Почему «Девятый вал» Айвазовского признан шедевром мировой живописи

«Девятый вал» — настоящая жемчужина русской романтической живописи и жанра мариники, признанная во всем мире непревзойденным шедевром.

«Девятый вал»

Одна из самых главных ассоциаций с великим маринистом — картина «Девятый вал», эскиз к которой, по мнению искусствоведов, был написан Айвазовским всего за 3 часа!

Стать всемирно известным в возрасте 33 лет — кажется, такое под силу было только ему одному — Великому маринисту Ивану Айвазовскому, наследие которого насчитывает более 6000 работ! И почти каждая картина была написана по памяти.

Айвазовский родился в семье купца в крымском городе Феодосия 17 июля 1817 года. Во время рождения художника город был опустошен после недавних военных действий и все еще переживал последствия эпидемии чумы 1812 года.

Детство Айвазовский провел неподалеку от Феодосийской бухты, рядом с руинами древнегреческой крепости. Юный Иван был покорен величием окружавших видов и героическими историями, рассказанными о греках и знаменитых битвах прошлого.

Прекрасный талант будущего мастера был обнаружен в очень раннем возрасте. Он был принят учеником в мастерскую местного архитектора, а затем отправлен в гимназию в Симферополе. Там он продемонстрировал свои удивительные художественные навыки, которые помогли ему продолжить свое обучение по стезе живописца. Получив образование в Императорской Академии художеств, Айвазовский путешествовал по Европе и жил в Италии.

Его первый успех пришел в 1835 году, когда его «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль на художественном конкурсе. Он провел многочисленные персональные выставки в Европе и США.

Вернувшись из Италии в Россию, Айвазовский был назначен главным художником русского флота. Художник имел тесные связи с военно-политической элитой Российской империи (что сказалось на его творческом направлении).

За свою 60-летнюю карьеру он создал около 6000 картин, что делает его одним из самых плодовитых художников своего времени. Знаменитое выражение «достойно кисти Айвазовского», популяризированное Антоном Чеховым, используется до сих пор для описания чего-то несказанно прекрасного.

Неспроста, Папа Григорий XVI приобрел для Ватикана одну из работ Айвазовского («Хаос»), при том что в музее Ватикана хранятся только признанные мировые шедевры.

Что же сподвигло великого мариниста написать«Девятый вал»?

1. Происшествие в жизни самого художника

Представьте себе, что вы живете на берегу моря… Наверняка, вы познакомитесь с мореплавателями, которые поведают вам о морских легендах и верованиях. Вы услышите множество увлекательных историй, сюжет которых потянет на целый роман. И один из моряков расскажет вам целое приключение, произошедшее с ним во время огромного шторма и бури. В такой же ситуации оказался и Айвазовский.

В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбная новость о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. К счастью, корабль достиг порта, а воспоминания об этом шторме остались у Айвазовского и стали основой многих его картин.

2. Неиссякаемая любовь к морю

Художник, родившийся в Феодосии и проживший на берегу большую часть своей жизни, так сильно любил море, что сделал его главной темой своего творчества. Он был вдохновлен воспоминаниями из детства, о годах, проведенных на побережье Черного моря, о холодном и бурном Балтийском море и некоторых экспедициях, проведенных с российским флотом. И, как оказалось, именно море принесло ему славу. Айвазовский считается одним из величайших морских художников в истории.

Айвазовский: «Внимательно изучив атмосферические перемены, игру света и тени на волнах моря, на вершине гор, на купах деревьев, я могу воспроизводить их, как нечто давно мне знакомое, с той быстротой, за которую укоряют меня некоторые строгие судьи».

Иван Айвазовский

3. Знакомство с древней легендой о девятом вале

Интересно, что древнегреческие моряки назвали роковой третью волну, древнеримские моряки — десятую, но для большинства представителей других государств именно девятый вал вызывал настоящий ужас. Это символ роковой напасти, наивысшего подъема самой сильной волны. Это древнее суеверие вдохновило художника взяться за кисть и к 1850 году завершить «Девятый вал».

4. Неизгладимое впечатление от увиденной картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов — «Последний день Помпеи»

Большой успех картины Карла Брюллова произвел на Айвазовского неизгладимое впечатление. Работа знаменовала собой победу романтической школы в истории русской живописи. И картина, и сам Брюллов сыграли важную роль в творческом становлении Айвазовского. «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» разделяют 17 лет, эти работы сильно различаются по жанру и своей роли в истории русского искусства. Но стилистически они едины и демонстрируют рост романтизма как в индивидуальном развитии двух художников, так и в русском искусстве в целом.

Сюжет

Что мы видим на картине? Это группа выживших людей, потерпевших кораблекрушение, которая вот-вот будет охвачена самой страшной, мощной и разрушительной волной (тем самым девятым валом). Люди цепляются за обломки корабельной мачты, которая на рассвете кажется более надежным убежищем, чем в темноте ночи. Учитывая используемый острый реализм художника, мы видим и буквально слышим беспощадный стук стихии: как волны поднимаются и рушатся с огромной силой.

Беспокойное движение облаков и брызги пены усиливают впечатление неистового урагана. Несмотря на это, люди, цепляющиеся за сломанную мачту, все еще борются за жизнь — солнце только что взошло, и его лучи пронизывают водный хаос — и это, конечно, символ надежды на спасение.

Фрагмент «9 вал»

Лучи восходящего солнца пробиваются через всю композицию картины, они отражаются в воде желтоватым оттенком. Неспроста Айвазовский писал: «Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими». Борьба будет идти до последнего, каждую секунду они будут совершать буквально подвиг. Морские волны охватывают все на своем пути, не щадя никого и ничего. Но вера людей не оставляет их ни на минуту. Картина так реалистично написана, что мы хотим искренне надеяться — отчаянные попытки выжить одержат победу над бурным морем. Картина впоследствии приобрела символическое значение для многих поколений, прививая веру человека в победу.

Я вижу существенный контраст: с одной стороны меня восхищает красота моря и яркость и реализм сюжета, а с другой стороны зритель понимает ужас и катастрофичность ситуации. Мы, действительно, обеспокоены будущей судьбой героев. Эта двойственность типична для Айвазовского.

Еще один контраст заметен в выборе цветовой палитры: несмотря на драматическое название, вся атмосфера и цветовая палитра картины оптимистичны. Мы видим восход солнца — у выживших есть надежда.

Теплые мягкие цвета сконцентрированны в верхнем поле картины (желтые, оранжевые) — это символ красоты моря. А темные оттенки и мрак собраны в нижнем поле (это катастрофа и люди, объятые страхом).

Таким образом, картина, с одной стороны, демонстрирует разрушительную силу природы, а с другой стороны — ее красоту. Важный элемент символики — обломки в форме креста являются христианской метафорой спасения от земного греха.

«9 вал», фрагмент

На мой взгляд и взгляд многих искусствоведов, Айвазовский является абсолютно справедливо признанным мастером морских пейзажей. Эта картина, как и многие другие, пронизана сильными эмоциями. Думаю, Айвазовский хочет поведать зрителям, что героизм людей часто проявляется в самых непредсказуемых ситуациях, ему удалось показать в одной работе не только удивительный природный феномен, но и чувства, которые испытывают люди, попавшие в катастрофу.

Я абсолютно солидарна с Крамским, который с восхищением отозвался о творчестве коллеги: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины… и не только у нас, а в истории искусства вообще».

Любопытный факт:

В 2003 году, в Японском музее Фиджи, в год 30-летия музея, администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений за тридцать лет больше всего запомнилось? Ответ японских почитателей искусства был краток: «Девятый вал» Айвазовского».

Автор: Джамиля Кудри

Шторм. Волна одна за другой. Горстка уцелевших после кораблекрушения. Рассвет, который не принёс облегчения. Лишь осветил людям весь ужас происходящего. Шансов на спасение немного…

Девятый вал – самая известная картина Айвазовского. Она была признана шедевром в первый же день выставки в далёком 1850 году. Люди приходили посмотреть на неё по несколько раз. Почему? Что в этой картине такого особенного?

Попробуем разобраться. А попутно разглядим ее самые интересные детали.

Волны

Иван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Легенда о девятом вале была очень популярна в 19 веке. Моряки верили, что во время шторма девятая по счёту волна – самая большая и разрушительная.

С ней и встретились герои картины. 6 несчастных моряков. Они цепляются за жизнь в бушующем море. На куске мачты погибшего корабля.

Волны у Айвазовского потрясающие. Сквозь них просвечивает солнце. Такого эффекта прозрачности художник добивался множественным наложением мазков (лессировки). Такие волны вы редко, у кого встретите.

Посмотрите на картины других европейских маринистов. И вы поймёте весь гений Айвазовского.

Слева: Клод Верне (Франция). Кораблекрушение. 1763 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: Ричард Нибс (Англия). Кораблекрушение. 19 век. Национальный морской музей, Лондон

Неправильные волны

Обратите внимание, что волны идут стороной от потерпевших. И не такие уж они огромные. Настоящие волны смерти достигают в высоту 20-30 м. На “Девятом вале” они высотой не более 3 м.

Возможно, Айвазовский пощадил своих героев. Показывая, что они справятся. Если бы он написал идущую прямо на людей волну в 30 м, это было бы чистой трагедией.

Он же был оптимистом. И почти в каждой картине с кораблекрушениями он смягчает трагизм. Добавляет надежду. В виде восходящего солнца. Выбравшихся людей на берег. Виднеющегося корабля.

Картины Айвазовского. Слева: Кораблекрушение. 1864 г. Музей католикосата “Эчмиадзин”, Армения. Справа: Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 г. Государственная картинная галерея Армении, Ереван

Все были в восторге от реалистичных волн Айвазовского. Художник Карл Брюллов говорил, что чувствует вкус соли, когда смотрит на его картины.

Самое интересное, что волны на “Девятом вале” изображены НЕ правильно! Заворачивающиеся гребни волны, так называемые “фартуки” в открытом море никогда не образуются. Только у берега, когда волна уже накатывает на пляж или скалы.

Это не значит, что Айвазовский этого не знал. В 1844 году он сам попал в сильнейший шторм. Потом вспоминал, что многие пассажиры очень сильно испугались. А он, как ненормальный, стоял на палубе. Во все глаза смотрел на бушующее море. Он впитывал впечатления для своих будущих картин.

Почему же он изобразил волны неправильно?

Айвазовский был романтиком. То есть художником, который восторгался стихиями. И подчёркивал силу природы с помощью различных эффектов.

Согласитесь, вспененная, закрученная волна смотрится величественнее. Она более понятна обычному человеку. Чем грозный, пирамидальный вал настоящей волны.

Небо

Иван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Небо на картине “Девятый вал” обнадеживающее. Восходящее солнце. Тучи развеиваются. Их гонит сильный ветер. Фиолетовый оттенок неба. Ночь отступает.

Айвазовский был отменным мастером. Но особенно ему удавались световые эффекты. Никакой специальной краски он не использовал. Однако его солнце выходило таким ярким, что многие верили в обратное.

Выжившие

Иван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Люди на “Девятом вале” тщательно написаны, несмотря на их небольшие размеры. При этом их позы и жесты очень выразительны. Они в отчаянии. Они борются за жизнь из последних сил.

Двое из них вот-вот соскользнут. Один уже падает в воду. Другой отчаянно цепляется за него. Возможно, мы видим последние минуты их жизни.

Другой моряк протянул руку к небу: “О море, сжалься над нами!” Ещё одного моряка мы видим со спины. Он размахивает красной тряпкой. Корабля не видно. Более того, обзор закрыт волнами. Зачем? Видимо, на удачу.

Обратите внимание, что люди одеты в восточные одежды. Затонул корабль из далекой страны. Зритель не знает этих людей. Они ему не родные. Это не купцы с соседней улицы.

Такую дистанцию Айвазовский добавляет не случайно. Она убирает сильную тревогу. Которая бы мешала наслаждаться бушующем морем. И героизмом людей.

Как “Девятый вал” влияет на людей

С одним известным хореографом Дэвидом Доусоном случилась одна история. Он приехал в Петербург ставить балет в Мариинке. В фойе театра он увидел репродукцию “Девятого вала”. Немного удивился. Репродукция этой же картины висела в его номере отеля.

Однажды ночью он проснулся и взглянул на картину. И ужаснулся. На полотне не было людей. Как будто их смыло! Он увидел в этом недобрый знак. Знак провала его постановки. Что ж поделать, такая репродукция попалась. Не совсем точная копия.

Утром прибежал в театр и успокоился. На репродукции в Мариинке люди были на месте. Значит надежда есть.

Премьера балета прошла успешно.

Почему все знают “Девятый вал”?

