«Редеет облаков летучая гряда», анализ стихотворения Пушкина

Содержание:

Краткая история написания

Текст «Редеет облаков летучая гряда» был создан великим русским поэтом в 1820 году, когда Пушкин находился в своей ранней южной ссылке. Александр Сергеевич взял на себя смелость опубликовать несколько весьма вольнолюбивых стихов, что, конечно, было взято на заметку императором и его приближенными. Грозившая «дерзкому» поэту ссылка в суровую Сибирь была заменена более мягкой — в южные регионы, поскольку Пушкин был уже хорошо известен, имел богатых и влиятельных друзей, которые и заступились за него весьма своевременно.

В результате южная ссылка поэта подарила его поклонникам множество удивительных поэтических текстов, в которых традиции романтизма гармонично переплетаются с реалистическими особенностями и глубокими мыслями самого автора. Вот краткая история создания поэтического текста:

  1. Первоначальное название — «Таврическая звезда».
  2. Создано стихотворение под влиянием чувств, возникших у поэта при посещении Гурзуфа, где он проживал у семейства Раевских в августе — сентябре 1820 года.
  3. Загадка, которую оставил поэт исследователям своего творчества: кем навеян образ юной девы, появляющийся в последних строфах текста? Есть несколько гипотез (Екатерина Раевская, Мария Голицына, Екатерина Карамзина — вот основные представительницы женского пола), но точного ответа пока найти не удалось.

Таковы общие факты о написании стихотворения и его месте в творческой биографии Пушкина. Конечно, текст имел для поэта определенное значение, поскольку помогал выразить мысли и чувства, возникшие у него в переломный период жизни. Первая ссылка, красоты юга, удивительная нежная девушка — все это стало источниками вдохновения и помогло создать небольшой по объему, но удивительно проникновенный стих.

Тематика и проблематика

При проведении анализа поэтического текста очень важно правильно определить тему и основную мысль произведения. Тема — это то, о чем говорится в стихотворении. Чтобы ее выявить, бывает достаточно несколько раз послушать или прочитать текст. Идея — это авторские мысли, которые заключены в строчках. Для ее раскрытия простого знакомства недостаточно, следует провести анализ формы и содержания, рассмотреть особенности лирического героя и остальные образы.

Также для полного анализа необходимо определение жанрового своеобразия и использованных лириком изобразительно-выразительных средств.

Основной темой лирического произведения, напоминающего своим напевным звучанием классический романс, является описание красот южной природы, которое переплетается с рассказом об античной истории. Герой настолько поражен открывшимся его глазам великолепием, что готов словесно рисовать его образ, однако не испытывает единения с природной прелестью.

Звучит в строфах и тематика любовной лирики. В трех последних строчках поэт рисует легкими штрихами образ своей возлюбленной, юной девы, которая, как полагают исследователи, имела реальный прототип. Известный факт — когда Пушкин давал согласие на публикацию, то просил убрать три последние строчки, но это сделано не было. Поэт пришел в ужас от того, что тайна его сердца будет известна не только широкой публике, но и той самой «деве».

Основная мысль поэтического текста — сердце романтика всегда будет искать новых свершений и пытаться покорять очередные вершины. Даже великолепие природы и любовь к прекрасной девушке не в состоянии заставить его успокоиться. Таков лирический герой, сложный и противоречивый, он искренне наслаждается красотой и тишиной, но понимает, что покой недолог.

Композиционное своеобразие

На уроках литературы некоторые тексты предстоит перечитывать неоднократно, «Редеет облаков летучая гряда» — один из таких. Это пример печальной и овеянной романтикой поэзии Пушкина, где образ лирического героя практически полностью совпадает с представлением автора о себе. При анализе композиции следует перечитать текст и выделить несколько составных частей, изучение переходов между которыми поможет более глубоко разобраться в том, что именно волновало поэта:

  1. Краткая поэтическая зарисовка, где Пушкин изображает звезду, в свете которой серебрятся вершины скал, долина, дремлющий залив. Читатель понимает, что временем действия является ночь, но не мрачная, а освещенная светом звезд и главного светила — Луны. Это первые 4 строчки текста.
  2. Вторая часть — размышления лирического персонажа о себе. Такие мысли навеял открывшийся его взору вечерний пейзаж: «Он думы разбудил, уснувшие во мне».
  3. Воспоминания героя о том, что ему неоднократно приходилось наблюдать за восходом «знакомого светила», но в другом месте.
  4. Появление образа юной девы, которая искала звезду Венеру. Это образ-символ, не простое обращение к реальной женщине, которая, возможно, в определенный момент была значима для Пушкина, но и краткое описание самой любви.

Таким образом, в композиции поэтического текста переплелись две тематики (любовная и пейзажная), что позволило создать совершенно уникальное, тонкое и проникновенное произведение.

Жанр и тропы

При разборе поэтического текста в классе или при выполнении домашнего задания очень важно определить жанровую особенности стиха. Это образец романтической элегии, в первых строках которой поэт рисует легкими штрихами красивый вечерний пейзаж, побуждающий в душе его лирического героя воспоминания. Все в этой красоте дышит спокойствием и умиротворением: здесь произрастают удивительной красоты деревья, мирты и кипарисы, возвышаются горделивые горы, слышится шум морского прибоя.

Тоска по потерянному идеалу, присущая романтической поэзии, появляется ближе к концу текста, когда и возникает женский образ, нежный и чистый. Неудивительно, что стихотворение было положено на ноты. Одноименный романс, знакомый многим любителям классической музыки, был написан Римским-Корсаковым.

Размер стихотворения — любимый Пушкиным шестистопный ямб с обилием пиррихиев и чередованием мужских и женских рифм. Рифмовка парная, текст состоит из восьми двустиший.

Хоть поэт обращается к обычной и понятной каждому простой разговорной речи, он задействует несколько видов тропов, позволяющих наиболее ярко и образно выразить свое настроение и собственные переживания. Наиболее значимые тропы:

  1. Олицетворения (дремлет мирт, разбудил думы).
  2. Эпитеты (нежный мирт, печальная звезда).
  3. Метафоры (летучая гряда облаков, сладостно шумят волны).

Сравнения поэт не употребляет, но они и не требуются, поскольку текст построен на развернутом распространенном олицетворении. Венера, вечерняя звезда — это своеобразный мостик между прошлым и настоящим, ее созерцание заставило лирического героя вспомнить о том, что уже прошло. Не зря перед читателем предстает сложный образ, словно относящийся к двум разным пространственно-временным отрезкам. Венера словно становится связующим звеном между героем и оставшейся в его прошлом девушкой.

Благодаря использованным изобразительно-выразительным средствам природа предстает живой, становится действующим лицом текста, выполняет не просто роль красивой декорации, но и позволяет выразить чувства и мысли лирического персонажа. Туч, грома и молнии в образной системе нет, все описанные автором реалии окружающего мира погружают в задумчивость, рождают ощущение умиротворения, тишины, покоя. Его постоянные обращения к окружающим объектам природы (звезда печальная… твой луч, я помню твой восход) помогают подчеркнуть близость к ней.

Однако лирический герой способен помнить навсегда утраченную возлюбленную, что привносит в текст нотку поэтической грусти и тоски.

Таковы особенности лирического романса А. С. Пушкина, образца его романтической поэзии. Даже если прочесть всего полтекста, все равно станут очевидными его художественные достоинства и богатство образов.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Стихотворение А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» – одно из произведений, написанное поэтом во время его южной ссылки. До сих пор оно остается загадкой для исследователей. Вам предлагается краткий анализ «Редеет облаков летучая гряда» по плану. Данный разбор можно использовать при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Редеет облаков летучая гряда.

История создания – стихотворение написано в 1820 году во время южной ссылки А. С. Пушкина, когда он, пребывая на Крымском полуострове познакомился с семьей Раевских.

Тема – таинственная природа горной страны, которая до сих пор хранит черты античной культуры, возбуждает воображение лирического героя, который представляет себе страну, «где все для сердца мило, где стройны тополы в долинах вознеслись…».

Композиция – состоит из двух условно выделяемых частей: описание природы и мечтаний лирического героя.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф, написанных ямбом (двусложный размер с ударением на второй слог), используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – парный ААВВ (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки).

Метафоры «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив».

Эпитеты «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Олицетворение «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

История создания

В 1820 году А. С. Пушкин находился с ссылке, которая исследователями названа южной. Поэт посещает Крымский полуостров, знакомится с красотой местной природы. Его впечатления от посещения Гурзуфа выразились в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда». В нем он говорит о «юной деве». Кого Пушкин имел ввиду, для ученых – до сих пор загадка. Возможно лишь сделать предположения: это могла быть Екатерина Раевская, с семьей которой поэту пришлось здесь повстречаться.

Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины». И завершает также словами, обращенными к ней: «И дева юная во мгле тебя искала и именем своим подругам называла». Ночное светило – некий символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.

Тема

Тема стихотворения сочетает красоты юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, и сладостно шумят полуденные волны», и античной историей этих мест. Главный герой вдохновлен этой красотой, его воображение рисует ему красивые картины, но он не достигает полного единения с природой. Он – романтик, который ищет идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстает как таинственный образ юной девушки: «И дева юная во мгле тебя искала». Таким образом, появляется тема любви, которая не описывается открыто, но делает намек, наталкивает читателя на мысль.

Композиция

Условно стихотворение можно разделить на несколько частей.

Начало – описание природы. Мы понимаем, что лирический герой видит перед собой: вечер, морской залив, темные горы. Он обращается к звезде, которая уже ярко светит на небе. «Звезда печальная, вечерняя звезда!» – обращается он к светилу.

Далее идет игра воображения героя, который представляет себе «мирную страну», описывая ее красоты. Заканчивается стих упоминанием о загадочной юной деве.

Жанр

Жанр стиха – лирический. Некоторые литературоведы относят это стихотворение к жанру романтической элегии. Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строчки. Размер – ямб. Используется точная (равнины – вершины, светило – мило), неточная (вознеслись – кипарис, лень – тень), мужская (гряда – звезда) и женская (волны – полный) рифма, способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны». Кроме того, наблюдаются метафоры: «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив», олицетворения: «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

В своей совокупности художественные средства, включенные поэтом в строки стихотворения, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, гор, воды, растений, а с другой, атмосферу античного мира и таинственность любовной лирики.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    Стихотворение А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» было написано:</h3>

    • <label>В 1801 году</label>
    • <label>В 1820 году</label>
    • <label>В 1825 году</label>
    • <label>В 1840 году</label>

(новая вкладка)

История создания

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н.Н.Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение — воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.

Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить его для лечения на Кавказ.

На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о «счастливейших минутах жизни». Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюблённость в 15-летнюю Марию Раевскую. По-видимому, сёстры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…

Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых зашифровано имя той, кому посвящено его произведение!

Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г.: «Вообрази моё отчаяние, когда я увидел их напечатанными – журнал может попасть в её руки. Что ж она подумает?.. Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».

К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далёким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» — романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где всё для сердца мило». Романтический пейзаж вызывает в памяти образ «юной девы», которая стала причиной «сердечной думы» лирического героя.

В одном автографе стихотворение названо «Таврическая звезда», в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями — «Эпиграмма во вкусе древних».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь — «знакомое светило». К ней обращается лирический герой.

Первая часть – унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюблённости лирического героя и намекает на личность возлюбленной.

Тема стихотворения – светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: всё, что было в жизни, остаётся частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.

Тропы и образы

Стихотворение строится на развёрнутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда — посредник между лирическим героем и его возлюбленной, «девой юной». Венера, «звезда Марии» – тёзка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.

Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы. Одухотворяют природу метафорические эпитеты: звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт.

В стихотворении есть метафоры летучаягряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны. Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитеты чёрных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная.

Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень даёт возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.

Метонимия увядшие равнины определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.

По произведению: «Редеет облаков летучая гряда»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано Пушкиным в 1820 году, во время нахождения в кавказской ссылке на Крымском полуострове, где он познакомился с семьей Раевских.

Произведение можно условно поделить на две неразрывные части. Герой любуется прекраснейшими пейзажами, в то же время, вспоминает об короткой юношеской влюбленности. Как и во многих произведениях, здесь Александр Сергеевич передает свои настоящие чувства через красоту окружающего мира.

Лирическое настроение героя под стать окружающей его природе. Автор придает ей чувственность и живость. Кажется, будто пейзаж понимает поэта, пробуждает в нем приятные, светлые воспоминания об ушедших днях: «слабый свет» разбудил думы, «нежный мир» задремал, волны «сладостно шумят», «ночи тень» сходит на хижины.

Ночной пейзаж умиротворяет главного героя, он не печален и не расстроен, не грустит об ушедших моментах. Вдохновленный красотой природы, поэт вспоминает красивые картины из прошлого в мечтательной манере. Рисует в воображении девушку: «…дева юная во мгле тебя искала». И только взошедшая звезда становится единственным свидетелем нежных чувств героя. Поэт использует прием олицетворения, сравнивая молодую девушку со звездой, которая одним своим появлением смогла осветить все вокруг, и берега, и скалы, и волны. Пушкин не рассказывает о влюбленности прямыми словами, он лишь подталкивает читателя увидеть ее.

Стихотворение написано в жанре романтической элегии, таинственной любовной лирики. Использован шестистопный ямб со сложной рифмовкой. Поэт так и не смог определиться с названием для произведения, поэтому за основу была взята первая строчка.

Пушкин одухотворяет природу с помощью метафор («редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив») и эпитетов («черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны»).

Александр Сергеевич удивительно красиво описывает красочные пейзажи горной южной природы. Деревья и поля, залив, скалы и равнины. Вспоминает, как он любовался этой красотой, проводя время в раздумьях. В каждой строчке стихотворения ощущается гармония героя с окружающим миром, который чувствует его настроение. Благодаря описанию повлиявшего на поэта пейзажа можно увидеть, что всплывшие воспоминания не навевают на автора грусть, у него остались только нежные и теплые эмоции о чудесном месте и мимолетной влюбленности.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/redeet-oblakov-letuchaya-gryada.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/redeet-oblakov-letuchaya-gryada.html
  • https://goldlit.ru/pushkin/868-redeet-analiz
  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-redeet-oblakov-letuchaya-gryada/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт