Сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»

Виктор Васнецов был сыном священника и одним из участников многочисленных выставок художников-передвижников. Он является одним из первых живописцев, изображающих былинно-сказочные сюжеты.

История создания картины

Ранее Виктор Васнецов уже обращался к сказочно-исторической тематике. Одна из таких картин «Побоище Игоря Святославовича с половцами». Именно после написания этой картины живописцу поступил очень необычный заказ.

Картина создана, благодаря Савве Мамонтову – меценату, который был председателем правления начинающей строиться Донецкой железной дороги. Для кабинета правления он заказал три полотна, которые бы отображали бескрайние возможности людей по перемещению после постройки Донецкого железнодорожного полотна.

Савва мамонтов настаивал именно на фантастическом сюжете, что Васнецов и отобразил в своем полотне «Ковер-самолет». Однако, члены правления сочли сказочные мотивы не уместными в рабочей атмосфере кабинета, поэтому меценат выкупил полотно. Долгое время картина оставалась в личной коллекции Мамонтова.

Кстати, эксперты считают, что меценат сам виноват, ведь в заказе он указал только, что должна быть сказочная тематика на тему полетов, а никаких подробностей касательно самого сюжета картины художнику не дал.

Позднее картина была отдана на суд общественности. И здесь мнения оказались прямо противоположными. Одни восхищались полотном, а другие осуждали работу. Но художник после выставки становится известным. По словам самого Васнецова, картина отображает веру людей в светлое будущее. В эту работу живописец вложил всю любовь к народному творчеству и собственное понимание мудрости народных былин.

Описание картины

С первого взгляда в глаза бросается яркое пятно посередине картины. В центре изображен Иван-царевич с клеткой, в которой томится сверкающая жар-птица, на ковре-самолете. Сам ковер похож на гигантскую птицу с изогнутой головой и широко раскинутыми крыльями. Иван-царевич мчится на своем летающем транспортном средстве через безграничные просторы России, над реками и полями.

Он возвращается домой с взятой в плен сказочной птицей. На первый взгляд кажется, что в руках героя фонарь, и только потом зритель видит, что это клетка. По сути своей картина воплощает мечты людей и веру их в светлое будущее. Иван-царевич олицетворяет собой стремление к лучшему, желание творить и побеждать. Он уверенно стоит на ногах на, казалось бы, зыбком транспортном средстве. Иван не боится упасть, он уверен в себе и своем будущем, ведь он – победитель.

Фон картины, в противоположность основному мотиву, не отличается яркостью. Это тусклый, безжизненный пейзаж, который немного разбавляют розоватые краски рассветного неба. Совы и голые черные деревья олицетворяют собой все плохое, что может случиться в жизни человека. И сказочная птица в клетке – единственный яркий источник света на картине. Полупрозрачный месяц, изображенный на заднем фоне, не идет ни в какое сравнение по яркости со сказочной птахой.

Художнику удалось мастерски изобразить отрывок известной народной сказки. Волшебство здесь показано живописными приемами. Однако, в целом работа выглядит убедительно, в ней нет излишних фантастических деталей.

В целом картина символизирует желание людей взлететь над невзгодами, которые в полотне отражены унылым, где-то даже страшноватым пейзажем и совами. Она олицетворяет стремление быть выше всяческих невзгод, тягот и серости обыденности.

Сейчас оригинал полотна выставлен в Нижегородском художественном музее. Посетив его вы сами сможете оценить все мастерство Виктора Васнецова.

Смотрите также Bolshevik-165x110.jpgКартина Кустодиева «Большевик» — отпечаток историиSadko-165x110.jpg«Садко» Ильи Ефимовича Репина, загадочный сюжет картиныМарк Шагал, любовь «Прогулка»Полёт Шагала «Над городом»

Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.

Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.

Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения. В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках. Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.

До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.

На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.

Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие. Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака. Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.

Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками. У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи». Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?

Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов. Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь. Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.

Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.

Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.

Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.

Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя. Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер». Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.

Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.

</span>Картины1811121 Июня 2014

Популярные сочинения

  • Сочинение по роману Они сражались за Родину Шолохова

    В своем романе «Они сражались за Родину» Михаил Шолохов описал жизнь и настоящий героизм простого советского народа в период Отечественной войны

  • Сочинение Тема и образ Родины в Слове о полку Игореве

    «Слово о полку Игореве» — бессмертное произведение эпохи феодальной раздробленности Руси, гордость русской литературы. В этот период ведущей и особенно актуальной была тема единения русской земли.

  • Сочинение Радда в рассказе Макар Чудра (образ и характеристика)

    Радда с лёгкостью разбивает мужские сердца. Ведь все поддаются харизме красивой цыганки. Гордость и свободолюбие являются основными качествами главной героини.

История создания картины «Ковер-самолет» весьма интересна и курьезна. Известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе как о художнике Виктору Васнецову, нарисовать картины на тему полёта и волшебного перемещения. Так появился ряд полотен под названием «Ковер-самолет». Савва Иванович планировал разместить эти произведения искусства в кабинете председателя Донецкой каменноугольной железной дороги. Но у председателя было свое мнение по поводу картин: он счел, что полотна со сказочными сюжетами не вписываются в рабочую атмосферу кабинетов. Вот так и вышло, что картины пополнили личную коллекцию Саввы Ивановича Мамонтова.

На полотне мы видим гордого Ивана-Царевича, который победоносно возвращается с очередного задания самодура-царя. Ему велено раздобыть Жар-птицу, что герой с честью и сделал. Как и подобает русским героям, Иван-Царевич одет в национальный праздничный костюм. Он гордо и уверенно стоит на ковре-самолете, держа золотую клетку с Жар-птицей в левой руке.

Ощущение полета художник показывает зрителю развевающимся ковром, который подобен огромным крыльям волшебной птицы. Как в противовес Виктор Васнецов добавляет в нижней левый угол картины живых птиц. Глядя на картину, мы ощущаем полет конечно же ещё благодаря пейзажу, который мы видим в перспективе под ковром. Всё окутано туманом и вечерней дымкой: извилистая река, деревья и опушки. В речной глади отражаются последние лучи заката, а на небе, между птицами и ковром, через облака скромно выглядывает месяц.

Васнецову несомненно удалось передать давнюю, сказочную мечту человечества о полете. Несмотря на то, что это полотно молодого тогда ещё художника, в ней уже видна кисть мастера и профессионала.

Год написания картины: 1880.

Размеры картины: 165 х 297 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм.

Содержание:

История создания и жанр

«Ковер-самолет» Васнецова — это самая сказочная работа художника, которую он создал в 1880 году следом за полотном «После побоища Игоря Святославича с половцами». Это вторая картина художника со сказочным сюжетом. Позже фольклорную тему он разовьет в таких работах, как:

  • «Аленушка»;
  • «Витязь на распутье»;
  • «Богатыри»;
  • «Иван-царевич на сером волке».

Полотно имеет необычную историю создания. Известный меценат и промышленник Савва мамонтов обратился к Виктору Михайловичу Васнецову с просьбой написать картину с волшебным сюжетом, изображающую перемещение человека по воздуху. Мамонтов не указал никаких деталей и тем самым предоставил автору полную свободу творчества и простор для фантазии.

В основу сюжета живописец решил положить полет Ивана-царевича на ковре-самолете. Картину планировалось разместить в кабинете директора Донецкой каменноугольной железной дороги, который посчитал, что полотно не способствует созданию рабочей обстановки. В результате произведение пополнило личную коллекцию Морозова.

Картина была представлена на VIII выставке художников-передвижников. Реакция современников была неоднозначной.

Еще ни одна работа мастеров не получила такой неоднозначной оценки. Позже живописец вновь обратился к сказочному сюжету и создал знаменитый цикл «Поэму семи сказок».

Описание картины

Русские сказки были излюбленным сюжетом Васнецова. Он стал основателем целого направления в живописи, поскольку никто из русских художников не обращался к сказочной теме.

Легенды и мифологические сказания о ковре-самолете пришли в русский фольклор с Ближнего Востока. Они быстро дополнили сюжеты известных сказок. Васнецов мастерски проиллюстрировал народную сказку «Иван-царевич и Жар-птица». Используя живописные приемы, он изобразил волшебство. Художнику удалось запечатлеть мечту человека о полете. Он это сделал просто и понятно. Благодаря известному сюжету в картине легко просматриваются фольклорные мотивы.

На переднем плане изображен летящий на волшебном ковре Иван-царевич. Он стоит гордо и уверенно. Герой выполнил поручение царя и раздобыл сказочную Жар-птицу. Главный персонаж одет в национальный костюм. Кафтан Ивана-царевича выполнен в красно-зеленых оттенках. Шапка и пояс расшиты золотом и украшены драгоценными камнями.

Птица находится в ажурной клетке, решетка которой украшена волшебными драконами и колокольчиками, издающими мелодичный звон.

Ощущение полета автор передает с помощью изображения ковра, расправившего свои углы-крылья. Он напоминает огромную волшебную птицу. Чтобы передать динамику движения, Васнецов помещает в нижней части полотна птиц, которые с удивлением наблюдают за необычным полетом.

В нижней части полотна расположен лес, извилистая река и равнина, подернутая ночным туманом. Действие происходит вечером. В это время земля наполнена волшебством и таинственностью. Речная гладь отражает лучи заходящего солнца. Сквозь облака смотрит молодой месяц. Их спокойствие и неподвижность помогают подчеркнуть скорость полета.

На заднем плане изображены бескрайние русские просторы. Художник дает почувствовать, как широка и необъятна родная страна.

Описание картины Васнецова для 5 класса подходит для читательского дневника и устного сочинения.

Изобразительные средства

«Ковер-самолет» — это картина, имеющая глубокий философский смысл. Выбор персонажей и изображение, на первый взгляд, незначительных деталей неслучайны. Полотно символизирует стремление человека обрести другую жизнь, полную радости и волшебства. Художник считал, что его творение является своеобразным призывом к действию и стремлению к победе. Каждый герой несет свою смысловую нагрузку:

  • Жар-птица — это символ счастья, радости и удачи, которая доступна не каждому человеку.
  • Иван-царевич — знак победы, уверенности в своих силах. Он служит доказательством того, что не существует непреодолимых препятствий.

Для изображения художник использует контрастную цветовую палитру. Персонажи, летящие на волшебном ковре, написаны насыщенными, сочными красками. Находящийся внизу реальный мир изображен тусклым и сумрачным. Художник использует полутона и оттенки. Для художника сказочный мир многоцветный, яркий, в отличие от обыденной реальности, лишенной разнообразия и яркости. Ковер-самолет передвигается на фоне белого неба, которое подчеркивает яркость сказочных персонажей.

Васнецов создал картину-настроение, глядя на которую каждый зритель испытывает сильные чувства. На полотне отсутствуют яркие раздражающие детали. Оно наполнено спокойствием и умиротворением. Несмотря на возраст произведения, его репродукцию можно встретить до сих пор на стенах квартир и учреждений.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/kover-samolet
  • https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-kover-samolet/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/vasnecov/kover
  • https://opisanie-kartin.ru/vasnetsov-viktor/kover-samolet/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/kover-samolet.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт