Содержание
В романе В«ОбломовВ» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова В«одним из великанов русской литературыВ», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман В«ОбломовВ» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.
Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич – приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.
В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц – ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц – сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.
В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она В«не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде виноградаВ». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом… Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые – признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.
В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза – В«серовато-послушныеВ», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: В«Какая она… простаяВ». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.
Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: В«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его… На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…В» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.
Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.
Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь – это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.
Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома В«носило печать мысли и личного вкуса хозяевВ», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.
Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе В«ОбломовВ» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову В«обломокВ»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие В«сон-обломонВ», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.
Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого – В«гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходствоВ»).
Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, В«которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизниВ». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. В«Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как В«пшеничная булочкаВ»). Имя этой героини – Агафья – в переводе с греческого языка означает В«добрая, хорошаяВ». Агафья Матвеевна – тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого – В«исполнение, польза, завершениеВ») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.
Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально В«сражаласьВ» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская).
Фамилия В«другаВ» Обломова, Тарантьева, несет в себе намек на слово таран. В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый, которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом. В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.
Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля – все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.
Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.
На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. В«Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.
– Что это? – спросил он только, поглядев на халат.
– Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар.
Обломов как сел, так и остался в креслеВ».
Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова – бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.
Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: В«Не подходите, не подходите! Вы с холода!В»
На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов – Штольц, Ольга – Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов – пухлый, полный, В«с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лицаВ»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, В«он беспрестанно в движенииВ». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, В«голубиную нежность и внутреннюю чистотуВ». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.
Два ключевых женских образа романа – Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына – также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга – сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна – добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во В«Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь – погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.
Восприятие мира Обломова сталкивается с восприятием мира Штольца. На всем протяжении романа Андрей не теряет надежды воскресить Обломова, и не может понять то положение, в котором оказался его друг: В«Погиб… навсегда погиб!В» Позднее он разочарованно говорит Ольге, что в доме, где живет Илья, царит «обломовщина». Вся жизнь Обломова, которая состояла из нравственных взлетов и падений, в итоге превращается в ничто. Трагичному финалу романа противопоставлен оптимистичный настрой Штольца. Его девиз: В«Теперь или никогда!В» открывает новые горизонты, в то время как позиция Обломова: В«Жизнь – ничто, нульВ» – разрушает все замыслы и мечты и приводит героя к гибели. Это итоговое противопоставление побуждает читателей задуматься над тем, что трясина апатии изуродовала личность героя, поглотила в нем все живое и чистое, породило такое дикое явление, как В«обломовщинаВ».
В
в–єВ Материалы о творчестве писателя и романе В«ОбломовВ»:
в–єВ Перейти к оглавлению книги В«ОбломовВ» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения
в–єВ Читайте также книгу Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев
Содержание:
История написания
«Обломов» — второй роман в трилогии «Три О», которая также включает произведения «Обрыв» и «Обыкновенная история». На замысел создания этого литературного шедевра Гончарова подтолкнула публицистика критика Белинского, который являлся большим противником сословного строя и помещичьего дворянства. Творческая история, сюжет и композиция «Обломова» тесно связаны с жизнью автора:
- Писатель говорил, что персонаж Обломова в основном автобиографичен. Гончаров сам являлся очень ленивым, предпочитал покой, спокойную музыку, раздумья, а не беспокойную суету.
- Персонаж Ольги Ильинской собрал в себя одновременно нескольких девушек, которых знал писатель.
Это произведение стало важнейшим этапом в жизни автора. О нем сам Гончаров говорил: «Я описал собственную жизнь и то, что к ней прирастало».
Трудился писатель над сочинением тяжело и медленно, постоянно переделывая текст. Первая публикация книги появилась в 1859 г. — через 12 лет после начала работы.
Построение и композиция
Особенность романа «Обломова» заключается в круговой композиции. Действие в произведении является круговоротом: сон переходит в пробуждение, пробуждение — в сон.
Композиционная схема и принцип построения выглядят следующим образом:
- завязка произведения происходит зимой, когда Обломов погружен полностью в себя и оторван от всего мира;
- экспозиция — начало пробуждения главного героя, которое совпало с весной;
- кульминация произведения и любовного сюжета происходит летом;
- в заключении композиция становится замкнутой в кольцо. Обломов опять погружается в себя с приходом осени.
В романе раскрывается несколько конфликтов. Первый рассказывает о противостоянии между Обломовым и обществом, которое герой не воспринимает. Описывается противоборство главного персонажа с собственной сущностью. Помимо этого, в отдельной главе происходит любовный конфликт: Герой выбирает среди двух девушек, у которых диаметрально противоположный характер.
Краткое содержание
Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.
Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.
Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.
Через определенное время Илья Ильич сближается с дворянкой Пшеницыной, у них рождается ребенок. Полностью абстрагировавшийся от реальности герой умирает от апоплексического удара, опекунство над его сыном взял Штольц, который женился на Ольге.
Описание персонажей
Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.
Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:
Главный герой | Характеристика |
Илья Ильич Обломов | Происходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли. |
Андрей Штольц | Худой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым. |
Агафья Пшеницына | Добродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича. |
Ольга Ильинская | Привлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными. |
Захар | Слуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему. |
Основная тематика
Тематика произведения Гончарова описывает все сферы дворянской жизни XIX века. Писатель в романе поднимает следующие вопросы:
- Детство. Оно в произведении показывается важным этапом в строении личности человека. Уже в это время герои стали теми людьми, какие они есть. Но воспринимают они это абсолютно по-разному. Для Обломова детство — потерянный рай, для Штольца — источник опыта.
- Воспитание. Автор показал, насколько разными вырастают дети, которые воспитываются в различных условиях.
- Мечта. Гончаров говорит, что человек, который живет лишь мечтаниями, обречен на несчастья в дальнейшей жизни. Обломов не приспособлен к существованию и обрекает окружающих на жертву ради его спасения.
- Труд. Писатель воспевает трудящихся людей, которые сами смогли добиться успеха. Но на примере Штольца он показывает, что у этого человека могут быть крайности, он превращается в надежный, но шаблонный механизм, воспринимающий жизнь только с точки зрения работы.
- Любовь. Как считает писатель, это прекраснейшее чувство, которое на самом деле может изменить человека. Но при этом любовь иногда причиняет и вред. Ильинская переживает за несостоявшуюся свадьбу, но это происходит без последствий, при этом Обломов еще сильней замыкается в себе.
Раскрытие проблем
Проблематика в произведении такая же интересная и насыщенная. В романе Гончаров поднимает такие вопросы:
- Обломовщина. Под этим понятием писатель понимает образ мыслей, когда человек, отрекаясь от реальности, начинает погружаться в идеалистические воспоминания о прошедшем. Он не творит и не разрушает, а только наблюдает галерею воспоминаний. Это отказ от настоящего, который неизбежно заканчивается гибелью души.
- Лишний человек. Автор описывает образ героя, который из-за дворянского воспитания неспособен жить самостоятельно. Через Обломова Гончаров показывает деградацию помещичьего сословия: оно не способно приспособиться к нравственным и бытовым изменениям. Общество не может постоянно содержать этих паразитов.
- Смысл жизни. Гончаров показал читателю две крайности. С одной стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и не добились настоящего счастья и не поняли смысла жизни.
- Жизнь Ильи Ильича. Автор в некоторой степени симпатизирует этому персонажу, он показывает его нравственное превосходство перед суетливостью и черствостью остальных людей. Но писатель пытается донести, что его образ жизни губителен как для него, так и для людей, которые от него зависят.
- Причины лежания Обломова. Писатель описал несовершенство барского воспитания и общества, что в результате создало прослойку людей, которые не приспособлены к какой-либо деятельности. Дворянин нашел для себя место на диване, поскольку его жизнь не принуждала трудиться. Он был рожден с серебрянкой ложкой во рту, у него не было необходимой мотивации, чтобы отыскать себе место под солнцем, поскольку у него и так все есть. Главный герой мог бы появляться в обществе и тратить там деньги, как и многие дворяне, но по своему характеру этот персонаж был замкнутым. Лишь раздумья занимали его, поэтому его происхождение и мыслительный образ объединились в одном месте — на диване.
Лень описана в произведении, как опаснейший порок человека, приводящий его в начале к духовной, а затем и к физической смерти.
Главная мысль
Автор описал в произведении отмирание старого строя и начало новой эры. В этом и состоит основная мысль. Читатель видит дворянство в образе Обломова, которое находится в глубоком идейном кризисе, слабое и равнодушное ко всему. Но при этом можно увидеть новое поколение в описании Штольца — работящих, талантливых капиталистов, предпринимателей, живущих лишь работой и получением прибыли.
Основная идея Гончарова состоит в надежде, что Россия выделит для себя из двух крайностей лучшее. Произведение учит, что человек обязан честно трудиться, чтобы чего-то достигнуть в жизни, а не только думать о смысле бытия. Но при этом он не должен усмирять в себе человеколюбие. Поскольку лишь раздумывая об окружающем мире и собственной жизни, придаваясь ностальгии, думам, мечтаниям, человек может быть действительно счастливыми. Этот вывод напрашивается после прочтения романа «Обломов».
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
В нашей библиотеке 23 521 материалов. |
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
---|
Анализ / Гончаров И.А. / Обломов
Смотрите также по произведению «Обломов» |
Гончаров не повторяет, но развивает гоголевские приёмы изображения. Обломов, может, чем-то и похож на гоголевских помещиков, но упрощать его характер, видеть в нём только примитивную натуру («мёртвую душу») нельзя. Гончаров показывает мыслящего человека, который хочет понять самого себя, мечтает, любит. Главная черта характера Обломова — лень — раскрывается многосторонне, то есть освещается по-разному, с разных точек зрения. В результате писатель создаёт полный и сложный характер главного героя, не ограничиваясь сатирическим заострением одной-двух черт.В романе Гончаров показывает умирание души главного героя, поэтому детально передаёт переживания Ильи Ильича. Психологизм у Гончарова тоже особый: через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), но противоречивую борьбу его чувств и мыслей. Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича. Показательно в этом смысле зарождение его интереса, а потом и любви к Агафье Матвеевне: Обломов начал приглядываться к своей квартирной хозяйке после того, как она угостила его очень вкусным пирогом «с цыплятами и со свежими грибами» (3, III). Пирог напомнил Илье Ильичу Обломовку.Душевное самочувствие героя передаётся часто через его физическое состояние. Беспокойство, например, выражается тем, что Обломов вертится на своём диване: «Порой он терялся в приливе житейских забот, лежал, ворочаясь с боку на бок, временами слышались его отрывистые восклицания: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде трогает»» (1,I). Как бы желая спрятаться от беспокойной жизни, Обломов «кутался в халат или завёртывался в одеяло совсем с головой». Но вот пробудилась мысль, наступила минута самокритики, и «Обломов высвобождал голову из-под одеяла» (1,VIII). Обычно душевные переживания Ильи Ильича сопровождаются болезненным физическим состоянием: он объясняется с Ольгой, и его «руки и ноги похолодели», «он упал духом», «внутри него уже разыгрывалась легкая лихорадка» (2, XII).Одной из художественных особенностей романа является переплетение лирического, трагического и комического изображения. Добролюбов отмечал, что писательская манера Гончарова ненавязчива, он не поучает читателя, как надо понимать характер или ситуацию, описанную в романе: Гончарову «нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа, — это уж ваше дело» («Что такое обломовщина?»). Но при всей объективности описания у Гончарова чувствуется глубокая симпатия к главному герою, снисходительность к нему, продиктованная ясным пониманием того зла, которое погубило его. Известно, что сначала роман назывался «Обломовщина», то есть идейный акцент ставился на социальные обстоятельства, которые сформировали ленивый, никчёмный характер героя. Однако в окончательном варианте Гончаров изменил название на «Обломов», подчёркивая тем самым важность личной драмы героя.Комизм присутствует в первой части романа, когда Обломов никак не может встать с дивана, хотя несколько раз уже спускал ноги к домашним туфлям. Всякий раз какая-то мысль останавливала героя и, чтобы обдумать её, он опять укладывался на подушку. Уже в первой части Обломов ставит перед собой кардинальный вопрос: «Почему я такой?» (1,VIII). С этого момента в романе возникает трагическое настроение, которое постепенно усиливается к концу: Обломов, человек умный, совестливый и чуткий, но слабовольный и пассивный, не может побороть свою натуру и быстро движется к трагическому финалу, отдавая себе в том полный отчёт. Автор показывает Обломова через борьбу противоположных стремлений: эта борьба время от времени ведёт героя к мучительному сознанию своей беспомощности и желанию переменить свою жизнь, но все порывы кончаются апатией, сном, победой лени. К сожалению, из двух возможных путей, которые видит перед собой сам Обломов («Теперь или никогда! Быть или не быть!» 2, V), побеждает второй — «никогда», «не быть». Обломов отказывается от активной жизни, добровольно ограничивает своё существование заботами о вкусном обеде и покое в домике на Выборгской стороне. Лирические авторские ноты сильнее всего звучат именно в четвёртой части романа: здесь совершенно явно выражено сочувствие автора беспомощному герою.Подводя итог, следует сказать, что роман «Обломов» — в высшей степени своеобразное произведение, глубокое по идейному содержанию и неповторимое по художественному воплощению этого содержания. Роман построен весьма просто, без эффектных сюжетных поворотов. Его ценность не во внешней занимательности, а в глубине постижения современной Гончарову русской действительности и человеческой жизни вообще. Ведь Обломов показан одновременно как продукт определённых общественных условий (обломовщины) и как личность, которая пытается им противостоять, не принимая пустую и суетную окружающую действительность. Социальное положение (помещик), неправильное воспитание (ему с детства внушалось, что труд — наказание, а отдых и покой — сказочное блаженство) предопределили, по Гончарову, трагическую судьбу главного героя. Однако неприятие жизни приводило к трагическому концу во все эпохи: обстоятельства побеждали гордого человека, который противопоставлял себя несправедливому окружающему миру. Недаром в «Обломове» повторяется гамлетовская дилемма, а сам Обломов с Захаром напоминают Дон Кихота и Санчо Панса. Испанский рыцарь тоже шёл «против течения» и из-за этого вызывал смех у «нормальных» людей, которые заранее знают, что идти против течения глупо — всё равно проиграешь.Отношение автора к такому сложному и противоречивому герою, как Обломов, весьма неоднозначное: Гончаров показывает не только его отрицательные черты (лень, паразитическую мораль, косность, эгоизм), но и положительные (ум, чувствительность, порядочность, понимание природы, уважение к женщине). Этим обусловлено переплетение комического, трагического, лирического изображения в образе главного героя.
Просмотров: 29453Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.
Год написания – 1847 – 1859 гг.
История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.
Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.
Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.
Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершен, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически, автор явился прообразом своего героя.
События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.
Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.
Тема
Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.
В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.
Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.
Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.
Композиция
В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.
Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.
В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.
В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.
Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова».
Жанр
Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – реализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.
«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.
Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.
Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».
Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 12
В каком году был написан рассказ Чехова «Человек в футляре»?</h3>
- <label>1896;</label>
- <label>1897;</label>
- <label>1898;</label>
- <label>1899.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/50-_oblomov__ia_goncharova_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2497-hudozhestvennye_osobennosti.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/zhanr-romana-oblomov.html
- https://lit-helper.com/p_hudojestvennie_osobennosti_romana_oblomov_goncharova_i_a
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/analiz-proizvedeniya-goncharova-i.html