.
Автор: Диана Горина
Автор: · 08.03.2018
(296 слов) Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», на страницах произведения полностью меняет свою жизнь. Из амбициозного, активного молодого человека он превращается в скучного и унылого земского доктора. Почему так произошло? Какой путь преодолевает персонаж в данном рассказе, чтобы стать тем, кем он не хотел становиться?
В самом начале у Старцева есть множество идей и целей. Он постоянно занят работой, но находит время на увлечения литературой и искусством. Находясь в праздном обществе, герой чувствует себя лишним. Но всё меняется, когда Дмитрий знакомится с семьей Туркиных. Несмотря на то, что они образованы, талантливы, занимаются благотворительностью, через некоторое время гость понимает, что и эта семья не отличается от других. Старцев всё чаще навещает их и вскоре влюбляется в Котика. Он надеется, что его чувства взаимны, но героиня отказывается от предложения руки и сердца. Именно после этого жизнь Старцева круто меняется. Он с головой окунается в работу, а своё свободное время проводит за азартными играми, получая большие деньги. Из-за своей роскошной жизни Дмитрий начинает полнеть, пить, забрасывает свои пешие прогулки. Через некоторое время и работа уже не приносит былого удовольствия. Герой ограждается от общества. У него больше нет друзей. Это больше не тот доктор Старцев, с которым мы познакомились в самом начале. Это Ионыч – человек, не требующий ничего от жизни. Герой полностью опустошен. Он продолжает скупать вещи: теперь у него есть и два имения, и собственный экипаж. Вот только счастья, любимой работы и благородной целей больше нет. Ионыч понимает, что собственными руками загубил свою жизнь, но ничего не может с этим поделать.
Таким образом, Чехов пытается показать, как одни люди могут влиять на других. Причём это влияние не всегда положительное. Как мы видим, Старцев, который противостоял обществу, стал его типичным представителем. Его поглотила мещанская пошлость, которая царит в уезде. Из талантливого доктора Дмитрий превратился в скучного и ленивого Ионыча.
Автор: Алёна Бузькевич
Используемые источники:
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/pochemu-doktor-starcev-stal-prevrashchatsya-v-ionycha
- https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/pochemu-doktor-starcev-stal-ionychem-kratko.html
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/pochemu-startsev-stal-ionychem-po-rasskazu-ionych/
- https://literaguru.ru/put-ot-startseva-k-ionychu-po-rasskazu-a-p-chehova-ionych/