Сложно представить себе более популярную картину, чем “Девятый вал”. Да, она монументальна. Грандиозна. Работы такого уровня хорошо знают искусствоведы и любители живописи. Но не люди, далёкие от искусства. О “Девятом вале” же знает решительно все. Почему?

1. Айвазовский был первым художником, который стал организовывать персональные выставки. Причём не только в Петербурге. Но и в провинциальных городах.

2. Айвазовский всегда был за то, чтобы его искусство шло в массы. Отсюда – открытки с его маринами в каждой лавке. Репродукции – в каждой рюмочной.

3. Айвазовский умел добавлять яркие эмоции. Девятый вал – это отчаянная борьба человека со всемогущей стихией. Такие сюжеты всегда бередят кровь.

4. Мало кто из русских людей видел море. Пока не стали выезжать на морские курорты в 30-х годах 20 века. До этого море знали только по картинам Айвазовского.

А конкурентов у него особо не было. Маринистами в 19 веке были ещё Алексей Боголюбов и Сильвестр Щедрин.

Слева: Боголюбов. Морской бой. 1859 г. Радищевский музей в Саратове. Справа: Щедрин. Вид Сорренто близ Неаполя. 1825 г. Тверская картинная галерея

Но эти художники чаще жили за границей. Их картин обычные люди почти не видели.

Так что у Айвазовского с его талантом и трудоголизмом были все шансы прославиться. Он стал всенародным любимым художником. А “Девятый вал” – его главным шедевром.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Девя́тый вал — распространённый в искусстве, публицистике и разговорной речихудожественный образ, символ роковой опасности, наивысшего подъёма грозной, непреодолимой силы. Символ девятого вала исходит из старинного народного поверья, что во время морской бури девятая волна является самой сильной и опасной, зачастую роковой. Выражение «девятый вал» часто употребляется также в переносном, метафорическом смысле[1].

Появление образа девятого вала

Основанием для возникновения данного поверья являлось сделанное ещё в древности наблюдение, что во время волнения на море высота волн заметно колеблется. Данное природное явление объясняется тем, что во время морского ветрового волнения возникают волны, различные по высоте, длине, периоду, скорости распространения и другим параметрам. При этом более короткие волны медленнее, чем волны длинные. Вследствие этого длинная волна «догоняет» короткую и они интерферируют (сливаются) в единый вал. В результате слияния нескольких волн и возникает вал, который значительно крупнее и мощнее других волн. Таким образом, среди сильного волнения наряду с волнами, характерными для силы данной бури, могут возникать краткие периоды сравнительного затишья, состоящих из существенно более маленьких волн, которые потом сменяются очень высокими одиночными волнами или даже группами высоких волн. Какой-либо определённой системы в возникновении нехарактерно больших волн нет — это может быть любая по счёту волна после предыдущего большого вала. Древние греки роковой волной считали третий, а римляне — десятый вал[2].

В искусстве

Картина Айвазовского «Девятый вал»

Образ девятого вала наиболее широкое распространение получил в русской поэзии XIX века. Например, А. С. Пушкин снабдил девятую главу поэмы «Евгений Онегин» предисловием, в котором были такие строки[3]:

Пора: перо покоя просит;
Я девять песен написал;
На берег радостный выносит
Мою ладью девятый вал —
Хвала вам, девяти каменам, и проч.».

Образы девятого вала встречаются также в творчестве Гавриила Державина («На победы в Италии», 1799; «Мореходец», 1802), Александра Полежаева («Песнь погибающего пловца», 1832; «Красное яйцо», 1836), Константина Аксакова («Гроза», 1835), Козьмы Пруткова («Аквилон», 1854), А. И. Одоевского («К отцу»)[4] и других поэтов. В русской прозе XIX — начала XX века образ девятого вала также нашёл своё отражение. В частности, девятая глава (книга третья: «На невских берегах») романа «Некуда» Николая Лескова называется «Девятый вал». В 1874 году Григорий Данилевский написал роман под названием «Девятый вал», а в 1899 году появилась пьеса с таким же названием авторства Софьи Смирновой-Сазоновой.

Новый всплеск популярности образа девятого вала в русской литературе в первой четверти XX века обусловлен революционными событиями, происходившими в России[2]. В условиях, когда старые, привычные устои рушились под мощным напором революции, символ грозного, неотвратимого, всесокрушающего девятого вала был весьма востребован. Причём данный образ использовался не только как литературный, но и как пропагандистский. Например, председатель РеввоенсоветаЛев Троцкий 2 июня 1919 года в газете «В пути», издававшейся в его бронепоезде, опубликовал статью под названием «Девятый вал», в которой, в частности, писал[5]:

То, что мы сейчас переживаем, — это девятый вал контрреволюции. Она теснит нас на Западном и Южном фронтах. Она угрожает опасностью Петрограду. Но в то же время мы твёрдо знаем: ныне контрреволюция собрала свои последние силы, двинула в бой последние резервы. Это её последний, девятый вал

Встречается образ девятого вала и в советской литературе, например в поэме Маргариты Алигер «Зоя», в стихотворениях Осипа Мандельштама («Полюбил я лес прекрасный», 1932)[6] и Анны Ахматовой («По той дороге, где Донской…», 1956), в романе И. Эренбурга «Девятый вал» (1950) и ряде других произведений. Ильф и Петров в романе «Золотой телёнок» представили образ девятого вала в пародийном смысле (Часть 3. Частное лицо. Глава 28. Потный вал вдохновенья)[7]. Девятый вал упоминается при описании кораблекрушения в романе Виктора Гюго «Человек, который смеётся».

В изобразительном искусстве наиболее известным произведением, использующем образ девятого вала, является одноимённая картинахудожника-маринистаИвана Айвазовского, написанная в 1850 году.

Образу девятого вала посвящён ряд музыкальных произведений. В 1917 года после победы Февральской революции была написана песня «Девятый вал»; посвящена она была «бабушке революции» Екатерине Брешко-Брешковской, музыку написал Фёдор Оцеп, слова, очевидно, принадлежат Николаю Валентинову, социал-демократу:[8]

</td>

Девятый вал, свершился час желанный,
Войска! Народ! Знамён победный зов,
В плену тиран, тиранами венча́нный
Со всею сворою холопов и льстецов.
Девятый вал, привет вам, дни свободы,
Привет вам, стойкие, упорные борцы,
По тюрьмам гнившие, скитавшиеся годы,
Вы, Божьей милостью свободы посланцы́[9].

</td></td></tr></tbody>

В 1995 году Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню «Маяк любви»[10], которую исполнил Юлиан. Также песни с названием «Девятый вал» есть в репертуаре групп «Любэ», «Машина времени»[11], Stigmata, Trubetskoy, у бардовского дуэта «Иваси» (А. Иващенко и Г. Васильев)[12]. Песню «Девятый вал» (музыка Я. Дубравина, слова Л. Лучкина)[13] исполняли Эдуард Хиль[14] и Виктор Вуячич. Также существует ещё несколько музыкальных произведений и музыкальных групп с таким названием.

См. также

Примечания

  1. Словарь фразеологических омонимов современного русского языка / Под ред. Н. А. Павловой. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2014. — С. 214. — ISBN 978-5-9765-0103-4.
  2. 12Большая советская энциклопедия, 1972.
  3. Пушкин, Александр.Евгений Онегин. Отрывки из путешествия Онегина (неопр.). Викитека. Дата обращения: 7 июля 2015.
  4. Моему отцу: послание А. И. Одоевского // Русская старина : ежемесячное историческое издание. — 1875. — Сентябрь (т. 14, кн.9). — С. 97—98.
  5. Волкогонов, Д. А. Троцкий. «Демон революции». — М.: Эксмо, Яуза, 2011. — 704 с. — (10 вождей). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-52130-2.
  6. Осип Мандельштам.Полюбил я лес прекрасный… (неопр.). 45-я параллель.
  7. Авторская редакция романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» без купюр и цензуры (неопр.). Корейко.ru…подлинная энциклопедия советской жизни 1920-х—1930-х годов.
  8. Девятый вал, песнь свободы (неопр.). Дата обращения: 7 июля 2015.
  9. Приведены четвёртый и пятый куплеты из шести. Текст, возможно, защищён авторским правом (автора слов идентифицировать не удалось)
  10. Лирика (неопр.). Пахмутова в Интернете.
  11. Машина Времени — Девятый вал (неопр.). learnsongs.ru.
  12. Иваси — Девятый вал (неопр.). Мир песен.
  13. Яков Дубравин. Мой любимый город [Ноты]: песни и романсы: для голоса и фортепиано (гитары). — Санкт-Петербург: Композитор, 2015. — 196 с.
  14. BIGREDSHCHORS.Эдуард Хиль — Девятый вал (1971) (неопр.) (6 июня 2012).

Ссылки

  • Девятый вал. — Большая советская энциклопедия. — М.: Большая советская энциклопедия, 1972. — Т. 8.

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 июня 2020 в 16:25.

Картину Ивана Айвазовского «9 вал» сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику. Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.

Немного предыстории: почему Айвазовский выбрал 9 вал

Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.

«9 вал» Айвазовского: описание сюжета картины

Что же мы видим, взглянув на картину? Раннее утро, первые лучи солнца, пробивающиеся, чтобы осветить воды моря, вздымающиеся почти до небес, и кажущееся совсем низким небо, которое практически слилось с высокими волнами. Воображению даже страшно представить, какая необузданная стихия бушевала ночью, и что пришлось пережить морякам с потерпевшего крушение судна.

Описать «9 вал» Айвазовского не так легко, как кажется, ведь художник смог до восхищения тонко передать всю мощь, силу, величие и непередаваемую красоту морской стихии. На переднем плане этого буйства несколько спасшихся моряков, пытающихся удержаться на обломках мачт разбитого корабля. Они в отчаянии, но пытаются вместе противостоять огромной, вспененной волне, которая вот-вот на них обрушится. Удастся ли? Никто не знает…

Описание картины Айвазовского «9 вал» не будет полным, если не сказать, что весь драматизм и ужас запечатлённого сюжета не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны.

Колорит картины Айвазовского «9 вал» словно радостный гимн воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего. Никогда не сдаваться, и тогда даже вопреки безжалостным законам природы можно выжить!

Где находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня

На живописный шедевр могут полюбоваться все посетители Государственного Русского музея, где и находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня.

Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным, и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира. Особенно полюбилось жителями Японии, созерцавшим это творение на открытии Токийского музея Фудзи, известного теперь собственной уникальной экспозицией и регулярно проводимыми выставками искусства и творчества народов других стран. Когда спустя время, в честь 30-летия этого музея, администрация провела опрос посетителей о том, что за всё время их работы запомнилось людям больше всего – бесспорным лидером стал именно «Девятый вал».

«Девятый вал» — одна из наиболее знаменитых работ русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. На данный момент она хранится в Русском Музее, расположенном в Санкт-Петербурге. Была написана художником в 1850 году.

Художник изобразил море, которое пережило сильный ночной шторм, а также людей, выживших после кораблекрушения. Высокие штормовые волны освещены солнцем и пропускают сквозь себя его лучи. Самая большая волна, получивший название “Девятый вал”, поднимается над людьми, которые пытаются удержаться на плаву на обломках мачты и спастись от стихии. Теплые тона и лучи света впереди дают зрителям надежду, что люди, изображенные на картине, смогут спастись, несмотря на то, что их корабль разрушен. Работу по праву считают во всем мире особенной, бытует мнение, что она хранит множество секретов. Картина признана шедевром мирового масштаба.

Содержание

Информация о размерах и дате создания картины

Размер картины Айвазовского составляет 221 на 332 см, на мачте стоит подпись Айвазовского с указанием даты (1850), а в правом нижнем углу красной краской написана цифра 5. На оборотной стороне чёрным цветом нанесено №2506. В Русский музей работа попала в 1897 году. До этого она хранилась в Эрмитаже.

Немного биографии художника

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году, он прожил в этом регионе большую часть своей жизни. Бытует мнение, что именно там он полюбил море и сделал его главным образом в своих работах. Именно эта тематика и принесла автору мировую известность и признание.

Почему картина получила именно такое название

Художник жил на побережье и часто общался с моряками, выходившими в море. От них он слышал множество увлекательных историй и различных поверий, которые бытовали среди них. Согласно одной из их легенд, существует волна, появляющаяся во время сильнейшего шторма. Она обладает небывалой силой и выделяется своими огромными размерами. В греческой мифологии гибельной считалась третья волна. В древнем Риме самой страшной называли десятую. Но во всем остальном мире, наибольший ужас вызывала именно 9 волна.

Это суеверие стало частью вдохновения, побудившего художника на создание шедевра. Так в 1850 году Айвазовский создает работу под названием «9 вал». Для многих стало удивлением то, как грамотно и реалистично живописец смог повторить атмосферу момента, несмотря на то, что сам он моряком никогда не являлся. Как выяснилось позже, картина имеет предысторию.

История появления шедевра

В 1844 году Иван Константинович Айвазовский пережил сильный шторм в Бискайском заливе. Судно, на котором совершал путешествие художник, было признано затонувшим. В прессе тогда появилось заявление, которое гласило, что во время бури погиб молодой художник. После того, как Айвазовский пережил этот эпизод, он принял решение создать картину под названием «Девятый вал», которой суждено было впоследствии стать шедевром мирового уровня.

Описание картины

На картине изображено утро и первые лучи солнца, которые поднимаются над морем. В свете этих лучей отражаются волны, которые ещё не стихли после ночной бури. Небо кажется таким низким, словно до него можно дотянуться рукой. Оно как бы сливается с бушующим морем. Сложно представить, через какой шторм прошло судно. Оно не выдержало ударов стихии, экипаж потерпел кораблекрушение. Всего лишь нескольким людям удалось выжить и спастись на мачте корабля, которая пока что держится на плаву. Некоторые из них возносят руки к небесам, не то моля о помощи, не то приветствуя солнце. Описать происходящее на картине непросто, ведь художник не только мастерски изобразил пугающую красоту момента, но и передал эмоциональное состояние людей, находящихся в этой ситуации.

9val2-300x147.jpgЭто картина-вопрос, которая заставляет зрителя задуматься над тем, смогут ли моряки выжить. Они находятся в отчаянии, но не сдаются, крепко держась за мачту, как за спасательный плот. Никто не знает, смогут ли эти люди выжить в буйствующей стихии. Однако, некая непередаваемая словами теплота, исходящая от этого полотна, вселяет надежду на то, что жертвы кораблекрушения смогут выжить. Несмотря на то, что работа полна драматизма, в ней содержится некая тонкая нотка оптимизма. Автору удалось добиться подобного результата благодаря теплым золотым лучам солнца, пробивающимся сквозь воду. То, как выглядит поверхность воды не описать словами. Картина на эмоциональном уровне показывает превосходство стихии над хрупкой жизнью человека. У зрителя не возникает ни малейшего сомнения в том, что это действительно так. Высокая детализация картины, четкая прорисовка — кажется, словно работа выполнена в стиле гиперреализм. Глядя на этот шедевр создается полное ощущение погружения.

Где картина сейчас?

Сегодня шедевром живописца можно насладиться в в Государственном Русском музее, расположенном в городе Санкт-Петербург. Галерея доступна для всех желающих. Картина также объездила весь мир, шедевром смогли насладиться миллионы зрителей. Эта работа повсеместно вызывала восторг не только у обывателей, но и у самых суровых критиков. Наибольший интерес картина вызвала у жителей Японии, которые смогли насладиться гением Айвазовского в Токийском музее Фудзи. Работа была выставлена в галерее на открытии музея.

Спустя несколько десятков лет, после того, как в музее Фудзи было проведено множество выставок мировых художников, был проведен опрос в честь 30-летнего юбилея. На 30-летие музея организаторы решили узнать, какая картина по мнению зрителей является самой запоминающейся. Бесспорным лидером в опросе стала работа “Девятый вал” Айвазовского. Именно эта работа запомнилась японцам больше всего.

Данную работу должен увидеть каждый человек, хотя бы один раз в жизни. Это Произведение Искусства способно перевернуть представление о работах художников и о живописи в целом. Подобных шедевров во всем мире единицы, и безусловно, достойно гордости то, что эта работа хранится в отечественном музее.

Смотрите также maslennica-165x110.jpgНародный праздник в картинах Кустодиева «Масленица»zaporojtsy-165x110.jpgЗапорожцы, письмо, Репин и правда жизниzamorskie_gosti-165x110.jpg«Заморские гости» Николая Константиновича РерихаSurikov_streltsi-165x110.jpgХолодное «Утро стрелецкой казни»Используемые источники:

  • https://zen.yandex.com/media/moiarussia.ru/pochemu-deviatyi-val-aivazovskogo-priznan-shedevrom-mirovoi-jivopisi-5e10c3023639e600b0d10920
  • https://www.arts-dnevnik.ru/aivazovsky-devyaty-val/
  • https://wiki2.org/ru/девятый_вал
  • http://ayvazovskiy.su/9-вал/
  • https://topkartin.ru/kartiny/9val

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт