Содержание
- 1 Главные и второстепенные герои
- 2 Краткое содержание
- 3 Проблематика, конфликт и композиция
- 4 Жанр и художественное своеобразие
- 5 Еще тесты
- 6 Читайте также
- 7 История создания
- 8 Тема и сюжет
- 9 Герои и образы
- 10 Проблематика
- 11 Конфликт
- 12 Композиция
- 13 Жанр
- 14 Стиль и художественное своеобразие
- 15 Мистические коллизии «Скупого рыцаря»
- 16 О героях и образах «Скупого рыцаря»
- 17 Вариант 2
- 18 Анализ трагедии Скупой рыцарь
- 19 Несколько интересных сочинений
Содержание:
Главные и второстепенные герои
В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:
- Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
- Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
- Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
- Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
- Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.
Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:
- труд;
- злодейство;
- добродетель;
- талант;
- вдохновение;
- любовь.
Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.
Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.
Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.
Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.
Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.
Краткое содержание
Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.
Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.
Альбер в очередной раз обращается к жиду Соломону с просьбой, чтобы тот дал денег. Но ростовщик требует заклад, а заодно намекает, что старому барону пора бы уже умереть. Ростовщик знает, кто изготавливает яд, действующий быстро и эффективно. Рыцарь сердится и прогоняет еврея. Однако жить в бедности он уже не в силах. Остаётся последнее средство — объяснить ситуацию герцогу. Он единственный, кто может повлиять на барона и сделать так, чтобы он перестал обращаться с юношей, будто с «мышью, рождённой в подполье».
Размышления старика о богатстве
А. С. Пушкин показывает старика в тот момент, когда он стоит рядом сундуками, наполненными золотом. Осталось немного добавить в шестой, чтобы в нём было доверху монет. Он любуется состоянием и сравнивает его с холмами, выросшими по приказу правителя, когда воины приносили и насыпали по горсточке земли. Пока барон смотрит на золото, он чувствует удовлетворение и превосходство, ощущает себя всемогущим. Деньги дают возможность повелевать людьми, заставлять их делать добро и зло. Старику не нужно подтверждения — «довольно сего осознанья».
Богач часто любуется золотом, и каждый раз его охватывают противоречивые чувства. С одной стороны, он наслаждается порочностью, как убийца, который видит, как нож вонзается в тело жертвы, а с другой — чувствует, как по телу развиваются «жар и трепет». Старику одновременно «приятно и страшно».
Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.
В рассуждениях скупец доходит до несбыточных фантазий. Ему хочется и после кончины охранять добро, но уже в виде бестелесного существа. «Сторожевою тенью» будет он кружить над сундуками, и никто не посмеет воспользоваться монетами. Старому барону не хочется умирать, но не потому, что он чувствует вкус к жизни или беспокоится о близких: ему жаль расставаться с накопленным золотом.
Кульминация и развязка
Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.
Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:
- титулованный чиновник и барон обмениваются приветствиями и любезностями;
- герцог предлагает старому рыцарю, чтобы тот прислал к нему молодого человека;
- старик отвечает, что это невозможно, ведь Альбер задумал обворовать его;
- сын не выдерживает такого обвинения и выбегает из комнаты, восклицая, что отец лжёт;
- скупой рыцарь бросает перчатку, тем самым предлагая юноше поучаствовать в дуэли;
- молодой человек поднимает её;
- герцог с изумлением наблюдает за ужасной сценой, понимая, что отец и сын стоят друг друга.
Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.
Проблематика, конфликт и композиция
«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:
- потеря достоинства;
- деградация личности;
- утрата чувства стыда.
Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.
Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.
Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.
Жанр и художественное своеобразие
Жанр «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина — трагедия. Для драматических произведений характерно то, что главное действующее лицо умирает. Александр Сергеевич при создании трагедий старался исключить все малозначимые детали. Благодаря лаконичности описаний удалось раскрыть характер человека, для которого страсть к богатству затмила всё остальное. В этом и состоит идея «Скупого рыцаря» Пушкина. Другие «Маленькие трагедии» тоже раскрывают человеческие пороки, причём в каждом произведении показана отдельная страсть, но она очень подробно раскрыта.
Чтобы лучше понять и оценить художественное своеобразие трагедий А. С. Пушкина, их нужно не читать, а смотреть в виде театральных постановок. Это позволит глубже воспринять каждую деталь текста. Один из ярких образов — мрачный рыцарь, стоящий в тёмном подвале над сундуками с мерцающими монетами. Старика и пространство вокруг него освещает только тусклый свет свечи, который кажется волшебным. Зритель может представить, как «злодейство» заползает в подвал и облизывает старому барону руки.
Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
История создания
«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.
Тема и сюжет
Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» — первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.
Герои и образы
Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.
Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.
Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.
Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.
Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.
Проблематика
В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.
Конфликт
Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.
Композиция
В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Жанр
«Скупой рыцарь» — это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.
Стиль и художественное своеобразие
Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.
По произведению: «Скупой рыцарь»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Меню статьи:
Мистические коллизии «Скупого рыцаря»
О тематике и сюжете произведения
О героях и образах «Скупого рыцаря»
Образ барона
Барон – пожалуй, ключевой образ из этого пушкинского шедевра. Герой славится своим богатством, однако скупость барона не меньше, чем его достаток. Автор не жалеет слов, описывая богатство барона: сундуки, полные золота, монеты… Однако герой оставляет все в сохранности, ничего не вытягивая из сундуков. Вот как описывает барона Альбер:
Всю ночь не спит, все бегает да лает…
По мнению барона, с деньгами он всевластен. За золотые монеты можно купить все, потому что все продается – любовь, добродетели, злодеяния, гениальность, художественное вдохновение, человеческий труд… Все, что интересует барона, – это богатство. Герой способен пойти даже на убийство, если кто-то захочет присвоить его деньги себе. Когда барон заподозрил своего сына в этом, то вызвал того на дуэль. Герцог пытался предотвратить дуэль, однако барон умирает лишь от мысли потерять свои деньги.
Так Пушкин метафорически показывает, что страсть способна поглотить человека.
Таким образом, барона можно описать как зрелого мужчину, по-своему мудрого. Барон прошел хорошую закалку, воспитывался в старых традициях, когда-то был доблестным рыцарем. Но теперь весь смысл жизни герой заключил в накопление денег. Барон считает, что сын мало знает жизнь, чтобы доверять ему свои деньги:
Образ денег
Деньги можно было бы считать отдельным образом. Как барон воспринимает богатство? Деньги для барона являются господами, властителями. Это вовсе не инструменты, не средства, не слуги. Также барон не считает деньги друзьями (как считал ростовщик Соломон). Но герой отказывается признавать, что стал рабом денег.
Образ Альбера
Альберу двадцать лет, и молодость сказывается на юноше: герой жаждет наслаждаться жизнью. Альбер изображен достойным молодым рыцарем, сильным, смелым. Альбер с легкостью побеждает на рыцарских турнирах, пользуется вниманием и симпатиями женщин. Однако только деталь мучает рыцаря – полная зависимость от собственного отца. Юноша так беден, что у него нет денег на рыцарское обмундирование, коня, доспехи, еду. Герой постоянно вынужден побираться перед отцом. Безысходность толкает рыцаря пожаловаться на свою беду герцогу.
У Альбера масса прекрасных душевных качеств. Рыцарь отличается добротой, бескорыстностью, способен поделиться даже последней бутылкой вина с больным кузнецом. Однако героя сломили обстоятельства жизни. Альбера терзают мечты о временах, когда он, наконец, получит наследство. В этой истории решающее значение сыграл Соломон. Тот предложил познакомить рыцаря с аптекарем, который продает разные яды. Цель – убить, отравить родителя. Однако рыцарь прогоняет ростовщика – громко и позорно. Но обстоятельства толкают Альбера на поступок, противоречащий его принципам. Барон –отец – вызывает сына на поединок. Рыцарь соглашается на дуэль, соглашается биться насмерть. Этот поступок молодого человека осуждается герцогом. По мнению герцога, Альбер – изверг:
Образ герцога
Герцог в пушкинском произведении изображен представителем власти, который добровольно берет на себя эти тяжкие обязательства. Эпоху, в которую он живет, а также людей (за черствость их сердец) герцог осуждает, называя ужасными. Так – в уста этого героя – автор вкладывает собственные размышления о современной ему эпохе.
