Почему «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни?

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан в 20—30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», ведь энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов» .

В романе “Евгений Онегин” Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в назвал роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”. Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.

Действительно, прочтя лишь первые 20 глав “Евгения Онегина” мы уже знаем необычайно много из жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта (“за лес и сало” и пеньку ввозили предметы роскоши: “Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза… Духи в граненом хрустале” и многое другое “для забав, для неги модной”).

Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается “ЕО” как роман-энциклопедия. Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.

На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?

Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга – саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться “непринужденно”. Или такая деталь, как разговор светских дам:

… Но вообще их разговор

Несносный, хоть невинный вздор;

К тому ж они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, точны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид их уж рождает сплин.

Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание “довольно скучен высший тон”.

Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из “Мертвых душ” (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая….

Уездный франтик Петушков,

… И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Пушкин не щадит никого. От его сарказма не скрывается ни один типический персонаж. Однако следует заметить, с каким мастерством ему удается добиться той золотой середины между злой насмешкой и обычным описанием. Пушкин говорит просто и без злости.

Особый интерес как представитель определенного класса представляет Ленский. Он родился в России, но воспитывался и получил образование в свободолюбивой Германии:

… От хладного разврата света

Еще увянуть не успев, …

Но такому человеку нет места в той России, которую описал Пушкин в своем романе. Не погибни на дуэли, он мог бы, по мнению автора, стать поэтом или превратиться в этакого Манилова и закончить жизнь как дядя Онегина (также интересно, что Пушкин хотел, но по соображениям цензуры не смог включить еще одну строфу, где говориться, что Ленский мог бы быть “повешен как Рылеев”).

Судьба матери Татьяны также типична для женщин того времени – она была выдана замуж за нелюбимого ей человека, но вскоре привыкла и смирилась, занялась хозяйством:

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

То есть заменила счастье привычкой. Этот образ очень напоминает Коробочку из “Мертвых душ”.

Только лишь в описании простого народа, Татьяны (поскольку она была “русская душою”) и Евгения (поскольку именно о нем ведется повествование) Пушкин отказывается от своей постоянной насмешки. Только к ним он относится с уважением и не пытается разоблачить подобно другим образам.

Далее в седьмой главе перед нами предстает московское дворянство, или, как сразу определяет Пушкин – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин также саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”, но вместе с тем, поэт любит Москву, и всем запомнились его знаменитые необычайно красивые строки: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось…”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, / последним счастьем опоенный, / Москвы коленопреклоненной / с ключами старого Кремля…”.

Как видно, “ЕО” – действительно “энциклопедия русской жизни”, энциклопедия, в которой заново объясняется и раскрывается смысл тех явлений и той жизни, которая окружала людей эпохи Пушкина. Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей “энциклопедии” о главном в жизни людей.

</span>

Подпишитесь на рассылку:

Россия

могучая держава!

  • тория Отечества — политический и социальный опыт России: содержание, функции, методология, принципы и источники изучения
  • ечественная история — Россия в конце XVI — XVII вв
  • тория России XX век — самодержавие на пути к праху
  • тория России XIX века — социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

Проекты по теме:

search.png Поиск

wiki.png Вики

Архив

Мир

/В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. «Евгений Онегин» (окончание)/

В 

Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов; всё это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на всё, что противоречит гуманности; но принцип класса для него — вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… <…>

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы.

В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них всё превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрасными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!

«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…

В 

в–єЧитайте также другие темы статей В.Г. Белинского о поэме А.С. Пушкина «Онегин»:

Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов»

(28)

В свое время русский критик В. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Но почему «энциклопедией»? Ведь мы привыкли так определять многотомное справочное издание, а не тонкую стихотворную книжку! По моему мнению, дело в том, что в этом романе не впервые в русской литературе с необычайной широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха — жизнь России начала XIX века.

В своем романе и в сюжете, и в лирических отступлениях Пушкин изобразил все слои российского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет нам говорить о «Евгения Онегина» как о подлинно народный роман.

В «Евгении Онегине» показано и столицу, и провинцию, и деревня, и город. Здесь, как в настоящий энциклопедии можно узнать, как воспитывали молодых аристократов, они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, во одевались и что было модным, какие пьесы ставили в театре и каким было меню изысканных ресторанов. На основе пушкинского текста можно даже составить точный распорядок дня молодого дворянина.

Автор хорошо знал и любил Петербург — город, где жили лучшие люди России: декабристы, литераторы, люди искусства. Пушкин очень точен в описаниях, не забывает он ни о «соль едкую тонкой злости», ни о «вездесущих чудаков», ни о «заядлых собирателей эпиграмм». Глазами столичного жителя показана нам московский «ярмарка невест». Описывая московское дворянство, Пушкин преимущественно прибегает к саркастических характеристик:

Здесь был, однако, цвет столицы,

И знать, и модности образцы,

И несколько дураков, как положено,

И вездесущие чудаки.

Поэт с нескрываемым сожалением констатирует, что популярность человека зависит от его статуса в обществе. Он показывает бездуховность столичного общества, их низменные интересы и умственную ограниченность.

Уже игрой слов в эпиграфе ко второму разделу поэт показывает, что современная Пушкину Россия — прежде сельская. Видимо, поэтому и дворянство в романе выписано наиболее основательно. Причем, описывая дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией. Провинциальный общество предстает в романе как карикатура на высший свет. Достаточно вспомнить появление пары Скотининих на именинах Татьяны. Показательно и то, что задолго до написания «Евгения Онегина» эта пара уже была осмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин показывал, что в течение того времени, который отделял современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Наибольшее внимание автора привлекают образы Онегина, Ленского и Татьяны Лариной, которые по своему уровню образованности, интеллекту, глубиной чувств значительно выше того общества, что их окружает.

Онегин — воплощение европейского сознания, культуры, образования. Он читает Руссо, экономиста Адама Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. При этом автор специально подчеркивает его отчужденности от народной жизни: Евгений не имеет семьи, его воспитывал иностранный гувернер, поэтому неудивительно, что и русским языком он пользуется время от времени.

Отвращение к труду, привычка к праздного покоя, безволия и эгоизм — вот то, что Онегин получил от «высшего света».

Именно поэтому идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает в произведении особое значение. Эта идея воплотились в образе Татьяны, с которой Пушкин отождествлял свою музу.

Показательно, что с Татьяной Онегина сближает прежде одиночество, они оба чужие в дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается:

Ты представь: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

В изнеможении мнение туманится,

И спасения уже нет.

Лучшие качества характера Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывала не француженка-гувернантка, а няня-крепостная. Недаром влюблена в Онегина героиня рассказывает о своем чувстве именно ей, близкому человеку на свете.Правда, когда читаешь разговор Татьяны с няней, возникает ощущение, что влюблена барышня и несчастная бесправная женщина вряд ли имеют что-то общее в личной сфере.

Татьяна уверена, что на добро люди должны ответить добром. Понятие достоинства — одно из определяющих в ее образе. Юная девушка заканчивает свое послание к Онегину словами:

На сердце стыд, страх и мука …

Но ни с чем я не таюсь,

И ваша честь мне порука …

Впрочем, взрослый Татьяна также не изменяет своим принципам:

Я вас люблю (зачем скрывать?)

Но с кем я другому —

Останусь верна.

Ее понятия достоинства никогда не позволит Татьяне нарушить клятву верности.

Как видим, Пушкин не дает однозначных оценок персонажей, подчеркивая прежде всего на том, насколько было важно для каждого осмыслить себя как личность.

Появление «Евгения Онегина» действительно можно считать определенным этапом не только в развитии русской литературы, но и общественного сознания в целом.

В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Сочинения   /   Пушкин А.С.   /   Евгений Онегин

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» по пра­ву можно назвать не только вершиной творчества А. С. Пушкина, но и одним из самых великих произведений мировой ли­тературы. В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фанта­зии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отра­зилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пуш­кина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся лю­бовь его; здесь его чувства, понятия, идеа­лы… Не говоря уже об эстетическом досто­инстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об­щественное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого ла­коничного и в то же время полного пред­ставления об эпохе, о быте, идеалах, нра­вах и страстях представителей всех сосло­вий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительнос­ти, многосюжетностью, описанием отли­чительных особенностей времени, его ко­лорита. В. Г. Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ­ным произведением». В этом произведе­нии отразился «век и современный чело­век». Действительно, внимательно прочи­тав роман, можно узнать все об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине» содержат­ся самые разнообразные сведения о пер­вой четверти XIX века: о том, как одева­лись и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действи­тельность. Здесь и глухая помещичья про­винция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин полно изобразил среду, в кото­рой живут главные герои его романа. В том числе автор воспроизвел атмосфе­ру городских дворянских салонов, в кото­рых прошла молодость Онегина. Вспом­ним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Онпофранцузски  совершенно

Могизъяснятьсяиписал;

Легко  мазуркутанцевал

Икланялсянепринужденно;

Чегожвамбольше? Светрешил,

Чтоонумениоченьмил.

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Как и тогда, в обществе царит скука, ложь, за­висть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и по­рождает пустоту мыслей, холодность сер­дец, преждевременное старение души, и постоянная суета, царящая в свете, пре­вращает жизнь людей в однообразную и пустую, внешне ослепительную, но в то же время лишенную всякого смысла. Светская красавица признается Евгению:

Амне, Онегин, пышностьэта,

Постылойжизнимишура,

Моиуспехиввихресвета,

Моймодныйдомивечера,

Чтовних?

Светское общество коверкает души лю­дей, принуждает соблюдать бессмыслен­ные порядки. Ведь именно следуя свет­ским предрассудкам, Онегин убивает на поединке Ленского. Как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, соци­альные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина че­сти, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неодно­родно. Это и «светская чернь», превратив­шая погоню за модой в главный принцип жизни, и люди, принятые в петербургском салоне Татьяны, — интеллигенция. На это обратил внимание Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света по­лучал двойное освещение: с одной сторо­ны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с дру­гой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого авто­ра «Евгения Онегина», он сохраняет бе­зусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого че­ловека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Евгений Онегин тратил свои лучшие го­ды на балы, театры, любовные приключе­ния. Однако очень скоро он начинает по­нимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» пустота. Евгений по­терял интерес к жизни. Он впадает в глу­бокую хандру:

Хандраждалаегонастраже.

Ибегалазанимона,

Кактеньильвернаяжена.

Отвращение к труду, привычка к свобо­де и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество представле­но в романе карикатурой на высший свет. Уже само появление четы Скотининых на именинах Татьяны смешно. За 50 лет до написания «Евгения Онегина» эта чета бы­ла высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин под­черкивает, что за срок, отделяющий со­временную Пушкину провинцию от про­винции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального об­щества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили по старинке. Пушкин так характеризует отца Татьяны:

Отецеебылдобрыймалый,

В  прошедшем  векезапоздалый,

Новкнигахневидалвреда;

Он, нечитаяникогда,

Ихпочиталпростойигрушкой

Таково было большинство представите­лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую Татьяну», с чис­той душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна наделена чуткой, романтической душой: ей нравилось бродить среди дуб­рав, мечтать, «она любила на балконе пре­дупреждать зари восход, когда на блед­ном небосклоне звезд исчезает хоро­вод…» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой побе­де — залог победы духа народного над всем ему противостоящим. Татьяна близ­ка поэтической русской природе, лишен­ной экзотики. Так возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических пре­лестей, светской суете, когда героиня вы­нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пе­ресоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась чистой и возвышенной:

Татьянасмотритиневидит,

Волненье  света  ненавидит,

Ейдушноздесь…,  онамечтой

Стремитсякжизниполевой,

Вдеревню,   кбеднымпоселянам,

Вуединенныйуголок

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру­жающим ее миром. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потреб­ности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останав­ливать на ней исполненный любви и бла­годарности взор».

Просмотров: 43401icnHouse.png   Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин

Роман в стихах «Евгений Онегин» по пра­ву можно назвать не только вершиной творчества А. С. Пушкина, но и одним из самых великих произведений мировой ли­тературы. В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фанта­зии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отра­зилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пуш­кина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся лю­бовь его; здесь его чувства, понятия, идеа­лы… Не говоря уже об эстетическом досто­инстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об­щественное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого ла­коничного и в то же время полного пред­ставления об эпохе, о быте, идеалах, нра­вах и страстях представителей всех сосло­вий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительнос­ти, многосюжетностью, описанием отли­чительных особенностей времени, его ко­лорита. В. Г. Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ­ным произведением». В этом произведе­нии отразился «век и современный чело­век». Действительно, внимательно прочи­тав роман, можно узнать все об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине» содержат­ся самые разнообразные сведения о пер­вой четверти XIX века: о том, как одева­лись и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действи­тельность. Здесь и глухая помещичья про­винция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин полно изобразил среду, в кото­рой живут главные герои его романа. В том числе автор воспроизвел атмосфе­ру городских дворянских салонов, в кото­рых прошла молодость Онегина. Вспом­ним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Онпофранцузски  совершенно

Могизъяснятьсяиписал;

Легко  мазуркутанцевал

Икланялсянепринужденно;

Чегожвамбольше? Светрешил,

Чтоонумениоченьмил.

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Как и тогда, в обществе царит скука, ложь, за­висть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и по­рождает пустоту мыслей, холодность сер­дец, преждевременное старение души, и постоянная суета, царящая в свете, пре­вращает жизнь людей в однообразную и пустую, внешне ослепительную, но в то же время лишенную всякого смысла. Светская красавица признается Евгению:

Амне, Онегин, пышностьэта,

Постылойжизнимишура,

Моиуспехиввихресвета,

Моймодныйдомивечера,

Чтовних?

Светское общество коверкает души лю­дей, принуждает соблюдать бессмыслен­ные порядки. Ведь именно следуя свет­ским предрассудкам, Онегин убивает на поединке Ленского. Как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, соци­альные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина че­сти, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неодно­родно. Это и «светская чернь», превратив­шая погоню за модой в главный принцип жизни, и люди, принятые в петербургском салоне Татьяны, — интеллигенция. На это обратил внимание Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света по­лучал двойное освещение: с одной сторо­ны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с дру­гой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого авто­ра «Евгения Онегина», он сохраняет бе­зусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого че­ловека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Евгений Онегин тратил свои лучшие го­ды на балы, театры, любовные приключе­ния. Однако очень скоро он начинает по­нимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» пустота. Евгений по­терял интерес к жизни. Он впадает в глу­бокую хандру:

Хандраждалаегонастраже.

Ибегалазанимона,

Кактеньильвернаяжена.

Отвращение к труду, привычка к свобо­де и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество представле­но в романе карикатурой на высший свет. Уже само появление четы Скотининых на именинах Татьяны смешно. За 50 лет до написания «Евгения Онегина» эта чета бы­ла высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин под­черкивает, что за срок, отделяющий со­временную Пушкину провинцию от про­винции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального об­щества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили по старинке. Пушкин так характеризует отца Татьяны:

Отецеебылдобрыймалый,

В  прошедшем  векезапоздалый,

Новкнигахневидалвреда;

Он, нечитаяникогда,

Ихпочиталпростойигрушкой

Таково было большинство представите­лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую Татьяну», с чис­той душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна наделена чуткой, романтической душой: ей нравилось бродить среди дуб­рав, мечтать, «она любила на балконе пре­дупреждать зари восход, когда на блед­ном небосклоне звезд исчезает хоро­вод…» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой побе­де — залог победы духа народного над всем ему противостоящим. Татьяна близ­ка поэтической русской природе, лишен­ной экзотики. Так возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических пре­лестей, светской суете, когда героиня вы­нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пе­ресоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась чистой и возвышенной:

Татьянасмотритиневидит,

Волненье  света  ненавидит,

Ейдушноздесь…,  онамечтой

Стремитсякжизниполевой,

Вдеревню,   кбеднымпоселянам,

Вуединенныйуголок

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру­жающим ее миром. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потреб­ности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останав­ливать на ней исполненный любви и бла­годарности взор».

Просмотров: 43402Используемые источники:

  • https://pandia.ru/text/78/496/62821.php
  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/59-russkaya_literaturnaya_kritika_xix_veka__hrestomatiya_literaturno_kriticheskih_materialov/stages/2287-onegin_—_enciklopediya_russkoi_zhizni.html
  • https://info-shkola.ru/roman-evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni/
  • https://lit-helper.com/p_evgenii_onegin_-_enciklopediya_russkoi_jizni
  • https://m.lit-helper.com/p_evgenii_onegin_-_enciklopediya_russkoi_jizni

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт