Содержание
- 1 Сочинение Образ Шабашкина
- 2 Вариант 3
- 3 Образец 4
- 4 Характеристика Шабашкина в романе Дубровский
- 5 Несколько интересных сочинений
- 6 История создания
- 7 Роман А.С. Пушкина «Дубровский » — трагическая интерпретация пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта».
- 8 Краткое содержание
- 9 Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских
- 10 Герои романа
- 11 Характеристика Шабашкина
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Характеристика Шабашкина в романе Дубровский
Шабашкин не относится к основным героям романа «Дубровский». Этот маленький ничтожный человек – подкупной заседатель суда. С помощью данного персонажа Пушкин показывает продажность и паразитическую сущность чиновников.
Шабашкин – бессовестный и подлый подхалим. По долгу службы дворянским заседателем он обязан контролировать исполнение законов. На деле же он с удовольствием их нарушает.
Благоговейно лебезя перед богатым и властным Троекуровым, двуличный Шабашкин раскрывает всю ничтожность своей натуры. Он отвешивает поклоны Троекурову, внемлет каждому слову, старается угодить, но подхалимство и лицемерие не вызывает у того уважения. Троекуров использует Шабашкина в своих интересах и пренебрежительно прогоняет его с глаз долой.
В сцене несправедливого суда отражается продажность всего чиновничества. Угождая Троекурову, заседатель Шабашкин запугивает и подкупает судей, изворачивается и истолковывает в его пользу различные указы. Хлопоты проворного дельца помогают Троекурову присвоить имение Дубровского.
Стремясь услужить знатным и влиятельным господам, типа Троекурова, Шабашкин вызывающе дерзок с теми, кого не боится. Если к Троекурову он приближается униженно кланяясь, то на Дубровского и крестьян взирает гордо, стоя подбоченясь.
В характере Шабашкина собрались отвратительные чиновничьи качества: угождать тому, кого боится, от кого зависит, кто много заплатит за усердие. Для такого человека лишь богатство и власть представляют интерес. Его не волнуют ни любовь, ни отношения с людьми. Деньги – его счастье.
Кроме высокомерия и наглости этот персонаж отличается трусостью. Держать ответ за совершенные гнусные дела он не готов. Столкнувшись с решительным протестом крепостных, готовых расправиться с приказными, Шабашкин тут же теряет свое спесивое величие и бежит впереди всех прятаться в дом.
Люди, подобные Шабашкину, сохранились и теперь. Для них не важны нравственные ценности. Их интересуют только собственные завышенные потребности и замысловатые прихоти. Такие не беспокоятся о том, что их деятельность подрывает веру в правосудие, что ломаются судьбы невинных людей. Лучше избегать встреч с такого рода персонажами, потому что они опасны и готовы на все.
Сочинение Образ Шабашкина
Шабашкин — один из второстепенных героев романа Пушкина ”Дубровский”. Такой мелкий ничтожный индивид — подкупный член суда. С помощью данного персонажа писатель демонстрирует коррумпированность и прозаическую суть госслужащих.
Парень ужасный и гнусный прислужник. Согласно долго службы заседателем он должен был осуществлять контроль над выполнением законов. В реальности никто их не соблюдает. Такие люди расширяют произведение тайным подтекстом.
Благоговейно мешкая пред богатым и тщеславным Троекуровым, двуличный Шабашкин выявляет всю ничтожность своей природы. Он кланяется Троекурову, внемлет любому слову, пытается угодить, однако льстивость и притворство никак не выражает у того почтения. Троекуров пользуется им в собственных целях и презрительно прогоняет его прочь.
Характер Шабашкина вмещает в себе гадкие чиновничьи качества: угождать тому, кого страшится, от кого зависим, кто способен заплатить большую сумму за рвение. Лишь деньги и власть интересуют таких людей. Ни чувства, ни взаимоотношения не беспокоят его.
Кроме дерзости и самовлюбленности персонаж выделяется боязливостью. Он не способен держать ответ за содеянные гадкие дела. Встретившись с радикальным протестом крестьян, настроенных разделаться с приказными. Шабашкин здесь же утрачивает собственное надменное достоинство и мчится одним из первых для того, чтобы скрыться в убежище.
Люди, аналогичные Шабашкину, остаются и по сей день в мире. Для таких людей никак не имеют значение нравственные ценности. Их занимают только лишь мудреные прихоти и превышенные потребности. Предпочтительно сторониться встреч с подобного рода людьми, ведь они очень опасны и не всегда можно предугадать их действия.
Смерть уготована для Шабашкина была уготована не из самых приятных, даже сильно мучительна. Его история заканчивается трагически, он погибает во время пожара в имении Владимира Дубровского.
Вариант 3
Во многих произведениях авторы стараются затронуть и поразмышлять вместе с читателем над тем или иным вопросом, дабы понять систематику проблемы, и, в конце концов, выявить либо возможные пути её решения, либо выявить факт того, что проблема неразрешима. Часто проблемой являются низменные человеческие желания, и проблему вылечить, к сожалению, невозможно. Явным примером послужит произведение Пушкина “Дубровский”.
В произведение нас знакомят с историей, в которой нашли себе место множество интереснейших персонажей, которые так или иначе контактируя друг с другом в произведении создают уникальную картину происходящего, от чего читателю становится очень интересно читать произведение. Повествовательный аспект в произведении рассказывает нам о событиях, в которых кружится множество черт человеческой личности, и благодаря чему собственное и появляется некий “Пушкинский” жанр повествования. Также в произведении присутствует большое количество образов персонажей, которые тем или иным образом вносят вместе с собой в произведение тот или иной аспект. Одним из таких персонажей является Шабашкин.
Шабашкин – человек средних лет, занимающийся в своей жизни лишь обманом и незаконными махинациями, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Он даже получает удовольствие, от факта обмана кого бы то ни было, что и характеризует его как не очень приятного для общения и взаимодействия человека. Так или иначе, он и не является тем персонажем, который должен вызывать симпатию читателя в произведении.
Характером же персонаж довольно таки аутентичен со своим родом деятельности в произведении. Он довольно неприятный в общении, однако когда необходимо заслужить доверие собеседника, он сделает для этого всё необходимое, также он весьма алчен, даже до такой степени, что готов пойти на любое дело, лишь бы за него платили достаточно. Он часто оскорбляет других людей, как бы выказывая отвращение к ним, и в действительности, он ненавидит людей, так как считает их не очень умными существами, но, однако, в конце концов, сам оказывает пойманным на преступлении по своей же глупости. Автор создал из образа данного персонажа пренеприятнейший, отталкивающий характер, который на контрасте с другими персонажами произведения очень сильно выделяется, как бы выходя на передний план произведения. Скорее всего, его образом автор пытался показать проблему, которая и присутствует даже сейчас – чрезмерная любовь к деньгам. Многие люди попросту обожают деньги, жертвуя всем для их получения, что отвратительно автору, и он, таким образом, пытается донести эту мысль до своего читателя.
Образец 4
Помимо любовной тематики, являющейся основной в произведении А.С.Пушкина «Дубровский», автор затрагивает в повести и некоторые проблемы, актуальные и в настоящее время. Делает он это с помощью второстепенных персонажей, олицетворяющих различные людские пороки: жадность, лицемерие, продажность, двуличие.
Одним из таких героев является заседатель суда Шабашкин. Человек, в чьи обязанности входит строгое соблюдение законов, на деле является алчным, продажным чиновником, зарабатывающем на обмане и махинациях, не брезгующий нарушением закона ради материального вознаграждения.
Именно его использует Троекуров для удовлетворения жажды мести, поссорившись с другом. Кирилла Петрович, не желая самолично мараться в грязном деле, использует для этого продажного судью, подкупая его.
Стараясь угодить Кирилле Петровичу и решить дело в его пользу, Шабашкин, с помощью запугивания и подкупа, заставляет судей извратить суть указов и отобрать имение у Дубровских в пользу Троекурова.
Шабашкин представляет собой тип людей, преклоняющихся лишь перед богатством и властью. Ему чужды такие человеческие качества как любовь, сострадание, милосердие. Он готов угождать и лебезить перед любым, кто оплатит его услуги.
Однако, даже у тех людей, кому он служит, он не пользуется уважением. Это видно по его отношениям с Троекуровым. После достижения поставленной цели с помощью Шабашкина, помещик с пренебрежением прогоняет судью.
Двуличность Шабашкина показана в сцене передачи Кистеневки Троекурову. Маленький человечище, вынужденный унижаться и пресмыкаться перед богатыми и влиятельными людьми, с удовольствием соглашается поехать в имение, чтобы отобрать его у Дубровских. Ведь только рядом с теми, кто слабее, он может показать свою важность и силу, ведя себя с ними бесцеремонно и грубо.
