Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png   Сочинения   /   Горький М.Ю.   /   На дне

Смотрите также по произведению «На дне»

Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей -людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода.Завязка пьесы «На дне» — появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет еще на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной!.. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику — где тепло, там и родина…» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал… а барона- первый раз встречаю, да и то испорченного…» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии Среди них — острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука. Он нагадит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше— «О-ой!», «…Я и жуликов уважаю, гю-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все прыгают… так-то», «…а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…» Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для нее слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли… эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий… странствующий…» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать… Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась… осталось маленько и опричь его…»Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны — чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок…» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит:- «Кто дерется там?.. Чего делят?»Личность Луки с ее сложностью и противоречиями отображается в его речевой характеристике, его речевом портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка», — что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «живут — все хуже, а хотят-все лучше…» и т.д.С конца первого до развязки третьего действия Лука находится на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющие Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене, Рассказ Луки про «праведную землю»

Просмотров: 13586

В знаменитой пьесе «На дне» М. Горькому все таки удалось соединить символику и быт того общества, а также истинные философские понятия и людские черты характера. Основные действующие герои рукописи — опустившиеся люди, которые были поставлены в крайне грубые и ужасные условия. Все действующие персонажи — жалкие и очень убогие создания, которые живут в грязной дыре, они одеты в лохмотья, сильно больны, часто недоедают. Когда у них появляются деньги, то в ночлежке зачастую устраиваются праздники. Кроме того, ссоры, скандалы и интриги, происходящие между этими людьми — явление постоянное и неотъемлемое. Таким образом, герои пьесы пытаются заглушить в себе боль, которая становится невыносимой, они стараются забыться и не вспоминать о том ужасном положении, в котором им приходится находится, кстати, по собственной же вине. Но жизнь героев произведения на время координально меняется, и связано это изменение с появлением неоднозначного человека — странника Луки. Интересно кто же такой этот Лука? И почему же его появление так отразилось на всех героях этой пьесы «На дне?»

М. Горький дает своему персонажу неоднозначное имя евангелиста, которое говорит нам о порядочном и честном отношении автора к своему персонажу и как показывает творчество писателя. Вторая же сторона критики показывает точку зрения в которой указано, что имя персонажа было выбрано не случайно, потому что оно происходит от распространенного слова «лукавый».

Итак, появление Луки — завязка пьесы, о которой так хорошо пишут Русские писатели. До этого момента все обитатели ночлежки даже ни разу не задумались, у каждого свои потаенные мысли и неосуществимые мечты, для реализации которых они ничего не предпринимают. Так, например, падшая девушка Настя просто не может жить без мысли о настоящей любви, дерзкая торговка Квашня хвастается мнимой свободой. Каждый герой пытается унизить своего сожителя и нанести ему удар по самому живому месту. Именно в такой обстановке и появляется загадочный Лука. Примечательно также, что этот персонаж появляется в месте, которое не имеет достаточного количества света, оно как бы пронизано душной и грязной атмосферой, оттуда хочется бежать и никогда не возвращаться, но тем не менее Лука остается здесь и завязывает общение с жителями ночлежки. Для начала стоит обратить внимание на личность странника, а также на его поведение. Вид у старца самый обыкновенный, герои и читатели также практически сразу же понимают, что этот человек — странник. Это можно узнать по некоторым деталям его имиджа: «С палкой в руке, с котомкой за плечами…» Это все крайне помогает Луке и он начинает вить нити отношений с героями ночлежки. Он как будто бы пытается втереться в доверие к этим несчастным людям, не оскорбляя и непереча им. Лука в процессе общения использует только ласковые и добрые слова, которые действуют на персонажей, словно бальзам на душу. Пожалуй, никто из них давно не слышал, а тем более не употреблял таких выражений. Лука не лезет в душу постояльцев ночлежки, он старается присмотреться, притереться, а также со всеми соглашается и не делает поспешных выводов. Таким образом, пожалуй, многие персонажи, а также и читатели начинают питать симпатию к этому новому человеку и хотят узнать побольше о личности этого странника.

Но откуда же появился Лука — этот вопрос не дает покоя некоторым обитателям ночлежки. Мы же, в свою очередь, только лишь догадываемся о крестьянском происхождении этого человека. Также мы знаем, что Лука очень много повидал в своей жизни, много горя и утрат выпало на его долю. Об этом мы узнаем из его высказывания: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, Лука без труда может определить сущность человеческой натуры. Например, пьяному сапожнику Алешке странник говорит: «Запутался ты…», а Василисе делает точную характеристику ее внутренней личности: «Ах, и неласкова ты, мать…» Итак, сопоставив все сведения, можно с уверенностью сказать о том, что появление странника Луки в пьесе отнюдь не случайно. Чего же еще необходимо истерзанной и измученной душе, которая не ведает чувства покоя? Конечно же, немного добра, сочувствия, а также веры в прекрасное будущее. Даже самого последнему неудачнику и пропащему человеку хочется, чтобы его кто-либо ободрил, пригрел, наконец, протянул руку помощи. Именно за этим и поэтому пришел в ночлежку странник Лука.

Главная сцена появления хитрого и очень обоятельного Луки в пьесе носит стиль и определенную художественную нотку. Важно и необходимо отметить особенность речь которую произносят персонажи как они это делают. Ведь именно в них особенностей отражается судьба, происхождение, культурное представление героев произведения. Например, когда Василиса просит принести Луку «пачпорт», то сам Лука произносит это слова также. А вот Барон, напротив, требует от Луки, чтобы тот показал ему свой паспорт. М. горький мастерски вводит подобную игру слов и умело вводит эти слова в речь персонажей. Стоит отметить, что речь Луки зачастую носит афористический характер, то есть странник в буквальном смысле говорит истину, которая, к сожалению, доступна немногим. Вот, например, следующие изречения Луки: «Где тепло — там и родина», «.. ни одна блоха не плоха; все — черненькие, все — прыгают..» Конечно же, данный эпизод играет очень важную роль в контексте всего произведения. С появлением таинственного странника Луки у обитателей произведения появилась вера в светлую жизнь. Лука дал им своеобразную точку отсчета, вокруг которой каждый герой построил свой идеальный мир. Странник как будто бы говорит своим сожителям, что, если ты не можешь жить в настоящем мире, то создай свой собственный, в котором будешь чувствовать себя привольно. Например, Лука дал понять умирающей Анне, что существует новый мир, который называется раем, что там очень хорошо и спокойно, там она будет чувствовать себя спокойно. Анна верит ему и умирает со спокойной душой. Таким образом, лука старается «разбудить» все хорошие и светлые чувства, которые еще, наверное, остались в душах этих опустившихся людей.

Примечателен и тот факт, который трактует образ Луки как яркий «луч света.. в темном царстве», но это было ошибочным мнением, потому что впоследствии трактовку образа Луки восприняли как «ложь во спасении». В связи с этим мнением хочется узнать: Появление Луки все-таки навредило или помогло обитателям ночлежки? Пожалуй, что все-таки появление странника помогла этим несчастным людям. Он был призван для того, чтобы пожалеть и приласкать этих людей, когда они стали никому ненужными и отвергнутыми асоциальными личностями. Но Лука ни в коем случае не побрезговал ими, не проявил к ним отвращение, а помог этим людям в какой-то степени. Лука, наконец, возрождает веру, которая была давным-давно потеряна. Так или иначе этот загадочный странник помог каждому обитателю, который стоял на пороге жизни и смерти. Нет вины в том, что благим намерениям Луки не суждено было сбыться. Он говорил от чистого сердца, искренне и готов был помочь всем. В заключении хочется сказать, что сцена появления загадочного странника Луки — это знак свыше. Если бы он не пришел в эту богом забытую ночлежку, то все могло бы закончится гораздо хуже: эти опустившиеся люди никогда бы не узнали, что в мире есть доброе слово, что кто-то может им помочь, что существуют еще те люди, которые готовы поддержать и приободрить.

К сожалению, в настоящее время таких «странников» становится все меньше и меньше, сейчас к асоциальным людям боятся приблизиться, потому что считают их заразными, агрессивными и так далее, но, может быть, если бы нашелся среди нас такой Лука, то все бы изменилось к лучшему и среди нас не было бы «заброшенных и забытых» людей, которые никому не нужны. Пусть их минуты будут читаны, но мы же можем сделать их счастливее и заставить поверить их в светлое будущее, не так ли?

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Горький М.» Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне») Горький М. все сочиненияГорький М. краткие содержанияПоявление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)Горький М.Стр. 1Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)Горький М.Стр. 2Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)Горький М.Стр. 3 Скачать Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

<legend>Tags</legend>ПоявлениеЛукивночлежке(анализсценыизпервогоактапьесыМ.Горького«Надне»)

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Большая энциклопедия школьника

Большая энциклопедия школьникауникальное издание, содержащее весь свод знаний, необходимый ученикам младших классов. Для детей, собирающихся в 1-й класс, она послужит незаменимым помощником для подготовки к школе. В этой энциклопедии ребенок сможет найти любую интересующую его информацию, в понятном и простом для него изложении. Вы подбираете слова и определения для простых вещей, которые надо объяснить ребенку? Сомневаетесь в формулировках? Просто возьмите «Большую энциклопедию школьника» и найдите нужный ответ вместе с малышом!

Большая энциклопедия школьника — это твой надёжный путеводитель в мире знаний. Она проведёт сквозь извилистые лабиринты наук и раскроет завесу великих тайн Вселенной. С ней ты поднимешься высоко к звёздам и опустишься на дно самых глубоких морей, ты научишься видеть мельчайшие организмы и осязать огромные пространства Земли. Отправившись в это увлекательное путешествие, ты значительно расширишь свой кругозор и поднимешься на новую ступень развития. Отныне никакие вопросы учителей не смогут поставить тебя в тупик, ты сможешь найти выход из любой ситуации. Мир знаний зовёт тебя. В добрый путь!

Ребенок не хочет учить буквы

Ребенок не хочет учить буквы — Понимаете, ведь надо что-то делать! — с тревогой говорила мне полная, хорошо одетая дама, едва умещающаяся на стуле. Ее ноги в аккуратных лодочках были плотно сжаты (юбка до середины колена казалась слегка коротковатой для такой монументальной фигуры), руки сложены на коленях. — Ей же на тот год в школу, все ее сверстники уже читают, а она даже буквы …

Past continuous passive

Страдательный залог образуется с помощью вспомогательного глагола ‘to be’. Страдательный залог глагола ‘to repair’ в группе ‘continuous’ : To be repaired = Быть исправленным. The road is being repaired = Дорогу чинят. The road is not being repaired = Дорогу не чинят. Is the road being repaired? = Чинят ли дорогу? The road was being repaired = Дорогу чинили. The road was not being repaired = Дорогу не чинили. Was the road being repaired? = Чинили ли дорогу? Страдательный …

Определение формулы органического вещества по его молярной массе

Задание: Определить формулу углеводорода, если его молярная масса равна 78 г. № п/п Последовательность действий Выполнение действий 1. Записать общую формулу углеводорода. Общая формула углеводорода СхНу 2. Найти молярную массу углеводорода в общем виде. М(СхНу)=12х +у 3. Приравнять найденное в общем виде значение молярной массы к данному в …

У

У ЗВУК (У). 1) Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. У – сучок, В любом лесу Ты увидишь букву У. 2) ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. — Как воет волк! ( у – у – у ) 3) ЗАДАНИЯ. а) Подними руку, если услышишь звук (у): паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица. б) Где стоит (у)? Зубы, утка, наука, кенгуру …

Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького “На дне”. Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества?

Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре ее – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей – людей “дна”, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали.

Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет еще на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: “Доброго здоровья, народ честной!..

Где тут, милая, приспособиться мне? Старику – где тепло, там и родина…” Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: “Графа видал я, и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…” Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии Среди них – острый интерес к людям. “Понять хочется дела человеческие”, – определяет свое главное желание Лука.

Он нагадит слова сочувствия для каждого и для всех: “Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше – “О-ой!”, “…Я и жуликов уважаю, гю-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все прыгают… так-то”, “…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…” Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для нее слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: “Ну вот и доползли… эх ты!

И разве можно в таком слабом составе одной ходить?” В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: “Проходящий… странствующий…” Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: “Ах, и неласкова ты, мать… Сурьезная бабочка”.

Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющие Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его “выразителем высшей правды”. Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене, Рассказ Луки про “праведную землю”

Появление Луки в ночлежке ¦ (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького “На дне”)« Урок физкультурыСочинение на тему: Трагедия Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова »Используемые источники:

  • https://lit-helper.com/p_poyavlenie_luki_v_nochlejke___analiz_sceni_pervogo_akta_p-esi_m__gor-kogo_na_dne
  • http://www.garcia-lorca.ru/articles/poyavlenie-luki-v-nochlezhke.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/poyavlenie-luki-v-nochlezhke-analiz-sceny-iz-pervogo-akta-pesy-mgorkogo-na-dne
  • http://for-schoolboy.ru/poyavlenie-luki-v-nochlejke-analiz-stsenyi-1-akta-na-dne—706.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/poyavlenie-luki-v-nochlezhke-analiz-sceny-pervogo-akta-pesy-m-gorkogo-na-dne/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт