Содержание
«Письмо с фронта» — жанровое полотно советского живописца Лактионова, ставшее его визитной карточкой.
Содержание
Автор
Александр Иванович Лактионов (1910 – 1972) – советский художник, педагог, академик АХ СССР. Награждён Сталинской премией первой степени и Государственной премией РСФСР имени Репина.
Наделённый от природы способностями к рисованию, Александр Лактионов получил начальное художественное образование в Ростове-на-Дону. Затем с лёгкостью поступил в Академию художеств СССР в Ленинграде в мастерскую И.И. Бродского. До 1944 года аспирантура здесь же (поэтому не воевал), параллельно преподавал. С началом войны с семьёй был эвакуирован в Среднюю Азию, откуда позже перебрался в провинциальный Загорск (современный Сергиев Посад).
Получив задание на преддипломную картину с рабочим названием «Встреча» в 1944 году, приступил к обдумыванию сюжета.
Рождение идеи
Прифронтовое положение Загорска было уже в прошлом. Но война ещё не закончилась, и тысячи семей ждали весточек с фронта от своих близких. Заветные треугольники с родным почерком не просто радовали, они вселяли надежду на скорое окончание самой страшной войны в истории человечества и близкую встречу.
У художника не было чёткого видения, какой должна быть картина. Помогла случайная встреча на улице с раненым фронтовиком, который разыскивал нужный ему адрес. Солдат, только с фронта, должен был передать семье фронтового товарища письмо от него. Художник проводил бойца, по дороге расспрашивая того о жизни на передовой, об успехах Красной Армии. Став свидетелем волнующей сцены встречи солдата с семьёй товарища, художник понял, что решение замысла его будущей картины найдено.
Два года кропотливой работы
Эскизы, поиск моделей, определение их поз и выражений лиц, тщательное и детальное живописное изображение героев картины и фона – вот чем был занят художник два года. Крайне внимательный и реалистичный, художник Лактионов работал над картиной только в дни, которые по погоде полностью соответствовали задуманному для наиболее точной передачи теней и солнечного света.
Взгляд на полотно
«Письмо с фронта» — картина, размеры которой (225 х 155 см) позволяют становиться как-бы участником событий: фигуры героев по росту реалистичны и сопоставимы со зрителем.
В проёме распахнутой на улицу двери дома в летний солнечный день семья фронтовика читает письмо от главы семейства, защитника Родины. На переднем плане дочь и жена. Лиц их не видно, но угадываются счастливые улыбки. Сидя на табурете, сын-пионер зачитывает строки, написанные рукой дорогого человека. Русая девушка с красной нарукавной повязкой, по-видимому, соседка, улыбаясь, слушает. Слева тот самый фронтовик, принёсший долгожданную весточку. Раненая правая рука его на перевязи, в левой нехитрая трость-опора, значит, и в ногу было ранение. На груди награды, завоёванные в боях с фашистами: гоня их с родной земли, он проявил себя отважным бойцом. Учитывая период написания картины, именно фронтовик главный герой и картины, и времени, тяжелейшего для советского народа.
На заднем плане 2-этажные постройки старого района, перед ними пустырь, на котором видна фигура другого военного, в погонах.
Порог и стены дома, где происходит действие, говорит о том, что это очень старая постройка. Но люди, работающие на одну цель в тылу, не ропщут. Главное для них – это будущая Победа и возвращение родных с фронта живыми.
Кто позировал для героев картины
Военного, доставившего письмо, Лактионов писал со своего близкого друга, молодого художника и фронтовика Нестеренко, который воевал десантником. Остальные герои тоже реальные: девушка действительно соседка живописца в Загорске, а женщина и дети – собственные жена, сын Сергей и дочь Светлана.
Картина в Третьяковской галерее
В первые послевоенные годы появилась практика свозить картины со всего Советского Союза на предмет оценки творчества и возможной выставки. В 1947 году на всесоюзной выставке появилось «Письмо с фронта».
На первом этапе компетентное жюри, состоящее из крупнейших художников, после некоторых споров приняло картину. Но порядок был таков, что за несколько часов до открытия выставки приезжала другая комиссия, цель которой был осмотр экспонатов с идеологической стороны. Эта комиссия единогласно пришла к заключению, что картина слишком выделяется: висела она в большом зале на центральной стене. Вызвали сомнение бедно одетые люди на полотне, обшарпанное строение, прогнивший пол. Не могут советские граждане, победители, так выглядеть в глазах иностранцев, посещающих Третьяковскую галерею!
После споров и уговоров сотрудников музея полотно решили оставить на выставке, но повесили его в маленький проходной зал в простенок между окном и дверью (поместилось благодаря вертикальной ориентации). Причём посетители, следуя по маршруту выставки, оказывались к нему спиной.
И только на обратном пути, следуя к выходу из музея, сталкивались с картиной.
Впечатление
Люди буквально столбенели. В музее образовывались настоящие заторы. Восторг, восхищение и даже слёзы – вот зрительская оценка советского народа. Только окончилась война, в стране не было семьи, которую бы она обошла. Ярко и солнечно написанное полотно действовала на людей, задевая самые больные струны души. Эффект присутствия был потрясающим.
Лактионов сам себе агент
Художник был обижен местоположением своего полотна на выставке. Но обратив внимание на то, что зрители надолго около него задерживаются, стал читать книгу отзывов, а потом и ежедневно переписывать. Перепечатав огромное количество восторженных отзывов, разослал их в ЦК партии, в Комитет по сталинским премиям, в Комитет по делам искусств.
Вследствие своих решительных действий Лактионов становится лауреатом Сталинской премии, причём, сразу первой степени!
Художник одной картины
Картина Лактионова «Письмо с фронта» — самая душевная и яркая картина художника, известная советским детям со школьной скамьи. Она была очень популярна: репродукции печатались в календарях, учебниках, сборниках, на плакатах. Её копии были очень востребованы: их рисовали сам художник и его ученики. Писал Лактионов и портреты, и пейзажи, и другие жанровые работы. Но ни одна из них не получила такой высокой оценки. Критики и художники обвиняли его в натурализме, недостаточной выразительности персонажей и отсутствии у них характера.
Так бывает, Лактионов, обладая величайшим мастерством, стал художником одной картины.
Смотрите также Картина «Тройка» художника Василия Перова: история сюжета и судьба героя
Репин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровью«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоКартина «Взятие снежного городка» Василия СуриковаНаверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь. Нестандартный взгляд Александра ЛактионоваНо сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его. Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором «лининианы» и знаменитейшей работы «Ленин в Смольном». Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история? Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически — то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов. Рождение сюжетаПерейдем к самой известной работе мастера — «Письму с фронта». В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал — люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен. И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом. Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор — о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо. Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово. В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой «Письма с фронта» — это уже художественный вымысел. Женщина, которая держит конверт — родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа — он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света — девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины — девушка с красной повязкой — соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю. Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты. Однако, вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу «Письма с фронта» были — уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили. Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у «Письма с фронта» остановились. И полетели вопросы: «Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?» Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на «Письмо с фронта» не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась. И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место — между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у «Письма с фронта» стали собираться посетители выставки — иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться — что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове. Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там — большая часть благодарностей в адрес «Письма с фронта». Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось. Отзывы переписывал аккуратно. И потратил на это ни один день. Потом перепечатал и разослал. И в одном из кабинетов оценили народную любовь — и вдруг поняли, что Лактионов изобразил саму жизнь, что щели в полах — это не позор, а показатель того, что все силы народа были брошены на борьбу с фашизмом, а счастливые люди — те самые лица Победы.И вскоре Лактионов получил Сталинскую премию первой степени — главную награду СССР. Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины. Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени. Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу. «Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела,» — писал он в своих воспоминаниях. И только в минуты такого, кропотливого труда он был по-настоящему счастлив.
- Автор:
CtrlEnterЗаметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterИспользуемые источники:
- https://topkartin.ru/kartiny/pismo-s-fronta
- https://topwar.ru/109620-pismo-s-fronta-istoriya-odnogo-shedevra.html