Образ Ивана
Также в пьесе фигурирует второстепенный образ Ивана – молодого слуги Альбера. Иван очень предан своему юному хозяину.
О проблематике текста
О конфликте произведения
Ключевой конфликт пушкинского произведения является внешним. Конфликт разворачивается между бароном и Альбером, который претендует на положенное ему наследство. По мнению барона, к деньгам нужно относиться бережно, а не расточительно. А такому отношению учит страдание. Барон желает сохранять и приумножать свое богатство. А сын, в свою очередь, стремится пользоваться деньгами для наслаждения жизнью.
Стихотворение «Деревня» Пушкина – пример произведения, написанного вдали от суетного города. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Конфликт вызывает столкновение интересов героев. Более того, ситуация значительно усугубляется из-за вмешательства герцога. В этой ситуации барон клевещет на Альбера. Конфликт может решиться только трагическим путем. Одна сторона должна умереть, чтобы конфликт исчерпался. В итоге, страсть оказывается такой разрушительной, что убивает барона, который и представлен тем самым скупым рыцарем. Однако Пушкин не говорит о судьбе Альбера, поэтому читателю остается только строить догадки.
О композиции и жанре «Скупого рыцаря»
Трагедия включает три эпизода. В первой сцене писатель рассказывает о положении сына барона. Альбер страдает от материальной нужды, потому что барон чрезмерно скуп. Во второй сцене читатель знакомится с монологом барона, размышляющего о своей страсти. Наконец, в третьей сцене конфликт набирает масштабов, к конфликту присоединяется герцог – один из самых справедливых персонажей. Сам того не желая и не предполагая, герцог ускоряет трагическую развязку конфликта. Одержимый страстью барон погибает. Кульминацией является смерть скупого рыцаря. А развязка, в свою очередь, – это вывод герцога:
Ужасный век, ужасные сердца!
По жанру пушкинское произведение – однозначно трагедия, поскольку центральный персонаж погибает в конце. Несмотря на малый объем этого текста, автору удалось лаконично и емко отобразить всю суть.
Пушкин задался целью представить психологические особенности человека, который одержим разрушительной страстью – скупостью.
О стиле и художественном своеобразии «Скупого рыцаря»
Мистические и библейские подтексты произведения
Высокий образ накопителя
Полностью этот образ раскрывается в монологе барона, представленном во второй части «Скупого рыцаря». Автор описывает, как барон идет в подземелье своего замка. Это, в свою очередь, – символ алтаря в преисподней, дьявольское святилище. Герой ссыпает горсть монет в сундук. Этот сундук еще не наполнен до конца. В этой сцене представлена исповедь героя перед собой. Кроме того, здесь же Пушкин приводит общий лейтмотив для всего цикла трагедий – пир при свечах. Такой пир радует и глаза, и душу – это таинство, месса деньгам.
Это мистический подтекст пушкинского произведения, который соединяется с евангельскими парафразами из исповеди барона. Пушкин описывает сваленное в кучи золото образом «гордого холма». Становясь на холм, возвышаясь над окружающим миром, барон ощущает власть. Чем ниже герой склоняется над золотом, тем сильнее, больше возвышается его страсть. А страсть – это воплощение демонического духа. Подобный образ читатель, наверное, заметил и в Библии: Дьявол обещает Иисусу Христу мировую власть. Для демонстрации власти, Дьявол возносит Христа на высокий холм. Порой литературоведы усматривают барона перевернутым изображением Бога. Учитывая, что золото – это символ власти над миром, не удивительны слова барона о царствовании.
Образы-антиподы
Для того, чтобы акцентировать внимание на разрушительном характере страстей, писатель вводит персонажа-антипода, контрастного образу главного героя. Антипод барона – ростовщик (жид). Соломон дает Альберу деньги взаймы, однако в итоге подталкивает юношу к убийству отца. Впрочем, молодой рыцарь не желает идти на такой грех и прогоняет ростовщика.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» – произведение, отразившее философские размышления Александра Пушкина о вечных вопросах. Предлагаем любителям классики ознакомиться с описанием этого произведения.
Ростовщик желает получить золото как средство обмена. Здесь нет никаких возвышенных эмоций, как у барона. Это видно также по поведению Соломона. Способ действий ростовщика скорее выдает в герое подлеца, чем рыцаря. В этом контексте символичным является выделение автором отдельных персонажей в отдельную категорию рыцарей.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ трагедии Скупой рыцарь
Трагедию Пушкин написал в 20-е годы XIX века. И было опубликовано в журнале «Современник». С трагедии Скупой рыцарь начинается цикл произведений, именуемых «Маленькие трагедии». В произведении Пушкин обличает такую негативную черту человеческого характера, как скупость.
Он переносит действие произведения во Францию, чтобы никто не догадался, что речь идёт о очень близком ему человеке, об отце. Именно он и есть скупердяй. Вот живёт он себе в Париже в окружении 6 сундуков с золотом. Но оттуда он не берёт ни копейки. Откроет, посмотрит и снова закроет.
Главная цель в жизни – накопительство. Но барон не понимает, насколько он болен душевно. Этот «золотой змий» полностью подчинил его своей воле. Скупердяй считает, что благодаря золоту он обретёт независимость и свободу. Но он не замечает, как этот змий лишает его не только всех человеческих чувств. Но даже собственного сына он воспринимает как врага. Его разум совсем помутился. Он вызывает его на дуэль из-за денег.
Сын рыцаря сильный и храбрый человек, он часто выходит победителем на рыцарских турнирах. Он хорош собой и нравится женскому полу. Но он финансово зависим от отца. И тот манипулирует сыном при помощи денег, оскорбляет его самолюбие и честь. Даже у самого сильного человека можно сломить волю. Коммунизм ещё не наступил, и деньги по-прежнему правят миром сейчас, правили и тогда. Поэтому, сын втайне надеется, что убьёт отца и завладеет деньгами.
Герцог прекращает дуэль. Он называет сына извергом. Но барона убивает сама мысль потери денег. Интересно, а что банков ещё в те времена не было? Положил бы деньги под процент и жил бы себе припеваючи. А он, видимо, хранил их дома, вот и трясся над каждой монеткой.
Страсти накалились до бела, и только смерть одной из сторон сможет успокоить дуэлянтов.
В трагедии всего три сцены. Первая сцена – сын признаётся в своём тяжелом материальном положении. Вторая сцена – скупой рыцарь изливает душу. Третья сцена – вмешательство герцога и смерть скупого рыцаря. И под занавес звучат слова: «Ужасный век, ужасные сердца». Поэтому, жанр произведения можно определить, как трагедию.
Точный и меткий язык пушкинских сравнений и эпитетов позволяет представить скупого рыцаря. Вот он перебирает золотые монеты, в тёмном подвале среди мерцающего света свечей. Его монолог настолько реалистичен, что можно содрогнуться, представляя себе, как злодейство в крови приползает в этот мрачный сырой подвал. И лижет руки рыцарю. Становится страшно и мерзко от представленной картины.
Время действия трагедии – средневековая Франция. Конец, на пороге стоит новый строй – капитализм. Поэтому, скупой рыцарь с одной стороны – рыцарь, а с другой стороны – ростовщик, даёт деньги в долг под проценты. Вот откуда у него такое огромное количество денег.
У каждого своя правда. Сын видит в отце цепного пса, алжирского раба. А отец в сыне видит ветреного юношу, который не своим горбом заработает деньги, а получит их по наследству. Он его называет безумцем, молодым расточителем, который участвует в разгульных пирушках.
Вариант 2
Жанровая многогранность А.С.Пушкина велика. Он мастер слова, и его творчество представлено романами, сказками, стихотворениями, поэмами, драматургией. Писатель отражает действительность своего времени, вскрывает человеческие пороки, ищет психологические решение проблем. Цикл его произведений «Маленькие трагедии»- крик человеческой души. Автор в них хочет показать своему читателю: как со стороны выглядят жадность, глупость, зависть, желание обогащения.
Первой пьесой «Маленьких трагедий» является «Скупой рыцарь». Долгие четыре года понадобились писателю, чтобы воплотить задуманный сюжет.
Сын барона сильный юноша, рыцарь. Красивый и смелый он нравиться девушкам, часто участвует в турнирах и побеждает в них. Но материально Альбер зависит от отца. Юноша не может себе позволить приобретение коня, доспех, да и приличной одежды для выхода в свет. Яркая противоположность отца сын добр к людям. Тяжелое материальное положение сломили волю сына. Он мечтает о получении наследства. Человек чести после оскорбления он вызывает барона Филиппа на поединок, желая его смерти.
Еще один персонаж пьесы – герцог. Он выступает судьей конфликта как представитель власти. Осуждая поступок рыцаря, герцог называет его извергом. Само отношение писателя к событиям, происходящим в трагедии, вложено в речи этого героя.
Композиционно пьеса состоит из трех частей. Начальная сцена повествует о Альберте, его тяжелом положении. В ней автор раскрывает причину конфликта. Вторая сцена- монолог отца, который и предстает перед зрителем «скупым рыцарем». Финал- развязка истории, смерть одержимого барона и вывод автора о случившемся.
Как и в любой трагедии развязка сюжета классическая — смерть главного героя. Но для Пушкина, который сумел в небольшом произведении отразить суть конфликта, главное показать психологическую зависимость человека от его порока — скупости.
Произведение, написанное А.С.Пушкиным еще в XIX веке актуально до наших дней. Человечество не избавилось от греха накопления материальных благ. Сейчас конфликт поколений между детьми и родителями не разрешен. Множество примеров можно увидеть и в наше время. Дети , сдающие своих родителей в дома- престарелых, чтобы заполучить квартиры, не редкость сейчас. Произнесенное в трагедии герцогом: «Ужасный век, ужасные сердца!» можно отнести и к нашему XXI веку.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ трагедии Моцарт и Сальери↑ ПушкинТема судьбы в творчестве Пушкина →
Анализ трагедии Скупой рыцарь
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Взаимопонимание с близкими людьми
Мы все чаще слышим, о том, что близкие люди друг друга не понимают, не могут прийти к какому либо общему мнению. Мы иногда даже не задумываемся, почему так происходит?
- Сочинение Как связаны понятия мечта и желание?
Все мы люди разные и у кого-то хорошая сила воли и он может каждый день прорываться за счёт желания, а кто-то хочет прийти на всё готовенькое.
- Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание
Лизавета — второстепенный персонаж в романе «Преступление и наказание». В произведении героиня является сестрой пожилой процентщицы Алены, которую решил зарубить Радион Раскольников
- Сочинение на тему Ошибки на жизненном пути человека
Юность – самая лучшая пора. В это время ты полон сил и энергии. Твоё сердце полно радужных надежд и тебе кажется, что впереди только хорошее. Для молодых очень важно, чтобы их признавали в обществе
- Летописец Пимен в трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение про монаха
Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.
История создания
“Скупой рыцарь” был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале “Современник”. Пушкин дал пьесе подзаголовок “Из Ченстоновой трагикомедии”. Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы.
Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.
Тема и сюжет
Пьеса Пушкина “Скупой рыцарь” – первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали “Маленькие трагедии”. Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в “Скупом рыцаре”). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.
Герои и образы
Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берет ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа.
Страсть, которой одержим барон, поглощает его.
Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.
Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.
Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдет к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет.
А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.
Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своем времени.
Проблематика
В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В “Скупом рыцаре” эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.
Конфликт
Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться.
Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его.
Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.
Композиция
В трагедии три сцены. Из первой читатель узнает о тяжелом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью.
В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: “Ужасный век, ужасные сердца!”
Жанр
“Скупой рыцарь” – это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая все маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости.
Все “Маленькие трагедии” дополняют друг друга, создавая объемный портрет человечества во всем многообразии пороков.
Стиль и художественное своеобразие
Все “Маленькие трагедии” предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в темном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю.
Образы “Скупого рыцаря” невозможно забыть.
“Скупой рыцарь”, анализ пьесы Пушкина« Сочинение на тему: Романтический образ Мцыри в одноименной поэме ЛермонтоваСочинение на тему: “Что важнее любить или быть любимым?” »Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pushkin-skupoy-rytsar.html
- https://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analiz
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/skupoj-rycar.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-skupoj-rycar-8-klass
- https://lit.ukrtvory.ru/skupoj-rycar-analiz-pesy-pushkina/