Однако такие люди, как Шабашкин, зачастую оказываются трусами. Стоило только крепостным взбунтоваться, он, мгновенно потеряв все свое «достоинство», первый же сбегает в убежище.
Люди, подобные Шабашкину, не испытывают угрызений совести. Разрушенные по их вине человеческие жизни, смерть – ничто не трогает их. Главная ценность для таких людей – деньги, и ради них они готовы на все.
На примере Шабашкина Пушкин описал людей, из-за которых рушится вера в судебную систему, в правосудие. В образе продажного судьи автор вскрывает основные пороки общества – чрезмерную любовь к материальному и отсутствие духовности.
К сожалению, эти проблемы существуют и в наше время. Люди, которых волнует только собственное благополучие и материальный достаток имеются и среди современных чиновников. Сталкиваясь с такими людьми, следует быть особо осторожным и внимательным.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Алеко в поэме Цыганы↑ ПушкинГригорий Отрепьев в трагедии Борис Годунов →
Характеристика Шабашкина в романе Дубровский
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Миль пардон, мадам! Шукшина
Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями
- Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение
Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.
- Сочинение Роль образования в жизни человека
Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Наверное, эти вопросы волнуют каждого человека на определенном этапе его жизни.
- Сочинение Если бы я был взрослым
Я бы непременно устроился на работу, которая приносила бы мне удовольствие. По моему мнению, работать без удовольствия нельзя и как минимум неправильно. Стране нужны люди, которые смогут именно помогать и участвовать в развитии страны
- Cочинение описание картины Грабаря Мартовский снег (описание)
Автор картины «Мартовский снег» И. Э. Грабарь выбрал для своего полотна простой сюжет из деревенской жизни. Привычный сельский пейзаж, дополненный деревянными домиками и девушкой с коромыслом.
Господин Шабашкин — один из ярких второстепенных персонажей романа «Дубровский» Пушкина. Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»
Заседатель Шабашкин в романе «Дубровский», описание в цитатах
Шабашкин — дворянский заседатель в уезде, где живут главные героя романа, Кирила Троекуров и Андрей Дубровский:
«…Троекуров узнал заседателя Шабашкина…»
«…Дубровский дал на месте дворянскому заседателю объяснение…»
О внешности Шабашкина известно следующее:
«…маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги…»
Заседатель Шабашкин благоговеет и лебезит перед влиятельным помещиком Троекуровым:
«…Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний…»
«…Он отказался от водки и стал слушать Кирила Петровича со всевозможным вниманием…»
Шабашкин всегда низко кланяется перед Троекуровым:
«…Шабашкин поклонился почти до земли, вышел вон…»
«…заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу…»
«…Шабашкин явился к нему с поклонами…»
При этом Троекуров не уважает подхалима Шабашкина:
«…заседателя, слышь, он и в грош не ставит…»
«…Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашед достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя»…»
Подлый Шабашкин помогает Троекурову выиграть суд против Андрея Дубровского, подкупая чиновников и т.д. В результате Троекуров с помощью Шабашкина отбирает у Дубровских их имение:
«…с того же дни стал хлопотать по замышленному делу…»
«…Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкрив и впрям всевозможные указы…»
Шабашкин старается угодить богатым и влиятельным людям, таким как Троекуров. При этом он ведет себя дерзко со слабыми, беззащитными людьми:
«…Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя…»
«…А ты кто такой, – сказал Шабашкин с дерзким взором…»
Шабашкин — проворный «делец»:
«…благодаря его проворству ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение…»
Заседатель Шабашкин любит женщин, по словам его коллеги-исправника:
«…господин Шабашкин. Слушайтесь его во всем, что ни прикажет, а вы, бабы, любите и почитайте его, а он до вас большой охотник». При сей острой шутке исправник захохотал, а Шабашкин и прочие члены ему последовали…»
Жизнь Шабашкина заканчивается трагически. Шабашкин погибает в пожаре в доме Владимира Дубровского:
«…исправник, заседатель земского суда, стряпчий и писарь […] пропали неизвестно куда. Все дворовые показали, что приказные сгорели в то время, как повалилась кровля; обгорелые кости их были отрыты…»
Это была цитатная характеристика заседателя Шабашкина в романе «Дубровский» Пушкина.Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»ТолкованиеШабашкин («Дубровский»)</dt>Смотри также Литературные типы произведений Пушкина
— «Заседатель». Вел дело Троекурова против Дубровского; «хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и вкось всевозможные указы». «Стоял пред Кирилой Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая, что он ему скажет»; «отказался от водки и стал слушать» Троекурова «со всевозможным вниманием». При молодом Дубровском Ш. «с картузом на голове стоял подбочась и гордо взирая около себя: «Мы вас не знаем, да и знать не хотим», говорил Ш. Позднее «с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление» (защиту от кистеневских крестьян) и просил сделать «такую милость» для ночлега «постлать хоть сена в гостиной». — «Чем свет мы отправимся восвояси», — прибавил Ш. «Благодаря проворству» Ш., действовавшего «по законам», Дубровский был поставлен «в свое невыгодное положение», а Троекуров получил «совершенное удовольствие». Кистеневка по решению уездного суда была укреплена за Троекуровым. «Охотник» до баб, по словам исправника. Сгорел в доме Дубровского.
</dd>
Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.
</dl>
Смотреть что такое «Шабашкин («Дубровский»)» в других словарях:
-
Благородный разбойник Владимир Дубровский (фильм) — Благородный разбойник Владимир Дубровский Жанр … Википедия
-
Благородный разбойник Владимир Дубровский — Жанр Мелодрама … Википедия
-
Демьянов, Иван («Дубровский») — Смотри также Приказчик Троекурова. К нему, по дороге в город, заезжал Шабашкин узнать, не будет ли какого приказания от Троекурова … Словарь литературных типов
-
Литературные типы произведений Пушкина — … Словарь литературных типов
-
Владимир Алексеевич Конкин — Российский актёр Дата рождения: 19 августа 1951(19510819) … Википедия
-
Владимир Конкин — Владимир Алексеевич Конкин Российский актёр Дата рождения: 19 августа 1951(19510819) … Википедия
-
Конкин, Владимир — Владимир Алексеевич Конкин Российский актёр Дата рождения: 19 августа 1951(19510819) … Википедия
-
Конкин В. — Владимир Алексеевич Конкин Российский актёр Дата рождения: 19 августа 1951(19510819) … Википедия
-
Конкин В. А. — Владимир Алексеевич Конкин Российский актёр Дата рождения: 19 августа 1951(19510819) … Википедия
-
Конкин Владимир Алексеевич — Владимир Алексеевич Конкин Российский актёр Дата рождения: 19 августа 1951(19510819) … Википедия
История создания
Начиная с 1832 года Александр Пушкин в течение года работал над романом «Дубровский». В основу своего произведения он положил реальную историю, которую автору рассказал друг. Павел Нащокин поведал Александру Сергеевичу рассказ о дворянине Островском из Белоруссии, который решил судиться с соседом за свой земельный участок. Но в результате сам и оказался без родового имения.
Но крестьяне дворянина Островского не захотели подчиниться новому хозяину, поэтому и стали заниматься грабежом. И сам Островский стал грабить вместе со своими крепостными. Но он старался грабить только богатых людей, поэтому вскоре власти его арестовали и посадили в острог.
В классе с учениками можно разобрать историю создания пушкинского произведения, а также можно посвятить урок чтению романа или же кратко читать и анализировать какой-то эпизод, а затем его пересказать и написать сочинение.
Стоит обязательно сказать и о том, что автор романа желал показать несправедливость, которая творилась в судебном разбирательстве. За взятки могли даже дворян выгнать из своего имения. Известно, что первоначально Александр Сергеевич написал произведение, где главным героем был Островский, как и его прототип. Но потом, ознакомившись с подобными судебными делами, он встретил другого обманутого помещика и решил дать своему герою его фамилию.
Известно, что свой роман автор так и не смог закончить, как и не успел дать ему заглавие. В печать пушкинское произведение попало только в 1841 году, но уже после смерти Александра Пушкина.
Роман А.С. Пушкина «Дубровский » — трагическая интерпретация пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта».
Урок литературы в 7 классе
Роман А.С. Пушкина «Дубровский » — трагическая интерпретация пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». (2 ч.)
Читайте также: Сочинение на тему почему я хочу работать в прокуратуре. Сочинение
Целью первого урока является анализ системы образов, основных элементов сюжета и особенностей конфликта, также учащиеся работают с понятие «роман», с черновым планом произведения. В начале урока проводится краткая обзорная экскурсия «Барская усадьба», которая знакомит учеников с исторической эпохой, отраженной в романе. Далее выявляем первичное восприятие текста при помощи анкеты:
- Интересно ли было читать Роман Пушкина «Дубровский»?
- Кто из героев понравился, а кто вызвал неприязнь? Почему?
- Какие эпизоды запомнились особенно ярко?
- Какие пункты плана в черновике Пушкина вы бы изменили или добавили?
- Почему Пушкин не напечатал роман?
- Какая из ролей Владимира наиболее привлекательна для вас?
- Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?
В ходе обсуждения большинство учащихся делает акцент на ссоре двух друзей А.Г. Дубровском и К.П. Троекурове. Урок строится как аналитическая беседа, во время которой составляется сравнительно-сопоставительная характеристика героев и выясняется причина их ссоры. Учитель обращает внимание ребят на скрытую иронию пушкинской фразы: «Нечаянный случай все расстроил и переменил». Центральные вопросы урока: «Почему дружба оказалась непрочной? Виноват ли Троекуров в смерти Дубровского?» Анализируя эпизод «На псарне» (можно посмотреть фрагмент кинофильма), учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией. Мнения разделились: некоторые считают виноватым Троекурова и его наглых слуг, другие обвиняют Дубровского в чрезмерной обидчивости, вспыльчивости и даже зависти к своему соседу. Кроме того, во время диспута возникает версия и о некой человечности Троекурова, так как он первый поехал мириться, «совесть его роптала». Он вообще изначально не видел в словах псаря ничего обидного для своего друга-соседа. Только после наказания Дубровским покровских мужиков в Кириле Петровиче вспыхивает жажда мести.
Обобщая рассуждения, учеников, сопоставляем социальный статус героев, их место в обществе. Затем переключаем внимание ребят на эпизод «Шабашкин у Троекурова». Сопоставление эпизодов первой главы проясняет мысль о том, что человек и власть перед Троекуровым ведут себя по-разному: А.Г. Дубровский осмеливается защищать свое достоинство и чувствовать себя равным, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Человек ведет себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым – на коленях. В этом противопоставлении эпизодов ученикам открывается драматизм положения А.Г. Дубровского, посмевшего нарушить «общий закон». Социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. Источник конфликта не только в различии человеческих качеств Дубровского и Троекурова, но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы.
В качестве домашнего задания предлагается подумать над вопросом: «Почему герои повести «Барышня-крестьянка» обрели свое счастье, а герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Пушкина «Дубровский» нет?» Также ребятам необходимо найти примеры сходства и различия романа Пушкина и трагедии Шекспира.
На втором уроке предметом обсуждения становятся отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. В начале занятия демонстрируются фрагменты из фильма («Благородный разбойник Владимир Дубровский», 1988 г., режиссер В. Никифоров): встреча отца и сына, Дефорж и медведь, свидание Дубровского и Маши, финальная сцена романа. После просмотра проводится беседа по вопросам:
- Какие отношения связывают отца и сына?
- Догадались ли вы сразу при чтении, что Дефорж – Дубровский?
- Почему в доме Троекурова никто не узнал Владимира?
- Как отнеслись к появлению учителя-француза Маша и Кирила Петрович? Как и почему изменилось к нему отношение?
- Почему Владимир стал разбойником? Зачем он открылся Маше и Спицыну?
- Почему помощь Дубровского не подоспела?
- Почему Маша медлила, потом не приняла свободы из рук Дубровского?
- Оцените режиссерскую интерпретацию романа Пушкина «Дубровский». Почему у фильма изменено название?
В ходе аналитической беседы по предложенным вопросам ученики создают словесные портреты Дубровского (работа по группам). Выясняется, что герой предстает в романе в трех образах: расточительный и честолюбивый офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и благородный разбойник. Так появляется мотив маски, который присутствует и в повести «Барышня-крестьянка», и в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
Ученики отмечают также и другие сходства пьесы Шекспира и романа Пушкина:
- Маша и Владимир разделены враждой домов, как и влюбленные у Шекспира;
- встреча героев тоже происходит как бы на маскараде (образ Дефоржа);
- два свидания напоминают две встречи Маши и Владимира;
- мотив немилого жениха (Парис и Верейский);
- роль случая и опоздание, которое губит влюбленных;
- мотив мести, запрещающий любовь: Джульетта не должна любить Ромео, так как он убил ее брата. Дубровский должен питать ненависть к Маше, потому что она является дочерью Троекурова, виновника оскорбления и смерти отца;
- чувства героев и у Пушкина, и у Шекспира, вступая в поединок с моралью враждебности, оказываются в конфликте с внешним миром.
Анализируя образ Владимира, ученики сталкиваются с проблемной ситуацией: Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Почему же при всех этих качествах герой не смог добиться успеха в жизни? Почему не спас отца и потерял Кистеневку, не сумел сохранить любовь, расстался с крестьянами? Размышление над этими вопросами приводит класс к выводу о том, что желания героя постоянно сталкиваются с законами общества, которые Владимир Дубровский не смог победить. Ни любовь, ни дружба, ни жажда справедливости не способны преодолеть социальное неравенство. Именно социальная проблематика отличает роман Пушкина от пьесы Шекспира. Ромео и Джульетта преодолевают границы, разделяющие их, заплатив за это жизнью и сохранив свою любовь. Пушкинские герои остаются живы, но не в силах нарушить социальный закон. Поэтому старый и циничный Верейский подчиняет Марью Кириловну своим желаниям, а Владимир бесконечно одинок и несчастен.
В качестве итоговой работы ученикам предлагается письменный ответ на вопрос: «Почему герои повести «Барышня-крестьянка» обрели свое счастье, а герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Пушкина «Дубровский» нет?» Некоторые ребята изъявили желание нарисовать рисунки к изученным произведениям.
Краткое содержание
Кирила Петрович Троекуров строго держал всю местную знать. Жил он так, как хотел, и все боялись ему в чём-то не угодить. Среди соседей был и Андрей Гаврилович Дубровский, с которым Троекур дружил с молодости. Когда-то они вместе служили и потом продолжали общаться. Вместе они овдовели, оставшись с малыми детьми на руках. У Троекурова была дочь Мария, а у Дубровского был сын Владимир.
Пригласил как-то Троекуров Андрея Гавриловича посмотреть его псарню, и тут между ними возникла ссора о том, что у Кирила Петровича собаки живут лучше, чем крепостные у Дубровского. Обиженный сосед уехал после этого неприятного разговора, а в Кистеневке узнал, что соседские крепостные у него воруют лес. Он не только поймал мужиков, но приказал выпороть их и лошадей отобрать.
Троекуров не смог вынести такой обиды и решает отобрать имение у соседа. Когда же начинается суд, то герой не может доказать, что он имеет право владеть Кистеневкой, так как все документы сгорели во время пожара. И если автор подчёркивает благородство Андрея Гавриловича даже в такие минуты, то Троекуров вёл себя отвратительно. Он нанял Антона Спицына, который дал в суде ложные показания. Подкупил он и судебного чиновника Шабашкина.
Читайте также: Островский А. Н. Гроза, Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
Некому было заступаться за Андрея Гавриловича, поэтому и забрали у него Кистеневку, передав во владение Троекурову. После этого Дубровский заболел, а нянька отправила Владимиру, сыну, письмо о болезни батюшки. Младший Дубровский тут же отправился домой. Кучер по дороге рассказал ему, что произошло в имении, смог он описать и состояние своего барина. Также поведал он и о том, что не желают мужики подчиняться новому барину.
Когда же приходит срок передавать имение, то и сам Троекуров не рад тяжбе. Он решает поехать к Дубровскому, чтобы всё исправить. Но видя реакцию отца, Владимир выгоняет соседа. Андрей Гаврилович умирает. А после его похорон появляются в Кистеневке представители судебной комиссии, которой руководит заседатель Шабашкин.
Ночью дом Дубровских сгорает, а затем в округе появляется шайка благородных разбойников, которые нападают только на богатых. Грабежи эти происходят под руководством Владимира Дубровского. Вскоре он влюбляется в дочь Троекурова и выдаёт себя за француза, устраиваясь учителем к Маше. Когда же его разоблачают, он исчезает.
В это время к Маше Троекуровой сватается князь Верейский. Кирила Петрович даёт своё согласие на свадьбу. Владимир и Маша замышляют побег, но он оказывается неудачным, и девушка выходит замуж за князя. По дороге из церкви Дубровский пытается спасти Машу, но слишком поздно, так как венчание уже прошло, и девушка дала слово, которое не собирается нарушать. После этого Владимир Андреевич распускает своих товарищей, а сам исчезает.
Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских
Герои романа
Описание пушкинского произведения помогает понять, у кого из героев какая роль в сюжетном замысле. Поведение и внешность многих персонажей даётся автором подробно, а характер раскрывается уже в процессе повествования. К основным персонажам романа «Дубровский» относятся следующие лица:
- Владимир Андреевич Дубровский.
- Андрей Гаврилович Дубровский.
- Кирила Петрович Троекуров.
- Мария Кирилловна Троекурова.
Обычно основных персонажей разбирают подробно и тщательно, но забывают оценить поведение других персонажей. И только при театральной постановке актёр всегда старается подчеркнуть качества своих героев. Часто сам автор даёт им подробное описание портрета, показывая, какая черта у них необходима для понимания всего произведения. К таким второстепенным можно отнести следующих лиц:
- Судебный заседатель Шабашкин.
- Кузнец Архип.
- Служанка Егоровна.
- Князь Верейский.
- Помещик Антон Спицын.
Чаще всего из всех второстепенных героев учеников интересует, кто такой Шабашкин из «Дубровского», какова его судьба, как его звать и как складывается его жизнь.
Характеристика Шабашкина
Большую роль в смерти Андрея Дубровского сыграл судебный заседатель, который оказался продажным и действовал в интересах Троекурова. Поэтому о нём Пушкин и пишет, что он маленького роста, так как сам человек собой ничего интересного не представляет. В его описании автор подчёркивает только две детали:
- Фризовую шинель.
- Кожаный картуз.
Александр Пушкин не даёт своему герою имени, подчёркивая, что к нему нет и не может быть никакого уважения. Он настолько низок, что в нём нет никаких положительных качеств характера. И даже сам писатель пишет о нём как-то нехотя, желая показать, насколько он отвратителен для общества.
Несколько раз в тексте подчёркивается автором, что выглядеть он может как угодно, но его основная задача заключалась в том, чтобы соблюдать законы, а он их сам и нарушает. Шабашкин ищет способы угодить Троекурову, выполняя любое его желание. У судебного заседателя продажная душа и совесть. Можно увидеть, каков он и как он жестоко действует, когда приезжает в Кистеневку, понимая, что за старика Дубровского никто не может заступиться. Вот тогда он ведёт себя важно, как хозяин.
Шабашкин признаёт только деньги, поэтому он так и угождал Троекурову, надеясь, что тот его щедро отблагодарит. И совсем по-другому он ведёт диалог с Андреем Дубровским, так как он не ждал от него никакой награды.
Александр Пушкин показывает и то, какой Шабашкин трус и подхалим. Когда кистенёвские крепостные двинулись на приказных, то он первый убежал. Судебный заседатель является одним из отрицательных персонажей пушкинского романа.
Шабашкин
Шабашкин – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, который был обязан следить за соблюдением законов. Однако он охотно сам нарушал их, подлизываясь в Кириле Петровичу Троекурову и ожидая от него новых указов.
Так, например, когда Троекуров попросил его найти возможность на законных правах отобрать Кистеневку у Дубровских, тот ринулся выполнять данное указание, всячески подкупая и стращая судей. Вскоре дело было передано в суд и рассмотрено, как и полагалось, в пользу Троекурова. У этого персонажа, несомненно, “продажная совесть”.
Когда этот жалкий подхалим приехал в имение отбирать Кистеневку, то вовсю старался казаться более важным и вел себя как полноправный хозяин. Шабашкин признавал только деньги. Если перед Троекуровым он только и делал, что пресмыкался, то общаясь с Дубровским, он себя не утруждал уважительным отношением, так как тот был в его глазах бедняком. По натуре этот персонаж отличается не только подхалимством, но и трусостью.
Когда крепостные Дубровских двинулись на приказных, он одним из первых убежал в дом. Шабашкин, без сомнения, один из худших персонажей в романе.
Характеристика героя Шабашкин, Дубровский, Пушкин« Анализ стихотворения Блока “Россия” (2)Какие проблемы ставит перед человеком революционное время? »Используемые источники:
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/harakteristika-shabashkina-v-romane-dubrovskij
- https://www.literaturus.ru/2015/07/shabashkin-dubrovskij-pushkin.html
- https://literary_types.academic.ru/1757/шабашкин_(«дубровский»)
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/shabashkin-iz-dubrovskogo-harakteristika.html
- https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-geroya-shabashkin-dubrovskij-pushkin/